Научная статья на тему 'Образовательные возможности электронной обучающей системы в подготовке бакалавров педагогического образования'

Образовательные возможности электронной обучающей системы в подготовке бакалавров педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ELECTRONIC UCHEBNO-METHODICAL COMPLEX (EUMC) / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА / ПОДГОТОВКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ЭУМК) / E-LEARNING SYSTEM / THE TRAINING OF ENTREPRENEURS IN EDUCATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопаткин В. М., Каракозов С. Д., Куликова Л. Г., Скурыдина Е. М.

В статье рассматривается электронная обучающая система как средство, способствующее повышению эффективности решения задач инновационной подготовки студентов педагогического вуза. Представлены возможности электронной обучающей систем и компоненты электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопаткин В. М., Каракозов С. Д., Куликова Л. Г., Скурыдина Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONALOPPORTUNITIESE-LEARNING SYSTEMIN THEDEVELOPMENT BACHELORSOF PEDAGOGICALEDUCATION

The article considers thee-learningsystemas a meanscontributes to theefficiencyof innovativeproblem solvingtraining of studentsof pedagogical high school. Possibilities ofe-learningsystems andcomponents for electronicuchebno-methodical complex (EUMK).

Текст научной работы на тему «Образовательные возможности электронной обучающей системы в подготовке бакалавров педагогического образования»

Библиографический список

1. Савин, А.П. Энциклопедический словарь юного математика.- М., 1985.

2. Демидова, Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.Е. Демидова, А.П. Тонких. - М., 2002.

3. Гусева, Т.В. О некоторых видах работы с моделями-схемами // Начальная школа. - 2002. - № 12.

4. Белошистая, А.В. Обучение решению задач в начальной школе: метод.пособие. - М., 2003.

Bibliography

1. Savin, A.P. Ehnciklopedicheskiyj slovarj yunogo matematika.- M., 1985.

2. Demidova, T.E. Teoriya i praktika resheniya tekstovihkh zadach: ucheb.posobie dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj / T.E. Demidova, A.P. Tonkikh. - M., 2002.

3. Guseva, T.V. O nekotorihkh vidakh rabotih s modelyami-skhemami // Nachaljnaya shkola. - 2002. - № 12.

4. Beloshistaya, A.V. Obuchenie resheniyu zadach v nachaljnoyj shkole: metod.posobie. - M., 2003.

Статья поступила в редакцию 16.05.13

УДК 378.637

Lopatkin V.M., Karakozov S.D., Kulikova L.G., Skurydina E.M. EDUCATIONALOPPORTUNITIESE-LEARNING SYSTEMIN THEDEVELOPMENT BACHELORSOF PEDAGOGICALEDUCATION. The article considers thee-learningsystemas a meanscontributes to theefficiencyof innovativeproblem solvingtraining of studentsof pedagogical high school. Possibilities ofe-learningsystems andcomponents for electronicuchebno-methodical complex (EUMK).

Key words: e-learning system, the training of entrepreneurs in education, information and communication tools, electronic uchebno-methodical complex (EUMC).

B.М. Лопаткин, д-р. пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: nir-klg@uni-altai.ru;

C.Д. Каракозов, д-р. пед. наук, проф. МИОО, г. Барнаул, E-mail: ksd@uni-altai.ru;

Л.Г. Куликова, канд. пед. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: nir-klg@uni-altai.ru;

Е.М. Скурыдина, канд. техн. наук, доц. ФГБОУ ВПО АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: skudem@uni-altai.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается электронная обучающая система как средство, способствующее повышению эффективности решения задач инновационной подготовки студентов педагогического вуза. Представлены возможности электронной обучающей систем и компоненты электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК).

Ключевые слова: электронная обучающая система, подготовка предпринимателей в образовании, информационно-коммуникационные средства, электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК).

Мировые интеграционные процессы в сфере образования, присоединение России к Болонскому соглашению, принятие Концепции модернизации российского образования, прописанной в проекте «Образование», аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы), «Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года», «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», Концепции федеральной целевой программы «Научные и педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» и другие нормативно-правовые документы ориентируют систему педагогического образования на подготовку квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, социально и профессионально мобильного, способного к постоянному профессиональному росту.

Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, включённости молодых специалистов в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения, востребованным в нынешней изменяющей экономике регионов. Результаты качественного высшего образования - это формирование способности самостоятельно и квалифицированно мыслить, а в дальнейшем самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Будущий специалист, получивший подготовку высокого уровня, должен уже на стадии обучения быть адаптирован к условиям конкретной производственной среды, уметь самостоятельно разрабатывать новые технологии и быть способным к принятию новых решений. Решение данной проблемы обусловливает необходимость разработки моделей учебного процесса, конструирования содержания и организации учебного материала. Следовательно, одним из актуальных направле-

ний развития образовательного процесса вуза является разработка учебно-методического комплекса дисциплины, способствующего эффективному освоению студентами учебного материала, позволяющего в дальнейшем создавать основу для развития личности, возможности для дальнейшего самообразования, овладения знаниями основ изучаемых наук. Возникает необходимость в организации такой образовательной деятельности, которая позволяла бы при меньших затратах средств и времени получать больше знаний. Всё это возможно при использовании современных информационно-коммуникационных средств и инструментов, а также развитие инновационных методов, форм и средств обучения.

В ряде исследований раскрываются инновационные аспекты учебной деятельности (В.П. Беспалько, О.С. Газман, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В. Кричевский, М.И. Махмутов, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина, Г.К. Селевко, И.Т. Фролов, И.С. Якиманская и другие); осуществлена классификация инноваций по различным основаниям (В.С. Лазарев, А.В. Лоренсов, А.М. Моисеев, Н.В. Немова, М.М. Поташник, Г.Н. Прозументова, Т.И. Пуденко, П.И. Третьяков, О.Г. Хомерики, П.В. Худоминский и другие); выявлены особенности инновационной деятельности педагогов (Ф.Н. Гоноболин, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, А.Е. Кондратенков, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, Л.М. Фридман, А.И. Щербаков и другие).

Анализ определений понятия «инновация» (нововведение) позволил выделить его основные признаки - продуктивность (новшество) и процессуальность (переход, «вживление»), именно процессуальность определяет функционирование инновационной деятельности и предполагает управляемость (целенаправленность).

Инновационные методы - методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных

технологий в образовании. Данные методы позволяют повысить качество образования и эффективность обучения посредствам использования информационно-коммуникационных технологий путём развития у студентов творческих способностей и самостоятельности.

Информационно-коммуникационные технологии в обучении - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах обучающихся.

Теоретический анализ показал, что инновации в организации учебного процесса, в программах и методиках - это внедренное новшество с использованием инновационных методов обучения, обладающих высокой эффективностью, а также с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.

Одним из резервов повышения качества профессионального образования, на наш взгляд, является электронные обучающие системы, которые могут постоянно модернизироваться и пополнятся новыми программами и методиками обучения. Так, электронные обучающие системы:

• позволяют облегчить понимание изучаемого материала, в результате разнообразных способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

• допускает адаптацию в соответствии с потребностями обучаемого, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями;

• представляет разнообразные виды работ для самопроверки;

• предоставляет неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и т.п.;

• позволяет выносить на лекции и практические занятия материал наиболее существенный по содержанию, а остальное, оставлять для самостоятельной работы;

• дает возможность индивидуального обучения.

Последнее время электронные обучающие системы активно внедряются в образовательный процесс, но при разработке данных систем нет четкой структуры заполнения. Структурированный материал позволяет учитывать следующие принципы [2]:

• Принцип квантования - разбиения материала на модули, соответствующие новым федеральным государственным образовательным стандартам.

• Принципу полноты - каждый модуль имеет следующие компоненты: теоретическое ядро, контрольные вопросы по теории, примеры, задачи и упражнения для самостоятельной работы, контрольные вопросы по всему модулю с ответами, контрольные и тестовые работы, творческо-ориентированные задания и задания для выполнения проектных работ.

• Принцип наглядности - каждый модуль наполнен мультимедийными инструментами.

• Принцип ветвления - структурированное гиперссылоч-ное построение модулей.

• Принцип регулирования - самостоятельное управление, позволяющее решать необходимое количество модулей и индивидуальное построение работы.

• Принцип адаптивности - позволяющий варьирование глубины и сложности изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от специальности обучающегося, применительно к дополнительному иллюстративному материалу.

• Принцип компьютерной поддержки - обучающийся получает компьютерную поддержку, позволяющую изучать необходимый материал.

• Принцип собираемости - позволяющий компоновать материал в единый электронный комплекс, расширять и дополнять их новыми модулями.

Для выявления эффективности электронной обучающей системы была выполнена опытно-экспериментальная работа. В ходе исследования подготовлен электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) «Инновационные процессы развития общего и профессионального образования». ЭУМКД содержит нормативный, теоретический, практический, оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов, методический блоки. Цель позволяет предвосхитить ожидаемый результат и задать ориентиры деятельности преподавателя и студентов. Так, цель ЭУМКД «Инновационные процессы развития общего и профессионального образования» -повышение эффективности управления учебным процессом и самостоятельной работой студентов по освоению дисциплины с помощью внедрения в учебный процесс современных технологий обучения.

Основные задачи, решаемые посредством ЭУМКД:

• определение содержания, объёма и последовательности изучения разделов дисциплины, установление требований к уровню освоения содержания дисциплины студентами в соответствии с ФГОС ВПО 3-его поколения;

• обеспечение преемственности в преподавании учебных дисциплин;

• определение содержания и объёма самостоятельной работы студента, форм и средств контроля её выполнения;

• осуществление методического и информационного сопровождения образовательного процесса и реализация инновационных подходов к обучению студентов;

• повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов.

ЭУМКД «Инновационные процессы развития общего и профессионального образования» реализуется в двух форматах: полной версии и базовой версии.

Полная версия ЭУМКД «Инновационные процессы развития общего и профессионального образования» представляет собой полный комплект учебно-методических единиц, как открытого доступа, так и конфиденциального, предназначена для ограниченного пользования преподавателей, преподающим данную дисциплину, хранится в бумажном и электронных носителях на кафедре, утвердившей ЭУМКД, нами предложена структура, представленная в таблице 1.

Базовая версия ЭУМКД находится в электронном виде в локальной сети университета, предназначена для повышения эффективности управления учебным процессом и самостоятельной работой студентов по освоению дисциплины с помощью внедрения в учебный процесс современных технологий обуче-

Таблица 1

Структура полной версии электронного учебно-методического комплекса дисциплины

Нормативный блок Теоретический блок Практический блок Блок оценочно-диагностических средств и контрольноизмерительных материалов Методический блок

Аннотация Учебник(и) Учебные справочники Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов Методические рекомендации для преподавателей

Рабочая учебная программа Учебное(ые) пособие(я) Планы и структура семинарских занятий Тесты текущего контроля Методические рекомендации для студентов

Курс лекций Тесты промежуточной аттестации (экзаменационный зачетный тест)

Конспекты лекций Перечень вопросов к экзамену

Электронные презентации Пакет экзаменационных билетов

Методики решения и ответы к тестовым заданиям

ния. Отличие базовой версии ЭУМКД «Инновационные процессы развития общего и профессионального образования» от полной версии заключается лишь в том, что в ней содержание структурных блоков освещено кратко.

Компоненты, с которыми можно ознакомиться, помечаются как гиперссылки. При выборе пользователем гиперссылки информация о ней раскрывается для ознакомления следующего информационного уровня. Следовательно, студент сам строит стратегию своего обучения и индивидуальный маршрут изучения дисциплины.

Указанные в ЭУМКД «Инновационные процессы развития общего и профессионального образования» блоки требуют более глубокого обоснования. В нормативный блок входят аннотация, рабочая учебная программа по курсу «Инновационные процессы развития общего и профессионального образования» и нормативные документы, требования которых учитывались при разработке ЭУМК. Содержание рабочей учебной программы соотносится с требованиями ФГОС ВПО 3-его поколения к обязательному минимуму содержания дисциплины, так каждая тема занятия направлена на формирование одной или нескольких общекультурных и профессиональных компетенций, переставленных в федеральном государственном образовательном стандарте. Таким образом, курс «Инновационные процессы развития общего и профессионального образования» - учебная дисциплина, направлена на формирование профессиональной компетентности в инновационной деятельности, необходимой для развития теории науки и методологии в сфере образования и для реализации инновационных процессов.

Теоретический блок содержит учебники, учебные пособия, курсы лекций, электронные конспекты лекций базовой версии.

Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов реализует обратную связь между преподавателем и студентом. Этот блок включает в себя материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения контрольных мероприятий (текущих, промежуточных), указывает на конкретный вид отчётности в соответствии с рабочей учебной программой. Так, для текущей и промежуточной аттестации нами разработаны тесты в программе ACT_SWAP.exe., которые позволяют за короткий промежуток времени оценить знания студентов. Следовательно, текущий контроль по курсу «Инновационные процессы развития общего и профессионального образования» осуществляется в форме тестирования по темам и дидактическим единицам, а также в форме рефератов. Промежуточный контроль по дисциплине «Инновационные процессы развития общего и профессионального образования» реализуется в форме зачета или промежуточного тестирования, а экзамен и курсовые работы по данному курсу не предусмотрены.

В базовую версию входит комплект документов для открытого доступа в локальной сети университета: вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень вопросов к экзамену, пример экзаменационного билета, образец тестов текущей аттестации, образец тестов промежуточной аттестации, демоверсию экзаменационного теста, банк тестовых заданий для самоконтроля и подготовки студента к текущей и промежуточной аттестации. Эти оценочно-диагностических средства позволяют студенту осуществлять самоконтроль степени усвоения знаний и корректировать свою учебную деятельность. Сообразно с этим,полная версия представляет собой полный комплект документов, включающий ответы к тестовым заданиям для ограниченного пользования.

Методический блок содержит методические рекомендации по дисциплине «Инновационные процессы развития общего и профессионального образования» для преподавателей и студентов. Следует отметить, что в этих рекомендациях для преподавателей указано место дисциплины в учебном плане, связь её с другими дисциплинами, вопросы преемственности; отмечены современные подходы к проблематике дисциплины, специфика авторской концепции; перечислены особенности реализуемых видов учебной работы, средства, методы обучения, способы учебной деятельности, принципы и критерии оценивания результатов обучения. Особое внимание мы уделяем педагогическому взаимодействию преподавателя и студентав процессе проблемного обучения. Вследствие того, что проблемная ситуация способствует «включению» мыслительного взаимодействия студента с лекционным материалом, в ходе которого происходит усвоение или систематизация знания, содержащегося в учебном предмете и необходимого для решения поставленной про-

блемы. В целом диалогическое общение между преподавателем и студентами на проблемной лекции позволяет: формировать в процессе обсуждения разные точки зрения целостное знание об инновациях; устанавливать контакт со студентом как собеседником, тем самым «делиться» не только новым знанием, но и своим отношением к нему, личностным смыслом.

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. При разработке рекомендаций мы исходили из того, что часть курса может изучаться студентом самостоятельно. Поскольку, весь процесс изучения инновационных процессов в образовании представлен как активная самостоятельная познавательная деятельность студента по поиску, нахождению и усвоению научной истины. Логика решения проблемных заданий ставит его в положение исследователя, даёт возможность более глубоко и основательно изучить процессы и явления. Это, несомненно, потребует от обучаемого самостоятельности, креативности мышления, роста познавательной деятельности.

Разработанная полная версия ЭУМКД «Инновационные процессы развития общего и профессионального образования» находится на кафедре педагогики и используется в учебном процессе института физико-математического образования и факультета физической культуры. Наряду с полной версией учебнометодического комплекса дисциплины созданная базовая версия ЭУМКД, ориентированная на использование как в локальной сети ФГБОУ ВПО «АлтГПА», так и в глобальной сети для открытого образования.

Применение ЭУМКД возможно для методического обеспечения всех видов учебной работы, применяющихся в процессе обучения. При этом одновременно достигается повышение качества обучения и его комфортность. ЭУМКД «Инновационные процессы развития общего и профессионального образования» позволяет осуществить на практике мобильное сочетание самостоятельной познавательной деятельности студентов с различными источниками информации на основе их систематического и оперативного взаимодействия с преподавателем; формировать профессиональные мотивы; строить системное представление о профессиональной подготовки учителя в процессе изучения дисциплины; учить не столько знанию как конечному продукту, но и процедуре усвоения материала в рамках специальной педагогической среды, создающей оптимальную ситуацию познания.

Принимая во внимания вышесказанное, подчеркнем, что ЭУМКД «Инновационные процессы развития общего и профессионального образования» отвечает стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к современным учебным изданиям и предполагает:

• формирование у студентов научного мировоззрения на основе представлений об общих и специальных методах научного познания;

• определение степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям студентов;

• обеспечение самостоятельных действий студентов по извлечению учебной информации при чётком понимании конечных целей и задач образовательной деятельности;

• обеспечение последовательности усвоения студентами определенной системы знаний в изучаемой предметной области;

• глубокое осмысление учебного материала и его рассредоточенное запоминание.

• единство осуществления обучающих, развивающих, воспитательных и практических целей целостного образовательного процесса.

Все отмеченные формы, методы и приемы работы с электронной обучающей системой свидетельствуют о том, что применение подобных средств и технологий в целом привносит новое в методику и информационно-технологическое обеспечение подготовки студентов, в свою очередь, не может не отразиться на повышении качества такой подготовки кадров для новой экономики.

• Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки в рамках гос. задания Алтайской государственной педагогической академии проект № 6.380.2011. «Многокомпонентная открытая образовательная среда регионального уровня»

Библиографический список

1. Зимина, О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: теория, методика, практика. -М., 2003.

Bibliography

1. Zimina, O.V. Pechatnihe i ehlektronnihe uchebnihe izdaniya v sovremennom vihsshem obrazovanii: teoriya, metodika, praktika. - M., 2003.

Статья поступила в редакцию 20.05.13

УДК37.015.3+373.1.013

Pautova V.V. RISE OF SCHOOL READINESS LEVEL PROGRAMME FOR CHILDREN BY MEANS OF KINESIOLOGICAL EXERCISES «MOVEMENTS-ASSISTANTS». In the research the Rise of School Readiness Level programme for children by means of kinesiological exercises «Movements-assistants» is presented. The main task of the programme implementation in the preschool institutions is the realization of the interhemispheric coordination of the brain, which is possible thanks to the relations between the left and right hemispheres and opens for the child the way to master the learning programmes and actions efficiently.

Key words: Rise of School Readiness Level programme for children by means of kinesiological exercises «Movements-assistants», training for the school, kinesiological complex, у asymmetrical gymnastics exercises, interhemispheric integration of the brain.

В.В. Паутова, соискатель АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: pautova.valeriya@mail.ru

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ «ДВИЖЕНИЯ-ПОМОЩНИКИ»

В работе представлена программа повышения уровня подготовки детей к школе средствами кинезиологи-ческих упражнений «Движения-помощники». Главной задачей внедрения настоящей программы в дошкольные образовательные учреждения явилось осуществление межполушарной координации мозга, которая обеспечивается наличием нервных связей между левым и правым полушарием, и тем самым, открывает реальный путь ребёнку в более эффективном освоении обучающих программ и действий.

Ключевые слова: программа повышения уровня готовности детей к школе средствами кинезиологи-ческих упражнений «Движения-помощники», подготовка детей к школе, кинезиологический комплекс, упражнения асимметрической гимнастики, межполушарная интеграция головного мозга.

Программа «Движения-помощники» является необходимым условием повышения уровня готовности детей к школе средствами кинезиологических упражнений. В процессе внедрения программы у детей формируется представление о роли движений в жизни человека. Дети не только учатся понимать необходимость правильного выполнения движений, но и овладевать ими вначале на уровне умений, а затем и навыков.

Главной задачей внедрения программы явилось осуществление межполушарной координации мозга, которая обеспечивается наличием нервных связей между левым и правым полушарием, и тем самым, открывает реальный путь ребёнку к более эффективному освоению обучающих программ и действий. Не игнорируя физиологические закономерности развития мозга, не ускоряя их и не замедляя развитие отдельных его отделов, не замещая искусственно функции одного полушария функциями другого, происходит эффективное влияние этой программы на освоение ребёнком учебных предметов путём целенаправленного развития межполушарной проводимости, улучшения синхронизации в работе правого и левого полушарий головного мозга.

Базой для реализации программы явилось последовательное осуществление задачи, повышение уровня готовности детей к школьному обучению средствами кинезиологических упражнений. Помимо этого программа предусматривает повышение информированности детей в следующих областях: развитие представлений о роли мелкой моторики, которая осуществляется ладонью и пальцами; формирование понимания значения каждого пальчика для организма человека. Эти сведения становятся важным дополнительным компонентом физической и умственной подготовленности детей.

Данная программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие ребёнка в целом: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения; видеть и понимать красоту движений; совершенствование речевого развития, мышления, физических способностей, рефлексии поведения. Приоритет в обучении отдаётся пониманию и оценке про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

исходящего в совместной практической деятельности педагогов, родителей и детей.

Программа «Движения-помощники» может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего, так и коррекционного типа.

Основная цель программы - создание условий, повышения уровня готовности детей к школе средствами кинезиологичес-ких упражнений.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:

1) совершенствование физического и психического развития детей;

2) формирование у детей целостных представлений о правильных движениях, роли двигательной активности в их жизни;

3) формирование потребностей и мотивов использования кинезиологических упражнений;

4) воспитание самостоятельности и творческой активности;

5) двигательное овладение детьми арсеналом асимметрических упражнений.

Программа «Движения-помощники» объединяет урочные формы (учебные занятия по физической культуре с элементами кинезиологии) и внеурочные - в режиме дня, физкультурно-оздоровительные, досуговые мероприятия (досуги, дни здоровья, самостоятельная двигательная активность). В программе определены формы работы с родителями и педагогами, представлены программные требования к освоению детьми знаний, умений и навыков кинезиологических упражнений.

Настоящая программа включает в себя содержание основных наиболее эффективных для развития межполушарной активности мозга форм, составляющих целостную кинезиологи-ческую технику подготовки детей к школе в условиях дошкольного образовательного учреждения. Она состоит из 4 взаимосвязанных частей,каждая из которых содержит специфические задачи и организационно-методические указания.

Часть 1. Комплексы кинезиологических упражнений

Эффект двигательного обогащения достигается в процессе пролонгированного освоения детьми 8 органически взаимосвя-

занных комплексов упражнений. Комплексы имеют конкретные педагогические задачи, определяющие подбор упражнений, их слаженность и направленность. Это, в свою очередь, обуславливает выбор методов обучения и способы организации детей.

Оздоровительные и воспитательные задачи проходят через весь учебный процесс, их гармоничная взаимосвязь присутствует на каждом занятии. Вместе с тем, отличительной особенностью занятий, с использованием разработанной нами программы является акцент на поддержание динамического режима, ежедневной тренировки кинезиологическими средствами. Это обеспечивает развитие межполушарной интеграции головного мозга детей посредством выполнения специальных упражнений асимметрической гимнастики. Проводимые комплексы упражнений содействуют развитию уровня информационной работоспособности и произвольного внимания детей. Одновременно развиваются психомоторные показатели: межполушарная, зрительномоторная и сенсомоторная интеграция, сопровождающаяся рефлексивным поведением.

Построение педагогического процесса по подготовки детей к школе с включением кинезиологических средств предполагает использование наглядно-практических методов и фронтального способа организации деятельности. Все виды занятий в группе включают фрагменты двигательных заданий, обеспечивающих эффект феномена активного отдыха.

Пример упражнений из комплекса по снятию отрицательного напряжения и улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле сжать кисти в кулаки как можно сильнее. Напрячь руки. Разжать кулаки и пошевелить пальцами. Встряхнуть их. Испытать чувство расслабления. Повторить З - 4 раза.

2. И. п. - сидя на стуле приподнять плечи с напряжением, затем опустить их (повторить З раза). Затем приподнять по 3 раза каждое плечо. Положить подбородок на грудь. Повернуть подбородок и шею направо, затем налево. Повторить 3 - 4 раза. Сесть прямо и удобно, почувствовать, как расслабилась шея.

3. Пригибаем и разгибаем верхнюю часть ушей вниз и вверх словно бы раскатывая и скатывая уши. Ушки должны стать тёплыми. Повторить 6 - 8 раз.

Пример упражнений из комплекса по асимметрической гимнастики, направленной на улучшение межполушарной синхронизации:

1. «Кулак - ребро - ладонь»:

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола и т.д. Выполнять сначала правой рукой, потом - левой. Усложнить и выполнять двумя руками вместе (8 - 10 раз). Упражнение выполняется под команду (кулак - ребро, ладонь).

2. «Колечко»:

Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. Соединять последовательно - указательный средний и т. д. Потом выполнить в обратном направлении - от мизинца к указательному пальцу. Сначала упражнение выполнять только одной рукой, затем усложнить, и выполнять сразу двумя руками.

3. «Лезгинка»:

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой пря-

Библиографический список

мой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой руки. После этого одновременно смените положение правой и левой руки. Повторить упражнение 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положения [1].

Часть 2. Работа с педагогами

Данный вид работы направлен на решение следующих задач:

- осознание педагогами роли и значения кинезиологических упражнений в развитии детей;

- знание средств, методов и форм внедрения кинезиологии в условия ДОУ в процессе подготовки детей к школе;

- овладение методикой использования кинезиологических упражнений;

- формирование умения планировать, прогнозировать и контролировать функциональное состояние обучаемых детей в режиме дня.

Часть 3. Работа с родителями

Важным условием эффективности работы по подготовки детей к школе средствами кинезиологических упражнений является творческое сотрудничество с родительским коллективом.

Работа ведётся в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителей и более внимательная с их стороны забота о здоровье, развитии детей средствами кинезиологии.

Часть 4. Массовые мероприятия

К массовым мероприятиям, направленных на подготовку детей к школе средствами кинезиологических упражнений относятся:

- физкультурный досуг развивающей направленности - содержание досуга составляют знакомые детям игры и кинезио-логические упражнения. Длительность досуга - 25 минут;

- физкультурный праздник - демонстрация выполнения детьми кинезиологических упражнений. Длительность праздника 1-1,5 часа в зависимости от сезона; основу праздника составляют двигательные забавы и асимметрические упражнения;

- день здоровья - его задачей является забота о профилактике нервной системы детей, оздоровление организма в тесной связи с развивающей работой, а также с поддержанием положительно-эмоционального состояния психики.

Анализируя преимущества апробированной нами кинезио-логической программы, позволяет говорить, что проблемы безопасности образовательной среды давно беспокоят педагогов и психологов. По мнению учёных, детские сады и школы - место потенциальной повышенной опасности. [2, с. 163-169].

На наш взгляд, при существующей программе подготовки детей в ДОУ к обучению в школе наблюдается несоответствие декларируемому триединству задачи обучения: образование, воспитание, оздоровление.

Безопасность здоровью в образовательной среде может быть признана только при достаточном разнообразии средств обучения, позволяющих ребёнку избавляться от монотомии, усталости, напряжения и прибывать в состоянии социального и психологического благополучия. Кинезиологическая программа подготовки детей позволит им без последствий для здоровья преодолевать негативные проявления компонентов обучающей среды и делать её более переносимой, привлекательной, а порой и комфортной.

1. Шанина, Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. - М., 1999.

2. Сергеев, С.Ф. Психологическая безопасность в образовательной среде / С.Ф. Сергеев, В.А. Якунин // Народное образование. - 2012. - № 6.

Bibliography

1. Shanina, G.E. Uprazhneniya specialjnogo kineziologicheskogo kompleksa dlya vosstanovleniya mezhpolusharnogo vzaimodeyjstviya u deteyj i podrostkov. - M., 1999.

2. Sergeev, S.F. Psikhologicheskaya bezopasnostj v obrazovateljnoyj srede / S.F. Sergeev, V.A. Yakunin // Narodnoe obrazovanie. - 2012. -№ 6.

Статья поступила в редакцию 20.05.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.