Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
141
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕНСОМОТОРНЫЙ КОНТРОЛЬ / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ / SENSORIMOTOR CONTROL / PSYCHODIAGNOSTIC METHODS / A SET OF PHYSICAL EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ударцев М.М.

Целью работы является развитие межполушарного взаимодействия путем формирования мелкой моторики и сенсомоторного контроля у детей школьного возраста. Методы и объекты исследования. Благодаря реализации программы по включению в ежедневные занятия с детьми старшего дошкольного возраста элементов кинезиологической гимнастики, уже в течение учебного года было отмечено улучшение мелкой моторики и графомоторики. Для диагностики динамики развития в соответствии с возрастной нормой были использованы следующие психодиагностические методики: Тест Керна-Йирасека «Копирование точек»; Проба Н.И. Озерецкого; исследование зрительно-моторной координации Л.Бендер; Речевой вариант пробы Дж. Хеда. Результаты. У 80% воспитанников наблюдается улучшение показателей сформированности мелкой моторики и физической активности по сравнению с 2018-2019 учебным годом. По сравнению с началом 2019-2020 учебного года наблюдается рост показателей у 60% воспитанников. Выводы. После года работы можно отметить положительную динамику развития психофизиологического компонента, становление графомоторики, развитие зрительно-моторной координации, формирование сенсомоторного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE KINESIOLOGICAL CORRECTION METHOD WHEN WORKING WITH SCHOOL-AGE CHILDREN

The purpose of the work is to develop interhemispheric interaction through the formation of fine motor skills and sensorimotor control in schoolchildren. Methods and objects of research. Thanks to the implementation of the program for the inclusion of elements of kinesiological gymnastics in daily activities with older preschool children, an improvement in fine motor and graphomotor skills was noted already during the school year. To diagnose the dynamics of development in accordance with the age norm, the following psychodiagnostic techniques were used: Kern-Jirasek test "Copying points"; Test N.I. Ozeretsky; study of visual-motor coordination L. Bender; Speech version of J. Head's test. Results: 80% of the pupils have an improvement in the indicators of the formation of fine motor skills and physical activity compared to the 2018-2019 academic year. Compared to the beginning of the 2019-2020 academic year, there is an increase in indicators for 60% of pupils. Conclusions. After a year of work, one can note the positive dynamics of the development of the psychophysiological component, the formation of graphomotor skills, the development of visual-motor coordination, the formation of sensorimotor control.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Ф^РУ M

молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Применение метода кинезиологической коррекции при работе с детьми школьного возраста

Ударцев М.М.,

udartcev1@ma.il т

«Муниципал ьное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28 с углубленным изучением отдельных предметов» (г. Ревда, Россия)

УДК 796.038

Аннотация. Целью работы является развитие межполушарного взаимодействия путем формирования мелкой моторики и сенсомоторного контроля у детей школьного возраста. Методы и объекты исследования. Благодаря реализации программы по включению в ежедневные занятия с детьми старшего дошкольного возраста элементов кинезиологической гимнастики, уже в течение учебного года было отмечено улучшение мелкой моторики и графомоторики. Для диагностики динамики развития в соответствии с возрастной нормой были использованы следующие психодиагностические методики: Тест Керна-Йирасека «Копирование точек»; Проба Н.И. Озерецкого; исследование зрительно-моторной координации Л.Бендер; Речевой вариант пробы Дж. Хеда. Результаты. У 80% воспитанников наблюдается улучшение показателей сформированности мелкой моторики и физической активности по сравнению с 2018-2019 учебным годом. По сравнению с началом 2019-2020 учебного года наблюдается рост показателей у 60% воспитанников. Выводы. После года работы можно отметить положительную динамику развития психофизиологического компонента, становление графомоторики, развитие зрительно-моторной координации, формирование сенсомоторного контроля.

Ключевые слова: сенсомоторный контроль, психодиагностические методы, комплекс физических упражнений.

Application of the kinesiological correction method when working with school-age children

Udartsev M.M.,

udartcev1@mail.ru

"Municipal autonomous educational institution" Secondary school No. 28 with in-depth study of individual subjects " (Revda, Russia)

UDC 796.038

Annotation. The purpose of the work is to develop interhemispheric interaction through the formation of fine motor skills and sensorimotor control in schoolchildren. Methods and objects of research. Thanks to the implementation of the program for the inclusion of elements of kinesiological gymnastics in daily activities with older preschool children, an improvement in fine motor and graphomotor skills was noted already during the school year. To diagnose the dynamics of development in accordance with the age norm, the following psychodiagnostic techniques were used: Kern-Jirasek test "Copying points"; Test N.I. Ozeretsky; study of visualmotor coordination L. Bender; Speech version of J. Head's test. Results: 80% of the pupils have an improvement in the indicators of

Ф^РУ м

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

the formation of fine motor skills and physical activity compared to the 2018-2019 academic year. Compared to the beginning of the 2019-2020 academic year, there is an increase in indicators for 60% of pupils. Conclusions. After a year of work, one can note the positive dynamics of the development of the psychophysiological component, the formation of graphomotor skills, the development of visual-motor coordination, the formation of sensorimotor control.

Keywords: sensorimotor control, psychodiagnostic methods, a set of physical exercises.

Введение

В.И. Воронкина считала, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому некоторым людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачиваний ногой и т.д. [5]

Постулаты кинезиологии основываются на особенностях функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Благодаря выполнению кинезиологической гимнастики создаются нейронные связи, обеспечивающие развитие обоих полушарий, отвечающие за формирование высших психических функций. [2]

Систематически выполняя определенные упражнения, можно опосредованно воздействовать на формирование словесной речи, благодаря наличию взаимозависимости между речевой и моторной деятельности.

Основные требования методики является точность выполнения специальных движений и приемов. При этом их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Благодаря реализации программы по включению в ежедневные занятия с детьми старшего дошкольного возраста элементов кинезиологической гимнастики, уже в течение учебного года было отмечено улучшение мелкой моторики и графомоторики. [3]

Проведенные исследования показывают, что благоприятным периодом для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка считается возраст от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. [1] В этом возрастном промежутке происходит формирование высших психических функций, поэтому так необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы, основанной на использовании кинезиологических упражнений.

Целью является развитие межполушарного взаимодействия путем формирования мелкой моторики и сенсомоторного контроля у детей школьного возраста. Благодаря реализации программы по включению в ежедневные занятия с детьми старшего дошкольного возраста элементов кинезиологической гимнастики, уже в течение учебного года было отмечено улучшение мелкой моторики и графомоторики.

Для диагностики динамики развития в соответствии с возрастной нормой были использованы следующие психодиагностические методики: Тест Керна-Йирасека «Копирование точек»; Проба Н.И. Озерецкого; исследование зрительно-моторной координации Л.Бендер; Речевой вариант пробы Дж. Хеда. [4]

Исследование проводилось на группе учащихся Средней общеобразовательной школы №28 города Ревда из 21 человек в возрасте 9-10 лет.

ФЭРУ М 188К2687-086Х

молодёжной науки 37 www.forummn.ru

Уои^сспсоРогит юита! https://doi.org/10.35599/forummn/01.04.05

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Основная часть

Согласно результатам первичной диагностики зрительно моторной координации, около 40% воспитанников испытывают сложности при быстром переключении движений. В начале учебного года это показатель уменьшился и составил 30%. В данный момент лишь 10% детей сбиваются и просто повторяют предыдущее движение.

Замедленное воспроизведение позы при пробе на пальцевый гнозис и праксис наблюдается у 15% воспитанников, причем этот показатель уменьшился с начала года на 14%. Кроме того, еще 5% по-прежнему требуется время на поиск нужного движения.

По выше представленным результатам обследования детей были выделены и проанализированы итоговые показатели в рамках развития психофизиологического компонента. Обратившись к рисунку 1 можно увидеть, что у 80% воспитанников наблюдается улучшение показателей сформированности мелкой моторики по сравнению с 2018-2019 учебным годом. По сравнению с началом 2019-2020 учебного года наблюдается рост показателей у 60% воспитанников.

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рисунок 1. Динамика показателей психофизиологических компонентов

Заключение

После года работы можно отметить положительную динамику развития психофизиологического компонента, становление графомоторики, развитие зрительно-моторной координации, формирование сенсомоторного контроля.

Кроме того, по результатам диагностики в школе можно отметить активизацию познавательных процессов. Это в свою очередь оказывает влияние на формирование интеллектуальной готовности к обучению, в которую входит развитие связной речи, формирование процессов анализа и синтеза, развитие словесно-логического мышления, рост познавательного интереса в классе.

Библиографический список

1. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: ФИС, 1988. 332 с.

2018-2019 гг. 2019-2020 гг.

Ф^РУ м

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

2. Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки. М.: Лептос, 1994. 368 с.

3. Курамшин. Ю. В. Выносливость и методика ее развития // Теория и методика физической культуры. п/р Ю. Ф. Курамшина. Учебник для студентов ВУЗов. М.: Советский спорт, 2003. 464 с.

4. Курцевич. Т. Ю. Общие основы теории и методики физического воспитания. Том 1. Киев, 2003. 257 с.

5. Лёгкая атлетика: Учебник для ин-тов физической культуры / Под общ. Ред. Г. Н. Озолина, В. И. Воронкина. М.: ФиС, 1979. 597 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.