Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
135
ВРЕМЯ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ
и
КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТА У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Герасимова Оксана Юрьевна
Канд. биол. наук, доцент кафедры психологии ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный медицинский
университет» г. Челябинск
АННОТАЦИЯ
Цель - выявить связи между интеллектом и показателями зрительно-моторного теста у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем психического развития.
С помощью тестов Векслера и метода хронорефлексометрии изучены особенности психофизиологической структуры интеллекта у старших дошкольников с разным уровнем психического развития; сопоставлены показатели времени простых и дифференцировочных реакций с показателями интеллекта по тесту Векслера; выявлены взаимосвязи между интеллектом, фальш-стартами и количеством ошибок, совершаемых ребенком при выполнении дифференцировочных реакций типа сложного выбора.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что, показатели интеллекта имеют достоверные различия, связанные с уровнем психического развития ребенка. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) отстают по развитию как вербальных, так и невербальных функций интеллекта, а психофизиологическая структура интеллекта характеризуется выраженной дисгармоничностью развития познавательных функций при доминировании невербальной составляющей. У здоровых детей также определяется дисгармоничное развитие комплекса познавательных функций, но без доминирования одного из вербальных или невербальных компонентов.
Между показателями интеллекта и простыми и сложными сенсомоторными реакциями в группе обследуемых с нормальным интеллектуальным развитием значимых корреляционных связей обнаружено не было.
У детей с задержкой психического развития были определены значимые корреляционные связи между временем простой зрительно-моторной реакции (ВР ПЗМР) и невербальным интеллектуальным показателем, а также между ВР ПЗМР и интегральным показателем интеллекта. Достоверные значимые отрицательные корреляционные связи были обнаружены также между количеством ошибок в сенсомоторном тесте и некоторыми показателями теста интеллекта.
Следовательно, время простых и сложных сенсомоторных реакций можно использовать в качестве одного из показателей уровня интеллекта у детей с задержкой психического развития.
ABSTRACT
The goal - to reveal the relationship between intelligence and visual-motor performance test in preschool children with different levels of mental development.
With the test method and the Wechsler hronorefleksometrii Peculiarities of psychophysiological structure of intelligence at the senior preschool children with different levels ofmental development; correlated values of time and differentiation ofsimple reaction to indicators of intelligence Wechsler test; revealed the relationship between intelligence, false starts and the number of mistakes made by the child in the performance of differentiation reactions such difficult choices.
Based on the data, we can conclude that IQs are significant differences related to the level of mental development of the child. Children with mental retardation (CRA) lag behind in the development of both verbal and non-verbal intelligence functions and psycho-physiological structure of intelligence is characterized by a pronounced disharmony of cognitive functions with the dominance of non-verbal component. In healthy children as defined by disharmonious development of complex cognitive functions, but without the domination of a verbal or non-verbal components.
Between intelligence and performance simple and complex sensorimotor reactions in the group of subjects with normal intellectual development of significant correlations were found.
Children with mental retardation were identified significant correlation between the time of a simple hand-eye reaction (BP SVMR) and nonverbal intellectual indicators, as well as between BP and SVMR integral indicator of intelligence. Reliable significant negative correlations were also found between the number of errors in the sensorimotor test, and some indicators of intelligence test.
Consequently, the time simple and complex sensorimotor reactions can be used as an indicator of the level of intelligence in children with mental retardation.
Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, интеллект, тест Векслера, хронорефлексометрия, зрительно-моторные реакции, время реакции, вербальный и невербальный компонент.
Keywords: children with mental retardation, the intelligence, test Wechsler, hronorefleksometriya, visual-motor speed, reaction time, verbal and nonverbal components.
136
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблема изучения особенностей когнитивного развития детей разного возраста является одной из актуальных в современной психофизиологии и педагогике. В настоящее время увеличивается количество детей с задержкой психического развития (ЗПР), испытывающих трудности в обучении, особенно в его начальный период. Вместе с тем, выявление особенностей психофизиологической структуры интеллекта у старших дошкольников с разным уровнем психического развития необходимо для раннего прогнозирования школьных трудностей в обучении и организации эффективных мер их коррекции.
Так как диагностика данной формы дизонтогенеза вызывает значительные трудности, на наш взгляд, перспективно в комплексном обследовании использовать объективные психофизиологические методы оценки функциональных возможностей ЦНС.
К реакциям, имеющим корреляцию с уровнем развития интеллекта, относятся, в частности, реакции выбора из двух и более альтернатив. Чем сложнее реакции, тем больше разница в скорости реагирования у более способных и менее способных испытуемых. Время реакции является важным показателем дискриминативной способности мозга [9].
Литературных данных о взаимосвязи времени реакции (ВР) и интеллекта у детей разных возрастных групп, особенно дошкольного возраста, немного [3,6], а в отношении контингента с задержкой психического развития, таких работ практически нет. Поэтому для получения достаточно полной картины о данной взаимосвязи необходимы дальнейшие исследования в широком возрастном диапазоне с привлечением различных сенсомоторных тестов, с одной стороны, и апробированных тестов интеллекта, с другой.
Базами исследования являлись массовые муниципальные дошкольные учреждения г. Челябинска, в которых имеются специализированные группы для детей с проблемами в развитии. В соответствии с классификацией К. С. Лебединской [4] и на основе МКБ-10 (1995) в исследование включен контингент детей, диагноз которых относится к рубрикам Р06-Р07. Основная группа включала детей с проблемами в развитии в количестве 75 человек в возрасте от 5,5 до 6,5 лет. Методом «пара-копия» подобрана контрольная группа детей такого же возраста с нормальным психическим развитием - 75 человек.
Выбор данного возрастного периода обусловлен тем, что, как отмечает В. Г. Каменская [2], переходный возраст между шестью и семью годами может определяться как диапазон разнообразных рисков психофизиологической природы, требующих своевременной диагностики и компенсации.
Использовалось два метода: детский вариант теста Векслера, адаптированный и стандартизированный на отечественной выборке А. Ю. Панасюком [7] и хронорефлек-сометрия (компьютерный зрительно-моторный тест) [3, 8], основу которой составляют зрительно-моторные реакции. Важно отметить, что метод хронорефлексометрии отличается простотой применения и отсутствием «научения и привыкания» при выполнении [5].
По тесту Векслера для каждого ребенка определялись шкальные оценки вербального интеллектуального показателя (ВИП), невербального (НИП) и общего (интегрального) интеллектуального показателя (ОИП), а также показатели уровня выполнения каждого субтеста. В основной группе интегральный показатель оценивался в пределах 86 баллов,
что соответствует сниженному интеллектуальному развитию.
Компьютерный зрительно-моторный тест включал в себя шесть этапов, на каждом из которых ребёнок должен был как можно быстрее реагировать определенным движением на появляющееся в центре монитора компьютера изображение либо звук.
На первом этапе для выявления времени простой зрительно - моторной реакции (ВР ПЗМР) испытуемому предъявлялись сигналы в виде кружков жёлтого, красного и синего цветов, чередующихся друг с другом в случайной последовательности. Ребёнок нажимал на клавишу клавиатуры с максимально возможной скоростью в ответ на появление зрительных стимулов (кружков), то есть по принципу «сигнал - ответ» (всего 10 предъявлений).
Второй этап аналогичен первому только ребенку предъявлялся слуховой сигнал (10 предъявлений) (ПСМР).
На третьем этапе задача усложнялась, исследование проводилось в режиме реакции выбора одного из трёх сигналов. Ребенок должен был как можно быстрее отвечать двигательной реакцией только при появлении кружка красного цвета, а на сигналы в виде желтого и синего кружков клавишу не нажимать.
На четвёртом этапе (в режиме реакции выбора двух из трёх сигналов) ребенок должен был как можно быстрее нажать правой рукой на жёлтый кружок, левой - на синий. Красный кружок являлся тормозным сигналом и в ответ на его предъявление на клавишу клавиатуры нажимать не следует. В данном случае ребёнок должен дифференцировать (различать) не только цвет зрительного сигнала, но выбирать и тип ответа (правой или левой рукой).
На пятом этапе определялось время ПЗМР на фоне статической помехи. На экране монитора на фоне неподвижных кружков жёлтого, красного и синего цветов в случайном порядке появляется новый кружок. При появлении нового кружка ребёнок должен как можно быстрее нажать на клавишу клавиатуры (всего 10 предъявлений).
На шестом этапе на экране монитора движутся квадраты разных цветов. Ребенок должен как можно быстрее нажать на клавишу при появлении на этом фоне кружков жёлтого, красного или синего цветов, которые появляются в случайном порядке (всего 10 предъявлений).
На первом и втором этапах выполнения заданий мы имеем дело с простыми сенсомоторными реакциями, а на последующих - с дифференцировочными реакциями типа сложного выбора и различения.
Таким образом, каждому ребёнку за время проведения теста предъявлялось по 60 сигналов.
Эксперимент проводился в игровой форме в первой половине дня. На каждом этапе тестирования ребенку подробно объяснялась его задача.
В последующем были сопоставлены показатели времени простых и дифференцировочных реакций с показателями интеллекта и уровнем психического развития детей.
Сравнительный анализ вербальной и невербальной составляющих интеллекта позволил выявить ряд интересных закономерностей, свидетельствующих о значимых различиях между детьми основной и контрольной групп, как по субтестовым, так и по итоговым оценкам.
Интегральный показатель ОИП (IQ) для детей контрольной группы оценивался в пределах 114,2±2,5 баллов, что соответствовало нормальному интеллектуальному развитию.
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
137
Интегральный показатель у детей основной группы был на уровне 86,0±2,85 балла, что соответствует среднему уровню задержки психического развития.
Вне зависимости от уровня психического развития у старших дошкольников выявлены четыре основных типа сочетания уровня развития вербального и невербального показателя интеллекта: ВИП и НИП выше нормативных результатов; ВИП и НИП ниже нормативных результатов; высокие ВИП и низкие НИП; высокие НИП и низкие ВИП. Распределение дошкольников по этим типам имело существенные различия у детей с разным уровнем психического развития.
Если первый тип сочетания уровня развития вербального и невербального компонентов интеллекта выявлен у 72,2% детей контрольной группы, то в основной группе дошкольников этот тип соотношения ВИП и НИП не выявлен.
У детей основной группы в 60,6% случаев выявлен четвертый тип. Анализ среднегрупповых данных показал, что дети основной группы характеризуются менее высоким уровнем вербально-логического мышления, организации внимания и памяти, сформированностью структурных компонентов организации деятельности, умением обобщать и классифицировать элементарные понятия (субтесты «Сходство», «Повторение цифр»). Среднегрупповые данные по вышеназванным показателям у детей основной группы от данных в контрольной группе отличаются на 29,0 - 62,0% в сторону ухудшения результатов.
У всех дошкольников вне зависимости от уровня психического развития менее сформированными оказались такие компоненты структуры интеллекта, как уровень речевого развития и умение строить развернутые высказывания.
У детей основной группы менее сформированными оказались такие компоненты структуры интеллекта, как уровень речевого развития и умение строить развернутые высказывания. Об этом свидетельствуют очень низкие показатели субтеста «Словарь»: среднегрупповые данные у детей основной группы —5,15±0,25, у детей контрольной группы 9,12±0,32 балла при р<0,05. В то же время у детей основной группы отмечен менее высокий уровень сформи-рованности долговременной слухоречевой памяти, общего запаса сведений и знаний, что подтверждается данными субтеста «Осведомленность». Среднегрупповые данные по данному тесту в 1,6 раза ниже по сравнению с детьми контрольной группы (р< 0,05).
Установлено, что у детей основной группы по сравнению с контрольной имеется отставание развития вербальных функций (р<0,01).
С субтестами невербальной структуры интеллекта дошкольники обеих групп справлялись лучше, чем с вербальными заданиями (р<0,05). Вероятно, это связано с тем, что в онтогенезе невербальные функции формируются в процессе роста и развития, и являются наиболее зрелыми к старшему дошкольному возрасту, а вербальные функции формируются позднее. Однако субтест «Кодирование», вызвал затруднения у всех детей, но в большей степени у контингена с недостаточным психическим развитием. Среднегрупповые данные в основной группе по этому субтесту в 1,5 раза были ниже по сравнению с контрольной (р<0,05).
Трудности выполнения заданий этого субтеста свидетельствуют, прежде всего, о недостаточной сформированно-сти зрительной памяти, зрительно-моторных координаций
и произвольной организации деятельности, способности к концентрации внимания и скорости работы.
Наиболее существенные различия у детей с разным уровнем психического развития выявляются в тех невербальных субтестах, в реализации которых участвуют различные стороны внимания, логические процессы, экспрессивная и импрессивная речь, умение решать зрительно-пространственные задачи. Это субтесты «Недостающие детали» и «Кодирование», оценки по которым в основной группе ниже, чем в контрольной в 12 раз и в 1,5 раза соответственно. Именно развитие этих функций в значительной мере определяет успешность формирования базовых школьных навыков (письма, чтения и математики), и естественно, является основой возникновения трудностей обучения [1].
Между показателями интеллекта и простыми и сложными сенсомоторными реакциями в группе обследуемых с нормальным интеллектуальным развитием значимых корреляционных связей обнаружено не было.
У детей с задержкой психического развития были выявлены достоверные значимые корреляционные связи между временем простой зрительно-моторной реакции (ВР ПЗМР) и показателем невербального интеллекта, а также между ВР ПЗМР и интегральным показателем интеллекта (соответственно r= - 0,45 и r= - 0,47).
Значимые отрицательные корреляционные связи были обнаружены между количеством ошибок в сенсомоторном тесте и показателями теста интеллекта «Кодирование» и «Недостающие детали» (соответственно r= - 0,61 и r= -0,36).
Достоверные значимые отрицательные корреляционные связи выявлены между интеллектом и количеством ошибок и фальш - стартов, совершаемых ребёнком при выполнении дифференцировочных реакций типа сложного выбора.
Таким образом, исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что, показатели интеллекта имеют достоверные различия, связанные с уровнем психического развития ребенка. У детей основной группы имеется отставание по развитию как вербальных, так и невербальных функций (р<0,05). Психофизиологическая структура интеллекта характеризуется выраженной дисгармоничностью развития познавательных функций при доминировании невербальной составляющей (р<0,05).
В контрольной группе определяется дисгармоничное развитие комплекса познавательных функций без доминирования одного из вербальных или невербальных компонентов.
Таким образом, выявленная специфика психофизиологической структуры интеллекта у старших дошкольников с разным уровнем психического развития позволяет понять когнитивную стратегию их деятельности и индивидуальные особенности, и может служить основой для разработки личностно-ориентированных подходов к обучению и индивидуально-дифференцированных мер коррекции.
Время простых и сложных сенсомоторных реакций можно эффективно использовать в качестве одного из показателей уровня интеллекта у детей с задержкой психического развития.
Литература
1. Безруких М. М., Логинова Е.С. Возрастная динамика и особенности формирования психофизиологической структуры интеллекта у учащихся начальной
138
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
школы с разной успешностью обучения // Физиология человека. 2006. Т 32, №1. С. 15-25.
2. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. М.: ФОРУМ - ИНФРА-М., 2005. 283 с.
3. Киселёв С. Ю., Лупандин В. И., Ткачук И. Е. Взаимосвязь интеллекта и показателей сенсомоторного теста у детей старшего дошкольного возраста // Вопр. психологии. 2000. № 4. С. 38-45.
4. Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. 2006. № 3. С. 15-27.
5. Лоскутова Т.Д. Время реакции как психофизиологический метод оценки функционального состояния центральной нервной системы // Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности. Л.: Медицина, 1978. С. 165-183.
6. Мороз М. П., Чубаров И. В., Чмуханова А. Г. Оценка функционального состояния центральной нервной системы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с помощью вариационной хронорефлексометрии // Рос. физиологический журн. 2000. № 4. С. 471-480.
7. Панасюк А. Ю. О возможности использования адаптированного варианта методики Векслера при психологическом исследовании детей с интеллектуальной недостаточностью // Адаптированный вариант методики Векслера (WISC). М., 1973. С. 15381543.
8. Попова Т. В. Основы психофизической регуляции. -Челябинск: ЮуРГУ, 2002. 129 с.
9. Чуприкова Н. И. Время реакции и интеллект: почему они связаны? // Вопр. психологии. 1995. № 4. С. 65114.
«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОВЗ МЕТОДАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ»
Гроза Оксана Ивановна
Педагог-психолог г. Ярославль
АННОТАЦИЯ
Использование песочной терапии в коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ.
ANNOTATION
Using sand therapy correction emotional sphere of children with disabilities.
Ключевые слова: песочная терапия, дети с ОВЗ, эмоциональная сфера, мелкая моторика. Keywords: sand therapy, children with disabilities, emotional sphere, fine motor skills.
Одной из актуальных проблем является сегодня развитие эмоциональной сферы детей. Выражение ребенком своих чувств - важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития [2, с. 3]. Один из методов развития эмоциональной сферы детей - это песочная терапия.
Практически в каждом детском саду есть центры песка и воды, одни педагоги считают, что детям с песком надо заниматься самостоятельно, другие - используют песок на занятиях. Педагоги-психологи ДОУ используют песочную терапию для коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ, а также при возбудимости и гиперактивности, при проявлениях агрессивности, при конфликтном поведении, страхах, тревожности. В коррекционно-развивающих занятиях, с различными целями: при ознакомлении с эмоциями и чувствами, обучению взаимодействию в группе и сплочению детей, развитию мелкой моторики и познавательной сферы.
Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать себя, как эффективный метод психокоррекции у детей с ограниченными возможностями
здоровья. Занятия с песочной терапией являются очень полезными для детей с ОВЗ, так как, зачастую у таких детей происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей, часто наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы. У детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы». Прежде всего, это «комплекс неполноценности», неуверенность в себе, что может привести к социальной дезадаптации (ребенок замыкается в себе, становится грубым, раздражительным, начинает избегать сверстников). Поэтому требуется большое внимание уделять психоэмоциональному здоровью детей с ОВЗ [4].
Опыт работы убедил в том, что наиболее продуктивным и действенным методом организации деятельности с такими детьми, является - песочная терапия.
В основу песочной терапии с детьми с ОВЗ положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга [3]. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. У детей улучшается эмоциональное состо-