Оздоровительные технологии в образовательном процессе
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ СЕНСОМОТОРНОГО ТЕСТА У ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Л.С. Рычкова, О.Ю. Герасимова ЮУрГУ, г. Челябинск
С помощью компьютерного зрительно-моторного теста выявлена специфика психофизиологической структуры интеллекта у старших дошкольников с разным уровнем психического развития, что позволяет понять когнитивную стратегию их деятельности и индивидуальные особенности, и может служить основой для разработки личностно-ориентированных подходов к обучению и индивидуально-дифференцированных мер коррекции.
Проблема изучения особенностей когнитивного развития детей разного возраста является одной из актуальных в современной психофизиологии и педагогике. В настоящее время увеличивается количество детей с задержкой психического развития (ЗПР), испытывающих трудности в обучении, особенно в его начальный период. Так как диагностика данной формы дизонтогенеза вызывает значительные трудности, на наш взгляд, перспективно в комплексном обследовании использовать объективные психофизиологические методы оценки функциональных возможностей ЦНС. Хронорефлексометрия, основу которой составляет простая зрительно-моторная реакция, отличается простотой применения и отсутствием «научения и привыкания» при выполнении [4].
Литературных данных о взаимосвязи времени реакции (ВР) и интеллекта у детей разных возрастных групп, особенно дошкольного возраста, немного [2, 5), а в отношении контингента с задержкой психического развития, таких работ практически нет. Задачами нашего исследования было изучение особенностей психофизиологической структуры вербального и невербального интеллекта у детей с разным уровнем психического развития для раннего прогнозирования школьных трудностей в обучении и организации эффективных мер их коррекции, выявление взаимосвязи ВР с умственными способностями ребенка.
Базами исследования являлись массовые муниципальные дошкольные учреждения г. Челябинска, в которых имеются специализированные группы для детей с проблемами в развитии. В соответствии с классификацией К.С. Лебединской [3] и на основе МКБ-10 (1995) в исследование включен контингент, диагноз которых относится к рубрикам Р0б-Р07, основная группа включала де-
тей с проблемами в развитии в количестве 50 человек в возрасте от 5,5 до 6,5 лет. Методом «паракопия» подобрана контрольная группа детей такого же возраста с нормальным психическим развитием - 50 человек.
В исследовании использовался детский вариант методики Векслера, адаптированный и стандартизированный на отечественной выборке [6]. Для каждого ребенка рассчитывали вербальный интегральный показатель (ВИП), невербальный (НИП), общий интеллектуальный показатель (ОИП), а также показатели уровня выполнения каждого субтеста. В основной группе интегральный показатель IQ оценивался в пределах 86 баллов, что соответствует сниженному интеллектуальному развитию.
Компьютерный зрительно-моторный тест включал в себя четыре этапа, на каждом из которых ребёнок должен был как можно быстрее реагировать определенным движением на появляющееся в центре монитора компьютера изображение либо звук [2, 7]. На первом и втором этапах выполнения заданий мы имеем дело с простыми сенсомоторными реакциями, а на последующих -с дифференцировочными реакциями типа сложного выбора и различения.
Результаты исследования обрабатывали с помощью пакета прикладных математико-статистических программ «SPSS 11.0», «STATGRAPHICS PLUS 3.0», «STATISTICА 6.0».
Вне зависимости от уровня психического развития у старших дошкольников выявлены четыре основных типа сочетания уровня вербального интегрального показателя: выше нормативных результатов; ниже нормативных результатов; высокие ВИП и низкие НИП; высокие НИП и низкие ВИП. Распределение дошкольников по этим типам
Рычкова Л.С., Герасимова О.Ю.
Особенности психофизической структуры интеллекта и его взаимосвязь с показателями ...
имело существенные различия у детей с разным уровнем психического развития. Если первый тип сочетания уровня развития вербального и невербального компонентов интеллекта выявлен у 72,2 % детей контрольной группы, то в основной группе дошкольников этот тип соотношения ВИП и НИП не выявлен. У детей основной группы в 60,6 % случаев выявлен четвертый тип. Анализ среднегрупповых данных показал, что дети основной группы характеризуются менее высоким уровнем вербально-логического мышления, организации внимания и памяти, сформированностью структурных компонентов организации деятельности, умением обобщать и классифицировать элементарные понятия (субтесты «Сходство», «Повторение цифр»). Среднегрупповые данные по вышеназванным показателям у детей основной группы от данных в контрольной группе отличаются на 29,0-62,0 % в сторону ухудшения результатов. У всех дошкольников вне зависимости от уровня психического развития менее сформированными оказались такие компоненты структуры интеллекта, как уровень речевого развития и умение строить развернутые высказывания.
У детей основной группы отмечен менее высокий уровень сформированности долговременной слухоречевой памяти, общего запаса сведений и знаний, что подтверждается данными субтеста «Осведомленность». Среднегрупповые данные по данному тесту в 1,6 раза ниже по сравнению с детьми контрольной группы (р < 0,05). Установлено, что у детей основной группы по сравнению со контрольной имеется отставание развития вербальных функций (р < 0,01). С субтестами невербальной структуры интеллекта дошкольники обеих групп справлялись лучше, чем с вербальными заданиями (р < 0,05). Вероятно, это связано с тем, что в онтогенезе невербальные функции формируются в процессе роста и развития, и являются наиболее зрелыми к старшему дошкольному возрасту, а вербальные функции формируются позднее. Однако субтест «Кодирование», вызвал затруднения у всех детей, но в большей степени у контингена с недостаточным психическим развитием. Среднегрупповые данные в основной группе по этому субтесту в 1,5 раза были ниже по сравнению с контрольной (р < 0,05). Наиболее существенные различия у детей с разным уровнем психического развития выявляются в тех невербальных субтестах, в реализации которых участвуют различные стороны внимания, логические процессы, экспрессивная и импрессивная речь, умение решать зрительно-пространственные задачи. Это субтесты «Недостающие детали» и «Кодирование», оценки по которым в основной группе ниже, чем в контрольной в 12 раз и в 1,5 раза соответственно. Именно развитие этих функций в значительной мере определяет успешность формирования базовых школьных навыков (письма, чтения и
математики), и естественно, является основой возникновения трудностей обучения [1].
Между показателями интеллекта и простыми и сложными сенсомоторными реакциями в группе обследуемых с нормальным интеллектуальным развитием значимых корреляционных связей обнаружено не было. В то же время у детей с задержкой психического развития были определены значимые корреляционные связи между показателями уровня интеллекта и временем простой зрительно-моторной реакции (табл. 1).
Таблица 1
Корреляционные связи между показателями интеллекта и ВР простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) у детей с различным уровнем психического развития
Группы детей Вербальный интеллект Невербальный интеллект Интегральный показатель (1(3)
Основная -0,2 -0,45 -0,47
Контрольная 0,1 -0,28 -0,11
Следовательно, исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что, показатели интеллекта имеют достоверные различия, связанные с уровнем психического развития ребенка. У детей основной группы имеется отставание по развитию как вербальных, так и невербальных функций (р < 0,05). Психофизиологическая структура интеллекта характеризуется выраженной дисгармоничностью развития познавательных функций при доминировании невербальной составляющей (р<0,05). В контрольной группе определяется дисгармоничное развитие комплекса познавательных функций без доминирования одного из вербальных или невербальных компонентов.
Таким образом, выявленная специфика психофизиологической структуры интеллекта у старших дошкольников с разным уровнем психического развития позволяет понять когнитивную стратегию их деятельности и индивидуальные особенности, и может служить основой для разработки личностно-ориентированных подходов к обучению и индивидуально-дифференцирован-ных мер коррекции. Время простых и сложных сенсомоторных реакций можно эффективно использовать в качестве одного из показателей уровня интеллекта у детей с задержкой психического развития.
Литература
1. Безруких, М.М. Возрастная динамика и особенности формирования психофизиологической структуры интеллекта у учащихся начальной школы с разной успешностью обучения / М.М. Безруких, Е.С. Логинова // Физиология человека. - 2006. - Т 32, №1. - С. 15-25.
2. Киселев, С.Ю. Компьютерные методики изучения времени сенсомоторных реакций у детей дошкольного возрасти / С.Ю. Киселев, А.В. Гизул-лина, В.А. Сурнин // Журн. высш. нервн. деят. -1996. - Т. 46, N° 1. - С. 188.
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 10
5
3. Лебединска, К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. -125 с.
4. Лоскутова, Т.Д. Ог(енка функционального состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой двигательной реакции / Т.Д. Лоскутова // Физиол. журн. СССР им. И. М. Сеченова. - 1975. - № 61 (1). - С. 3-11.
5. Мороз, М.П. Оценка функционального состояния центральной нервной системы детей младшего школьного возраста с задержкой психи-
ческого развития с помощью вариационной хро-норефлексометрии / М.П. Мороз, ИВ, Чубарое, А.Г, Чмуханова // Российский физиологический журнал. - 2000. - № 4 - С. 471-480.
6. Панасюк, А.Ю О возможности использования адаптированного варианта методики Векслера при психологическом исследовании детей с интеллектуальной недостаточностью /А.Ю. Панасюк // Адаптированный вариант методики Векслера (тБС). -М., 1973.-С. 1538-1543.
7. Попова, ТВ. Основы психофизической регуляции / Т. В. Попова. - Челябинск, 2002. - 129 с.