Научная статья на тему 'Особенности психофизической структуры интеллекта и его взаимосвязь с показателями сенсомоторного теста у детей с разным уровнем психического развития'

Особенности психофизической структуры интеллекта и его взаимосвязь с показателями сенсомоторного теста у детей с разным уровнем психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
537
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рычкова Л. С., Герасимова О. Ю.

С помощью компьютерного зрительно-моторного теста выявлена специфика психофизиологической структуры интеллекта у старших дошкольников с разным уровнем психического развития, что позволяет понять когнитивную стратегию их деятельности и индивидуальные особенности, и может служить основой для разработки личностно-ориентированных подходов к обучению и индивидуально-дифференцированных мер коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психофизической структуры интеллекта и его взаимосвязь с показателями сенсомоторного теста у детей с разным уровнем психического развития»

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ СЕНСОМОТОРНОГО ТЕСТА У ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Л.С. Рычкова, О.Ю. Герасимова ЮУрГУ, г. Челябинск

С помощью компьютерного зрительно-моторного теста выявлена специфика психофизиологической структуры интеллекта у старших дошкольников с разным уровнем психического развития, что позволяет понять когнитивную стратегию их деятельности и индивидуальные особенности, и может служить основой для разработки личностно-ориентированных подходов к обучению и индивидуально-дифференцированных мер коррекции.

Проблема изучения особенностей когнитивного развития детей разного возраста является одной из актуальных в современной психофизиологии и педагогике. В настоящее время увеличивается количество детей с задержкой психического развития (ЗПР), испытывающих трудности в обучении, особенно в его начальный период. Так как диагностика данной формы дизонтогенеза вызывает значительные трудности, на наш взгляд, перспективно в комплексном обследовании использовать объективные психофизиологические методы оценки функциональных возможностей ЦНС. Хронорефлексометрия, основу которой составляет простая зрительно-моторная реакция, отличается простотой применения и отсутствием «научения и привыкания» при выполнении [4].

Литературных данных о взаимосвязи времени реакции (ВР) и интеллекта у детей разных возрастных групп, особенно дошкольного возраста, немного [2, 5), а в отношении контингента с задержкой психического развития, таких работ практически нет. Задачами нашего исследования было изучение особенностей психофизиологической структуры вербального и невербального интеллекта у детей с разным уровнем психического развития для раннего прогнозирования школьных трудностей в обучении и организации эффективных мер их коррекции, выявление взаимосвязи ВР с умственными способностями ребенка.

Базами исследования являлись массовые муниципальные дошкольные учреждения г. Челябинска, в которых имеются специализированные группы для детей с проблемами в развитии. В соответствии с классификацией К.С. Лебединской [3] и на основе МКБ-10 (1995) в исследование включен контингент, диагноз которых относится к рубрикам Р0б-Р07, основная группа включала де-

тей с проблемами в развитии в количестве 50 человек в возрасте от 5,5 до 6,5 лет. Методом «паракопия» подобрана контрольная группа детей такого же возраста с нормальным психическим развитием - 50 человек.

В исследовании использовался детский вариант методики Векслера, адаптированный и стандартизированный на отечественной выборке [6]. Для каждого ребенка рассчитывали вербальный интегральный показатель (ВИП), невербальный (НИП), общий интеллектуальный показатель (ОИП), а также показатели уровня выполнения каждого субтеста. В основной группе интегральный показатель IQ оценивался в пределах 86 баллов, что соответствует сниженному интеллектуальному развитию.

Компьютерный зрительно-моторный тест включал в себя четыре этапа, на каждом из которых ребёнок должен был как можно быстрее реагировать определенным движением на появляющееся в центре монитора компьютера изображение либо звук [2, 7]. На первом и втором этапах выполнения заданий мы имеем дело с простыми сенсомоторными реакциями, а на последующих -с дифференцировочными реакциями типа сложного выбора и различения.

Результаты исследования обрабатывали с помощью пакета прикладных математико-статистических программ «SPSS 11.0», «STATGRAPHICS PLUS 3.0», «STATISTICА 6.0».

Вне зависимости от уровня психического развития у старших дошкольников выявлены четыре основных типа сочетания уровня вербального интегрального показателя: выше нормативных результатов; ниже нормативных результатов; высокие ВИП и низкие НИП; высокие НИП и низкие ВИП. Распределение дошкольников по этим типам

Рычкова Л.С., Герасимова О.Ю.

Особенности психофизической структуры интеллекта и его взаимосвязь с показателями ...

имело существенные различия у детей с разным уровнем психического развития. Если первый тип сочетания уровня развития вербального и невербального компонентов интеллекта выявлен у 72,2 % детей контрольной группы, то в основной группе дошкольников этот тип соотношения ВИП и НИП не выявлен. У детей основной группы в 60,6 % случаев выявлен четвертый тип. Анализ среднегрупповых данных показал, что дети основной группы характеризуются менее высоким уровнем вербально-логического мышления, организации внимания и памяти, сформированностью структурных компонентов организации деятельности, умением обобщать и классифицировать элементарные понятия (субтесты «Сходство», «Повторение цифр»). Среднегрупповые данные по вышеназванным показателям у детей основной группы от данных в контрольной группе отличаются на 29,0-62,0 % в сторону ухудшения результатов. У всех дошкольников вне зависимости от уровня психического развития менее сформированными оказались такие компоненты структуры интеллекта, как уровень речевого развития и умение строить развернутые высказывания.

У детей основной группы отмечен менее высокий уровень сформированности долговременной слухоречевой памяти, общего запаса сведений и знаний, что подтверждается данными субтеста «Осведомленность». Среднегрупповые данные по данному тесту в 1,6 раза ниже по сравнению с детьми контрольной группы (р < 0,05). Установлено, что у детей основной группы по сравнению со контрольной имеется отставание развития вербальных функций (р < 0,01). С субтестами невербальной структуры интеллекта дошкольники обеих групп справлялись лучше, чем с вербальными заданиями (р < 0,05). Вероятно, это связано с тем, что в онтогенезе невербальные функции формируются в процессе роста и развития, и являются наиболее зрелыми к старшему дошкольному возрасту, а вербальные функции формируются позднее. Однако субтест «Кодирование», вызвал затруднения у всех детей, но в большей степени у контингена с недостаточным психическим развитием. Среднегрупповые данные в основной группе по этому субтесту в 1,5 раза были ниже по сравнению с контрольной (р < 0,05). Наиболее существенные различия у детей с разным уровнем психического развития выявляются в тех невербальных субтестах, в реализации которых участвуют различные стороны внимания, логические процессы, экспрессивная и импрессивная речь, умение решать зрительно-пространственные задачи. Это субтесты «Недостающие детали» и «Кодирование», оценки по которым в основной группе ниже, чем в контрольной в 12 раз и в 1,5 раза соответственно. Именно развитие этих функций в значительной мере определяет успешность формирования базовых школьных навыков (письма, чтения и

математики), и естественно, является основой возникновения трудностей обучения [1].

Между показателями интеллекта и простыми и сложными сенсомоторными реакциями в группе обследуемых с нормальным интеллектуальным развитием значимых корреляционных связей обнаружено не было. В то же время у детей с задержкой психического развития были определены значимые корреляционные связи между показателями уровня интеллекта и временем простой зрительно-моторной реакции (табл. 1).

Таблица 1

Корреляционные связи между показателями интеллекта и ВР простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) у детей с различным уровнем психического развития

Группы детей Вербальный интеллект Невербальный интеллект Интегральный показатель (1(3)

Основная -0,2 -0,45 -0,47

Контрольная 0,1 -0,28 -0,11

Следовательно, исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что, показатели интеллекта имеют достоверные различия, связанные с уровнем психического развития ребенка. У детей основной группы имеется отставание по развитию как вербальных, так и невербальных функций (р < 0,05). Психофизиологическая структура интеллекта характеризуется выраженной дисгармоничностью развития познавательных функций при доминировании невербальной составляющей (р<0,05). В контрольной группе определяется дисгармоничное развитие комплекса познавательных функций без доминирования одного из вербальных или невербальных компонентов.

Таким образом, выявленная специфика психофизиологической структуры интеллекта у старших дошкольников с разным уровнем психического развития позволяет понять когнитивную стратегию их деятельности и индивидуальные особенности, и может служить основой для разработки личностно-ориентированных подходов к обучению и индивидуально-дифференцирован-ных мер коррекции. Время простых и сложных сенсомоторных реакций можно эффективно использовать в качестве одного из показателей уровня интеллекта у детей с задержкой психического развития.

Литература

1. Безруких, М.М. Возрастная динамика и особенности формирования психофизиологической структуры интеллекта у учащихся начальной школы с разной успешностью обучения / М.М. Безруких, Е.С. Логинова // Физиология человека. - 2006. - Т 32, №1. - С. 15-25.

2. Киселев, С.Ю. Компьютерные методики изучения времени сенсомоторных реакций у детей дошкольного возрасти / С.Ю. Киселев, А.В. Гизул-лина, В.А. Сурнин // Журн. высш. нервн. деят. -1996. - Т. 46, N° 1. - С. 188.

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 10

5

3. Лебединска, К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. -125 с.

4. Лоскутова, Т.Д. Ог(енка функционального состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой двигательной реакции / Т.Д. Лоскутова // Физиол. журн. СССР им. И. М. Сеченова. - 1975. - № 61 (1). - С. 3-11.

5. Мороз, М.П. Оценка функционального состояния центральной нервной системы детей младшего школьного возраста с задержкой психи-

ческого развития с помощью вариационной хро-норефлексометрии / М.П. Мороз, ИВ, Чубарое, А.Г, Чмуханова // Российский физиологический журнал. - 2000. - № 4 - С. 471-480.

6. Панасюк, А.Ю О возможности использования адаптированного варианта методики Векслера при психологическом исследовании детей с интеллектуальной недостаточностью /А.Ю. Панасюк // Адаптированный вариант методики Векслера (тБС). -М., 1973.-С. 1538-1543.

7. Попова, ТВ. Основы психофизической регуляции / Т. В. Попова. - Челябинск, 2002. - 129 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.