Научная статья на тему 'Программа повышения уровня готовности детей к школе средствами кинезиологических упражнений «Движения-помощники»'

Программа повышения уровня готовности детей к школе средствами кинезиологических упражнений «Движения-помощники» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN BY MEANS OF KINESIOLOGICAL EXERCISES «MOVEMENTS-ASSISTANTS» / У ASYMMETRICAL GYMNASTICS EXERCISES / ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ / ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ «ДВИЖЕНИЯ-ПОМОЩНИКИ» / ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ / КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / УПРАЖНЕНИЯ АСИММЕТРИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ / МЕЖПОЛУШАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА / RISE OF SCHOOL READINESS LEVEL PROGRAMME / TRAINING FOR THE SCHOOL / KINESIOLOGICAL COMPLEX / INTERHEMISPHERIC INTEGRATION OF THE BRAIN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паутова В. В.

В работе представлена программа повышения уровня подготовки детей к школе средствами кинезиологических упражнений «Движения-помощники». Главной задачей внедрения настоящей программы в дошкольные образовательные учреждения явилось осуществление межполушарной координации мозга, которая обеспечивается наличием нервных связей между левым и правым полушарием, и тем самым, открывает реальный путь ребёнку в более эффективном освоении обучающих программ и действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паутова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISE OF SCHOOL READINESS LEVEL PROGRAMME FOR CHILDREN BY MEANS OF KINESIOLOGICAL EXERCISES «MOVEMENTS-ASSISTANTS»

In the research the Rise of School Readiness Level programme for children by means of kinesiological exercises «Movements-assistants» is presented. The main task of the programme implementation in the preschool institutions is the realization of the interhemispheric coordination of the brain, which is possible thanks to the relations between the left and right hemispheres and opens for the child the way to master the learning programmes and actions efficiently.

Текст научной работы на тему «Программа повышения уровня готовности детей к школе средствами кинезиологических упражнений «Движения-помощники»»

Библиографический список

1. Зимина, О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: теория, методика, практика. -М., 2003.

Bibliography

1. Zimina, O.V. Pechatnihe i ehlektronnihe uchebnihe izdaniya v sovremennom vihsshem obrazovanii: teoriya, metodika, praktika. - M., 2003.

Статья поступила в редакцию 20.05.13

УДК37.015.3+373.1.013

Pautova М. RISE OF SCHOOL READINESS LEVEL PROGRAMME FOR CHILDREN BY MEANS OF KINESIOLOGICAL EXERCISES «MOVEMENTS-ASSISTANTS». In the research the Rise of School Readiness Level programme for children by means of kinesiological exercises «Movements-assistants» is presented. The main task of the programme implementation in the preschool institutions is the realization of the interhemispheric coordination of the brain, which is possible thanks to the relations between the left and right hemispheres and opens for the child the way to master the learning programmes and actions efficiently.

Key words: Rise of School Readiness Level programme for children by means of kinesiological exercises «Movements-assistants», training for the school, kinesiological complex, у asymmetrical gymnastics exercises, interhemispheric integration of the brain.

В.В. Паутова, соискатель АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: pautova.valeriya@mail.ru

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ «ДВИЖЕНИЯ-ПОМОЩНИКИ»

В работе представлена программа повышения уровня подготовки детей к школе средствами кинезиологи-ческих упражнений «Движения-помощники». Главной задачей внедрения настоящей программы в дошкольные образовательные учреждения явилось осуществление межполушарной координации мозга, которая обеспечивается наличием нервных связей между левым и правым полушарием, и тем самым, открывает реальный путь ребёнку в более эффективном освоении обучающих программ и действий.

Ключевые слова: программа повышения уровня готовности детей к школе средствами кинезиологи-ческих упражнений «Движения-помощники», подготовка детей к школе, кинезиологический комплекс, упражнения асимметрической гимнастики, межполушарная интеграция головного мозга.

Программа «Движения-помощники» является необходимым условием повышения уровня готовности детей к школе средствами кинезиологических упражнений. В процессе внедрения программы у детей формируется представление о роли движений в жизни человека. Дети не только учатся понимать необходимость правильного выполнения движений, но и овладевать ими вначале на уровне умений, а затем и навыков.

Главной задачей внедрения программы явилось осуществление межполушарной координации мозга, которая обеспечивается наличием нервных связей между левым и правым полушарием, и тем самым, открывает реальный путь ребёнку к более эффективному освоению обучающих программ и действий. Не игнорируя физиологические закономерности развития мозга, не ускоряя их и не замедляя развитие отдельных его отделов, не замещая искусственно функции одного полушария функциями другого, происходит эффективное влияние этой программы на освоение ребёнком учебных предметов путём целенаправленного развития межполушарной проводимости, улучшения синхронизации в работе правого и левого полушарий головного мозга.

Базой для реализации программы явилось последовательное осуществление задачи, повышение уровня готовности детей к школьному обучению средствами кинезиологических упражнений. Помимо этого программа предусматривает повышение информированности детей в следующих областях: развитие представлений о роли мелкой моторики, которая осуществляется ладонью и пальцами; формирование понимания значения каждого пальчика для организма человека. Эти сведения становятся важным дополнительным компонентом физической и умственной подготовленности детей.

Данная программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие ребёнка в целом: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения; видеть и понимать красоту движений; совершенствование речевого развития, мышления, физических способностей, рефлексии поведения. Приоритет в обучении отдаётся пониманию и оценке про-

исходящего в совместной практической деятельности педагогов, родителей и детей.

Программа «Движения-помощники» может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего, так и коррекционного типа.

Основная цель программы - создание условий, повышения уровня готовности детей к школе средствами кинезиологичес-ких упражнений.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:

1) совершенствование физического и психического развития детей;

2) формирование у детей целостных представлений о правильных движениях, роли двигательной активности в их жизни;

3) формирование потребностей и мотивов использования кинезиологических упражнений;

4) воспитание самостоятельности и творческой активности;

5) двигательное овладение детьми арсеналом асимметрических упражнений.

Программа «Движения-помощники» объединяет урочные формы (учебные занятия по физической культуре с элементами кинезиологии) и внеурочные - в режиме дня, физкультурно-оздоровительные, досуговые мероприятия (досуги, дни здоровья, самостоятельная двигательная активность). В программе определены формы работы с родителями и педагогами, представлены программные требования к освоению детьми знаний, умений и навыков кинезиологических упражнений.

Настоящая программа включает в себя содержание основных наиболее эффективных для развития межполушарной активности мозга форм, составляющих целостную кинезиологи-ческую технику подготовки детей к школе в условиях дошкольного образовательного учреждения. Она состоит из 4 взаимосвязанных частей,каждая из которых содержит специфические задачи и организационно-методические указания.

Часть 1. Комплексы кинезиологических упражнений

Эффект двигательного обогащения достигается в процессе пролонгированного освоения детьми 8 органически взаимосвя-

занных комплексов упражнений. Комплексы имеют конкретные педагогические задачи, определяющие подбор упражнений, их слаженность и направленность. Это, в свою очередь, обуславливает выбор методов обучения и способы организации детей.

Оздоровительные и воспитательные задачи проходят через весь учебный процесс, их гармоничная взаимосвязь присутствует на каждом занятии. Вместе с тем, отличительной особенностью занятий, с использованием разработанной нами программы является акцент на поддержание динамического режима, ежедневной тренировки кинезиологическими средствами. Это обеспечивает развитие межполушарной интеграции головного мозга детей посредством выполнения специальных упражнений асимметрической гимнастики. Проводимые комплексы упражнений содействуют развитию уровня информационной работоспособности и произвольного внимания детей. Одновременно развиваются психомоторные показатели: межполушарная, зрительномоторная и сенсомоторная интеграция, сопровождающаяся рефлексивным поведением.

Построение педагогического процесса по подготовки детей к школе с включением кинезиологических средств предполагает использование наглядно-практических методов и фронтального способа организации деятельности. Все виды занятий в группе включают фрагменты двигательных заданий, обеспечивающих эффект феномена активного отдыха.

Пример упражнений из комплекса по снятию отрицательного напряжения и улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле сжать кисти в кулаки как можно сильнее. Напрячь руки. Разжать кулаки и пошевелить пальцами. Встряхнуть их. Испытать чувство расслабления. Повторить З - 4 раза.

2. И. п. - сидя на стуле приподнять плечи с напряжением, затем опустить их (повторить З раза). Затем приподнять по З раза каждое плечо. Положить подбородок на грудь. Повернуть подбородок и шею направо, затем налево. Повторить З - 4 раза. Сесть прямо и удобно, почувствовать, как расслабилась шея.

3. Пригибаем и разгибаем верхнюю часть ушей вниз и вверх словно бы раскатывая и скатывая уши. Ушки должны стать тёплыми. Повторить 6 - 8 раз.

Пример упражнений из комплекса по асимметрической гимнастики, направленной на улучшение межполушарной синхронизации:

1. «Кулак - ребро - ладонь»:

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола и т.д. Выполнять сначала правой рукой, потом - левой. Усложнить и выполнять двумя руками вместе (8 - 1G раз). Упражнение выполняется под команду (кулак - ребро, ладонь).

2. «Колечко»:

Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. Соединять последовательно - указательный средний и т. д. Потом выполнить в обратном направлении - от мизинца к указательному пальцу. Сначала упражнение выполнять только одной рукой, затем усложнить, и выполнять сразу двумя руками.

3. «Лезгинка»:

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой пря-

Библиографический список

мой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой руки. После этого одновременно смените положение правой и левой руки. Повторить упражнение 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положения [1].

Часть 2. Работа с педагогами

Данный вид работы направлен на решение следующих задач:

- осознание педагогами роли и значения кинезиологических упражнений в развитии детей;

- знание средств, методов и форм внедрения кинезиологии в условия ДОУ в процессе подготовки детей к школе;

- овладение методикой использования кинезиологических упражнений;

- формирование умения планировать, прогнозировать и контролировать функциональное состояние обучаемых детей в режиме дня.

Часть 3. Работа с родителями

Важным условием эффективности работы по подготовки детей к школе средствами кинезиологических упражнений является творческое сотрудничество с родительским коллективом.

Работа ведётся в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителей и более внимательная с их стороны забота о здоровье, развитии детей средствами кинезиологии.

Часть 4. Массовые мероприятия

К массовым мероприятиям, направленных на подготовку детей к школе средствами кинезиологических упражнений относятся:

- физкультурный досуг развивающей направленности - содержание досуга составляют знакомые детям игры и кинезио-логические упражнения. Длительность досуга - 25 минут;

- физкультурный праздник - демонстрация выполнения детьми кинезиологических упражнений. Длительность праздника 1-1,5 часа в зависимости от сезона; основу праздника составляют двигательные забавы и асимметрические упражнения;

- день здоровья - его задачей является забота о профилактике нервной системы детей, оздоровление организма в тесной связи с развивающей работой, а также с поддержанием положительно-эмоционального состояния психики.

Анализируя преимущества апробированной нами кинезио-логической программы, позволяет говорить, что проблемы безопасности образовательной среды давно беспокоят педагогов и психологов. По мнению учёных, детские сады и школы - место потенциальной повышенной опасности. [2, с. 163-169].

На наш взгляд, при существующей программе подготовки детей в ДОУ к обучению в школе наблюдается несоответствие декларируемому триединству задачи обучения: образование, воспитание, оздоровление.

Безопасность здоровью в образовательной среде может быть признана только при достаточном разнообразии средств обучения, позволяющих ребёнку избавляться от монотомии, усталости, напряжения и прибывать в состоянии социального и психологического благополучия. Кинезиологическая программа подготовки детей позволит им без последствий для здоровья преодолевать негативные проявления компонентов обучающей среды и делать её более переносимой, привлекательной, а порой и комфортной.

1. Шанина, Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. - М., 1999.

2. Сергеев, С.Ф. Психологическая безопасность в образовательной среде / С.Ф. Сергеев, В.А. Якунин // Народное образование. - 2012. - № 6.

Bibliography

1. Shanina, G.E. Uprazhneniya specialjnogo kineziologicheskogo kompleksa dlya vosstanovleniya mezhpolusharnogo vzaimodeyjstviya u deteyj i podrostkov. - M., 1999.

2. Sergeev, S.F. Psikhologicheskaya bezopasnostj v obrazovateljnoyj srede / S.F. Sergeev, V.A. Yakunin // Narodnoe obrazovanie. - 2012. -№ 6.

Статья поступила в редакцию 20.05.13

УДК 378.147

Nikitina M.A. CASE-METHOD AS MEANS OF REALIZATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION OF THE THIRD GENERATION ON THE LESSONS OF COMPUTER SCIENCE. Describes the essence of the case-method and analyzed the possibility of using it in the structure of training with the purpose of formation of competence, as well as application of the case method as a means of monitoring the effectiveness of the formation of competence.

Key word: Federal state educational standard of higher education, competence, competence, case method, training and control, training, lesson of computer science.

М.А. Никитина, соискатель АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: mascha.nik2013@yandex.ru

КЕЙС-МЕТОД КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ

В статье описывается сущность кейс-метода и анализируются возможности его использования в структуре обучения с целью формирования профессиональной компетентности, а также применение кейс-метода в качестве средства контроля эффективности формирования профессиональной компетентности.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, компетенции, компетентность, кейс-метод, обучение и контроль, подготовка, занятие по информатике.

Актуальность проблемы внедрения интерактивных методов обучения и контроля в практику профессионального образования обусловлена как внедрением Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ФГОС ВПО третьего поколения, так и повышением требований общества к качеству подготовки будущих специалистов в области решения практических профессиональных задач.

На данном этапе развития российского образования реализуются ФГОС третьего поколения. Новые стандарты ориентированы на, так называемую, компетентностную модель выпускника. Результаты обучения в виде профессиональной компетентности становятся нормой качества образования. Внедрение новых образовательных стандартов детерминирует изменение требований к строению образовательных программ, к результатам их освоения, которые зависят от условий реализации, методов и принципов построения образовательного процесса.

Несмотря на достаточное количество работ по проблемам методологии компетентностного подхода, раскрывающих сущность методов активного обучения (Ю.С. Арутюнов, В.Н. Бурков, А.А. Вербицкий, С.Г. Вершловский, Б.Н. Герасимов, РФ. Жуков, Б.З. Зельдович, В.Ф. Комаров, М.М. и Л.И. Крюковы, А.Л. Лифшиц, А.П. Панфилова, В.Я. Платов, И.М. Сыроежин, Г.П. Щедровицкий и др.), остается открытой проблема - при помощи каких методов можно наиболее эффективно формировать, а главное - измерять уровень компетентности выпускника-спе-циалиста. Ведь от этого показателя зависит вопрос о качестве образования в целом. Так же нет единого мнения по вопросу, каким метрическим процедурам можно подвергнуть формируемые компетенции.

С учетом вышесказанного отметим, что вопрос о внедрении в образование активных методик, позволяющих формировать компетенции и оценивать уровень компетентности, является актуальным.

Цель нашего исследования - рассмотрение возможности использования кейс-метода в качестве средства обучения и контроля, применение кейс-метода в целях повышения уровня мотивации студентов в рамках изучения информационных технологий, а так же реализация компетентностного подхода посредством кейс-метода.

Рассматриваемый метод обучения и контроля был разработан и впервые опробован в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Вошел в практику преподавания с 1924 года. О.Г. Смолянинова указывает, что в отечественной практике внедрять кейс-метод в практику обучения начали в 80-х годах [1].

В диссертационном исследовании В.В. Бовт «Моделирование и инструментальная поддержка технологий онлайн обучения практическим навыкам с использованием метода кейс-ста-ди» подчеркивает существование различных точек зрения по вопросу внедрения кейс-метода в образование. Критиками кейс-

метода отмечено, что навыки - это техника (шаги и процедуры), а, следовательно, не предмет образования. Сторонники отмечают, что посредством кейс-метода возможно развитие таких навыков, как умение логически рассуждать, критиковать, выдвигать гипотезы, убеждать, отстаивать принятую позицию и др. [2]. В своей работе мы придерживаемся второй точки зрения, т. к. образование - это целенаправленный процесс формирования компетентного специалиста. В понятие компетентности входят не полученные теоретические знания, а знания, подкрепленные практическими навыками и интегрированные с рядом личностных качеств, реализация которых возможна в режиме выполнения реальных профессиональных задач.

Е.Н.Красикова в диссертационном исследовании «Кейс-метод в структуре и содержании методической компетенции» доказывает, что эффективность формирования организационной функции методической компетенции может увеличиться путем интеграции кейс-метода в учебный процесс [3].

По мнению А.М. Корякиной, успешность в достижении цели по формированию профессиональных компетенций напрямую зависит от применения в образовательной деятельности современных инновационных средств обучения и контроля. Строгое предметное структурирование оценочных средств противоречит компетентностной модели построения современных образовательных программ [4].

Использование кейс-метода побуждает студентов к освоению и активному использованию различных методов практической деятельности, близкой к профессиональной, стимулирует применение разнообразных приемом при анализе, оценке и решении конкретных проблем и практических ситуаций.

Как отмечают В.А. Болотов и В.В. Сериков, компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида и обобщения личностного и деятельностного опыта. Успешность саморазвития индивида, в свою очередь, зависит от уровня его мотивации, т. е. стремления к достижению хорошего результата собственной деятельности. На занятиях с использованием кейс-метода, отстаивая итоги собственной работы, студенты учатся аргументации, а самостоятельный вывод о несоответствии работы или решения определенному уровню может стать мотивационным толчком для нового этапа формирования компетенций путем анализа собственных ошибок.

Специфика кейс-метода, заключающаяся в ориентации на конкретные, практические проблемы, позволяет формировать определенные компетенции у студентов посредством повышения мотивации, формирования методологического аппарата применения изученного учебного материала, в том числе его применения в конкретной практической деятельности.

Согласно ФГОС третьего поколения специалист гуманитарно-экономического профиля должен обладать следующим ря-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.