Научная статья на тему 'Отчёт о i Всероссийской конференции с международным участием «Обучение на основе движения: кинезиологические практики в образовании»'

Отчёт о i Всероссийской конференции с международным участием «Обучение на основе движения: кинезиологические практики в образовании» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ / КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ / CONFERENCE / KINESIOLOGY PRACTICES IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синицина Ирина Анатольевна

Сообщается о проведении I Всероссийской конференции с международным участием «Обучение на основе движения: кинезиологические практики в образовании» (Москва, 23-25 апреля 2016 года). Она была организована на базе Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». Охарактеризованы состав участников и направления работы конференции. Обзор затронутой в докладах проблематики дает основание говорить о необходимости перспективных исследований, связанных с обоснованием кинезиологического подхода в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Report on First All-Russian Conference with International Participation “Learning through Movement: Kinesiology Practices in Education”

It is reported about the First all-Russian conference with international participation “Learning through Movement: Kinesiology Practices in Education” (Moscow, 23-25 April 2016). It was organized on the basis of Federal State Budgetary Scientific Institution “Institute for Study of Childhood, Family and Education of Russian Academy of Education”. Its membership and spheres of work of the conference are characterized. The review of problems raised in the reports gives grounds to speak about the need for prospective studies related to the justification of kinesiological approach to education.

Текст научной работы на тему «Отчёт о i Всероссийской конференции с международным участием «Обучение на основе движения: кинезиологические практики в образовании»»

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ. ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ / REVIEWS. CHRONICLE OF SCIENTIFIC LIFE

№ 5 (53) / 2016

Синицина И. А. Отчёт о I Всероссийской конференции с международным участием «Обучение на основе движения: кинезиологические практики в образовании» / И. А. Синицина // Научный диалог. — 2016. — № 5 (53). — С. 255—00.

ERIHJMP

Журнал включен в Перечень ВАК

и I к I С н' s

PERKXMCALS DIRECIORV.-

УДК 061.3(470+571):371.7"2016"(470-25)

Отчёт о I Всероссийской конференции с международным участием «Обучение на основе движения: кинезиологические практики в образовании»

© Синицина Ирина Анатольевна (2016), преподаватель кафедры психолого-педагогического образования, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета (Стерлитамак, Республика Башкортостан), irinasinica@mail.ru.

Сообщается о проведении I Всероссийской конференции с международным участием «Обучение на основе движения: кинезиологические практики в образовании» (Москва, 23—25 апреля 2016 года). Она была организована на базе Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». Охарактеризованы состав участников и направления работы конференции. Обзор затронутой в докладах проблематики дает основание говорить о необходимости перспективных исследований, связанных с обоснованием кинезиологического подхода в образовании.

Ключевые слова: конференция; кинезиологические практики в образовании.

Современный мир сегодня насыщен различными духовными, культурными, социальными практиками, согласно которым человек осуществляет целенаправленную трансформацию самого себя, принимает заботу о себе, становится другим, преображается и изменяет социальную действительность. Уникальной системой, содействующей развитию и совершенствованию внутриличностного потенциала человека через физические движения, выступает образовательная кинезиология, интегрирующая и превращающая в новое качество знания и фундаментальные данные ряда различных наук и на этой основе разрабатывающая природо-и-культуросообразные практики совершенствования человека в процессе обучения во всём многообразии форм его активности.

С 23 по 25 апреля 2016 года в Москве на базе Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» прошла I Всероссийская конференция с международным участием «Обучение на основе движения: кинезиологические практики в образовании». Целями конференции выступили: обмен научной информацией, установление научных контактов и планирование на этой основе совместных научных исследований в области проблем современного образования; привлечение специалистов из стран ближнего и дальнего зарубежья для обобщения, распространения и обмена опытом деятельности в области образовательной кинезиологии; предоставление учёным, практикующим специалистам возможности свободного обмена информацией и мнениями по теории и практике кинезиологии, ознакомление с результатами исследований, разработкой и применением кинезиологии в образовательном процессе.

В центре внимания участников конференции оказались такие вопросы, как история развития образовательной кинезиологии в России и в мире (Р. Винникес, В. К. Загвоздкин, Е. В. Ковалева, С. Н. Теплякова, Е. А. Са-гайдачная и др.); образование детей с ограниченными возможностями здоровья (Т. В. Волосовец и др.); теоретические и практические аспекты психотерапевтической, интегративной и образовательной кинезиологии (И. К. Чобану, И. О. Троицкая и др.); процессуальные аспекты создания магистерской программы по подготовке кинезиологов (Р. М. Чумичева); организация инновационной деятельности в образовательной организации на основе методов образовательной кинезиологии (А. В. Бояринцева); ки-незиологические практики в музыкальном образовании детей (И. А. Сини-цина); кинезиологический ресурс народных игр (А. Б. Теплова, Т. В. Не-стерюк); кинезиология в работе с детьми с расстройствами аутистиче-ского спектра (Л. Н. Ененкова); кинезотерапия при нарушениях развития (О. В. Кагарлицкий); роль «Гимнастики мозга» в формировании мотивации учащихся, когнитивных навыков с помощью инструментов интегративной кинезиологии (С. В. Костарева и др.).

В процессе обсуждения участники конференции пришли к пониманию, что кинезиология полифункциональна по своей сути, поэтому в современной системе образования её можно рассматривать как: 1) новое направление науки для открытия инноваций в образовании; 2) интегрированную технологию психолого-педагогической помощи; 3) технологию профилактики проблем обучения, обеспечения баланса эмоционального и интеллектуального начал личности (Р. М. Чумичева, Л. В. Грабаровская).

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ. ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ / REVIEWS. CHRONICLE OF SCIENTIFIC LIFE

№ 5 (53) / 2016

Разработке проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) было посвящено выступление Т. В. Волосовец. По её мнению, ребёнок с ОВЗ выпадает из социально и культурно обусловленной образовательной среды. Включить его в культуру можно посредством создания благоприятной социальной ситуации развития и образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями, а также посредством индивидуализации обучения, обеспечения вариативности образовательных программ и разнообразия организационных форм их реализации.

А. В. Бояринцева представила инновационный проект, целью которого является разработка и апробация индивидуально-ориентированных моделей антистрессового поведения участников образовательного процесса в разных типах образовательных учреждений. В докладе В. К. Загвоздкина был освещен подход уважительной заботы о детях, разработанный Эми Пиклер. В выступлении А. Б. Тепловой особо отмечалась роль народной игры как кинезиологического ресурса в развитии ребёнка. Автор рассматривает проблему разрыва смысловой связи между жизнью взрослых и жизнью детей, которая оказала негативное влияние на связь преемственности поколений. Большой интерес вызвало выступление И. К. Чобану, которая представила способы диагностики психологических особенностей индивида на основе психотерапевтической кинезиологии и комплекс упражнений, обеспечивающих эффективность развития мнемических процессов.

В докладе И. А. Синициной утверждалась необходимость нового осмысления феномена образования, соотнесения его современной формы с идеей здоровьесозидающего образования, сущность которого раскрывается в смещении акцентов с формирования знаний, умений, навыков на целостное развитие личности, формирование её ценностных ориентаций в отношении собственного здоровья и мотивации к поиску способов развития деятельностного здоровьесозидания средствами образовательной кинезиологии и музыкального искусства.

На круглом столе лидеров кинезиологических практик, прошедшем в рамках конференции «Обучение на основе движения: кинезиологиче-ские практики в образовании», были намечены перспективы дальнейшего развития образовательной кинезиологии в контексте гуманизации современного образования: обеспечение компетентности педагогов в сфере кинезиологических практик; вооружение педагогов знаниями, способствующими активизации внутриличностных ресурсов субъектов образовательного процесса и максимально эффективному использованию здоровья

как ресурса, которым можно управлять; создание научно обоснованной системы подготовки и переподготовки педагогов для профессиональной деятельности по направлению «Образовательная кинезиология». Участники конференции признали необходимость и важность использования ки-незиологических практик в образовании и пришли к общему мнению, что высокий уровень здоровья субъектов образовательного процесса обеспечивается введением в образовательный процесс средств образовательной кинезиологии, использование которых диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, концептуальными положениями возрастной психологии и физиологии. Все это дает основание говорить о необходимости перспективных исследований, связанных с обоснованием кинези-ологического подхода в образовании; с формированием готовности учителей к использованию средств кинезиологии в образовательном процессе образовательных организаций разного типа.

Report on First All-Russian Conference with International Participation "Learning through Movement: Kinesiology Practices in Education"

© Sinitsina Irina Anatolyevna (2016), lecturer, Department of Psychological and Pedagogical Education, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Republic of Bashkortostan), irinasinica@mail.ru.

It is reported about the First all-Russian conference with international participation "Learning through Movement: Kinesiology Practices in Education" (Moscow, 23—25 April 2016). It was organized on the basis of Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute for Study of Childhood, Family and Education of Russian Academy of Education". Its membership and spheres of work of the conference are characterized. The review of problems raised in the reports gives grounds to speak about the need for prospective studies related to the justification of kinesiological approach to education.

Key words: conference; Kinesiology Practices in Education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.