Научная статья на тему 'Развитие познавательной активности субъекта при изучении цикла гуманитарных дисциплин посредством творческих заданий'

Развитие познавательной активности субъекта при изучении цикла гуманитарных дисциплин посредством творческих заданий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / РОЛЬ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / COGNITIVE ACTIVITY / ROLE OF CREATIVE TASKS IN COGNITIVE ACTIVITY DEVELOPMENT / EDUCATIONAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лучникова Светлана Васильевна, Михайлова Ирина Викторовна

Тема исследования авторов актуальна особенно в свете современной реформы образования. В работе авторы приводят результаты собственного экспериментального исследования, которое имеет как практическую, так, что особенно ценно, и теоретическую значимость полученных результатов, что подчеркивает фундаментальность проведенной исследовательской работы. В статье научно обоснованы педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе обучения гуманитарным дисциплинам посредством творческих заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лучникова Светлана Васильевна, Михайлова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY DURING HUMANITIES STUDIES PER ACCOMPLISHING CREATIVE TASKS

The research issue is especially relevant with consideration for contemporary educational reform. In this paper the authors present the results of their own experimental survey being of great value by both practical and theoretical significance of its sequences, which emphasize fundamental character of the study. The authors substantiate educational conditions for development of students’ cognitive activity during humanities study by accomplishing creative tasks.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной активности субъекта при изучении цикла гуманитарных дисциплин посредством творческих заданий»

УДК 37.013.32

Лучникова Светлана Васильевна

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии Ульяновского государственного университета тел.: (902) 120-66-78

Михайлова Ирина Викторовна

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии Ульяновского государственного университета 44kd11@gmail.com

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЦИКЛА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Luchnikova Svetlana Vasilyevna

PhD in Psychology, Senior Lecturer of the Psychology Department, Ulyanovsk State University tel.: (902) 120-66-78

Mikhailova Irina Victorovna

PhD in Psychology, Senior Lecturer of the Psychology Department, Ulyanovsk State University 44kd11@gmail.com

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY DURING HUMANITIES STUDIES PER ACCOMPLISHING CREATIVE TASKS

Аннотация:

Тема исследования авторов актуальна особенно в свете современной реформы образования. В работе авторы приводят результаты собственного экспериментального исследования, которое имеет как практическую, так, что особенно ценно, и теоретическую значимость полученных результатов, что подчеркивает фундаментальность проведенной исследовательской работы. В статье научно обоснованы педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе обучения гуманитарным дисциплинам посредством творческих заданий.

Ключевые слова:

познавательная активность, роль творческих заданий в развитии познавательной активности субъекта, педагогический эксперимент.

Summary:

The research issue is especially relevant with consideration for contemporary educational reform. In this paper the authors present the results of their own experimental survey being of great value by both practical and theoretical significance of its sequences, which emphasize fundamental character of the study. The authors substantiate educational conditions for development of students’ cognitive activity during humanities study by accomplishing creative tasks.

Keywords:

cognitive activity, role of creative tasks in cognitive activity development, educational experiment.

Реформирование системы образования, существенные политические и социальноэкономические изменения в государстве приводят и к изменению требований, которые предъявляются к системе образования. Современный специалист любой отрасли знания должен иметь не только качественно сформированные познавательные процессы, но и навык их использования различных жизненных ситуациях. Суворовское училище дает среднее школьное образование и одновременно готовит своих воспитанников к поступлению в высшие командные военные училища Сухопутных войск. Важнейшим условием успешного овладения выпускниками профессией офицера, а затем и эффективного выполнения своих функциональных обязанностей во время практической деятельности в войсках, является граммотно сформированная познавательная активность выпускника Гвардейского суворовского военного училища (СВУ).

В связи с этим повышается ответственность суворовского военного училища за формирование познавательной активности будущего офицера, которая в свою очередь приводит к формированию личности субъекта. Под познавательной активностью мы, опираясь на определение Г.И. Щукиной [1], понимаем свойство личности, реализуемое суворовцем в учебной деятельности и характеризующее отношение суворовца к учению, его стремление овладевать различными способами познания, мобилизацией усилий на преодоление трудностей в обучении и достижение поставленной цели.

Такая постановка вопроса несколько корректирует задачу СВУ - создание оптимальных для обучения условий, позволяющих развить познавательную активность суворовца как свойство личности, реализуемое в учебной деятельности, до духовно-практического уровня, что обеспечит не только качественное усвоение будущим офицером сложной системы знаний, но и его интеллектуальное, гражданское и социальное развитие. Мы полагаем, что на более эффек-

тивное развитие познавательной активности личности оказывает грамотно подобранная и внедренная в педагогический процесс система творческих заданий.

Говоря о системе творческих заданий, мы имеем в виду такой комплекс заданий, который позволяет наилучшим образом привести к развитию познавательной активности будущего офицера, об упорядоченном множестве взаимозависимых заданиях творческого характера. Особенностью их конструкции является выстроенные в иерархическом порядке методы творчества, которые и ориентированы на познавательную деятельность с созданием, преобразованием, и использованием объектов, ситуаций, явлений в новых качествах. Опираясь на работу В.П. Дружинина [2], мы полагаем, что механизмом развития познавательной активности является использование системы творческих заданий, целенаправленно воздействующих на конкретные блоки психической деятельности, которые фокусируют внимание учащегося на новизне информации, ее пользе, вызванном посредством творческих заданий интересе и возникновении определенного эмоционального отклика. Эти блоки непосредственно связаны с основными сферами познавательной активности субъекта (эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной, сферы интересов и познавательной сферы), развитие которых предполагает и развитие познавательной активности учащегося.

Но, несмотря на то, что проблемой развития познавательной активности занимаются многие исследователи, они останавливаются преимущественно на теоретическом решении вопроса, которое не всегда находит свое подтверждение в практике работы СВУ из-за отсутствия разработанности системы творческих задач, обеспечивающих реализацию механизма развития познавательной активности в процессе обучения. В силу этого большинство педагогов придерживается традиционно сложившихся форм организации учебной деятельности, когда активной стороной обучения является учитель, а ученик только воспринимает, усваивает, а затем воспроизводит содержание.

Особое внимание в нашем исследовании уделяется гуманитарным дисциплинам как основе развития познавательной активности. Это обусловлено тем, в настоящее время в российском образовании прослеживается несколько основных тенденций (кризис классической модели и системы образования и разработка новых фундаментальных педагогических идей; создание экспериментальных, авторских и частных школ), красной нитью которых выступает общая гуманизация образования. Также в гуманитарном цикле дисциплин открыты большие возможности варьировать глубину материала и его направленность (например, смещение фокуса внимания на армейскую тематику), есть возможность унифицировать конкретные разновидности творческих заданий под определенные предметы, можно гибко подстраивать учебные планы под задачи исследования.

Из вышесказанного следует, что актуальность исследования определяется противоречием между очевидной необходимостью развития познавательной активности, представленной свойством личности учащегося и отсутствием разработанности системы творческих задач, обеспечивающих реализацию механизма развития познавательной активности в процессе обучения.

Мы предположили, что использование системы творческих заданий в процессе преподавания гуманитарных дисциплин учащимся СВУ позволит ускорить развитие познавательной активности, если при организации учебной деятельности будут реализованы следующие условия:

1. Объединение функций структурных компонентов, направленных на успешную реализацию в учебной деятельности механизма развития познавательной активности посредством творческих заданий в цикле гуманитарных дисциплин.

2. Направленность содержания образования на развитие у учащихся потребностей в поисковой активности в учебной деятельности посредством творческих заданий.

Общим критерием эффективности формирования познавательной активности мы считаем статистически значимую динамику развития познавательной активности личности, то есть статистически достоверное развитие всех основных когнитивных психических процессов. Установить это возможно с помощью диагностики уровня сформированности у старших учащихся общеучебных умений.

При выборе конкретных критериев развития познавательной активности в старших классах мы исходили из того, что учебная деятельность направлена на изменение и на ассимиляцию собственного опыта суворовца. В качестве критериев выступили: уровень развития избирательности внимания, соотношение уровня развития логической и механической памяти, уровень развития абстрактного мышления, уровень развития интенсивности познавательной потребности, уровень интенсивности развития познавательного мотива, сформированность общеучебных умений, умение суворовцев анализировать свое психологическое состояние и управлять им. На основе этих критериев был подобран методический инструментарий.

Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась в условиях естественного педагогического процесса на базе Ульяновского Гвардейского суворовского военного училища.

Модель эмпирического исследования:

Первый блок - диагностический. Он позволяет не только выявить начальный уровень развития познавательной активности в старших классах, определяя на основе индивидуальнопсихологических особенностей личности старшего суворовца степень его готовности к активной учебной деятельности и отношение к обучению в целом. Это позволяет органично перейти к реализации второго этапа механизма развития познавательной активности.

Во втором блоке разрабатывается особая организация учебной деятельности экспериментальных групп, в ходе которой суворовец становится не только объектом педагогического воздействия, но и активным субъектом процесса развития познавательной активности.

Третий блок предполагает управление процессом развития познавательной активности как со стороны учителя через субъект-субъектных отношений, так и со стороны суворовца через процесс самоорганизации и саморегуляции. В этом блоке опять проводится диагностика всех эмпирических групп суворовцев на выявление их уровня познавательной активности, проводится количественная обработка результатов сравнения показателей в контрольных и экспериментальных группах.

Процесс эксперимента подразумевал поэтапную реализацию намеченных мероприятий.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы нами был проведен теоретический анализ проблем, находящихся в фокусе нашего внимания, - проблем развития познавательной активности. Разработан план исследования. Подробно проанализированы философские, педагогические, психологические подходы к пониманию данной проблематики. Были уточнены педагогические условия, которые обеспечивают эффективность развития познавательных психических процессов. Подготовлено теоретическое обоснование будущего эксперимента.

Второй этап включил в себя работу с педагогами, которым предстоит проводить занятия в связи с предстоящим экспериментом. Разъяснены его схема, цели, задачи, перспективы использования полученных результатов. Выработаны общие методологические приемы, реализующие концептуальную модель развития познавательной активности, и поставлена задача реализации ее каждым учителем-предметником в практических заданиях. Таким образом, был создан центр координации деятельности педагогов в раках экспериментального исследования. Далее с ними были проведены персональные консультации с целью экспертной оценки соответствия целям эксперимента полученных творческих заданий и их корректировке по необходимости.

Третий этап заключался в выяснении первоначального уровня познавательной активности учащихся СВУ участвующих в эксперименте, как экспериментальной, так и контрольной групп.

На четвертом этапе учителя-предметники начинают воплощать на практике запланированные занятия с применением творческих заданий в экспериментальных классах. В классах, относящихся к контрольной группе, продолжается преподавание по традиционной программе.

Пятый этап - диагностический. В соответствии с планом экспериментального исследования проводятся процедуры по выявлению состояния комплекса критериев определяющих понятие познавательной активности.

На следующем - шестом этапе - проводится качественный и количественный анализ, интерпретация полученных результатов.

Последний этап, седьмой - заключительный: подведение итогов, выводы доведение результатов до заинтересованных сторон.

Исходя из цели и задач исследования, в опытно-экспериментальную работу были вовлечены учащиеся 9-х, 10-х и 11-х классов.

В экспериментальную группу вошли: 9 «А», 10 «А», 11 «А».

В контрольную группу вошли: 9 «Б», 10 «Б», 11 «Б».

Различие между классами состоит в том, что в экспериментальных классах развитие познавательной активности посредством творческих заданий проводилось целенаправленно и системно, а в контрольных группах - бессистемно.

Таким образом, мы проверили, какова эффективность внедрения в практику организации учебной деятельности механизма развития познавательной активности - внедрения системы творческих заданий.

Исходя из предмета нашего исследования, его ключевым понятием является система творческих заданий в процессе преподавания гуманитарных дисциплин при развитии познавательной активности у будущих офицеров в системе профессионально-ориентированного обучения СВУ. В основе этой системы лежит схема познавательной активности. Она рассматривает познавательную активность как целостную структуру нескольких сфер психической деятель-

ности. Исходя из нее, появляется возможность создавать пакет заданий, влияющих на развитие всех сфер так, чтобы оптимально развивать познавательную активность.

Механизм развития познавательной учащихся СВУ предполагает внедрение системы творческих заданий для целенаправленного воздействия на конкретные блоки психической деятельности, которые фокусируют внимание учащегося на новизне информации, ее пользе, вызванном посредством творческих заданий интересе и возникновении определенного эмоционального отклика. Эти блоки непосредственно связаны с основными сферами познавательной активности субъекта: эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной, сферы интересов и познавательной сферы. Планомерное развитие этих сфер предполагает и развитие познавательной активности учащегося.

Особенностью использования творческих заданий является гибкость их применения на разных предметах гуманитарного цикла.

Анализ результатов исследования позволяет заключить, что в экспериментальных группах была выявлена статистически значимая динамика познавательной активности в сравнении с контрольными группами (см.: табл.1).

Таблица 1 - Распределение обследуемых учащихся по уровню развития познавательной активности

Исходный замер группы / Контрольный замер группы Уровни, %

Творческой деятельности Отражательно-преобразующей деятельности Информационно-знаковой деятельности

Низкий Средний Выше среднего Высокий Очень высокий

ЭГ 20,9/9,6 ** 38,9/24,8 * 23,01/30,04 * 10,8/19,13 * 6,4/16,4 **

КГ 26,3/22,23 44,7 /45,3 16,4 /18,4 9,2 /10,0 3,5 /4,2

Примечание: данные обрабатывались статистическим методом углового преобразования Фишера; в числителе - исходный замер, в знаменателе - контрольный замер. Значимые показатели (р < 0,05) отмечены * и выделены цветом. Значимые показатели (р < 0,01) отмечены ** и выделены цветом.

Как можно увидеть по таблице 1, между исходными и контрольными замерами в экспериментальной группе произошли существенные изменения. Учащиеся СВУ посредством творческих заданий, которые им давались на гуманитарных дисциплинах, стали достоверно больше проявлять уровень творческой деятельности. Суворовцы действительно заинтересовались предметами, они демонстрировали внутреннюю мотивацию в обучении, то есть учились не потому, что их принуждают к этому, а из-за значимо усилившейся познавательной потребности. Количество учащихся экспериментальных групп, которые демонстрировали низкий уровень познавательной активности, значительно снизился (на 45,9 %) при одновременном повышении количества учащихся, проявляющих высокий (на 17 %) и очень высокие уровни (на 25,6 %)

Суворовцы контрольной группы также продемонстрировали положительную динамику, однако, как показали математические подсчеты, эта динамика не является весомой - просто лишь небольшие сдвиги в положительную сторону.

У испытуемых контрольной группы с течением времени произошли положительные изменения в развитии их познавательной активности, однако эти изменения не являются статистически значимыми (0,61 при крит. знач. 1,64 при а = 0,01 по угловому преобразованию Фишера). Как мы можем увидеть, в контрольной группе немного сократился низкий уровень познавательной активности, за счет чего незначительно, но вырос средний уровень познавательной активности.

В экспериментальной группе суворовцев низкий уровень познавательной активности сократился статистически значимо (1,8 при крит. знач. 1,64 при а = 0,05 по угловому преобразованию Фишера). Также достоверно снизилось количество учеников, обладающих средним уровнем познавательной активности на момент начала эксперимента (1,77 при крит. знач. 1,64 при а = 0,05 по угловому преобразованию Фишера) за счет увеличения учеников, демонстрирующих высокий (1,85 при крит. знач. 1,64 при а = 0,05 по угловому преобразованию Фишера) и очень высокий (2,74 при крит. знач. 2,31 при а = 0,01 по угловому преобразованию Фишера) уровень познавательной активности, что также подтверждается статистическими расчетами. Представленные результаты исследования свидетельствуют о том, что за счет системы творческих заданий, которые были направлены на целенаправленное развитие познавательной активности, познавательная активность суворовцев экспериментальной группы достоверно стала выше.

Таким образом, в рамках проведенного экспериментального исследования получены следующие результаты:

1) теоретически обоснована и выделена роль системы творческих заданий, обеспечивающих эффективность организации процесса развития познавательной активности учащихся СВУ;

2) конкретизированы теоретические положения психолого-педагогической науки о специфике подготовки учащихся суворовских военных училищ;

3) уточнена схема связи системы творческих заданий с развитием познавательной активности;

4) определены новые знания в области педагогического проектирования, конструирования и применения в учебном процессе суворовского военного училища технологии обучения, направленной на развитие познавательной активности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин;

5) разработана роль творческих заданий в развитии познавательной активности учащегося, который при внедрении в практику суворовского военного училища способствует эффективной организации учебной деятельности, в ходе которой и реализуется познавательная активность как свойство личности учащегося;

6) использование теоретических положений и практических выводов исследования в системе курсов повышения квалификации показало, что они способствуют созданию у педагогов психолого-педагогической и методической базы для развития познавательной активности учащихся во время обучения.

Таким образом, нами было экспериментально установлено, что использование системы творческих заданий в процессе преподавания гуманитарных дисциплин учащимся СВУ действительно позволяет ускорить развитие познавательной активности. Именно внедрение в практику обучения системы творческих задач позволяет развить познавательную активность как свойство личности суворовца до уровня духовно-практической деятельности более эффективно.

Ссылки:

1. Щукинa Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. М., 1988.

2. Дружинин В.П. Психология общих способностей. СПб., 2008.

References (transliterated):

1. Shchukina G.I. Pedagogicheskie problemy formiro-vaniya poznavatel'nogo interesa uchashchikhsya. M., 1988.

2. Druzhinin V.P. Psikhologiya obshchikh sposobnostey. SPb., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.