Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ЭТАПЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ЭТАПЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познание / познавательный интерес / развитие / этапы / художественная литература / комплекс мероприятий / дети дошкольного возраста / cognition / cognitive interest / development / stages / fiction / a set of activities / preschool children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зебзеева Валентина Алексеевна

В статье обосновывается важность проблемы развития у детей дошкольного возраста познавательного интереса, как интегральной характеристики личности, связанной с положительным отношением к процессу познания. Автором рассматриваются разные подходы к определению познавательного интереса, выделяются его виды и компоненты. Сделан вывод о необходимости комплексного подхода к процессу развития познавательного интереса у дошкольников, раскрыты формы, методы, средства работы с дошкольниками, этапы педагогического процесса. Особое внимание в статье уделяется художественной литературе, как средству развития познавательного интереса у детей, приводятся примеры художественных произведений. Разработан комплекс мероприятий, организованных с использованием художественной литературы, обоснованы этапы работы с детьми по развитию познавательного интереса. Сделан вывод о том, что эффективность процесса познавательного развития зависит от последовательной, поэтапной работы с детьми, использовании художественной литературы, подбора оптимальных форм, методов, используемых воспитателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the importance of the problem of the development of cognitive interest in preschool children as an integral characteristic of a person associated with a positive attitude to the process of cognition. The author considers different approaches to the definition of cognitive interest, identifies its types and components. The conclusion is made about the need for an integrated approach to the process of developing cognitive interest in preschoolers, forms, methods, means of working with preschoolers, stages of the pedagogical process are disclosed. Special attention in the article is paid to fiction as a means of developing cognitive interest in children, examples of works of art are given. A set of events organized with the use of fiction has been developed, the stages of working with children on the development of cognitive interest have been substantiated. It is concluded that the effectiveness of the cognitive development process depends on consistent, step-by-step work with children, using.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ЭТАПЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА»

Педагогика

УДК 371.1

кандидат педагогических наук, доцент Зебзеева Валентина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ЭТАПЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА

Аннотация. В статье обосновывается важность проблемы развития у детей дошкольного возраста познавательного интереса, как интегральной характеристики личности, связанной с положительным отношением к процессу познания. Автором рассматриваются разные подходы к определению познавательного интереса, выделяются его виды и компоненты. Сделан вывод о необходимости комплексного подхода к процессу развития познавательного интереса у дошкольников, раскрыты формы, методы, средства работы с дошкольниками, этапы педагогического процесса. Особое внимание в статье уделяется художественной литературе, как средству развития познавательного интереса у детей, приводятся примеры художественных произведений. Разработан комплекс мероприятий, организованных с использованием художественной литературы, обоснованы этапы работы с детьми по развитию познавательного интереса. Сделан вывод о том, что эффективность процесса познавательного развития зависит от последовательной, поэтапной работы с детьми, использовании художественной литературы, подбора оптимальных форм, методов, используемых воспитателем.

Ключевые слова: познание, познавательный интерес, развитие, этапы, художественная литература, комплекс мероприятий, дети дошкольного возраста.

Annotation. The article substantiates the importance of the problem of the development of cognitive interest in preschool children as an integral characteristic of a person associated with a positive attitude to the process of cognition. The author considers different approaches to the definition of cognitive interest, identifies its types and components. The conclusion is made about the need for an integrated approach to the process of developing cognitive interest in preschoolers, forms, methods, means of working with preschoolers, stages of the pedagogical process are disclosed. Special attention in the article is paid to fiction as a means of developing cognitive interest in children, examples of works of art are given. A set of events organized with the use of fiction has been developed, the stages of working with children on the development of cognitive interest have been substantiated. It is concluded that the effectiveness of the cognitive development process depends on consistent, step-by-step work with children, using.

Key words: cognition, cognitive interest, development, stages, fiction, a set of activities, preschool children.

Введение. Повышение требований к качеству дошкольного образования, запрос общества на развитие активной, самостоятельной личности вызывают необходимость выявления эффективных форм, методов и средств работы с дошкольниками.

Ребенку свойственно естественное стремление детей к познанию. Однако этот процесс не проходит ровно. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, в нем проявляется «избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности» - познавательный интерес, который придает познанию направленность, вызывает положительные эмоциональные реакции [13, С. 32]. Интерес становится движущей силой развития ребенка. Вот почему основное правило требует построения всей деятельности на точно учтенных детских интересах. Благодаря интересу человек начинает преодолевать трудности, ищет методы и способы решения своих задач [1].

Таким образом, познавательный интерес выступает как интегральная характеристика личности, связанная с положительным отношением к процессу познания, с концентрацией нравственных и волевых усилий, обеспечивающая удержание внимания на конкретных предметах и явлениях окружающей действительности, стремление к исследованию нового, овладению знаниями и способами деятельности, в достижении познавательных целей [5, С. 74].

Г.И. Щукина и ученые её научной школы: В.Н. Липник, В.Н. Максимова, А.С. Роботова, Ф.К. Савина, И.Г. Шапошникова, исследовали вопросы развития познавательного интереса у детей. Ими была осуществлена модификация познавательных интересов детей в связи с его предметным содержанием и возрастом [14, С. 33]. Авторами выделены эмоциональный, интеллектуальный, регулятивный, творческий компоненты познавательного интереса [14, С. 102].

В.В. Давыдовым, В.В. Репкиным, Д.Б. Элькониным выделены виды познавательного интереса: познавательный интерес, обращенный на знания как результат учения; познавательный интерес, обращенный на способ добывания знаний. И в том, и в другом случае, по словам авторов, дети овладевают знаниями и умениями, которые диктуются познавательной обучающей задачей [15, С. 20].

Исследователи в своих трудах утверждают, что интерес призван мотивировать волю ребенка, его внимание, способствует более легкому и прочному запоминанию [3, С. 94]. Развитие познавательного интереса связано с развитием любознательности детей, познавательной мотивации, формированием познавательных действий; развитием воображения и творческой активности [13, С. 18]. Следовательно, поисковая деятельность будет более увлеченной, а сам ребёнок будет испытывать эмоциональное удовольствие и радость [10, С. 49]. Познавательный интерес, в своем развитии проходит стадии: от любопытства к любознательности и далее к познавательному интересу [14, С. 72].

В работе с дошкольниками используются, как традиционные формы: занятия, прогулки и экскурсии, праздники, утренники, так и нетрадиционные: лабораторию, виртуальную экскурсию, путешествия, а также литературные гостиные, вечер книги, встречи с литературными героями [11, С. 12].

В качестве методов и приемов работы с дошкольниками выступают:

- театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок;

- обсуждение иллюстраций известных художников на тему сказок;

- «сочинение» сказки. Детям предлагается вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию;

- «салат из сказок». Предлагается свести в новой сказке героев различных произведений. Например, трех медведей, Волка и семерых козлят, Красную Шапочку, и описать их приключения в лесу [7, С. 20].

Накопить яркие впечатления, узнать полезные и интересные сведения, выработать потребность выяснять непонятное, узнавать новое, а также создать основу у старших дошкольников для усвоения системы научных знаний в процессе дошкольного образования помогает художественная литература [2; 4; 6; 9]. По выражению Л.Д. Столяренко «она будит мысль ребёнка, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности» [12, С. 34].

Чтобы развивать у дошкольников познавательный интерес, необходимо создавать педагогические условия, такие как новизна материала, его эмоциональная окрашенность, коллективные формы организации различных видов деятельности,

игровые задания, предоставление дошкольникам возможности выбора [11, С. 21]. Но при этом важно создать такой комплекс мероприятий, с использованием художественной литературы, который бы реализовывался поэтапно и обеспечивал развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста [8].

В этом и заключается цель данной статьи: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий, организованных средствами художественной литературы, обеспечивающий постепенное, последовательное развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. На основе анализа литературы нами были определены основные этапы работы с дошкольниками по развитию познавательного интереса, обозначены задачи работы с детьми на каждом этапе. На первом этапе мы планировали создание мотивационной основы для возникновения познавательного интереса старших дошкольников. Второй этап был направлен формирование у детей исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающего мира. Третий этап на выработку стойкой потребности активно познавать окружающий мир. Художественную литературу мы рассматривали как средство формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста, поэтому включали художественные произведения в разнообразные формы работы с детьми. Таким образом, нами был создан комплекс мероприятий, с использованием художественной литературы, который реализовывался в работе с детьми поэтапно.

На первом этапе, направленном на создание мотивационной основы для возникновения познавательного интереса старших дошкольников использовали такие мероприятия, как: проведение опытов (по рассказам Н. Носова); занятие-экскурсию «Окно в природу» (по рассказам М. Пришвина, К. Паустовского); игру-драматизацию «Кого встретил Колобок?» (русские народные сказки).

На втором этапе, направленном на развитие исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающего мира использовались мероприятия: «Праздник Почемучек» (по рассказам В. Бианки); виртуальное путешествие «В стране интересностей» (по рассказам Н. Сладкова, Е. Чарушина); проект «Играем в сказку» (по сказкам А. Пушкина).

На третьем этапе, направленном на выработку стойкой потребности активно познавать окружающий мир использовались мероприятия: игровая проблемная ситуация «Помоги Айболиту» (по произведениям К. Чуковского); литературная гостиная «Сказочники» (сказки П. Бажова; С. Маршака; С. Аксакова); праздник «Ребятам о зверятах» (по рассказам Г. Ушинского; Н. Скребицкого).

Остановимся подробнее на реализации комплекса мероприятий направленных на развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста. На первом этапе мы стремились вызвать у детей интерес к предлагаемому процессу, разбудить детское любопытство, вызвать желание включиться в познавательную деятельность. Необходимо было организовать и провести с детьми нечто такое, что всецело увлекло бы детей старшего дошкольного возраста. Проведение опыта мы совместили с рассказом Н. Носова «Мишкина каша». Детям предстояло узнать, почему первый опыт в кулинарии у мальчиков оказался безуспешным, а также провести мини-исследование. Мы перечитали детям этот рассказ, заострили внимание на моментах, где описано приготовление каши друзьями, а затем перешли к опыту. Был подготовлен видеофильм с демонстрацией эксперимента. Мы взяли две кастрюли, налили в них воды и поставили на плиту. Мы побеседовали со старшими дошкольниками: Как вы думаете, сколько мальчики насыпали в кастрюлю крупы, если каша полезла наружу, и друзья откладывали ее из кастрюли несколько раз? Сколько на самом деле нужно вот в эту кастрюлю насыпать крупы, чтобы каша приготовилась так, как нужно?

Дети говорили, что в первом случае нужно насыпать полную кастрюлю, а во втором - пару горсточек. Чтобы проверить на практике версии детей, мы в первую кастрюлю насыпали крупы до самого ее верха, отбавив из нее кружкой лишнюю воду. Во втором варианте положили крупы столько, сколько сказали дети - 2 горсточки. Пока каша варилась, мы заострили внимание детей старшего дошкольного возраста на том, что в рассказе есть такой эпизод, где на сковороде происходит возгорание масла. Данный отрывок был озвучен детям еще раз, чтобы освежить в их памяти его содержание. Далее мы задали воспитанникам вопрос: Как вы думаете, почему масло на сковороде загорелось, ведь его никто специально не поджигал? Дети выдвигали разные версии. Выслушав их, мы предложили им посмотреть видеозапись эксперимента, в которой на сковороду наливается немного масла. Сковорода ставится на огонь. Дети увидели, что сначала масло раскалилось, от него пошел легкий дымок, затем пошел сильный дым и, наконец, масло, достигнув критического нагрева, вспыхнуло на сковороде. Мы предложили детям высказать свои мнения об увиденном. Дети сделали правильный вывод: масло вспыхивает от перегрева. Особое внимание мы уделяли правила безопасности.

После этого, мы вернулись к нашим кастрюлям с кашей и увидели, что в первой кастрюле, куда мы насыпали очень много крупы, каша полезла через края, как и было описано в рассказе Н. Носова. Во второй кастрюльке крупа разварилась равномерно и приобрела густоту, положенную каше. Мы предложили детям сделать выводы. Они отметили дети, герои рассказа не учли что крупа при варке разбухает и увеличивается в объеме. Таким образом, в ходе первого этапа мы активизировали у детей желание узнавать новое, вызвали детское любопытство, интерес к исследованию неизвестного, приобщили к поисковой деятельности.

Также на первом этапе было организовано занятие-экскурсия «Окно в природу» (по рассказам М. Пришвина «Лисичкин хлеб», «Выскочка»); К. Паустовского «Кот-ворюга», «Барсучий нос»). Используя приемы «Верите ли вы...» и «Я знаю», мы предлагали детям проверить утверждения о животных. До того, как был прочитан текст рассказа, мы говорили с ними о героях рассказов (о животных), об их повадках, о том (как они на первый взгляд думали), о чем пойдет речь в данном рассказе. После чтения рассказа и беседы с детьми по содержанию прочитанных произведений воспитанники сказали, что они узнали много нового и им интересно будет узнать еще более подробно о жизни этих зверей.

Также была организована на первом этапе игра-драматизация «Кого встретил Колобок?» (по мотивам русских народных сказок). Этому предшествовала предварительная работа. Чтобы сыграть роль в сказке, нужно было старшим дошкольникам собрать информацию о животном, роль которого они исполняют, а также поделиться ею с другими детьми. Дети наперебой рассказывали друг другу, кто и что узнал о зверях, делились своими открытиями. Мы отмечали, что такая поисковая деятельность начинает нравиться детям, вызывает у них любопытство и интерес.

На втором этапе, направленном на развитие интереса, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающего мира проводились мероприятия: «Праздник Почемучек» (по рассказам В. Бианки); виртуальное путешествие «В стране интересностей» (по рассказам Н. Сладкова, Е. Чарушина); проект «Играем в сказку» (по сказкам А. Пушкина).

Опишем подробнее виртуальное путешествие «В стране интересностей». Для работы мы взяли рассказы Н. Сладкова «Пересмешник» и Е. Чарушина «Страшный рассказ». Мы выводили на слайде фото лесных чащоб, разных зверей и птиц, приглашая старших дошкольников на экскурсию в лес. Затем прочитали рассказ Н. Сладкова до слов «Да что же это такое?». Задали детям вопросы: Как вы думаете, правда ли в такой чаще леса могли быть домашние животные? А если нет, то как объяснить звуки, которые так похожи?

После того, как дети высказались, мы выведи на экран слайд, на котором была фотография скворца. Именно он скворец-пересмешник устроил такой розыгрыш герою рассказа Диме. Далее мы провели с детьми беседу и попросили их

подумать над словом «пересмешник», на что оно похоже, и за что так назвали птицу. Дети ответили верно: пересмешником скворца назвали за то, что он как бы шутит, насмехается над лесными путниками, тем самым вводит их в заблуждение.

Второе произведение Е. Чарушина «Страшный рассказ» мы дочитали до слов «Вдруг в сенях вдоль стены кто-то, как пробежит в угол... Пробежал и свернулся в углу шариком», предложили детям подумать, кто это мог быть. Выслушав версии от старших дошкольников, мы снова вывели на экран слайд с изображением лесной поляны, где расположилось семейство ежей. Далее дочитали рассказ до конца и предложили детям вспомнить, что еще они знают о ежах. А чтобы задачи по развитию познавательной сферы, выработке желания проводить поиск ответа на свои вопросы в различных областях знаний осуществились в полном объеме, мы предложили детям вместе с родителями найти информацию о ежах. Так, мы подводили детей к тому, что познавать новое - это всегда интересно и увлекательно, формировали в них исследовательский подход к явлениям и объектам окружающего мира.

На третьем этапе, направленном на выработку стойкой потребности активно познавать окружающий мир, мы использовали в работе игровую проблемную ситуацию «Помоги Айболиту» (по произведениям К. Чуковского); литературную гостиную «Сказочники» (сказки П. Бажова; С. Маршака; С. Аксакова); праздник «Ребятам о зверятах» (по рассказам Г. Ушинского; Н. Скребицкого).

Опишем подробнее праздник «Ребятам о зверятах» (по рассказам Г. Ушинского; Н. Скребицкого). До того, как провести праздник, мы знакомили детей с рассказами данных авторов. Мы читали им Г. Ушинского «Ласточка», где необходимо было добыть самостоятельно ответ на вопрос: как находят ласточки дорогу обратно домой из теплых краев; «Лето», где дети узнавали, где же на самом деле восходит и садится солнышко, а также знакомили с рассказами Н. Скребицкого «Белочка-хлопотунья», из которого дети должны были сделать выводы о жизни белок в лесу и дополнить рассказ добытыми самостоятельно знаниями; «Лесной голосок», где дети должны были решить, на кого похожа кукушка.

Обобщением знаний, а также выработкой стойкого желания у детей узнавать и исследовать этот мир стал праздник «Ребятам о зверятах». В самом начале праздника на сцену вышел Медведь и пригласил детей в Королевство Природы. Затем он загадал детям загадки о зверях. Далее пришла к детям на праздник лиса и поиграла с ними в игру «Узнай-ка!». Она задавала детям вопросы: Кто из животных залегает в зимнюю спячку? (медведь, еж); Самое длинноногое животное? (жираф); Какая птица плавает, но не летает? (пингвин); Назови зверя, который валит деревья зубами без топора? (бобр); Самый хитрый зверь, который встречается во многих русских народных сказках? (лиса); Назови птиц, которые служили в сказке Бабе-Яге? (гуси-лебеди); Назови животное, которое может носом устроить фонтан из воды? (слон). Далее на сцену вышел ослик Па и попросил детей рассказать ему все о тех животных, названия которых прозвучали в игре. Нужно сказать, что дети заранее сами добывали знания об этих зверях, а затем по очереди подходили к ослику и рассказывали. Всем детям ослик подарил книги-раскраски «Забавные звери».

В заключении подчеркнем, что процесс развития у детей дошкольного возраста познавательного интереса во многом определяется последовательностью и системностью работы, а также разработанностью комплекса мероприятий, с использованием художественной литературы, который можно рассматривать как важнейшее условие эффективной работы с дошкольниками.

Выводы. Таким образом, мы пришли к выводу, что комплекс мероприятий с использование художественной литературы, который реализуется поэтапно, способствует развитию у дошкольников познавательного интереса. На первом этапе, обеспечивается создание мотивационной основы для возникновения познавательного интереса дошкольников. На втором этапе - исследовательский подход к явлениям и объектам окружающего мира. На третьем - выработка стойкой потребности активно познавать окружающий мир. Такая поэтапная работа позволяет развивать у детей старшего дошкольного возраста познавательный интерес, вырабатывать желание открывать новое и находить нужную для этого информацию, расширять свои знания и представления об окружающем мире.

Литература:

1. Березина, Ю.Ю. Проблемы формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Ю.Ю. Березина, Т.П. Ерофеева. - М.: МПГУ, 2019. - 136 с.

2. Ванина, Е.Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к детской литературе / Е.Ю. Ванина // Актуальные проблемы педагогики и психологии. - 2021. - № 7,- С. 5-9

3. Вахрушева, Л.Н. Развитие познавательного интереса у второклассников / Л.Н. Вахрушева, Л.Н. Негру // Начальная школа. - 2015. - № 7. - С. 91-94

4. Дедюкина, М.И. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия художественной литературы / М.И. Дедюкина, A.A. Максимова // Научное обозрение. Педагогические науки. -2019. -№4-1. -С. 59-62

5. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012.-345 с.

6. Дружинина, Н.М. Проблемы методической оценки научно-познавательной детской книги / Н.М. Дружинина. - М.: Сфера, 2007.-244 с.

7. Здорнова, О.В. Формирование познавательных интересов дошкольников в процессе восприятия художественной литературы и фольклора / О.В. Здорнова // Дошкольное воспитание. -2010,- № 3. - С. 20-23

8. Куликовских, Н.В. Увлечь книгой / Н.В. Куликовских // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5,- С. 33-40

9. Лащенова, H.A. Художественное слово как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста / П.А. Лащенова // Образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: диалог наук о детстве. - 2019. - С. 51-56

10. Михайлова Г.Н. Развитие познавательного интереса школьников как способа формирования творческой личности / Г.Н. Михайлова // Наука и образование. - 2008. - № 1. - С. 46-49

11. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова // Педагогика и психология. - 2009. - № 2. -С. 45-46

12. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 544 с.

13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Просвещение, 2022. - 456 с.

14. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2002. - 160 с.

15. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 2022. - 554 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.