Научная статья на тему 'МЕСТО ХУДОЖЕСТВЕННО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

МЕСТО ХУДОЖЕСТВЕННО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
104
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ДЕТСКАЯ КНИГА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дагаджиева Э. Х.

В данной статье рассматриваются вопросы расширения знаний детей об окружающем мире посредством ознакомления с детской художественно-познавательной литературой, а также ее влияние на развитие познавательной активности дошкольника, развитие мышления и воображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF ARTISTICALLY - COGNITIVE LITERATURE IN THE DECISION OF OBJECTIVES OF INTRODUCING THE ENVIRONMENT OF THE CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE

This article examines the expansion of children's knowledge of the world around them through acquaintance with children's artistic and cognitive literature, as well as its influence on the development of the cognitive activity of the preschooler, the development of thinking and imagination.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ХУДОЖЕСТВЕННО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 372.416

Дагаджиева Э.Х. студент

факультет психологии и педагогического образования специальность «дошкольное образование» Крымский Инженерно-Педпгогический Университет

научный руководитель: Тригуб Л.М.

старший преподаватель Россия, Республика Крым, г. Симферополь

Dagadzhieva E.H., student of the faculty ofpsychology

and teacher education specialty «preschool education» Crimean Engineering - Pedagogical University Russian Federation, Crimean Republic , Simferopol

Scientific director: Trigub L.M.

senior lecturer

МЕСТО ХУДОЖЕСТВЕННО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА THE PLACE OF ARTISTICALLY - COGNITIVE LITERATURE IN THE DECISION OF OBJECTIVES OF INTRODUCING THE ENVIRONMENT OF THE CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL

AGE.

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы расширения знаний детей об окружающем мире посредством ознакомления с детской художественно-познавательной литературой, а также ее влияние на развитие познавательной активности дошкольника, развитие мышления и воображения.

Ключевые слова: окружающий мир, художественно-познавательная литература, детская книга.

Abstract. This article examines the expansion of children's knowledge of the world around them through acquaintance with children's artistic and cognitive literature, as well as its influence on the development of the cognitive activity of the preschooler, the development of thinking and imagination.

Key words: the surrounding world, artistic and educational literature, a children's book.

Как известно, в возрасте 6-7 лет, дети познают большой и неизведанный мир, пропуская все через себя, исследуя и проводя эксперименты. Большим потенциалом в исследовании и познании целостной картины мира обладает художественно - познавательная литература.

Мир вступает в жизнь ребенка постепенно. Вначале ребенок познает все то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. И большую роль в мировосприятии ребенка играет художественная литература. Познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен - популярные рассказы о многообразии мира людей или о диковинках живой природы, учебники или энциклопедии и занимательные книги. Конечно, для современных детей доступны более зрелищные, а потому увлекательные способы передачи информации - телевидение, интернет, музеи. Они могут стать не только ярким дополнением, но и актуальным средством развития познавательного интереса наряду с главным способом познания - чтением книг.

Когда ребенок слушает произведения, он знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово оказывает воздействие не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка, оно развивает творческое воображение, мышление. Слово может вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает понять человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк» [3. с,146].

Л.М. Гурович отмечает, что проблема отбора книг для детского чтения - один из наиболее значимых и непростых проблем литературоведения. Значимость продуманного отбора книг для детского чтения определяется тем, что он неминуемо влияет на литературное развитие ребенка, на развитие его опыта, на воспитание отношения к книге [2, с.29].

О.С.Ушакова подмечает, что художественная литература раскрывает и разъясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и отношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его чувства, представляет прекрасные образцы русского литературного языка. Велика ее воспитательная, познавательная и эстетическая роль, так как, она воздействует на личность ребенка, формирует способность тонко ощущать форму и ритм родного языка [4, с.224].

Также большое значение познавательной литературы подчеркивает ученый современник Н.М.Дружинина и выделяет ее основную цель - это развитие умственной активности своего читателя, приобщение его к большому миру науки [1, с.126].

Художественная литература служит мощным, эффективным орудием умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она

оказывает колоссальное воздействие на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, развивает воображение и дает ребенку прекрасные примеры родного языка. Познавательная литература до ХУПв. представляла собой либо разрозненные, единичные издания (зачастую переведенные с немецкого или французского языков), либо отрывочные данные в учебных пособиях по отечественной словесности или в справочных изданиях.

В ХХ веке стараниями ученых и популяризаторов было издано большое число детских книг познавательного характера. Авторы их опирались на опыт, накопленный дореволюционными популяризаторами научных знаний, такими, как Д. Кайгородов, Я. Перельман, А. Чеглок, Н. Рубакин. В 1919 году основан научно-популярный журнал "В мастерской природы", поставившей своей задачей "воспитывать дух любознательности, возбуждать интерес к активному изучению природы". В 1924 году в журнале "Воробей" (впоследствии - " Новый Робинзон") были напечатаны первые произведения Б. Житкова, В. Бианки, М. Ильина. Вот уже в течении практически двух столетий познавательная литература, наравне с литературой художественной, помогает детям познавать и понять окружающий мир. Какого бы характера не была детская книга , хороша и полезна тогда, когда интересна не только детям но и взрослым. В.Г.Белинский говорил: "Хорошо и полезно только то сочинение для детей, которое может занимать взрослых людей и нравиться им не как детское сочинение, а как литературное произведение, писанное для всех".

Художественно - познавательная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она формирует мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, обладает не только интеллектуально-познавательной, но и эстетической ценностью. Познавательный потенциал книг безграничен и многообразен - популярные рассказы о разнообразии мира людей или о диковинках живой природы, учебные книги или художественные, энциклопедии и интересные книги по любой сфере человеческого знания, формируют представления о целостной картине мира у детей дошкольного возраста.

Современная картина мира содержит в себе представления о формировании бытия, о взаимосвязи и взаимодействии субъективной реальности. Она показывает, что вследствие усложнения структуры и уровней организации материи из неживой природы возникает живая, а из этой последней — человек с его общественными трудностями. На передний план в создании картины мира выдвигается цель его познания, а современная картина мира очерчивает постоянно расширяющееся поле познания и деятельности человека, рассматривая мир в единстве и целостности.

Окружающий мир полон разнообразия, по этой причине необходимо

учить детей искать и находить новое в раннее известном, в этом на помощь приходят произведения великих отечественных писателей таких как, В.Бианки, М. Пришвин, Е.Чарушин, Н.Сладков. Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и содействуют в развитии первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность выявить большой потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают человека.

За 35 лет своей деятельности Виталий Валентинович Бианки написал более трёхсот рассказов, сказок, повестей, очерков и заметок. В.В. Бианки, войдя в детскую литературу в 1924 году, как автор журнала «Воробей», стал основателем множества произведений о природе для маленьких читателей. Герои этих рассказов - животные, птицы, растения.

В каждом творении В.Бианки ощущается глубокая любовь к природе, к миру животных, к людям, разумно и дружелюбно относящимся к животным. Это было замечено в статье писателя Н.Сладкова о В.Бианки: «Его птицы и звери не символы, не переодетые в птиц и зверей люди: они всамделишные, настоящие, правдашные. И в то же время они глубоко связаны с человеком, естественно входят в круг его интересов, возбуждают его любознательность и будоражат мысль».

Основа каждого из рассказов книги Н.И.Сладкова - жизнь нетронутой природы. Она у Н.Сладкова не основа, на которой происходят интересные события, а главный объект исследования и художественного описания. Автор испытывает к ней особое родственное чувство и только лишь по этой причине способен представить все без исключения происходящее в ней. При этом он осознает, что взгляду доступен лишь небольшой уголок в мире неведомого. А раскрывается этот мир только тому, кто проникает доверием и любовью ко всему живому.

В каждой книжке Н.И.Сладкова имеются страницы, где автор рисует читателям обширную картину живой природы, пестрой, густонаселенной живностью; при этом каждое существо занимает тут непосредственно предназначенное ему место, у каждого свой дом. При безграничном разнообразии природы в ней царствует надлежащий порядок.

Природа являлась главной темой для произведений Михаила Михайловича Пришвина. М.Пришвин русский писатель, создатель рассказов о природе, охотничьих произведений. Реализм М.Пришвина - не приземленное дублирование реальности, а постижение родственных связей между природой и человеком, он создан мироощущением человека - творца и созидателя, призванного к устроению природы с целью создания человеческого блага. Данное чувство родственной связи со всем живым близко мироощущению ребенка. Оно - то и сделало М.М.Пришвина превосходным писателем для детей. Из собранных за длительную жизнь наблюдений и исследований охотника и натуралиста, вечно ищущего

странника и собирателя фольклора, черпал писатель и сюжеты для своих произведений.

Произведения Евгения Ивановича Чарушина учат детей не только уважать, любить и оберегать животный мир, но и дают возможность малышам пережить все, что происходило с главными персонажами, детьми и животными. Простой и непринужденный почерк его произведений наравне с необычайно серьезным пониманием животных и птиц и выразительностью отображения их внутреннего состояния, становится тем «мостиком» в детские годы, когда все происходящее важно и серьезно, страшно и любопытно, радостно и печально, неясно и в то же время очевидно.

Скорее всего, именно по этой причине воспитатели непременно включают в программу чтения своим детям рассказы Е.И.Чарушина, который смог объяснить детскому сознанию схожесть и доступность родной природы, ведь каждый герой, будь то птица или животное, будто ждут своего маленького читателя, стремясь разделить свои переживания с ним.

Художественно-познавательная литература должна развивать у ребенка интерес к тому, что его окружает, поэтому чтение таких книг должно осуществляться не только во время занятий, но и вне. Во время прогулок на природе воспитатель должен акцентировать внимание дошкольников на её чудесах: смены времен года, изменение природы, внешнего вида растений и животных с приходом новой поры. Должны вестись неоднократные диалоги о том, часто ли дети обращают внимание на подобные явления окружающей среды. Естественно, почти каждый ребенок замечал подобное, но понять с чем связано, то или иное событие помогли ему непосредственно произведения, прочитанные родителями или воспитателем. Большое место занимает художественно-познавательная литература в педагогическом процессе, ведь на воспитателя возложена важная миссия: заинтересовать ребенка , разбудить стремление к познанию большего о мире живой и неживой природы путем чтения книг такого характера. Именно труды детских писателей помогают развивать интерес к знакомству с новым. Выйдя на улицу, ребенок вспомнит, что ранее ему читали о том, что на данный момент его окружает: опавшие листья и мрачное небо, затянутое тучами - признак прихода осени, или распустившиеся почки на деревьях - приход весны.

Художественно - познавательная книга помогает привить дошкольникам навыки мышления, развивает познавательный интерес, она дает детям интересующий их материал. Главная цель художественно -познавательной книги - дать особое представление детям, открыть перед ними мир, воспитать умственную активность, а также приобщить маленького человека к большому миру.

Дошкольное образование сегодня призвано быть именно тем связующим звеном, где должны быть созданы условия для свободного развития способностей ребенка. Это может быть достигнуто в процессе

работы с художественно-познавательной книгой, которая является для ребенка не только носителем новых знаний, но и является побудителем к познанию новых сведений. Очень важно в период старшего дошкольного возраста организовать работу таким образом, чтобы в будущем дети могли свободно ориентироваться в справочной и энциклопедической литературе, пополнять свой багаж знаний не только путем услышанных рассказов от взрослых, но и путем собственных исследований и наблюдений закрепить свои знания и открыть для себя что-то новое [5].

Таким образом, мы видим, как важно включать в учебный процесс такую литературу, ведь ее возможности велики. Ее грамотное использование дает дошкольникам новые знания, расширяют их кругозор, учит видеть в книге умного собеседника, а также воспитывает познавательные способности.

Использованные источники:

1. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н.Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. М.: Педагогика, 1977. - 126 с.

2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребёнок и книга: Пособие для воспитателей детского сада. - 3-е изд., испр. И доп. -Спб., 1999. - 29 с.

3. Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. - Тбил., 1974г. - 146 с.

4. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий. -М.: ТЦ «Сфера», 1998. - 224с.

5. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] - режим доступа http://nsportal. ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2015/12/10/nauchno-poznavatelnaya-kniga-dlya-doshkolnika - статья в интернете.

УДК 372.851

Ерышова С.Г. студент магистратуры, 1 курс факультет математики и информационных технологий Башкирский государственный университет научный руководитель: Тарарухина Н.Н., к.пед.н.

доцент

Россия, г. Стерлитамак УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ

Аннотация: статья посвящена вопросам введения ФГОС в среднюю школу на примере урока математики. Рассматриваются основные виды универсальных учебных действий и пути их формирования.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, личностные,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.