Научная статья на тему 'Развитие потребительского рынка услуг Тамбовской области: экономико-статистический анализ'

Развитие потребительского рынка услуг Тамбовской области: экономико-статистический анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
751
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК УСЛУГ / ОБЪЕМ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ / БЫТОВЫЕ УСЛУГИ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / REGIONAL CONSUMER MARKET OF SERVICES / VOLUME OF PAID SERVICES TO THE POPULATION / HOUSEHOLD SERVICES / REGION ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черемисина Татьяна Николаевна, Черемисина Наталия Валентиновна, Турбина Наталия Михайловна

Цель данной статьи заключается в анализе потребительского рынка услуг региона в современных условиях на основе данных официальной статистики. Для реализации поставленной цели были решены следующие научные задачи: рассмотреть потребительский рынок услуг региона, его составные элементы и специфические функции в системе общественного воспроизводства; проанализировать динамику платных услуг населению Тамбовской области; выявить основные тенденции, характеризующие развитие потребительского рынка услуг региона. Объектом исследования является потребительский рынок услуг Тамбовской области. Предметом исследования, в свою очередь, является состояние и развитие сферы платных услуг населению региона. Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных экономистов, материалы периодической печати и интернет-ресурсы по исследуемой проблеме, официальные материалы Росстата и Тамбовстата. В результате исследования установлено, что потребительский рынок услуг представляет собой важнейшую часть современной экономики. Именно здесь реализуются повседневные потребности населения, уровень удовлетворения которых, в конечном счете, определяет эффективность функционирования экономики в целом. Проанализированы основные тенденции, присущие потребительскому рынку услуг Тамбовской области, определены его значимость и роль в экономике региона. Проведенный мониторинг состояния и развития потребительского рынка услуг региона показал, что, несмотря на ухудшение экономической ситуации в стране, потребительский рынок услуг Тамбовской области находится в стадии развития и дальнейшего совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Черемисина Татьяна Николаевна, Черемисина Наталия Валентиновна, Турбина Наталия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CONSUMER MARKET OF SERVICES OF THE TAMBOV REGION: ECONOMICAL AND STATISTICAL ANALYSIS

The purpose of this article consists in the analysis of the consumer market of services of the region in modern conditions on the basis of data of official statistics. Authors solved the following scientific tasks for realization of a goal: to consider the consumer market of services of the region, its components and specific functions in system of public reproduction; to analyze dynamics of paid services to the population of the Tambov region; to reveal the main tendencies characterizing development of the consumer market of services of the region. An object of a research is the consumer market of services of the Tambov region. A subject of research, in its turn, is the state and development of the sphere of paid services to the population of the region. A theoretical and methodological basis of a research is works of domestic and foreign economists, materials of periodicals and Internet resources on the studied problem, official materials of Rosstat and Tambovstat. As a result of a research authors established that the consumer market of services represents the most important part of modern economy. Exactly here daily needs of the population which satisfaction level, eventually, defines efficiency of functioning of economy in general are implemented. Authors analyzed the main tendencies inherent in the consumer market of services of the Tambov region and defined its importance and a role in region economy. The carried-out monitoring of a state and development of the consumer market of services of the region showed that, despite deterioration in an economic situation in the country, the consumer market of services of the Tambov region is in a stage of development and further improvement.

Текст научной работы на тему «Развитие потребительского рынка услуг Тамбовской области: экономико-статистический анализ»

УДК 338.46 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-7-54-62

РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА УСЛУГ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ЧЕРЕМИСИНА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: t_cheremisina@mail.ru

ЧЕРЕМИСИНА НАТАЛИЯ ВАЛЕНТИНОВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: cheremisina06@mail.ru

ТУРБИНА НАТАЛИЯ МИХАЙЛОВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: natturbina78@mail.ru

Цель данной статьи заключается в анализе потребительского рынка услуг региона в современных условиях на основе данных официальной статистики. Для реализации поставленной цели были решены следующие научные задачи: рассмотреть потребительский рынок услуг региона, его составные элементы и специфические функции в системе общественного воспроизводства; проанализировать динамику платных услуг населению Тамбовской области; выявить основные тенденции, характеризующие развитие потребительского рынка услуг региона. Объектом исследования является потребительский рынок услуг Тамбовской области. Предметом исследования, в свою очередь, является состояние и развитие сферы платных услуг населению региона. Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных экономистов, материалы периодической печати и интернет-ресурсы по исследуемой проблеме, официальные материалы Росстата и Тамбовстата. В результате исследования установлено, что потребительский рынок услуг представляет собой важнейшую часть современной экономики. Именно здесь реализуются повседневные потребности населения, уровень удовлетворения которых, в конечном счете, определяет эффективность функционирования экономики в целом. Проанализированы основные тенденции, присущие потребительскому рынку услуг Тамбовской области, определены его значимость и роль в экономике региона. Проведенный мониторинг состояния и развития потребительского рынка услуг региона показал, что, несмотря на ухудшение экономической ситуации в стране, потребительский рынок услуг Тамбовской области находится в стадии развития и дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: региональный потребительский рынок услуг, объем платных услуг населению, бытовые услуги, экономика региона

На современном этапе развития экономики все больше внимания уделяется человеку. И немаловажным критерием уровня жизни населения служат расходы на оказываемые ему услуги. Рынок услуг является одной из самых перспективных, быстро развивающихся сфер экономики. Как показывает практика промышленно развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами, спрос на услуги значительно возрастает. Кроме того, известному ассортименту товаров, благодаря развитию научно-технического прогресса, придаются новые потребительские свойства (например, мобильные телефоны дополнены Интернетом), что обуславливает развитие рынка услуг.

На сегодняшний день рынок услуг широко охватывает практически все области жизнедеятельности человека: коммунальное хозяйство, торговлю и транспорт, гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции, консультационные фирмы, медицинские учреждения, музеи, театры и кинотеатры и др.

Положительная динамика показателей развития экономики Тамбовской области способствует увеличению спроса населения на услуги и устойчивому росту объема предоставленных населению услуг. По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тамбовской

области (Тамбовстата), в 2014 г. объем платных услуг во всех секторах реализации составил 42424,6 млн. руб. По сравнению с 2013 г. он увеличился на 0,4 % (в сопоставимых ценах) [1].

В целом по Российской Федерации индекс физического объема относительно 2013 г. составил 101,0 %, по Центральному федеральному округу (ЦФО) - 100,2 % (рис. 1) [1, с. 8].

Из данных рисунка 1 следует, что объем платных услуг Тамбовской области за два последних года возрос на 4,5 %, а по Российской Федерации и

Центральному федеральному округу - соответственно на 3,0 % и 2,2 %.

Данные Тамбовстата свидетельствуют, что большинство регионов Центрального федерального округа в 2014 г. увеличили свои объемы по предоставлению платных услуг населению. В 12 регионах из 18 увеличение составило от 0,2 % до 4,7 %. Удельный вес этой группы составляет почти две трети всех платных услуг, оказанных населению Центрального федерального округа. Сюда входит и Тамбовская область [1, с. 8].

Рис. 1. Индекс физического объема платных услуг населению Тамбовской области, ЦФО и России за 2013-2014 гг. (в % к предыдущему году)

Если в целом по Тамбовской области объем платных услуг возрос на 0,4 %, то его внутренняя составляющая изменялась в различных направлениях. Так, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 39,6 % возросли услуги физической культуры и спорта, на 15,7 % - услуги правового характера, на 10,8 % - услуги культуры, на 10,4 % - услуги системы образования, на 7,7 % - медицинские услуги, от 0,9 % до 5,6 % - туристские услуги, услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, ветеринарные, бытовые, жилищные. В то же время не достигнут уровень 2013 г. по санаторно-оздоровительным, транспортным, коммунальным услугам и услугам связи [1, с. 8].

Основным критерием оценки развития платных услуг населению является показатель - объем платных услуг на душу населения. От степени обеспеченности населения и уровня удовлетворенности спроса на платные услуги можно судить об уровне жизни, как страны, так и области.

В расчете на одного жителя Тамбовской области объем платных услуг в 2014 г. составил 39,8 тыс. руб., что выше уровня 2013 г. на 3,7 тыс. руб. или на 10,3 % (в фактически действующих ценах). В Российской Федерации и Центральном федеральном округе объем платных услуг на душу населения составил 48,3 тыс. рублей и 60,4 тыс. руб. соответственно. Относительно 2013 г. этот показатель увеличился в РФ на 10,6 %, а в ЦФО на 6,9 %. Тамбовская область по этому показателю занимает среди регионов Центрального федерального округа 9 место. В сравнении со средним жителем ЦФО жители нашей области получили платных услуг в 1,6 раза меньше, а со средним россиянином - в 1,3 раза [1, с. 10].

Дифференциация душевого потребления платных услуг между субъектами Центрального федерального округа довольно значима (рис. 2).

Из данных рисунка 2 следует, что большинство регионов в 2014 г. оказали платных услуг на

душу населения в размере от 31 тыс. до 40 тыс. руб. Лидерами по этому показателю, за исключением Москвы и Московской области, стали Белгородская, Владимирская, Липецкая, Воронежская и Калужская области.

Абсолютный размах вариации, представляющий разность между максимальным показателем (г. Москва - 108958 руб.) и минимальным (Смоленская область - 31084 руб.), составляет 77874 руб.

На динамику потребления платных услуг существенное влияние оказывает изменение цен (тарифов) на услуги и наличие располагаемых денежных доходов населения. Так, денежные доходы населения Тамбовской области в 2014 г. по сравнению с 2013 г. увеличились на 12,1 % и составили 286153,9 млн руб. или 22,4 тыс. руб. в расчете на душу населения в месяц. Реальные располагаемые денежные доходы населения области в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом увеличились лишь на 2,6 %.

Тверская

Смоленская

Москва

Московская

Калужская

Брянская

Тульская

Ярославская

Костромская

Ивановская

Владимирская

Рязанская

Орловская

Курская

Белгородская

Липецкая

Тамбовская

Воронежская

Объем платных услуг на душу населения, рублей

до 30000

от 30001 до 40000 от 40001 до 90000 свыше 90000

Рис. 2. Объем платных услуг в расчете на душу населения и занимаемое место среди регионов ЦФО в 2014 г. [2, с. 10].

За 2013-2014гг. цены на платные услуги выросли на 18,8 %. Из наблюдаемых групп платных услуг за эти годы наиболее подорожали жилищные услуги (на 63,0 %), бытовые (на 32,3 %), ветеринарные (на 30,6 %), туристские (на 23,2 %), системы образования (на 21,1 %). В то же время самый низкий рост цен наблюдался по услугам культуры (на 0,2 %) и услугам связи (на 4,0 %) [2, с. 145].

Доля расходов населения на оплату услуг в потребительских расходах в 2014 г. составила 19,7 % против 20,7 % в 2013 г. Удельный вес оплаты услуг в денежных расходах населения в 2014 г. относительно 2013 г. уменьшился на 0,4 п. п. и составил 14,8 % (рис. 3) [1, с. 12].

Процесс расслоения населения по уровню доходов оказывает существенное влияние на структуру рынка услуг.

□ оплата услуг

□ покупка товаров

□ обязательные платежи п добровольные взносы

□ прирост вкладов п покупка валюты

□ прочее

Рис. 3. Структура денежных доходов населения Тамбовской области за 2013-2014 гг.

Так, по данным Тамбовстата в низкодоходных домашних хозяйствах (первая группа) 63,3 % всех расходов на услуги составляют жилищно-коммунальные услуги, 20,7 % - услуги связи, 7,3 % -услуги пассажирского транспорта, то есть в бюджете малообеспеченного домашнего хозяйства набор потребленных услуг на 91,3 % представлен услугами «обязательными к оплате». В высокодоходных домашних хозяйствах (десятая группа) доля расходов на оплату перечисленных видов услуг составляет 51,1 %. В то же время траты населения на услуги культуры, медицинские и санаторно-оздоро-вительные, услуги системы образования и прочие услуги возрастают по мере увеличения среднедушевого дохода (от 8,3 % в первой группе до 41,7 в десятой группе) [3].

Значительная часть объемов платных услуг населению падает на виды услуг, нацеленные главным образом на обеспечение его существования, а также периодичность обращения к ним. Ряд

услуг именно по этим критериям относится к числу массовых и повседневных, образуя группу так называемых обязательных услуг. В первую очередь к ним относятся жилищно-коммунальные и транспортные услуги. Услуги связи также в последние годы стали постоянной и серьезной статьей семейных расходов. К этой же группе можно условно отнести и бытовые услуги, несмотря на то, что эта сфера услуг уступает входящим в нее услугам по обязательности и периодичности видов, сложностью и уникальностью. Зачастую отсутствие развитой конкурентной среды делает эти четыре вида «обязательными» не только в силу жизненной необходимости, но и вследствие ограниченного выбора производителей (поставщиков) услуги, сроков обслуживания, цены и качества.

В структуре платных услуг на долю этих видов в 2014 г. приходилось 84,2 % (в 2013 г. - 85,4 %). Существенных структурных сдвигов по сравнению с 2013 г. не наблюдалось. Доля значимых для здо-

ровья услуг (санаторно-оздоровительные, культуры, физической культуры, туристские, медицинские) по сравнению с 2013 г. увеличилась лишь на 0,4 п. п. и составила 6,1 % [1, с. 16].

Играя важнейшую роль в жизнеобеспечении населения, жилищно-коммунальные услуги занимают особое место на потребительском рынке услуг. Они являются не только повседневными и касающимися всего населения, но и самыми затратными по удельному весу в потребительских расходах, так как непосредственно влияют на уровень жизни населения. Их удельный вес в объеме платных услуг населению остался на уровне 2013 г. и составил 29,4 %.

В 2014 г. населению области было оказано жилищно-коммунальных услуг на 12500,7 млн руб. Основную долю (84,3 %) в объеме жилищно-коммунальных услуг занимают коммунальные платежи (отопление, газоснабжение, вода и канализация) [1, с. 18].

Транспортные услуги позволяют осуществить все необходимые перемещения, связанные с потреблением остальных видов платных (бесплатных) услуг, и в первую очередь передвижение по маршруту «дом-работа-дом». Практически каждый человек ежедневно пользуется городским, пригородным или междугородным транспортом, перемещаясь к месту работы, учебы, отдыха, а так же пользуется услугами по перевозке багажа, грузов на дальние и ближние расстояния и т. д. Транспортная инфраструктура обеспечивает основную часть поездок населения, непосредственно влияя на экономику страны в целом.

Транспортные услуги занимают существенную долю (22,0 %) в расходах населения Тамбовской области на оплату услуг.

В 2014 г. объем транспортных услуг составил 9313,9 млн руб., что меньше уровня 2013 г. на 3,2 % (в сопоставимых ценах).

На сокращение объема услуг пассажирского транспорта повлияло уменьшение числа перевезенных пассажиров (железнодорожным и троллейбусным транспортом), повышение тарифов за услуги, а так же увеличение количества легковых автомобилей в собственности граждан (по данным УГИБДД в 2014 г. - 290,5 тыс. единиц, в 2013 г. -275,4 тыс. единиц) [1, с. 22].

Бытовое обслуживание населения является многофункциональной сферой, позволяющей увеличивать свободное время работающего населения, освобождая его от многих трудоемких работ по ведению домашнего хозяйства. Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Образы

некомпетентных сантехников или электриков безвозвратно уходят в прошлое, на смену им приходят высокооплачиваемые профессионалы своего дела. Деятельность в сфере бытового обслуживания, ориентированная на высвобождение рабочего времени населения, создает возможности для повышения профессиональной квалификации человека, развития интеллектуальных и физических способностей личности, роста социальной активности.

Бытовые услуги занимают третье место в структуре платных услуг населению Тамбовской области. По сравнению с 2013 г. их удельный вес увеличился на 0,2 п. п. и составил 17,9 %.

Жителям Тамбовской области в 2014 г. было оказано услуг бытового характера на 7609,3 млн руб., что в сопоставимых ценах больше предыдущего года на 1,0 % [1, с. 23].

Динамика отдельных видов бытовых услуг имеет разные тенденции потребления. Прежде всего, на фоне роста денежных доходов населения и в отсутствие товарного дефицита, в структуре бытовых услуг сокращаются доли традиционных видов ремонтных работ: обуви, одежды и трикотажных изделий, бытовой домашней техники. Стало проще и выгоднее приобретать новые товары с улучшенным потребительскими характеристиками, чем ремонтировать старые изделия. С другой стороны, существенно растет удельный вес услуг по ремонту и строительству жилья и других построек, услуг по ремонту и изготовлению мебели. Этот процесс отражает объективное уменьшение потребностей в определенных видах услуг и повышенный спрос на другую группу услуг по мере улучшения и комфортабельности условий жизни.

Видовая структура бытовых услуг за последние два года практически не изменилась.

Наиболее весомыми видами, занимающими 62,4 % в объеме бытовых услуг, являются услуги по ремонту и строительству жилья и других построек (45,7 %) и ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств (16,7 %) [1, с. 26].

Современное состояние мирового рынка услуг связи характеризуется глубокими структурными сдвигами. Компьютеризация телекоммуникационного оборудования идет параллельно с процессами приватизации национальных систем связи, появлением на рынке крупных фирм-операторов, что приводит к усилению конкурентной борьбы. В результате снижаются расценки на телекоммуникационные услуги, расширяется их ассортимент, а пользователи имеют возможность выбора. В силу указанных обстоятельств, связь стала одной из наиболее динамично развивающихся отраслей инфраструктуры современного «информационного общества».

Населению области в 2014 г. оказано услуг связи на 6328,1 млн руб., что меньше по отношению к предыдущему году в сопоставимых ценах на 0,3 %. В последние годы удельный вес услуг связи в общем объеме платных услуг населению снижается. По сравнению с 2013 г. он снизился на 1,3 п. п. и составил 14,9 % [1, с. 29].

В данном секторе наблюдаются самые существенные перемены как в структуре потребностей, так и в динамике платежного спроса, вызванные влиянием научно-технического прогресса. Традиционную почтовую и телеграфную связь все больше теснит телефонная (мобильная) и различные виды электронной связи.

Лидером в объеме услуг связи для населения на протяжении нескольких лет остается подвижная электросвязь (сотовая связь).

Телефонная плотность (проникновение) подвижной радиотелефонной (сотовой) электросвязи на 1000 человек населения области на 1.01.2015 г. составила 1694,2 единиц, за год она увеличилась на 1,7 %. В среднем по Российской Федерации этот показатель соответствует 1908,4 единиц. Тамбовская область по числу абонентских терминалов сотовой подвижной связи на 1000 человек находится на 16 месте среди регионов Центрального федерального округа [1, с. 30].

Хотя в среднем высокий темп роста индустрии телекоммуникаций сохраняется во всем мире, за последние годы появились явные показатели замедления роста. Доход от пользования мобильными телефонами на одного абонента уменьшается, а объем беспроводного трафика возрастает. Спрос на новые услуги - телефония в Ш-сетях (№ - телефония), передача данных, мультимедиа, видеоконференц-связь, голосовая и универсальная почта и пр. обеспечивает дальнейшее развитие услуг связи и является резервом роста их объемов в последующие годы.

Услуги системы образования. В современном мире существенно возрастает роль образования человека в развитии общества.

Предоставление образовательных услуг на платной основе характерно для всех звеньев системы образования - от детского сада до университета. Ежегодно расширяется практика предос-

тавления платных услуг в области профессионального, дополнительного и общего образования в виде дополнительных услуг, связанных с углубленным изучением отдельных дисциплин, подготовкой к сдаче ЕГЭ и поступлением в образовательные учреждения разного уровня. В дошкольных учреждениях по желанию родителей предоставляются дополнительные платные развивающие услуги.

В 2014 г. населению Тамбовской области было оказано платных образовательных услуг всеми хозяйствующими субъектами Тамбовской области на 2032,4 млн руб., что составляет 110,4 % к уровню 2013 г. (в сопоставимых ценах). Доля услуг образования в общем объеме платных услуг населению в 2014 г. составила 4,8 %, что на 0,3 п. п. больше, чем в 2013 г.

В 2014 г. в Тамбовской области работали 4 государственных самостоятельных высших учебных учреждения и 11 филиалов государственных и негосударственных учебных учреждений. Подготовку специалистов со средним профессиональным образованием вели 23 самостоятельных образовательных учреждения, реализующие программы среднего профессионального образования. Возросло число дошкольных образовательных организаций (включая филиалы). На 01.01. 2015 г. их работало в области 417 единиц, что на 49 единиц больше, чем на аналогичную дату 2014 г.

Рост объема платных услуг населению неразрывно связан с ростом потребительских цен на услуги системы образования. За 2014 г. цены выросли на 15,1 % против 5,2 % в 2013 г. Больше всего в 2014 г. подорожали услуги высшего образования (на 17,2 %) (табл. 1) [1, с. 34].

Платные медицинские услуги являются важной составляющей деятельности практически всех учреждений здравоохранения, как частных, так и государственных. Платная медицина охватывает все новые направления медицины и новые потребительские сегменты. В связи с этим развитие рынка платных медицинских услуг в современных условиях представляет не только теоретический, но и практический интерес как в целом по стране, так и в разрезе регионов РФ.

Таблица 1

Индекс потребительских цен на отдельные группы услуг в системе образования Тамбовской области в 2013-2014 гг. (декабрь к декабрю предыдущего года)

2013 2014

Услуги дошкольного воспитания 118,3 109,4

Услуги образования: услуги среднего образования 110,9 111,9

Услуги высшего образования 103,9 117,2

Услуги профессионального образования 99,2 110,6

В 2014 г. населению Тамбовской области было оказано платных медицинских услуг на сумму 1555,7 млн руб., что составляет 107,7 % (в сопоставимых ценах) к уровню 2013 г. Доля медицинских услуг в общем объеме платных услуг населению в 2014 г. составила 3,7 %, что на 0,2 п. п. больше, чем в 2013 г. [1, с. 35].

Оказанием медицинских услуг населению области в 2014 г. занимались 44 больничных и 97 амбулаторно-поликлинических учреждений. Прием пациентов и их лечение проводили 3,7 тыс. врачей и 10,9 тыс. среднего медицинского персонала. Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений составила 28,0 тыс. посещений в смену. Объем платных медицинских услуг в расчете на одного жителя Тамбовской области составил 1460 руб. в 2014 г. против 1276 руб. в 2013 г. [1, с. 35].

Туризм - это сложное, многомерное и многоликое понятие, это одновременно и вид деятельности, и форма рекреации, и отрасль национальной экономики, и способ проведения досуга. Он развивается как система, которая представляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа.

В настоящее время нельзя преуменьшать значение туризма для подъема национальной экономики. Эта система приносит доход многим физическим и юридическим лицам, так или иначе связанных с оказанием туристских услуг.

Тамбовская область занимает весьма скромное место на этом рынке, обеспечивая 0,3 % от общего объема платных туристских услуг по России и 1,1 % от общего объема по ЦФО.

Населению Тамбовской области в 2014 г. оказано туристских услуг на сумму 419,6 млн руб., что на 5,6 % больше, чем в 2013 г. (в сопоставимых ценах). В среднем одному жителю области оказано туристских услуг на 393,7 руб. Потребление платных туристских услуг на душу населения среди регионов ЦФО сильно дифференцировано, по этому показателю Тамбовская область занимает 15 место, опережая Смоленскую, Воронежскую и Ярославскую области, а среди областей ЦЧР -4 место [1, с. 37].

Деятельность по оказанию санаторно-оздоровительных услуг обеспечивает потребителям возможность отдыха и восстановления здоровья, что становится необходимым при росте ежедневных нагрузок на здоровье, при постоянно ускоряющемся темпе жизни современного человека.

В 2014 г. населению области было оказано платных санаторно-оздоровительных услуг на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сумму 127,5 млн руб., что составляет 94,0 % к уровню 2013 г.

В области функционировали 28 специализированных средств размещения. Среди них 4 санатория, пансионата с лечением для взрослых, 2 детских санатория, 5 санаториев-профилакториев, 1 санаторный оздоровительный лагерь, 9 организаций отдыха (базы отдыха, кемпинги и др. организации отдыха) и 1 туристическая база.

В специализированных коллективных средствах размещения граждане пребывали в основном, в целях лечения и отдыха. Продолжительность пребывания в большинстве случаев составляла от 15 до 28 дней.

Всего за 2014 г. отдохнули и получили лечение 67,2 тыс. чел., что на 63,8 % больше, чем в 2013 г.

Сдерживающим моментом для основной массы населения, прежде всего, на пребывание в санаторно-курортных организациях являются высокие цены. Так, плата за 1 день с одного человека в санатории составила 1450,0 руб., что на уровне 2013 г. [1, с. 43].

Услуги учреждений культуры. Культура выступает важнейшим индикатором качества жизни. Любые экономические преобразования неэффективны без полноценного удовлетворения культурных потребностей населения. Сами преобразования невозможны без достаточного культурного уровня осуществляющих их людей. Качество культуры общества включает такие показатели как развитость структуры культурной сферы, доступность для населения учреждений и мероприятий культуры, содержательное качество культурных мероприятий, качество организации и обслуживания в заведениях культуры, посещаемость населением учреждений культуры, удовлетворенность населения предлагаемыми услугами.

Объем платных услуг учреждений культуры в 2014 г. составил 302,9 млн руб., что составляет 110,8 % к уровню 2013 г. Доля услуг культуры в общем объеме платных услуг незначительна (0,7 %) и практически неизменна за последние 15 лет [1, с. 44].

Отсутствие надлежащего финансирования, недостаток квалифицированных кадров сдерживают развитие данного рынка услуг.

В сфере культуры некоторые бесплатные услуги постепенно переходят в разряд платных. Но, несмотря на расширение перечня оказываемых услуг, и, как следствие, рост объемов платных услуг, финансовых средств для поддержания материально-технической базы учреждений культуры недостаточно. Вместе с тем развитие новых инфор-

мационных технологий, Интернета, спутникового и кабельного телевидения представляющих населению огромные возможности для удовлетворения своих культурных потребностей в домашних условиях, приводят к ежегодному закрытию учреждений культуры. Так, количество общедоступных библиотек за 2014 г. составило 522 единицы, по сравнению с 2013 г. оно уменьшилось на 12 единиц, из них - 7 в сельской местности; учреждений культурно-досугового типа - 490 единиц, уменьшилось на 2 единицы, все в сельской местности. На 1 единицу увеличилось количество муниципальных киноустановок с платным показом в городской местности [1, с. 44].

В области продолжают работать 3 театра. Общее количество спектаклей по отношению к 2013 г. увеличилось на 45 или на 3,6 %, а число обслуженных зрителей увеличилось на 6,1 тыс. человек (на 3,7 %).

В организацию досуга жителей области разнообразие вносит деятельность концертных организаций и самостоятельных коллективов. В 2014 г. ими проведено 837 концертов и обслужено 165 тыс. слушателей.

На конец 2014 г. в области работало 27 музеев различных видов, что на 1 больше, чем в 2013 г. В 2014 г. с музейными экспонатами ознакомились 590,2 тыс. человек, на 36,5 % больше, чем в 2013 г. [1, с. 44].

Услуги физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт как специфический вид профессиональной деятельности, активно влияю-

щей на развитие здорового общества, претерпевает различные преобразования. Переход к рыночным отношениям породил множество проблем в этой особой сфере социальной деятельности. Положение усугубилось нестабильностью экономической обстановки. Ограниченность финансовых средств создает большие трудности государству в реализации спортивно- оздоровительных функций, связанных с заботой о здоровье населения.

В 2014 г. объем платных услуг физической культуры и спорта в области составил 165,9 млн. рублей, что на 39,6 % больше, чем в 2013 г. Доля услуг физической культуры и спорта в общем объеме платных услуг, оказанных населению, за последние два года ежегодно возрастает по 0,1 п. п. в год и в 2014 г. составила 0,4 %. Объем платных услуг в среднем на душу населения возрос со 101 руб. в 2013 г. до 156 руб. в 2014 г. [1, с. 45].

Росту темпов развития физической культуры в области способствовало увеличение числа сооружений физической культуры и спорта: стадионов с трибунами 1,5 тыс. мест и более - на 1 единицу, плоскостных спортивных сооружений - на 77 единиц, спортивных залов - на 11 единиц, лыжных баз - на 3 единицы, а так же других спортивных сооружений - на 29 единиц (табл. 2). Почти в 2 раза увеличилась численность занимающихся в платных группах.

Цены в 2014 г. на услуги физической культуры и спорта росли более сдержанно - 102,4 % против 114,1 % в 2013 г.

Таблица 2

Спортивные сооружения Тамбовской области в 2013-2014 гг. (на конец года) [2, с. 45]

2013 2014

Число сооружений физической культуры и спорта, единиц 3722 3842

в том числе: стадионы с трибунами 1,5 тыс. мест и более 20 21

легкоатлетические манежи 2 2

плоскостные спортивные сооружения 2687 2764

спортивные залы 617 628

плавательные бассейны 40 40

из них крытые 40 40

лыжные базы 29 32

стрелковые тиры 66 65

другие сооружения 261 290

Численность занимающихся в платных группах, человек 4895 9592

Таким образом, из анализа текущего состояния сектора платных услуг Тамбовской области можно сделать выводы, что развитие сферы услуг в 20132014 гг., происходило при дисбалансе темпов роста цен на услуги и денежных доходов населения. Рост цен за 2 года составил 118,8 %, реальные де-

нежные доходы населения выросли на 7,5 %. Это обстоятельство сдерживало поступательное развитие всей сферы услуг. В сложившихся экономических условиях предприятиям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим платные услуги населению области, необходимо изыскивать раз-

личные дополнительные возможности для дальнейшего развития бизнеса, выживания при жесточайшей конкуренции, обеспечивающей рост и развитие сферы услуг.

Литература

1. О ситуации на рынке платных услуг населению Тамбовской области. 2015.: стат. сборник // Там-бовстат, 2015. С. 7.

2. Черемисина Т. Н., Черемисина Н. В. Экономико-статистический анализ развития потребительского рынка товаров региона. // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. Т. 10. № 8. С. 144-151.

3. Турбина Н. М., Косенкова Ю. Ю. Реформирование системы пенсионного страхования в Российской Федерации: досрочные пенсии // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. №11 (45). С. 136-138.

References

1. O situatsii na rynke platnykh uslug naseleniyu Tambovskoj oblasti. 2015.: ctatisticheskij sbornik [About a situation at the market of paid services to the population of the Tambov region. 2015.: statistical collection] // Tam-bovstat, 2015. S. 7.

2. Cheremisina T. N., Cheremisina N. V. Ekonomi-ko-statisticheskij analiz razvitiya potrebitel'skogo rynka tovarov regiona [Economical and statistical analysis of development of consumer commodity market of the region] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2015. T. 10. № 8. C. 144-151.

3. Turbina N. M., Kosenkova Yu. Yu. Reformirova-niye sistemy pensionnogo strakhovaniya v Rossijskoj Fe-deratsii: dosrochnye pensii [Reforming of system of pension insurance in the Russian Federation: early pensions] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2012. №11 (45). C. 136-138..

* * *

DEVELOPMENT OF THE CONSUMER MARKET OF SERVICES OF THE TAMBOV REGION: ECONOMICAL AND STATISTICAL ANALYSIS

CHEREMISINA TATYANA NIKOLAEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: t_cheremisina@mail.ru

CHEREMISINA NATALIYA VALENTINOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: cheremisina06@mail.ru

TURBINA NATALIYA MIKHAYLOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: natturbina78@mail.ru

The purpose of this article consists in the analysis of the consumer market of services of the region in modern conditions on the basis of data of official statistics. Authors solved the following scientific tasks for realization of a goal: to consider the consumer market of services of the region, its components and specific functions in system of public reproduction; to analyze dynamics of paid services to the population of the Tambov region; to reveal the main tendencies characterizing development of the consumer market of services of the region. An object of a research is the consumer market of services of the Tambov region. A subject of research, in its turn, is the state and development of the sphere of paid services to the population of the region. A theoretical and methodological basis of a research is works of domestic and foreign economists, materials of periodicals and Internet resources on the studied problem, official materials of Rosstat and Tambovstat. As a result of a research authors established that the consumer market of services represents the most important part of modern economy. Exactly here daily needs of the population which satisfaction level, eventually, defines efficiency of functioning of economy in general are implemented. Authors analyzed the main tendencies inherent in the consumer market of services of the Tambov region and defined its importance and a role in region economy. The carried-out monitoring of a state and development of the consumer market of services of the region showed that, despite deterioration in an economic situation in the country, the consumer market of services of the Tambov region is in a stage of development and further improvement.

Key words: regional consumer market of services, volume of paid services to the population, household services, region economy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.