Научная статья на тему 'Развитие потенциала личности выпускников посредством профориентационной деятельности на социальном проекте «Мой профессиональный выбор»'

Развитие потенциала личности выпускников посредством профориентационной деятельности на социальном проекте «Мой профессиональный выбор» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ТРЕНИНГИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ / РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ / DEVELOPMENT OF SKILLS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ И ЭКСКУРСИИ / PROFESSIONAL TRIAL TESTS AND EXCURSIONS / CAREER-GUIDANCE / TRAININGS / INDIVIDUAL DEVELOPMENT OF YOUTHS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликовских Н.А.

В данной статье рассматриваются важные аспекты развития личности молодых людей посредством профориентационной деятельности в школе; подчеркивается важность развития навыков на направлении «Профтестирование», «Профессиональные пробы», «Экскурсии на предприятия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF POTENTIAL OF THE INDIVIDUAL GRADUATES THROUGH CAREER-ORIENTED ACTIVITIES IN A SOCIAL PROJECT "MY PROFESSIONAL CHOICE"

This article presents an important cases of individual development of youths within professional activities in the school. This article is underlining importance of development such skills as: «Testing of professional skills», «Trial tests of professional knowledge», «Excursion on the shop floor».

Текст научной работы на тему «Развитие потенциала личности выпускников посредством профориентационной деятельности на социальном проекте «Мой профессиональный выбор»»

УДК 37.048.45

Н.А. Куликовских

магистр психологии, программный менеджер проектов, Молодежное общественное объединение «Независимое поколение Казахстана», г. Атырау, Казахстан

РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»

Аннотация. В данной статье рассматриваются важные аспекты развития личности молодых людей посредством профориентационной деятельности в школе; подчеркивается важность развития навыков на направлении «Профтестирование», «Профессиональные пробы», «Экскурсии на предприятия».

Ключевые слова: профориентация, тренинги, развитие личности молодежи, развитие навыков, профессиональные пробы и экскурсии.

N.A. Kulikovskikh, Youth public association "Independent Generation of Kazakhstan", Atyrau, Kazakhstan

DEVELOPMENT OF POTENTIAL OF THE INDIVIDUAL GRADUATES THROUGH CAREER-ORIENTED

ACTIVITIES IN A SOCIAL PROJECT "MY PROFESSIONAL CHOICE"

Abstract. This article presents an important cases of individual development of youths within professional activities in the school. This article is underlining importance of development such skills as: «Testing of professional skills», «Trial tests of professional knowledge», «Excursion on the shop floor».

Keywords: career-guidance, trainings, individual development of youths, development of skills, professional trial tests and excursions.

В Законе об образовании Республики Казахстан профессиональную ориентацию рассматривают как предоставление информации и консультационной помощи обучающемуся, в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

В 2015 году наша организация - Молодежное общественное объединение «Независимое поколение Казахстана» - совместно с компанией ТОО «Тенгизшевройл» реализовало профориентационный проект «Мой профессиональный выбор». Цель проекта - формирование культуры профессионального самоопределения школьников посредством оказания профориен-тационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Актуальность проекта основана на потребностях самих детей, их родителей и, конечно же, государства. Ведь в государственной программе развития образования Республики Казахстан до 2020 г. конкретно указано, что система профориентационной работы в образовании утрачена и нуждается в развитии.

В Паспорте программы «Развитие образования в Республике Казахстан до 2020 г.» сказано: «Приоритетным направлением государственной политики в области образования является развитие системы воспитания подрастающего поколения. Эффективность воспитывающего потенциала организации образования и детских общественных организаций остается низкой. Утрачена система трудового воспитания и профессиональной ориентации в школах. Обучение ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности. Таким образом, имеющиеся проблемы обуславливают необходимость модернизации системы среднего образования в соответствии с современными требованиями развития казахстанского общества и условиями интеграции в мировое образовательное пространство».

Во все времена для школьников самыми главными вопросами были: «Зачем я учусь?

Какие знания для меня самые важные и пригодятся ли мне в жизни? Где пригодятся школьные знания? Кем я буду работать?». С этими вопросами они обращаются к родителям и в первую очередь - к психологам и педагогам.

Желание общества получить гармонично развитую личность, понятна, ведь это нужно всем - и обществу, и школе, и семье, и самому выпускнику. Идет реформа общеобразовательной школы, и как построить и организовать профориентационную деятельность, как развить профессиональные навыки в школах - сегодня сложнейшая задача. Конституциональное право свободного выбора профессии закреплено законом, но всегда надо задумываться о том, а нужна ли обществу выбранная профессия?

Организация профориентационной деятельности и развитие профессиональных навыков у молодых людей проходила согласно технологии, апробированной на проекте «Мой профессиональный выбор». Мы считаем, что развитие потенциала личности выпускников на проекте возможно только тогда, когда деятельность психологической службы идет поэтапно, с развитием самих психологов, педагогов, с привлечением родителей, общественности и современных инновационных методов.

На 1 этапе проекта проводилось исследование профориентационной деятельности в 5 школах и 2 детских домах. Опрашивались педагоги, родители, руководители и, конечно же, дети. Выяснилось, что более 95% опрошенных не владеют информацией о современных методах тестирования и не применяют в своей деятельности технологии по профориентационной деятельности. На вопрос: «Какую помощь вы хотели бы получить в области профориентации?» -отвечали: «Раздаточные материалы и мастер-классы по профориентационной работе; мастер-класс; пройти курсы по подготовке профориентационной работе; новые технологии; хочу познакомиться с анкетами, тренингами; экскурсии на рабочие места, нужны производственные места на базе школы; больше с детьми посещать рабочие места и учебные заведения». На все запросы были практические ответы на всех этапах проекта.

На втором этапе организация закупила и апробировала современные компьютерные профориентационные методики, разработанные в компании «Иматон» г. Санкт-Петербурга: методику автоматизированной экспресс-профориентации «Ориентир» для групповой работы (диагностика профессиональных интересов и информирование о профессиях) и методику Л.А. Ясюковой, часть III - прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профориентация старшеклассников).

Третий этап был важным и очень нужным, т.к. проводилось обучение 30 психологов и педагогов проектных школ профориентационной деятельности и проведению профтестирова-ния по блоку тестов в профориентационной тетради.

Следующим этапом технологии было профтестирование 268 выпускников 9 классах (тестирование и обработка результатов, разъяснение и интерпретация); и создание профугол-ков в 5 школах и 2 детских домах.

Профориентационный уголок содержал в себе процедуру по выбору профессии.

1. Пройди профориентационные тесты у психолога.

2. Проверь свои физические данные - на соответствие с выбранной профессией.

3. Выбери востребованную на рынке труда профессию, чтобы быть конкурентоспособным (изучи список невостребованных профессий).

4. Выбери учебное заведение, посети кабинеты, мастерские и оцени их уровень оснащенности.

5. Просмотри учебные программы и узнай, где будут проходить производственные практики.

6. Пройди волонтерскую практику по выбранной специальности.

7. Встречайся с профессионалами выбранной тобою специальности.

Рекомендации для личностного развития

1. Прочти профессиограмму выбранной специальности: где перечисляются необходимые знания и умения, требования к личности специалиста, описываются условия труда, трудоустройство и экономические условия труда.

2. Профессиограмы можно взять в библиотеке или прочесть в Интернете. 3. Посети профориентационный сайт Г.В. Резапкиной: www.metodkabi.net.ru.

4. Прочти книги «Секреты выбора профессии», «Путеводитель выпускника» Г.В. Резапкиной.

Выпускники, выбрав профессию, могли найти нужную информацию в профоуголке о колледжах города, которые готовят специалистов своей отрасли. Также, были колонки с указанием востребованных специальностей и тех, которых сейчас в избытке.

Параллельно начался пятый этап «Профориентационные мероприятия» - экскурсии на предприятия, в отдельные цеха, к отдельным техническим объектам, в музеи трудовой славы, которые созданы на многих предприятиях, в колледжи и мастерские образовательных учреждений. Основной целью экскурсий было формирование профессионального самоопределения выпускников, а также беседы с мастерами своего дела о мире профессий и выборе необходимых обществу и государству профессий, с последующим трудоустройством.

В весенней и осенней серии профориентационных экскурсий приняли участие 309 учащихся школ №№ 3, 16, 19, 30, школы им. Сатпаева и воспитанники Детского дома им. С. Казы-баева, детской деревни семейного типа «Шанырак». В сопровождении психологов и педагогов учебных заведений участники экскурсий посетили ряд крупных предприятий города: ТОО «Сервисный центр «КазТурбоРемонт», Домостроительный комбинат ТОО «Батыс Альянс Строй», Учебно-тренировочный центр ТОО «YKK», ТОО «Атыраунефтемаш», ТОО «Атырау Агросер-вис», завод «Шеврон Тексако, ТОО «ЖигерМунайсервис», ТОО «Mercur Auto». В программе экскурсий были также учебные заведения: «Межрегиональный центр по подготовке и переподготовке кадров для нефтяной и газовой промышленности - APEC», колледж Энергетики и строительства, Политехнический колледж, Аграрно-технический колледж, колледж Сервиса. Это была беспрецедентная профориентационная, экскурсионная деятельность в г. Атырау. Помощь в ней оказывала Национальная палата предпринимателей.

На экскурсиях учащиеся спрашивали о профессиях, необходимых данному предприятию, и где можно получить данные специальности. Возник вопрос о том, сколько получают рабочие, в каких условиях работают и живут. Узнали и о большом конкурсе на собеседованиях и устройстве на работу, а также о требованиях, предъявляемых к сотрудникам. Специалисты рассказывали о контроле качества выпускаемой продукции, требованиях по ТБ, ежедневных совещаниях, будущих планах производства. Ребята задумались о сообщении, что много специалистов ищут себе работу на данных предприятиях не по своей специальности, т.к. их профессия не востребована на рынке труда. А самое главное - ребята поняли, что свою работу надо любить, ценить, и тогда лишь можно стать счастливым и суметь достигнуть своих целей.

Направление «Профессиональные пробы» проходило на базе детских домов на 6 этапе: ручной дизайн, деревообработка, кулинария, декупаж, изготовление серег и браслетов. Обучение детей умениям и навыкам конструирования из разного материала; развитие творчества в продуктивных видах деятельности; обучение умению работать в коллективе и нацеленность на результат как проба сил для выбора будущей профессии. Итоги деятельности представлены на ярмарках, конференциях и соцпроектах.

На тренингах по ручному дизайну ребята не только ремонтируют свою одежду, но и делают сувениры, поделки из фетра, декупаж изделий из дерева и стекла. Это помогает им быть сосредоточенными, нацеленными на конечный результат, ведь всё должно быть гармонично,

аккуратно и очень красиво сделано.

Тематические кулинарные дни «День выпечки», «День крупы», «День картошки», «День окрошки», «День овощей», «День вареников», «День борща», «День варенья», «День бутербродов и сэндвича», «День фунчозы» -вызывают огромный интерес, ведь в жизни всегда есть необходимость в приготовлении вкусной, недорогой и полезной еды. В этом году в Детском доме им. С. Ка-зыбаева открылся кабинет кулинарии, который будет способствовать развитию кулинарных навыков у детей. Ребята смогут приготовить еду, сервировать стол, будут праздновать дни рождения. В кабинете уютно и по-домашнему тепло, а современный мультимедийный экран позволяет проводить презентации и обучение прямо здесь же, в кабинете. Это показатель устойчивости проекта, когда государство поддерживает и развивает проектную деятельность.

На тренингах по деревообработке ребята развивают свое мастерство. Вырезать, выпилить, отшлифовать, создавать сувенирные композиции - такие навыки пригодятся всегда в быту и жизни. Деревообработка стала для многих ребят арт-терапией, т.к. на тренингах царит творческая атмосфера, развиваются навыки работы в коллективе и с наставником. Не случайно некоторые ребята выбрали себе профессию плотника.

На 7 этапе 255 родителей и опекунов рассуждали и планировали будущее своих детей, изучая темы их профориентационного выбора. Более 250 учителей ознакомлены с проектом. А на 8 этапе тренинга с детьми проходила самостоятельная работа в школах. Тематика проф-ориентационных тренингов имела широкий спектр: «Мои желания, или чего я хочу?», «Мои способности, или что я могу?», «Хочу + могу + надо», «Пазлы выбранной профессии», «Составление резюме», «Собеседование, или мысль опережает действие». В школах были организованы встречи с людьми различных профессий. На 9 этапе конкурс психологов-профориентаторов подводил итоги и оценку результативности их деятельности.

Результативность тестирования психологов просчитывалась от количества совпадений результатов по тестам и от выбранной детьми специальности. На проекте «Мой профессиональный выбор» педагоги и психологи работали по современным педагогическим и психологическим технологиям над собой и своей деятельностью. Проводился анализ и статистика выбранных выпускниками специальностей, колледжей. Психологи предоставили результаты своей деятельности на проекте: презентации, ролики, фотографии, эссе.

Заключительный, десятый, этап проекта состоял из выпуска профориентационного пособия и создания сайтов для детских домов, где можно будет выкладывать результаты своего труда, новости, потребности и планы на будущее. Создан сайт www.atyrauprof.kz, на котором можно получить актуальную информацию о мире профессий и об учебных заведениях. Всего в рамках проекта приняли участие около 1000 человек. Выпускники 9-х классов выбрали себе специальности, по которым они сейчас учатся в колледжах. Среди них много технических профессий, чему очень рады, ведь наш регион нуждается в квалифицированных кадрах в нефтяной сфере.

Таким образом, можно считать, что на сегодняшний день в г. Атырау есть устойчивый профориентационный проект, т.к. обучены педагоги и воспитатели детских домов, а также и их воспитанники. Был создан кабинет кулинарии при Детском доме № 1, туда передана программа направлений кулинарии и ручного дизайна, которая уже идет вне проекта, а коллектив и дети ДДСТ «Шанырак» постоянно занимаются ручным дизайном.

Профориентационное тестирование считается очень интересным направлением и вне проекта, оно ведётся теперь и в школах. Экскурсии на проекте стали показателем привлекательности рабочих и технических специальностей на современных предприятиях, где притом чисто, светло и тепло. Там вокруг много роботов, спецтехники и технологических линий. А самое главное в том, что сотрудники нацеленно формируют у своих выпускников психологическую готовность к выбору нужной и необходимой государству и самой личности профессии.

Список литературы:

1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан до 2020 года. Астана, 2009.

2. Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, от 18.02.2014 г.).

3. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии или Путеводитель выпускника. - М.: Генезис, 2005. - 144 с.

4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: Вако, 2005. - 288 с.

5. Методика Л.А. Ясюковой. Часть II: Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профориентация старшеклассников. Категория методики: когнитивный тест. Возрастной диапазон: с 13 до 18 лет. Время тестирования: 180-270 минут.

6. Сайт «Методический профориентационный кабинет Г.В. Резапкиной». URL: www. metodkabi.net.ru.

7. Сайт профориентационной работы в г. Атырау. URL: www.atyrauprof.kz.

8. Методика автоматизированной экспресс-профориентации «Ориентир» для групповой работы (диагностика профессиональных интересов и информирование о профессиях).

9. Куликовских Н.А. Образовательная программа по лидерству, профориентации и финансовой грамотности «Выбирая главный путь» / Куликовских Н.А. - Атырау: Акжелкен, 2012. -177 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.