Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ФУНКЦИЙ КОНТРОЛЯ В ДИДАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ФУНКЦИЙ КОНТРОЛЯ В ДИДАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФУНКЦИИ / МЕТОДОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТЬ / МОДУЛЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ТЕЗАУРУС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобашев Валерий Данилович

В статье рассмотрены основные законы дидактики профессионального образования. Указывается связь и методическая принадлежность между парадигмами образования и выделяемыми положениями профессионального образования. Описываются основополагающие функции профессионального образования. Отмечено характерное содержание параметров оценивания результатов, обосновывается особое место функций контроля. Прослеживается заметное влияние и особое положение широко применяемого в профессиональном образовании метода модульного обучения, его процессуальная способность гармонировать с процессами практического обучения. Акцентируется внимание на содержание парадигмы современного образования. Отмечены значение и специфика социальных отношений обучающихся как будущих производителей материальных благ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PROVISIONS OF THE FUNCTIONS OF CONTROL IN THE DIDACTICS OF VOCATIONAL EDUCATION

The article deals with the basic laws of professional education didactics. The relationship and methodological belonging between the paradigms of education and the highlighted provisions of professional education are pointed out. The fundamental functions of professional education are described. Particular contents of the parameters of results evaluation are pointed out, and the special place of control functions is substantiated. The influence and the special position of the method of modular training widely used in professional education, its procedural ability to harmonize with the processes of practical training are marked. Attention is paid to the paradigms of modern education. The importance and specificity of social relations of students as future producers of material goods are noted.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ФУНКЦИЙ КОНТРОЛЯ В ДИДАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

РАЗВИТИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ФУНКЦИЙ КОНТРОЛЯ В ДИДАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены основные законы дидактики профессионального образования. Указывается связь и методическая принадлежность между парадигмами образования и выделяемыми положениями профессионального образования. Описываются основополагающие функции профессионального образования. Отмечено характерное содержание параметров оценивания результатов, обосновывается особое место функций контроля. Прослеживается заметное влияние и особое положение широко применяемого в профессиональном образовании метода модульного обучения, его процессуальная способность гармонировать с процессами практического обучения. Акцентируется внимание на содержание парадигмы современного образования. Отмечены значение и специфика социальных отношений обучающихся как будущих производителей материальных благ.

Ключевые слова: дидактика, профессиональное образование, функции, методология, личность, модуль, информация, тезаурус.

Annotation. The article deals with the basic laws of professional education didactics. The relationship and methodological belonging between the paradigms of education and the highlighted provisions of professional education are pointed out. The fundamental functions of professional education are described. Particular contents of the parameters of results evaluation are pointed out, and the special place of control functions is substantiated. The influence and the special position of the method of modular training widely used in professional education, its procedural ability to harmonize with the processes of practical training are marked. Attention is paid to the paradigms of modern education. The importance and specificity of social relations of students as future producers of material goods are noted.

Key words: didactics, professional education, functions, methodology, personality, module, information, thesaurus.

Введение. Предмет дидактики (дидактической системы) составляет обучающая деятельность, её содержание, формы, средства, методы [4]. Главной задачей дидактики в специфической области профессионального образования в настоящем является комплексная оптимизация ведущих параметров обучающей деятельности.

Дидактическая теория, её базальная гносеологическая природа и отчётливо выраженная логическая структура всецело подчинены решению актуальных практических задач непрерывного совершенствования структуры и содержания процесса обучения.

Изложение основного материала статьи. Дидактика профессионального (производственного) обучения целиком и полностью следует законам, определяющих основонесущие характеристики производственных отношений. Академик А.П. Беляева [2] относит к ним следующие законы:

- соответствия профессионализма рабочей силы текущему характеру применяемых средств производства;

- динамику перемены состава и характера труда;

- стадий и объёма общественного разделения труда.

Одно из основных мест в организации учебного процесса отводится формируемым участниками процессов обучения функциям контроля. В дидактике, в аспекте диагностирующего аттестирования, непосредственно выполняющего задачи коррекции маршрута обучения, выделяются следующие функции прогнозного научного предвидения:

- управляющая - определение средств и текущая коррекция дальнейшего пути обучения, стимуляция преодоления возникших затруднений, поиск необходимых (в том числе, дополнительных) знаний и нетривиальных средств их приобретения;

- преобразующая - совершенствующая алгоритм продвижения модифицированного и расширенного информационного содержания воспринимаемых учебных сообщений от уровня осознания первого рода до практического уверенного закрепления приобретаемых навыков;

- мировоззренческая - пополняющая формирующийся тезаурус обучающегося оценочными аспектами-характеристиками усваемых элементов новизны учебных сообщений, обеспечивающая значительное расширение первоначально выделенной области применения прошедших успешную аттестацию и положительно оцененных знаний, стимулирующая их продвижение на более глубокий по потенциалу содержанию и мощности уровень;

- теоретическая - осуществляющая методически обоснованный перевод положительно оценённых (как сугубо субъективно, так и доказательно объективно) способностей, знаний, умений, навыков, готовностей в базы интернированных, наделяемых качествами лично интеллектуальной собственности элементов создаваемых в процессе обучения и создание условий для углублённых теоретических поисковых неординарных построений новационных структур конструируемых на основе модифицированных личностных знаний;

- методологическая - обеспечивающая глубокое обоснование комплекса элементов, сформированного базиса различных по природе образования совокупностей теоретических знаний, создание и расширение основообразующих дисциплинарных полей;

- систематизирующая (интегративная) - организующая доказательно достоверно обоснованную (на уровне, задаваемом объективными критериями проводимых проверок), конструктивно и алгоритмически строго подчинённую систему учебных функций и отдельных элементов учебного процесса;

- коммуникативная - выстраивающая системные связи, обеспечивающие чёткое (при необходимости -многовариантное) определение тенденций изменения (динамики) характера и параметров взаимодействия аттестуемого обучающегося, преподавателя и проверяющих процедур в составе педагогической системы.

Предназначение функции контроля активно способствовать методически грамотному преодолению промежуточных и финального этапов обучения. В глобальном смысле окончания обучения не происходит никогда. Учебные задачи (комплекс которых представлен в наиболее сложном для выпускника варианте - выпускной аттестационной работе) сами непосредственно не образуют «обучающего» содержания.

Принципы аттестации, применяемые в области профессионального обучения, отражая возрастающую проблемность процесса оценивания и ощутимую противоречивость получаемых дискретных балльных оценок, тем не менее, определяются в рамках строго определённых категорий:

- добровольность - это условие практически не соблюдается в современной классно-урочной системе; при рассмотрении в качестве «обязательных» данная категория более присуща комплексным элементам процессов обучения -

самоутверждению и самообразованию; как выделенная частная форма оценивания сравнительно мало влияет на улучшение общей ситуации повышения уровня обученности членов учебного коллектива;

- коллегиальность - ориентирована на достижение цели формулирования единого конечного вывода «покрывающего» издержки множественности точек зрения выдвигаемых самими проверяющими;

- системность - определяет и задаёт наивыгоднейшие по большинству фиксируемых параметров ритм, состав, уровни подчинённости и последовательность деятельности всех элементов системы обучения;

- целостность - характеризует составляемый (часто в режиме реального времени) из отдельных элементов, процедур, функций и т.д. конструируемый процесс оценивания только в назначенные планом занятия периоды; при решении определяемого на основании текущих требований выделенного класса задач подчиняется оговариваемым условиям и положениям соблюдаемого закона больших систем.

Принятую и действующую в текущее время систему обучения отличают в достаточной мере стационарные (хотя и не строго) характеристики, как строго ранжированного и дозированного входного потока учебных элементов, так и собственно самой внутренней организации системы: обучение строго ритмично, успешно функционирующая классно-урочная схема донесения дискретных сообщений нового материала предполагает изложение его примерно равными «порциями» за относительно одинаковые промежутки времени, одномоментное (единовременное, с малым разрывом) донесение различной учебной информации исключено и т.д. Функционирующая в настоящем система обучения практически вынужденно ориентирована и идейно предназначена для обслуживания в большей мере «осреднённого» индивида, т.е. с точки зрения характеристических параметров подсистемы обучения «преподаватели - педагогическая технология - обучающиеся» её пропускная способность, в данной ситуации способность радикальной трансформации учебной информации, непререкаемо стабильна.

Как известно, подобным образом организованные схемы построения процессов функционирования относительно сложных стохастических моделей наделены крайней степенью устойчивости и гарантированно обеспечивают стабильно нивелированный низкий уровень качеств выходных итоговых элементов (т.е. в рассматриваемом случае - всего лишь удовлетворительный уровень обученности обучающихся). Фактически гарантируется количественная и, в решающей степени, качественная показательная однородность, что совершенно недопустимо и пагубно для гуманистически по содержанию направленного процесса обучения [5]. Для преодоления этого принципиального препятствия нынешняя система обучения должна приобрести глубокую функциональную гибкость, полностью реформировать ориентиры обучения, обеспечить на практике широко вариативную, но сугубо индивидуальную (при групповой организации обучения) настройку и корректировку маршрута обучения для всех участников учебного процесса.

В современной педагогике акцентируется пять генеральных парадигм образования:

1. знаниевая, - предполагает непосредственное сообщение учебной информации, не требует обязательного проявления активного вариативного мышления; парадигма достаточно оперативна, проста в изучении, хорошо отлажена и совершенна по организации самого процесса, позволяет достигнуть требуемого социумом постоянства результатов в достижении среднего уровня обученности в целом для коллектива обучающихся; её действие основано на простейшем алгоритме репликативного обучении и, как правило, достаточно полно использует арсенал средств предоставляемых классно-урочной системой;

2. когнитивная, - учитывает и активно применяет разнообразные, но относительно устойчивые аналогии с познанием, использует различные подходы дискретизации потока учебных знаний (поэлементное выделение, тематическое моделирование, подчёркнуто блоковая систематизация, структурные построения излагаемого материала, широкое применение стандартных методических процедур, функций, следование методическим рекомендациям при планировании уроков, применение различных положений педагогических технологий, следование рекомендациям многочисленных слабо различимых по назначению и области применения методик, методов, приёмов и др.); при этом одновременно энергично исследуются и применяются в различных вариациях как дидактические средства, так и аспекты самого процесса познания (здесь присутствуют вариации в постановке целей, относительно слабо дисциплинированный отбор содержания, совершенно свободный выбор форм, различных методов и оригинальных средств обучения); само обучение часто осуществляется как показательная квазиисследовательская деятельность;

3. личностная, - в которой внимание изначально направляется на формирование многоступенчатых познавательных мотивов и способностей, а также на пошаговое накопление опыта глубинного анализа смысловых, ценностных и эмоциональных оценок поведения других людей и своего собственного; формируется модель и суть собственного Я;

4. компетенции, - концентрирует большую часть внимания на сообщение адресной строго дозированной, имеющей явно выраженное прикладное назначение информации; содержание учебных сообщений носит оперативно востребуемый ощутимо профессионально ориентированный характер; как правило, обучение проводится по индивидуально направленным методикам и не преследует цель сообщения каких-либо избыточно-дополняющих знаний; в этих условиях не акцентируется решение задач воспитательной направленности;

5. культурологическая, - ориентирует всех участников образовательного процесса на совместную работу по созданию («сотворению») и последующую реализацию комплексной качественно объединённой функции (включающей обучающую, развивающую и воспитательную функции); основана на постулатах необходимости и возможности добиться основными педагогическими средствами качественно совершенной подготовки современного выпускника, в необходимой мере усвоившего профессиональные знания, усовершенствовавшего свой интеллект, приобретшего способность защиты собственного мировоззрения и сформировавшего устойчивую гражданскую (социально-ролевую) позицию.

Педагогика современности, качественно развиваясь, испытывает наибольшую потребность в смыслорождающих авторских обучающе-воспитательных технологиях. В масштабе отдельной личности это проявляется как следствие, так и предметное выражение личностной парадигмы поисковой профессиональной самореализации педагога [3]. Обучение в своей всеобщей генеральной направленности в подчиняющем режиме способствует психотерапевтическому энергичному изменению личности сообразно объективно проявленным и диктуемым социумом морально-нравственным ценностям бытия и труда [1].

Современная система профессионального обучения довольно широко применяет принцип многократного вхождения-погружения элементов системы, что позволяет в полном масштабе выделять в общем процессе самые различные локальные, относительно автономные, дополняющие некоторые нюансы процессов обучения имплицитные (прямо не проявляющиеся), не конкурентные перемежающиеся и другие структуры, по сути своей подчиняемые единому деятельностному составу системы образования. В значительной мере, этот принцип результативно применяется и многовариантно (по меньшей мере, двунаправлено) действенно проявляет себя на границах контакта «проникновения-перехода» элементов модульного обучения:

1. В контактном «наложении» функции одного модуля в некоторой мере и форме предоставляются другому «контактирующего» с ним модулю (либо несколькими модулями);

2. В ситуации совместного участия в текущем моменте учебного процесса метафункции и их модернизации, принадлежащих контактирующим модулям фактически управляются одним и тем же преподавателем, и, следовательно, оцениваются (хотя и субъективно, но всё же в значительной степени сохраняющих стабильность) критериями, практикуемыми одним и тем же обучающим субъектом;

3. Последний факт (наблюдаемая относительная стабильность большинства критериев) подтверждает принципиальную направленность модульного обучения на сохранение качеств, характеризующих открытость системы, а значит, в особой степени гарантирует её (системы) повышенную стратегическую устойчивость, показательную надёжность при одновременном симптоматичном сохранении способности к динамичной оперативной и тактической модернизации под воздействием внешних корректирующих управляющих импульсов;

4. Апикальные (внешние) структурные компоненты, в этом случае, дополнительно подключают, в силу функционального предназначения, и выявляемые компенсационные возможности системы; вследствие этого обеспечивается активное участие приспособительной реакции и возрастает потенциальная настраиваемость учебного модуля на успешное обучение пользователей различной степени предварительной обученности.

В общем подходе к модернизации систем обучения, что диктуется непрерывным прогрессом жизненных устоев существования социума, фундаментализация профессионального образования предполагает большую стратегическую выгоду. Эта «управляемая» тенденция обеспечивает построение достаточно прочного базиса знаний и инициализирует широкое развитие у обучающихся способностей и возможностей грамотной свёртки учебной информации. С учётом генеральных свойств учебной информации: доступности для неограниченного осмысленного восприятия, неоспоримой способности к широчайшему качественному преобразовательному воздействию, - методологической пригодности для свободного практического использования, основополагающие функции профессионального образования определяются в следующих границах:

• обеспечение высокого системного уровня общего познания действительности, раскрытие и тренировка способностей наблюдать, анализировать и профессионально грамотно использовать всевозможные механизмы самоорганизации и саморазвития;

• формирование глубинно осознанных существенных, объективно доказанных, длительно живущих знаний, закладываемых в основу целостного личностного восприятия современного мира;

• генерация интегрально организованного энциклопедического взгляда на оценку этапов развития современного мира и критерии определения места человека в существующем в настоящем времени мире;

• целостное овладение основами многогранной человеческой культуры в её естественно-научной и гуманитарной сущностях;

• создание структурно организованной обширной системы основных базовых понятий, положений, тезаурусов профессионально-трудовой культуры и терминологической базы профессионального мастерства;

• формирование объективно направляемых потребностей личности в непрерывном самообразовании, потребностей в дальнейшем развитии, в неустанном самосовершенствовании.

Основные педагогические функции в профессиональном образовании наполняются и окрашиваются специфическим содержанием:

- диагностическая - приобретает характер не столько строго проверяющей и «наказывающей» процедуры, сколько действенного аппаратного средства пооперационной сопровождающей коррекции каждого этапа процесса создания обучающимся качественного оцениваемого конечного продукта;

- обучающая - определяется как составная часть комплексно триединых функций учебного процесса, характеризует возрастающую степень ответственности преподавателей (как и всей системы в полном объёме) за правильность воспроизводства обучающимся всех операций изученного технологического процесса на требуемом уровне профессионализма, обеспечивающего безусловное самосохранение и выполнение закреплённых в инструкциях социальных условий жизнеобеспечения при обязательном достижении необходимого качества изделия (достижения требуемого качественного содержания учебной задачи) и производительности труда;

- организующая - устанавливает ролевые соотношения между участниками процессов обучения, формирует правила распределения внутри коллективных обязанностей и соответствия возложенной ответственности с признанием коллектива места и ценности личности обучающегося по реальным результатам действий индивида;

- развивающая - отображает многокомпонентный факторно насыщенный и преимущественно личностно (не на малый коллектив) направленный процесс овладения необходимыми знаниями, умениями, навыками и одновременно - осознание их личностной объективной ценности;

- воспитывающая - наиболее ярко проявляющая свой эффект в том, что каждый законченный этап обучения приносит личности:

• дополнительные, погружённые в собственный тезаурус знания приёмов, правил, условий и т.д. выполнения освоенной на уровне начальных компетенций определённой технологической операции;

• мини-комплекс развиваемых умений выполнять профессионально точно обозначенные действия, которые выстраивают маршрут укрепления самосознания и самоутверждения нарождающегося специалиста;

• приобретаемые, переформируемые и закрепляемые навыки, которые продвигают ученика в высокий разряд производителей материальных благ, разряд творцов, созидателей, утверждая, при этом, на более высоком уровне самоценность поступательно развивающейся личности, утверждают становление профессионала.

Выводы. Ознакомление с генеральными тенденциями развития современной теории профессионального образования является обязательным элементом в подготовке выпускника педагогического вуза. Использование изложенного материала носит рекомендательно-практический характер и применяется при написании выпускных аттестационных работ по тематике «Создание частных методик обучения основам профессиональных знаний». Дальнейшее развитие предложенных направлений совершенствования выпускных работ осуществляется при участи выпускников вуза.

Литература:

1. Александрова, Н.М. Методологические основания дидактики профессионального образования в области традиционного прикладного искусства / Н.М. Александрова // Мир науки, культуры, образования. - 2019. -№ 1 (74). -С. 283-285

2. Беляева, А.П. Методология и теория профессиональной педагогики / А.П. Беляева. - СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1999. - 480 с.

3. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов н/Д, Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

4. Кларин, М.В. Инновационное образование: концептуальные вызовы для дидактики / М.В. Кларин // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 4 (1). - С. 54-62

5. Пресс, И.А. Системный подход к дидактике высшего профессионального образования на примере частной педагогической методики / И.А. Пресс, М.Н. Рябова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2009. -Сер. 12. - Вып. 3. - Ч II. - С. 112-118

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

НЕКОТОРЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Прогресс педагогических технологий создаваемых педагогическим сообществом чётко коррелируемо отражается в смене образовательных парадигм. Тенденции модернизации ведущих положений профессионального образования в некоторой мере переданы в тексте статьи. Указаны отдельные условия формирования повышенной конкурентоспособности обучающихся, проходящих обучение в учреждениях профессионального образования. Описаны дополнительные способности, развиваемые в учреждениях выделенного направления. Отдельно перечисляются основные требования, предъявляемые к дидактическим средствам обеспечения учебного процесса, осуществляемого в условиях решения специфических задач подготовки профессионалов создающих материально выраженные продукты созидательного труда. Выделены проблемы определения временных и финансовых затрат на выполнение различного рода учебных задач. Подробно описываются некоторые особенные характеристики образовательной услуги, реализуемой в условиях практического обучения. Отмечены существенные противоречия возникающие в процессе реализации образовательных услуг.

Ключевые слова: дидактика, профессиональное образование, учебная информация, требования, параметры, характеристики, границы, совокупность, элемент.

Annotation. The progress of pedagogical technologies created by pedagogical community is clearly correlated with the change of educational paradigms. The tendencies of modernization of the leading statements of vocational education are to some extent reflected in the text of the article. Individual conditions for the formation of increased competitiveness of students studying in vocational education institutions are indicated. Additional abilities developed in the institutions of the highlighted direction are described. The main requirements for didactic tools for the educational process, implemented in the context of specific tasks of training professionals who create materially expressed products of creative labor, are listed separately. The problems of determining the time and financial costs of different types of training tasks are highlighted. Some peculiar characteristics of educational service, realized in conditions of practical training, are described in detail. Significant contradictions arising in the implementation of educational services are noted.

Key words: didactics, professional education, educational information, requirements, parameters, characteristics, borders, totality, element.

Введение. По мнению Э.Д. Днепрова в настоящем времени в российском образовании происходит явно выраженная смена трёх парадигм: - политической, идеологической и философской парадигмы, - педагогической парадигмы, -парадигмы экономической [3]. Но следует честь, что вне совершенной научной парадигмы все принимаемые в качестве некоторой «всемогущей» панацеи нововведения совершенно не обязательно могут приобрести окончательный статус необратимых [5]. При чётком выделении обособленных по качественным характеристикам парадигм дисциплинарно непререкаемой авторитарной педагогики, предоставляющей несколько большую свободу обучающемуся манипулятивной педагогики и выражающей по существу позицию «помогающего тьютора» педагогики поддержки воспринять «действительную» ценность потока инноваций 80-90-х годов реально лишь признавая объективное отсутствие единичного варианта правильного ответа и не разделяя даже намёка на перспективу создания единой морали образования [6]. Но на практике ни одна авторская программа не переросла во многофункциональный «личностно-нейтральный» комплекс универсальных учебно-методических материалов, а потому, без явно выраженной ориентации на учёт всех проявлений рефлексивного отношения к выявляемым психологическим особенностям развития каждого обучающегося разработанные программы предельно сложно репродуцируются [4].

Изложение основного материала статьи. Педагогическая теория рассматривает инновации как наделённые потенциалом преобразований, но одновременно достаточно педантичные на определённое время исполнительные элементы специфического (вследствие своей новизны) технологического процесса обучения. В организации учебного процесса их возможно анализировать и воспринимать как пробно-заменные элементы различных подходов в апробировании некоторого конкретного процесса передачи учебных знаний в реализации нескольких вариантов поисково-экспериментальной постановки задачи повышения эффективности как отдельных параметров, так и в целом всего процесса обучения [1].

Главная тенденция современного образования продвижение-переход от унифицированного образования к поступательно-вариативному - проявляется в профессиональной школе как тенденция повышения конкурентоспособности обучающегося за счёт расширения поля общей обученности, а также - количества одновременно осваиваемых специальностей (специализаций) [2]. В сложившейся ситуации система профессионального образования должна гарантировать обучающемуся приобретение следующих способностей (закладывать в учебные программы) и добиваться их безусловного выполнения:

- коммуникативных - закладывающих основы воспитания человека общественного, способного к достойному существованию и производительному труду в обществе;

- личностных - утверждающих защищённую самость, яркую неповторимость, но не воинствующую эгоистичность;

- социальных - указывающих человеку на его права при непреложном выполнении (практически принимаемых добровольно), возлагаемых на него общественным существованием, строго оговоренных обязанностей;

- литературно-лингвистических - делающих возможной связь индивида с прошлым, гарантирующих его полную адаптивность к настоящему, вооружающего его устойчивой уверенностью в будущем, активно приобщая и постоянно развивая его в непрерывно расширяющимся поле культуры нации, человечества;

- математических - открывающих обучаемуся глубокую и глубинную перманентно усложняющуюся структурированность мира, его строгую логичность, выраженную причинность, показательную детерминированность, проявляемую предсказуемость с одновременной вероятностью каждого события;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.