Научная статья на тему 'Развитие поисковой активности младших школьников во внеурочной деятельности в рамках курса «я - исследователь»'

Развитие поисковой активности младших школьников во внеурочной деятельности в рамках курса «я - исследователь» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОИСКОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михеева Светлана Васильевна

В статье представлены психолого-педагогические основания авторского курса «Я исследователь» для младших школьников. Курс направлен на развитие поисковой активности и исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие поисковой активности младших школьников во внеурочной деятельности в рамках курса «я - исследователь»»

Исследовательская и проектная деятельность дошкольников и младших школьников

Развитие поисковой активности младших школьников во внеурочной деятельности в рамках курса «Я - исследователь

»

Михеева

Светлана Васильевна,

педагог-психолог ФМА-ДОУ ДС №8 «Колобок», преподаватель ГБПОУ СО «Северный педагогический колледж», Уральский гуманитарный институт, г. Серов Свердловской обл., svetlana-met@mail.ru

В статье представлены психолого-педагогические основания авторского курса «Я - исследователь» для младших школьников. Курс направлен на развитие поисковой активности и исследовательской деятельности.

Ключевые слова: поисковая активность, интеллектуальная инициатива, младшие школьники.

Система образования России определяется новыми приоритетами и подходами в достижении результата. Новые Федеральные образовательные стандарты актуализируют целевые ориентиры на освоение обучающимися универсальных учебных действий, как то: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями. Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали множество вопросов. Как спроектировать урок и занятие в рамках внеурочной деятельности, которые формировали бы не только предметные, но и метапредметные умения? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие образовательные пространства необходимо создать?

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности. «Мета» («за», «через», «над») - всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапред-мет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятель-ностью, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:

• стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);

• исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);

• проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);

• сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);

• моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов - логических конструктов изучаемых систем);

Михеева Светлана Васильевна

• конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);

• прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения). Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности. Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты:

• использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности;

• использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

• умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

• умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства;

• использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата. Готовность и способность исследовать новое в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. Это чрезвычайно важное качество человека, отражающее уровень его познавательного, личностного и социального развития. Оно особенно важно сейчас, когда возникают принципиально новые области и виды деятельности, а ранее усвоенные правила и алгоритмы поведения оказываются малоприменимыми.

Особое внимание при реализации ФГОС НОО было уделено проектно-исследовательской работе младших школьников, так как у обучающихся еще не сформировано представление об основах исследовательской деятельности. Они неохотно выходят за рамки уже привычных им методов поиска информации -книга, учебник, страницы Интернет.

В нашей школе разработан курс «Я - исследователь». Эта программа позволила решить задачи:

• формирования самостоятельности, активности в поиске и обработке информации;

• развития творческой, преобразующей деятельности, инициативности в фиксировании и решении проблем;

• выработки навыков сотрудничества, взаимопомощи, умений работать в коллективе (при создании групповых проектов).

Младшие школьники создают газету (фото с сайта Светланы Михеевой)

Исследовательская и проектная деятельность дошкольников и младших школьников

Фотография с регионального тура конкурса

«Я - Исследователь!» в г. Серове

Большое значение уделялось выработке ценности самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности.

Организация внеурочной деятельности по курсу «Я - исследователь» была основана на том, что познавательная активность - интегративное качество личности младшего школьника. Познавательная активность развивается как процесс постепенного усложнения отдельных проявлений сенсорной и манипу-лятивной активности по линии их интеграции в более сложное личностное образование - познавательную деятельность.

Создавалась специально организованная предметная развивающая среда как «поисковое поле» для стимулирования и развития активности ребенка. Работая с первоклассниками, педагог задает образцы-ориентиры познавательной активности в поисковой деятельности, отдавая предпочтение моделированию жизненных ситуаций. Происходит формирование, обогащение, актуализация субъектного опыта ребенка в поисковой деятельности с материалами предметного мира; реализуется индивидуально дифференцированный подход в руководстве поисковой деятельностью детей.

Реализация курса предполагала развитие ребенка в ходе разнообразных взаимодействий со сверстниками, не будучи непосредственно скованным общением со взрослыми. В данном направлении осуществлялась ориентация на понятие «зоны вариантного развития», введенное А.Г. Асмоловым. Кроме того, отталкиваясь от классического понятия Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, при реализации курса моделировалась зона свободного движения и зона поощряемых действий и де-ятельностей (поощряемых взрослым в достаточно свободной форме, не требующей от ребенка обязательного выполнения, и не связанных с какими-либо последствиями для ребенка в случае его несогласия). Любое обучение и непосредственная помощь взрослого, контроль с его стороны есть не только развитие, но также ограничение, выбор и отсечение путей развития. Так запускается внутренний механизм саморазвития исследовательской инициативности, состоящий в том, что полученная ребенком исходная разнообразная информация и материальные результаты используются им как отправные пункты для дальнейшего развертывания тех или иных новых направлений исследовательской инициативности.

Для достижения образовательного результата были выбраны подходы А.Н. Поддьякова, определившего факторы, запускающие исследовательскую мотивацию, а также Д.Б. Богоявленской об уровнях интеллектуальной инициативы: 1) новизна объекта или явления; 2) его сложность; 3) информационный конфликт (несоответствие или противоречие друг другу частей информации).

Интеллектуальная инициатива понимается указанным автором как продолжение ребенком мыслительной деятельности

Михеева Светлана Васильевна

за пределами заданной ему и решенной им задачи, причем это продолжение не обусловлено ни практическими нуждами детей, ни внешней оценкой его работы. Уровни интеллектуальной инициативы:

• стимульно-продуктивный - достижение решения при самом добросовестном использовании найденного способа / решения;

• эвристический - проявление в той или иной степени интеллектуальной инициативности, не стимулированной ни внешними факторами, ни субъективной оценкой неудовлетворительности результатов деятельности. Имея достаточно надежный способ решения, ребенок продолжает анализировать состав и структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи. Что проводит его к открытию новых, оригинальных, внешне более остроумных способов решения;

• креативный, в котором обнаруженная субъектом эмпирическая закономерность становится для него не эвристикой, не просто приемом решения, а самостоятельной проблемой, ради изучения которой он готов прекратить предложенную извне деятельность, начав другую, мотивированную уже изнутри, сам, без внешней стимуляции, ищет наиболее совершенные, более высокого уровня обобщенности способы их решения.

На первых занятиях детская активность отличалась бессознательностью, внезапностью, спонтанностью действий и суждений, независимостью их от внешних ситуативных причин, неконтролируемостью волей и разумом. Предложенные для решения задачи воспринимались детьми, наблюдалась шаблонность способов решения и стереотипность продукта. Более того, дети не задумывались о последствиях своих действий, откликались только на интересные задания.

Реализация исследовательской активности позволила обеспечить ребенку непроизвольное открытие мира, преобразование неизвестного в известное, обеспечила творческое порождение образов, поиск ответов на собственные вопросы и возникающие в процессе познания проблемы, становление сенсорных и перцептивных эталонов, составляющих первичные знания о мире. Общую исследовательскую активность детей можно охарактеризовать возросшей степенью широты и устойчивости.

Проблемные ситуации в организации занятий способствовали формированию открытости ребенка новому, актуализации желания искать несоответствия и противоречия в собственной постановке новых вопросов и проблем. Даже неудача, в рамках данной технологии, порождает познавательную проблему, вызывает исследовательскую активность ребенка и обеспечивает возможности для нового этапа в личностном развитии.

Фотография с регионального тура конкурса

«Я - Исследователь!» в г. Серове

Исследовательская и проектная деятельность дошкольников и младших школьников

Фотография с регионального тура конкурса

«Я - Исследователь!» в г. Серове

Специально созданные на занятии ситуации трудности обнаружения и открытия нового стимулируют детей преодолевать сложившиеся привычные подходы к решению проблемы. Решение ребенком такой «нерешаемой» проблемы составляет акт творчества. Оно приводит к проявлению оригинальности, достигаемой на основе интуитивного использования «не относящихся к делу» побочных продуктов деятельности, латеральных форм мышления. Продуцирование исследовательской творческой активности, выражающейся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем, позволило детям получить опыт достижения оригинальных целей, прогнозирования и предвосхищения.

Анализ опыта реализации программы показал, что не всегда можно получить позитивный результат. Было замечено, что некоторые дети генерируют такое разнообразие новых действий, что не могут справиться с осмыслением полученных им самим результатов - из-за их большого объема, новизны и разнородности. Другие, наоборот, затрудняются с изобретением и использованием каких-либо новых оригинальных действий. Из-за этого они не могут получить доступ к скрытым существенным свойствам и связям предмета, хотя были бы вполне способны их понять. Оба типа нарушений в развертывании исследовательской инициативности выполняют не только деструктивную, но и важную развивающую роль. Они служат для ребенка источником проблемности, в процессе разрешения которой он продвигается в своем развитии. В данной ситуации приходилось воздержаться от проявления излишнего контроля за действиями ребенка, исправления их. На занятиях создавались ситуации, в которых ребенок сам обнаруживал несоответствие, сам ранжировал по значимости посетившие его идеи. Только самостоятельный поиск позволил ребенку научиться работать с проблемной задачей, научиться способам разрешения противоречий, выстраивать коммуникацию со значимыми, по его мнению, партнерами. Так формировалась субъектная позиция ребенка в проектно-иссле-довательской деятельности. В будущем она станет основой для реализации личностных и профессиональных целей. Именно эта модель, на наш взгляд, позволяет сделать образовательный процесс в школе максимально приближенным к жизни. Позволяет ребенку проживать, а не готовиться к жизни.

Мониторинг реализации программы показывает изменения в познавательной, мотивационной и поведенческой сферах детей, включенных в исследовательскую деятельность:

Интеллектуальная сфера:

- особенности восприятия - «сверхчувствительность» и способность к тонкой дифференцировке признаков, содержаний;

- высокий уровень развития и качественное своеобразие мышления - хорошо развитое логическое мышление, способность категоризировать информацию, способность к переносу

Михеева Светлана Васильевна

опыта и свертыванию мыслительных операций, способность к «сцеплению» и «антисцеплению», дальность ассоциаций, толерантность к ситуациям неопределенности, чуткость к наличию проблемы, хорошо развитое творческое мышление, «метафоричность» мышления, сочетание «мыслительного» и «художественного» типов;

- стремление к ясности, экономичности и рациональности способа решения задач;

- прекрасно развитая память как оперативная, так и долговременная;

- хорошо развитая речь - наличие сложных синтаксических конструкций, богатство словаря, «словотворчество»;

- способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки;

- способность мыслить свернутыми структурами;

- способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли;

- способность отстоять свою идею, умение «держать удар»;

- особенности деятельности - пониженная утомляемость в сфере интересов, высокий энергетический уровень, хорошо развитая рефлексия в интеллектуальном плане, высокая критичность и требовательность к результатам своего труда, хорошая обучаемость.

Мотивационная сфера:

- интеллектуальная активность и инициатива;

- высокий уровень развития познавательной потребности, доминирующая роль познавательной мотивации;

- ориентация на творческое выполнение заданий;

- особенности сферы интересов: как ярко выраженный интерес, так и разносторонность, широта интересов;

- «увлеченность задачей».

Поведенческая сфера:

- целенаправленное поведение;

- осознанные стратегии поведения;

- адекватные личностные диспозиции, позволяющие ребенку адаптироваться к требованиям ситуации, либо помогающие преобразовать ее;

- возрастание большей самостоятельности в интеллектуальном плане, умение принимать решения и не перекладывать ответственность на других;

- умение выбрать партнера в помощь для решения проблемы;

- совладающее (копинг-поведение) поведение (в отличие от проявления психологических защит личности), как поведение, пластичное в зависимости от ситуации, направленное на устранение помех, внутреннего напряжения и дискомфорта;

Фотография с регионального тура конкурса

«Я - Исследователь!» в г. Серове

Исследовательская и проектная деятельность дошкольников и младших школьников

Фотография с регионального тура конкурса

«Я - Исследователь!» в г. Серове

умение изменить свое отношение к ситуации и своей роли в ее возникновении.

Доминирующая у ребенка познавательная мотивация стала выражаться в форме исследовательской, поисковой активности, в более высокой чувствительности к новизне стимула, ситуации, обнаружению нового в обычном. Исследовательская активность детей стала преобразовываться в более высокие формы и выражаться в самостоятельной постановке вопросов, выявлении проблем по отношению к новому и неизвестному. Расширился исследовательский диапазон и появились возможности к исследованию непосредственно не данного, определению отношений, причин и следствий.

Данная работа позволила расширить представление субъектов образовательного процесса о продуктивности проектно-исследовательских технологий с точки зрения возможности организовать индивидуальную, парную или групповую деятельность детей, в том числе семейное проектирование; использование результатов детского исследования в образовательном процессе, как урочной, так и внеурочной деятельности. Отмеченные особенности стали проявляться как при решении учебных, так и неучебных задач.

Результаты, полученные в рамках реализации программы, соответствуют требованиям времени. Маленькие исследователи учатся видеть проблемы, анализировать их и находить способы решения. У детей формируется поисковая активность, субъектная позиция, ведущая к непрерывному саморазвитию. Описанная технология организации внеурочной деятельности младших школьников в рамках курса «Я - исследователь» может быть использована в любой образовательной системе. щ

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983.

2. Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2009». СПб, 2009. 30с.; http://www.teacher-of-russia.ru.

3. МельниковаЕ.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе. Образовательная система «Школа 2100». Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов. М.: Баласс, 2009. С. 164-283.

4. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. Электронная версия: Портал Исследовательской деятельности учащихся Исследователь.™. раздел «Методика и программы». http://www.researcher.ru/ methodics.esp

5. Рабочая концепция одаренности / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская. М., 2003. http://ecsocman.hse.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.