Научная статья на тему 'Развитие подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий: опыт теоретического исследования'

Развитие подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий: опыт теоретического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
497
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SPACE / RISING GENERATION / DEVELOPMENT / INFORMATION-COMMUNICATIVE INTERACTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цымбаленко С. Б.

Рассмотрен феномен «подрастающее поколение» как акмеологический развивающийся. Введены, определены и содержательно раскрыты понятия «информационнопсихологическое пространство», «информационно-коммуникативная деятельность», «информационно-коммуникативные взаимодействия». Определены средства комплексного исследования проблемы на уровне общенаучных принципов и форм исследования. Представлена акмеологическая системная характеристика феномена информационно-психологического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISING GENERATION DEVELOPMENT IN SYSTEM OF INFORMATION-COMMUNICATIVE INTERACTIONS: EXPERIENCE OF THEORETICAL RESEARCH

The phenomenon «rising generation» as acmeological the developing is considered. Concepts «information-psychological space», «information-communicative activity», «information-communicative interactions» are entered, defined and substantially opened. Means of complex research of a problem at level of general scientific principles and research forms are defined. The acmeological system characteristic of a phenomenon of information-psychological space is presented.

Текст научной работы на тему «Развитие подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий: опыт теоретического исследования»

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

С.Б. Цымбаленко

РАЗВИТИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ: ОПЫТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Ключевые слова: информационно-психологические пространство, подрастающее поколение, развитие, информационно-коммуникативные взаимодействия.

Keywords: information-psychological space, rising generation, development, information-communicative interactions.

Динамичные изменения, происходящие в мире и в России во всех сферах жизнедеятельности человека, и прежде всего в активно развивающемся информационном пространстве, когда резко возрастающий объем информации, циркулирующей в социуме и воздействующей на формирующуюся личность, затрудняет ее социальную ориентацию, предъявляют, с одной стороны, принципиально новые требования к воспитанию и развитию «информационной» личности подрастающего человека - мобильной и способной к творческой переработке потока информации. С другой - сама инфраструктура информационного общества обладает богатейшими возможностями для творческого развития подрастающего поколения, как в связи с доступом ко всему многообразию когда-либо существовавших знаний и ценностей, так и в связи с включением его в активную деятельность - в информационно-коммуникативные взаимодействия с людьми (сверстниками, представителями младшего и старшего поколений), окружающим миром в целом.

По сути, жизнедеятельность человека сегодня осуществляется в специфическом присущем обществу информационно-психологическом пространстве, имеющем свои закономерности и особенности развития и функционирования. Существование человека в такого рода пространстве помогает ему не только включиться в информационный процесс всемирно-исторического масштаба, а следовательно, в освоение и развитие мощной информационной базы - культуры, но и использовать широкие возможности фиксации, накопления, переработки, хранения и передачи информации в деятельности, личностном самосовершенствовании и саморазвитии.

Несомненно, что активно и продуктивно совершенствовать себя в современном информационном пространстве может человек со сформированными информационными и коммуникационными умениями и операциями, которые могут быть включены в понятие информационной культуры личности - составной части культуры акмеологической, но вместе с тем - феноменом самостоятельным. Она находится в фундаментальном основании - коммуникации как базовой операции социальной системы. Человек, обладающий такого рода культурой, способен качественно преобразовывать себя, переосмысливать жизненные смыслы, вырабатывать собственную траекторию достижения «акме» и самоосуществления.

Тем самым возрастает актуальность проблемы формирования и развития новой, «информационно-акмеологической» личности, что вытекает, в свою очередь, с одной стороны - из универсальной онтологической значимости информации в бытии, с другой -в связи с повышением функционального значения информации, информационно-коммуникативной культуры в жизни человека в современном обществе, в котором информация стала системообразующей акмеологической ценностью.

В свою очередь, специально организованная научно-обоснованная подготовка такой личности должна стать сегодня важнейшим направлением современного образования подрастающего поколения, и в условиях его модернизации - одним из условий его качественного изменения.

Этим обусловлена необходимость научного осмысления феномена подрастающего поколения как развивающегося (психологического, акмеологического, педагогического) в современном информационно-психологическом пространстве общества в условиях равноправного диалога поколений как формы коммуникации и как механизма личностного и социального развития. Очевидно, что такого рода переход не может произойти сам собой, без осмысления механизмов и закономерностей данного процесса, приведения в соответствие с ними социальных институтов.

Сегодня следует констатировать важность и необходимость преодоления «бездетной» идеологии общества, рассмотрения человека и человечества сквозь призму диалектики возрастов - их взаимообусловленности, сосуществования, взаимопроникновения и взаимопереходов, включения подрастающего «безмолвного» (не имеющего законодательно закрепленного права голоса в решении социальных проблем, что приводит, как правило, к протестным формам его самовыражения и субкультурной замкнутости) поколения в социальные преобразования посредством целенаправленного и специально организованного включения его в активную социальную деятельность в информационного-психологическом пространстве общества.

Феномен информации и каналов ее функционирования, их роль в процессе развития подрастающего поколения представлены сегодня на пересечении двух плоскостей: прошлое - настоящее - будущее (социогенетический и онтогенетический аспекты); элементы - подсистемы - система (структурно-функциональный аспект). В этой связи нами рассмотрены взаимосвязи системообразующих категорий и понятий на междисциплинарной основе, в рамках следующих подходов и методов: диалогика, историко-эволюционный анализ основных аспектов исследуемой проблемы, моделирование, психологизация предлагаемого научного исследования, генетическая психология личности, системный подход, и, наконец, интегративный акмеологический подход, который позволил вывести на ключевую позицию конкретную развивающуюся личность как субъект совершенствования и самосовершенствования, творца своего жизненного пути. Это позволило раскрыть объективную природу и закономерности, источники, условия, движущие силы и механизмы информационно-коммуникативных процессов как составляющих развивающего взаимодействия подрастающего поколения с окружающим миром в информационно-психологического пространстве.

В связи со сказанным определены следующие теоретико-методологические позиции.

1. Коммуникация, информационные обмены являются неотъемлемой, сущностной составляющей мирового развития - предпсихологическим этапом. Способность использовать и накапливать информацию в ходе взаимодействия - важный объективный механизм функционирования, стабильности и новообразования, прорыва систем к высшему уровню, в том числе появления и развития психических систем.

2. Пик развития информационно-коммуникативных процессов связан с возникновением сознания, знаковой (кодированной) информации, сознательного управления развитием социальных систем с использованием информации (целенаправленности) и информационных (психологических) орудий (знаков). Человек как источник, движущая сила и цель социальных процессов вооружен исторически развивающимися техническими и психологическими средствами. Единство и противоречие человека и техники, человека и его психологических орудий составляют объективную основу информационно-коммуникативных процессов в обществе. Сознание имеет диалогическую основу, деятельность приобретает характер коммуникативного действия, человек обретает себя как диалогичное полидеятельностное существо.

3. Психическая составляющая средств коммуникации влияет на человека и общество, причем не только содержанием информации, но и самой формой коммуникации как усиления, расширения человеческих органов, чувств, функций. Средства коммуникации определяют и контролируют масштабы и форму человеческой ассоциации и человеческого действия.

4. Используя внешние и внутренние психологические средства как «знаки», особого рода «орудия», человек не только выстраивает взаимодействие с внешним миром, но и переходит от детерминации поведения внешними командами к самодетерминации. Для личностного уровня регуляции поведения эта регуляция выступает не просто как активное приспособление к будущему, но и как особый культурный «инструмент» овладения будущим - жизнетворчество.

5. Человек физиологически и психологически сформирован, устремлен на поисковую активность с использованием информации. Направленность в будущее - суть и специфическая психологическая особенность человека как информационной системы. Ведущей и основной в спектре потребностей является потребность смысла жизни.

6. Исторический процесс приобретает форму межпоколенческой коммуникации. Между нынешним и прошлыми поколениями существует закономерная связь, которая по своей глубинной сути есть информационная связь. Социальные продукты целесообразной деятельности всей человеческой цивилизации, всех когда - либо живших и ныне живущих поколений людей циркулируют в обществе в ходе информационного взаимодействия и передачи опыта.

7. Диалог культур как диалог поколений меняет жизненные ориентиры и смысл жизни личности, группы, общества. Главным критерием адаптации становится не столько фактическое выживание индивида в данной конкретной среде, сколько обеспечение преемственности существования индивида - его жизни в ряду будущих поколений.

8. Сегодня происходит психологизация мира, формирование единого информационно-психологического пространства как всеобщей коммуникации, диалога человека и природы, человека и человека.

Понятие «информации» определяется нами как атрибутивная характеристика, актуализирующаяся через системные коммуникативные взаимодействия субъекта, обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших органов чувств. Информация рождается при коммуникации и не существует вне ее (Н. Луман). Книги, газеты, журналы, библиотеки, компьютерные ресурсы - это не хранилища информации, а возможность информации.

Информационное пространство представляет собой систему циркуляции информации в ее абстрактной, предельно обобщенной форме в самоуправляющихся системах. Конструкт «информационно-психологическое пространство» определяется нами как система информационных процессов общества, коммуникаций человека и мира (окружения), человека и человека. Интеракции нельзя свести к их сумме, информация является информацией, если система, реагируя на нее, изменяет свое состояние (Н. Винер, Н. Луман). Модель информационных процессов является нелинейной, спиралеобразной. Это сложное переплетение, сеть интерактивных коммуникаций, причем «нити» имеют не только пространственную протяженность, но и временную. Субъекты информационно-психологического пространства вступают в коммуникацию как с актуально существующими людьми и другими системами, так и с носителями культуры прошлого и будущего. Объекты интеракционных систем при таком подходе описываются не в виде личностей, а как личности, коммуникатирующие с другими личностями.

В прогностической модели информационно-психологического пространства общества как пространства развития личности подрастающего поколения мы не можем абстрагироваться от элементов - субъектов (от личности до таких обобщенных субъектов как поколение, социум, человечество в целом) в их коммуникативных отношениях, это

суть их социального и психологического существования, а информация, информационный обмен - содержание и форма данных процессов, мера организации и развития. Единичный субъект находится в коммуникативных отношениях не только с окружающими людьми и миром вещей, природой, но и с самим собой, что выражается в его сложной внутренней структуре. Субъекты, благодаря коммуникации и обмену информацией в ходе нее, существуют, могут изменяться сами, менять свое поведение и деятельность, влиять на других субъектов.

В этом жизнетворчестве информационно-коммуникативные процессы позволяют, используя прошлый опыт, ориентироваться в настоящем, предвидеть и творить желаемое будущее. Человек физиологически и психологически сформирован, устремлен на поисковую активность с использованием информации. Направленность в будущее -это суть и психологическая особенность человека как информационной системы. Поэтому прогнозирование необходимо рассматривать не только как особую отрасль науки, но и как аспект повседневной жизнедеятельности личности, социальной группы, объединенной информационной деятельностью.

Психологические характеристики личности подрастающего человека (целенаправленность, потребности и интересы, мотивы, установки, смыслы жизни, предвидение) являются и характеристиками социальных информационных систем, в том числе информационные потребности, возможности, способности и цели. В ходе развития социумов и общества более комплексной становится личность как информационная система. Группы и объединения людей (подсистемы) предстают как коммуникативные социумы, сообщества и в целом общество все более явственно, рельефно проявляет коммуникативную форму и, соответственно, может быть охарактеризовано как информационно-коммуникативное общество.

Взаимодействие внутреннего и внешнего факторов, порождаемые этим взаимодействием противоречия, выступают источником, условиями и движущей силой развития информационно-психологического пространства, при этом роль и место личности как внутреннего фактора, источника и цели преобразований определяет уровень совершенствования информационной системы. Механизмами развития информационно-психологического пространства являются формирование спектра вариантов новообразований и целенаправленный отбор.

Многие исследователи считают информацию универсальной общенаучной категорией, субстанцией разнообразных социально-экономических явлений и процессов. Информационная технология оцифровывания становится всеобщим универсальным способом преобразования явлений реального мира и программирования системных параметров их будущего развития (С.А. Дятлов). Данный процесс можно назвать психологизацией мира, созданием нового типа объективной реальности - ноосферы и информационно-психологического пространства (инфосферы) как ее составной части.

В модели информационно-психологического пространства как субстрата нами используются понятия «виды информации» «виды коммуникации» и «каналы информации». Основной ряд видов информации: жестовая, графическая, звуковая (аудиальная), текстовая, визуальная, мультивидийная (мультимедийная). Ряд видов коммуникации связан со способом общения субъектов: от представительской (однонаправленной) формы коммуникации до равноправного диалога при коммуникации и решении социальных, психологических проблем, механизма саморазвития. Каналы информации характеризуют совокупность устройств, предметов или объектов, предназначенных для передачи информации от одного субъекта к другому. Это межличностное информирование, печать (газеты, журналы, книги), телефон, радио, кино, телевидение, компьютер, интернет. Основной ряд может быть дополнен почтой, телеграфом, производством компакт - дисков и кассет и др. Каналы коммуникации, а с развитием общества их комплекс, выполняют функции памяти социальной системы, параллельной индивидуальной памяти. Социальная память есть совокупность всех слов и

предложений, произносимых устно, передаваемых по телефону и радио, написанных или напечатанных на бумаге, закодированных для компьютеров и т. д. — иначе нервная система материального тела культуры.

В реальной истории различные линии эволюции средств коммуникации и информации сосуществуют, пересекаются, взаимообогащаются, совершаются «забегания вперед» и возвратные процессы в соответствие с общими и специфическими закономерностями эволюционных процессов.

Имеют место следующие основные закономерности эволюции способов и средств коммуникации в рамках информационно-психологического пространства: их развитие происходит как поэтапное очеловечивание коммуникации общества с окружающей действительностью, психологизация мира; новая форма коммуникации возникает в недрах старой, новое воздействие обеспечивается старым методом, усложненным или модифицированным новой чертой; новый вид интегрирует в себе возможности предыдущих; старые виды не исчезают, а продолжают сосуществовать с новыми в измененном виде; отрезки времени между значительными вехами в истории развития технологий становятся короче, имеет место ускорение информационных процессов и внедрения нового, но радикальный потенциал подавляется из - за экономических интересов, инвестиций в более ранние конкурирующие средства коммуникации; новый вид, его гибриды со старыми, глобально изменяют психологические и социальные системы, мировосприятие и деятельность человека и человечества.

Современное общество прогрессивно в той мере, в какой место и роль человека является центральным, обеспечиваются его информационные интересы и цели, реализуются и развиваются информационные способности, в связи с чем нами представлена акмеологическая системная характеристика информационно-психологического пространства.

Взаимосвязь субъектов информационно-коммуникативной деятельности (личность, социумы, общество) - это место и роль личности как внутреннего фактора, источника, движущей силы и цели преобразований в информационной системе и информационно-психологическом пространстве. Два полюса в соответствие с этим: 1) человек как «винтик» системы со строгой иерархией и подчинением по вертикали; 2) человек как самоцель, источник и фактор саморазвития информационной системы. Показателем при этом является степень (спектр) коммуникативных возможностей и практик для самореализации личности. Основные уровни социумов: тоталитарный, элитарный, демократический (гражданские сообщества), коммуникативный (сетевой).

Следующая системная особенность - это уровень освоенности средств массовой информации и коммуникации как психологических орудий, влияющих на восприятие и конструирование мира. Основной генетико-структурный ряд видов информации в соответствие с этим: жестовая — способ передачи информации с помощью человеческого тела, поз, мимики; графическая - первый вид, в котором был реализован кодированный способ хранения информации об окружающем мире в форме наскальных рисунков, а позднее - схем, чертежей на бумаге и других «застывших» изображений реального мира; звуковая (аудиальная) - сопровождающие движения звуки, речь, музыка и другие способы передачи информации; текстовая - способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения книгопечатания; визуальная - способ сохранения и передачи «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением фотографии и кино; мультивидийная (мультимедийная) - использование нескольких видов информации, наиболее характерна для компьютерных систем.

Способ управления в информационно-коммуникативной системе (системе информационно-коммуникативных взаимодействий человека) позволяет классифицировать их по степени открытости - закрытости как информационно-коммуникативной сложности и перспективности развития информационно-

психологического пространства социумов. Показателями являются: 1) насколько человек реализует себя как самоцель, источник и фактор саморазвития информационной системы; б) потребность непрерывного пополнения информации, степень вариативности и многообразия информационных средств и коммуникативных практик. В закрытом обществе цели определяет правящая группа, подавляющая индивидуальные варианты, отклоняющиеся от установленной нормы (тоталитарные и элитарные социумы), индивид предстает как винтик социального механизма. Открытое сообщество строится на вариативности и многообразии, человек является самоцелью, главным источником и механизмом развития (гражданские и коммуникативные, сетевые социумы).

Интегративное, комплексное применение акмеологической системной характеристки позволяет определить степень целеуправляемости информационных систем, определить стадии развития информационно-психологического пространства и диагностировать с их помощью конкретные социумы и современное общество в целом: неосознанно-стихийная, осознанно-стихийная, осознанно-управляемая; обосновать акмеологические критерии развития подрастающего поколения в информационно-коммуникативных взаимодействиях (приведены ниже).

Для определения уровней сознательной целеуправляемости как определяющей черты современной цивилизации в информационно-коммуникативной сфере необходимо воспользоваться, помимо данной характеристики, методами поискового (проблемное поле) и нормативного (целевое поле, тенденции будущего) прогноза, построить проблемно-целевое древо.

В процессе анализа этнографических материалов нами выделены различные модели информационно-коммуникативных взаимодействий: социального отчуждения -культура, отвергающая подрастающего человека, она способствует выработке защитных механизмов; информационное взаимодействие подрастающего и старшего поколений приобретает характер межпоколенческого отчуждения, социализация юных членов социума происходит через свою ярко выраженную субкультуру, интенсивную коммуникации сверстников; социальной взаимозависимости - имеет место полноценная коммуникация с подрастающим поколением в направлении от старших к младшим, передача опыта; социального предназначения подрастающий человек как связующая нить поколений в потоке жизни и хранитель благополучия семьи; это в зародыше информационное взаимодействие как диалог поколений, который включает и существующих взрослых и детей, и прошлые, и будущие поколения; социального обогащения - подрастающее поколение как цель жизни взрослых, имеет место взаимокоммуникация, направленная социализация и воспитание.

Историко-эволюционный анализ проблемы позволяет сделать следующие выводы, являющиеся мостом к сущностной характеристике системы информационно-коммуникативных взаимодействий подрастающего поколения в информационно-психологическом пространстве:

1. В структуре современного общества как социальной системы сосуществуют модели отношения к подрастающему поколению, характерные для прошлого, причем не только на периферии цивилизации; из поколения в поколение по-прежнему передаются и возрождаются авторитарные модели «ребенок - взрослый», защитные субкультурные модели «ребенок - ребенок» и др. Информационно-психологическое пространство в целом, и как коммуникация «подрастающее поколение - старшее поколение» в частности, представляет собой непрерывный ряд ступеней, которые сохраняются на современном этапе в виде структурных элементов или как преобразованная в результате отрицания отрицания основа многих существующих коммуникационных механизмов;

2. Отношение к подрастающему поколению, способ приобщения к культуре является критерием социального прогресса и фактором его (порастающего поколения) развития в информационно-психологическом пространстве общества; оно позволяет

анализировать в данном аспекте этапы становления диалоговой цивилизации, основанной на равноправной межпоколенческой коммуникации.

3. Возраст может быть раскрыт только как живая, исторически развивающаяся категория. Эта вариация от века к веку связана с экономическим и политическим укладом жизни, демографической ситуацией, реакцией общества на изменение продолжительности жизни, особенностями информационно-психологического пространства. В современных международных правовых документах возрастные границы ребенка определены восемнадцатью годами. Хотя и сегодня встречаются государства и социальные общности, где имеет место более раннее взросление, по сути дела, можно встретить всю возрастную диаграмму, встречающуюся в истории человеческого общества. Наблюдается циклическое возвращение к модели «раннего взросления», в том числе в настоящее время под влиянием «бездетного» информационного пространства, когда дети после 7-9 лет вынуждены пользоваться взрослыми источниками информации, лишаются своей территории развития.

4. Имеет место генетическая связь поколений. Роль информации проявляется, начиная с оплодотворения двумя родителями. При этом передается информация ребенку не просто двух родителей, через них - многих поколений. Каждый человек несет в себе груз случайных мутаций, накопленных за 20-30 поколений. Это делает определенным многообразный спектр развития индивида. Данный процесс происходит во взаимодействии с внешней средой, что резко увеличивает многообразие. При этом имеют место как элементы естественного отбора, так и искусственного.

4. История влияет на онтогенетическое становление психологических механизмов, позволяющих человеку быть включенным в информационно-коммуникативные процессы. Способность ребенка полноценно участвовать в информационной деятельности, развитие соответствующих органов - это сложный и длительный процесс. В свою очередь, различные формы информации - эмоциональной, интеллектуальной, предметной, духовной, социальной - оказывают влияние на это становление. Механизмы взаимно переплетаются и надстраиваются, интегрируются во все более сложную систему. Ребенок при этом все время находится в социумах, складываются отношения, взаимодействие, общение, совместная деятельность с родителями, сверстниками и даже с самим собой.

Лишь в середине ХХ века юридические признаны подрастающего поколения. Рубежом этого признания становится Конвенция о правах ребенка, единогласно принятая 20 ноября 1989 г. Ассамблеей ООН. К этому времени формируется сегмент информационно-психологического пространства, включающий научный и культурный опыт прогрессивной социализации подрастающего поколения, участия его в преобразовательной деятельности, основанной на диалоге поколений, а также слой специалистов, передовых мыслителей и общественных деятелей, которые считают своим призванием социальное партнерство с подрастающим поколением. В результате происходит прорыв в общественном сознании - необходимость признания подрастающего человека равноправной и значимой личностью, субъектом информационно-психологических взаимодействий и преобразующей социальной силой, переход к диалоговой цивилизации.

Онтогенетическое развитие механизмов информационно-коммуникативной деятельности, психологических орудий во многом повторяет ход развития человечества. Его направленность зависит от социальной ситуации развития (Л.С. Выготский) -единственного и неповторимого отношения между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной, которое складывается к началу каждого возраста. Эта действительность, прежде всего, представлена ребенку как информационно-психологическое пространство.

Изначальная социальность ребенка связана, с одной стороны, с его биологической беспомощностью и потребностью во взрослом (Л.С. Выготский), а с другой - с первичной и ведущей потребностью в новых впечатлениях, информационными потребностями,

которые являются основой для общения со взрослыми как представителями окружающего мира (Л.И. Божович). Потребность во внешних впечатлениях, перерастающая в познавательную потребность, внутренне связана с общим психическим развитием человека, так как последнее осуществляется лишь в процессе усвоения ребенком исторически накопленного человеческого опыта. У истоков онтогенеза мы имеем механизм информационного-коммуникативного взаимодействия в информационно-психологическом пространстве в форме межпоколенческого взаимодействия, связанного с потребностью в информации из внешней среды.

Коммуникация со взрослыми и сверстниками в межпоколенческом взаимодействии является основным социальным процессом, способом взаимодействия. Коммуникация в группе становится циклом интеракций, имеющих отражение в структуре личности ребенка, в конечном итоге - как обобщенного субъекта, составляющей поколения и человечества. Структурно-функциональное наполнение информационного-коммуникативного взаимодействия подрастающего поколения предстает как сложная система коммуникаций: внутриличностных («Я-ребенок - ребенок-Другой», «ребенок -взрослый», «ребенок - обобщенный Другой»), внутрипоколенческих («ребенок - другие дети», «ребенок - детская группа», «детская группа - детская группа», «детские группы -подрастающее поколение»), межпоколенческих («ребенок - взрослые», «ребенок -разновозрастная группа», «детская группа - взрослые», «подрастающее поколение -взрослое поколение - человечество»).

Нами выделены следующие акмелогические (развивающие) функции, которые реализуются в информационно-коммуникативных взаимодействиях подрастающего поколения в информационно-психологическом пространстве: генетическая - передача кодов предков по наследству и кодов новообразований на генетическом уровне - уровни внутриличностной и межпоколенческой коммуникации; биологическая (тело человека) -обеспечение обратной связи (обмена информацией) между подсистемами при формировании, функционировании, развитии организма во взаимосвязи со средой, координация их деятельности - уровень внутриличностной коммуникации; онтологическая - становление и развитие человека как информационной системы (онтогенез соответствующих органов, технических и психологических орудий); обеспечение становления, функционирования и развития большинства психических систем человека - уровни внутриличностной, внутрипоколенческой и межпоколенческой коммуникации; потребностно-целевая - обеспечение формирования потребностей, интересов, установок, мотивов, целей, смыслов жизни - уровни внутриличностной, внутрипоколенческой и межпоколенческой коммуникации; познавательно-нормативная - построение картин мира юной личности, прогнозных моделей реальности; формирование поля значений и смыслового поля, моделирование среды; осознание своего места и миссии в обществе - уровни внутриличностной, внутрипоколенческой и межпоколенческой коммуникации; преобразующая (деятельностная) - формирование психического поля в результате коммуникации с предметной средой, ее «оцифровывание», интеллектуализация; обеспечение направленности преобразований в результате целенаправленной деятельности материального, социального, интеллектуального, духовного окружения; побуждение и обеспечение деятельности, смысловой контроль ее эффективности, выбора деятельности, спектра ее возможных направлений и решений - уровни внутриличностной, внутрипоколенческой и межпоколенческой коммуникации; социализирующая -формирование многообразия Я, внутрисистемная коммуникация личности с собой как ансамблем существ и другими (внутриличностный уровень); становление и развитие связей с материальной (природа, предметный мир) и социальной (семья, сверстники, двор, школа и др.) средами; корректировка потребностей, интересов, установок, мотивов, целей, смыслов жизни, картин мира личности; определение и реализация спектра социальных ролей; передача опыта как содержание обучения, социализации, обмена деятельностями и

их продуктами (уровни внутрипоколенческой и межпоколенческой коммуникации); организационная - обеспечение становления, функционирования и развития подсистем социумов - (уровни внутрипоколенческой и межпоколенческой коммуникации); коммуникативная - обеспечение внутриличностного, внутригруппового,

внутрипоколенческого и межпоколенческого общения (обмена информацией), установление отношений с обществом; формирование смыслов, содержания общения; межпоколенческий диалог как способ и условие прогрессивных социальных преобразований - уровни внутриличностной, внутрипоколенческой и межпоколенческой коммуникации; цивилизационная - освоение, обобщение и преобразование материальных и духовных ценностей, социальной информации и предшествующего опыта человечества, его интеграция с новым опытом, передача его следующим поколениям; расширение временных горизонтов и ускорение вхождения в жизнь новых информационных технологий, новых технологических и культурологических процессов для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам; обеспечение поисковой активности, предвидения, прогнозирования - уровни внутриличностной, внутрипоколенческой и межпоколенческой коммуникации.

Данные функции находятся в сложной взаимозависимости и взаимообусловленности, но подчиняются двум основными законами детского развития, сформулированным Л.С. Выготским: 1) функции, как и части тела, развиваются не пропорционально и равномерно, а в каждом возрасте есть доминирующая функция; 2) наиболее фундаментальные функции, которые нужны сначала, обосновывают другие, развиваются раньше. Конкретизация функций показывает определенную условность

их разделения, зыбкость границ, взаимопересечение.

Исследование генетического, этнографического, исторического, онтологического аспектов информационно-коммуникативных взаимодействий подрастающего поколения в информационно-психологическом пространстве позволило определить общие и специальные акмеологические детерминанты этого взаимодействия.

К общим мы относим внутренние и внешние детерминанты. Внутренним и определяющим фактором развития информационно-коммуникативной системы общества (информационно-психологического пространства) является активность субъекта информационно-коммуникативной деятельности - от личности до человечества в целом. В нашем исследовании - активность субъекта как юной личности, детской или разновозрастной группы, подрастающего поколения. Диалектическая связь данного фактора с внешней средой (предметным миром и обществом) обнаруживаются в опосредовании и детерминации информационно-коммуникативной деятельности подсистемой «человек - техника» с его психической составляющей: психологическими орудиями - знаками, механизмами целенаправленности, вариативности в форме сознательного отбора вариантов и предвидения. Спецификой человека как информационной системы является то, что психологические и технологические орудия, технологии осваиваются и присваиваются им, приращиваются к естественным органам и функциям в детском возрасте в процессе коммуникативной деятельности и общения, составляя уникальную комбинацию (онтогенез человека как информационной системы). Тем самым внешняя обусловленность становится внутренней, подрастающий человек включается в информационно-коммуникативные взаимодействия. Данная активность, развитие и саморазвитие влияют на формирование и возвышение информационных потребностей, интересов, установок, целей, жизненных смыслов и картин мира подрастающего поколения, которые, в свою очередь, детерминируют как внутренний фактор их взаимодействие с внешним информационным пространством.

Внешняя среда, в том числе социальная, детерминирует действие внутреннего фактора опосредовано через социальные подсистемы, в которые входит индивид, в конечном итоге - через микросреду как непосредственно внешнее (семья, группы сверстников, разновозрастные группы). Средства массовой информации, включенные в

сферу жизнедеятельности ребенка, также являются внешним фактором. Общение и коммуникация, информационные обмены, их форма и уровень являются показателем зрелости социумов, в которые входит ребенок. В детских и разновозрастных социумах, опосредующих социальное окружение, сосредоточены коммуникационные отношения, которые как бы переплавляют общественные отношения и информацию, определяют картины мира и жизненные смыслы конкретной личности, где субкультура референтной группы является ведущей и преимущественно социализирующей.

Диалектика внутренней и внешней детерминант информационно-коммуникативных взаимодействий подрастающего поколения предполагает пересечение информационного пространства как внешней среды и коммуникативной активности юной личности как внутреннего фактора находит выражение в межличностной коммуникации; коммуникация со взрослыми и сверстниками, в свою очередь, детерминирует отбор значимой информации, социализацию и индивидуализацию, воспитание и самовоспитание, образование и самообразование в ходе внутрипоколенческого и межпоколенческого взаимодействия. Это оказывает существенное влияние не только на ребенка, но и все значительнее определяет функционирование и развитие информационной системы общества в целом. Специальные акмеологические детерминанты информационно-коммуникативных взаимодействий подрастающего поколения: воспитание и самовоспитание; социализация и индивидуализация, опыт человечества в форме материальной и духовной культуры и субкультурное взаимодействие; образование, самообразование, медиаобразование и медиапрактики.

Семья и общество являются двумя полюсами соединения физического и социального воспроизводства. Отношения производства и воспроизводства жизни, а значит и воспитания, пронизывают все другие общественные отношения. Формирование человека развертывается как стихийный, так и как целенаправленный процесс, собственно воспитание. Воспитание в широком смысле предстает как всеобщая детерминирующая индивида коммуникация - от случайной встречи до устойчивых социальных отношений, от однажды увиденного фильма до систематизированной общечеловеческой «кладовой» информации.

В целом, в результате теоретического исследования проблемы развития подрастающего поколения в информационно-коммуникативных взаимодействиях показано, что в единое проблемное поле с понятиями «информация», «коммуникация», «информационно-коммуникативные процессы», «подрастающее поколение» входят категории «общение», «коммуникативная деятельность», «акме», «саморазвитие», «самореализация», «информационная культура», «коммуникативный социум», «межпоколенческое взаимодействие».

Впервые рассмотрен феномен «подрастающее поколение» как акмеологический развивающийся, когда изучение его особенностей на социально-историческом; конкретно-историческом (конкретная общность); возрастном (социальная группа вообще, обобщенный субъект социальных процессов); социально-психологическом (обобщенный субъект в определенном общественно-историческом социуме); индивидуальном (конкретный индивид со своими психологическими характеристиками) акцентуировано в той мере, в какой они проявляются в воспитании и формировании, становлении и развитии, функционировании личности.

Введены, определены и содержательно раскрыты понятия:

- «информационно-психологическое пространство» - как «средоваой» конструкт, включающий в себя развивающиеся субъекты (от личности до таких обобщенных субъектов как поколение, социум, общество в целом), при этом единое информационно-психологическое пространство рассматривается как интегральный результат информационно-коммуникативной деятельности человека;

— «информационно-коммуникативная деятельность» подрастающего поколения -как деятельность, осуществляемая с использованием средств массовой информации; как

специально организованная информационно-коммуникативная система общения и взаимодействия детей, подростков, юношества друг с другом и с окружающим миром; как процесс, направленный на их духовное обогащение и личностное развитие в совместном (коллективном) и индивидуальном организованном участии в различных ее (деятельности) видах (информационно-коммуникативных взаимодействиях);

- «информационно-коммуникативные взаимодействия» подрастающего поколения - как системный процесс взаимодействий (информационных и коммуникативных, средовых и личностных) двух и более субъектов в рамках информационно-психологического пространства, основным содержанием которого является изменение имеющейся информации, а конечной целью - продуктивное содействие формированию и развитию личности подрастающего человека, становление его как саморазвивающейся личности и информационной системы.

Концептуально обоснована взаимосвязь в исследовании двух осей современных цивилизационных процессов: выход подрастающего поколения на арену исторического развития в качестве равноправного субъекта и прогрессирующе возрастание роли информационных процессов как механизма, фактора и формы личностного и социального развития.

Определены средства комплексного исследования проблемы на уровне общенаучных принципов и форм исследования - принципы единства мира и развития; оперирование философскими категориями и научными понятиями возможности и действительности, необходимости и случайности, направленности, вариантности и вероятности и другими; диалектические законы (единства и борьбы противоположностей, взаимопереходов количественных изменений в качественные, отрицания отрицания), обогащенные эволюционно-биологическими понятиями и закономерностями (стабилизирующий и динамический отбор, закон гомологических рядов и пр.).

Представлена акмеологическая системная характеристика феномена информационно-психологического пространства, в связи с чем показано, что в информационно-психологическом пространстве подрастающее поколение является необходимой подсистемой, ключевым звеном и фактором исторического прогресса, в соответствие с чем рассмотрены этапы и закономерности развития информационно-психологического пространства, в том числе особенности и риски современного информационно-коммуникативного общества, предложена оригинальная классификация на основе эволюции системы «человек - техника - психологические орудия» как процесс очеловечивания, психологизации коммуникативной связи человека с миром.

На этом уровне проведен анализ перелома в развитии информационно-коммуникативных процессов в связи с возникновением сознания, знаковой (кодированной) информации, сознательного управления (целенаправленности) в развитии социальных систем с использованием информации и информационных (психологических) орудий (знаков), в связи с чем показано, что обмен информации со средой в обществе смещается из биологической в психологическую область, происходит психологизация мира, формирование единого информационно-психологического пространства как всеобщей коммуникации, развивающего диалога человека и природы, человека и человека.

Доказательно представлено, что взаимосвязь общества и подрастающего поколения проявляется в любом возрасте на этапе взросления, особенно в сфере коммуникации и в непрерывно обновляющемся информационно-психологическом пространстве. Показано, что интенсивность данных процессов с середины ХХ века приводит к тому, что роль подрастающего поколения в обществе в целом и в информационно-психологическом пространстве становится более явной, что коммуникация и информационные обмены являются неотъемлемой, сущностной составляющей мирового развития -предпсихологическим этапом, а способность использовать и накапливать информацию в ходе информационно-коммуникативного взаимодействия личности и общества -

важнейший объективный механизм функционирования, сохранения стабильности и новообразования, прорыва систем к высшему уровню, в том числе появления и развития психических систем.

Литература:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер,

2008.

2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - СПб: Издательство «Союз», 2006

3. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. Монография. - М., Изд-во РАГС, 1999.

4. Дятлов С.А. Принципы информационного общества. - Информационное общество, 2000, вып. 2, с. 77 - 85

5. Цымбаленко С.Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования. - М.: НИИ школьных технологий, 2010.

© Цымбаленко С.Б., 2011

З.А. Аксютина

ВАРИАТИВНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Ключевые слова: социальное воспитание, будущий специалист, профессиональная подготовка

Keywords: social education, future specialist training

Быстро растущая потребность в многообразных социальных службах выдвинула в нашей стране подготовку профессионалов для социальной сферы на одно из приоритетных мест в системе социального образования. Особую значимость приобретает тот факт, что представители этой профессии работают в настоящее время в сфере семьи, общины, социальной защиты и поддержки различных групп населения; в учреждениях здравоохранения, культуры и образования; в сфере безопасности и правоохранительных органов; на производстве и в службах трудоустройства; в центрах реабилитации, в пенитенциарных учреждениях; в религиозных и общественных организациях и др.

Становится очевидным, что социальный работник, социальный педагог, специалист по работе с молодежью, педагог-психолог нужен и в детских больницах и санаториях; и в медицинских реабилитационных центрах для детей и молодежи с ограниченными возможностями, а также центрах различной направленности (сегодня они во множестве создаются по инициативе общественных и религиозных организаций, частных лиц, родителей детей-инвалидов); и в наркологических диспансерах для несовершеннолетних; и в исправительных учреждениях, значительную часть контингента которых составляет молодежь; и во многих других учреждениях и организациях, которые уже существуют или появятся в ближайшем будущем в ответ на потребности активно развивающейся социальной сферы.

Таким образом, реальная и перспективная область профессиональной деятельности специалистов социальной сферы чрезвычайно широка и многообразна. Она включает множество специфических разновидностей профессиональной деятельности, в зависимости от объекта, на который она направлена (учащиеся общеобразовательных

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.