Научная статья на тему 'Деятельность личности в информационнообразовательной среде: теоретикометодологические аспекты'

Деятельность личности в информационнообразовательной среде: теоретикометодологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕРНЕТ / PERSONALITY / ACTIVITIES / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INTERNET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гагарин Александр Валерьевич

Обсуждаются актуальность и научные предпосылки исследования феномена деятельности личности в информационно-образовательной среде. Позиционируется мысль о междисциплинарном изучении проблемы на базе методологических положений деятельностного, средового (эколого-психологического), психодидактического, компетентностного и акмеологического как интегративного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of persons in the informational-educational environment: theoretical and methodological aspects

Discusses the scientific background research the phenomenon of activity of person in the informational-educational environment. Provides an integrative approach to the problem. It combines methodological ideas and activity environmental (ecological-psychological), competent approach in psychology, akmeological approach to personal development.

Текст научной работы на тему «Деятельность личности в информационнообразовательной среде: теоретикометодологические аспекты»

Гагарин А.В.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Информационное общество активно развивается и объективно ведет к изменению всех социальных институтов и, прежде всего, образования, которое должно транслировать актуальную информацию о состоянии общества, способствуя эффективной репродукции социальной системы на фоне быстрого устаревания знаний, массированного появления все большего количества информационных продуктов, беспрецедентного увеличения скорости обмена информацией. Именно поэтому современное общество предъявляет принципиальные иные требования к подготовке личности к эффективной жизнедеятельности вообще, и профессиональной деятельности, в частности.

Если ранее система образования ставила целью передать молодому поколению знания, которые были накоплены обществом и которые позволяли бы молодым людям по окончании школы или вуза включаться в той или иной мере в стабильную профессиональную деятельность, то в сегодня формирующаяся личность в информационном обществе должна быть готова к деятельности в условиях постоянно изменяющейся социальной среды. Для современного человека необходима готовность к самостоятельному целеполаганию, самостоятельной постановке и решению личностных и профессиональных задач, принятию критических решений, к эффективному межличностному общению, к освоению и переработке огромных массивов информации, к деятельности в предельно неопределенных ситуациях.

Представляется, что и это одна из причин (эволюционных) смены парадигм образования и активный переход от знаниевой к парадигме, в основе которой лежит компетентностный подход. Данный подход считается теоретической базой образования личности, способной осуществлять эффективную активную жизнедеятельность в глобальном информационном социуме, в том числе в рамках российской системы высшего образования, которая на современном этапе так или иначе, эффективно или нет, но интегрируется в общеевропейское («Болонское») пространство и, в конечном счете, образовательное пространство мировое.

Такого рода качественный «переход», а точнее кардинальная смена парадигм высшего образования с традиционной российской (общественно-ориентированной, «деятельностной») на глобальную (индивидуально-ориентированную, «компетент-ностную») предопределяет несомненно как необходимость их адекватной интеграции, так и специфику функционирования личности в современных условиях общего информационного пространства.

В свою очередь сказанное требует выявления практических путей создания качественно новой профессионально-образовательной среды в условиях России, где человек из любой страны мира мог бы получить профессиональное образование, соответствующее потребностям его личности и «глобальной парадигме». Но и в то же время среды, которая бы способствовала индивидуализации образовательной траектории и раскрытию способностей личности, ее разностороннему совершенствованию и саморазвитию.

Понятно, что это достигается, прежде всего, через познавательную активность, которая в рамках непрерывного образования личности принимает форму учебно-познавательной деятельности как ведущего вида деятельности в том или

ином случае. Особый акцент, на наш взгляд, должен быть при этом сделан на развитии максимально возможного количества, и, несомненно, различного качества (содержания) форм самостоятельной учебно-познавательной деятельности, которая, по сути, является центральным звеном самообразования личности. Последнее становится ключевой формой реализации концепции непрерывного образования, позволяющей человеку быть готовым к постоянным изменениям в технологиях и знаниях в информационном обществе.

Значительная часть такой деятельности личности — самостоятельной учебно-познавательной, осуществляется сегодня в информационной сети Интернет. Она имеет специфические особенности, и в силу ряда факторов представляется важнейшей формой познавательной деятельности в современном информационном обществе [2]:

— современное общество столкнулось с экспонентным ростом объемов информации, который преимущественно происходит в Интернете, который представляет собой глобальную, межкультурную («надкультурную»), открытую информационную среду современного общества;

— молодое поколение воспринимает Интернет не как просто социально-культурный феномен нашей действительности, а как параллельную, зачастую ведущую среду обитания; при этом любая деятельность в Интернете, в том числе и самостоятельная учебно-познавательная, воспринимается человеком, особенно молодежью, с интересом, что повышает мотивацию данного вида деятельности; Интернет становится информационно-образовательной — средой образования и самообразования;

— Интернет как информационная и информационно-образовательная среда имеет значительный, не до конца осознанный и не используемый в полной мере потенциал саморазвития человека;

— Интернет в силу своих уникальных свойств (виртуальность, обратимость операций, множественность пространств и пр.) создает комфортную среду жизнедеятельности, дополняющую внутреннее и внешнее пространства личности и как пространство эксперимента.

В связи со сказанным, проблема деятельности личности в информационно-образовательной среде (здесь и далее, прежде всего, в информационной сети Интернет, или - интернет-среде) с ее значительным психоактивным потенциалом, условиями для организации и самоорганизации деятельности в целом, и в частности — самостоятельной учебно-познавательной деятельности личности в рассматриваемой представляется нам актуальной и важной

Изучение такого рода деятельности в Интернет-среде представляет собой, по сути, междисциплинарное исследование [2], оно осуществляется нами на основе интеграции фундаментальных методологических идей и положений деятельностно-го, средового (эколого-психологического), акмеологического, психодидактического и компетентностного подходов к развитию личности с целью показать многомерность исследуемого явления.

Учитывая специфику предметного поля указанного направления, в центре исследования находится деятельностный подход к развитию личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.). Его применение позволяет изучить феномен учебно-познавательной деятельности как психологический, определить ее сущностно-функциональные, процессуально-содержательные и типологические особенности.

В результате теоретико-методологической проработки проблемы в качестве отправной точки в осмыслении и понимании сущности самостоятельной учебно-

познавательной деятельности в общем плане и как научного феномена позиционируется представление о нем как об активности субъекта в определенных условиях, как процесс, который побуждается и направляется предметом потребности.

Человек, включенный в учебно-познавательную деятельность в интернет-среде, осуществляет взаимодействие с внешним миром, осваивает социальное пространство и его ценности, обучается другим видам деятельности (профессиональной, научной). В результате такого рода деятельности совершенствуются качества личности, происходит ее развитие в целом.

В рамках средового (экопсихологического) подхода (В.И. Панов, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин) процесс обучения рассматривается как организуемый в специально созданной для этого развивающей образовательной среде соответственно возрастным и индивидуальным возможностям развития человека. Тогда интернет-среда рассматривается как комплекс объективных условий, влияний и возможностей для индивидуализации обучения, оптимальных для данной конкретной личности с учетом специфики индивидуальных склонностей и особенностей для оптимального осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности, продуктивность которой определяется не только по уровню интеллектуального развития и освоению определенного материала, но и по формированию самодостаточной личности, чьи способности и свойства получают развитие в условиях различного типа экопсихологических (прежде всего, информационно-коммуникативной направленности) взаимодействий личности в процессе самостоятельной деятельности в условиях интернет-среды.

Психодидактический подход (В.И. Панов, В.В. Рубцов) позволил исследовать феномен интернет-среды как полифункциональную дидактическую систему, которая создает условия для интеллектуальной самоактуализации личности, ее индивидуальных ресурсов в процессе освоения различных способов кодирования информации, обогащение понятийного и метакогнитивного опыта, формирования готовности работать с новой и непривычной информацией. Психодидактика привлекается в качестве научной основы для построения теоретической базы, а также для моделирования такой информационно-образовательной среды, которая может быть создана с учетом закономерностей функционирования информации и процесса личностно-профессионального развития человека, психолого-педагогических (развивающих) особенностей взаимодействия личности с дидактическими составляющими интернет-среды.

Рассматривая самостоятельную учебно-познавательную деятельность в интернет-среде с позиций компетентностного подхода (И.А. Зимняя, А.Н. Новиков,

A.В. Хуторской и др.), мы исходим, прежде всего, из принципиальной значимости информационной культуры человека (личностно проявляющейся в форме информационной компетентности и компетентности в области информационно-коммуникационных технологий) в развитии будущего специалиста постиндустриального общества. Сформированность на определенном уровне указанных видов компетентностей у личности есть важнейшая субъективная детерминанта продуктивной самостоятельной учебно-познавательной деятельности в интернет-среде.

Акмеологический подход (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Деркач,

B.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.А. Рыбников):

— в качестве самостоятельного, позволил изучить возможности интернет-среды для продолжающегося развития человека в период зрелости как личности, как субъекта деятельности, с позиций самореализации человеком собственного интеллектуального и творческого потенциала, непрерывного самосовершенствования

и саморазвития личности на протяжении всей жизни, вплоть до достижения личностного, профессионального, а в идеале - духовного акме;

— позиционируется нами в ряду указанных научных подходов и как интегра-тивный, позволяющий, с одной стороны, использовать позитивные продуктивные идеи, заложенные в указанных подходах, с другой - осмыслить стержневую основу процесса непрерывного развития современной (информационной) личности в деятельности на протяжении ее жизненного пути в деятельности в условиях информационно-образовательной среды;

— служит научной основой и для разработки соответствующих развивающих технологий.

Интернет как глобальная межкультурная открытая сеть объединяет сотни тысяч взаимосвязанных компьютерных сетей, передающих данные с использованием интернет-технологий и интернет-протоколов, предоставляя пользователям разнообразные сервисы и технологии.

Интернет есть среда открытая информационная и развивающая:

— в этой сети определяющее значение имеет информация, а также связанные с ней формы ее хранения, переработки и использования;

— при этом она создает благоприятные экономические условия для развития личности с практически полной свободой творчества ее разработчиков;

— центральным компонентом Интернета как информационной и развивающей среды является (пока) сам человек, его взаимодействия с информацией, прежде всего, информационно-коммуникативные [3].

Интернет действительно есть средовой развивающий и информационно-образовательный феномен. Очевидно, что образовательная среда не существует вне информационной среды (передача и получение информации, преобразование ее в знание и представления — одна из характеристик образования вообще и образовательной среды - в частности). Она становится информационно-образовательной именно при росте избыточности, а как следствие - доступности и сохранности информации в образовательной среде.

В системе компонентов информационно-образовательной среды информация играет ведущую и определяющую роль, влияет на образовательную среду, формируя ее, задавая ее многие характеристики и способствуя ее преобразованию.

В связи со сказанным, под информационно-образовательной средой мы [1, 2] понимаем пространство осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности личности, в средовом ключе представленное как совокупность условий и воздействий, создающих возможности для психоактивного влияния, заложенных в компонентах социального, информационного, виртуально- и предметно-пространственного окружения.

Интернет как информационно-образовательная среда (интернет-среда) характеризуется уникальными формами информации, наличием центров хранения, носителей информации и преобладающими формами мышления; ее центральным социальным компонентом является человек.

Психоактивный (развивающий, в данном случае) потенциал информационно-образовательной среды «запускается» посредством специальной (психодидактической) организации при совместном участии в ней всех ее субъектов.

Выделенные компоненты рассматриваемой среды определяются содержанием образования личности, которое осуществляется в информационно-коммуникативных взаимодействиях ее субъектов в системе ее компонентов; такие взаимодействия обеспечивают реализацию личностно-значимых функций информационно-образовательной среды — информационную, коммуникационную, эконо-

мическую, образовательно-познавательную, социализирующую, психологическую, управленческую.

В предметном поле изучения самостоятельной учебно-познавательной деятельности личности в интернет-среде находятся вопросы определения особенностей ее потребностно-мотивационной сферы в отношении к такого рода деятельности, ее (деятельности) психолого-педагогической сущности, строения, видов, их содержания, принципов, технологий, форм и методов организации.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность личности в интернет-среде изначально организуется и осуществляется в условиях специфической образовательной среды при внешнем к обучающему целеполагании, что может трактоваться как меньшая степень свободы (учебный план, определенная программами дисциплин тематика, невозможность свободного междисциплинарного подхода к самостоятельной учебно-познавательной работе) и меньшая, соответственно, степень активности (внешнее целеполагание во многом является сдерживающим мотивацию, а, следовательно, и активность человека фактором).

При эффективном эволюционном развитии такая деятельность преобразуется в познавательную деятельность без внешнего целеполагания и контроля, результатом которой является освоение новых для обучающегося знаний и видов деятельности и развитие личности.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность в интернет-среде может и должна быть представлена субъектно-субъектными и субъектно-объектными взаимодействиями в ее (интернет-среды) структуре, прежде всего информационно-коммуникативными.

В современных сравнительно жестко детерминированных условиях в высшем профессиональном образовании самостоятельная учебно-познавательная деятельность при эффективном эволюционном развитии в связи с использованием эколого-психологического (средового), акмеологического, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к ее организации и осуществлению преобразуется в познавательную деятельность (которая, по сути, остается учебно-познавательной, но воспринимается субъектом как познавательная, поскольку интернет-среда снимает «границы» такой деятельности, создаваемые специфическими условиями, то есть учебным заведением) без внешнего для обучающихся целеполагания и контроля, результатом которой является развитие личности.

Такого рода подход дает представление о мотивах, видах и формах изучаемой деятельности, методах ее организации и контроля, критериях оценки продуктивности, дидактических основаниях ее организации и осуществления, условиях и факторах роста ее эффективности, взаимосвязи продуктивности деятельности и специфических характеристик личности осуществляющих ее субъектов и пр.

Феномен деятельности личности в информационно-образовательной среде, в нашем случае - деятельности самостоятельной учебно-познавательной, — может быть представлен также в структурно-функциональном отношении, как совокупность ее взаимосвязанных структурных составляющих (мотивационных, целевых, организационных, результативных).

Различные виды и формы такого рода деятельности зависят от ее целевой направленности (например, для преподавателей, ее организующих, или для студентов, в нее включенных); особенностей целеполагания; видовой и подвидовой направленности; по формам; условий и уровней организации; типов интернет-технологий; типов решаемых задач; учебного содержания; продолжительности во времени и т.д.

Наконец, продуктивность деятельности личности в информационно-образовательной среде представляет собой улучшение показателей и уровней, соответственно ряду общих (интегративных) критериев — определяющих: психологических, дидактических, гносеологических; важных (косвенных): организационных, социологических, кибернетических, которые свидетельствуют об удовлетворенности участников деятельности ее результатами и психологических последствиях такой деятельности в личностном плане после подведения итогов деятельностного акта [2]. При этом в качестве частных критериев продуктивности такого рода деятельности следует определить показатели сформированности информационной компетентности личности как проявления ее информационной культуры в деятельности, которые представлены мотивационно-ценностным, когнитивным, деятель-ностно-поведенческим, эмоционально-волевым, рефлексивным критериями, и соответствующими показателями.

Литература

[1] Гагарин А.В. Развитие информационно-коммуникативной компетентности личности в самостоятельной учебно-познавательной деятельности / А.В. Гагарин, Л.К. Раицкая // Акмеология. Специальный выпуск по материалам секции «Акмеология» V Съезда РПО. 16 февраля 2012 г. М: Изд-во МААН. С. 39—42.

[2] Раицкая Л.К. Информационная культура и познавательная деятельность в Интернете / Л.К. Раицкая // Вестник университета (Государственный университет управления). -2011. - № 10. - С. 78-82.

[3] Цымбаленко С.Б. Подрастающее поколение в информационно-психологическом пространстве общества (психолого-педагогические и акмеологические проблемы и перспективы). — М.: Международная академия акмеологических наук, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.