ПЕДАГОГИКА
Образование и развитие личности в информационнокоммуникационной деятельности
А.В. Гагарин, Л.К. Раицкая
В статье рассмотрены возможности перехода к личностно-ориентированной парадигме через включение личности в специально организованную информационно-коммуникационную деятельность в интернет-среде, определена сущность, особенности и функции указанной деятельности.
В современных условиях глобальной информатизации общества во всех областях жизнедеятельности человека получают распространение сложные и высокотехнологичные устройства, идет активное совершенствование и развитие соответствующих (информационно-коммуникационных) технологий и средств, применяемых в образовательном процессе на различных его этапах и уровнях1. Очевидно, что при этом постоянно нарастает количество различных информационных продуктов в результате беспрецедентного увеличения скорости обмена информацией. Именно поэтому современное образование личности на разных этапах ее обучения и развития должно базироваться на качественно новых (в плане получения и осмысления информации, в том числе учебной) принципах ее подготовки к эффективной жизнедеятельности.
Традиционно образовательный процесс был направлен на трансляцию «готовых» знаний, которые могли способствовать более или менее успешной социализации личности, ее стабильной жизнедеятельности на различных
этапах личностного и профессионального становления (дошкольное воспитание, школа, вуз, послевузовская подготовка, повышение квалификации). Сегодня в активно развивающемся, изменяющемся информационном обществе личность должна быть готова к деятельности (учебной, профессиональной, практической и т.д.) в условиях непрерывно и быстро изменяющейся информационной среды.
И в этой связи на первый план выходит соответствующая подготовка личности:
- к эффективному самостоятельному взаимодействию с указанной средой;
- к продуктивному самостоятельному решению личностных и профессиональных задач, в том числе к самостоятельному прогнозированию «траектории» собственного развития;
- к эффективному межличностному и информационно-коммуникационному взаимодействию;
- к освоению и переработке информации, к деятельности в сложных, противоречивых, неопределенных и даже экстремальных жизненных ситуациях.
Гагарин Александр Валерьевич - д. пед. н., профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. E-mail: vestnik@mgimo.ru
Раицкая Лилия Климентовна - к.э.н., доцент, заведующая кафедрой английского языка № 5 МГИМО(У) МИД России.. E-mail: vestnik@mgimo.ru
Именно поэтому на современном этапе реально важен и необходим активный переход от знаниевой парадигмы образования и развития личности к парадигме, в основе которой лежит подготовка личности к самообеспечению активной и продуктивной жизнедеятельности в глобальном информационном социуме. И в данном случае речь должна идти не о кардинальной «смене» парадигм, а прежде всего об интеграции традиционной российской (общественно-ориентированной, «деятельностной») и инновационной глобальной (индивидуально-ориентированной, «компетентностной»). В свою очередь, это предопределяет как специфику функционирования личности в современных условиях общего информационного пространства, так и соответствующую специфику ее образования и развития2.
Сказанное требует выявления практических путей создания особой образовательной среды, в которой ее субъект, с одной стороны, мог бы получить образование, соответствующее и потребностям его личности, и реальной ситуации развития российского общества, и реалиям глобального информационного, а также мирового образовательного пространства; с другой- которая бы способствовала индивидуализации «образовательной траектории» и развитию способностей личности, ее самости, ее совершенствованию и саморазвитию. Такая среда должна представлять собой совокупность условий, факторов, возможностей для организации и развития максимально возможного количества и, несомненно, различного качества форм активности личности, и прежде всего ее самостоятельной деятельности в данной среде -информационной, коммуникационной, коммуникативной, непосредственно учебной, познавательной, практической. Такого рода активность призвана способствовать развитию готовности личности к нарастающим изменениям в различных сферах жизнедеятельности человека в современном информационном пространстве.
В современных условиях перечисленный комплекс возможностей в полной мере представлен в информационном пространстве Интернет. И значительная часть такой деятельности личности (прежде всего самостоятельной учебнопознавательной) осуществляется сегодня именно в сети Интернет. При этом она имеет специфические особенности и в силу ряда факторов представляется важнейшей формой познавательной деятельности вообще в современном информационном обществе. Речь прежде всего идет о том, что современное общество столкнулось с экспонентным ростом объемов информации, который преимущественно происходит в Интернете. Информация быстро устаревает, так же, как и знания. Именно Интернет представляет собой ключевую информационную среду современного общества.
Далее, подрастающее поколение воспринимает Интернет как параллельную, а зачастую -
ведущую среду обитания. Любая деятельность в Интернете воспринимается при этом человеком вообще (на разных возрастных этапах) с интересом, что повышает мотивацию данного вида деятельности. Интернет становится информационно-образовательной средой образования и самообразования. Интернет как информационная и информационно-образовательная среда имеет значительный, не до конца осознанный и не используемый в полной мере потенциал саморазвития человека. Наконец, Интернет в силу своих уникальных свойств (виртуальность, обратимость операций, множественность пространств и пр.) создает комфортную среду жизнедеятельности, дополняющую внутреннее и внешнее пространства личности и как пространство эксперимента.
И в данной связи феномен Интернет сам по себе может рассматриваться как образовательный и развивающий, как среда жизнедеятельности, обладающая значительным психоактивным потенциалом, условиями для организации и самоорганизации деятельности в целом и в частности ее конкретных видов (учебной, познавательной, информационной, коммуникативной, практической, досуговой, игровой и т.д.). «Естественно, что доступ к Интернету расширяет возможности человека, где бы он ни находился, его доступ к образованию. В связи с этим возникают мощнейшие образовательные сети, очень насыщенные, большие интернациональные программы образования3», - отмечает А.В. Торкунов.
Из вышесказанного следует, что изучение проблемы образования и развития личности в информационной среде Интернет может и должно носить междисциплинарный характер. В нашем представлении теоретическая и соответствующая практическая разработка указанных проблем может быть осуществлена на основе интеграции положений деятельностного, средового (экологопсихологического), акмеологического подходов к образованию и развитию личности на различных этапах ее становления. Так, применение деятельностного подхода к развитию личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, К.К. Платонов и др.) позволит изучить феномен активности (учебной, познавательной, информационной и др.) личности как психолого-педагогический, в частности определить сущностно-функциональные, процессуально-содержательные и типологические особенности различных видов деятельности в Интернет.
И в этой связи для исследования намеченной проблемы важны общие и специфические для психологии и педагогики теоретические позиции, раскрывающие сущность деятельности вообще и информационно-коммуникационной направленности в частности. Прежде всего, это позиции о том, что:
- категория деятельности в отечественной психологии используется в качестве объяснительного принципа психики при изучении
различных областей психической реальности (познавательные процессы, мотивация, воля, эмоции, личность, внутригрупповые процессы);
- в содержании деятельности можно выделить такие психологические компоненты, как познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные и волевые; а с педагогических позиций содержание деятельности личности определяется ее функциями в образовательном процессе (обучающими, развивающими, воспитывающими);
- деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает в себя цель, средство, процесс преобразования и его результат. В структуру деятельности с психологических позиций включены следующие составляющие: потребность - мотив - задача - средства (решения задачи) - действия - операции; задача включает единство целей и условий ее достижения, действие соответствует цели, операции -способам и условиям;
- виды деятельности, осуществляемые человеком, различаются между собой прежде всего предметным содержанием. Каждый вид деятельности имеет определенное содержание потребностей, мотивов, задач, средств, действий, операций;
- первичная форма деятельности - ее коллективное (совместное) выполнение; на основе совместной деятельности, имеющей коллективного субъекта, возникает индивидуальная деятельность многих субъектов; становление индивидуальной деятельности осуществляется в результате интериоризации и экстериоризации;
- от уровня развития и конкретных особенностей предметного содержания деятельности зависят состав и функционирование сознания, развитие способностей учащегося, его восприятия и воображения, мышления и памяти, чувств и воли, характер межличностных отношений, свойства личности.
Сущностные признаки информационно-коммуникационной деятельности отражают:
- ее направленность на использование информационно-коммуникационных технологий (прежде всего Интернет); такая деятельность осуществляется посредством указанных технологий, и никак иначе, в том числе в условиях специально для этого созданного информационно-виртуального окружения и в процессе непосредственного взаимодействия с его компонентами;
- объединение особенных видов деятельности, представляющих совокупность действий, вызываемых одним мотивом, например информационно-коммуникационная деятельность, учебная, познавательная, игровая, исследовательская и др.; при этом уровень таких деятельностей четко отделяется от уровня действий (мотив может удовлетворяться набором разных действий, а действие может побуждаться разными мотивами);
- непосредственную связь с деятельностью детской (на соответствующих возрастных этапах), которая предполагает активное взаимодействие обучающегося с информационно-виртуальным окружением, в ходе которого происходит онтогенетическое развитие психики;
- совместный характер в ее первичной форме, которая имеет коллективного субъекта (например, обучающиеся и педагоги), на ее основе возникает индивидуальная, самостоятельная деятельность многих субъектов, осуществляемая в результате интериоризации;
- непосредственную связь с творчеством (творческой деятельностью) - психическим процессом создания новых ценностей, то есть деятельность, в результате которой возможно создание новых материальных и духовных ценностей и в психологическом плане:
а) предполагает наличие у ее субъектов способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью;
б) способствует раскрытию и расширению созидательных возможностей ее субъектов через развитие творческого воображения, интуиции, неосознаваемые компоненты умственной активности, а также через предоставление условий для удовлетворения потребности личности в самореализации;
- непосредственную связь информационно-коммуникационной деятельности с процессами учения и усвоения, которая включает как компонент и результат процесс учения (прежде всего овладение соответствующими знаниями, умениями, навыками с последующим развитием информационно-коммуникационной компетентности, в целом- соответствующих качеств, свойств и способностей);
- специальную организацию, которая осуществляется не только и не столько стихийно, но и посредством специальной ее психологопедагогической организации.
В рамках деятельностного подхода можно определить специальные функции информационно-коммуникационной деятельности, как минимум психологические и педагогические. Психологические отражают следующие аспекты:
- информационно-познавательный аспект («знаниевую» составляющую, возможность получить информацию и сформировать соответствующие представления в различных сферах);
- аффективно-оценочный аспект (эмоциональную составляющую, возможность определить эмоциональную роль взаимодействия с информационно-виртуальным окружением);
- ценностно-нравственный аспект (ценностную составляющую, возможность выявить личностно-развивающую ценность указанного окружения);
- коммуникативно-поведенческий аспект (возможность опосредованного межличностного взаимодействия); непосредственно развивающий (возможность для реализации личностного потенциала, его развития и саморазвития).
Педагогические отражают многообразие форм и методов организации информационно-коммуникационной деятельности. Наконец, в рамках данного подхода следует определить типологию информационно-коммуникационной деятельности личности, если речь, конечно, идет о специальной ее организации. Такая деятельность, несомненно, различается по целевой направленности, по видовой структуре, по условиям организации, по уровням организации, по формам организации.
Средовой (экопсихологический) подход (В.И. Панов, С.Д. Дерябо, В.А.Ясвин) к образованию и развитию личности позволит рассмотреть феномен образования и развития личности в Интернет как процесс, организуемый в специально созданной для этого развивающей образовательной среде соответственно возрастным и индивидуальным возможностям развития человека. Тогда Интернет может быть представлен как комплекс объективных условий, влияний и возможностей для индивидуализации обучения, оптимальных для данной конкретной личности с учетом специфики индивидуальных склонностей и особенностей для оптимального осуществления видов деятельности. Последние по содержанию определяются соответствующими составляющими Интернет как образовательной среды - специально- и высокоорганизованной, организация которой, собственно, и направлена на образование и развитие личности. Тогда такая среда есть комплекс условий, определяющих возможности для создания совокупности информационно-коммуникационных взаимодействий, определяемых различными видами информационно-коммуникационной деятельности.
Ключевыми взаимодействиями, имеющими важнейшее значение в образовании и развитии личности средствами Интернет, являются:
- взаимодействия в системе образовательной деятельности (в рамках непрерывного образования личности на разных этапах);
- взаимодействия в системе профессиональной деятельности;
- взаимодействия в системе самостоятельной (в данном случае определяемой собственными потребностями) игровой, информационной, досуговой, в том числе «стихийной», деятельности в Интернет. В этих взаимодействиях личность может выступать как в роли объекта, принимающего воздействия со стороны других, так и в роли субъекта своей активности (в частности, различных видов информационно-коммуникационной деятельности).
Совокупность информационно-коммуникационных взаимодействий личности выступает важнейшим фактором образования и развития личности в условиях Интернет. Причем данные взаимодействия в полной мере не могут быть реализованы, если данная среда не выступает как специально организованная образовательная, которая априори представляет собой конкретные и специально реализованные педаго-
гические, психологические, организационные, материальные и прочие условия продуктивности деятельности в данной среде. Очевидно, что значение тех или иных условий неравнозначно.
Наконец, акмеологический подход (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В.Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.А. Рыбников) позволяет раскрыть возможности интернет-среды для продолжающегося развития личности в период зрелости: как субъекта деятельности; с позиций самореализации человеком собственного интеллектуального и творческого потенциала, непрерывного самосовершенствования и саморазвития на протяжении всей жизни, вплоть до достижения личностного, профессионального, а в идеале - духовного акме. Данный подход может служить научной основой для разработки соответствующих технологий, точнее, акмеологического содержания технологий информационно-коммуникационных.
Такое содержание отражает особенности технологий - возможность для сотрудничества и совместной деятельности, для репродуктивной и креативной учебной деятельности, многоформатность, сочетаемость, интерактивность, в профессионально-образовательной деятельности. Актуализация психолого-акмеологического потенциала информационно-коммуникационных технологий в практике развития информационнокоммуникационной компетентности сотрудников правоохранительных органов осуществляется с учетом соответствующих принципов:
- на уровне информационной среды - ее «избыточности»;
- ее структурированности;
- ее непрерывной обновляемости (в плане контента и ресурсов);
- межпредметности (в плане содержания);
-на уровне коммуникаций: диалогичности,
интерактивности, многообразия обратных связей (в плане информационно-коммуникационных взаимодействий);
- их практической ориентации, репрезентативности, гибкости, взаимодополняемости;
- на уровне личности: актуализации субъективных целей;
- развития готовности к освоению информационно-коммуникационных технологий;
- соотношения различных возможностей для самоорганизации соответствующей дея-тельности4.
Наконец, в рамках рассматриваемого подхода может быть представлена акмеологическая система развития личности в системе информационнокоммуникационных взаимодействий, которые опосредованы: с одной стороны, реализацией акмеологического содержания информационнокоммуникационных технологий с другой -созданием специальной (личностно развивающей) образовательной среды. Данная система характеризуется возможностью выбора личностью тех или иных информационно-коммуникационных технологий, и, следовательно, вида взаимодействия5.
Акмеологический подход к использованию указанных технологий позволяет также раскрыть специфику соответствующим образом организованного образовательного процесса, который может осуществляться самостоятельно, но его развивающий потенциал «включается» посредством реализации акмеологической системы, при этом на первый план выходит развитие самости личности.
Gagarin A.V., Raitskaya L.K. Education and Personality Development in Information and
Communication Activities.
Summary: The article considers the scope for the shift to personality-oriented paradigm through the personal inclusion into specially organized information and communication activities in the Internet environment; the authors also give the essence, specific features and functions of those activities.
----------- Ключевые слова ------------------------------------ Keywords -------
Информационно-коммуникационная деятельность, Information and communication activities, Internet
интернет-среда, личность. environment, personality.
Примечания
1. Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Развитие информационно-коммуникативной компетентности личности в самостоятельной учебнопознавательной деятельности // Акмеология. Специальный выпуск по материалам секции «Акмеология» V Съезда РПО. 16 февраля 2012 г. М.: Изд-во МААН, С. 39-42; Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007.
2. Раицкая Л.К. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов в информационно-образовательной среде Интернет: дидактическая концепция / Под науч. ред. А.В. Гагарина: Монография. М.: МГОУ, 2012.
3. Торкунов А.В. Как университетам России добиться признания на глобальном рынке высшего образования // Портал МГИМО. [Электронный ресурс]: http://www.mgimo.ru/news/experts/document224126.phtml.
4. Раицкая Л.К. Указ. раб.
5. Панов В.И. Указ. раб.