Научная статья на тему 'Информационно-психологическое пространство в структуре общества'

Информационно-психологическое пространство в структуре общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
266
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цымбаленко Сергей Борисович

Социальный субъект представляет собой сложную иерархию общностей от индивида, социальной группы до человечества в целом, что создает возможность и необходимость информационных процессов. Информация рождается при коммуникации и не существует вне ее. Теоретическая модель информационно-коммуникативных процессов общества может быть представлена как информационно-психологическое пространство, закономерности и механизмы его функционирования, что позволяет преодолеть стихийность, обеспечить прорыв к новым, практически безграничным возможностям информационного общения, диалога, просвещения разных поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-психологическое пространство в структуре общества»

(ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ

ш_2_:_Ш_ш_&____

С.Б. Цымбаленко

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА

последнее время все чаще для раскрытия сложных проблем, новых аспектов действи-

тельности используются понятия-конструкты. Если «флогистон» был этапом развития

Ж ^ естественно-научной мысли, преодоленным заблуждением, то «кварки», «темная материя» являются сознательно используемыми гипотетическими понятиями. Судьба подобных понятий: либо исчезнуть, либо наполниться новым содержанием, как «атомы» Демокрита.

В психологических науках введение новых понятий используется достаточно смело, по крайней мере, начиная с Зигмунда Фрейда. Понятия-конструкты играют особо важную роль, если их применение имеет строго очерченную область и содержание раскрывается через устоявшиеся научные понятия изучаемой области. Они становятся просто необходимыми при исследованиях на стыке наук, когда невозможно воспользоваться стройной системой категорий. К числу подобных областей исследования относятся новые цивилизационные тенденции, связанные с информационной структурой общества как диалогом поколений.

Теоретический анализ данной проблемы не возможен в рамках одной научной дисциплины, а только в спектре нескольких наук: философии, истории, этнографии, кибернетики, психологии, социологии, педагогики и др. Сложность подобного рассмотрения в том, что его трудно разложить по полочкам-главам, мы сталкиваемся с необходимостью постоянного диалога наук, диалогики, полифонии исследования [8].

Теоретическая модель информационно-коммуникативных процессов общества может быть представлена как информационно-психологическое пространство. Слишком часто информационные процессы предстают в исследованиях как некая самостоятельная сила, подобная электричеству, оторванная от человеческих отношений. Психологические характеристики информационного пространства обоснованы, потому что при его рассмотрении невозможно полностью абстрагироваться от, в полном смысле слова, живых элементов - субъектов коммуникационных отношений, имеющих личностные, возрастные, половые различия, сложную внутреннюю структуру и социальные взаимодействия.

Фундамент информационно-психологического пространства составляет концепция мира как вероятностно организованной системы в результате всеобщего взаимодействия и взаимозависимости. Наличие обратной связи в циклических процессах, способность использовать и накапливать информацию в ходе взаимодействия становится важнейшим механизмом функционирования и развития систем от низшего уровня к высшему, приводящим в действие механизмы многообразия и отбора [31].

Информационно-психологическое пространство формируется вместе с возникновением общества. Коммуникация и информация присутствуют на всех этапах социального развития, являясь механизмами функционирования, управления, социализации и общественного прогресса.

Психофизиологическая основа развития информационно-психологического пространства связана с эволюцией подсистемы «человек-техника» и его психической составляющей, где человеческая биология выступает во взаимосвязи с искусственными органами деятельности, которые, по К. Марксу, являются продолжением, усилением естественных органов человека, включая мозг [20]. На первых этапах человек сам представляет в ней самую совершенную часть технического устройства, дополняет орудия труда до автоматизма в силу неразвитости

Акмеология, № 1, 2007

последних. Постепенно происходит опредмечивание технологических функций человека [12]. Соответственно меняется и социальная биология.

Информационные процессы становятся возможными и необходимыми, потому что социальный субъект представляет собой сложную иерархию общностей от индивида, социальной группы до человечества в целом. От центра до периферии расположены, подобно все более увеличивающимся концентрическим кругам, разнообразные группировки, к которым принадлежит индивид [6]. При этом человеческий индивид в социуме является исходным элементом и источником многообразия исторического процесса. Человек не просто «социальный материал», а «ген», «микроскосм» социальной системы, «совокупность всех общественных отношений» [19, с. 3]. Он, подчеркивал К. Маркс, есть «постоянная предпосылка человеческой истории, есть также ее постоянный продукт и результат, и ПРЕДПОСЫЛКОЙ человек является только как свой собственный продукт и результат» [22, с. 516J. Превращение человека из средства в самоцель - основная магистраль общественного прогресса [21].

В физиологическом плане информация возникает в результате изменения распределения вероятностей возбуждения и торможения нервных клеток под действием раздражений. Направленность является и здесь основой внутреннего чувства времени. Недетерминированность и практическая неограниченность наших идей является следствием сложности схемы: она объединяет около 10 миллиардов нервных клеток, каждая из которых имеет около 10-100 тысяч контактов (синапсов) с другими клетками. Абсолютная информация, выражающая ее количественный аспект, характеризуется множеством символов и их распределением. Символы должны быть представлены сигналами, передающимися физическим способом. Для этого нужен однозначный код, то есть однозначное соответствие между множеством символов и множеством элементарных знаков или сигналов. Количество абстрактной информации в данном множестве можно выразить через распределение вероятностей всех возможных распределений. Любое отклонение от равномерного распределения вероятностей означает ограничение неопределенности - прирост информации. Если система ненаправлено дрейфует по всем возможным состояниям, то понятие информации теряет смысл [32]. Происходит действие второго закона термодинамики, если нет подпитки дополнительной. В обществе энтропия не возрастает благодаря организации и ее корреляту - информации, «информация есть мера организации» [U.c. 27].

Наряду с информацией в результате прямого взаимодействия начинают использоваться условные сигналы. Л. Выготский отмечал, что высшие психические функции развиваются с помощью психологических орудий - знаков, то есть зависят от развития информационных технологий. Использование условных знаков, кодирование и раскодирование информации открывает неограниченные возможности накопления, переработки, сохранения и передачи опыта. В техническом плане кодирование - перевод сообщения на язык, необходимый для процесса передачи, а декодирование - восстановление смысла сообщения после его приема. Интерактивность, пересечение пространства социального опыта взаимодействующих являются характерными для коммуникации [23].

Процесс эволюции в «малонаселенном информационном пространстве» из-за взаимодействия закона и случая означает возникновение информации, а не только выявление информации, потому что он допускает альтернативы с различными целями [32]. Информация рождается при коммуникации и не существует вне ее. Книги, газеты, журналы, библиотеки, компьютерные ресурсы - это не хранилища информации, которую нужно извлечь, а возможность информации. Она возникает в процессе опосредованной коммуникации, даже если контактирующих разделяют века. Информация в обществе это неожиданный отбор из многих возможностей. Система коммуникации, обосновывает Н. Луман, благодаря применению собственных средств может заменить достижения памяти отдельных психических систем и, наконец, с помощью письменности создавать свою собственную память. Коммуникация оказывается подлинно социальной, поскольку, хоть и предполагает некоторое множество соучаствующих систем сознания, не может быть приписана никакому отдельному сознанию. Действующие лица действуют одновременно как в устной коммуникации, так и в коммуникации письменной, где они участвуют, отсутствуя [18]. Нельзя выстроить коллективное сознание, его функцию выполняет коммуникация.

Это состояние социальной системы и можно выразить как информационно-психологическое пространство. Оно напоминает кровеносные сосуды, питающие информацией все подсистемы общества, связанные спиралевидными петлями, обеспечивающими циркулирование и взаимообогащение информационных потоков. Причем «сосуды» имеют не только пространственную протяженность, но и временную. Субъекты информационно-психологического пространства вступают в информационное взаимодействие с носителями культуры прошлого.

Можно выделить следующие функции информации по отношению к жизнедеятельности человека:

• побуждение и обеспечение деятельности;

• передача кодов предков по наследству, на генетическом уровне;

• обеспечение становления, функционирования и развития большинства систем человека;

• содержание познания и исследования мира;

• содержание обучения, передача опыта;

• содержание общения.

В реальности относительно личности, группы, социума имеет место сложное сочетание различных функций с ведущей ролью одной из них.

Соответственно можно выделить основные уровни жизнедеятельности человека в связи с информационными процессами:

• генетический (передача информации по наследству под влиянием среды;

• онтологический (этапы становления и развития систем человека, связанных с информацией, влияние информации на становление и развитие ребенка);

• социализирующий (развитие связей с материальной (природа, предметный мир) и социальной (семья, сверстники, двор школа и др.) средой);

• познавательный (познание мира как стихийный и управляемый, обучающий процессы);

• преобразующий (изменение материального, социального, интеллектуального, духовного окружения);

• коммуникативный (межличностное и другие формы общения).

Опять же необходимо оговорить, что подобное разделение является условным, чтобы обозначить специфическую, ведущую функцию. В действительности имеют место сложные синтетические формы информационных процессов.

Самым важным достижением информационных систем является способность, используя прошлый опыт, не только ориентироваться в настоящем, но и предвидеть будущее. Человек как информационная система направлен в будущее - это его суть и специфическая особенность. Социальное предвидение является естественной способностью человека и закономерным этапом направленности мирового развития.

Как развивается эта человеческая способность? Первый период развития ребенка - сенсо-моторный, когда главную роль в его умственном развитии играют его непосредственные ощущения и восприятия. С помощью непрестанных проб и упражнений в результате физической активности уже в восемь месяцев проявляются первые признаки умения предвосхищать события. От полутора до двух лет маленький человек получает информацию как благодаря органам чувств, так и благодаря двигательной активности. Это проявляется в способности детей повторять действия, которые когда-то приносили им удовольствие. Именно под влиянием детской активности, а не речи, по Пиаже, развиваются первые формы мышления [26].

Юный человек открывает в ходе развития мир заново, активно используя и совершенствуя коммуникативные возможности. «Каким бы радикальным ни было тогда различие между цивилизованным человеком и первобытным, оно связано исключительно с тем, что ребенок накопил со времени своего первого пробуждения его сознания; все достижения человечества за столетия цивилизации находятся здесь, рядом с ним, складированные в преподаваемой ему науке, в традициях, в институтах, в обычаях, в синтаксисе и словаре языка, на котором он учится говорить, и даже в жестикуляции окружающих его людей. Это тот толстый слой черно-

гационно-формаци--ш циркуле только тционно-кжтелями

гельности

м челове-

сочетание 1 в связи с

; с инфор-мир) и corn гтроцес-■го, духов-

1ТОбы 000-жные син-

используя е. Человек ая особен-законо мерка - сенсо-гдственные те физиче-1восхищать благодаря )бности де-ц влиянием

;ршенствуя между ци-зебенок на-'вечества за ваемой ему котором он :лой черно-

зема, который покрывает сегодня голую скалу первобытной природы», - образно выражает этот процесс А. Бергсон. [6, с. 88]. «То, какие уроки извлекает человек из своего опыта, характеризует его личность гораздо точнее, чем отдельно взятый поступок. В результате происходит своего рода естественный отбор: люди выбирают себе подходящую деятельность, а виды деятельности "подбирают" себе подходящих людей», - пишет И. Кон [15, с. 236].

По мнению Е. Обуховского, ведущей и основной является потребность смысла жизни как соразмерение ценности своей личности с другими признанными ценностями. Изучение моти-вационных процессов есть «изучение личности в ее действии, личности, структура которой определена не только прошлым: индивидуальным опытом, результатом жизни в данных социальных и биологических условиях, но и будущим. Это значит, что личность человека определена также и тем, к чему он стремится, какие задачи может и хочет ставить перед собой. Личность человека-это система, предназначенная к решению будущих задач» [24, с. 7].

Эта особенность человека как информационной системы обусловлена и социально, и биологически, и психологически. «Вся история развития животного мира есть демонстративный пример усовершенствования этой универсальной и самой древней закономерности, которую можно было бы назвать опережающим отражением действительности», - обосновывал с позиций физиологии высшей нервной деятельности и психологии П.К. Анохин [3, с. 175]. Философски осмысливая идею П.К. Анохина, Я.Ф. Аскин характеризует опережающее отражение как процесс детерминации будущим [5]. П.К. Анохин исходил из того, что предвосхищение есть «ускорение в миллионы раз развития цепей химических реакций, которые в прошлом отражали последовательные преобразования этой деятельности» [3, с. 175]. Поведенческий акт живого организма предстает не как однозначная прямая связь, а как процесс «принятия решения», интеграция и выбор из многих возможностей одной, которая позволяет добиваться наибольшей эффективности [4]. В физиологическом аспекте это процесс устранения избыточных степеней свободы нейрона, на который поступают тысячи возбуждений, а он «выпускает» одно. «Организм только тогда примет решение, когда нейроны "подгонят" друг к другу свои степени свободы, что и создает их интеграцию и возможность согласованной работы» [4, с. 11]. При этом уже сами возбуждения как внешний фактор представляют сигнальную последовательность со своей внутренней вероятностной структурой, определяющей потенциальные и реальные информационные характеристики потока. В конечном итоге принятие решений оказывается не изолированным актом, а одним из этапов целенаправленного поведения, частью большой системы. Этот процесс связан с внешним воздействием, мотивацией, памятью. То есть, нейрофизиологически мозг сам ничего не ищет, а лишь обеспечивает поиск человека как социального существа, закрепляет его эффект [4].

H.A. Бернштейн обосновывал, что решающее значение при этом имеет характер практической деятельности. Оказалось, это управление нервной системы простейшими трудовыми движениями осуществляется не разомкнутой рефлекторной дугой, в которой сигналы идут от мозга к мышцам, а замкнутым «кольцевым» контуром, где поступает непрерывный поток сигналов в обратном направлении. Обратная связь, корреляция команд обеспечивают устойчивость трудового процесса, целенаправленную деятельность человека. Поскольку даже в простейших физиологических актах человека обнаруживается установка на достижение определенного результата, цели, Бернштейн вывел гипотезу о существовании в центре нервной системы в «закодированной» форме предвосхищения требуемого итога - «модели потребного будущего» [7]. В отличие от животных, реализация ее происходит не путем уравновешивания со средой, а активным преодолением среды. Для человека характерна физиология целенаправленной активности. Она, как показывают результаты последних исследований, носит поисковый характер и является реализацией потребности роста, развития и самоусовершенствования организма, движущей силой саморазвития индивида [28]. Поисковая активность, таким образом, является нормой жизнедеятельности, а отказ от поиска - патологией, которая приводит к серьезным психическим заболеваниям.

Генетически заложены только предпосылки развития потребности в поиске, а реализация их в большой степени зависит от соответствующих условий и особенностей воспитания, преимущественно в раннем детстве. «Потребность в поиске развивается в прямой зависимости от степени вовлечения ребенка в деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми» [28, с.

32]. Поэтому для развития информационно-коммуникативных способностей с самого юного возраста необходимо обеспечение активности, вкуса к поиску путей преодоления препятствий. Огромный вред наносит система воспитания, нацеленная на послушание, подавление инициативы. Стоит заметить, что и средства массовой информации как вторая школа жизни несут ответственность за формирование установки на поисковую активность, преодоление препятствий, социальный оптимизм.

Поскольку человек имеет дело с вероятностно организованной и постоянно изменяющейся средой, соответственно складываются и проявляют себя его физиологические и психические процессы. Благодаря H.A. Бернштейну, в психологию вошел термин «вероятностное прогнозирование». Объективной основой такого прогнозирования является память человека, которая организована особым образом: она не должна хранить все или слишком легко избавляться от информации. Носителями следов взаимодействия с окружающей средой и деятельности человека являются нервные импульсы, проходящие по замкнутым нейронным путям -реверберациопным кругам [29]. И здесь обнаруживается определяющая роль деятельности. «Не объект сам по себе, а мотивы, цели и способы дейс твия с объектом, то есть структура деятельности человека, направленной на объект, определяют главным образом память» [10, с. 257]. Гипотеза Н. Лумана о коммуникативной природе памяти находит психофизиологическое обоснование.

Качественная и количественная разнородность вероятностей в структуре прошлого опыта являются важным условием выбора при принятии решений. Уравнивание вероятностей - это симптом нарушения психической деятельности. Напомним, что информация также предстает как процесс выбора возможных вариантов, ее не может быть при наличии равновероятных событий. Для описания этих явлений психологам приходится использовать понятие амплитуды вероятностей, схожей с описанием явлений в микрофизике [10]. Особенность принятия решений на социальном уровне в том, что этот процесс происходит, в основном, как манипуляция представлениями предметов, а не самими вещами, переходит во внутренний план, в интеллектуальные операции [4]. «Вероятностное прогнозирование - это "моделирование" вероятностно организованного мира живущим в этом мире существом» [29, с. 99].

В современных условиях необходимо учитывать и влияние компьютерной техники как достройки, усиления деятельности мозга. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что память предстает не просто как индивидуальная, а как память человечества. Человеческий мозг включает в себя связь с работой предшествующих и окружающих человеческих мозгов. Эта связь осуществляется речевым общением [27]. Коммуникативная природа человека дает основание ученым, в частности философу В.В. Орлову, выдвигать положение об едином человеческом мозге как психофизиологической основе человечества как целостности [25]. Развитие компьютерной техники и интернета, соответствующее усиление, приращение психических процессов приводит к новому качеству функционирования общечеловеческого мозга как психофизиологической основы информационного пространства.

Таким образом, человек физиологически и психологически сформирован, устремлен на поисковую деятельность с использованием информации. Прогнозирование необходимо рассматривать не только как особую отрасль науки, но и как аспект повседневной жизнедеятельности личности, социальной группы, объединенной информационной деятельностью. С этим связано целеполагание, жизненные программы личности, социальных групп.

Человек при этом даже на индивидуальном уровне предстает как общественное существо, он опутан общественными взаимоотношениями. «Чтобы узнать, каким образом кто-то мыслит, нам необходимо исследовать его взаимоотношения с другими людьми», - писал классик психоанализа Альфред Адлер [2, с. 27]. Как таковой он «ведет бесконечный диалог со всеми остальными существами, постигая их сущности и синтезируя их таким образом, что его со всем основанием можно назвать "микрокосмом". Изучать человека - значит в определенном смысле изучать все сущее» [34, с. 91]. Если с самого начала не признать за психическим общественной функции коммуникации, общения, отношения и т.д., то станет невозможным понимание того, каким образом общественные отношения, не зависящие от индивидов, существующие вне их, приводят их в действие как реальные живые существа [1].

По Л.С. Выготскому, интериоризация общественных (между людьми) отношений в ходе совместной деятельности представляет собой суть процесса развития [13]. Социальное пространство отношений как системы избирательных субъективных связей образуется в детском возрасте и начинается с диады «ребенок - взрослый», позже появляется возможность отношений «ребенок - ребенок». Весь спектр отношений человека представлен в психологии детства. Как пишет А.Н. Леонтьев, «первоначально отношения к миру вещей и к окружающим людям слиты для ребенка между собой, но дальше происходит их раздвоение, и они образуют разные, хотя и взаимосвязанные линии развития, переходящие друг в друга» [17, с. 207]. Ведь «именно личное, индивидуальное отношение индивидов друг к другу, их взаимное отношение в качестве индивидов создало - и повседневно воссоздает - существующие отношения» [17, с. 440].

Благодаря общению, совместным играм со сверстниками у ребенка убывает прежний эгоцентризм. На смену монологу как стилю дошкольников (они беседуют сами с собой или выдают другим информацию, не заботясь о реакции на нее) приходит взаимный обмен информацией.

Первичным в истории и структуре общества является практическое (материальное) общение людей в процессе коллективного труда. Выделяют и духовное общение как межличностное взаимодействие. М. Каган считает, что в этом ряду особое место занимает и практически-духовное общение, в частности, обряд и игра [14]. Первобытные праздники, мифология, карнавальная и смеховая культура выворачивают наизнанку весь существующий и прежде всего - нормативный мир культуры, выявляя его условность и противоречивость, отмечает И.Кон [15, 93]. Психологические механизмы этого процесса еще в двадцатых годах выявил К.И.Чуковский, изучая детские "перевертыши", которые помогают ребенку осваивать потенциальные вариативные возможности бытия.

М.Каган обосновывает, что все эти виды общения переплетаются с другим рядом форм, входят в него: индивидуальным, представительским, групповым и диалогом культур [14]. В индивидуальном субъектом общения выступает сама личность. Учитывая сложность структуры общения, можно говорить и о внутриличностном общении с собой как ансамблем общественных субъектов. Зигмунд Фрейд в исследовании воспоминаний детства Леонардо да Винчи обратил внимание, что тот в дневнике обращался к себе во втором лице, что свидетельствует о диалоговой основе его внутреннего мышления [33]. Интересные наблюдения оставил Огто Вейнингер, автор скандальной работы «Пол и характер»: «Чем больше в человеке таится различных типов и противоположностей их, тем лучше умеет он распознавать мысли и чувства людей» [9, с. 54]. «Гений является в своем "я" центральным пунктом, "синтезом" многообразия в человеке.., причем гениальный человек включает в себя всю вселенную; гений - это живой микрокосм... И обыкновенный человек заключает в себе весь мир, но не доведенный до творческой сознательности» [9, с. 82-83]. Общение с собой как ансамблем существ опосредует диалог субъекта с другими субъектами.

Представительское и групповое общение важны для анализа социальных организаций и групп, а также форм информирования. В представительском общении индивиды выступают не как свободные, суверенные личности, а как представители тех или иных социальных групп или институтов. Оно является переходным от межличностного к групповому общению - взаимодействию определенных коллективов, каждый из которых выступает целостно, как организованное множество индивидов (классов, наций, политических союзов и т. п.). Опора на групповую форму общения предполагает установление диалога с аудиторией, партнерские отношения.

Как особая форма общения поколений, исторических эпох рассматривается взаимодействие различных типов культур, объектированных субъектов - диалог культур. Огромное значение при этом играют средства информации. Можно выделить вертикальный (исторические цивилизации, их опыт) и горизонтальный (многообразие реально существующих народов и цивилизаций) срезы диалога культур.

«Сегодня более нет такого народа, каким бы далеким и отсталым он ни казался, который прямо или косвенно не был бы в контакте с другими народами... Ведь даже общества с самой различной идеологией, обычаи и нравы которых в течение тысячелетий развивались различными путями, неизменно оказывают взаимное влияние, вступая в контакт друг с другом», -

делает выводы из своих этнографических исследований К. Леви-Строс [16, с. 30-31]. При этом не только считающиеся высокоразвитыми цивилизации влияют на «первобытный» образ жизни, но и цивилизации технического прогресса вбирают в себя элементы «примитивного» мышления, которые видоизменяют эти цивилизации изнутри. Последняя при этом приобретает универсальный характер. «Каждый тип общества, верований или институтов, любой образ жизни представляют собой уже готовый эксперимент, создававшийся тысячелетиями и по самому своему существу неповторимый» [16, с. 34].

Как отмечает Б.Ф. Поршнев, в психике человека мет ни одного уголка и в низших, и в высших этажах, который не был бы пронизан воздействием его общения с другими людьми. А канал этого общения - речевая связь. Речь - ядро человеческой психики, а внушающая работа слов - ядро этого ядра. Речь не только обеспечивает передачу информации, но и выполняет управленческую функцию. Речевое общение - это не только кодирование и декодирование информации, к речевым механизмам мозга относятся и те его структуры, которые, преобразуя речь, превращая ее в задачи, дирижируют всем поведением. Многие лингвисты предполагают, что глаголы древнее и первичнее, чем существительные. Эту глагольную фазу можно представить себе как всего лишь неодолимо запрещающую действие или неодолимо побуждающую к нему. По мнению Б.Ф.Поршнева «мама» как первое слово ребенка появляется в результате того, что именно она является главным источником запретов... «Кстати, и игрушки наших детей - это преимущественно изображения того, что им в натуре запрещено трогать, к чему они не имеют свободного доступа в окружающей их жизни взрослых» [27, с. 464].

Л. Выготский считал, что регулирующая функция существовала некогда сама по себе, после чего в ходе эволюции к ней присоединилась или над ней надстроилась функция информации, обмена опытом. Ребенок, повторяя историю развития человечества, сначала регулирует свое поведение внешней речью, формулирующей его программу. Наследующем этапе онтогенеза эта развернутая речь сокращается, принимает характер внутренней речи, свернутой по своему строению, предикативной по форме. С помощью внутренней речи формулируется намерение, намечается схема дальнейших действий и развертывается программа сложной деятельности. Далее наступает стадия перехода от внутренней речи к интериоризованной: слова превращаются в мотивы, в нормы поведения, в воспроизведение прежней схемы поступков, знаки - в значения. Речь - сначала внешняя, а затем и внутренняя становится у человека важнейшей основой регуляции поведения [27].

Информация очень рано приобретает такую социальную значимость в истории общества, что становится обособленной деятельностью. Постепенно в обществе формируется развитая система сохранения и распространения знаний. В роли создателей, хранителей и распространителей информации начинают выступать священники, ученые, люди искусства, журналисты. Путешественники и мореходы, купцы и военные расширяли границы коммуникативного взаимодействия, обогащали диалог культур. Информация была важна всегда, человек, обладающий знаниями и опытом - влиятельным, в каком-то смысле любое общество является информационным [33].

Развитие средств массовой информации и коммуникации связано со становлением системы «человек-техника», изменением орудий труда, приращиваемых к естественным органам человека. Первыми способами хранения и передачи информации являются ритуальные танцы как живая картинка и наскальные рисунки как застывшие картинки реальности. В раннем онтогенезе (и в патологии) у человека ярко выражен аппарат автоматической имитации действий и звуков, который тормозится и редуцируется развитием речи [27]. Этот механизм в свернутом и ускоренном виде - повторение ранней истории человечества.

Особенности первобытного мышления напоминают детское мышление в период отсутствия достаточной информации о мире. Логические формы, используемые в традиционных обществах и у туземцев - «наука конкретного» (способ упорядочивания в туземных классификациях, когда особое внимание к конкретному сочетается с одновременным стремлением к символизации); «бриколаж» (свободная рекомбинация, на манер калейдоскопа, образов-символов, сформировавшихся в результате прошлой деятельности); «тотализующее мышление» (переход одних классификаций в другие, дополнительность множественных логик). К. Леви-Строс считает это не низшим, а просто иным способом систематизации мира, который в определенной

мере сохраняется и у современного человека. Парадоксально, но в современном обществе, перенасыщенном информацией, происходит возврат к этой форме систематизации. Люди, не способные к осмыслению больших объемов новых сведений, просто присоединяют их к другим случайным образом, что является причиной фрагментарности, мозаичностиости, мифологичное™ современного мышления.

Исторически позднее появляется скульптура, рисунки на домашней утвари. Уникальным выразителем истории человечества является и архитектура. Рано носителем информации становится устное слово (Гомер, Сократ, ораторы, драматическое искусство, уличные балаганы).

Настоящая революция в обществе происходит в результате появления печатного станка на машинном этапе развития техники. Печатное слово имеет возможность тиражировать информацию. Книгопечатание имело решающее значение для развития новых наук, философии и художественной литературы. Оно заложило основу всеобщего образования, способствовало возникновению класса интеллектуалов. Дешевые книги способствовали не только единообразию языка, но и картины мира. Появились еженедельные журналы, ежедневные газеты. В печатной продукции активно используется и рисунок, то есть достижения предыдущего уровня.

Следующая веха: передача информации на расстояние с помощью звуковых сигналов. Появляются телеграф, телефон, радио, аудиозаписи. Это возвращение к живому слову, речи, но на новом уровне. Используется и написанный текст от предыдущего уровня. Новый этап связан с визуальной формой информации. Копирование и передача на расстояние с помощью кодирования и декодирования движущейся картинки - еще один круговорот в развитии средств массовой информации и коммуникации, возвращение как бы к истокам. Кино, телевидение, видео - наиболее полное отражение реальности.

Во второй половине XX века появляются компьютер, интернет, которые открывают технологическую эру информации, связанную с интеграцией всех возможностей СМИ. Новое средство массовой информации нарушает монополию информационных специалистов, делает коммуникативные процессы глобальными и общедоступными. Обмен информацией стал возможен без границ во времени и пространстве.

Налицо следующие основные закономерности:

• новый вид СМИ ин тегрирует в себе возможности предыдущего;

• старые виды не исчезаю т, а продолжают сосуществовать с новыми.

На социальной преемственности по вертикальной линии в огромной мере базируется прогресс человечества, а преемственность по горизонтали обеспечивает создание ноосферы -объединения человечества как бы в единый сверхмозг с каналами информации, пересекающими временные, пространственные, национальные и языковые границы. Этапы развития информационно-психологического пространства связаны с появлением, надстраиванием над прежними, сосуществованием и взаимовлиянием средств информации и коммуникации, их интеграцией в современном обществе, которое получило характеристику информационного. Оно проходит следующие стадии: неосознанно-стихийная, осознанно-стихийная, осознанно-управляемая.

Перед современным обществом стоит задача формирования новой информационной среды. Компьютерные технологии способствуют интеграции различных источников информирования в единое информационное пространство. Это позволит обеспечить прорыв к новым, практически безграничным возможностям информационного общения, диалога, просвещения разных поколений, если формирование информационно-психологического пространства будет происходить не стихийно, а целенаправленно.

Движущий механизм данного прогрессивного скачка - включение детей и молодежи в диалоге со старшими поколениями в информационно-коммуникативную систему общества. Взаимодействие, диалог покелений в горизонтальной плоскости, раннее включение благодаря информационно-коммуникативной системе юного поколения в преобразование социальной среды, открывает новые горизонты общественного прогресса. В соответствие с этими реалиями должны быть приведены государственные и гражданские институты общества, «расчищены» и дополнены недостающими звеньями для диалога с подрастающим поколением каналы информации и коммуникации.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. К проблеме социальной обусловленности психического // Вопросы философии. 1970. № 6

2. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

3. Анохин П.К. Методологический анализ узловых проблем условного рефлекса/ Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963.

4. Анохин П. К. Проблема принятия решений / Проблема принятия решений. M., 1976.

5. Аскин Я.Ф. Категория структуры и проблемы детерминации процесса развития / Проблемы детерминизма в свете системно-структурного анализа. Саратов, 1970.

6. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.

7. Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиология активности. М., 1966.

8. Библер B.C.. Мышление как творчество. М., 1975.

9. Вейнингер О. Пол и характер. М., 1991.

10. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М., 1977.

11. Винер /У. Человек управляющий. СПб., 2001.

12. ВолковГ.Н. Истоки и горизонты прогресса. M., 1976.

13. Выготский U.C. Мышление и речь. М., 1956.

14. Каган М.С. Мир общения. М., 1988.

15. Кон U.C. Вкус запретного плода. М., 1992.

16. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

18. Луман Н. Общество как социальная система. М., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.З.

20. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т.23

21. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.25. Ч.И.

22. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 26. Ч.Ш.

23. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004.

24. Обуховский Е. Психология влечений человека. М., 1972.

25. Орлов В.В. Материя, развитие, человек. Пермь, 1984.

26. Пиаже Ж, Инхельдер Б. Психология ребенка. СПб., 2003.

27. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

28. Ротенберг B.C., Аргиавскгш В.А. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.

29. Фейгенберг И.М. Видеть - предвидеть - действовать. М., 1986.

30. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Воспоминание детства. Ростов-н/Д., 1990.

31. Цымбаленко С.Б. Вариантность развития / Диалектика прогрессивного развития. Свердловск, 1976.

32. Эйген М., Винклер Р. Игра жизни. М., 1979.

33. Эриксен Т.Х. Тираний момента. Время в эпоху информации. М., 2003.

34. Эстшоза Сервера А. Кто есть человек? Философская антропология. Это человек: Антология. М., 1995.

© Цымбаленко С.Б., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.