Научная статья на тему 'Типология, природа и эффективность социальных и психологических коммуникаций'

Типология, природа и эффективность социальных и психологических коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
963
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корнеенков Сергей Семенович

Приводится расширенная типология социально-психологических коммуникаций и критерии их эффективности. Обосновывается энергоинформационный подход к природе коммуникационных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология, природа и эффективность социальных и психологических коммуникаций»

Человек и общество

С.С. КОРНЕЕНКОВ

Типология, природа и эффективность социальных и психологических коммуникаций

Приводится расширенная типология социально-психологических коммуникаций и критерии их эффективности. Обосновывается энергоинформационный подход к природе коммуникационных связей.

Развитие человека и взаимоотношений между людьми невозможно без установления разнообразных и, главное, качественных коммуникативных связей. Управление коммуникациями в сфере общения, бизнеса, производства, политики, образования, культуры приобретает все большее прикладное и фундаментальное значение. Исследования в этой области вызывают постоянный интерес у представителей многих профессий. Социальные (общественные) и психологические (межличностные) коммуникации в современных условиях являются основой жизнеобеспечения семьи, фирмы, организации, предприятия, государства, любой экономической, социальной, психологической системы. Благодаря коммуникациям осуществляется сбор и распространение знаний, систематизация и анализ информации внутри системы и за ее пределами, обеспечивается необходимый уровень взаимодействия в коллективе, с деловыми партнерами, фирмами, потребителями. Роль коммуникаций особенно значительна в синхронизации целенаправленной совместной деятельности разнородных систем, гармонизации их отношений, в решении общих задач, расширении узловых контактов во время переговоров, в дискуссиях, в работе с документацией. Социально-психологические коммуникации представляют собой специфический вид интеллектуальной собственности, это личное, общественное, национальное, общечеловеческое достояние, владея которым человек претворяет идеи в реальные материальные блага[20].

Каждый человек в результате жизненной и профессиональной деятельности накапливает огромный багаж знаний, умений, навыков, доводит свои общие и специальные способности до высокого уровня. Востребованность способностей, культурных и нравственных богатств реализуется с помощью правильно организованных коммуникационных связей. Труд огромного числа работников невозможен, если они не обладают коммуникативными способностями, - это педагоги, врачи, психологи,

политики, управленцы, ученые, работники культуры и искусства, религиозные деятели. Любые идеи, научные открытия, жизненный и профессиональный опыт человека претворяются в реальность и материализуются благодаря наличию всевозможных видов коммуникаций. Социально-психологические коммуникации создают нравственность и культуру общества, связывают человечество во времени и пространстве в единую общность. Во взаимодействии людей формируются физические, эмоциональные, ментальные, нравственные, культурные и духовные качества личности, человек выполняет свою миссию, воплощает идеал в реальность, расширяет и переводит сознание на более высокий уровень, познает самого себя, других людей и природу. В общественных и межличностных отношениях формируется коммуникативная сеть, которая отражает социальный, психологический и духовно-нравственный облик человека. Исследование коммуникативных связей на всех уровнях человеческого бытия является актуальной проблемой, т.к. это прямо связано с развитием психики и сознания, с познанием человеком самого себя, природы и космоса, сохранением индивидуальной, межличностной и социальной гармонии. Понимание процесса передачи, приема, хранения информации и энергии служит ключом к осознанию природы человека и его эволюции.

Чаще всего коммуникация рассматривается как одна из функций в структуре общения. Например, Г.М. Андреева в структуре общения выделяет три взаимосвязанные функции: коммуникативную, интерактивную и перцептивную [1]. Коммуникация понимается как передача информации, обмен идеями, мнениями, интересами, представлениями, установками между людьми в ходе общения и совместной деятельности [14]. Интерактивная функция общения заключается во взаимодействии общающихся сторон. Перцептивная функция означает процесс восприятия и понимания партнеров по общению. Слово «коммуникация» происходит от латинского «соттишсо», что означает «делаю общим, связываю, общаюсь». Наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение». От слова «коммуникация» происходит слово «коммуникабельность» (общительность). В психологии под общением понимается взаимодействие двух или более людей, в результате которого происходит обмен информацией (знаниями) познавательного или аффективно-оценочного характера на уровне сознания и подсознания [14]. Из этих определений видно, что слова «коммуникация» и «общение» понимаются как синонимы. При расширенном понимании понятия «общение» можно увидеть, что коммуникации свойственны не только человеку, но животному и растительному миру, всей природе.

В данной работе автор исходит из расширенного толкования понятия «коммуникация». Хотелось бы подчеркнуть, что коммуникативный процесс - это не только передача информации, но и энергетический обмен, т.к. энергия и информация неотделимы друг от друга. Формы энергии разнообразны: химическая, тепловая, электромагнитная, радиоволны, внутриатомная, гравитационная и т.д. В психофизиологии все виды энергий объединены одним понятием - нервно-психическая энергия. Высшей энергией, в христианском понимании, является духовная энергия. Духов-

ная энергия для христиан - это всемогущественная любовь Божественная. Человеческая мысль - это воспринятая и переработанная мозгом (и потому искаженная) божественная информация и энергия, которая сознательно или бессознательно излучается. Неуловимым образом мысли одного человека сообщаются с мыслями других людей, и таким образом люди крепко связаны на уровне мыслительной деятельности. Мысли имеют свою специфическую силу - энергию. Между тем энергетической стороне коммуникативного процесса в социологических и психологических исследованиях, как ни странно, практически не уделяется внимания.

С точки зрения физики энергоинформационные связи - это всеобщее свойство природы (материи). Человек является природным существом и частью единой энергоинформационной системы - человечества, которая входит в еще более грандиозную коммуникативную сеть - земную, солнечную, космическую. Поэтому социальные и психологические коммуникации в данной работе рассматриваются как естественные энергоинформационные потоки, возникающие на уровне сознания, подсознания и сверхсознания. Коммуникации - это животворящие каналы, образованные Универсальным Сознанием, по которым протекают энергия и информация, направленные на преобразование, созидание или разрушение формы и материи.

Необходимо отметить, что характер энергоинформационного обмена между людьми отличается от такого же процесса между техническими устройствами, а также от биокоммуникаций в животном и растительном мире. Поэтому те коммуникативные особенности и закономерности, которые существуют в биологических, технических, социотехни-ческих системах, не могут механически переноситься на коммуникации, существующие между людьми. Подобная практика - практика механического переноса - получила особое развитие в бихевиоризме и продолжает существовать в управленческих дисциплинах и организационной психологии. В процессе обмена информацией и энергией люди пытаются понять друг друга, осмыслить, пережить сообщение и применить на практике полученные знания. Во взаимодействии люди влияют друг на друга, вырабатывают отношения, сознательно или бессознательно настраиваются на нужную для них волну. Люди сами себе задают содержание, программу и характер взаимоотношений, используя свои способности, ум, волю, Индивидуальное Сознание. Главным регулятором человеческих коммуникаций является Высшее Я (душа) индивида и интегрированное сознание группы, коллектива, общества, государства, всего человечества. Человеческое самосознание по своему уровню развития гораздо выше, чем самосознание других представителей биологических систем. Технические же системы совсем не обладают самосознанием, у них есть только те программы, которые разработал человек.

В результате взаимодействия между людьми происходит движение, передача энергии и информации, что приводит к возникновению феноменов, многие из которых порой не имеют научного объяснения (например, телепатия, левитация, массовый психоз, гипноз и т.д.). Чтобы коммуникативный процесс как вид деятельности был успешным, человеку необходимы коммуникативные способности, умения и навыки. Пере-

датчиком информации и энергии является не только голос человека или его глаза, но все тело, психика и душа; каналом при этом служит всеобщее энергоинформационное поле. В обмене информацией могут участвовать технические устройства, где каналами служат провода, электромагнитные волны. В человеческой культуре, на каком бы носителе ни была записана информация, каким бы способом она ни была передана, начальным и конечным звеном процесса общения является человек.

Человек живет в энергоинформационном поле, он постоянно воспринимает и передает энергию и информацию, причем не только сознательно, но и бессознательно. Индивид с самого рождения учится строить отношения с другими людьми и природой, налаживает разнообразные биологические, психологические, социальные связи. Вначале взаимодействие человека с внешним миром ограничено в силу неразвитости его социальных и психофизиологических способностей. Но постепенно, с развитием мозга, человек «вбирает» в себя огромное количество образов внешнего мира и после соответствующей переработки «выделяет» субъективные энергоинформационные образы в окружающий мир, тем самым изменяя его. Человек строит бесконечное множество связей, вступает в отношения с разными носителями энергии и информации, декодирует все в знаки, символы и образы и таким образом развивает свое сознание. С расширением и повышением уровня Индивидуального Сознания диапазон используемых и осознаваемых человеком связей увеличивается. Устойчивые и сильные коммуникации, с одной стороны, способствуют эффективной деятельности по обмену энергией и информацией между взаимодействующими системами, например между двумя людьми. С другой стороны, сильные и стабильные связи могут препятствовать образованию новых и сдерживать развитие сознания личности и сознания общества.

Таким образом, социально-психологические коммуникации, возникающие между индивидами и коллективами, представляют собой виды энергоинформационных связей, которые создаются в ответ на движение и развитие сознания индивидов и сознания общества как единой суперсистемы, что поддерживает относительное равновесие внутри человека, в социальных системах и человеческом обществе в целом.

Социальные и психологические коммуникации широко исследуются в социологии, философии, политологии, культурологии, психологии, педагогике, лингвистике и других науках о человеке и обществе. Типологию всех видов коммуникаций можно осуществить по разным основаниям и критериям. Анализ литературы показывает, что типология коммуникаций имеет незавершенный и фрагментарный характер, т.е. рассматривается на примере отдельных видов коммуникаций [3, 4, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17-19]. Наиболее полно коммуникативные отношения могут быть представлены социально-психологическими связями, которые охватывают всех людей независимо от их рода деятельности, возраста, количественного состава, времени и пространства. Ниже предлагается типология социальных и психологических коммуникаций в зависимости от того, какая сторона этого феномена может являться объектом или

предметом исследования. Все виды человеческих коммуникаций объединены между собой в интегрированную коммуникативную систему.

По происхождению коммуникации можно подразделить на естественные (речевые, сенсорные и субсенсорные) и искусственные (технические). Человек как субъект и объект цивилизации придумал множество технических средств по передаче и приему энергии и информации, в том числе и письменную речь. Массовые средства связи (искусство, газеты, журналы, книги, кинофильмы, радио, телевидение, компьютеры, Интернет) выступают в роли посредников между коммуникантами. Совокупность естественных и искусственных способов связи образует сложную, многоуровневую коммуникативную систему человеческого общества.

По месту осуществления коммуникации бывают внешние и внутренние. Внешние коммуникации возникают, когда одна из сторон относится к субъектам внешней среды; они обеспечивают связь субъекта со средой. Эти связи бывают очень сложными, и зачастую именно они определяют цели деятельности социальных групп и отдельных индивидов. Индивиды и социальные организации являются открытыми системами и в свою очередь входят в более крупные системы самых разнообразных направлений. Внешние коммуникации связывают субъектов деятельности (например, организацию с поставщиками, органами государственной власти и управления, потребителями, сотрудниками и конкурентами). Эти связи могут тормозить или ускорять развитие организации, менять ее жизненный цикл.

Внутренние коммуникации возникают, когда коммуниканты находятся в рамках одной системы. Подобные связи также очень многообразны, и именно они удерживают сознание личности от дробления на более мелкие подсистемы или от слияния с более сильными системами.

По направлению внешние и внутренние коммуникации бывают вертикальные - нисходящие и восходящие. Вертикальные обеспечивают иерархические связи и используются для управляющего воздействия, сообщения текущих и перспективных задач и целей или для информирования сотрудников об изменениях как внутри организации, так и за ее пределами. В направлении сверху вниз идет информация, включающая планы, задания, приказы, распоряжения, инструкции, советы и т.д. Нисходящий поток постепенно распространяется между членами иерархии, а также по горизонтали к исполнительному персоналу. На своем пути он постепенно распыляется, конкретизируется, детализируется, что в конечном итоге может полностью исказить первоначальный смысл информации. В обратном направлении идет восходящий поток информации, главная суть которого заключается в том, чтобы донести до вышестоящих звеньев данные о фактическом состоянии дел в подсистемах. Через восходящие информационные потоки осуществляется обратная связь центра с периферией [11].

В дополнение к вертикальным информационным потокам в любой организованной системе существуют также горизонтальные коммуникации, связывающие между собой подразделения организации, людей, находящихся в отношениях подчинения друг другу. Такие коммуникации

существуют между всеми структурными подразделениями организации, что способствует их объединению в единое целое, согласованному функционированию, координации и выполнению задач вышестоящих уровней. Вертикальные и горизонтальные коммуникации придают системе максимальную гибкость и делают ее восприимчивой к внутренним и внешним изменениям.

По видам связи коммуникации подразделяются на речевые (письменная и устная), паралингвистические (жесты, мимика, мелодия), вещественно-знаковые (продукты производства, изобразительное искусство).

По источникам регулирования отношений различают коммуникации формальные (они строятся на основе хорошо проработанных и открытых, выраженных в письменной форме инструкций, руководств, методик) и неформальные (осуществляемые на основе устных норм и правил). Неформальные коммуникации реализуются в процессе личного общения людей, при ведении телефонных переговоров, проведении телеконференций, в индивидуальной и совместной деятельности.

По количеству сторон, участвующих в общении, коммуникации бывают диадические, групповые, коллективные, массовые. Они могут быть односторонними, двухсторонними и многосторонними. Односторонняя связь не является полной коммуникацией, т.к. невозможен диалог между коммуникантами.

Коммуникации могут быть одноканальные и многоканальные. Многоканальные связи встречаются значительно чаще, они более эффективны в энергоинформационном обеспечении по сравнению с однока-нальными.

По характеру деятельности человека коммуникации бывают деловые, экономические, политические, корпоративные, маркетинговые, управленческие, организационные, производственные, игровые, научные, познавательные, педагогические, религиозные, ритуальные, культурные, спортивные и многие другие. В каждом виде индивидуальной и совместной деятельности нарабатываются специфические коммуникативные связи.

По характеру эмоциональных отношений между субъектами общения коммуникации бывают позитивными (радость, восторг, гордость, симпатия, благодарность, любовь, уважение, нежность и т.д.), негативными (неудовольствие, горе, тоска, печаль, отчаяние, огорчение, ужас, зависть, ненависть, презрение, нетерпение и т.д.), нейтральными (любопытство, безразличие, изумление и т.д.).

По уровню участия сознания различают коммуникации осознанные, полуосознанные и неосознанные. Безусловно, чем более развито сознание коммуникантов, тем осознаннее коммуникации.

По времени действия коммуникации подразделяются на длительные, кратковременные, оперативные, периодические, эпизодические, в реальном времени, с разделением времени. Они связывают прошлое, настоящее и будущее в единое целое.

По направленности личности связи могут носить характер сотрудничества (кооперации, синергии, партнерства) или соперничества (конкуренции, противоборства) с различными вариациями. Сотрудничество свойственно открытым системам, оно является врожденной способ-

ностью человека, т.к. это наилучший способ удовлетворения многочисленных витальных, социальных, психологических потребностей человека. Соперничество и конкуренция как качества личности приобретаются в процессе воспитания, они обостряют отношения между взаимодействующими сторонами, расставляют искусственные барьеры, тормозят процессы саморазвития. Закрытые, блокированные индивиды и группы имеют большую внутреннюю силу сопротивления, она препятствует проникновению в эти системы новых знаний, культурных и духовных ценностей. Все многочисленные качества личности имеют свои коммуникативные каналы связи и действия.

По характеру влияния на психику и сознание человека все виды социально-психологических коммуникаций можно свести в три группы. Первая - коммуникации прогрессивные (конъюнктивные, позитивные, конструктивные), жизнеутверждающие, работающие на развитие и повышение сознания индивида и общества. Они объединяют людей, гармонизируют отношения, ведут к сотрудничеству, способствуют достижению максимальной свободы и реализации целей доброй воли (миссии). Вторая группа - коммуникации нейтрального характера, главная функция которых заключается в поддержании определенного информационного и энергетического уровня индивидов и общества. Третья группа - коммуникации регрессивные (дизъюнктивные, агрессивные, негативные, деструктивные), ведущие к смерти, разъединяющие людей, понижающие сознание индивида и общества, способствующие достижению эгоцентрических целей. Регрессивные коммуникации возникают во время постановки и достижения эгоистичных, обособленных, корыстных целей, при наращивании преимуществ одного субъекта перед другим, одной системы перед другой с целью подчинения. Они разъединяют человеческую общность на группировки, что приводит к противостоянию, вражде, порабощению слабой системы более сильной, что не означает - более прогрессивной. Часто за актом такой коммуникации стоит борьба за власть в межличностных и групповых отношениях. Наличие же власти позволяет манипулировать сознанием другого человека или целых групп и конвертировать власть в материальные и социальные блага.

Типологию социально-психологических коммуникаций можно значительно дополнить в зависимости от того, какой вид связи является объектом исследования и кто выступает в роли коммуникантов. В общении и совместной деятельности коммуникативные связи возникают между людьми различного возраста, национальности, пола, нравственного, интеллектуального и культурно-духовного развития. Весьма разнообразны индивидуальные особенности межличностных, групповых и коллективных коммуникаций у лиц с акцентуацией характера, с социальными и психическими отклонениями в развитии личности, входящих в криминальные и асоциальные группы.

Каждый вид социально-психологических коммуникаций имеет свои специфические цели и задачи. Здесь можно выделить четыре группы:

1. Совершенствование внутренних, групповых, коллективных отношений в процессе обмена энергией и информацией, достижение гармонии.

2. Создание информационных каналов и полей общего и специального предназначения.

3. Объединение физических, социальных, психологических и духовных сил коммуникантов.

4. Повышение уровня сознания (силы) системы.

Конечная цель исследования коммуникаций, по мнению ряда авторов, состоит в выявлении и формулировании ее законов, которые носят всеобщий характер и связаны с другими природными и социальными законами. Законы коммуникации делятся на динамические, что отражает жестко детерминируемую связь явлений, и статистические, отражающие нелинейные зависимости явлений [12, с. 22]. Первые характерны для природных коммуникаций, вторые - для социальных.

Выделяют следующие законы и условия для возникновения коммуникативных связей [12, с. 22-23]:

1. Коммуникации есть взаимодействие, обмен информацией и энергией, и в этом процессе должно участвовать не менее двух сторон: источник и приемник.

2. Все коммуникации основаны на обратной связи (закон обратной связи).

3. Всякая коммуникация имеет знаковый характер, который может быть разного происхождения, разной природы.

4. Для осуществления коммуникаций необходимо наличие хотя бы одного общего основания для коммуникантов в виде знаков, правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации. Коммуникация разрушается с исчезновением этих условий.

Высшая цель исследования и развития человеческих коммуникаций, по мнению автора, состоит в достижении индивидуального и коллективного здоровья, преодолении иллюзии раздельности, эгоистичности, установлении гармонии и взаимопонимания между индивидуальным, социальным и духовным сознанием всех людей. Развитие социальных и психологических коммуникаций является естественной способностью и потребностью человека и обусловлено расширением и повышением уровня Индивидуального Сознания и сознания общества.

Эволюционирующее сознание человека создает новые коммуникативные связи, более утонченные способы общения, требующие большего понимания и осознания. Общению человек учится с самого раннего возраста. Многие исследователи выражают озабоченность тем, что люди по сути дела не приобретают осознанной способности правильного общения в социуме. Обычный человек может слушать и не слышать, смотреть и не видеть, разговаривать и не задумываться над значением и смыслом своих и чужих слов. Люди чаще общаются на уровне функционирующих детерминируемых субъектов, а не сознательных саморазвивающихся систем. Тем более трудно осознать и овладеть внутриличностными, психо-

физиологическими, духовными коммуникациями, используя для этого свои природные инструменты - тело и ум.

Развитие цивилизации идет по пути совершенствования искусственных коммуникативных систем. При этом цель жизни общества смещается в сторону решения социальных и экономических проблем посредством совершенствования технических информационных услуг [20, с. 8], вместо того чтобы развивать сознание и свойственные ему связи. Технократический человек с механическими средствами связи заменяет человека нравственного и духовного с его природными и потенциально неограниченными коммуникативными возможностями. Общение между людьми принимает все более функциональный и формальный характер и понимается как чисто информационный процесс.

Изучение проблемы эффективности социально-психологических коммуникаций прямо связано с миссией и целью существования человека, его индивидуальной и профессиональной деятельностью. Исследования показывают, что качество взаимосвязей, получение, хранение и передача информации и энергии связаны с психофизиологическими возможностями человека. Качество коммуникаций живых систем представляет собой одну из самых сложных проблем человеческой эволюции. Еще П.К. Анохин отмечал, что передача информации в живых и технических системах происходит с участием большого количества звеньев, но все подчиняется одному важному закону: между начальным и конечным звеном должна быть точная и адекватная информационная эквивалентность [2].

В оценке эффективности социально-психологических коммуникаций необходим комплексный подход ко всему коммуникативному процессу с учетом внутренних и внешних возможностей системы. В то же время отдельные виды коммуникаций могут иметь локальную характеристику эффективности. Например, В.М. Снетков видит эффективность делового и организационного общения в способности человека отключаться от личных проблем и эмоциональных состояний и вести диалог только в деловых рамках. При этом основными средствами повышения эффективности делового общения служат установки и инструкции [16, с. 14]. Эффективность в общении, как считает Е.В. Клюев, во многом определяется коммуникативной компетенцией субъектов общения, набором тактик и стратегий, умением пользоваться различными ролевыми позициями [8]. Коммуникативная стратегия, по его мнению, есть совокупность запланированных и реализуемых действий в ходе коммуникативного акта, направленного на достижение коммуникативной цели. Выстраивая коммуникацию, необходимо помнить, что удача в общении во многом зависит от так называемых максим: максима такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия, симпатии, терпения [8]. Порой трудно выдерживать все максимы одновременно, т.к. они могут вступать в противоречие друг с другом.

Необходимо различать понятия «качество» и «эффективность» коммуникаций. Под качеством коммуникаций понимается такая связь, которая позволяет максимально быстро, точно и полно передавать информацию разного содержания от одной системы к другой. Эффектив-

ность коммуникаций складывается из качества коммуникативных связей и их энергетического потенциала, который, действуя на психику индивидов, увеличивает или уменьшает силу Индивидуального Сознания, т.е. переводит его на другой уровень. Верно и обратное заключение:

чем выше уровень развития и сила Индивидуального Сознания, тем эффективнее коммуникации. Уровень Индивидуального Сознания -величина относительно постоянная в течение длительного времени. Чтобы перейти на более высокий уровень сознания, необходимо изменить включенность Индивидуального Сознания в Универсальное Сознание. Этот процесс может протекать сознательно, с помощью волевого усилия, и бессознательно, спонтанно. Основным показателем психического развития человека является его способность к осознанному переключению своего сознания на разные по модальности коммуникативные каналы - от материальных до духовных.

К числу базовых категорий теории коммуникации относятся категории коммуникативное пространство и коммуникативное время. Возникающие между людьми связи формируют коммуникативное пространство (поле) различной плотности, напряженности и протяженности. В технике именно напряженность, плотность, пространственный и временной показатель являются одними из основных показателей эффективности коммуникационных связей. Развитие технических средств оказывает влияние и на характер социально-технических коммуникаций, что, во-первых, позволяет мгновенно передавать информацию и энергию, во-вторых, объем передачи постоянно увеличивается, в-третьих, пространство практически перестает быть препятствием.

Об эффективности коммуникаций можно судить по результатам индивидуальной и совместной деятельности, направленной на достижение цели или выполнение задач, где показатель времени также является одним из главных критериев. Социальная эффективность коммуникаций, по мнению Г.М. Андреевой, имеет множество показателей, которые можно свести к единому параметру: обеспечение условий, в которых «организация становится самообновляющейся системой» [1, с. 342]. С экономической точки зрения эффективность производственных, организационных коммуникаций рассматривается под углом интенсификации производства, экономической целесообразности, прибыли. О психологической эффективности коммуникаций можно судить по тому, насколько эти связи развивают эмоциональные, умственные, нравственные, духовные силы личности, какую направленность они придают деятельности личности, как способствуют развитию Индивидуального Сознания.

На социальном и межличностном уровнях общения на эффективность коммуникаций влияет множество как устойчивых, так и динамических параметров. Это могут быть социальные и личностные установки, способы передачи и приема информации, психологические, моральные, нравственные блоки между коммуникантами, количество одновременно задействованных каналов и их интеграция, сила психологического воздействия на участников коммуникативного процесса и многое другое.

Результаты взаимодействия между людьми могут быть нулевыми или отрицательными, если между коммуникантами нет взаимопонима-

ния, уважения друг к другу, совместимости, сонастроенности, любви, доброты, внимательности, честности, ответственности. Без этих качеств невозможно обеспечить эффективность коммуникативного процесса. Взаимопонимание и взаимодействие между людьми - сложный многофакторный социально-психологический феномен, характер которого в конечном итоге зависит от всестороннего раскрытия Индивидуального Сознания каждой личности.

Человек - это психическое и социальное, земное и космическое существо, реагирующее на бесконечное множество энергоинформационных источников, и он, в свою очередь, с известной силой влияет на источники и изменяет их качественные характеристики. Жизнедеятельность человека и человечества характеризуется непредсказуемостью. В социуме, психике и биологическом теле человека постоянно происходит движение энергии и информации. Во время осознанной и контролируемой деятельности движение происходит с особой интенсивностью, целенаправленностью и силой. Особенность каждой функциональной системы заключается в том, что решение поставленных задач осуществляется с помощью меняющихся средств, позволяющих доводить процесс до необходимого результата. Другой особенностью является ее сложный состав, включающий в себя целый набор односторонних и многосторонних связей, действующих на том или другом коммуникативном направлении. Передача, прием, хранение, использование энергии и информации составляет основу человеческих взаимоотношений, в этом процессе осознанно или неосознанно участвует каждый человек как часть суперсистемы.

Для осознанной передачи информации и осознанного получения знаний необходимы символы, знаки, образы, действия, коды, при помощи которых человек преобразует (кодирует и декодирует) информацию. Передающая сторона (адресант, коммуникатор, донор) формулирует идею, выбирает способ передачи, кодирует информацию, устанавливает связь, передает. Адресат (коммуникант, реципиент) получает информацию, декодирует ее, интерпретирует, анализирует, синтезирует, обобщает. Если связь взаимная (кольцевая), то реципиент меняет свою роль на роль донора, и наоборот. В общении двух людей их коммуникативные роли постоянно меняются, но обмен энергией и информацией

носит двухсторонний одновременный характер - в этом заключается главное отличие человеческих (психических) связей от технических (механических). Коммуникации происходят на разных уровнях индивидуального сознания (повышенном, обыденном, пониженном) в изменяющихся временных и пространственных условиях. Каждый человек имеет с другими людьми множество осознанно-неосознанных связей самого разнообразного характера. При вступлении во взаимоотношения двух или более человек образуется межличностная коммуникативная сеть, связывающая субъектов общения в единую функциональную, т.е. действующую, систему. Выделяют три вида коммуникативных сетей: открытые, замкнутые, комбинированные [4]. Коммуникативная сеть - это многоканальная связь, объединяющая субъектов взаимодействия при по-

мощи энергоинформационных потоков разнообразного содержания, качества и напряжения.

В любом виде межличностных коммуникаций участвуют как минимум два субъекта со своим энергоинформационным потенциалом, при этом возникает множество вариантов взаимодействия. Рассмотрим это положение более подробно. Человек может быть сильным энергетическим и информационным донором (передатчиком) и одновременно таким же сильным реципиентом (приемником). Это свойственно людям высокого уровня сознания, духовно развитым, с хорошо сбалансированными процессами возбуждения и торможения, у которых ритм жизнедеятельности гармоничен, созвучен природе. Гораздо меньшей силой сознания и гармонией обладают люди ментального, эмоционального и витального уровней развития. Поэтому в общении складывается множество коммуникативных ситуаций, которые можно свести в четыре группы. Первая -когда оба коммуниканта являются и донорами и реципиентами; этот тип коммуникации является наиболее эффективным, т.к. субъекты общения легко поддерживают психологическую совместимость и сонастроен-ность. Вторая - когда один коммуникант одновременно донор и реципиент, а второй - только донор или только реципиент. В этой диаде эффективность общения резко нарушается, т.к. субъекты общения не могут построить коммуникативное кольцо на высоком и едином уровне вибраций, поток энергии постоянно рассеивается. Третья - когда обе стороны доноры. В этом случае происходит борьба энергий, каждой из сторон не хватает чувствительности, гибкости, тонкости сонастройки. Диссонанс выражается на всех уровнях взаимодействующих систем. В этом случае говорят о частичной или полной несовместимости. Четвертая группа -когда обе стороны настроены только на прием энергии и информации. Это происходит в случаях болезненного состояния коммуникантов, при недостатке жизненных сил и глубоком нарушении внутренней гармонии. Все люди находятся на разных уровнях раскрытия Индивидуального Сознания, входят во множество групп и организаций, поэтому возникает бесконечное разнообразие коммуникативных связей и объединений, имеющих свой уровень эффективности.

Среди естественных способов передачи и получения энергии и информации во время общения доминирующими являются устная и письменная речь, затем невербальные средства связи. В каждом виде этих связей участвуют зрительный, речевой и слуховой анализаторы. Поэтому, совершенствуя способы общения, чаще всего работают над вербальными (устноречевыми и письменноречевыми) и невербальными коммуникациями, и в этом направлении теория и практика накопила богатый материал [3, 5, 6, 8, 17]. Человеческая речь является универсальным коммуникационным каналом передачи информации и энергии и вместе с тем универсальным созидательным инструментом [9]. Произносимые слова легко запечатлеваются на материальном носителе, без труда воспринимаются другими людьми, могут быть переведены на любой язык. Мысленно произнесенные слова также воздействуют на собеседника через область его бессознательного и оказывают мотивирующее действие. Слово и мысль обладают большой проникающей силой, словом строят и

разрушают. Мысль, звук, речь формируют не только внешние, но и внутренние, психофизиологические коммуникации, которые сложны и многообразны.

Менее всего изучено влияние на человека неосознаваемых энергоинформационных потоков, распространяемых по субсенсорным каналам. Неосознаваемые потоки, формируемые подпороговыми сигналами, также оказывают мотивирующее влияние на человека, несут информацию и энергию. Вся информация от сенсорных и субсенсорных систем интегрируется в коре головного мозга, и человек интерпретирует мир в целостном восприятии. Субъективный мир личности - это образ взаимодействия мозга и всего физического тела с внешним миром. Взаимодействие осуществляется благодаря коммуникативным нейронным связям, с помощью которых мир представлен в виде голографического поля. Каждый человек формирует свою собственную голографическую картину мира и таким образом соучаствует вместе с другими людьми в сотворении самого себя и внешней реальности.

Социально-психологические коммуникации образуют сложнейшую многофункциональную энергоинформационную сеть, которая имеет характерные особенности, в частности:

• эта сеть объединяет людей на всех уровнях бытия: физическом, биологическом, социальном, психологическом;

• в зависимости от целей, уровня, качества психики и сознания формируются относительно обособленные группы людей, коллективы, организации и т. д.;

• в процессе общения люди обмениваются информацией и энергией различного содержания и качества, вырабатывают общее видение мира, общий смысл жизни, общие цели и способы их достижения, культуру поведения;

• взаимопонимание и взаимодействие наиболее гармонично, когда передающая и принимающая системы сонастроены друг на друга;

• обмен информацией и энергией обязательно сопровождается воздействием систем (партнеров по общению) друг на друга, в результате чего происходит изменение состояния их сознания;

• измененное состояние сознания меняет структуру психики личности, психологию групп, общества, что приводит к проявлению новых идей, целей, установок, знаний, потребностей, мотивов, умений, способностей, и таким образом формируется новая субъект-объектная реальность;

• во время коммуникаций возникают специфические физические, психологические, социальные, духовные феномены, влияющие на сознание и психику людей;

• во всех видах связей между системами возможны коммуникативные барьеры, что приводит к искажению, потере информации и энергии.

Несмотря на то что коммуникации являются естественной способностью и потребностью каждого человека, для их возникновения и развития необходимо создавать условия и набор обстоятельств, которые бу-

дут способствовать качественным двусторонним связям. Необходимо также совершенствовать личностные качества коммуникантов. В противном случае возможны неудачи в общении или отказ от него. Готовясь к общению, необходимо помнить, что коммуникативные просчеты и ошибки дорого обходятся собеседникам, продуманные же коммуникативные акты спасают от разрушения свою и чужую психику.

Таким образом, типы и виды социальных и психологических коммуникаций очень разнообразны. Их развитие зависит от экономического, научного, технического, культурного и духовного прогресса общества, который, в свою очередь, определяется уровнем развития Индивидуального Сознания каждого человека и коллективным сознанием общества, степенью осознания человеком самого себя. Согласно научным и философским воззрениям человек является одной из самых совершенных форм материи, значит, и его естественные (психологические и духовные) коммуникации по отношению ко всем видам технических связей (телефон, телеграф, электронные СМИ, телевидение, спутниковые, волоконная оптика, всемирная коммуникативная сеть Интернет) более эффективны. Главная и единственная проблема для человека в реализации высших коммуникативных способностей заключается в том, что для этого он должен реализовать в себе индивидуальное, Высшее Сознание. С переходом на более высокие уровни сознания человек открывает новые, более совершенные виды связей, переносит законы их действия на технические виды связей, но достигнуть совершенного коммуникативного качества, которым обладает Индивидуальное Сознание, очевидно, никогда не сможет.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М., 2000. 376 с.

2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. 306 с.

3. Бландел Ричард. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. СПб., 2000. 384 с.

4. Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. М., 1996. 384 с.

5. Гаряев П.П. Волновой геном. М., 1994. 320 с.

6. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. М., 2003. 273 с.

7. Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 1999.

8. Клюев Е. В. Речевая коммуникация: Учеб. пособие для университетов и институтов. М., 2002. 320 с.

9. Корнеенков С.С. Созидательная и разрушительная сила слова. Безмолвие и медитация / Приморская школа. 2001. № 9. С. 37- 42.

10. Лэйхифф Дж., Пенроуз Дж. М. Бизнес-коммуникации. СПб., 2001. 688 с.

11. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб., 2002. 485 с.

12. Основы теории коммуникаций: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М., 2003. 615 с.

13. Почепцов Г. Г. Теория коммуникаций. М.; К., 2001. 656 с.

14. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. / Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. М., 1983. 448 с.

15. Самыгин Л.Д., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д., 1997. 512 с.

16. Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях. М., 2002. 192 с.

17. Соколов А.В. Метатеория социальной коммуникации. СПб., 2001. 351 с.

18. Спивак В. А. Современные бизнес-коммуникации. СПб., 2002. 448 с.

19. Холл М. Магия коммуникаций. Использование структуры и знание языка. СПб., 2004. 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Экономика знаний / В.В. Глухов, С.Б. Коробко, Т.В. Маринина. СПб., 2003. 528 с.

© Корнеенков С.С., 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.