РАЗВИТИЕ ПОДПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-2-98-105
Аннотация. Существующие методологические инструменты обеспечивают возможность реформирования процессного управления в экономических системах типа «организация». Реформирование подпроцесса управления операционной политикой организации определяет приоритеты исследования его текущего состояние, выявляет противоречия и трудности в деятельности для выбора точек развития и инновационных предложений. На основе данных предложений были выполнены прогнозы роста экономических показателей для оценки уровня повышения результативности деятельности организацией.
Ключевые слова: организация, подпроцесс, операционная политика, исследование, управление, развитие, предложения, экономические показатели.
В условиях динамичности современных экономики и общества управление находится в состоянии перманентного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития, выполнения функций управления и способов принятия управленческих решений в экономических системах типа «организация». Совершенствование организация базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации [1].
Необходимость исследования и развития на сегодняшнем этапе процесса управления операциями определяет несколько факторов, но особенно важными следует признать нарастание объема перерабатываемой информации и непрерывные изменения рыночной среды. При этом существуют инструменты, которые позволяют сделать операционную деятельность и её составные части более конкурентоспособной и эффективной [2, 10].
Подпроцесс управления операционной политикой определяет формирование, поддержание и продвижение постулатов стратегии экономической системы в её процессы, подпроцессы и их составные части. При этом немаловажным факторов продвижения постулатов стратегии явля-
ется возможность целенаправленного исследования состояния рынка [11].
Руководство организации, как правило, обладает данными о состоянии в своей области деятельности как в организации, так и на рынке, но оно не может обладать всей полнотой информации. К тому же выбрать из огромного объема данных, именно те сведения, которые жизненно необходима для принятия управленческих решений, подчас бывает очень сложно.
Проблематика управления операционной политикой в организациях является сегодня одной из наиболее обсуждаемых в научном и деловом мире [7, 12]. Как ученые, так и управленцы-практики едины в том, что выбор рациональных инструментов управления операционной политикой в организации является одним из самых важных и актуальных и становится одним из определяющих факторов выживания и успеха в современной экономике.
Другой важной тенденцией современной теории и практики управления является повышенное внимание к автоматизации операционной деятельности, как к ключевому ресурсу конкурентоспособности и долгосрочного развития организации в непредсказуемой и сложной среде [3, 13]. Значение данного ресурса усиливается в условиях повышения мобильности рабочей силы, появления «работников знаний»,
роста в экономике доли интеллектуальной деятельности и сектора предоставления услуг.
Управления операционной политикой организации - это деятельность по формированию положений процесса управления операциями, направленных на построение, поддержание и развитие ориентиров и правил функционирования всех действующих подпроцессов управления операциями и рассчитанных на обоснованное применение созидающих и оценочных атрибутов для установления нормативного
состояния качества и эффективности их реализации [5].
Содержательные характеристики атрибутов подпроцесса управления предназначены для формирования его нормативного (идеального) состояния для последующего использования в работе [7, 9]. Это нужно также для понимания и формированного высокого уровня реализации данного подпроцесса. Содержание ключевых атрибутов подпроцесса управления операционной политикой организации представлен в таблице 1.
Таблица 1. Содержание нормативного состояния атрибутов подпроцесса управления операционной политикой организации_
Наименование атрибута Определение
1. Вход Реализация основных положений выбранной операционной политики, которая заключается в разработке основных инструментов операционной деятельности организации и поддержку долгосрочной конкурентной стратегии
2. Основные этапы преобразований входа в выход Анализ состояния операционных процессов в предшествующем периоде и выработка рекомендаций, разработка конкурентоспособного операционного поведения в предстоящем периоде и их координация с планами развития организации, исследование операционной активности в предшествующем периоде и оценка современного состояния операционной инфраструктуры. формирование положений операционной политики, согласование их по срокам, ресурсам, исполнителям, определение портфеля операционных проектов, отобранных и сформированных на основе прогноза экономической эффективности, оценка операционного потенциала и обеспечение на корпоративном уровне эффективного оперативного управления, контроль поставленных и достигнутых стратегических целей операционного развития, выявление отклонений, анализ отклонений в их влияния на эффективность операций, внесение изменений для повышения дохода и прибыли
3. Выход Удовлетворенность поставщиками, операционной деятельностью и дистрибуцией, повышением качества ресурсов, расширении услуг, повышение эффективности использования интернет-технологий
4. Материальные ресурсы Расходные материалы и запчасти для оборудования, бумага, канцтовары
5. Информационные ресурсы Информация о деятельности конкурентов, интернет-сайт, реклама на телевидении, баннеры
б. Методические ресурсы Хозяйственные операции, связанные с производством продукции, товаров, работ и услуг, инструкции и технологии решения задач и заданий
7. Трудовые ресурсы Коммерческий директор, редактор, ответственный секретарь и главбух, начальник производства, начальник отдела, логистический отдел, разнорабочие, грузчики, упаковщики, водители, экспедиторы
8. Технические ресурсы Компьютеры, ксерокс, средства связи и регистрации, видео- и фотоаппаратура, погрузочные машины, грузовой транспорт, станки для производства, и т.д.
9. Правовые ресурсы Документы и технические паспорта на оборудование и транспорт, документы на качество используемого сырья, налоговый кодекс, трудовой и гражданский кодекс, сертификаты и лицензии
10. Периодичность выполнения Ежедневно, ежемесячно, по мере необходимости и т.д.
11. Критерии качества Достоверность данных, адекватность нормативам и методикам, своевременность выполнения задач
12. Критерии эффективности Производительность труда, высокая эффективность персонала, рациональное использование штата, бережное отношение к ресурсам
Содержание состава атрибутов организации является очень важным фактором деятельности подпроцесса управления операционной политикой организации, так как за её качественную и бесперебойную деятельность отвечают специалисты и топ-менеджмент. Таким образом, чем тщательнее будут определено содержание атрибутов, тем эффективнее и продуктивнее будет осуществляться операционная деятельность организации.
В настоящее время ООО «Волжский стройфарфор» уделяет большое внимание безопасности и экологичности производства, а также автоматизации операционной деятельности. Существующее состояние атрибутов подпроцесса управления операционной политикой немного отличается от нормативного состояния [6]. Это связано с недооценкой важности данного подпро-
Если в организации нет отдельной должности операционного управляющего, его функции часто осуществляет исполнительный директор или высшее руководящее звено - генеральный директор.
В качестве базовой организации было выбрано ООО «Волжский стройфарфор», численность сотрудников которого более 1800 чел. Содержание ключевых атрибутов ООО «Волжский стройфарфор» приводится в таблице 2.
цесса в деятельности организации и соответственно отсутствуют некоторые документы, методические средства, специалисты. Фрагмент содержания существующего состояния атрибутов подпроцесса управления операционной политикой ООО «Волжский стройфарфор» представлено в таблице 3.
Таблица 2. Содержание ключевых атрибутов ООО «Волжский стройфарфор»
Наименование Характеристика
1. Продукт/услуга Производство сантехники, керамических плит и плиток
2. Цель Выход на достижение определенного уровня дохода и прибыли
3. Миссия Сделать тяжелые моменты жизни людей легкими, приятными, в чистоте и гармонии
4. Вход Потребность в обеспечении рынка своего и соседних регионов производимой продукцией с хорошим качеством и по приемлемой цене
5. Основные преобразования входа в выход Выработка плана по производству высококачественного продукта. обеспечение операций необходимым оборудованием и экипировкой, разработка логистической сети по поставкам в магазины на рынке, расходы по покупку сырья, поиск решений по сокращению затрат
6. Выход Удовлетворенность обеспечением рынка производимой продукцией, конкурентоспособностью на рынках соседних регионов и спросом у потребителей
7. Материальные ресурсы Склады, ангары, оборудование, техника, сырье.
8. Информационные ресурсы 1Т - отдел, интернет-сайт, реклама на ТВ, баннеры
9. Трудовые ресурсы Гендиректор, начальник отдела, начальник цеха, специалист, логист, грузчик, упаковщик.
10. Технические ресурсы Компьютеры, весы, оборудование для производства.
11. Правовые ресурсы Налоговый кодекс, трудовой кодекс, гражданский кодекс
12. Структура Бухгалтерия, отдел кадров, технический отдел, финансовый отдел
13. Технологии операций Распоряжение на изготовление нового продукта. проектирование продукт, отбор необходимого сырья, составление сметы затрат и передача ее в финансовый отдел, заказ необходимого сырье, оплата счета, передача данных в логистический отдел, доставка сырья. производство нового продукта
Таблица 3. Содержание атрибутов существующего подпроцесса управления операци-
онной политикой ООО «Волжский стройфарфор»
Наименование атрибута Определение
Материальные ресурсы Расходные материалы и запчасти для оборудования, бумага, канцтовары
Информационные ресурсы 1Т - отдел, интернет-сайт, реклама на ТВ, баннеры.
Методические ресурсы Хозяйственные операции, связанные с производством продукции, товаров, работ и услуг
Трудовые ресурсы Главбух, начальник производства, начальник отдела, логистический отдел, разнорабочие, грузчики, упаковщики, водители экспедиторы.
Технические ресурсы Компьютер, ксерокс, средства связи и регистрации
Правовые ресурсы Документы на оборудование, налоговый кодекс, трудовой кодекс, гражданский кодекс,
Периодичность выполнения Один раз в 3 года (5 лет)
Критерии качества Полнота, ясность, достоверность, конкретность информации
Критерии эффективности Производительность труда, доход, прибыль
Для качественной управленческой деятельности необходимо очень тщательно изучать и быть в курсе всех противоречий и трудностей внутри организации. К сожалению, ни одна организация не обходится без каких-либо сбоев и ошибок в своей деятельности, такие моменты неизбежны, но путем анализа и успещных управленческих решений любая трудная ситуация бу-
дет решена с минимальными потерями для организации [14]. Тем самым в дальнейшем риски повторения подобных ситуаций будут минимизированы.
Фрагмент результатов исследования проблем в подпроцессе управления операционной политикой ООО «Волжский стройфарфор» представлен в таблице 4.
Таблица 4. Проблемы, выявленные в подпроцессе управления операционной политикой
Наименование атрибута подпроцесса Наименование проблемы Причина возникновения Ожидаемые последствия
Информационные ресурсы Недостаток информационных ресурсов при выполнении операционных задач Отсутствуют такие ресурсы как: реклама на ТВ, баннеры Недостаток информационных ресурсов может повлечь за собой получение недостоверных и неполных данных в операционной политике организации
Методические ресурсы Неполнота методов выполнения операционных задач Отсутствие инструкций и технологий решения задач и заданий Снижение эффективности операционной деятельности, снижение доходов организации
Трудовые ресурсы Нехватка персонала в области управления операциями Отсутствие специалиста по операционным исследованиям Отсутствие менеджера по операциям Недостаток информации в области операционных исследований Снижение эффективности операционной политики, снижение доходов организации
Правовые ресурсы Нехватка необходимых правовых норм для реа-лизании управления операционной политикой Отсутствие технических паспортов на оборудование и транспорт, документов на качество сырья Возникновение сбоев при управлении операционной деятельности
Критерии эффективности Неполнота методов оценки эффективности управления операционной деятельностью Отсутствие рационального использование штата, бережного отношение к ресурсам Отсутствие анализа соотношения затрат и результатов операционной деятельности, уменьшение прибыли организация
Установление проблем в организации всегда способствуют своевременному вмешательству и решению проблем в самом начале их образования, а глубокий анализ причин их возникновения позволит решать эти проблемы оперативно и современными инструментами [8].
Подробное рассмотрение каждой проблемы позволяет найти предположитель-
ные её решения, а формулирование предложений дает возможность выявить средства реализации и спрогнозировать ожидаемые результаты [4]. Фрагмент результатов исследования проблем в подпроцессе управления операционной политикой в ООО «Волжский стройфарфор» представлен в таблице 5.
Таблица 5. Предложения по развитию подпроцесса управления операционной полити-
кой в ООО «Волжский стройфарс юр» (фрагмент)
Наименование атрибута подпроцесса Наименование предложения Средства реализации Ожидаемые результаты
Подбор недостающих трудовых ресурсов Определение требований к специалистам в области управления операциями Подбор редактора и ответственного секретаря газеты Повышение качества операционного процесса с помощью постоянного мониторинга и редакции полученных результатов Улучшение работы подразделений организации с помощью структурирования их деятельности
Повышение критерия эффективности Включение методов оценки эффективности управления операциями Проведение оценки эффективности рационального использование штага Проведение оценки эффективности бережного отношение к ресурсам Максимизация эффективности заданного процесса управления операциями Рациональное использование ресурсов, снижает рисков нежелательных результатов
Развитие информационных ресурсов Включение дополнительных информационных ресурсов при выполнении операционных задач Включение 1Т - ресурсов, интернет-сайта, рекламы на ТВ, баннеров Получению достоверных и полных данных в рамках процессе операционного процнс-са
Дополнение правовых ресурсов Включение необходимых правовых норм для реализации операционной политики Включение технических паспортов на оборудование и транспорт, документов для подтверждения качества сырья Наличие необходимых правовых норре-сурсов и знание законов поможет избежать проблем при введении операционной политики
Улучшение методологических ресурсов Включение методов проведения операционной политики Включение инструкций и технологий решения задач и заданий Повышение эффективности введённой операционной политики, рациональное выполнение поставленных задач
Значимость выполненной работы по выработке предложений по устранению проблем несомненна, поскольку позволяет провести их тщательный анализ и упрощение поиска их решения, что необходимо в кризисные периоды организации. Для развития подпроцесса управления операционной политикой организации наиболее важными являются предложения по определению требований к специалистам в области управления операциями и включению дополнительных информационных
ресурсов при выполнении операционных задач.
Выбранные предложения требуют определенных финансовых вложений. Потребность в использовании средств реализации предложений была выражена в виде сметы затрат на реализацию ООО «Волжский стройфарфор», в размере 831 600 руб.
Для исследования настоящей и будущей деятельности организация за основу были взяты следующие экономические показатели: доход (выручка), себестоимость, ва-
ловая прибыль, чистая прибыль, рентабельность продаж [15].
Для прогнозирования исследования были подготовлены данные деятельности ООО «Волжский стройфарфор» за несколько прошедших дет. Материалы деятельности организации были выбраны за 6 предыдущих периодов времени, т.е. за 2016-21 гг.
В состав группы экспертов входили пять специалистов, компетентных в данной области. Возглавлял экспертов заместитель генерального директора ООО «Волжский стройфарфор». Другими членами группы экспертов, участвующими
в составлении прогноза, были главный бухгалтер, начальник отдела продаж, главный экономист и начальник службы маркетинга.
Экспертам было предложено составить три прогноза. Один прогноз был составлен на текущий 2022 г. Второй прогноз определяет значения выбранных показателей деятельности ООО «Волжский стройфарфор» на 2023 г. без учета внедрения предложений, а третий прогноз был ориентирован на определение ожидаемых результатов деятельности на 2023 г. с учетом предложений (табл. 6).
Таблица 6. Прогноз деятельности ООО «Волжский стройфарфор» на 2023 г. с учетом предложений __
Наименование показателей Прогноз экспертов на 2021 г. с учетом предложений Среднее значение
Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3 Эксперт 4 Эксперт 5
Доход (выручка), млн. руб. 81 82 85 83 84 83
Себестоимость, млн. руб. 50 53 55 51 54 52,6
Валовая прибыль, млн. руб. 31 29 30 32 30 30,4
Чистая прибыль, млн. руб. 24,8 23,2 24 25,6 27,2 24,9
Рентабельность продаж, % 38,2 35,3 35,2 38,5 35,7 36,6
Сведения о деятельности и прогнозах деятельности ООО «Волжский стройфар-фор» на 2020-23 гг. сводятся в таблице 7. Благодаря этому наглядно прослеживается
динамика настоящей и будущей деятельности ООО «Волжский стройфарфор» за 4 года.
Таблица 7. Сведения о деятельности и прогнозах деятельности ООО «Волжский строй-фарфор» на 2020-23 гг.____
Наименование показателей Данные за 2020 г. Данные за 2021 г. Прогноз на 2022 г. Прогноз на 2023 г. без учета предложений Прогноз на 2023 г. с учетом предложений
Средние значения Изменения, в % Средние значения Изменения, в % Средние значения Изменения, в %
Доход (Выручка), млн. руб. 56 59 62,8 6,4 73 23,7 83 40,6
Себестоимость, млн. руб. 44 45 47 4,4 53 17,7 52,6 16,9
Валовая прибыль, млн. руб. 12 14 15,8 12,6 20 42,8 30,4 114,1
Чистая прибыль, млн. руб. 9,6 11,2 12,6 12,5 16 42,8 24,9 122,3
Рентабельность продаж, % 21,4 23,7 25,1 5,9 27,3 15,2 36,6 54,4
Прогноз деятельности ООО «Волжский товке и принятию управленческих реше-стройфарфор» в 2023 г. по сравнению с ний для решения проблем и развития под-2021 г., позволяют сделать выводы, что процесса управления операционной полипредложения могут принести значитель- тикой организации.
ные результаты, но это произойдет не ра- Таким образом, для успешной деятель-
нее 2024 г. Затраты на предложения пол- ности необходимо правильно выбрать по-ностью окупятся и принесут дополнитель- стулаты подпроцесса управления операци-ный доход, а также повлияют на другие онной политикой, выявить имеющиеся показатели организация. Внедрение пред- проблемы и разработать предложения по ложений позволит повысить эффектив- развитию этого подпроцесса для повыше-ность деятельности, а также изменит под- ния качества и эффективности операцион-ход к исследованию информации, подго- ной деятельности организации в целом.
Библиографический список
1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах / пер. с англ. - М.: Сов. радио, 1974. - 272 с.
2. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. - М.; Новгород: СЕТ, 1995. - 272 с.
3. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. - М.: ИНФРА-М. 2018. - 320 с.
4. Герасимов Б.Н. Инструменты решения управленческих задач в экономических системах типа «организация» // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2021. - №4. -С. 82-96.
5. Герасимов Б.Н. Построение экономических систем типа «организация» на основе научной и практической целесообразности // Менеджмент и бизнес-администрирование. -2022. - №4. - С. 18-30.
6. Герасимов Б.Н. Подходы - главный инструмент науки управления в экономических системах типа «организация» // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2022. - №1. -С. 4-15.
7. Герасимов Б.Н. Исследование и развитие управленческой деятельности организации // Управление и экономика: исследования и разработки. - Пенза: ПГАУ, 2021. - С. 35-51.
8. Герасимов Б.Н. Применение полицентрического подхода при построении экономических систем типа «организация» // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2022. -№3. - С. 4-15.
9. Герасимов К.Б. Состав и структура элементов систем управления процессом и подпроцессом организации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А С. Пушкина. - 2013. - Т. 6. № 1. - С. 77-89.
10. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам организаций и консультантам по управлению. - М.: Дело, 1999. - 496 с.
11. Гуияр Ф.Ж., Келли Д.Н. Преобразование организации / пер. с англ. - М.: Дело, 2000.
- 376 с.
12. Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента и становление организационной демократии / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2004. - 368 с.
13. Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации. - М.: Русс. дел. лит., 1999.
- 320 с.
14. Пузыревский Л.С. Основы организационного проектирования. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. - 132 с.
15. Франчук В.И. Основы построения организационных систем. - М.: Экономика, 2018.
- 111 с.
DEVELOPMENT OF THE OPERATIONAL MANAGEMENT SUBPROCESS
ORGANIZATION FLOWS
B.N. Gerasimov, Doctor of Economic Sciences, Professor Samara University of Public Administration «International Market Institute» (Russia, Samara)
Abstract. Existing methodological tools provide an opportunity to reform process management in economic systems of the «organization» type. Reforming the sub-process of managing the operational policy of the organization determines the priorities of the study of its current state, identifies contradictions and difficulties in the activities for the selection of development and innovative proposals. Based on these proposals, forecasts of the growth of economic indicators were made to assess the level of improvement in the organization's performance.
Keywords: organization, subprocess, operational flows, research, management, development, proposals, economic indicators.