Научная статья на тему 'Развитие подходов оценки эффективности организаций потребительской кооперации в современных условиях деятельности'

Развитие подходов оценки эффективности организаций потребительской кооперации в современных условиях деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
517
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / МЕТОДИКА / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ / ANALYSIS / METHODOLOGY / INDICATORS / FINANCIAL CONDITION / EFFICIENCY OF CONSUMER COOPERATION ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутаева Татьяна Николаевна

Рименение типовых методик анализа финансового состояния и эффективности кооперативных организаций не отражает специфики функционирования кооперативной системы в современных условиях и снижает результативность проведенной аналитической работы. В связи с этим необходимо применять проведение комплексного анализа финансового состояния организаций на основе экспресс-анализа и детализированного финансового анализа по актуальным направлениям деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT EFFECTIVENESS EVALUATION APPROACHE SCONSUMER COOPERATIVES IN MODERN CONDITIONS OF ACTIVITY

The application of standard techniques of financial analysis and the effectiveness of cooperative organizations do not reflect a specific functioning of the cooperative system in the current conditions and reduces the effective conduct of the analytical work. In this connection it is necessary to apply the holding of a comprehensive analysis of the financial condition of the organizations on the basis of ex-press analysis and detailed financial analysis on topical ethyl activities.

Текст научной работы на тему «Развитие подходов оценки эффективности организаций потребительской кооперации в современных условиях деятельности»

УДК 334.75

Т. Н. КУТАЕВА

РАЗВИТИЕ ПОДХОДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: анализ, методика, система показателей, финансовое состояние, эффективность организаций потребительской кооперации.

Аннотация. Применение типовых методик анализа финансового состояния и эффективности кооперативных организаций не отражает специфики функционирования кооперативной системы в современных условиях и снижает результативность проведенной аналитической работы.

В связи с этим необходимо применять проведение комплексного анализа финансового состояния организаций на основе экспресс-анализа и детализированного финансового анализа по актуальным направлениям деятельности.

Увеличение вклада потребительской кооперации в развитие услуг требует решения множества проблем, связанных с дальнейшим развитием отраслей и повышением эффективности ее функционирования.

Потребительская кооперация - это некоммерческая организация, созданная для удовлетворения потребностей своих пайщиков в товарах и услугах [6, с. 38].

Кооперативная система является неотъемлемым элементом аграрно-промышленного комплекса и осуществляет свою деятельность в основном в сельской местности.

Кооперативные организации занимаются не только хозяйственной деятельностью, но выполняют и социально-экономические функции, которые выражаются в следующем:

1) удовлетворяют потребности не только пайщиков, но и всего населения, проживающего на территории обслуживаемой организациями системы;

2) активно обеспечивают трудоустройство населения;

© Кутаева Т. Н., 2014

3 ) способствуют развитию личных подсобных хозяйств, осуществляя прием излишков сельскохозяйственной продукции у населения и обеспечивают дополнительный доход жителям территорий;

4) решает вопросы социально-экономического обустройства сельских территорий, организуя детские игровые площадки.

Степень реализации социально-экономических функций потребительской кооперации, возможности и перспективы развития напрямую зависят от эффективности функционирования системы.

Развитие современных экономических условий, усиление конкуренции на рынках производства товаров и предоставления услуг ввели субъекты кооперации в обстановку постоянного поиска источников финансирования и необходимости самостоятельного определения стратегии функционирования [1, с. 18].

Осуществляя реализацию потребителю материальных благ и предоставление различных видов услуг, необходимо обеспечивать минимизацию издержек обращения и в то же время высокое качество обслуживания, стержнем которого является реализация принципа максимальной экономии времени потребителей на приобретение услуг.

В сложившихся условиях хозяйствования возросла необходимость аналитической обработки различных информационных данных для разработки стратегии развития, принятия грамотных управленческих решений, снижения рисков, анализа результатов деятельности, обоснования влияния внешних и внутренних факторов организации на повышение эффективности работы.

Следует отметить, что, учитывая совокупность внешних и внутренних факторов, потребительская кооперация должна корректировать ориентиры своей деятельности, стратегию и процесс ее осуществления. Правильная реакция на изменения внутренней и внешней среды кооперативных организаций, умение их предвидеть позволяет достичь установленного результата и успешности на рынке.

Сущность эффективности в общем виде была определена К. Марксом как возможность достигать производственной цели с наименьшей затратой средств [7, с. 332].

Не менее важным вопросом проблемы анализа финансового состояния и эффективности кооперативных организаций является наличие исходной методической основы ее решения. В литературе выделяется несколько подходов к разработке показателей, которые фактически отражают конкретную точку зрения различных последователей на проблему определения эффективности организаций потребительской кооперации.

Анализ научной литературы в числе имеющихся методологических подходов к разработке показателей эффективности кооперации позволил выделить следующие:

1. Подход с позиции обобщающей оценки эффективности на основе комплекса показателей, отражающих конечные результаты работы кооперативной системы.

2. Подход с позиции требований, предъявляемых к качеству предоставляемой услуги.

3. Подход с позиций развития конкурентоспособности кооперативных организаций и предоставляемых ими услуг.

На практике при рассмотрении эффективности потребительской кооперации преобладает в основном первый подход, который заключается в оценке только экономической эффективности, основанной на анализе ресурсов или затрат. По мнению В. П. Гонжарова, главным критерием эффективности потребительской кооперации является экономическая эффективность предоставляемых услуг [4, с. 93].

Оценка экономической эффективности определяется сопоставлением двух величин - экономического эффекта (результата) и затрат ресурсов. Анализ финансового состояния осуществляется на основании использования системы информационных показателей форм бухгалтерского учета и отчетности, характеризующих имущество организаций и источников его образования, покрытия запасов и затрат различными источниками финансирования и их соотношение. К ним традиционно относится группа показателей, которая характеризует эффективность текущих затрат живого и овеществленного труда, связанных с производством и процессом оказания услуг, а также эффективность использования всех ресурсов.

По мнению ученых, экономическая эффективность потребительской кооперации выступает как обобщенный результат, характеризующий деятельность организации по производству и продаже услуг, и как эффективность использования ресурсов в технологическом процессе предоставления услуг [9, с. 33].

А. М. Фридман определяет эффективность услуг, оказываемых потребительской кооперацией, как «отношение эффекта результата к используемым или потребленным ресурсам» [8, с. 489].

В широком плане экономическую эффективность кооперации ученые рассматривают по группам показателей эффективности использования всех ресурсов организации [5, с. 130].

На наш взгляд, применение типовых методик анализа финансового состояния и эффективности кооперативных организаций не отражает специфики функционирования кооперативной системы в со-

временных условиях и снижает результативность проведенной аналитической работы.

Оценка финансового состояния организаций потребительской кооперации, проведенная автором ранее по типовой методике, позволяет определить, что проводимый анализ не учитывает все факторы, особенности экономических, природных, географических и климатических условий, влияющих на развитие сферы услуг и не дает полноценной информации заинтересованным пользователям для принятия обоснованных управленческих решений.

Широкое распространение оценки эффективности организаций получил второй подход, при котором эффективность деятельности системы определяется качеством услуг и качеством процесса обслуживания покупателей. Наиболее известны труды в этой области ученых

А. П. Агаркова, М. С. Абрютиной, Л. П. Дашкова, В. К. Памбухчиянца [2, с. 189 ].

По мнению ученых, критерий социально-экономической эффективности может быть представлен в виде отношения чистого дохода к сумме затрат времени работников отрасли на обеспечение процесса оказания услуг и затрат времени населения на приобретение товаров и услуг. Следует отметить, что экономическое содержание данного критерия состоит в том, что он показывает величину эффективности отрасли, приходящейся на единицу совокупных затрат времени доведения материальных благ непосредственно до потребителя.

На практике реализация данного критерия сопряжена с трудностями, обусловленными отсутствием статистической информации о величине затрат времени покупателей на приобретение товаров и услуг. На наш взгляд, методика оценки качества услуг не отражает экономической эффективности осуществления процесса предоставления услуг. В рыночных условиях такая оценка недопустима. Понятие «качество услуги» неразрывно связано с ценой услуги, поэтому требуется проведение объективной оценки параметров цена-качество. Проведение такой оценки затруднительно при дифференциации потребителей по доходам, возрасту, стилю жизни и т. д.

Третий подход оценки эффективности кооперации связан с развитием конкуренции и теории конкурентоспособности предоставляемых услуг потребительской кооперацией. В научных трудах Э. А. Арустамова, Е. В. Коробейниковой, Е. А. Шамина присутствуют различные подходы к отбору критериев и показателей, обеспечивающих конкурентоспособность услуг [ 3, с. 14].

Следует отметить, что сегодня уровень изучения вопросов повышения конкурентоспособности услуг применительно к предприяти-

ям потребительской кооперации в рыночной экономике явно недостаточен. В литературе отмечается многообразие взглядов и методов определения конкурентности организаций и предоставляемых услуг, что характеризует сложность данной категории. Многие ученые не рассматривают конкурентность с точки зрения определения рентабельности деятельности организации. Применение данного метода требует специально проводимых исследований, больших затрат, затруднительно организационно и экономически нецелесообразно.

Рассмотренные подходы можно использовать в практике, но некоторые из них имеют и ограничения в применении (табл. 1).

Таблица 1 - Возможности и недостатки применения подходов оценки эффективности потребительской кооперации

Наименование подхода Возможности и недостатки применения

Подход, основанный на системе ключевых показателей эффективности Возможность применения: существенных ограничений нет, показатели тесно связаны, их трудно и сложно разграничить Н едостатки: - многоаспектная деятельность потребительской кооперации отражается на большом количестве показателей оценки эффетивности; - способы расчета излишне математизированы; - показатели трудоемки в оценки; - показатели сложны для восприятия.

Подход, основанный на управлении качеством услуг Возможность применения: возможны в применении оценки отдельных услуг, где внедрена система менеджмента качества, создана информационная база, бизнес-процессы унифицированы Недостатки: - не все показатели поддаются количественной оценке; - при проведении анкетирования, интервью, опросов возникает сложность в определении репрезентативности выбора единиц наблюдения; - исследование факторного воздействия на объем и качество услуг путем эксперимента

Продолжение таблицы 1

требует значительных денежных и временных затрат ; - низкая надежность и достоверность опроса и анкетирования.

Подход, основанный на оценке конкурентоспособности организаций и услуг Возможность применения: отсутствие универсальной методики и оценки конкурентности услуг не реализуют в полной мере поставленной задачи оценки эффективности услуг потребительской кооперации Недостатки: - показатели конкурентности оцениваются экспертами, мнения могут носить субъективный характер; - способы оценки не дают возможности начисления интегрированного показателя конкурентности услуг; - не все факторы поддаются количественной оценки; - малое количество факторов берется при оценки конкурентности услуг.

Применительно к хозяйствующим субъектам кооперации рационально не только не отказываться от традиционных методов проведения анализа финансового состояния и оценки эффективности, но и выбрать из существующих наиболее значимые для общей оценки финансового состояния и путем уточнения и перегруппировки статей бухгалтерского баланса и дополнить их необходимыми элементами и показателями.

Главное соблюдать системность, увязку отдельных направлений анализа между собой, оценку их взаимосвязи и взаимообусловленности, что определит выход результатов анализа с учетом отраслевых особенностей и влияния внешней и внутренней среды на обобщающие показатели эффективности организаций.

На наш взгляд, наиболее полно учесть отраслевые особенности и влияние внешней и внутренней среды позволит проведение комплексного анализа финансового состояния организаций на основе экспресс-анализа и детализированного финансового анализа по актуальным

направлениям деятельности и обоснования бизнес-планирования развития потребительской кооперации [рис.1].

Рисунок 1 - Комплексная оценка эффективности развития кооперативных организаций

Экспресс-анализ финансово-экономической ситуации является предварительной характеристикой хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации. Оценка носит предварительный и общий характер и зависит от выбранных показателей. Каждая организация определяет самостоятельно состав и репрезентативность тех показателей, которые ими выбраны.

В данном случае существует «риск выборки» и вероятность того, что определенные показатели в полной мере и объективно отражают финансово-экономическую ситуацию в организации.

Так как в целях определения эффективности организаций кооперативной системы необходимо учитывать совокупность внутренних и внешних факторов деятельности, определяющих уровень деловой репутации с учетом рыночного окружения, важно разработать программу детализированного финансового анализа.

Предлагается детализированный финансовый анализ на 2 этапе проводить по направлениям деятельности: розничная торговля, общественное питание, производство товаров, заготовки сельскохозяйственной продукции, прочие виды деятельности.

Его цель - более подробная оценка, выявление факторов и проблем, влияющих на состояние и перспективы развития, а также определение показателей результативности деятельности. Как правило, более детально рассматриваются абсолютные и относительные показатели.

Абсолютные показатели:

1. Прибыль от продаж в разрезе:

- видов деятельности (ОКВЭД);

- этапов производственного процесса;

- в целом по организации.

2. Определение чистой прибыли (убытка).

Относительные показатели:

- чистая рентабельность;

- рентабельность продаж;

- рентабельность активов;

- рентабельность оборотных активов;

- рентабельность (доходность) собственного капитала;

- капиталоотдача.

Взаимосвязь отдельных групп показателей определяет необходимость проведения финансового анализа по бизнес-процессам в организации.

Главное, чтобы были отражены все направления, был произведен анализ всех групп показателей, что характеризует формирование ком-

плексной оценки эффективности функционирования кооперативной организации на 3 этапе.

Комплексная оценка эффективности функционирования организации позволяет:

- определить качество финансового состояния;

- изучить причины его ухудшения или улучшения за рассматриваемый период;

- своевременно выявить и устранить недостатки в финансовой деятельности;

- принять меры к поиску резервов улучшения финансового состояния организации;

- разработать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование имущественного, финансового, человеческого потенциала и укрепление финансового состояния организации.

На 4 этапе на макро- и микроуровне проводится маркетинговый анализ рыночного окружения и анализ деловой репутации организации. Оценка деловой репутации включает оценку со стороны контрагентов и потребителей. Она дает представление о кооперативной организации, благоприятствующее ее деятельности и учитываемое в современных условиях хозяйствования. В практике обычно применяются для оценки деловой репутации качественные показатели о «добром имени» организации. На наш взгляд, учитывая многозначность понятия «деловая репутация», применимы и количественные финансовые показатели.

На данном этапе следует определить следующие показатели:

- коэффициент инвестиционной активности;

- коэффициент исполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами;

- коэффициент оборачиваемости собственного капитала;

- коэффициент обеспеченности собственными средствами;

- коэффициент оборачиваемости оборотных средств;

- коэффициент абсолютной ликвидности;

- общий показатель платежеспособности.

Информационной базой для расчета приведенного набора показателей должны служить не только данные, представленные во внешней бухгалтерской финансовой отчетности, но и информация внутренней, в том числе первичной, учетной и аналитической документации. Стабильность финансово-экономической ситуации в кооперативной системе укрепляется в результате стратегического анализа развития бизнеса на основе аналитических инструментов финансового анализа, проводимого на 5 этапе. К преимуществам предложенного подхода и

метода оценки эффективности развития кооперативных организаций, а также расчета рекомендованных показателей относится соблюдение сбалансированности между внутренними и внешними факторами, финансовыми и нефинансовыми показателями. Принцип сбалансированности показателей оценки эффективности исключает возможность манипулирования одной группой показателей за счет других. Применение в рамках анализа финансового состояния кооперативных организаций рекомендованный метод оценки финансово-экономической ситуации будет являться основой для тактического и оперативного управления организацией в сложившихся экономических условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрютина М. С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности: Учебное пособие. М.: Издательство «Дело и Сервис». 2010. 464 с.

2. Агарков А. П. Управление качеством: Учебное пособие. М.: ООО «ИТК «Дашков и К». 2009. 227 с.

3. Арустамов Э. А. Организационно-экономические факторы конкурентоспособности потребительской кооперации в рыночной среде / Э. А. Арустамов // Российская кооперация. 2010. № 2. С. 11-14.

4. Гонжаров В. П. Совершенствование управления торговлей /

В. П. Гонжаров, А. И. Гребнев, А. И. Никулин. М.: «Экономика». 2000. 134 с.

5. Дашков Л. П. Коммерция и технология торговли: учебник / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. М.: ООО «ИТК «Дашков и К». 2007. 700 с.

6. Коробейникова Е. В. Системная оценка эффективности деятельности потребительской кооперации / Е. В. Коробейникова // Проблемы современной экономики. 2009. № 4 (32). С. 38-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Маркс К. Сочинение. М. 1965. Т. 26. 483 с.

8. Фридман А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества. М.: Дашков и Ко. 2009. 626 с.

9. Шамин Е. А. Обеспечение конкурентоспособности организаций потребительской кооперации: Диссертация на соискание уч. степ. канд. экон. наук: 08.00.05. Княгинино. 2011.

DEVELOPMENT EFFECTIVENESS EVALUATION APPROACHE SCONSUMER COOPERATIVES IN MODERN CONDITIONS OF ACTIVITY

Keywords: analysis, methodology, indicators, financial condition, efficiency of consumer cooperation organizations.

Abstract. The application of standard techniques offinancial analysis and the effectiveness of cooperative organizations do not reflect a specific functioning of the cooperative system in the current conditions and reduces the effective conduct of the analytical work. In this connection it is necessary to apply the holding of a comprehensive analysis of the financial condition of the organizations on the basis of ex-press analysis and detailed financial analysis on topical ethyl activities.

КУТАЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА - к.э.н., доцент, Нижегородский государственный инженерно-экономичесий институт, Россия, Княгинино, (buhngiei@yandex.ru).

KUTAEVA TATIANA NIKOLAEVNA - ekonomichsekih Ph.D., Associate Professor, Nizhny Novgorod state engineering экономичесий Institute, Russia, Knyaginino, (buhngiei@yandex.ru).______________

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.