УДК 658.6
Т. В. АФАНАСЬЕВА, Т. Н. КУТАЕВА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Ключевые слова: деловая активность, ликвидность, оценка финансового состояния, потребительская кооперация, финансовая устойчивость.
Аннотация. В статье рассмотреныособенности совершенствования оценки финансового состояния кооперативных организаций, представлена блок-схема показателей оценки их в современных рыночных условиях.
Организации потребительской кооперации являются важным сегментом рыночной инфраструктуры. В современных условиях она выступает как сложный структурный элемент экономической системы хозяйствования, являясь одновременно одной из форм социальной защиты населения [5, с. 42].
В экономической литературе кооперативные организации рассматриваются как многоотраслевые финансово-хозяйственные системы.
Так Иголкина В. В. считает, что современная потребительская кооперация выступает как многоотраслевая социально-экономическая система, главной целью функционирования которой является удовлетворение личных, экономических, социальных и других потребностей. Характерной особенностью деятельности потребительской кооперации является сочетание хозяйственных и социальных функций [1, с. 56].
На наш взгляд, двойственная, социально-экономическая природа кооперации накладывает отпечаток на ее хозяйственную деятельность и социальную сущность, а также возможность и необходимость устойчивого финансового развития.
В современных рыночных условиях потребительскую кооперацию следует рассматривать как своеобразную форму организации бизнеса или особую организационно-правовую форму предпринимательской деятельности. Иголкина В. В. считает, что системный харак-
© Афанасьева Т. В., Кутаева Т. Н., 2014
16
тер работы дает основание выделить ее основные свойства, которые и составляют содержание хозяйственной и социальной функций организационных форм потребительской кооперации, такие как самоорганизация, системность, адаптация, цикличность и локализованность [1, с. 19].
Рыночная экономика вызвала перестройку экономических отношений между организациями и предпринимателями, появилась конкуренция. Чтобы выжить, кооперация должна проявлять инициативу, предприимчивость, разумно использовать свои финансовые ресурсы, применять расчетно-платежную функцию.
Таким образом, учитывая особенности функционирования деятельности кооперативных организаций в современных условиях, следует совершенствовать и оценку их финансового состояния. В основе исследования Любушина Н. П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. в литературе существует обоснование, что в рыночных условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта становится предметом внимания значительного круга предприятий и лиц, заинтересованных в результатах его функционирования [6, с. 75].
С помощью доступной финансово-учетной информации партнеры организации стремятся адекватно оценить его финансовое состояние. Объективное определение реального финансового состояния организации имеет огромное значение не только для самих субъектов хозяйствования, но и для потенциальных инвесторов [2, с. 69].
Следует отметить, что основным инструментом для получения необходимой информации должна быть оценка финансового состояния, которая представляет собой процесс исследования и прогнозирования финансового состояния организации на основе его финансовой отчетности. Финансово-экономический анализ позволяет оценить финансовое состояние организации, его имущественное положение, деловую активность, результативность и прибыльность деятельности, а также перспективы развития кооперативных организаций [1, с. 55].
Выбор методики ведения анализа зависит от особенностей развития отраслей деятельности кооперации, стратегии развития системы, внешней среды и т.п. результатом установления логической последовательности аналитических процедур.
По нашему мнению, следует совершенствовать оценку финансового состояния организаций потребительской кооперации и формировать блок-схему оценки финансового состояния с выделением ключевых направлений анализа в соответствии с интересами конкретной группы пользователей. При этом необходимо определить базовые оценочные показатели (рис.1).
Оценка финансового состояния организаций потребительской кооперации
I Блок - Анализ финансового состояния и деловой активности Имущественный потенциал и ликвидность
Чистые активы Рабочий капитал Коэффициент текущей ликвидности Коэффициент быстрой ликвидности
Длительность оборота дебиторской задолженности Длительность оборота кредиторской задолженности
Финансовая устойчивость
Коэффициент автономии Коэффициент финансовой устойчивости
Коэффициент финансового левереджа
Коэффициент финансового рычага
Движение денежных средств, платежеспособность
Денежные потоки Коэффициент абсолютной
ликвидности Коэффициент платежеспособности
Коэффициент покрытия долговых обязательств Коэффициент покрытия процентных выплат
Деловая активность
Выручка Прибыль
Рентабельность активов Рентабельность собственного капитала
Рентабельность продаж оборачиваемости активов Эффект операционного рычага
II Блок - Анализ внешней среды бизнеса
Динамичность бизнеса Прозрачность бизнеса Качество менеджмента
Эффективность системы управления рисками Стадия жизненного цикла
Рисунок 1 - Оценка финансового состояния организаций потребительскойкооперации.
Основными показателями, характеризующими финансовое состояние организаций, являются платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, рентабельность, деловая активность и анализ движения денежных потоков на предприятии.
Финансовое состояние представляет собой экономическую категорию, отражающую состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени, т.е. возможность финансировать свою деятельность [2, с. 32].
Финансовое состояние кооперативных организаций зависит от обеспеченности финансовыми ресурсами, необходимыми для его нормального функционирования, целесообразности их размещения и эффективности использования, финансовых взаимоотношений с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособности и финансовой устойчивости, а также от эффективности осуществления операционной, финансовой и других видов деятельности предприятия.
Текущую платежеспособность следует рассматривать как внешнее проявление финансового состояния организаций, а финансовую устойчивость - как внутреннюю ее сторону, обеспечивающую стабильную платежеспособность в длительной перспективе. В основе оценки финансовой устойчивости лежит сбалансированность активов и пассивов, доходов и расходов, положительных и отрицательных денежных потоков.
Ликвидность баланса необходимо рассматривать как возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее - это степень покрытия долговых обязательств организации его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств.
При анализе ликвидности баланса проводится сравнение активов, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения.
Одной из основных задач анализа финансово-экономического состояния организации является исследование показателей, характеризующих его финансовую устойчивость, которая определяется степенью обеспечения запасов и затрат собственными и заемными источниками их формирования, соотношением объемов собственных и заемных средств при финансировании запасов и затрат и характеризуется системой абсолютных и относительных показателей. При этом абсолютные показатели характеризуют структуру собственных, привлеченных и заемных средств на предприятии в денежных единицах. Относитель-
ные показатели позволяют выявить взаимосвязь между наличием собственных, заемных и привлеченных средств и направлением их использования и характеризуются коэффициентом обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициентом обеспеченности материальных запасов собственными средствами, коэффициентом маневренности собственного капитала, коэффициентом инвестирования долгосрочных финансовых ресурсов, коэффициентом структуры привлеченного капитала, коэффициентом кредиторской задолженности и прочих пассивов и другими.
Внутренняя устойчивость - это такое общее финансовое состояние предприятия, при котором обеспечивается стабильно высокий результат его функционирования. Степень ее достижения зависит от активного реагирования на изменение внутренних и внешних факторов. Внешняя устойчивость потребительской кооперации обусловлена стабильностью экономической среды, в рамках которой осуществляется его деятельность. Она во многом определяется соответствующей системой управления рыночной экономикой в масштабах всей страны.
Анализ финансовой устойчивости должен основываться на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид.
Относительные показатели кооперативных организаций можно сравнивать с:
- общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;
- аналогичными данными других организаций, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;
- аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения или ухудшения финансового состояния.
В финансовом аспекте деловая активность организаций потребительской кооперации проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики различных финансовых коэффициентов - показателей оборачиваемости. Для анализа деловой активности необходимо использовать две группы показателей:
- общие показатели оборачиваемости (коэффициент оборачиваемости; длительность одного оборота, высвобождение/привлечение оборотных средств).
- показатели уровня активности (коэффициент общей оборачиваемости капитала, коэффициент отдачи нематериальных активов, фондоотдача, коэффициент отдачи собственного капитала).
В традиционном понимании оценка финансового состояния организаций потребительской кооперации представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.
Принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками организации (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для организации (например, аудиторами).
Внутренний анализ - это исследование механизма формирования, размещение и использование капитала с целью поиска резервов укрепления финансового состояния, повышения доходности и наращивания собственного капитала субъекта хозяйствования.
Внешний анализ - это исследование финансового состояния субъекта хозяйствования с целью прогнозирования степени риска инвестирования капитала и уровня его доходности. Внутренний анализ проводится службами для предприятия, его результаты использования для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель - обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери [3, с. 265].
Достижение целей анализа финансового состояния предприятия осуществляется с помощью различных методов и приемов. Существуют различные классификации методов финансового анализа. Практика финансового анализа выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных:
1. Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.
2. Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей и выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
3. Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определения основной тенденции динамики показателя, очищенного от случайных внешних и инди-
видуальных особенностей отдельных периодов - перспективный прогнозный анализ.
4. Анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) - расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.
5. Сравнительный анализ делится на: внутрихозяйственный -сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий или подразделений; межхозяйственный - сравнение показателей предприятий показателями конкурентов со среднеотраслевыми.
6. Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результатный показатель.
После рассмотрения методики расчета показателей ликвидности и финансовой устойчивости необходимо рассчитать коэффициенты деловой активности и рентабельности для оценки эффективности финансовой деятельности предприятия. Показатели деловой активности подразделяются на качественные (текущие и перспективные) и количественные (абсолютные и относительные).
Текущие показатели характеризуют деловую активность на конкретную дату исследования. При высоких значениях этих показателей организация, как правило, имеет достаточно высокую платежеспособность, кредитоспособность, финансовую устойчивость и инвестиционную привлекательность.
Основными показателями для оценки деловой активности являются:
1. Коэффициент оборачиваемости активов.
2. Продолжительность одного оборота активов в днях.
3. Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов.
4. Продолжительность оборота внеоборотных активов в днях.
5. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов.
6. Продолжительность оборота оборотных активов в днях.
7. Продолжительность оборота дебиторской задолженности.
8. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала.
9. Продолжительность оборота собственного капитала в днях.
10. Продолжительность оборота кредиторской задолженности.
Результативность и экономическая целесообразность функционирования кооперативных организаций оценивается с помощью системы показателей рентабельности.
Рентабельность означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если доходы по реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производств (обращения) и,
кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл - определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала.
Оценка рентабельности предприятия производится для оценки эффективности затрат, прогнозирования финансовых результатов в связи с изменяющимися обстоятельствами хозяйствования. По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т. е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции.
Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.
Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
Коэффициенты рентабельности характеризуют прибыльность деятельности организации и рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам или объему реализованной продукции. Следует различать рентабельность всего капитала, внеоборотных и оборотных активов, собственных средств, продаж, реализованной продукции.
Второй блок включает анализ внешней среды бизнеса.
Первоначальная внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству.
В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях, любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой неопределенности внешней среды.
Первоначальным этапом и информационной основой стратегического управления является исследование внешней среды фирмы,
то есть системный сбор и анализ информации о ней. К внешним факторам относят влияние экономических условий хозяйствования, степень развития научно-технического прогресса, платежеспособный спрос и уровень доходов потребителей, налоговую кредитную политику правительства, законодательные акты по контролю за деятельностью организации, внешнеэкономические связи, систему ценностей в обществе.
Влиять на эти факторы хозяйствующий субъект не в состоянии, поэтому должен адаптироваться к их влиянию.
Такое разнообразие факторов подразделяет и саму устойчивость по видам. Так, применительно к предприятию, в зависимости от факторов, влияющих на нее, она может быть: внутренней и внешней, общей (ценовой), финансовой.
Анализ внешнего окружения помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в разного рода выгодные возможности. Качество менеджмента - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством [4, с. 65].
В настоящее время проблема совершенствования оценки финансового состояния организаций потребительской кооперации исследована недостаточно.
Не выработан единый методический подход к оценке организаций потребительской кооперации на рынке товаров и услуг. Требуют научной проработки вопросы совершенствования информационного обеспечения на основе использования современных компьютерных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иголкина В. В. Диссертация на тему «Оценка результатов деятельности организаций потребительской кооперации и ее совершенствование». Издательство ВЕНТА-2. 2010. 150 с.
2. Любушин Н. П. Анализ финансово-экономиеской деятельности предприятия/ Н. П. Любушин, В. Б. Лещева, В. Г. Дьякова. М.: ЮНИТИ. 2002. 398 с.
3. Петросов А. А. Анализ финансовых показателей предприятия // Экономика и финансы. М.: ЮНИТИ. 2010. 465 с.
4. Ткач А. В. Кооперация в АПК России // АПК: экономика, управление. М.: ВНИОПТУСХ. 3/2014. 98 с.
5. Ткач А. В. Состояние и перспективы развития кооперации в аграрном секторе экономики. М.: ВНИОПТУСХ. 2011. (статья - Потребительская кооперация Центросоюза РФ). 179 с.
6. Шарапова Н. В. Оценка финансового состояния фирм опыт экономически развитых стран // Аграрный вестник Урала, № 5 (29). 2005. 432 с.
IMPROVEMENT ASSESSMENT FINANCIAL CONDITION CONSUMER COOPERATIVES
Keywords: business activity, liquidity, assessment offinancial status, consumer cooperation, financial stability.
Abstract. This article describes the features improve the assessment of the financial condition of the cooperative organizations, is a block diagram of indicators to measure them in the current market conditions.
АФАНАСЬЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА - студентка экономического факультета группы 13 МгЭ, Россия, Княгинино, (tatianaaf1982@mail.ru).
AFANASIEVA TATYANA VLADIMIROVNA - student of the Faculty of Economics 13 IGE, Russian, Knyaginino, (tatianaaf1982@mail.ru).
КУТАЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА - к.э.н., доцент, Нижегородский государственный инженерно-экономичесий институт, Россия, Княгинино, (buhngiei@yandex.ru).
KUTAEVA TATIANA NIKOLAEVNA - ekonomichsekih Ph.D., Associate Professor, Nizhny Novgorod state engineering экономичесий Institute, Russia, Кпуацтшо, (buhngiei@yandex.ru)._