46 (253) - 2011
Экономический анализ: исторический аспект
УДК 330.34.01
РАЗВИТИЕ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
С. С. ХАРЛАМПИЕВА,
аспирант кафедры менеджмента инноваций и управления проектами E-mail: info@mk-mango. ru Московская государственная академия делового администрирования
Автор исследует развитие бизнеса в России начиная с XVв. Рассмотрены три периода развития отечественного предпринимательства в совокупности с мерами его поддержки.
Ключевые слова: развитие, бизнес, история, этап, предпринимательство.
Исторически сложилось так, что на протяжении более полувека руководство нашей страны пыталось уничтожить предпринимательство, бизнес, признавая его вне закона. И институт предпринимательства, многовековые традиции бизнеса, крупные семейные мануфактуры были уничтожены. Сейчас происходит обратный процесс - восстановление предпринимательства. И государство старается активно участвовать в нем.
Знание исторического аспекта развития предпринимательства является основой для совершенствования мер поддержки малого бизнеса как в стране в целом, так и на местах.
Основной объект поддержки - малый бизнес. В настоящее время в России более 800 тыс. предприятий различных форм собственности, 29 % из них работают в столичном регионе. Именно за счет малых предприятий можно преобразовать социально-
экономическую структуру общества, осуществить плюрализм форм собственности, преодолеть монополизм, создать среду для конкуренции и развития рыночных отношений.
Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный бизнес. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.
Основные задачи малого бизнеса - приносить доход конкретной семье, обеспечивать товарами и услугами жителей региона, создавать рабочие места для местных жителей. И так было всегда и везде.
Задачи среднего бизнеса чаще всего не очень отличаются от малого, но масштаб их реализации несколько больше. И удовлетворять потребности села или небольшого города среднему бизнесу уже будет недостаточно. Кроме того, он обладает средствами для проведения исследований, выбора более качественных специалистов и привлечения их из
других городов, т. е. его финансовые возможности выше. Средний бизнес, несомненно, играет важную роль в развитии экономики и экономического сотрудничества.
Крупный бизнес нацелен на удовлетворение потребностей регионов и стран. Принято считать, что ему живется легче, чем среднему и малому. Но у каждого бизнеса есть свои проблемы, достоинства, традиции, и большинство из них основываются на многовековой истории развития предпринимательства. Изучив историю этого вопроса, бизнесмен понимает многие вещи и явления гораздо глубже и способен давать более четкий прогноз на будущее в своей сфере. И поведение людей в бизнесе также становится гораздо более прозрачным.
Развитие бизнеса в России можно поделить на три исторических периода: дореволюционный, советский и современный.
Дореволюционный этап развития бизнеса в России. Нормы и традиции русского экономического поведения закладываются в начальный период развития Московского царства (XV - начало XVI вв.), когда русские князья реально оценили роль коммерческой деятельности для развития государства.
Выделению Москвы из общей массы городов Руси в определенной степени помогло привлечение рабочего населения. Всем желающим было разрешено заселяться на берегах Москвы-реки, мастеровые надолго освобождались от уплаты разнообразных податей, налогов. Последний метод многие города и страны используют и по сей день. Развитие ремесел стало основой экономического процветания Московского царства, предпосылкой к увеличению общего товарооборота, а также импорта в другие княжества и страны. Одновременно происходили возникновение нового слоя предпринимателей - купцов и их градация (мелкие, средние, крупные предприниматели). При этом сильная централизация власти и усиление отчужденности от Запада способствовали формированию в поведении москвичей, в том числе московских купцов, определенных поведенческих особенностей: подозрительность к иностранцам, привычка действовать всем миром, склонность строить на обмане торговые отношения с чужими, слабое уважения к букве закона. Многие эти черты до сих пор сильны у россиян.
Кроме Москвы необходимо отметить Новгород, Новгородскую республику чуть более раннего
периода. В отличие от Москвы здесь изначально закладывались более демократические условия жизни и традиции. К примеру, с давних времен в Новгороде поддерживалась традиция народных собраний и выбора (приглашения) князя на некоторый ограниченный промежуток времени. Возможно, именно Новгород дал начало самому понятию демократии.
Стоит упомянуть и первую купеческую гильдию Новгорода «Ивашовское сто» - купеческое братство во времена Новогородской республики при храме святого Иоанна Предтечи на Опоках. Они же - Новгородская первая гильдия. Отсюда и пошло выражение «купец первой гильдии», то есть купец высшего разряда.
Устав этого общества был создан князем Всеволодом Мстиславичем около 1135 г. Это братство было первым среди всего новогородского купечества и имело особые права. Пять старост гильдии вместе с тысяцким вершили суд во всех спорах заморских (иноземных) купцов с новгородцами. Для того чтобы стать «пошлым» (т. е. полноправным) членом гильдии, нужно было внести 50 гривен серебра в само товарищество и 21 'Л гривны на церковь.
Принадлежность к гильдии упрощала торговые операции с точки зрения информационной и имиджевой поддержки своих членов. Сама гильдия была весомой структурой в политической системе Новгорода. Это один из самых первых прообразов и торгово-промышленной палаты, и министерства экономики.
Сравнивая Новгород и Москву тех времен, можно отметить разные стили управления и развития, которые оставили след в истории. Если Москва более склонялась к полной власти управляющего, то Новгород - к власти свободного народа, где князь был скорее способом реализации народной воли. Обе экономические модели имеют право на существование, но после захвата Новгорода Москвой экономическая модель последней одержала победу и оставила более широкий след в истории предпринимательства и традиций бизнеса и менеджмента.
С середины XVII в. началось быстрое расширение торговых связей Москвы. По мере вливания во всемирную торговлю происходит постепенное усвоение общемировых традиций, касающихся частной собственности, договоров, обмена, торговли, конкуренции, прибыли. Первый стимул к правовому закреплению западных традиций дали реформы Петра I, а точнее, попытки государс-
твенного контроля за качеством экспортируемых и импортируемых товаров, предоставление льгот и покровительства торговым людям. Возросшее взаимное доверие между предпринимателями и государством способствовало проявлению и закреплению этих новых черт деловых отношений.
Сильно переменилось правовое положение торговых людей при Екатерине II. Они вышли из разряда податных сословий с освобождением от внесения податей в подушный оклад, который был заменен обложением их капиталов 1 %-ным сбором, причем размеры капиталов объявлялись самими купцами «по совести», чем последние очень гордились. Очень оживило торговлю с другими странами снятие с нее и промышленности различных ограничений в связи с открытием Екатериной первых кредитных учреждений, развитием торгового мореплавания, учреждением заграничных консульств и заключением торговых конвенций.
Россия XIX - начала XX вв. характеризуется уже набором традиций, позволяющих ей встать на один уровень с ведущими нациями мира. Мировую известность получили имена Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, Путилова, Алексеева, Чижова и др. В это время в России существовал механизм, позволяющий отсекать от предпринимательства тех, кто не стремился соблюдать принятые во всем мире морально-этические нормы. Уже в каждом городе действовало купеческое общество, имевшее право рекомендовать или не рекомендовать предпринимателя в купеческую гильдию. Это право надо было заслужить добросовестностью и личной честностью. Каждый вступавший в гильдию объявлял свой капитал, что значительно упрощало работу налоговой государственной службы. Существовал Совестный суд, который навсегда мог лишить купца фактического права заниматься предпринимательской деятельностью. Благодаря этому вырабатывались, прочно входили в обиход такие понятия и правила, как «слово-вексель», «не оскудеет рука дающего», «торгуй правдою, больше барыша будет» и др. Создавались «товарищества на вере», которые объединяли людей без всяких учредительских договоров, одним только купеческим словом.
Характер внутрифирменных отношений в России конца XIX в., как правило, был таков, что служащие очень дорожили работой, уходя только при намерении начать собственное дело. Фирмы, где из-за плохого обращения служащие часто менялись, не пользовались уважением в обществе, их
презрительно называли проходными дворами. Немалую роль в формировании такого типа отношений сыграло то, что и купцы, и заводские начальники, и трудившиеся у них рабочие были недавними выходцами из крестьян. Нормы нравственности, бытовые привычки в их семьях носили отпечаток норм и обычаев крестьянства, что выразилось в общинности, соборности и совпадении понятий «работники» и «члены семьи».
Примечательно, что в Японии существует аналогичный тип внутрифирменных отношений, который наряду с опорой на традиционное японское трудолюбие предполагает групповую лояльность, стремление не потерять своего лица перед соседями и знакомыми, систему пожизненного или долгосрочного найма, призванную вызвать у работника чувство долга и ответственности в ответ на заботу корпорации о заработной плате, карьере и пенсии для рабочего или служащего. Кроме того, ценится личная скромность, желание не выделяться, быть как все. Большинство этих черт характерны для стран, где моральные ценности большей части населения формировались в крестьянской общине.
Принято считать, что самым благоприятным периодом развития русского предпринимательства был период с 1861 по 1917 г. В это время нарастание предпринимательской активности ощущалось вне зависимости от реформаторской деятельности власти, от кризисов или благоприятных условий. Общество было готово к переменам из-за предшествующего внутреннего и международного развития.
Развитие предпринимательства и понятия конкуренции в России отличалось рядом особенностей, главная из которых заключается в том, что наша страна относится к группе стран (Германия, Италия, Япония), которые с некоторой задержкой приступили к индустриализации своих экономик и, как следствие, вынуждены были часто опираться не только на экономические, но и на административные методы для ускорения процесса. В экономике России государство играло особенно важную роль. Главная ставка делалась не на свободу предпринимательства, как в Англии или США, а на государственное регулирование, что предопределило относительно жесткую подчиненность предпринимательской деятельности общегосударственным задачам и достаточно равнодушное отношение к низкой эффективности хозяйствования. В дореформенный период (до 1861 г.) государство, оставаясь
абсолютистским, опекало предпринимательскую деятельность путем административного надзора и всевозможной регламентации.
К началу реформ (1861 г.) в России насчитывалось 128 акционерных обществ с капиталом в 256 млн руб., более двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками тысяч рабочих. Реформа дала импульс по-настоящему широкому и интенсивному развитию частного предпринимательства. В 1861 г. в Петербурге появился первый в России частный коммерческий акционерный банк. В 1866 г. была выдана первая концессия на постройку железной дороги Козлов -Воронеж. Прошли первые форумы отечественных предпринимателей - первый купеческий съезд (1865 г.) и первый съезд фабрикантов и заводчиков (1870 г.). Получила бурное развитие ведущая в современном рыночном хозяйстве форма предпринимательства - акционерно-паевая.
В 1861-1873 гг. в стране было учреждено 357 акционерных обществ: 53 железнодорожных общества с капиталом примерно 700 млн руб., 73 банка с капиталом порядка 220 млн и 163 промышленных общества с капиталом в 130 млн руб. Российская промышленность росла быстрее, чем промышленность ведущих европейских держав. По подсчетам специалистов немецкого конъюнктурного института, продукция всей российской промышленности возросла в 1860-1900 гг. более чем в семь раз. Тем не менее по душевым показателям промышленного развития наша страна продолжала отставать от наиболее развитых стран, лишь в отдельные периоды, сокращая свое отставание. Российская промышленность развивалась в этот период главным образом по линии вытеснения вотчинно-дворянской фабрики частнопредпринимательской промышленно-купеческой фабрикой, а затем за счет кустарных и мануфактурных предприятий.
Российское законодательство в те годы выделяло такие организационные структуры предпринимательства, как единоличные фирмы, торговые дома, акционерно-паевые общества.
Участники торгового дома (товарищи) отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, т. е. несли полную, неограниченную ответственность, а участники товарищества на паях (пайщики) и участники акционерного общества (акционеры) несли неполную, ограниченную ответственность в пределах их вклада в капитал предприятия.
К концу XIX - началу XX вв. ведущую роль в промышленности Российской империи стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры. Цель акционерных обществ - мобилизация широкого круга лиц. В паевых предпринимательских структурах, где капитал уже имелся, пайщики руководствовались мотивами расширения и развития дела, стремясь к ограничению круга пайщиков для сохранения решающей роли за прежними владельцами фирмы. К рубежу веков акци-онерно-паевые предпринимательские структуры (их насчитывалось около 1 300) доминировали в отраслях, давших 2/3 всей промышленной продукции. В отраслях, выпускавших оставшуюся треть промышленной продукции, господствовало, за небольшими исключениями, единоличное предпринимательство. Они играли ведущую роль, например, в мукомольном производстве, в лесоперерабатывающей промышленности, в винокурении и шерстяной промышленности. Крупные же единоличные фирмы конкурировали на равных с акционерными и паевыми фирмами практически во всех отраслях российской промышленности.
Удельный вес акционерных обществ в валовом производстве был наиболее высоким в резиновой промышленности (89,7 %) и цементном производстве (42,4 %), льняной промышленности (48,5 %) и бумажной (35,3 %). К началу века наметились тенденции монополистического объединения российских предпринимателей. Несмотря на то, что интенсивные процессы монополизации экономики дооктябрьской России развернулись на 10 лет позднее (начало 1880-х гг.), нежели в Западной Европе, к началу ХХ в. в стране насчитывалось уже около 140 различных монополистических объединений в 45 отраслях промышленности. Процессы монополизации охватили ведущие отрасли промышленности. В остальных отраслях они развивались чаще всего в каком-либо отдельном производстве. В промышленности стройматериалов, к примеру, было монополизировано цементное производство, а в пищевой - сахарорафинадное.
На рубеже XX в. произошло вытеснение с лидирующих позиций мелкого и среднего предпринимательства крупными фирмами. Если в 1890 г. крупные фирмы с годовым производством 100 тыс. руб. и более преобладали в восьми отраслях, то всего лишь через 10 лет, в 1900 г., крупное предпринимательство преобладало уже в 21-й отрасли (83,1 % валового промышленного производства). Процессы монопо-
лизации и оттеснения мелкого и среднего предпринимательства сопровождались резким сокращением общего количества предпринимательских единиц: с 31 799 в 1890 г. до 24 572 в 1908 г.
Хотя отечественные предприниматели прибегали практически ко всем формам монополистических соглашений, включая тресты и концерны, в преобладающем числе случаев они объединялись в синдикаты. Первый в Российской империи синдикат (гвоздильных и проволочных заводов) возник в 1886 г. В следующем году синдикат образовали сахарозаводчики. Однако наиболее активно образование синдикатов в российской промышленности происходило в 1902-1904 гг. В этот период начали функционировать объединения синдикатского типа «Трубопродажа», «Продвагон», «Продамет», «Про-дуголь». «Продамет» (Общество для продажи изделий русских металлургических заводов) объединил 30 металлургических заводов, монополизировав таким образом 4/5 всей дооктябрьской металлургической продукции. Тем не менее в рассматриваемый период монополия одной фирмы была исключением. Типичной же была иная ситуация - олигополия нескольких крупных фирм. В резиновой промышленности, например, конкурировали «Треугольник» и «Проводник», в нефтяной промышленности - «Товарищество Нобель», «Англо-голландский трест» и «Русское генеральное нефтяное общество».
Зарубежная деятельность российского предпринимательства чаще всего сводилась к экспорту товаров, который резко преобладал над вывозом капитала. С 1900 по 1913 г. оборот внешней торговли Российской империи вырос в два с лишним раза, в основном за счет хлеба. Его экспорт в предвоенные пять лет в среднем составлял 727 млн пудов. Россия занимала первое место по вывозу хлеба (1/3 мирового экспорта), оставляя позади Аргентину и США. В Западную Европу российские предприниматели вывозили преимущественно сырьевые товары, а также продовольствие. В восточные страны - промышленные товары, главным образом хлопчатобумажную ткань, шерсть, нефтепродукты, марганцевую руду, стекло, металлические изделия.
В целом предпринимательство во второй половине XIX - начале XX вв. получило наибольшие в России возможности развития. Однако противоречия общественной и экономической систем не могли не оказать влияния на развитие предпринимательства. Попытки более энергично идти по пути реформ, предпринятые С. Ю. Витте, П. А. Столыпиным, до
такой степени изменили жизнь людей, что сообщество всей силой своих традиций и энергии под корень уничтожило недостаточно прочные основания частного интереса и социальной независимости. Тем более что предпринимательская деятельность и ее носители давали много поводов для недовольства, даже ненависти со стороны других групп населения. Но можно утверждать, что не сама предпринимательская деятельность, а условия, в которые она была поставлена в России, заставляли обманывать, приспосабливаться, обходить закон. Если бы капитализм развивался естественно и постепенно, он бы проникал в жизнь людей определенными привычками, этическими и профессиональными нормами, которые бы передавались из поколения в поколение. Такой постепенности не было в России даже в самый благоприятный период в истории предпринимательства.
Советский этап развития предпринимательства. Период с октября 1917 г. до второй половины 1980-х гг. можно условно назвать вторым этапом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства из экономической жизни. Такая политика вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе. Рассматривая предпринимательскую деятельность, классики марксизма связывали ее прежде всего с частной собственностью и эксплуатацией, хотя и признавали созидательные и организаторские функции предпринимателя. Производительный труд сводился марксистами к преобразованию предметов труда и управлению этим процессом. Предпринимательский же доход рассматривался как часть прибавочной стоимости, а деятельность, направленная на получение предпринимательского дохода, - как форма эксплуатации рабочего класса. Обобществление производства трактовалось в основном как его огосударствление, национализация частного имущества, превращение народного хозяйства в единую фабрику, сверхсиндикат. Планомерность же понималась как централизованное установление заданий по производству, поставкам и ценам на продукцию всех участков этого синдиката, а распределение по труду как оплата по количеству и сложности труда, затраченного на выполнение плановых заданий, практически без учета соотношения затрат и результатов.
В это время была осуществлена национализация крупных промышленных предприятий, а через
некоторое время и мелких частных предприятий. В сельском хозяйстве упор делался на уравнительный передел земли с последующим развитием крупных коллективных хозяйств. Введение хлебной монополии государства подрывало конкуренцию между производителями сельхозпродукции. Монопольное положение государства, централизация, лишение самостоятельности производителей, устранение конкуренции между ними - все это тормозило развитие предпринимательства. Однако говорить, что предпринимательские отношения в те годы не существовали, будет неправильно. Предпринимательской деятельностью продолжало заниматься немалое количество мелких и средних самостоятельных (частных) хозяев. Одни из них относились к «бывшим», другие в условиях мелкотоварного сектора экономики только нарождались. Тем не менее сфера предпринимательской деятельности постоянно сужалась. Государство проводило свою политику последовательно и бескомпромиссно.
Период новой экономической политики знаменовал собой новый этап. Началом его можно считать утверждение Советом Труда и Обороны «Основных положений к восстановлению крупной промышленности, поднятию и развитию производства» от 12.08.1926, где провозглашался перевод промышленных трестов на хозяйственный и коммерческий расчет. Далее было принятие ЦИК и СНК СССР 29.06.1927 «Положения о государственных трестах», юридически оформившего произошедшую на практике трансформацию коммерческого хозрасчета в хозрасчет административный.
В концепции новой экономической политики возрождение предпринимательской деятельности рассматривалось как вынужденная необходимость, отступление перед капитализмом. В этот период интересы государства как никогда ранее были четко сформулированы: держать предпринимателей для своих целей, лишь в меру допустить развитие этих отношений, которые полезны и необходимы в обстановке мелкого производства, и чтобы контролировать эти отношения. Но даже в этих условиях предпринимательство стало развиваться на всех уровнях. Предпринимательскими функциями прежде всего стало заниматься государство, что, в частности, проявилось в концессиях. Концессия представляла собой договор между государством и иностранным капиталистом, в соответствии с которым, капиталисту передавались для эксплуатации определенные объекты или участки земли. Расчет с государством производился как в на-
туре (произведенной продукцией), так и в денежной форме. Особой сферой экономической деятельности государства в эти годы являлось содействие и прямое участие в акционерных обществах. Акционерная форма широко использовалась как организационная форма государственных предприятий. Так появились государственные и смешанные акционерные общества. Наибольшего расцвета акционерное предпринимательство достигло к середине 1920-х гг.
Многоукладный характер экономики, возрастание роли экономических факторов развития создавали благоприятные предпосылки для предпринимательства и на более низких уровнях. Отражением этого процесса явился переход к многообразию форм хозяйствования: аренде, кооперации, акционированию, коммандитным товариществам и т. д. В литературе тех лет такие объединения напрямую назывались капиталистическими.
Годы новой экономической политики создали благоприятные предпосылки для активизации частного предпринимательства: денационализация мелких предприятий и законодательное разрешение учредительской деятельности. Без предварительного уведомления местных органов власти частные лица могли, например, открыть промышленное предприятие с числом наемных рабочих от 10 до 20 чел. С момента официального признания частных предпринимателей они весьма успешно стали конкурировать с государственными предприятиями. Небольшие производства позволяли гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка, ибо мелкий бизнес незамедлительно пользовался ошибками и трудностями госпредприятий. Конечно, нельзя преувеличивать успехи частных предпринимателей, так как в их деятельности было немало и негативных черт (беспощадная эксплуатация наемных рабочих, нездоровая криминогенная обстановка и т. д.).
Оценивая в целом этот период, следует отметить, что оживление деловой активности ускорило процесс экономической реконструкции. К середине 1920-х гг. были почти полностью восстановлены тяжелая промышленность и транспорт, превысило довоенный уровень сельскохозяйственное производство, впечатляющих результатов добилась торговля. Изменения в экономике способствовали повышению уровня жизни людей. Однако в этот период предпринимательство рассматривалось как чуждое социализму явление, и поэтому экономические условия развития предпринимательской деятельности в тот период слабо укреплялись.
Последний этап в истории советского предпринимательства был самый длительный и драматичный. Он охватил период, длившийся около 60 лет - с конца 1920-х гг. до второй половины 1980-х гг. Это был период безраздельного господства административно-командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано (если не считать остатков индивидуально-ремесленнической деятельности) и перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Став одной из составных частей этого сектора экономики, предпринимательская деятельность в меньших масштабах и с большей для себя опасностью все же продолжала свое существование.
Уйдя в тень, предприниматели пытались реализовать свой коммерческий опыт через спекуляцию под вывеской колхозной или комиссионной торговли. Предприимчивые рабочие организовывали частное производство предметов хозяйственного обихода, запасных частей и изделий. На протяжении десятилетий теневики весьма успешно конкурировали с государственным сектором. Например, государство производило новую технику, но не обеспечивало ей соответствующую инфраструктуру. На этой основе развивался частный автосервис, другие виды услуг. Конкурентоспособности теневого бизнеса способствовали его ориентация на спрос (в отличие от государства), гибкость производства, высокий оборот капитала, и главное - личный внутренний стимул предпринимателя.
Развитие современного малого бизнеса в России. В конце 1980-х гг. коренные изменения в политической, социально-экономической сфере страны предоставили некоторым предприимчивым людям возможность заниматься предпринимательской деятельностью на легальной основе. Появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Так был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались тогда как отдельные самостоятельные субъекты производства, но именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого бизнеса. Многие известные представители малого бизнеса вышли как раз из тех, уже забытых многими, структур.
Кооперативы стали создаваться во многих регионах, городах. Отсутствие законодательства, ре-
гулирующего предпринимательскую деятельность, заставляло кооператоров защищать свои интересы. Отдельные активисты баллотировались в народные депутаты СССР и РСФСР. Таким образом, активная агитация приводила к сплочению, интеграции, объединению ряда предпринимателей. В результате формировались отраслевые предприятия, в том числе и малого бизнеса в области сельского хозяйства, наукоемких отраслей, торговой деятельности. Так, в 1990 г. был создан Российский союз совместного предпринимательства, через год - Аграрный союз. Под управлением райисполкомов при поддержке кооперативов появляются первые открытые акционерные общества и товарищества.
В начале 1990-х гг. пошел процесс приватизации старых государственных предприятий, который не обошел стороной и малый бизнес. Перераспределение государственной собственности способствовало еще большему укреплению развития предпринимательства, поскольку государственные предприятия не могли больше выдерживать конкуренцию.
Именно этот период (1992-1993 гг.) явился началом быстрого развития теневой экономики в сфере малого бизнеса. Большие налоговые сборы побудили предпринимателей к использованию так называемых серых схем, черной кассы, двойной бухгалтерии и т. д.
Последующее развитие малого бизнеса выявило структурные проблемы, касающиеся всего экономического сектора. Заявленные в советский период ориентиры на развитие наукоемких, высокотехнологичных, инновационных технологий сменились на далекие от общегосударственных программ торгово-посреднические отношения.
В современной российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.
Первый этап (1985-1987гг.) - характерны зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
Второй этап (1987-1988гг.) - сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нем участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер актив-
ного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом кооперативного движения. Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.
Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Для четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
Пятый этап (1993-1994гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности. Однако на этом этапе еще не было обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
Тем не менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дали возможность предположить, что очередной шестой этап (с 1995г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаружить силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемерного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и ее стабильности в качестве среды хозяйствования.
После 1995 г. происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора экономики. Начинает создаваться правовая основа предпринимательской деятельности. Принимаются Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ. «О некоммерческих организациях» и другие важнейшие документы.
С 1998 г. появляется новое законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации необходимо проходить много различных фондов. Малый бизнес наталкивается на бюрократические процедуры, процесс регистрации предприятий усложняется.
В последнее время государство пытается упростить процесс регистрации малых предприятий, уменьшить количество бюрократических процедур. Учитывая трудный путь развития малого бизнеса, государственная политика отныне направлена на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства в России.
В 2006 г. (впервые с 2002 г.) был преодолен порог неудовлетворенности по поводу развития малого бизнеса. Число людей, удовлетворенных в той или иной мере происходящими изменениями, в отличие от предыдущих лет перевесило количество неудовлетворенных. Вместе с тем 2006 г. ознаменовался обострением ряда проблем в функционировании предприятий малого бизнеса. Проблематичной малый бизнес продолжает для себя считать такую сферу, как перерабатывающее производство. Уверенность в возможности развиваться в этом направлении с годами практически не растет.
Вместе с тем осуществление оптимистичных прогнозных ожиданий предопределено тем, насколько будут благоприятными условия для создания и развития малых инновационных предприятий. Пока подавляющее большинство предпринимателей (56 %) их оценивают как плохие, 32 % - как удовлетворительные и только 6 % - как хорошие.
В последние годы предприятия малого и среднего бизнеса развиваются опережающими темпами по сравнению со всей экономикой. В валовом объеме выпуска товаров и услуг доля малых предприятий составила 10 %. Исходя из прогноза динамики ВВП на 2009-2011 гг., по итогам 2009 г. количество компаний в сегменте малого и среднего бизнеса сократилось на 3 %. Но уже в 2010 г. начался рост количества компаний малого и среднего бизнеса.
Таким образом, увеличение количества зарегистрированных субъектов малого бизнеса также сопровождалось ростом среднесписочной численности занятых в этом секторе экономики.
Список литературы
Учитывая трудный путь развития бизнеса, государственная политика теперь направлена на расширение, поддержку и развитие предпринимательства в России.
1. Айвазян С. А. Стратегии бизнеса: Аналитический справочник / С. А. Айвазян, О. Я. Балкинд, Т. Д. Баснина Т. Д. и др.; под ред. Г. Б. Клейнера. М.: КОНСЭКО, 1998.
2. Викуленко А. Е. Налогообложение и экономический рост России. М.: Прогресс, 2004.
3. Ивановское сто. URL: http://dic.academic.ru/ http://m.wikipedia.org/wiki/Пошлый_купец.
4. История и тенденции развития малого бизнеса в РФ. URL: http://www.finanst.ru/stat-i/mb.html.
5. НекипеловА. Д. Снова о выборе экономического курса России // Российский экономический журнал. 2006. № 5-6.
6. Портал «Малый бизнес Москвы». URL: http://www.mbm.ru/stuff.asp?ID=63.
7. Рыбина М. Н Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России // Менеджмент в России и за рубежом, 2001. № 2.
8. Сахаров Ю. Операция «Госкорпорация» // Эксперт Волга. 2008. № 21.
9. Солдатенков В. Ю. Социальная необходимость развития в России партнерских отношений между государством и бизнесом // Менеджмент в России и за рубежом, 2010. № 4.
10. Соловьев М. М., Кошкин Л. И. Собственность Союзного государства: проблемы управления и развития // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 6.
11. Стиглиц Д.Ю. Ревущие девяностые. Семена развала / пер. с англ. М.: Современная экономика и право, 2005.