Научная статья на тему 'Особенности государственно-правового регулирования предпринимательской деятельности в России xix начала XX века'

Особенности государственно-правового регулирования предпринимательской деятельности в России xix начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1261
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / АКЦИОНЕРНЫЕ КОМПАНИИ / СКЛАДОЧНЫЙ КАПИТАЛ / ПРИНЦИП ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ПОЛНЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА / ТОВАРИЩЕСТВА НА ВЕРЕ / КАЗЕННЫЕ БАНКИ / СТРАХОВЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ ОБЩЕСТВА / СПЕКУЛЯТИВНАЯ ПЕРЕПРОДАЖА АКЦИЙ / РЫНОК КАПИТАЛА / ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ РУССКОЙ ТОРГОВЛЕ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ОБЩЕСТВА ВЗАИМНОГО КРЕДИТА / БИРЖЕВЫЕ КОМИТЕТЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / LEGISLATIVE FRAMEWORK OF ENTREPRENEURSHIP / JOINT-STOCK COMPANIES / JOINT-STOCK CAPITAL / LIMITED LIABILITY PRINCIPLE / FULL PARTNERSHIPS / TRUST PARTNERSHIPS / PUBLIC BANKS / INSURANCE AND TRANSPORT COMPANIES / SPECULATIVE SHARE RESALE / CAPITAL MARKET / SOCIETY FOR ASSISTING RUSSIAN COMMERCE AND INDUSTRY / MUTUAL LOAN ASSOCIATIONS / STOCK EXCHANGE COMMITTEES / GOVERNMENT REGULATION OF ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карпенкова Таисия Викторовна

Evolution of the organizational and legal forms of entrepreneurship in Russia in the 19th early 20th century, government and society participation in this process are studied. It is shown that three types of business organizations were legally formalized in the beginning of this period; they are widely used today as well: joint-stock companies, simple and general partnerships. Considerable importance of such measures for the economic rise, elimination of social distinctions (noblemen, public servants, and even the church could legally participate in business activities since then) and the country’s progressive development in general are explained. Statistical data about prompt spread of all the entrepreneurship types in Russia in the early 20th century as well as non-profit associations contributing to their activities (stock exchanges, entrepreneurial unions, etc.) are provided.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of state and legal regulation of business activity in Russia in XIX beginning of XX century

Evolution of the organizational and legal forms of entrepreneurship in Russia in the 19th early 20th century, government and society participation in this process are studied. It is shown that three types of business organizations were legally formalized in the beginning of this period; they are widely used today as well: joint-stock companies, simple and general partnerships. Considerable importance of such measures for the economic rise, elimination of social distinctions (noblemen, public servants, and even the church could legally participate in business activities since then) and the country’s progressive development in general are explained. Statistical data about prompt spread of all the entrepreneurship types in Russia in the early 20th century as well as non-profit associations contributing to their activities (stock exchanges, entrepreneurial unions, etc.) are provided.

Текст научной работы на тему «Особенности государственно-правового регулирования предпринимательской деятельности в России xix начала XX века»

Особенности государственно-правового регулирования предпринимательской деятельности в России XIX начала XX века

Т.В. Карпенкова

Рассмотрена эволюция организационно-правовых форм предпринимательства в России в XIX — начале XX в., участия государства и общества в этом процессе. Показано, что уже в начале указанного периода были законодательно оформлены три типа деловой организации, наиболее распространенные и в наши дни: акционерные общества, простые и коммандитные товарищества. Отмечается большое значение этих мер для подъема экономики, стирания сословных различий (дворяне, чиновники и даже церковь могли с этого момента легально участвовать в предпринимательской деятельности) и прогрессивного развития страны в целом. Приведены статистические данные о быстром распространении всех видов предпринимательства в России в начале ХХ в., а также некоммерческих объединений, способствующих их деятельности (биржи, предпринимательские союзы и др.).

Ключевые слова: законодательная база предпринимательства, акционерные компании, складочный капитал, принцип ограниченной ответственности, полные товарищества, товарищества на вере, казенные банки, страховые и транспортные общества, спекулятивная перепродажа акций, рынок капитала, Общество содействия русской торговле и промышленности, общества взаимного кредита, биржевые комитеты, государственное регулирование предпринимательства.

Значительный вклад в дело становления и развития предпринимательства в России сыграла в ХК в. законодательная база. Первые законодательные акты, регулировавшие акционерную деятельность, были изданы при Александре I. В 1805 г. в связи с возникшим иском кредиторов к Акционерной компании по строительству кораблей, образовавшейся в Петербурге в 1772 г., последовал указ императора Сенату, в котором разъяснялось «правило, что акционерная компания отвечает одним складочным капиталом и, следовательно, ни один из акционеров ее при неудачах не теряет свыше вложенного в компанию капитала» [1, с. 17].

В связи с этим можно сделать вывод о том, что это провозглашение в общем виде принципа ограниченной ответственности акционеров прозвучал в России за 50 лет до того, как он окончательно восторжествовал в Западной Европе. Данные идеи очень ценились российскими учеными и общественными деятелями - М.М. Сперанским, Н.И. Тургеневым, М.И. Туган-Барановским.

Новые организационно-правовые формы объединения купцов, а именно: товарищества полные и товарищества на вере - были утверждены Манифестом от 1 января 1807 г. «О даровании купечеству новых выгод, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий» [2, ст. 63]. Первое представляло собой объединение предпринимателей, действовавших совместно с солидарной ответственностью по делам предприятия всем своим имуществом, участник одного торгового дома не мог одновременно участвовать в другом. В товариществе на вере, помимо

вышесказанного, в дело привлекались один или несколько вкладчиков со стороны, несших ответственность только в пределах стоимости своих вкладов. Вместе с тем они лишались права принимать какие-либо обязательства делового характера от имени этого дома. В соответствии с Уставом торговым в название товариществ на вере после перечисления фамилий, составивших данное товарищество, должно было следовать «... и Ко» [3, с. 23].

Таким образом, российское законодательство начала XIX в. предполагало деятельность двух видов предпринимательских объединений: торгового дома (полного и на вере) и акционерной компании (или «товарищества на паях») [1, с. 17-22].

Главные различия между ними сводились к тому, что участие в торговом доме влекло за собой полную имущественную ответственность каждого из товарищей по всем делам организованного предприятия, в то время как участие в акционерной компании предусматривало лишь ограниченную ответственность пайщиков в пределах их вкладов в основной капитал, т.е. произошло сужение круга товарищей до небольшого числа знакомых и доверяющих друг другу лиц.

В акционерных же компаниях круг акционеров был довольно широк, что подразумевало свободный переход акций из рук в руки. Это обстоятельство повлияло на законодательное закрепление минимального размера основного капитала акционерного общества как основной гарантии удовлетворения требований кредиторов. Для образования акционерных компаний требовалось разрешение властей.

В большинстве случаев паевые товарищества являлись правопреемниками фирм, до этого находившихся в индивидуальной или семейной собственности, как правило, в форме торгового дома. В целях сохранения решающего влияния на дела фирмы прежних владельцев особо предусматривалось, чтобы паи выпускались именными, причем высокого номинала, а их продажа ограничивалась. Преимущественным правом покупки паев пользовались другие пайщики этого же товарищества, а порядок определения продажной цены специально оговаривался в уставе.

Полное товарищество «образовывалось из двух или многих товарищей, положивших заедино действовать общим именем всех» [4, ст. 62]. Участники такого предприятия объединяли свои вклады для ведения торговли и должны были непосредственно принимать личное участие в его деятельности.

Коммандитные общества изначально создавались как альтернатива полным товариществам. В них сочетались два способа привлечения капитала к ведению торгового промысла. Помимо лиц, объединявших свои капиталы и непосредственно участвовавших в деятельности, также привлекались еще и анонимные вкладчики, в роли которых зачастую выступали церковь, дворяне, государственные чиновники, не имевшие возможности состоять в купеческих гильдиях. Они не имели права управлять предприятием, однако могли получать прибыль от его деятельности, никак не фигурируя в торговых кни-

гах и потому не рискуя быть обвиненными в ростовщичестве. Царское правительство не поощряло такие деяния, но особенно и не протестовало. Купцам же такая форма ведения предпринимательской деятельности позволяла привлечь в дело крупные капиталы со стороны, сохранив в то же время полный контроль над торговым предприятием.

В 90-е гг. XIX в. получило широкое распространение купеческих товариществ в Центральном Черноземье. В 1897 г. насчитывалось 9, а в 1905-м функционировало уже 17 товариществ. С 1909 по 1915 г. их количество возросло с 20 до 28, соответственно увеличился и капитал - с 748 тыс. до 971 тыс. руб. (см.: Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. 184. Оп. 1. Д. 1897, 11249, 12161).

Помимо полных и коммандитных товариществ, в России в XIX в. получают распространение акционерные компании. Правила деятельности акционерных обществ, по сравнению с товариществами, отличались определенными характерными особенностями. В частности, акционеры освобождались от обязанности вступления в купеческие гильдии и уплаты гильдейских пошлин. Такая форма ведения предпринимательства давала возможность участия в акционерных компаниях представителям от различных сословий, в том числе и дворянства. Подобное участие не приравнивалось к купеческой деятельности, как это было в полных товариществах, и потому дворяне могли рассчитывать на твердую прибыль от деятельности акционерного общества, не опасаясь за свою репутацию.

В России в начале XIX в. было учреждено только 5 акционерных компаний с капиталом в 4,4 млн руб. [5, с. 145]. Но уже в 1830-е гг. их число значительно возрастает. Немаловажное влияние на этот процесс, на наш взгляд, оказало снижение с 1 января 1830 г. процентов доходности по вкладам населения в государственных кредитных учреждениях с 5 до 4 %. Это обстоятельство повлияло на то, что доход по вкладам в казенных банках в итоге оказывался совсем незначительным по сравнению с прибылью, даваемой товариществами и акционерными обществами (до 10 %). Любое состоятельное лицо могло принять участие в акционерной компании. Среди же учредителей компаний встречались не только чистокровные предприниматели, но и аристократы, военные и даже чиновники.

Участие государственных должностных лиц в акционерном деле объяснялось прежде всего личной их заинтересованностью в прибылях акционерных обществ, тем более что такое участие не считалось предосудительным для дворянской чести и рассматривалось как поддержка общественно значимых и полезных начинаний. К тому же первые акционерные компании, среди которых главным образом преобладали страховые и транспортные общества, обслуживали общие нужды общественности. Сами компании, в свою очередь, также были заинтересованы в привлечении большего числа влиятельных лиц, которые могли бы способствовать получению разнообразных льгот в осуществлении предпринимательской деятельности. С другой стороны,

правительство поощряло участие в акционерном предпринимательстве влиятельных чиновников, видя в этом залог деловой стабильности и успеха в деятельности компаний.

За период с 1835 по 1838 г. в России было создано 43 акционерных общества, что говорит о повышенном интересе к акционерному делу в обществе [5, с. 145].

Используя ситуацию, в которой сохранялся высокий спрос на акции, наиболее находчивые предприниматели все чаще пытались учреждать акционерные компании исключительно ради спекулятивной перепродажи их акций. Следствием этого явился ряд громких банкротств крупных компаний, в свою очередь, подорвавший доверие владельцев капиталов к акционерному предпринимательству.

Реакцией со стороны государства на сложившееся положение было принятие в 1836 г. по распоряжению императора Николая I Положения о компаниях на акции, призванного нормализовать предпринимательскую деятельность. В нем регулировались порядок создания, деятельности и ликвидации акционерных компаний, их виды, процедура выпуска и приобретения акций учредителями, их виды и номинальная стоимость, формирование и полномочия органов управления акционерным обществом, а также процедура образования уставного капитала.

В начале 1861 г. в России насчитывалось уже 128 акционерных обществ и паевых предприятий с суммарным капиталом более 256 млн руб. Более половины его приходилось на долю восьми железнодорожных обществ.

В начале 90-х гг. XIX в. численность акционерных обществ и товариществ достигла уже 648. Сумма этих капиталов составляла 1344,3 млн руб. В это время изменяется и процентное соотношение долей акционерного капитала, размещенного в различных секторах народного хозяйства. Возросло количество промышленных компаний (64% общего числа предприятий), на долю которых приходилось 37,3% всей суммы капитала, задействованного в акционерном деле, тогда как доля железнодорожных компаний понизилась до 35,9% [6, с. 108].

В период с 1909 по 1913 г., когда в России отмечался промышленный подъем, акционерный капитал составил уже 2819 млн руб., а численность акционерных компаний возросла до 1518. Подъем акционерного дела достиг своего пика в 1913 г. В это время в России возникли 774 новые компании с суммарным капиталом 1114 млн руб.

Таким образом, мы видим, что приведенные данные свидетельствуют о возросших накануне Первой мировой войны возможностях российского рынка капиталов и одновременно росте популярности акционерной формы предпринимательства.

Правительство в выработке экономической политики также часто опиралось на деловые круги предпринимателей. Наиболее влиятельной среди всех предпринимательских организаций 2-й половины XIX в. было Общество со-

действия русской торговле и промышленности, действовавшее с 1867 по 1917 г. Данная организация была наделена совещательными функциями по вопросам содействия развитию торгового и промышленного предпринимательства и насчитывала свои отделения в 20 городах и промышленных центрах царской России. Впоследствии общество превратилось в подлинный центр защиты интересов российских предпринимателей. На всероссийских съездах 1870, 1882, 1896 гг., проводимых Обществом содействия русской торговле и промышленности, вырабатывались общие направления экономической политики, решались вопросы политики протекционизма, разделения торговли и промышленности как самостоятельных видов предпринимательства, проблемы рынка как внутри России, так и «конкуренции с западноевропейскими государствами на международном рынке» [7, с. 1-2].

В числе прочих предпринимательских организаций, действовавших в конце XIX - начале XX в., следует назвать Союз промышленников и торговых предприятий Российской империи, Петербургское и Московское купеческое общество взаимного кредита, Московский купеческий банк, Московский и Петербургский биржевые комитеты, Всероссийский торгово-промышленный союз, Московское общество фабрикантов и заводчиков, Петроградское общество заводчиков и фабрикантов [8].

Удельный вес акционерных обществ в валовом производстве был наиболее высоким в резиновой промышленности (89,7%) и цементном производстве (42,4%), льняной (48,5%) и бумажной промышленности (35,3%).

Зарубежная деятельность российского предпринимательства чаще всего сводилась к экспорту товаров, который резко преобладал над вывозом капитала. С 1900 по 1913 г. оборот внешней торговли Российской империи вырос в два с лишним раза, в основном за счет хлеба. Его экспорт за предвоенные пять лет в среднем составлял 727 млн пудов. Россия занимала, как известно, 1-е место по вывозу хлеба (/ мирового экспорта хлеба), оставляя позади Аргентину и США.

В Западную Европу российские предприниматели вывозили преимущественно сырьевые товары, а также продовольствие: лес, лен, кожу, яйца, хлеб. В восточные страны - промышленные товары, главным образом -хлопчатобумажную ткань, шерсть, нефтепродукты, марганцевую руду, стекло, металлические изделия.

Таким образом, лишь на рубеже XIX-XX вв. начинается осознание значения роли института государственного регулирования предпринимательства. Это руководство необходимо для предотвращения кризисов в экономике, сбоев (в виде перепроизводства, влекущего затоваривание рынка), а главное -государственное регулирование необходимо для определения важности продукции и технологии производства. Но не стоит забывать, что предпринимательство как способ хозяйствования находится в постоянном движении и развитии.

Литература

1. Шепелев Л.Е. Акционерные компании в России. - Л., 1973.

2. Свод законов Российской империи. Т. Х. Ч. 1. - М., 1910.

3. Сборник сведений о действующих в России торговых домах. - Пг., 1915.

4. Свод законов Российской империи. Т. IX. - М., 1910.

5. Вознесенский С. Экономика России XIX-XX вв. в цифрах. Вып. 1. - Л., 1925.

6. Бовыкин В.И. Формирование финансового капитала в России. - М., 1984.

7. Труды съезда 1882 года. - СПб., 1883.

8. РГИА. Ф. 150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.