ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА
РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ, СОЗДАНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ ПЕНСИОННЫХ РЕЗЕРВОВ
Л.Ю. РЫЖАНОВСКАЯ, А.А. СТОЛЯРОВА, ЕМ. НАМСАРАЕВА Научно-исследовательский финансовый институт
Становление рыночной экономики диктует необходимость дальнейшего совершенствования и развития ее инфраструктуры. Как показывает зарубежный опыт, этот процесс происходит как за счет создания новых структурных звеньев рыночной инфраструктуры хозяйства, так и за счет использования действующего рыночного инструментария в отраслях, где он ранее не применялся. Необходимость подобного использования действующих рыночных инструментов и расширение сферы их применения определяется самой логикой дальнейшего экономического развития.
Одним из таких направлений в России является использование эмиссии государственных ценных бумаг в деятельности пенсионного и страхового секторов.
Современное рыночное хозяйство базируется на концентрации капитала, непрерывный рост которого является необходимым условием деятельности предприятия, созданного в любой организационно-правовой форме. Процесс накопления средств тесно связан с рынком ценных бумаг. Естественно, что ценные бумаги должны найти и уже находят применение в такой важной структуре рыночного хозяйства, какой сегодня в России становится негосударственное пенсионное страхование и пенсионное обеспечение, в задачи которых наряду с коммерческим успехом отдельной организации входит обеспечение устойчивости экономического развития всего хозяйства.
Эмиссия государственных пенсионных и страховых облигаций позволит, с одной стороны, стабилизировать инвестиционные ресурсы, а с другой - сохранить и приумножить средства населения для достойного обеспечения граждан. Выпуск государственных пенсионных и страховых ценных
бумаг придаст устойчивость системе пенсионного обеспечения, основанной на накопительной модели формирования пенсионных резервов. Последняя, как показывает опыт многих стран с развитой рыночной инфраструктурой, дает возможность мобилизовать сбережения населения и тем самым решить три задачи: во-первых, использовать свободные средства на нужды развития хозяйства страны; во-вторых, стимулировать эффективную занятость и заинтересованность в высокой заработной плате, а следовательно заинтересованность в росте квалификации и производительности труда; в-третьих, повысить ответственность государства перед своими внутренними кредиторами и тем самым ограничить масштабы неэффективного использования безвозвратно полученных с помощью налогообложения средств.
Реформирование пенсионной системы - одна из приоритетных задач социального блока. Ее решение связано с общемировой демографической ситуацией, которая не обошла и Россию. По данным Института социологии РАН, распределительная система обеспечения старости работает эффективно, если соотношение числа пенсионеров и занятых находится на уровне не ниже чем 1:10. У нас в стране это соотношение на сегодня составляет 1:2. Такое же положение характерно и для многих европейских стран. Именно поэтому Международное бюро труда, Международная ассоциация социального обеспечения, Всемирный банк начиная с 1994 года озабочены выработкой конструктивных решений по вопросам пенсионной реформы. Так, в докладе Всемирного банка «Предотвращение кризиса старения: политика защиты пожилых и содействия экономическому росту» (Мадрид, 1994 год) резкой критике были
подвергнуты государственные пенсионные системы с установленными размерами пенсий, финансируемых за счет текущих взносов. Эти системы на Западе именуются «Pay as You Go», что можно перевести как «выплата на ходу» (PAYG).
Материалы доклада убедительно доказывают, что такие системы не могут противостоять процессу демографического старения. Взносы в них в конечном счете всегда будут обеспечивать меньшую доходность для плательщиков по сравнению с их инвестированием на рынке капитала, а рост тарифов-взносов создаст большие проблемы в области найма работников, что будет угрожать национальному экономическому росту. Причем эти негативные тенденции обусловлены сущностью таких систем. Рост расходов на финансирование пенсионных систем (PAYG) даже в самых благополучных странах достигает 10% ВВП. В соответствии с докладом Всемирного банка единственно возможным решением этой проблемы является структурная реформа пенсионных систем, основанная на трехзвенной модели защиты старости. В первом звене пенсионное обеспечение может иметь различные формы: от пенсий в твердых размерах, финансируемых за счет текущих взносов, всеобщих базовых пенсий, до пенсий в рамках адресной социальной помощи. Второе звено должно включать либо обязательную профессиональную систему, либо систему обязательных индивидуальных накопительных счетов. Именно в рамках второго звена должно идти образование пенсионных резервов, которые затем инвестируются и приносят доход. При таком построении система пенсионного обеспечения будет зависеть не только от роста заработной платы, но и от изменения доходности инвестиций, что особенно важно для развивающихся стран, так как должно содействовать развитию и модернизации их финансового сектора, Третье звено должно дать возможность любому человеку, желающему иметь более высокий уровень защиты для обеспечения своей старости, использовать частные меры для накопления средств. Это могут быть дополнительные профессиональные пенсии, добровольные индивидуальные счета и частное страхование.
В официальных документах Европейского экономического сообщества для осуществления реформы пенсионных систем установлены конкретные цели, охватывающие период с 1998 по 2020 год. Предполагается, что за этот период доля в пенсионных выплатах PAYG (первого звена) снизится с 84 до 64%, намного возрастет роль второго - (с 12 до 29%), а незначительная сегодня доля третьего звена утроится (с 1,5 до 4,5%). При этом сумма частных пенсионных активов возрастет с 2
до 11,8 млрд евро в 2020 году. Общемировая тенденция, таким образом, заключается в переходе от преобладающей сегодня распределительной системы к накопительной и в активном содействии развитию системы добровольного пенсионного обеспечения.
Вопрос о конкретной величине каждой системы должен решаться самостоятельно в каждой стране. И здесь на первый план выдвигается экономическое развитие страны (рост ВВП, рост фонда оплаты труда и тарифов отчислений), демографические факторы (рост числа пенсионеров, рост или снижение трудоспособного населения), пенсионный возраст, состояние и развитие финансового сектора, возможности регулирования и контроля деятельности негосударственных пенсионных фондов.
Действующие в настоящее время в Нидерландах, Великобритании и Германии пенсионные системы специалисты определяют как трехзвен-ные, причем содержание понятия «звено» в каждой отдельной стране имеет свою национальную специфику. В Германии послевоенное развитие пенсионной системы основывалось на классической бисмарковской модели пенсионного страхования, предусматривающей тесную связь размеров пенсий и величины заработной платы. Основную долю в общей пенсионной системе в Германии занимала и продолжает занимать форма обязательного пенсионного страхования. В то же время в Великобритании и Нидерландах в основу развития пенсионной системы была положена концепция Лорда Бевериджа, исходящая из приоритетной потребности осуществления минимального уровня пенсионного обеспечения. В результате в этих странах пенсии по обязательному пенсионному страхованию были установлены в твердых минимальных размерах, что потребовало бурного развития дополнительных добровольных частных профессиональных систем и личного пенсионного страхования. Вообще, ставка на финансовый сектор и твердое убеждение в том, что норма доходности взносов в долгосрочной перспективе на рынке капитала должна быть выше, чем в системе, финансируемой за счет текущих взносов, отражает опыт англо-американской пенсионной системы, где частные пенсионные фонды играют значительную роль по сравнению с большинством европейских стран. Сравнительно новой можно назвать «экспериментальную чилийскую модель», основу которой составляет система обязательного накопления средств на старость всеми трудоспособными гражданами в период их трудовой деятельности. Однако, не останавливаясь подробно, следует отметить, что экономическая ситуация внут-
ри страны и просчеты в направлениях инвестирования пенсионных средств привели к негативным социально-экономическим последствиям и частично дискредитировали чилийскую модель пенсионной реформы.
Сложившиеся пенсионные системы и источники формирования их доходов в общем виде можно представить с помощью схемы.
Важно отметить, что раньше пенсионные системы, основанные на обязательных взносах застрахованных, носили распределительный характер, а на добровольных взносах - накопительный характер. Ныне ситуация коренным образом изменилась. Значительная часть обязательных взносов работающих (работодателей) накапливается для последующих выплат пенсий тем, кто платит страховые пенсионные взносы.
Общий системный анализ мирового опыта реформирования пенсионных систем показывает, что, несмотря на огромное разнообразие правовых норм, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения в различных странах, количество принципиальных концептуальных подходов построения систем пенсионного обеспечения является весьма ограниченным и по существу сводится к следующим:
1. Главной целью первого типа пенсионной системы является обеспечение общественно приемлемого уровня доходов для основной массы пожилых граждан, и достижение этой цели не представляется возможным без использования принципов солидарности.
2. При проектировании системы второго типа во главу угла берутся национальные социально-экономические условия, которые в конечном счете и определяют: будет ли пенсионное обеспечение в рамках этого уклада носить обязательный или добровольный характер?
3. Доля добровольного личного пенсионного страхования во всех странах является наименьшей и по сравнению с другими формами относитель-
но скромной, поскольку она в основном используется наиболее обеспеченными группами населения.
4. Накопление пенсионных средств и их использование для инвестиций в экономику является правомерным в рамках накопительных пенсионных систем.
5. Личное пенсионное страхование финансируется исключительно за счет добровольных взносов граждан, для чего используется накопительный принцип без элементов перераспределения.
Как представляется, рассмотрение мирового опыта выбора путей реформирования позволяет глубже понять проблемы, возникающие в процессе реформирования пенсионной системы в России, сделать соответствующие выводы и перейти к обсуждению центрального звена пенсионных преобразований, а именно к взаимосвязи пенсионной системы и внутреннего рынка капитала.
Эксперты Европейского сообщества, учитывая общую направленность всех реформ, о которых было сказано выше, на основании известного в мире опыта сгруппировали конкретные способы достижения целей, поставленных в ходе пенсионных преобразований, и объединили их в четыре возможных «широких подхода»:
1. Контроль растущих обязательств государства, включая весьма непопулярные меры, как сокращение излишней щедрости пенсионных выплат в рамках распределительной системы и увеличение возраста выхода на пенсию (Франция, Германия).
2. Ослабление так называемого социального контракта, то есть постепенная передача ответственности за предоставление пенсий от государства к гражданам с одновременным увеличением налоговых льгот (Швеция, США).
3. Повышение доходности пенсионных активов путем снятия ограничений для вложения средств в рамках накопительных систем (Бельгия, Дания, Испания, Мексика).
4. Полномасштабная пенсионная реформа, включающая дополнение распределительной системы системами, финансируемыми за счет рыночных механизмов (Венгрия, Польша, Италия, ряд стран Латинской Америки).
К числу государств, стремящихся провести полномасштабную пенсионную реформу, относится и Россия. Российская пенсионная система до последнего времени была ориентирована на возмещение утраченного заработка с одновременным стремлением обеспечения минимального уровня жизни для всех нетрудоспособных, то есть национальная российская специфика как-то пыталась сочетать бисмарковскую модель с приоритетным началом концепции лорда Бевериджа. При
этом решение обеих задач до 1990 года должна была обеспечить единая пенсионная система за счет единственного источника финансирования -средств государственного бюджета, а после 1990 года - за счет текущих взносов работодателей и граждан на обязательное пенсионное страхование. В 1990 году был образован Пенсионный фонд РФ.
Начало реформирования пенсионной системы в России приходится на август 1995 года. Тогда вышло постановление правительства «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации». В соответствии с Концепцией в целом пенсии должны складываться из трех частей: базовой пенсии, которая учитывает прожиточный минимум пенсионера и степень его трудоспособности; трудовой пенсии, которая учитывает трудовой стаж и заработок; негосударственной пенсии, которая включает добровольные отчисления работодателей в рамках дополнительных и профессиональных пенсионных систем и личные пенсионные накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) и страховых компаниях.
1 апреля 1996 года была создана информационная база обновляемой пенсионной системы на основе индивидуальных лицевых счетов. 20 мая 1998 года Правительство России одобрило Программу пенсионной реформы. В ней предусматривалось создание смешанной системы финансирования пенсионных выплат: государственное пенсионное обеспечение, государственное пенсионное страхование и дополнительное пенсионное страхование при добровольном (или за счет работодателей) отчислении взносов в негосударственные пенсионные фонды.
В 2002 году вышло постановление Правительства № 167-ФЗ, в соответствии с которым в страховую часть пенсий (для более молодых возрастных групп) вводится накопительный элемент.
Итак, начиная с 1 января 2002 года модель государственного пенсионного обеспечения, действовавшая до этого только как распределительная, была дополнена накопительной системой. Накопительный элемент не был введен ранее в связи с отсутствием или недостатком на рынке инвестиционных инструментов с повышенной надежностью. Сейчас экономические условия изменились, и, как считает Правительство, появилась возможность внедрения инвестиционных механизмов финансирования в обязательную систему пенсионного страхования. Накопительная часть трудовой пенсии должна инвестироваться в соответствии с законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», приня-
тым в сентябре 2002 года. Именно этот закон разработчики новой пенсионной системы называют ключевым документом, а вопрос инвестирования пенсионных средств, рассматриваемый в нем, самым щекотливым вопросом во всей пенсионной реформе. Появление накопительной системы создает необходимость поиска оптимальных вариантов направления пенсионных средств на инвестирование. Еще до принятия этого закона секретарь национального совета по пенсионной реформе Евгений Гонтмахер, говоря про эффективность расходования пенсионных средств, замечал, что «нет ясности в том, куда инвестировать средства Пенсионного фонда, нет портфеля инвестиций». И здесь прежде всего надо учитывать «цену вопроса», его морально-этический аспект, ведь речь идет о защите старости, и количественный аспект, включающий возможные объемы вложения. В 2002 году на персональных счетах граждан скопится 30 млрд рублей; в 2003 году - 45 млрд рублей; в 2004 году - 60 млрд рублей.
Таким образом, на первый план выдвигается проблема выбора объектов инвестирования пенсионных денег. Куда они должны вкладываться в первую очередь?
Для объективной оценки возможных вариантов инвестирования должны быть учтены уровень процентных ставок, уровень ликвидности и возможные риски. Депозиты в российских банках неликвидны, не защищены и имеют низкую доходность (ниже инфляционного уровня).
Такие ценные бумаги Российской Федерации, как государственные краткосрочные облигации и облигации федерального займа, имеют развитый вторичный рынок, регулируются законодательством РФ, однако самый длинный срок вложений по ним равен 6 годам. Поэтому вложения в них достаточно ограничены по срокам. По еврооблигациям также существует вторичный рынок, их обращение регулируется международным законодательством, кроме того, уважаемыми международными агентствами еврооблигациям РФ присвоены высокие рейтинги. Но существует риск укрепления рубля, который приведет к падению дохода. Кроме того, выпуск еврооблигаций ориентирован не на внутреннего, а на внешнего инвестора, что сказывается на их доходности, которая не покроет уровень инфляции и сопутствующие расходы. В качестве ликвидного инструмента для инвестирования пенсионных накоплений можно назвать облигации внутреннего займа правительства Москвы и ГГКО правительства Санкт-Петербурга. Однако и их можно рассматривать только в качестве среднесрочных инструментов (на 4 года).
Анализ возможных вариантов инвестирования свободных и накапливаемых средств Пенсионного фонда в российские активы показывает полное отсутствие инструментов долгосрочного инвестирования на внутреннем рынке, удовлетворяющих потребностям Пенсионного фонда РФ, НПФ и страховых компаний, а тем более инструментов, специально предназначенных для добровольного накопления средств на старость гражданам с относительно высокими доходами.
Необходимость размещения средств, накапливающихся на персонифицированных счетах в системе государственного пенсионного обеспечения, а также развитие системы российских негосударственных пенсионных фондов неизбежно повлияет на дальнейшее расширение и развитие рынка ценных бумаг. Поэтому следует остановиться на анализе инвестиционных возможностей государственного Пенсионного фонда и системы негосударственных пенсионных фондов России.
До принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства государственный Пенсионный фонд РФ можно было считать нефондируе-мым, так как поступающие пенсионные взносы не накапливались, а использовались для текущих выплат пенсий. И даже в этих условиях, хотя и на непродолжительный срок, Пенсионный фонд РФ приобретал ценные бумаги, и в частности в конце 1999 года - облигации федерального займа с постоянным купонным доходом.
Еще четче инвестиционная деятельность Пенсионного фонда выразилась с выходом 18 сентября 2002 года постановления Правительства РФ № 681 «О порядке размещения в 2002 году временно свободных средств резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации». Пенсионный фонд получил право направлять часть временно свободных средств на покупку государственных ценных бумаг. Объем, структура и сроки приобретения и продажи государственных ценных бумаг согласовываются с Минфином РФ. Агентами по операциям с временно свободными средствами и ценными бумагами определены ЦБ России и Внешэкономбанк. Ежеквартально Пенсионный фонд должен отчитываться об операциях с ценными бумагами перед правительством и Минфином.
Инвестиционную деятельность Пенсионного фонда России можно оценивать с двух сторон. С одной стороны, в фонде имеются денежные средства, зачастую даже в избытке. Так, переходящий остаток денежных средств на начало 2001 года составил около 100 млрд рублей, на начало 2002
1 Русский полис. 2002. № 2. С. 14 - 15.
года - свыше 115 млрд рублей. (Для сравнения: на начало 1999 года он составлял 3 млрд рублей, 2000 года - 8 млрд рублей). Простое хранение денег в ЦБР без каких-либо процентов означает уменьшение указанных средств в результате инфляции примерно на 20%. Поэтому вложения свободных средств в доходные ценные бумаги позволят хотя бы сохранить деньги пенсионеров. С другой стороны, привлечение средств Пенсионного фонда для финансирования текущих расходов государственного бюджета России еще больше обостряет проблему государственного долга.
В конце 2001 года началась законотворческая деятельность, связанная с инвестированием пенсионных накоплений. Она проводилась в двух направлениях.
Во-первых, постановлением Правительства РФ от 06.11.2001 № 771 определялись генеральные условия эмиссии и обращения новых финансовых инструментов - государственных сберегательных облигаций (ГСО), которые рассчитаны на определенный круг покупателей: страховые компании, НПФ, инвестиционные фонды, управляющие компании паевых инвестиционных фондов. Доходность облигаций привязана к показателям индексов потребительских цен. На вторичном рынке ГСО не будут обращаться. Передача владельцем прав на номинал и доход, а также их залог не допускаются. Размещать ГСО будут на добровольной основе.
Появление основных технических документов (конкретных условий эмиссии и обращения ГСО, Положения об обслуживании ГСО, Положения о порядке их выкупа), а также объявление конкурса по определению генерального агента, организатора торговли и депозитария планировались в феврале 2002 года1. Однако до конца 2002 года они так и не были разработаны.
Во-вторых, изменение системы государственного пенсионного обеспечения в РФ и принятие в связи с этим ряда федеральных законов, предусматривающих в структуре пенсионных отчислений наличие накопительной части, потребовало разработки отдельного закона, регулирующего процесс инвестирования пенсионных накоплений.
Состояние финансового рынка в России, отсутствие специальных инструментов инвестирования пенсионных накоплений в Пенсионном фонде России ставит в затруднительное положение реализацию пенсионной реформы. Выброс на финансовый рынок средств в больших объемах требует соответствующего нормативного регулирования. В связи с этим выход закона, регулирующего процесс инвестирования пенсионных накоплений, весьма актуален.
Действующим законодательством предусмотрены следующие направления размещений пенсионных накоплений ПФ РФ:
- государственные ценные бумаги РФ;
- государственные ценные бумаги субъектов РФ;
- облигации российских эмитентов;
- акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
- паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;
- ипотечные ценные бумаги РФ;
- денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
- иностранная валюта на счетах в кредитных организациях.
Размещение средств пенсионных накоплений в иные объекты законом запрещено. Также запрещено использование накоплений для приобретения ценных бумаг организаций, с которыми заключены договора об обслуживании (управляющие компании, брокеры, кредитные и страховые компании, депозитарии и аудиторы). Использование срочных сделок допускается исключительно в целях страхования (хеджирования).
Имеются отдельные ограничения по размещению пенсионных накоплений в разрешенные ценные бумаги. Так, государственные ценные бумаги РФ могут быть объектом вложений, если они обращаются на рынке ценных бумаг или специально выпущены Правительством РФ для размещения средств институциональных инвесторов. Ценные бумаги субъектов РФ должны обращаться на рынке ценных бумаг и отвечать критериям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с ФКЦБ.
Инвестиционный портфель управляющей компании также содержит ряд требований по отдельным группам инвестиций или эмитентов. Исключение сделано для государственных ценных бумаг Российской Федерации.
Законом разрешено размещение средств пенсионных накоплений ПФ РФ в ценные бумаги зарубежных эмитентов, но только путем приобретения паев (акций, долей) в так называемых индексных инвестиционных фондах. Перечень зарубежных эмитентов, в ценные бумаги которых могут быть инвестированы пенсионные накопления, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти по согласованию с ФКЦБ.
С введением в середине 2002 года закона об инвестировании средств для накопительной час-
2 Данные Инспекции НПФ при Минтруде РФ.
ти трудовой пенсии существенно расширяются и функции НПФ.
Основой третьего уклада пенсионной системы России должна стать система добровольного пенсионного обеспечения, основанная на работе НПФ и частном инвестировании.
По состоянию на 01.07.2002 в России действует 268 НПФ2. Участниками негосударственных пенсионных фондов являются 4 129 тыс. человек, что составляет 5,3% от экономически активного населения. В 2001 году численность получателей негосударственных пенсий составила 301,5 тыс. человек, или 7,9% от общей численности участников негосударственных пенсионных фондов и 0,7% от общей численности пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения Российской Федерации.
В середине 2002 года дополнительную негосударственную пенсию получают 345 тыс. человек, или 1 % пенсионеров. Приведенные данные свидетельствуют, что российская система негосударственного пенсионного обеспечения уже набирает обороты.
Среди НПФ можно выделить такие группы фондов, как корпоративные - ЛУКойл-Гарант, Сургутнефтегаз, отраслевые - НПФ Электроэнергетики, Мосэнерго, Дальмагистраль, региональные - Ермак, Таганрогский, пенсионные фонды банков и страховых организаций - Внешэкономбанк, НПФ Сберегательного банка.
Основу российской негосударственной пенсионной системы составляют именно корпоративные фонды. Это так называемые фонды закрытого типа, которые создаются только для участников, сгруппированных по определенному признаку (работников, состоящих в штате одного или нескольких предприятий, учредивших фонд; работников какой-либо отрасли, профессии и т.п.).
В настоящее время деятельность большинства корпоративных фондов тесно связана с деятельностью учредителя. Такие фонды ориентированы на использование возможностей головной организации для привлечения участников. Инвестирование активов происходит с учетом корпоративных интересов.
Негосударственная пенсионная система, основанная первоначально на обязательных взносах работодателей, многовариантна. Она включает взносы в любой избранный самим работодателем или работником негосударственный пенсионный фонд, взносы в профессиональную пенсионную систему либо непосредственную выплату пенсий работодателем без формирования фонда и накопления средств.
В функционировании негосударственных пенсионных фондов можно выделить следующие основные черты: мобильность при выборе и смене управляющих компаний; снижение рисков путем диверсификации портфеля по управляющим компаниям, а также определенный уровень доходности; информационную открытость и прозрачность; обеспечение высокого уровня обслуживания.
Отраслевые фонды стараются использовать административные ресурсы курирующего отрасль министерства или ведомства. Региональные фонды функционируют в промышленно развитых регионах, ориентируясь на местные предприятия. Пенсионные фонды банков и страховых организаций создаются в основном для расширения клиентского пакета уже существующих финансовых услуг.
Концентрация рынка негосударственных пенсионных фондов очень высока. На крупнейшие НПФ приходится около 60% всех активов рынка. По итогам 2000 года 10 крупных НПФ аккумулировали 77% всех пенсионных резервов, в 2001 году их резервы увеличились с 17,5 до 34 млрд рублей. Однако причиной роста стал НПФ «Газ-фонд», активы которого выросли с 8,5 до 20 млрд рублей за счет переоценки принадлежащих ему примерно 5% акций «Газпрома»3.
Среди 60 крупнейших НПФ имеются 3 фонда, в которых до 1 000 участников, 5 фондов - от 100 до 250 тыс. участников, и 1 фонд, в котором свыше 1 310 тыс. участников, в остальных 53 фондах численность участников составляет от 1 000 до 100 тыс. человек. Число пенсионеров в 6 фондах колеблется от 10 до 100 человек, в 5 фондах -свыше 10 000 человек, еще в 5 фондах вообще нет пенсионеров. Размер накопленных пенсионных резервов в среднем на одного участника составляет 10 916 руб. Также сильно колеблются и размеры пенсионных резервов. Меньше 1 000 рублей пенсионных резервов на 1 участника приходится только в 2 фондах, в 36 фондах сумма резерва - от 1 000 до 10 000 рублей, в 18 фондах - от 10 000 до 100 000 руб. Лидером среди фондов по пенсионным резервам на одного участника является НПФ «Газфонд» - его резерв составляет 430 802 руб. на одного участника.
Крупнейшие 60 НПФ действуют в 19- из 89 регионах (около 20%), только в одной Москве сосредоточены 28 из них, что еще раз подтверждает тот факт, что Москва является финансовой столицей России. В Ханты-Мансийском АО действуют 4 НПФ, всего участников около 80 тыс. чело-
3 Логинов В. На пенсионном фронте//Русский полис. 2002. № 5. С. 59.
4 По данным Инспекции НПФ при Минтруде РФ
век, около 19 тыс. пенсионеров при том, что численность всего населения округа составляет (по данным на 01.01.2000) 1 381,7 тыс. человек. Таким образом, доля участников НПФ в общей численности населения составляет около 6%. Для сравнения возьмем Красноярский край, достаточно большой и по территории, и по населению, в котором действует только один крупный фонд, доля участников НПФ в общей численности населения составляет всего лишь 0,5%.
Крупнейшие НПФ находятся в основном в тех регионах, в которых расположены топливно-энергетические комплексы, цветная металлургия, а также развита сфера финансов. Это можно объяснить тем, что финансовый потенциал данных пенсионных фондов во многом определяется высоким уровнем оплаты труда в определенных отраслях промышленности (например, в газовой и нефтяной, где он в несколько раз превышает средний уровень заработной платы по стране) и мощной финансовой поддержкой компаний-учредителей.
Оценивая инвестиционные возможности НПФ, следует обратить внимание на объем пенсионных резервов и инвестиций фондов. По состоянию на 01.07.2002 собственные средства НПФ превысили 50 млрд рублей4, а размеры пенсионных резервов составили 34 млрд рублей и были инвестированы по следующим направлениям:
- государственные ценные бумаги РФ - 9,7%;
- ценные бумаги субъектов РФ и муниципальных образований - 1,6%;
- банковские вклады - 12,6%;
- акции и облигации предприятий и организаций - 58,5%;
- векселя и другие неэмиссионные ценные бумаги - 13,1%
- недвижимость - 0,9%;
- иностранная валюта - 0,7%;
- другие направления - 2,8%.
Инвестиционные возможности НПФ и страховых компаний определяются как объемами пенсионных и страховых резервов, так и размерами собственных средств. Их размещение в различные инвестиционные проекты происходит самостоятельно и через управляющие компании. Имеющиеся нормативные ограничения в отношении инвестирования активов и пропорций между ними относятся только к резервам. Собственные средства могут быть инвестированы в любые объекты и в произвольной пропорции на различные сроки по решению руководства или учредителей фонда или страховщика. Однако и при размещении собственных средств важно соблюсти низкий уровень риска и высокую ликвидность. Низкая рискованность операций по размещению
собственных средств пенсионных систем обусловлена тем, что собственные средства фонда являются единственной его денежной собственностью и их потеря означает ухудшение финансового состояния организации, что может привести к ненадлежащему выполнению обязательств по текущим выплатам. Доходность таких инвестиций является важной, но не приоритетной целью.
Размещение резервов как у негосударственных пенсионных фондов, так и страховых компаний регламентируется нормативными документами и контролируется соответствующими органами. Формирование нормативной базы, регулирующей размещение пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, в том числе вложения в ценные бумаги, определилось в 1999 -2000 годах. Основными из нормативных документов были постановление Правительства от 23.12.99 РФ № 1432 «Об утверждении Правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» и приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов от 27.12.99 г. № 135 «Об утверждении требований к составу и структуре резервов негосударственных пенсионных фондов».
Размещение пенсионных резервов НПФ должно соответствовать следующим требованиям к их составу:
- стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 10% общей стоимости пенсионных резервов;
- общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги без признаваемых котировок, не должна превышать 20% стоимости пенсионных резервов;
- общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30% стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в котировальный лист РТС первого уровня;
- не более 50% стоимости пенсионных резервов допускается размещать суммарно в федеральные (государственные) ценные бумаги, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации;
- не более 50% стоимости пенсионных резервов - в государственные ценные бумаги субъектов РФ и муниципальные ценные бумаги;
- не более 50% стоимости пенсионных резервов - в ценные бумаги других эмитентов.
По виду доходности направления инвестирования разделяются на следующие варианты: вложения с установленной доходностью (облигации,
банковские депозиты, векселя и т.п.) и вложения с рыночной доходностью (акции и т.п.). Во вложения с установленной доходностью должно размещаться не менее 50% стоимости пенсионных резервов.
Запрещается размещение пенсионных резервов НПФ:
- в казначейские обязательства РФ и субъектов РФ;
- в производные ценные бумаги;
- при заключении фьючерсных и форвардных сделок;
- в ценные бумаги, выпущенные управляющей компанией и ее аффилированными лицами, а также депозитарием, актуарием и аудитором, обслуживающими фонд;
- в паи паевых инвестиционных фондов, если управляющая компания фонда одновременно является управляющей компанией этими паевыми инвестиционными фондами;
- в уставный капитал организаций, чья организационно-правовая форма предполагает полную имущественную ответственность учредителей;
- путем предоставления займов (кредитов) физическим и юридическим лицам.
В целях текущего контроля фонды обязаны ежеквартально отчитываться перед Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации о своей инвестиционной деятельности. В отчете содержится подробная информация о размещении резервов в отдельные виды ценных бумаг (федеральные государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, в акции и облигации предприятий и организаций).
Инвестиционная деятельность страховщиков также регулируется соответствующими правилами, утверждаемыми органами страхнадзора. До 1999 года это были правила, утвержденные приказом Росстрахнадзора от 14.03.95 № 02-02/06. Правилами устанавливались направления инвестирования страховых резервов в отдельные виды ценных бумаг, запрещалось использовать резервы для приобретения чеков, банковских сберегательных книжек на предъявителя, коносаментов, акций и паев товарных и фондовых бирж. Кроме того, правилами предусматривалось проведение страховщиками оценки инвестиционной деятельности на основе экспертно определенных нормативов и показателей, которые достаточно строго регламентировали вложения в ценные бумаги. Страховщикам устанавливался норматив соответствия инвестиционной деятельности, его минимальная и рекомендуемая величины. Однако финансовый кризис лета 1998 года показал невозможность соблю-
дения таких жестких нормативов, поэтому приказом Минфина от 20.10.98 РФ № 205 этот норматив был отменен.
Новая редакция правил размещения страховщиками страховых резервов разработана во исполнение решения коллегии Минфина РФ от 31.10.97 «О задачах по государственному регулированию страхового рынка» и утверждена приказом Минфина РФ от 22.02.99 № 16н. При разработке нового документа за основу взяты положения Директив ЕЭС от 18.07.92 № 92/49/СЕЕ и от 10.11.92 № 92/96/СЕЕ с учетом действующего российского законодательства и анализа отчетности страховщиков.
В соответствии с новыми правилами в покрытие страховых резервов могут приниматься следующие виды ценных бумаг:
- государственные ценные бумаги РФ и субъектов РФ;
- муниципальные ценные бумаги;
- векселя банков;
- акции;
- облигации предприятий и организаций;
- жилищные сертификаты;
- инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов;
- банковские депозитные сертификаты;
- сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления;
- доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере.
Запрещается размещение резервов в акции, вклады и доли в складочном или уставном капитале страховщиков. Других запретов на вложения в отдельные виды ценные бумаги нет. Более того, новыми правилами расширен перечень ценных бумаг, обеспечивающих размещения страховых резервов, за счет включения в него ценных бумаг, выпущенных иностранными эмитентами.
В отличие от ранее действовавших правил новая редакция вместо единого норматива соответствия инвестиционной деятельности вводит набор граничных соотношений, с помощью которых реализуется принцип диверсификации. Так, например, исключены обязательные нормативы по минимальной доле государственных ценных бумаг в страховых резервах. Теперь стоимость государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг не должна превышать 30% от суммарной величины страховых резервов. Стоимость депозитных сертификатов и векселей банков не должна превышать 40% резервов, стоимость акций и облигаций предприятий и организаций - не более 30%.
Более жесткие требования предъявляются к доле низколиквидных активов. Так, стоимость инвестиционных паев инвестиционных фондов и сертификатов долевого участия в общих фондах банковского управления не может быть больше 5%. Такой же норматив установлен и по ценным бумагам, не котирующимся или котирующимся ограниченно на рынке ценных бумаг.
Если оценивать Правила размещения страховщиками страховых резервов 1995 года и новую редакцию 1999 года, то можно сделать вывод о смягчении требований к инвестиционной деятельности страховщиков. Страховые компании стали иметь больше возможностей для работы на рынке ценных бумаг. Отмена отдельных нормативов по ценным бумагам, и в частности по государственным ценным бумагам, повлияет и на объемы и динамику на рынке ценных бумаг. Существовавший контроль нормативов по государственным ценным бумагам в инвестиционных портфелях страховщиков, а также режим отчетности - хорошие подарки спекулянтам финансовых рынков, ожидающим очередного «эффекта отчетности»: всплеска и падения цен на государственные бумаги и связанных с ними рынков.
Негосударственные пенсионные фонды ежеквартально отчитываются о своей инвестиционной деятельности перед Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ. Что касается контроля страховщиков, то можно говорить об отсутствии со стороны страхнадзора фактического постоянного контроля за размещением резервов и инвестиционной деятельностью страховых компаний. В подтверждение этого можно привести следующие аргументы. Отчет о размещении резервов страховщиков, и в том числе о вложениях в ценные бумаги, направляется в Министерство финансов РФ один раз в год - в составе годовой отчетности, представляемой в порядке надзора. На дату составления отчета, то есть на 31 декабря, страховщики, как правило, приводят в соответствие с существующими требованиями свои финансовые вложения, и в том числе в ценные бумаги. Это делается относительно легко, так как некоторые активы (например, денежные средства) без ограничений принимаются в обеспечение резервов. При несоблюдении установленных соотношений в размещении резервов органы страхового надзора выдают таким страховым компаниям предписания, обязывающие в установленные сроки устранить нарушения. В течение же года страховые компании практически бесконтрольно проводят операции на рынке ценных бумаг.
При сравнении нормативных баз, регулирующих эмиссионную и инвестиционную деятельность пенсионных фондов и страховых компаний, можно сделать следующие выводы. Деятельность негосударственных пенсионных фондов и страховщиков имеет больше общих черт в области дополнительного пенсионного обеспечения граждан, чем различий: они решают задачу сбережения и накопления средств населения в целях выплат пенсий. Как пенсионные фонды, так и страховщики обязаны размещать резервы для получения дополнительных доходов. Однако различие нормативных актов, ретуширующих однородную по своей сути деятельность двух систем дополнительного пенсионного обеспечения, не может положительно сказываться на этом виде деятельности. Представляется целесообразным создание для всех частных институтов единые требования по управлению активами при проведении инвестиционной деятельности по резервам, относящимся к пенсионному обеспечению.
В целях установления более действенного контроля имеет смысл по аналогии с пенсионными фондами организовать представление в органы страхнадзора ежеквартальной отчетности об инвестиционной деятельности страховщиков по резервам, связанным со страхованием пенсий. Для осуществления такой задачи необходимо четкое разделение на страхование жизни (куда относится и страхование пенсий) и иные виды страхования, как это принято п западных страховых стандартах. Прежде всего предполагается раздельное ведение счетов по учету всех операций по страхованию жизни и «нежизни». Смысл этого деления в следующем: резервы по страхованию жизни не должны быть подвержены дополнительным серьезным рискам, связанным с возможностью компании расплачиваться этими резервами по текущим выплатам в рискоиых видах страхования. Перетекание средств в российских страховых компаниях из рисковых видов страхования в накопительные и наоборот ■ серьезный фактор, подрывающий их надежность.
Распыленность надзора за негосударственным сектором пенсионного обеспечения (Минфин РФ у страховщиков, Минтруда и Инспекция у негосударственных пенсионных фондов) требует создания единого органа государственного надзора за деятельностью как страховых компаний, так и пенсионных фондов
Мешает развитию негосударственного пенсионного обеспечения о России «идеологическая» борьба между негосударст «земными пенсионными фондами и страховыми компаниями. По мнению одной группы специалистов, дополнительным пен-
сионным обеспечением должны заниматься только пенсионные фонды, а страховщики - только страхованием жизни в классическом его виде. Другая группа специалистов придерживается мнения, в соответствии с которым рыночные отношения в области негосударственного пенсионного обеспечения требуют присутствия на рынке как НПФ, так и страховых компаний. Рассмотрим аргументы в пользу второй точки зрения.
Ситуация с инфраструктурой системы дополнительных пенсий в России в настоящее время следующая.
Пенсионные фонды работают главным образом с крупными корпоративными клиентами, а клиентами страховых компаний являются физические лица и небольшие фирмы. Попытки работать с отдельными гражданами пенсионные фонды предпринимали во времена активного развития финансовых пирамид, однако закончились неудачно в основном в августе 1998 года. Большинство фондов погибло в результате финансового кризиса, перестав выполнять свои обязательства перед вкладчиками из-за обвала на фондовом рынке и замораживания государственных ценных бумаг. Кроме того, негативные последствия для НПФ имели: отсутствие в течение длительного времени законодательства по пенсионным фондам, неразработанность научно обоснованных расчетов пенсионных взносов, завышенная доходность. При анализе активов и количества полисов большинства НПФ получается, что средняя пенсия составит не более 10-20 рублей в месяц.
В корпоративных пенсионных фондах, обслуживающих крупнейшие финансово-промышлен-ные группы, ситуация другая: большие размеры собственного имущества, солидная численность участников, приличные накопленные размеры пенсий. Но при этом деятельность фонда ограничена рамками материнской структуры, и о попытках выйти за рамки финансово-промышленной группы они и не помышляют.
Разжигаемое сегодня противоборство между страховщиками и негосударственными пенсионными фондами вызывает недоверие клиентов к тем и к другим. Тем не менее равные условия для всех участников рынка негосударственных пенсий должны быть. Социальная значимость пенсионного обеспечения не оставляет времени для «разборок» на уровне государства. Рынок сам определит, кто имеет лучшие перспективы: НПФ или страховые компании.
В защиту присутствия страховых компаний на рынке негосударственного пенсионного обеспечения можно привести следующие доводы:
- мировой опыт осуществления дополнительного пенсионного обеспечения в основном страховыми компаниями (например, в Великобритании). Более того, за рубежом большая часть пенсионных фондов рождена страховщиками;
- наличие в России более широкой сети страховых компаний, их филиалов и агентов, нежели у негосударственных пенсионных фондов. Многие страховые компании имеют широкую филиальную сеть, выросшую вдвое после финансового кризиса 1998 года. Так, в 2002 году в России насчитывалось 1 398 действующих страховых компаний и 3 447 филиалов и агентств страховых компаний. Только у Росгосстраха имеется 2 088 офисов в разных городах России. Количество работающих пенсионных фондов меньше числа страховых компаний в 4,6 раза и составило в 2002 году 268 организаций. Подавляющее большинство фондов не имеет филиальной сети;
- предложение со стороны страховщиков не только полисов классического пенсионного страхования, но и разнообразных программ долгосрочного универсального страхования, когда полисы имеют не только накопительную часть, но и рисковую часть (выплаты страховой суммы в случае смерти или инвалидности);
- имеющийся у страховщиков богатый опыт по актуарным расчетам, что делает более низкими для граждан тарифы по пенсионному страхованию;
- относительно безболезненный выход большинства страховщиков из финансового кризиса 1998 года. Обязательства проблемных страховых компаний подхватывали более сильные компании, системы сострахования и перестрахования позволили системе относительно мягко перенести удар.
Видимо, будет не лишним рассмотреть и учесть мировую практику вложения средств пенсионных фондов, причем как государственных, так и частных.
Ф.СП-1 АБОНЕМЕНТ » ч *** ЖУРНАЛ Финансы и кредит 71222 (ИНДЕКС ИЗДАНИЯ)
Количество комплектов 1
(НАИМЕНОВАНИЕ ИКАНИЯ)
На 2003 год по месяцам:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
X X X X X X
Куда
(ПОЧТОВЬШ ИНДЕКС) (АДРЬС)
Кому
(ЧЛМИЛИЯ. ИНИЦИАЛЫ)
- - - - - - - - - -
ДОСТАВОЧНАЯ КАРТОЧКА
71222
пв MECIO ЛИТЕР ЖУРНАЛ
Финансы и кредит
(НАИМЕНОВАНИЕ ИЗДАНИЯ)
Стоимость ПОДПИСКИ Руб. коп. Количество комплектов 1
ПЕРЕАДРЕСОВКИ Руб. КОП.
На 2003 год по месяцам:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
X X X X X X
Куда
(АДРЕС)
Кому
(ФАМИЛИЯ ИНИЦИАЛЫ)