15 (318) - 2013
Инвестиционная деятельность
УДК 330.322
СОВРЕМЕННЫЕ РИСКИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗМЕЩЕНИЕМ СРЕДСТВ ПЕНСИОННЫХ РЕЗЕРВОВ И ИНВЕСТИРОВАНИЕМ СРЕДСТВ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ
А. С. ОЩЕПКОВА,
аспирантка кафедры социального страхования, экономики и управления предприятиями Е-mail: Anzhela. mf@mail. ги Российский государственный социальный университет
В статье рассмотрены основные виды рисков, возникающих при инвестировании средств негосударственных пенсионных фондов, а также механизмы их уменьшения. На основе анализа структуры портфеля негосударственных пенсионных фондов выявлены тенденции изменения структуры портфеля в более консервативную сторону и увеличения доли совокупного инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов в ВВП страны.
Ключевые слова: негосударственные пенсионные фонды, риск-менеджмент, пенсионные резервы, пенсионные накопления, инвестирование.
С учетом нестабильности российской экономики в целом и экономики отдельных регионов в частности при инвестировании средств негосударственных пенсионных фондов (НПФ) особенно актуальным становится проведение разумной и взвешенной инвестиционной политики, что при отсутствии стандартов риск-менеджмента1 становит-
1 Понимается способность финансового института идентифицировать, измерять и управлять всеми релевантными видами рисков.
ся проблематичным. Актуальность данного вопроса показал и кризис 2008 г., когда сложившаяся система управления активами не была в полной мере способна противостоять колебаниям в экономике, резкому ухудшению положения на финансовых рынках.
После кризиса 2008 г. наблюдается смещение структуры портфелей НПФ в более консервативную сторону, одной из предпосылок чего является отсутствие адекватной системы риск-менеджмента. Возрастает доля инструментов с относительно небольшой рискованностью. Можно наблюдать стабильный рост доли депозитов и средств на счетах в банках (рис. 1). И напротив, падает доля рисковых инструментов, таких как акции. Доля акций в структуре совокупного инвестиционного портфеля НПФ снизилась с 14 % в 2008 г. до 10 % в 2011 г. 2. В структуре портфеля пенсионных резервов это сокращение еще более выражено - с 35,5 до 10,7 % соответственно по годам [ 1]. Кроме того, в посткризисный 2009 г. резко возросла доля федеральных и субфедеральных облигаций, что
2 Рассчитано на основе данных Федеральной службы по финансовым рынкам - М1р://%'%гмг. fcsm. ги/.
100
80
16
17
1Ж
60
40
20
01.01.2008
01.01.2009
01.01.2010
01.01.2011
Денежные средства на счетах и депозиты в банках Федеральные и субфедеральные долговые обязательства 1ЧЧ1 Корпоративные облигации I : : Акции российских эмитентов ^Н Прочие направления размещения
Рис. 1. Волатильность структуры совокупного инвестиционного портфеля НПФ, %
обусловлено их сравнительно высокой доходностью при фактических низких рисках и широкой финансовой поддержкой федеральными властями. Однако на фоне падения доходностей депозитов и надежных облигаций задача сохранности средств и превышение дохода от их инвестирования становится все более сложной. Для ее решения НПФ будут вынуждены больше рисковать, для чего необходимо повышать собственные компетенции в риск-менеджменте.
По состоянию на 31.12.2011 объем пенсионных средств, находящихся в НПФ, оценивается в 2 % ВВП (по состоянию на 31.12.2011 ВВП в текущих ценах составил 54 585,6 млрд руб.3, объем пенсионных накоплений (стоимость чистых активов), находящихся в НПФ, - 393,7 млрд руб., объем пенсионных резервов - 700,1 млрд руб.4). По состоянию за III квартал 2012 г. ситуация выглядит следующим образом: объем пенсионных средств, находящихся в НПФ, составил 8,4 % ВВП (ВВП в текущих ценах за III квартал 2012 г. - 15 949,3 млрд руб.5, объем пенсионных накоплений (стоимость чистых акти-
вов), находящихся в НПФ, - 600,04 млрд руб., объем пенсионных резервов - 746,62 млрд руб. 6).
Кроме того, хотя интервал времени еще достаточно мал7 для прогнозирования стабильного возрастающего тренда, наблюдаемая тенденция к увеличению доли совокупного инвестиционного портфеля НПФ в ВВП страны говорит о все повышающейся роли НПФ в экономике страны, а также о том, что возрастающий объем средств под управлением НПФ и, соответственно, повышение социальной значимости НПФ требуют улучшения качества управления пенсионными средствами (рис. 2).
При анализе видов рисков не стоит забывать, что НПФ как участнику рынка во многом присущи риски, схожие с рисками для других участников рынка с поправками на особенности организационно-правового статуса НПФ и особенности их деятельности. Вопросами изучения рисков и способов их минимизации ученые интересуются уже давно. Общие вопросы теории и методологии
0
3 По данным Федеральной службы государственной статистики - gks. га/.
4 Рассчитано на основе данных Федеральной службы по финансовым рынкам - М1р://%,%гмг. fcsm. га/.
5 По данным Федеральной службы государственной статис-
тики - Ы1р://%'%глг. gks. га/.
6 Рассчитано на основе данных Федеральной службы по финансовым рынкам - Й1р://%'%глг. йозт. га/.
7 Интервал времени берется с 2005 г., поскольку только в 2004 г. НПФ было дано право наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации выступать страховщиком по обязательному пенсионному страхованию.
1,5
0,5
02005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
Доля совокупного инвестиционного портфеля НФП в ВВП страны
_ _ _ Линейный тренд
Рис. 2. Волатильность доли совокупного инвестиционного портфеля в ВВП страны
в 2005-2012 гг., %
изучения риска разрабатывали преимущественно немецкие и английские ученые. Если говорить о России, то в настоящее время прикладными вопросами, связанными с рисками НПФ, занимаются в основном участники финансового рынка. Большой вклад в изучение этого вопроса внес Ю. Б. Ногин, заместитель начальника управления по финансовым рискам НПФ «Благосостояние» [3], а также члены рейтингового агентства «Эксперт РА» и некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов» (НАПФ).
Так, НАПФ разработан проект Стандартов управления рисками для НПФ России (далее - Стандарты) [8], направленный на унификацию практики риск-менеджмента на российском пенсионном рынке, на повышение прозрачности НПФ и рост доверия населения и инвесторов к пенсионному рынку. В Стандартах прописаны как меры по общей организации управления рисками в фонде, так и контроль рыночных, кредитных и операционных рисков, рисков ликвидности.
Можно говорить о двух направлениях в рамках процесса управления рисками - измерение и контроль портфельных рисков, а также контроль за соблюдением законодательства. В настоящее время преобладает второе направление. Однако нужно учитывать, что операции, не противоречащие законодательству, могут быть излишне рискованными [2].
Далее обобщим виды рисков, которые возникают при управлении средствами пенсионных накоплений и пенсионных резервов, особо остановимся на видах рисков, управление которыми регламентируется Стандартами.
Кредитный риск - риск того, что любое обязанное перед НПФ лицо (контрагент, эмитент, банк) не исполнит свои обязательства в полной мере либо
на требуемую дату, либо в любое время после этой даты.
Рыночный риск - это риск возникновения у НПФ убытков от инвестирования пенсионных средств в финансовые инструменты вследствие изменения рыночной стоимости данных инструментов. В составе рыночного риска выделяются фондовый, валютный и процентный риски. Фондовый риск - риск несения убытков по финансовым активам вследствие неблагоприятного изменения цен данных активов прежде всего для инструментов, обращающихся на фондовом рынке, т. е. рынке ценных бумаг.
Местом встречи продавцов и покупателей ценных бумаг является фондовая биржа - организация, которая помимо указанной функции еще и обеспечивает необходимые условия нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен и распространение информации о них, т. е. в какой-то степени способствует снижению фондового риска. Наиболее крупными из фондовых бирж России являются Московская биржа, Санкт-Петербургская валютная биржа, Уральская региональная валютная биржа и Фондовая биржа Санкт-Петербурга.
Валютный риск - риск возникновения убытков по финансовым активам, выраженным в иностранной валюте или чувствительных к изменению курсов иностранной валюты, вследствие изменения курсов валют. Данный вид риска является не столь актуальным для российских НПФ, поскольку активы, выраженные в иностранной валюте, не являются востребованным объектом инвестирования. На официальном сайте ФСФР представлены сведения о структуре инвестиционного портфеля по обязательному пенсионному страхованию по каждому НПФ начиная с 2007 г. В структуре портфелей в иностранной валюте могут быть представлены следующие виды активов, обязательства по которым выражены в иностранной валюте:
- государственные ценные бумаги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- облигации российских эмитентов, акции российских эмитентов, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
2
1
- паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств;
- облигации и акции иностранных эмитентов;
- ипотечные ценные бумаги в иностранной валюте;
- депозиты и средства на счетах в кредитных организациях в иностранной валюте;
- ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенные к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг. Обобщив данные по каждому инвестиционному портфелю и проанализировав их структуру, констатируем не только то, что структура активов, чувствительных к изменению курса иностранных валют, достаточно консервативна, но и то, что доля таких активов с каждым годом снижается и в последние годы не превышает 1 % от совокупного инвестиционного портфеля НПФ (рис. 3, 4).
Процентный риск - риск возникновения убытков по финансовым активам, чувствительным к изменению процентной ставки, вследствие изменения рыночных процентных ставок. Здесь речь идет прежде всего о депозитах в кредитных организациях, которые считаются достаточно востребованным и низко рисковым активом.
Риск ликвидности возникает в результате несбалансированности финансовых активов и финансовых обязательств, в том числе вследствие несвоевременного исполнения финансовых обязательств одним или несколькими инвестиционными контрагентами и/или возникновения непредвиденной необходимости немедлен-
ного и единовременного исполнения НПФ своих финансовых обязательств.
Риск ликвидности можно условно разделить на три категории:
риск текущей (балансовой) ликвидности (риск нехватки ликвидных средств для выполнения текущих финансовых обязательств); риск рыночной ликвидности (риск невозможности реализовать финансовый актив на рынке в требуемые сроки по текущим рыночным котировкам);
риск долгосрочной ликвидности.
Некоторые НПФ склонны считать, что один из инструментов управления ликвидностью - вложения в депозиты и средства на счетах в кредитных организациях. Риск ликвидности, как правило, является в большей степени просчитываемым риском. Негосударственные пенсионные фонды составляют планы на год по назначению и выплате пенсии
1,2 1
0,8 0,6 0,4 0,2 0
2008
2009
2010
2011
Рис. 3. Доля активов, представленных в иностранной валюте, в структуре совокупного инвестиционного портфеля НПФ в 2008-2011 гг, %
100 ■
60
40
20
99,3
0,5
100
Ш
2008 2009 2010 2011
Ценные бумаги международных финансовых организаций
Депозиты и средства на счетах в кредитных организациях в иностранной валюте Ценные бумаги субъектов РФ
Рис. 4. Активы, представленные в иностранной валюте, по отношению к общей доле активов в иностранной валюте в 2008-2011 гг, %
о
застрахованным лицам и участникам НПФ. В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2012 № 479 установлены Правила формирования, корректировки и доведения НПФ до управляющей компании плана передачи средств пенсионных накоплений, предназначенных для формирования выплатного резерва, а также средств пенсионных накоплений застрахованных лиц для осуществления срочных пенсионных выплат и плана передачи средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, необходимых для осуществления выплат накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочных пенсионных выплат [7].
Кроме того, для обеспечения своевременности выполнения текущих обязательств НПФ создают страховой резерв, резерв по обязательному пенсионному страхованию, а также НПФ вправе создавать на добровольной основе объединенные гарантийные фонды.
Операционный риск - это риск ненадлежащего функционирования процедур реализации инвестиционных решений и учета операций систем, несовершенства практики внутрикорпоративного делового оборота, приводящего или могущего привести к финансовым потерям или другим негативным для НПФ последствиям.
Если говорить об операционных рисках, которые связаны с процессом инвестирования средств пенсионных накоплений и размещения пенсионных резервов, то их можно детализировать следующим образом:
- риски, связанные с выбором управляющей компании;
- риски, связанные с договорными отношениями, в частности риски, связанные с передачей активов в доверительное управление;
- риски взаимодействия с управляющей компанией, в том числе риски нарушения инвестиционной декларации.
В Стандартах используется следующая классификация операционных рисков:
- риски персонала;
- риски бизнес-процессов;
- риски информационных систем;
- юридические риски.
Подвидом операционного риска можно считать риск, возникающий при передаче в доверительное управление - риск неэффективного управления
средствами, переданными в доверительное управление.
При передаче средств НПФ в доверительное управление управляющим компаниям возникает проблема недостаточного контроля рисков. Практика взаимодействия НПФ и управляющих компаний сводится к двум форматам. Первый формат предполагает создание в НПФ отдельного подразделения, отвечающего за управление рисками. В результате НПФ самостоятельно разрабатывает свою инвестиционную стратегию и транслирует ее управляющей компании. Но подобная схема взаимодействия требует для НПФ существенных материальных затрат, поэтому данная схема мало распространена. Большинство фондов передают управляющим компаниям весь процесс инвестирования, либо иногда проводят совместные инвестиционные комитеты.
В настоящее время в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» [4] НПФ разрешено самостоятельное размещение только средств пенсионных резервов8. Инструменты для самостоятельного инвестирования помимо Федерального закона [4] определены также в постановлении Правительства Российской Федерации от 01.02.2007 № 63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» [6]. В связи с этим НПФ ограничен в возможности минимизировать рассматриваемый риск путем сокращения объема средств, передаваемых управляющим компаниям. Однако обратная ситуация тоже не совсем выгодна для НПФ, поскольку самостоятельное размещение большого объема средств требовало бы больших затрат на управление рисками.
Кроме того, в соответствии с законодательством управляющие компании страхуют риск своей ответственности за нарушение договора доверительного управления, вызванное ошибками, небрежностью или умышленными противоправными действиями работников управляющей компании либо умышленными противоправными действиями (бездействием) иных лиц.
В качестве дополнительного вида риска выделяют риск концентрации, под которым подразумевается
8 Справочно: по состоянию на 31.12.2011, по данным Федеральной службы по финансовым рынкам, НПФ самостоятельно было размещено 0,01 % от общего объема пенсионных резервов.
риск возрастания вероятности и объемов возможных потерь НПФ вследствие чрезмерного увеличения доли ценных бумаг одного эмитента (или связанных эмитентов), заемщиков и/или контрагентов в портфеле или увеличения доли одного контрагента (или нескольких связанных) в портфеле при воздействии неблагоприятных факторов для указанных эмитентов, заемщиков и/или контрагентов. Этот вид риска четко регламентируется законодательством, в частности Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» [4], Федеральным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» [5], а также рядом постановлений Правительства Российской Федерации.
Стоит отметить, что по данным ФСФР, в настоящее время на рынке функционирует 136 НПФ, из которых 109 осуществляют деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика. Для НПФ, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, установлены более жесткие законодательные ограничения. В связи с этим НПФ, не являющиеся страховщиками по обязательному пенсионному страхованию, вследствие особенностей законодательного регулирования подвержены большему количеству рисков.
К указанным особенностям можно отнести следующие:
- больший перечень активов для инвестирования, а также возможность самостоятельного размещения средств пенсионных резервов (средства пенсионных накоплений НПФ самостоятельно инвестировать запрещено) (рис. 5);
- помимо основных требований, которым НПФ должен соответствовать согласно ст. 2 Федерального закона [4], к НПФ, осуществляющему деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, предъявляются дополнительные требования. В частности, величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности должна составлять с 01.07.2009 не менее 50 млн руб., тогда как для НПФ, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, этот показатель с 01.07.2009 установлен на уровне не менее 100 млн руб. Кроме того, предъявлены повышенные требования к совокупному вкладу учредителей (не
менее 100 млн руб. для фондов, являющихся страховщиками по обязательному пенсионному страхованию, и 30 млн руб. - для фондов, не являющихся страховщиками). Используемые в НПФ методики оценки риска закрепляются во внутренних методологических документах. Также НПФ могут разрабатывать и применять различные механизмы уменьшения рисков. Хотя оценка риска и применение различных механизмов уменьшения риска еще не означает его устранения, поскольку большая доля рисков не зависит от самого НПФ.
В частности, Стандарты предусматривают применение нескольких механизмов уменьшения риска.
Это, во-первых, непринятие риска. Предполагает отказ от рискованной стратегии управления активами или от рискованных финансовых инструментов. Такой отказ предполагает выбор альтернативных, менее рискованных, финансовых инструментов и способов управления портфелем.
Отрицательной стороной этого механизма является низкая доходность безрисковых стратегий и, как следствие, уменьшение объема пенсионных прав лиц, формирующих свою будущую пенсию. Эксперты указывают на необходимость разработки различных инвестиционных стратегий в зависимости от возраста человека, т. е. чем моложе застрахованное лицо или участник НПФ, чем больше времени ему еще предстоит формировать свои пенсионные накопления и резервы, тем рискованнее может быть стратегия управления его средствами. Поэтому механизм непринятия риска следует применять только для инвестирования средств лиц предпенсионного и пенсионного возрастов.
Во-вторых, диверсификация - распределение вложений по разным финансовым инструментам или типам активов, осуществляемое для того, чтобы избежать концентрации рисков. Одним из способов обеспечения диверсификации является лимитирование - ограничение объема обязательств перед НПФ, приходящихся на один объект риска или тип объектов риска. Например, могут лимитироваться обязательства одного заемщика (эмитента долговых ценных бумаг, банка) как в абсолютном, так и в относительном выражении.
В-третьих, резервирование - индикативный расчет и возможное формирование резервных фондов в качестве источника покрытия возможных убытков. Как уже отмечалось, в соответствии с за-
Передача в доверительное управление
Денежные средства на счетах в рублях и иностранной валюте
Банковские депозиты в рублях и иностранной валюте
Государственные ценные бумаги РФ
Депозитные сертификаты российских банков
Инвестиционные паи открытых, интервальных, закрытых ПИФ
Объекты недвижимого имущества
Государственные ценные бумаги РФ
Государственные ценные бумаги субъектов РФ
Корпоративные облигации
Акции российских ОАО
Ипотечные ценные бумаги
Денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах в кредитных организациях
Депозиты в кредитных организациях
Паи (акции, доли) иностранных инвестиционных фондов
Облигации международных финансовых организаций
Муниципальные облигации
Депозитные сертификаты российских банков
Ценные бумаги правительств иностранных государств
Акции иностранных АО и облигации иностранных коммерческих организаций
Акции (паи, доли) иностранных инвестиционных фондов
Нежилые здания, помещения, строения, сооружения
'Активы для самостоятельного размещения пенсионных резервов - по постановлению Правительства РФ [6].
"Активы, переданные в доверительное управление управляющей компании (пенсионные накопления), - по Федеральному закону [5].
*** а « __/ \ ** *** /
Активы, переданные в доверительное управление управляющей компании (пенсионные резервы), - включают и (по постановлению Правительства РФ [6]).
Рис. 5. Разрешенные активы для НПФ (объекты инвестирования)
конодательством для обеспечения своевременности выполнения обязательств НПФ создают страховой резерв, резерв по обязательному пенсионному страхованию, а также НПФ вправе создавать на добровольной основе объединенные гарантийные фонды и гарантийные фонды на уровне саморегулируемых организаций, участниками которых являются НПФ.
В-четвертых, страхование риска (компенсация) -заключение договора со страховой компанией о
возмещении части убытков при наступлении страхового случая.
В-пятых, получение банковских гарантий, заключение договора с поручителями - юридическая фиксация обязательств третьих лиц исполнить обязательства заемщика или контрагента.
В-шестых, хеджирование - использование разрешенных законодательством срочных инструментов (производных) для уменьшения риска портфеля активов [8].
Кроме того, невозможно достичь полного контроля над риском, так как риск является неопределенностью. Поэтому необходимо говорить об установлении приемлемого уровня риска. Приемлемый уровень риска можно определить как соотношение негативных воздействий на деятельность и позитивных результатов этой деятельности НПФ. Приемлемый риск в работе НПФ как социальных институтов можно определить в пять и более процентов меньшей из следующих величин:
- размер резервов покрытия пенсионных обязательств по состоянию на начало отчетного года;
- размер резервов покрытия пенсионных обязательств по состоянию на конец отчетного года, т. е. в рамках величины страхового резерва, который в рамках законодательства формируется в НПФ [7].
Таким образом, необходимо выстраивать надежный процесс управления риском, направленный на то, чтобы оценивать и соответствующим образом регулировать портфельный риск, а также согласованным и интегрированным образом управлять активами и обязательствами. Высокая социальная значимость деятельности НПФ повышает цену ошибки. Чтобы защитить интересы клиентов, НПФ должны не только ясно представлять те риски, которые актуальны при управлении пенсионными средствами, но и уметь нивелировать их, учитывая особенности управления средствами пенсионных накоплений и средствами пенсионных резервов.
Список литературы
1. Гущин А., Назарчук А., Митрофанов П. Обзор «пенсионный рынок России по итогам 2011 года: рост требует инфраструктуры»: аналитические материалы для IV ежегодной конференции «Будущее пенсионного рынка России», 25.04.2012, Москва.
2. Концепция перехода НПФ к стандарту «разумного лица» // Электронный журнал «Пенсионное обозрение». URL: http://www. pensionobserver. ru/ arxiv/1-9-yanvar-mart-2012-g/v-czentre-vnimaniya/ konczepcziya-perexoda-npf-k-standartu-razumnogo-licza.
3. Ногин Ю. Б. Организация службы риск-менеджмента в российских негосударственных пенсионных фондах // Финансы и кредит. 2012. № 4.
4. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ.
5. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ.
6. Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением: постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2007 № 63.
7. Об утверждении Правил формирования, корректировки и доведения негосударственным пенсионным фондом до управляющей компании плана передачи средств пенсионных накоплений, предназначенных для формирования выплатного резерва, а также средств пенсионных накоплений застрахованных лиц для осуществления срочных пенсионных выплат и плана передачи средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, необходимых для осуществления выплат накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочных пенсионных выплат: постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2012 № 479.
8. Стандарты управления рисками для негосударственных пенсионных фондов РФ // НАПФ -http://napf. ru/.