Научная статья на тему 'Роль негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования'

Роль негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1648
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИЯ / ФОНД / СТРАХОВАНИЕ / ВЫБОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вавулин Д. А., Федотов В. Н.

В рамках реформы системы обязательного пенсионного обеспечения граждане России, родившиеся после 1967 г., получили право отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации и выбрать для этой цели один из негосударственных пенсионных фондов. В рамках данной статьи авторы подробно рассматривают роль негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования»

Страхование

роль негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования

Д. А. ВАВУЛИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления и финансов Орловский государственный технический университет

В. Н. ФЕДОТОВ, кандидат экономических наук, консультант по финансам и вопросам корпоративного управления ОАО «Тульская инвестиционная компания»

В рамках реализации одной из наиболее важных и одновременно одной из самых спорных реформ современной российской истории — реформы системы государственного пенсионного обеспечения россияне, родившиеся в 1967 г. и позже, получили возможность самостоятельно выбирать, кому доверить управление накопительной частью своей будущей трудовой пенсии. Будущие пенсионеры вправе перевести накопительную часть пенсионных накоплений в одну из негосударственных (частных) управляющих компаний либо же оставить средства в Пенсионном фонде Российской Федерации (ПФР), который затем переведет их под управление государственной управляющей компании (Внешэкономбанк, или ВЭБ). При этом следует отметить, что в том и другом случае формирование накопительной части трудовой пенсии осуществляется через ПФР. Помимо этого, застрахованные лица имеют право отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и выбрать для этой цели один из негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

В этой связи, прежде всего, необходимо отметить, что история возникновения НПФ уходит своими корнями к 1989 г. Именно в этом году Госстрах ввел дополнительную услугу по страхованию

пенсий. И уже в ноябре 1991 г. возник первый в современной российской истории НПФ — Российский страховой пенсионный фонд (РСПФ). В декабре 1991 г. Указом Президента РФ «О первоочередных мерах по организации работы промышленности» государственным предприятиям было разрешено создавать за счет прибыли фонды для увеличения пенсий их работникам. В апреле 1994 г. Главное Правовое Управление при Президенте РФ принимает решение о разработке Закона «О негосударственных пенсионных фондах». С января 1995 года постановлением Правительства РФ от 24.12.1994 № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность НПФ и компаний по управлению активами НПФ включена в перечень лицензируемых видов деятельности. При этом в качестве лицензирующего органа была определена Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения РФ. Первые лицензии НПФ были выданы в октябре 1995 г. В мае 1998 г. после долгих процедур согласований (проект был трижды отклонен Государственной Думой) вступил в силу Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее — Закон «О НПФ»), который регулирует различные аспекты функ-

Таблица 1

количество и основные показатели нПФ

Показатель 01.01.2001 01.01.2002 01.01.2003 01.01.2004 01.01.2005 01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008 01.10.2008

Количество 234 250 256 257 270 261 256 240 218

НПФ с дейс-

твующими

лицензиями

Собственное 23 258 45 103 63 667,4 125 622,5 215 803,6 344 368,1 514 784,8 603 079,4 647 855,8

имущество

НПФ, млн руб.

Имущество для 5 887 10 327,8 10 314,6 31 537,4 42 472,3 59 640,4 91 387,1 96 492,8 937 570,4

осуществле-

ния уставной

деятельности,

млн руб.

Сумма пенси- 15 585 33 640,3 51 443,1 89 557,2 169 792,4 277 383,1 405 228,8 472 888,8 506 741,8

онных резервов

НПФ, млн руб.

Количество 3 318 966 3 953 103 4 365 208 5 194 361 5 530 851 6 059 152 6 420 712 6 757 122 6 771 215

участников,

чел.

Количество 279 175 330 500 351 092 428 017 500 606 704 781 865 457 1 026 178 1 135 595

участников,

получающих

негосударс-

твенную пен-

сию, чел.

Пенсионные 764,4 1 080,3 2 075,7 3 317,6 5 027,5 7 597,1 10 317,4 13 842,8 12 733,5

выплаты, млн

руб.

Совокупный 2 362,3 3528,1 4 161,1 6 630,3 9 353,8 11 351,2 21 054 22 942 25 143

вклад учредите-

лей, млн руб.

ционирования НПФ и на сегодняшний день. В течение 1996 — 2008 гг. сфера негосударственного пенсионного страхования достаточно динамично развивалась. Так, если в 1996 г. было зарегистрировано 26 НПФ, то уже на 01.01.2005 - 270 НПФ. Динамика изменения количества НПФ и основных показателей, характеризующих развитие системы негосударственного пенсионного страхования за период с 01.01.2001 по 01.10.2008, представлена в табл. 1 [4, 8].

В настоящее время НПФ представляют собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения. Учредителями НПФ могут выступать физические и юридические лица. Однако чаще всего НПФ учреждаются крупными и достаточно прибыльными предприятиями, которые заинтересованы в обеспечении дополнительных пенсий для своих сотрудников, могут профинансировать эти расходы, но при этом хотят контролировать деятельность той организации, которой они доверяют долгосрочные пенсионные ресурсы. Являясь некоммерческой организацией, НПФ, как и иные юридические лица

такого типа, не имеют права распределять полученные доходы между своими учредителями. Доходы, получаемые НПФ, направляются исключительно на строго определенные цели. К ним, в частности, относятся: пополнение средств пенсионных резервов1 (доход от размещения средств пенсионных резервов); пополнение средств пенсионных накоплений2 (доход от инвестирования средств пенсионных накоплений); покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности НПФ; формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности НПФ.

Структура органов управления НПФ во многом схожа со структурой органов управления в акцио-

1 Совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами.

2 Совокупность средств, находящихся в собственности фонда, предназначенных для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и договорами о создании профессиональной пенсионной системы и формируемых в соответствии с Законом «О негосударственных пенсионных фондах».

нерных обществах. Высшим органом управления большинства НПФ является Совет фонда (СФ). В этом смысле роль СФ во многом аналогична роли собрания акционеров в акционерном обществе, где общее собрание акционеров также является высшим органом управления. СФ формируется учредителями без какого бы то ни было представительства вкладчиков или участников. К компетенции СФ уставы НПФ обычно относят решение стратегических вопросов деятельности, утверждение важнейших документов (изменение устава, принятие и изменение правил фонда), определение инвестиционной политики. СФ также утверждает отчет о работе фонда за год и план на следующий год, смету расходов, назначает исполнительные органы, формирует Попечительский совет (ПС). Периодичность заседаний СФ в разных фондах в разное время колебалась от раза в месяц (обычно на фазе создания и развертывания деятельности фонда) до раза в год (когда фонд переходит к спокойному функционированию, а учредители утрачивают первоначальный интерес к нему). Уставом НПФ должно предусматриваться обязательное формирование ПС. Это коллегиальный орган, выполняющий надзорные функции и обеспечивающий общественный контроль за деятельностью НПФ. Иногда в ПС включаются представители предприятий и организаций — вкладчиков НПФ, иногда представители профсоюзов, порой — рядовые участники или просто уважаемые люди со стороны. Как правило, фонды не связывают себе рук никакими квотами представительства тех или иных групп в ПС. Надзор за деятельностью НПФ со стороны ПС может выражаться в предварительном утверждении ПС годового отчета, в предварительном согласовании важнейших решений НПФ (например, изменения в правилах НПФ), в праве затребовать для ознакомления деловую документацию НПФ. Оперативное управление деятельностью НПФ обычно осуществляет специально назначенный исполнительный орган — единоличный (генеральный или исполнительный директор) и/или коллегиальный (дирекция, правление). В его компетенцию входит организация текущей работы НПФ, заключение договоров с клиентами, подбор сотрудников и оформление отношений с ними, заключение договоров на управление активами и контроль за деятельностью управляющих, начисление пенсий и организация их выплат. Исполнительный орган формируется СФ и подотчетен ему, однако степень контроля может быть различной — в зависимости от активности работы СФ. В

целях обеспечения оперативного контроля за деятельностью исполнительного органа НПФ его уставом должно также предусматриваться создание ревизионной комиссии (РК).

Первоначально исключительным видом деятельности НПФ являлось негосударственное пенсионное обеспечение участников3 НПФ на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками НПФ в пользу его участников. В тот период времени клиентская база НПФ формировалась, главным образом, за счет корпоративных вкладчиков4, что обуславливало ее относительную узость. Впоследствии сфера деятельности НПФ была существенно расширена. Теперь НПФ вправе осуществлять не только негосударственное пенсионное обеспечение, но также профессиональное пенсионное страхование и деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании. При этом деятельность НПФ в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам.

НПФ были допущены в систему обязательного пенсионного страхования с 1 января 2004 г. Для осуществления деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию НПФ необходимо: получить соответствующую лицензию ФСФР России; зарегистрировать в ФСФР России страховые правила; подать в ФСФР России заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика. При этом на момент подачи в ФСФР России такого заявления НПФ должен соответствовать следующим требованиям: иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет;

3 Физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и НПФ пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу.

4 Физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в НПФ.

иметь опыт одновременного ведения не менее 5 тыс. именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года с 1 января 2004 г., а с 1 июля 2009 г. - не менее 20 тыс. именных пенсионных счетов; иметь величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности с 1 января 2005 г. не менее 30 млн руб., а с 1 июля 2009 г. — не менее 100 млн руб.; в целях обеспечения защиты прав участников иметь совокупный вклад учредителей (вклад учредителя), внесенный денежными средствами, в размере не менее 100 млн руб.; не иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение не менее последних двух лет деятельности; не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности [1].

Основу взаимоотношений НПФ и застрахованных лиц составляет договор об обязательном пенсионном страховании, заключаемый между ними. Такой договор заключается на неопределенный срок. При этом в нем должен содержаться страховой номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования застрахованного лица, указание фамилии, имени и отчества застрахованного лица, пол застрахованного лица и другая информация. В один и тот же период в отношении каждого застрахованного лица может действовать только один договор об обязательном пенсионном страховании. Договор об обязательном пенсионном страховании заключается в простой письменной форме. Он может быть прекращен в связи с наступлением одного из следующих событий (в зависимости от того, какое из них наступило ранее): внесения ПФР изменений в единый реестр застрахованных лиц в связи с заключенным застрахованным лицом нового договора об обязательном пенсионном страховании; внесения ПФР изменений в единый реестр застрахованных лиц в связи с удовлетворением заявления застрахованного лица о переходе в ПФР; истечения трех месяцев со дня аннулирования лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию у НПФ по решению суда; смерти застрахованного лица.

В целях сохранения и прироста средств пенсионных накоплений, находящихся в собственности НПФ, они подлежат обязательному инвестированию. При этом они могут быть инвестированы только в строго определенные классы финансовых инструментов (объекты инвестирования). В частности, к их числу относятся [2]:

государственные ценные бумаги Российской Федерации;

государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

муниципальные облигации российских эмитентов;

корпоративные облигации российских эмитентов;

акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;

денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;

депозиты в рублях в кредитных организациях; иностранная валюта на счетах в кредитных организациях.

Структура инвестиционного портфеля НПФ5 должна удовлетворять следующим основным требованиям (табл. 2) [1].

Максимальная доля отдельных классов активов в инвестиционном портфеле НПФ, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, указана в табл. 3 [3].

НПФ осуществляют инвестирование пенсионных накоплений через управляющую компанию (управляющие компании). Передача средств пенсионных накоплений управляющей компании (управляющим компаниям) производится НПФ исключительно на основании договора (договоров) доверительного управления средствами пенсионных накоплений (договор доверительного управления). Информация о заключении договора доверительного управления представляется НПФ в ФСФР России в срок, не превышающий трех дней со дня его заключения. По договору доверительного управления НПФ передает доверительному управляющему средства пенсионных накоплений в доверительное управление, а доверительный управляющий, в свою очередь, обязуется осуществлять управление этими средствами в строгом соответствии с установленными законодательством требованиями. Выгодоприобретателем по договору доверительного управления является учредитель управления, т. е. непосредственно НПФ. Передача

5 Инвестиционный портфель НПФ — активы, сформированные за счет средств пенсионных накоплений, переданных НПФ в доверительное управление управляющей компании (управляющим компаниям).

Таблица 3

Таблица 2

структура инвестиционного портфеля НПФ

Вид инвестиционного актива Максимальная доля в инвестиционном портфеле НПФ

Ценные бумаги одного эмитента или группы связанных эмитентов, за исключением государственных ценных бумаг РФ Не более 5 %

Депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу) В сумме не более 10 %

Ценные бумаги, эмитированные аффилированными лицами НПФ, управляющей компании, специализированного депозитария и актуария Не более 5 %

Акции одного эмитента Не более 10 %

Облигации одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ Не более 10 % совокупного объема находящихся в обращении облигаций

Доля ценных бумаг одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ Не более 15 % капитализации эмитента не более 15 % выпуска ценных бумаг субъекта РФ

Денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредитных организациях Не более 20 %

Средства, размещенные в ценные бумаги иностранных эмитентов Не более 20 %

Максимальная доля отдельных классов активов в инвестиционном портфеле НПФ

Вид инвестиционного актива 2004 г. 2005 г. 2006 г. с 2007 г.

Государственные облигации Без ограничений

Облигации субъектов РФ До 40 %

Муниципальные облигации До 40 %

Корпоративные облигации До 50 % До 60 % До 70 % До 80 %

Акции открытых акционерных обществ До 40 % До 45 % До 55 % До 65 %

Паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов До 20 %

Ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах До 40 %

Денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях До 20 %

Депозиты в рублях в кредитных организациях до 20 %

Иностранная валюта на счетах в кредитных организациях До 20 %

средств в доверительное управление не влечет перехода права собственности на них к управляющей компании (управляющим компаниям). При этом доверительный управляющий вправе распоряжаться средствами пенсионных накоплений исключительно для обеспечения их сохранения и прироста. Сделки с имуществом, составляющим средства пенсионных накоплений, доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая, что он действует в качестве такого управляющего. Это условие считается соблюденным, если в письменных документах после наименования доверительного управляющего сделана пометка «ДУ средствами пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии». Договор доверительного управления заключается на срок не более 15 лет. Неотъемлемой частью договора

доверительного управления является инвестиционная декларация управляющей компании, где определены требования к целям инвестирования, составу и структуре инвестиционного портфеля управляющей компании. Договор доверительного управления прекращается вследствие: несоответствия управляющей компании законодательно установленным требованиям; возбуждения в отношении управляющей компании процедуры банкротства; приостановления действия или аннулирования лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию НПФ, являющегося учредителем управления; отказа учредителя управления или управляющей компании от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью для управляющей компании лично осуществлять

доверительное управление имуществом, если обязанность лично осуществлять доверительное управление установлена договором; по другим причинам. Управляющая компания (управляющие компании) несет (несут) ответственность перед НПФ и его (их) участниками за ненадлежащее исполнение возложенных на нее (них) обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации. В то же время управляющая компания (управляющие компании) не несет (не несут) ответственности перед участниками по обязательствам НПФ.

Доверительным управляющим по договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений может являться только управляющая компания, соответствующая требованиям, установленным Федеральным законом от 24.07.2002 № 111 -ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Для получения права на управление средствами пенсионных накоплений, предназначенными для финансирования накопительной части трудовой пенсии, управляющие компании, участвующие в конкурсе, должны были иметь под своим управлением активов на сумму не менее 200 млн руб. Размер собственных средств управляющей компании должен был составлять не менее 50 млн руб. Профессиональная деятельность управляющей компании должна быть в обязательном порядке застрахована. В момент подачи заявки на участие в конкурсе не менее трех работников управляющей компании и ее руководитель должны были иметь квалификационный аттестат ФКЦБ/ ФСФР по специализации «доверительное управление ценными бумагами, управление активами паевых инвестиционных фондов, инвестиционных фондов и негосударственных инвестиционных фондов» и стаж работы по специальности не менее двух лет. На момент подачи заявки на конкурс под управлением управляющей компании должно было быть не менее двух паевых инвестиционных фондов (ПИФ) или двух негосударственных пенсионных фондов (НПФ), или же один ПИФ плюс один НПФ. Помимо того, у управляющей компании не должно было быть просроченной задолженности перед бюджетом и учредителями доверительного управления за два финансовых года, предшествующих дате подачи заявки на участие в конкурсе. У компании и ее руководителя не должно быть взысканий за административные правонарушения в области финансов и рынка ценных бумаг в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в конкурсе. Следует отметить,

что всем этим требованиям частные управляющие компании, победившие в конкурсе, должны соответствовать на протяжении всего периода осуществления ими деятельности по инвестированию средств пенсионных накоплений. Первоначально по итогам жесткого конкурса отобрано 55 частных управляющих компаний, а на первое полугодие 2008 г. таких управляющих компаний 58 [6, 7].

Хранение средств пенсионных накоплений НПФ, инвестированных в ценные бумаги, осуществляет специализированный депозитарий. В качестве специализированного депозитария НПФ может выступать только юридическое лицо, имеющее соответствующую лицензию ФСФР России. Взаимоотношения специализированного депозитария и НПФ основываются на договоре об оказании услуг специализированного депозитария. Специализированный депозитарий НПФ выполняет следующие функции: оказывает услуги по хранению сертификатов ценных бумаг; оказывает услуги по учету и переходу прав на ценные бумаги, в которые размещены средства НПФ; осуществляет ежедневный контроль за соблюдением НПФ и управляющими компаниями ограничений на размещение средств, правил размещения и инвестирования средств; другие функции. В каждый момент времени услуги специализированного депозитария могут оказываться НПФ только одним юридическим лицом, имеющим соответствующие лицензии.

Деятельность НПФ в целом, в том числе и в сфере обязательного пенсионного обеспечения, находится под строгим государственным регулированием, контролем и надзором. Регулятором и контролером всей пенсионной системы в России выступает Минфин РФ. Непосредственно государственное регулирование, контроль и надзор за деятельностью НПФ в области обязательного пенсионного страхования в целях соблюдения НПФ требований Закона «О НПФ», защиты прав и интересов застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства осуществляет ФСФР России. Помимо того, ФСФР России осуществляет контроль за процессом инвестирования средств пенсионных накоплений, находящихся в собственности НПФ. Независимым органом контроля является Общественный совет, в который входят представители работников, работодателей и Правительства. Общественный совет может создавать экспертные группы для рассмотрения различных вопросов пенсионной реформы. Любые операции по размещению пенсионных накоплений в ценные

бумаги должны быть согласованы со специализированным депозитарием, который хранит все ценные бумаги, приобретаемые управляющей компанией. Специализированный депозитарий контролирует все операции, которые с этими бумагами производятся. Без одобрения специализированного депозитария никакие сделки невозможны. Специализированный депозитарий НПФ обязан не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их выявления, сообщать в ФСФР России, а также в соответствующую управляющую компанию о нарушениях, выявленных при осуществлении контроля за инвестированием пенсионных накоплений. Специализированный депозитарий несет ответственность перед НПФ за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, при неисполнении своих обязанностей специализированный депозитарий несет солидарную ответственность с частной управляющей компанией, заключившей договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений.

Итак, начиная с 2004 г., НПФ получили доступ к огромному и долгосрочному финансовому ресурсу— средствам обязательного пенсионного обеспечения. И если ранее клиентская база НПФ формировалась, главным образом, за счет корпоративных клиентов, осуществляющих добровольное пенсионное страхование, что обуславливало ее относительную узость, то теперь появились и отдельные физические лица, желающие передать накопительную часть своих пенсионных накоплений в НПФ. Это позволяет последним существенным образом расширить свою клиентскую базу и диверсифицировать свой бизнес. Таким образом, в настоящее время НПФ стали реальной альтернативой частным управляющим компаниям и государственной управляющей компании в сфере управления деньгами накопительной части пенсии будущих пенсионеров. По состоянию на 20 января 2009 г. право на осуществление деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию имеют 136 из 218 НПФ, действующих в России. Место, которое занимают

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пенсионное на

НПФ в современной системе обязательного пенсионного страхования, наглядно характеризуют данные табл. 4 [8].

Как видно из данных табл. 4, на сегодняшний день сумма пенсионных накоплений, переданных застрахованными лицами в НПФ, достаточно существенно уступает суммам пенсионных накоплений, находящимся в управлении ВЭБа (более чем в 8 раз). При этом сумма пенсионных накоплений, находящихся в НПФ, более чем 3,5 раза превышает пенсионные накопления, переданные застрахованными лицами в управление частным управляющим компаниям. Вместе с тем на протяжении последних трех лет прослеживается четкая тенденция к росту сумм пенсионных накоплений, находящихся в собственности НПФ. Так, по состоянию на 31.03.2008 такие суммы возросли почти в 37,5 раза по сравнению с суммой пенсионных накоплений, находившейся в собственности НПФ по состоянию на 31.12.2004. Вполне закономерно можно предположить продолжение подобной положительной для НПФ тенденции вероятно и дальнейшем, что будет связано с повышением осведомленности населения в вопросах функционирования пенсионной системы Российской Федерации и повышения финансовой грамотности населения в целом. Следует отметить, что такая тенденция будет иметь место только при условии скорейшего преодоления кризисных явлений в экономике страны, в том числе и в ее финансовом секторе.

Так какие же преимущества получает застрахованное лицо, отказавшись от формирования накопительной части через ПФР и передав пенсионные накопления для формирования накопительной части трудовой пенсии в НПФ?

Во-первых, будущий пенсионер доверяет управление накопительной частью пенсии профессионалам. Дело в том, что в отличие от управляющих компаний (государственной и частных) размещение пенсионных резервов и инвестирование пенсионных накоплений, а также выплата пенсий — это профильный бизнес НПФ. Таким образом, передавая средства в НПФ, застрахованные лица начинают работу с опытными организациями.

Таблица 4

[ление, млн руб.

Показатель 31.12.2002 31.12.2003 31.12.2004 31.12.2005 31.12.2006 31.12.2007 31.03.2008

Сумма пенсионных накоплений, всего 47 173 95 571 98 475 183 930 286 411 401 819 403 238

Сумма пенсионных накоплений в ВЭБе 45 561 92 372 94 373 176 345 267 073 362 874 348 678

Сумма пенсионных накоплений, находящихся в управлении частных управляющих компаний 1 612 3 200 2 967 5 578 9 373 12 188 12 000

Сумма пенсионных накоплений в НПФ - - 1 135 2 007 9 965 2 6757 42 560

Во-вторых, сервис. Если при передаче средств в управление управляющим компаниям учет и выплату пенсий будет производить непосредственно ПФР, то после передачи пенсионных накоплений в НПФ это будет делать сам НПФ. Вместе с тем ПФР будет по-прежнему раз в год направлять будущему пенсионеру письмо с уведомлением о состоянии его счета. Однако сумму на накопительном счете застрахованное лицо сможет узнавать чаще — по договоренности с НПФ.

В-третьих, передав накопительную часть трудовой пенсии в НПФ, можно рассчитывать на большую потенциальную доходность пенсионных накоплений, а соответственно и на больший размер пенсии в будущем, при условии отсутствия кризисных явлений на финансовом рынке. Так, например, согласно рэнкингу НПФ (рэнкинг отражает места НПФ по итогам управления пенсионными накоплениями граждан; составлен на основе данных о доходности, представленных в процентах годовых; оценивались показатели доходности 42 НПФ), по итогам 2007 г. НПФ обеспечили доходность пенсионных накоплений от 5,33 % до 17,30 % годовых. Такая доходность вполне сопоставима как с доходностью, обеспеченной ВЭБом (6,04 %), так и доходностью, показанной частными управляющими компаниями (от 0,22 % до 9,2 %). Следует отметить, что такая доходность была достигнута НПФ в условиях роста рынка ценных бумаг, который наблюдался вплоть до начала третьей декады мая 2008 г. В условиях финансово-экономического кризиса по итогам 2008 г. большинство НПФ ничего не заработали для своих клиентов, и лишь некоторым НПФ в лучшем случае удалось лишь сохранить то, что было. Впрочем, это относится и к управляющим компаниям. Так, даже ВЭБ по итогам 2008 г. показал отрицательную доходность, которая по итогам 2008 г. составила минус 0,46 %, а частные управляющие компании показали среднюю доходность минус 25,5 %.

В-четвертых, в отличие от управляющих компаний, работающих со средствами пенсионных накоплений обезличенно, т. е. ПФР перечисляет в управляющую компанию пенсионные накопления всех застрахованных лиц, пожелавших, чтобы их пенсионные накопления инвестировала данная управляющая компания, НПФ работает со средствами пенсионных накоплений каждого конкретного застрахованного лица. В любой момент времени будущий пенсионер может узнать о том, сколько денег находится на его счете.

В-пятых, важным преимуществом формирования накопительной части трудовой пенсии через

ПФР является возможность ее наследования после смерти застрахованного лица. Трудовые пенсии по старости, выплачиваемые ПФР, унаследовать невозможно. В то время как при переходе в НПФ такая возможность существует.

Однако, как считают большинство аналитиков, работа с НПФ сопряжена с большими рисками в силу того, что средства пенсионных накоплений переходят из собственности государства в собственность НПФ, а также в силу меньшей «прозрачности» НПФ. Кроме того, так как для управления пенсионными накоплениями НФП привлекаются частные управляющие компании, то потенциальная доходность от управления будет ниже за счет вознаграждения управляющим компаниям и самому НПФ. В этой связи необходимо отметить следующее. Учредители НПФ не могут направлять средства, находящиеся в собственности НПФ, на какие-то иные виды деятельности и цели, кроме уставной деятельности. Таким образом, весь сформированный доход будет направлен на увеличение пенсионных накоплений застрахованных лиц. На средства пенсионных накоплений, находящиеся в собственности НПФ, не может быть обращено взыскание по долгам НПФ (за исключением долгов перед застрахованными лицами), вкладчиков, страхователя, управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и иных лиц, включая застрахованных лиц и участников. Также к ним не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества. Деятельность НПФ подлежит ежегодному актуарному оцениванию по итогам финансового года6. Актуарное заключение включает в себя результаты актуарного оценивания принятых НПФ обязательств, в том числе и перед застрахованными лицами, а также результаты оценивания актуарной стоимости средств пенсионных накоплений. Актуарное заключение представляется НПФ в ФСФР России не позднее 30 июля каждого года. Кроме того, НПФ обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку. Ежегодному аудиту подлежат ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов

6 НПФ должен отчетливо представлять, какие суммы он может инвестировать, куда инвестировать, на какой срок, а также учитывать доходность этих вложений. Нужно учитывать имеющиеся обязательства перед пенсионерами и необходимость будущих выплат. Кроме того, для разных клиентов НПФ предлагает разные пенсионные схемы. Все это требует услуг специалистов, которые на основании различных методик оценивают соотношение между активами фонда и его обязательствами. Таких специалистов называют актуариями. Они проводят актуарную оценку деятельности НПФ, в которой отражается его долгосрочная устойчивость.

накопительной части трудовой пенсии, ведение бухгалтерской отчетности НПФ, ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности управляющих компаний и специализированных депозитариев по формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений и др. Аудиторское заключение представляется НПФ в ФСФР России. Также риски, связанные с функционированием НПФ, существенным образом можно снизить путем диверсификации вложений в несколько управляющих компаний, т. е. попросту говоря, следуя «наивному» принципу диверсификации, — не складывать «все яйца в одну корзину».

Что же нужно сделать будущему пенсионеру для того, чтобы получить возможность использовать преимущества, которые обеспечивают застрахованным лицам НПФ? Прежде всего, необходимо отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и перейти в НПФ. Застрахованное лицо самостоятельно выбирает НПФ из числа тех, которые имеют право осуществлять деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Ознакомиться со списком НПФ, включенных в систему обязательного пенсионного страхования, можно, например, на официальном сайте ФСФР России в сети Интернет — http://www.ffms.ru. Однако далее задача усложняется. Дело в том, что выбор предстоит сделать из более сотни НПФ, которые в настоящее время имеют право осуществлять обязательное пенсионное страхование. Чтобы не ошибиться и сделать грамотный выбор, НПФ необходимо оценить с точки зрения различных критериев, характеризующих его деятельность. При этом, пожалуй, основополагающими критериями при выборе НПФ должны быть надежность и стабильность НПФ, а также эффективность деятельности НПФ за все время существования.

Надежность НПФ — это гарантия выполнения обязательств НПФ перед клиентами. В принципе надежность НПФ можно оценить по следующим основным критериям.

Во-первых, опыт работы в области негосударственного пенсионного обеспечения, прежде всего, с момента первой выплаты негосударственных пенсий. Здесь следует уточнить количество участников НПФ, а также динамику увеличения или уменьшения их количества. Также оценивается уровень профессионализма персонала НПФ. Работники НПФ должны иметь соответствующую квалификацию, определенный стаж на рынке негосударственного пенсионного обеспечения.

Во-вторых, состав учредителей. Состав учредителей НПФ может свидетельствовать о близости НПФ к ведущим финансово устойчивым предприятиям, финансовым компаниям и, таким образом, наряду с количеством крупных учредителей подтверждать его надежность.

В-третьих, размер пенсионного и страхового резервов. Общий объем пенсионных резервов характеризует масштаб деятельности НПФ, обеспечивает его платежеспособность перед своими клиентами. Это свидетельствует о надежности НПФ, обеспечивает защиту прав участников и застрахованных лиц НПФ.

В-четвертых, размер имущества НПФ, предназначенного для обеспечения уставной деятельности. Размер имущества НПФ, свидетельствуя о финансовой состоятельности НПФ, обеспечивает его устойчивость при наступлении неблагоприятных обстоятельств, а также позволяет в ходе работы НПФ использовать совершенные технологии, оборудование и т. д.

В-пятых, репутация НПФ на рынке. Оценка по данному критерию осуществляется на основании данных об имевших место приостановлениях действия лицензии на осуществление деятельности, а также дефицита, выявленного на основании актуарного оценивания либо убыточного баланса.

В-шестых, диверсификация инвестиционного портфеля НПФ. Оценивается степень распределения рисков между различными инвестиционными программами НПФ. Вкладывая деньги в различные финансовые инструменты, которые обладают разной надежностью и разным уровнем риска, НПФ таким образом «страхует» свои активы. Для оценки этого критерия необходимо знать, в какие управляющие компании вкладываются деньги вкладчиков и какова структура инвестиционного портфеля, который предлагает управляющая компания.

В-седьмых, членство в профессиональных объединениях. Это обеспечивает дополнительные гарантии обеспечения выполнения обязательств НПФ перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами. Дополнительный контроль за деятельностью НПФ, осуществляемый не только со стороны различных государственных органов, но и профессиональных ассоциаций, является одним из дополнительных признаков надежности НПФ.

Другим важным ориентиром при выборе НПФ является эффективность его работы за все время существования. Эффективность деятельности НПФ — это гарантия того, что НПФ распоряжается средствами пенсионных накоплений над-

лежащим образом, обеспечивая их сохранение и прирост в соответствии с общерыночным уровнем доходности. Эффективность деятельности НПФ определяется на основании различных критериев: роста доли НПФ на рынке негосударственного пенсионного обеспечения, роста доли НПФ на рынке государственного пенсионного обеспечения, успешности инвестиционной политики НПФ и доверии со стороны клиентов. Информацию об основных показателях деятельности НПФ можно найти на страницах специализированных изданий (например, журналы «Пенсионные фонды и инвестиции» и «Пенсия»), деловых СМИ («Коммерсантъ», «Коммерсантъ-Деньги», «Ведомости») и в сети Интернет (например, на сайте http://www. pensюnreform. га или http://www. investfunds. га), где публикуются различного рода аналитические материалы, а также рэнкинги НПФ.

Оценив НПФ с точки зрения различных критериев и выбрав для себя конкретный НПФ, будущему пенсионеру обязательно необходимо внимательно ознакомиться с документами НПФ. Сделать это можно как непосредственно в офисе НПФ, так и на официальном сайте НПФ в Интернете. У НПФ должны быть лицензия, Правила НПФ, составленные и утвержденные в соответствии с законодательством. Помимо того, должен быть определен порядок формирования пенсионных накоплений и условия выплаты дополнительной пенсии. Также желательно ознакомиться с информацией о том, кто выступает в качестве специализированного депозитария и какие управляющие компании работают с данным НПФ.

После того как будущий пенсионер окончательно определится с выбором НПФ, ему необходимо заключить договор обязательного пенсионного страхования с этим НПФ. Для этого ему уже необходимо лично явиться в офис НПФ. Выполнив все формальности и заключив договор, застрахованное лицо должно передать в ПФР заявление о переходе из ПФР в НПФ. Следует отметить, что сделать это можно только один раз в год не позднее 31 декабря текущего года. Застрахованное лицо может передать заявление в ПФР одним из следующих способов: лично явившись в территориальный орган ПФР; лично явившись в орган (организацию), с которым ПФР заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей; по почте или с курьером (установление личности и проверка подлинности подписи застрахованного лица осуществляется нотариусом или иным образом). В дальнейшем застрахованное лицо имеет

право перейти из одного НПФ в другой НПФ. При этом оно также самостоятельно выбирает новый НПФ. Помимо того, застрахованное лицо вправе перейти из НПФ, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, в ПФР и тем самым через него формировать накопительную часть трудовой пенсии (в последнем случае инвестирование средств пенсионных накоплений, формируемых в пользу застрахованного лица, будет осуществлять государственная управляющая компания). Для реализации этих прав застрахованное лицо также не чаще одного раза в год не позднее 31 декабря текущего года передает в ПФР соответствующее заявление (о переходе из НПФ в НПФ, из НПФ в ПФР). Порядок передачи заявления в ПФР аналогичен порядку, описанному применительно к порядку передачи заявления о переходе из ПФР в НПФ [7].

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время в России индустрия НПФ переживает нелегкие времена. Дело в том, что еще в 2008 г. наметился рост обращений клиентов НПФ за выкупными суммами. По данным Национальной ассоциации пенсионных фондов, в 2008 г. выкупных сумм выплачено на 35,6 % больше, чем в 2007 г. При этом всплеск расторжений договоров пришелся на конец 2008 г., когда резко рос курс доллара и евро. В условиях девальвации российской валюты многие клиенты НПФ предпочитали перевести сбережения в иностранную валюту. В 2009 г. отток средств клиентов из НПФ еще более усилился. При этом если в конце 2008 г. клиенты спешили забрать свои взносы, чтобы заработать на валютных спекуляциях, то теперь эти взносы все чаще становятся последним источником средств для граждан, потерявших работу. Их число с каждым днем становится все больше и больше. Так, по официальным данным Минздравсоцразвития, на 3 февраля 2009 г. число зарегистрированных безработных в России достигло 1,7 млн чел. С начала же октября 2008 г. численность уволенных работников составила 151 тыс. чел., число работников, переведенных на режим неполной занятости или отправленных в вынужденный отпуск, — 821 тыс. чел. Тем временем общая численность безработных в России в конце декабря 2008 г. уже составила 5,8 млн чел., или 7,7 % трудоспособного населения России. При этом по официальным оценкам общая численность безработных в России в 2009 г. может вырасти на 1 млн чел. [6]. В сложившейся ситуации дальнейшее развитие индустрии НПФ находится под большим вопросом. Более того, возникают вполне оправдан-

ные опасения, что при нынешней экономической ситуации оно может вообще надолго остановиться. Дело в том, что динамичное развитие индустрии НПФ может происходить только в условиях благоприятной экономической конъюнктуры.

список литературы

1. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07 мая 1998 № 75-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 8 апр. 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 22 апр. 1998 г. // Рос. газ. — 1998. — 13 мая.

2. Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 № 111-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июн. 2002 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 10 июл. 2002 г. // Рос. газ. — 2002. — 30 июл.

3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2003 № 379 «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле в

7.

соответствии со статьями 26 и 28 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и статьей 36.15 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» от 30.06.2003 № 379 // Рос. газ. - 2003. - 09 июл. Официальный сайт в Интернете Федеральной службы по финансовым рынкам. URL: http:// www. ffms. ru/catalog. asp?ob_no=17596/ (дата обращения 24.02.09).

Официальный сайт в Интернете Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. URL: http://www. minzdravsoc.ru/videobank/71/ (дата обращения 18.02.09).

Официальный сайт в Интернете Федеральной службы по финансовым рынкам. URL: http:// www.ffms.ru/catalog.asp?ob_no=3612/ (дата обращения 15.02.09).

Официальный сайт в Интернете Пенсионного фонда Российской Федерации. URL: http:// www. pfrf. ru/content/view/3420/173/ (дата обращения 14.09.09).

Информационный ресурс в Интернете «Investfunds». URL: http://npf.investfunds.ru/ indicators/index.phtml/ (дата обращения 10.02.09).

подписка eLIBRARy*RU

Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.