Научная статья на тему 'Развитие педагогических инноваций в Узбекистане'

Развитие педагогических инноваций в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
494
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / РАЗВИТИЕ / ПРОГРЕСС / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухитдинова Мухлиса Садриддиновна, Камалова Малика Низамовна

В статье рассматриваются некоторые аспекты развития инноваций, а также достижения в сфере образовательных, педагогических технологий в Узбекистане. Актуальным направлением в системе образования становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухитдинова Мухлиса Садриддиновна, Камалова Малика Низамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие педагогических инноваций в Узбекистане»

Список литературы

1. Агаев Н.Ф. Педагогические условия повышения эмоциональной устойчивости личности студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2011. 26 с.

2. Кошбахтиев И.А. Научно-педагогические основы совершенствования физического воспитания студентов: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ташкент, 1993. 43 с.

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В УЗБЕКИСТАНЕ Мухитдинова М.С.1, Камалова М.Н.2

'Мухитдинова Мухлиса Садриддиновна — преподаватель;

2Камалова Малика Низамовна - кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой, кафедра узбекского языка и литературы, Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые аспекты развития инноваций, а также достижения в сфере образовательных, педагогических технологий в Узбекистане. Актуальным направлением в системе образования становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения. Ключевые слова: педагогика, инновации, образовательный процесс, развитие, прогресс, система образования.

В современных условиях широкое использование достижений мировой науки и инновационной деятельности становится важнейшим фактором динамичного и устойчивого развития всех сфер жизнедеятельности общества и государства, построения достойного будущего страны.

За истекший период создана необходимая инфраструктура в сфере развития науки и технологий, сформирован определенный интеллектуальный и технологический потенциал. Вместе с тем наличие следующих системных проблем, недостаточное использование имеющихся возможностей и потенциала для разработки и внедрения инновационных идей и технологий препятствуют эффективной реализации намеченных реформ и ускоренному инновационному развитию страны.

В целях обеспечения ускоренного инновационного развития всех отраслей экономики и социальной сферы на основе передового зарубежного опыта, современных достижений мировой науки, инновационных идей, разработок и технологий, а также в соответствии с задачами, определенными Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах [1].

Инновационные процессы в настоящее время затрагивают все сферы социального бытия. Социокультурная жизнь общества должна отражать требования времени и не отставать от инновационного прогресса. Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются образовательные и педагогические инновации.

Вместе с тем, продление школьного образования ставит новые задачи перед государством, такие как обновление материально-технической базы, подготовка и переподготовка кадров, создание новых учебных программ. Появление новых учебных дисциплин требует пополнения информационных ресурсов в целях постоянного поиска новых форм обучения. В подобных условиях высоко ценится не только внедрение новых педагогических технологий (что, по своей сути является новацией), но прежде всего повышение роли и авторитета самих преподавателей, их знаний и навыков. Предоставление учащимся самостоятельного выбора приемов и способов, использование сети Интернета, информационно-коммуникационных технологий, аудио и видео носителей является более эффективным, чем ранее использованные традиционные методы.

В подобных условиях высоко ценится не только внедрение новых педагогических технологий (что, по своей сути является новацией), но прежде всего повышение роли и авторитета самих преподавателей, их знаний и навыков. Предоставление учащимся самостоятельного выбора приемов и способов, использование сети Интернета, информационно-коммуникационных технологий, аудио и видео носителей является более эффективным, чем ранее использованные традиционные методы.

Электронные библиотеки, практикумы, консультации, конкурсы и олимпиады позволяют работать с персональными образовательными программами учащимся с высоким и низким уровнем общей

подготовки, позволяет сформировать навыки самостоятельного обучения. Актуальным направлением в системе образования становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

По инициативе Шавката Мирзиёева 2018 год в нашей стране был объявлен «Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий». В связи с этим было создано Министерство инновационного развития, перед которым стоят задачи по реализации важнейших проектов не только в экономической сфере, но и в жизни всего общества.

Основным курсом развития государства становится переход на путь инновационного развития, направленного на коренное улучшение всех сфер жизни государства и общества, когда бизнес-деятельность организуется на основе инновационных, современных подходов, передовых технологий и методов управления. Особое внимание в Государственной программе уделяется созданию необходимых условий для ускоренного развития науки и инновационной деятельности, а также поддержке прогрессивно мыслящих, инициативных и ответственных работников.

Важно отметить что, в системе образования, несмотря на позитивные сдвиги, остается ряд нерешенных задач.

В настоящее время для успешной реализации инновационных методов обучения, современный педагог обязан: в совершенстве владеть информационно-коммуникационными знаниями, технологиями и методикой их применения; урок должен планироваться с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной). Особое место занимают диалогические и проектно-исследовательские методы, способствующие связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста.

Каждая учебная дисциплина имеет определенную систему, однако для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, преподаватель вправе больше внимания уделять креативным темам, фактам, понятиям и интересам учащихся, естественно в рамках предмета. Предмет, в зависимости от способностей учащихся к усвоению определенных тем и задач имеет различный уровень сложности. Зачастую, данный показатель обусловлен возрастом, уровнем развития, индивидуально-психологическими особенностями учащихся.

Результативность урока достигается тогда, когда обеспечено полное включение учащихся в познавательную деятельность, где ученики не только получают и анализируют результаты, но и чувствуют положительный эмоциональный настрой на содержание урока и достижение успеха. Роль преподавателя в данном процессе состоит из координации, где наряду со знаниями учитываются индивидуальные потребности, характер и интересы ученика.

Педагогическими инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства; методы, формы, технологии, содержательные программы и т.п.

Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:

- разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;

- обновление содержания образования;

- изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;

- совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

- улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;

- проектирование новых моделей образовательного процесса;

- обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровьесберегающих технологий обучения;

- обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;

- разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др. [2].

Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему.

В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление - теория новаций и инновационных процессов. Реформы образования представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.

Самое главное заключается в том, что каждая из этих программ, являясь неразрывной составной частью концепции строительства нового демократического общества, играет важную роль в построении нашего великого будущего. Отрадно, что они становятся реальной ценностью нашей повседневной жизни, основой новой жизни и мировоззрения. Подтверждением служит тот факт, что сегодня конкретные результаты проводимой в этом направлении работы находят отражение в жизни

каждого нашего соотечественника, их сознание, мышление, духовный мир благодаря этому преображаются и обогащаются.

Безусловно, проводимые реформы играют важную роль не только в воспитании подрастающего поколения, но и привлекают его к педагогическо-инновационной деятельности, способствуя дальнейшему совершенствованию системы подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих мировым стандартам, для ведущих отраслей экономики нашей страны.

Список литературы

1. Указ «Об образовании Министерства инновационного развития Республики Узбекистан» от 29.11.2017 г.

2. Закон Республики Узбекистан об образовании. Т.: Изд-во «Узбекистан», 1997. 36 с.

ВНЕДРЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ КЛАССАХ ДМШ)

Авдошина О.М.

Авдошина Ольга Михайловна - преподаватель высшей квалификационной категории по классу фортепиано, Детская музыкальная школа № 30 Советского района, г. Казань

Аннотация: в статье анализируется состояние детского музыкального образования на современном этапе. Обозначены основополагающие функции музыкальной педагогики, а также основные идеи и практические подходы к осуществлению компьютеризации музыкального образования. Раскрываются роль и значение внедрения в процесс обучения в исполнительских классах цифровых инструментов.

Ключевые слова: культура, искусство, цифровые технологии, интеграция, электронно-образовательные ресурсы.

Образование в сфере культуры и искусства является национальным достоянием нашей страны. Важнейшую роль в формировании культурного потенциала играют учебные заведения культуры и искусства. Как важнейшая составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном обществе, рассматриваются школы искусств, художественные и музыкальные школы дополнительного образования, которые входят в систему непрерывного многоуровневого художественно-музыкального образования: школа, училище, ВУЗ.

Качество образования в этих школах является одним из наиболее важных показателей системы образования в области искусства. Изменения, внесённые новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» определили новый аспект в основной деятельности детских музыкальных школ - реализацию дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ на основе Федеральных государственных требований.

Деятельность детской музыкальной школы дополнительного образования, таким образом, нацелена на реализацию этих программ, а также на отбор наиболее талантливых детей, что в свою очередь предполагает повышение качества преподавания в школах.

В своей работе в сфере дополнительного образования преподаватели опираются на накопленный, систематизированный и богатый опыт лучших музыкантов-исполнителей и педагогов. В настоящее время музыкально-исполнительская педагогика обрела свою теорию и встала на научную основу. Она стремится к расширению опыта, находясь в постоянном поиске наиболее результативных путей воспитания каждого ученика, к созданию условий для становления его индивидуальной творческой личности. Для успешной музыкально-педагогической деятельности педагог должен иметь приоритетные профессиональные и психологические качества: высокая музыкальная духовная культура, компетентность, музыкально-педагогичная интуиция, эмпатия, любовь к детям и потребность увлечь их.

Сегодня функции музыкальной педагогики значительно расширились. Задачей педагога исполнительских дисциплин является не только обучение игре на инструменте, но включает в себя музыкальное воспитание, музыкальное образование, музыкальное развитие и всестороннее развитие личности обучающегося. Однако необратимые процессы разрушения эффективной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.