ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ
СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1 2 Джумаева С.А. , Хайруллаева М.Х.
1Джумаева Санобар Абсаатовна - старший преподаватель, кафедра общей педагогики, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент; 2Хайруллаева Маржона Хайрулло кизи - студент, направление: психология, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан
Аннотация: статья раскрывает содержание понятия «педагогическая инновация» и его трансформацию с течением времени. Основное внимание в работе авторы акцентируют на дифференциации инновационных преобразований, инновационных технологиях и способах их внедрения, а также рассмотрении трудностей, связанных с привнесением инновационных технологий в систему образования. Ключевые слова: педагогическая инновация, инновационная технология, образования, обучения, инновационная деятельность, метод.
Развитие является неотъемлемой частью любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы и методы действий, человек постоянно развивается. Этот процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической.
Одним из средств такого развития являются инновационные технологии. Инновация - нововведение в области техники, технологии, образовании, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы [1, с. 30].
Педагогические инновации - это разновидность социальных инноваций. Педагогические инновации - это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности. Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) - новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т.п. (экстенсивный путь развития).
Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются: разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений; обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания; совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом; улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации; проектирование новых моделей образовательного процесса; обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровьесберегающих технологий обучения; обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся; разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др. [2, с. 12-14].
I 38 |
В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление -теория новаций и инновационных процессов. Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.
Педагогические инновации осуществляются по определенному алгоритму: разработка критериального аппарата; всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы; поиски образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер; всесторонний анализ научных разработок; проектирование инновационной модели педагогической системы; исполнительская интеграция реформы; проработка практического осуществления известного закона перемены труда; построение алгоритма внедрения в практику новшеств; введение в профессиональную лексику новых понятий или переосмысление прежнего профессионального словаря; защита педагогической инновации от псевдоноваторов [3, с. 440-441].
Несмотря на очевидную необходимость инноваций в педагогике, существует ряд причин, препятствующих их внедрению в образовательный процесс, что, несомненно, в определенной степени тормозит развитие педагогики. В.И. Андреев выделяет следующие из них:
• консерватизм определенной части педагогов (особенно опасен консерватизм администрации образовательных учреждений и органов образования);
• слепое следование традиции по типу «У нас и так все хорошо»;
• отсутствие необходимых педагогических кадров и финансовых средств для поддержания и стимулирования педагогических инноваций, особенно для педагогов-экспериментаторов;
• неблагоприятные социально-психологические условия конкретного образовательного учреждения и др.
В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.
Следствием постоянного развития, совершенствования методов педагогики стали инновационные технологии, т.е. технологии, благодаря которым происходит интеграция новых идей в образование.
Однако внедрение таких технологий сопряжено с рядом трудностей (финансовые средства, консерватизм некоторых чиновников в образовательной сфере, недостаточное развитие технологий). Кроме того, несмотря на очевидную необходимость в инновациях, всё же внедрять их следует с осторожностью. В противном случае неосторожная инновационная деятельность может привести к кризису образовательной системы. И, тем не менее, важно понимать, что педагогические инновации - это неотъемлемая часть развития педагогики, и они необходимы для совершенствования системы образования.
Список литературы
1. Костюк Н.И. Новые принципы организации начального профессионального
образования // Профессиональное образование, 2004. № 4. С. 30.
2. Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные
понятия // Педагогика, 2004. № 4. С. 12-14.
3. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань,
2000. С. 440-441.
I 39 |