Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ'

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
354
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МНЕМОТЕХНИКА / ДИАГНОСТИКА / ПРОГРАММА / МНЕМОТАБЛИЦА / ЗАПОМИНАНИЕ / ОБЪЕМ ПАМЯТИ / СКОРОСТЬ ПАМЯТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Широкова Анастасия Алексеевна, Мамедова Лариса Викторовна

Анализ психолого-педагогической литературы обращает внимание на то, что основными показателями хорошо развитой памяти являются ее объем и скорость, с которой человек может запоминать материал, сюда же можно отнести не только продолжительность сохранения информации, но и способность, а главное точность ее воспроизведения. К основным процессам памяти можно отнести запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.Каждый человек строго индивидуален, все мы имеем свои неповторимые особенности, наша память не стала исключением, у каждого человека свои параметры памяти. Все они отличаются по своим характеристикам, сложно найти двух разных людей с абсолютно одинаковой скоростью запоминания, прочностью сохранения, а также простотой воспроизведения. Чаще всего память обязана своей неповторимостью особенностям высшей нервной деятельности, каждого конкретного человека, а также его воспитанию и той среде, которая окружала его в процессе его взросления. Именно поэтому у разных людей может преобладать любой из типов памяти, это может быть как наглядно-образный, словесно-логический так и эмоциональный тип памяти.Для подавляющего числа дошкольников образная память является приоритетной. В более раннем возрасте их память правильней отнести к непроизвольной форме. Однако позже в процессе взросления дошкольника и использования им мнемотехнических средств на первый план начинает выходить процесс непроизвольного запоминания. Ближе к пяти годам у ребятишек появляется не только произвольная форма запоминания, но и возможность произвольного воспроизведения. Бесспорно, неоценимый вклад в развитие этих процессов помогут внести мнемотехнические средства.Мнемотехника - уникальная система тренировок памяти. Она так же позволяет: расширить объем запоминаемой информации, улучшить логическое мышление, повысить внимательность и способность к визуализации, стать стимулом к развитию образного и творческого мышления.В статье рассматривается эмпирическое исследование первичной диагностики уровня развития кратковременной памяти у детей старшего дошкольного возраста. Оно было проведено на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Снежинка» МР «Алданский район» РС (Я) г. Алдан. После исследования детей, нами была составлена психолого-педагогическая программа «Мнемо», направленная на развитие памяти с использованием мнемотехники, с целью повышения уровня развития памяти. В нашей программе используются различные приемы мнемоники («Повторение», «Смысловое соотнесение», «Группировка» и другие), также в ней использованы игровые методы, направленные на развитие памяти. По окончанию проведения полного курса входящего в нашу программу нами было проведено итоговое исследование детей, которое показало положительную динамику в развитии кратковременной памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Широкова Анастасия Алексеевна, Мамедова Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMORY DEVELOPMENT IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN THROUGH MNEMONICS

The analysis of psychological and pedagogical literature draws attention to the fact that the main indicators of a well-developed memory are its volume and the speed with which a person can memorize material, this can also include not only the duration of storing information, but also the ability and, most importantly, the accuracy of its reproduction. The main processes of memory include memorization, preservation, recognition and reproduction.Each person is strictly individual, we all have our own unique features, our memory is no exception, each person has their own memory parameters. They all differ in their characteristics, it is difficult to find two different people with exactly the same speed of memorization, durability of preservation, as well as ease of reproduction. Most often, memory owes its uniqueness to the peculiarities of the higher nervous activity of each individual, as well as his upbringing and the environment that surrounded him during his growing up. That is why any type of memory can prevail in different people, it can be both visual-figurative, verbal-logical and emotional type of memory.For the overwhelming number of preschoolers, imaginative memory is a priority. At an earlier age, their memory is more correctly attributed to an involuntary form. However, later in the process of growing up a preschooler and using mnemonics, the process of involuntary memorization begins to come to the fore. Closer to the age of five, children have not only an arbitrary form of memorization, but also the possibility of arbitrary reproduction. Undoubtedly, mnemonics will help to make an invaluable contribution to the development of these processes.Mnemonics is a unique system of memory training. It also allows you to: expand the amount of memorized information, improve logical thinking, increase attentiveness and the ability to visualize, become an incentive for the development of imaginative and creative thinking.The article considers an empirical study of the primary diagnosis of the level of development of short-term memory in older preschool children. It was established on the basis of MBDOU «Child Development Center - kindergarten «Snowflake» MR «Aldansky district» RS (Ya) Aldan. After studying the children, we compiled a psychological and pedagogical program «Mnemonic», aimed at developing memory using mnemonics, in order to increase the level of memory development. Our program uses various techniques of mnemonics («Repetition», «Semantic correlation», «Grouping» and others), it also uses game methods aimed at developing memory. At the end of the full course included in our program, we conducted a final study of children, which showed positive dynamics in the development of short-term memory.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ»

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники

Широкова Анастасия Алексеевна,

студент, кафедра ПиМНО, Технический институт (филиал) «СВФУ» им. М.К. Аммосова г. Нерюнгри E-mail: nastuha 94_25@ list.ru

Мамедова Лариса Викторовна,

к.п.н., доцент, зав. кафедры педагогики и методики начального обучения, ТИ (Ф) СВФУ им. М.К. Аммосова в г. Нерюнгри

E-mail: larisamamedova@yandex.ru

Анализ психолого-педагогической литературы обращает внимание на то, что основными показателями хорошо развитой памяти являются ее объем и скорость, с которой человек может запоминать материал, сюда же можно отнести не только продолжительность сохранения информации, но и способность, а главное точность ее воспроизведения. К основным процессам памяти можно отнести запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Каждый человек строго индивидуален, все мы имеем свои неповторимые особенности, наша память не стала исключением, у каждого человека свои параметры памяти. Все они отличаются по своим характеристикам, сложно найти двух разных людей с абсолютно одинаковой скоростью запоминания, прочностью сохранения, а также простотой воспроизведения. Чаще всего память обязана своей неповторимостью особенностям высшей нервной деятельности, каждого конкретного человека, а также его воспитанию и той среде, которая окружала его в процессе его взросления. Именно поэтому у разных людей может преобладать любой из типов памяти, это может быть как наглядно-образный, словесно-логический так и эмоциональный тип памяти.

Для подавляющего числа дошкольников образная память является приоритетной. В более раннем возрасте их память правильней отнести к непроизвольной форме. Однако позже в процессе взросления дошкольника и использования им мнемотехнических средств на первый план начинает выходить процесс непроизвольного запоминания. Ближе к пяти годам у ребятишек появляется не только произвольная форма запоминания, но и возможность произвольного воспроизведения. Бесспорно, неоценимый вклад в развитие этих процессов помогут внести мнемотехнические средства. Мнемотехника - уникальная система тренировок памяти. Она так же позволяет: расширить объем запоминаемой информации, улучшить логическое мышление, повысить внимательность и способность к визуализации, стать стимулом к развитию образного и творческого мышления. В статье рассматривается эмпирическое исследование первичной диагностики уровня развития кратковременной памяти у детей старшего дошкольного возраста. Оно было проведено на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Снежинка» МР «Алданский район» РС (Я) г. Алдан. После исследования детей, нами была составлена психолого-педагогическая программа «Мнемо», направленная на развитие памяти с использованием мнемотехники, с целью повышения уровня развития памяти. В нашей программе используются различные приемы мнемоники («Повторение», «Смысловое соотнесение», «Группировка» и другие), также в ней использованы игровые методы, направленные на развитие памяти. По окончанию проведения полного курса входящего в нашу программу нами было проведено итоговое исследование детей, которое показало положительную динамику в развитии кратковременной памяти.

Ключевые слова: развитие памяти, старший дошкольный возраст, мнемотехника, диагностика, программа, мнемотаблица, запоминание, объем памяти, скорость памяти.

Согласно ФГОС ДО от 17 октября 2013 года № 1155 «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира...» [6]. Огромную и неоспоримую роль в этом играет раскрытие не только психологических, но и познавательных процессов у ребят дошкольного возраста. Я думаю, нет смысла доказывать, что память является основополагающим фактором в этих процессах. Все мы не раз становились невольными свидетелями того, как тяжело дается детям их первый школьный опыт. В большинстве случаев основной проблемой, из-за которой возникают эти трудности, становится недостаточно хорошо развитая память.

На современном этапе данным вопросом занимаются, такие психологи и педагоги, как: Н.В. Давыдова, Ю.В. Казанцева, А.Н. Французо-ва, Н.И. Прилепина, Т.К. Ойтова, Л.В. Дернова, Е.В. Елецкая, С.А. Малмыгина и др.

К сожалению, в нашем обществе значимость памяти недооценена, а ее развитию не уделяется должного внимания. Из этого вытекает проблема противоречия между важностью развития памяти у будущих школьников и недостаточностью методики ее развития в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Особое место в жизни и формировании психофизиологических особенностей человека, как личности по праву принадлежит памяти. Особенно важна ее роль в момент начала взросления ребенка и становления его, как индивидуума.

А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин замечают, что к возрасту 6-ти лет у ребенка наблюдается «важное новообразование - у него развивается произвольная память» [1, с. 81].

З.М. Истомина в своей статье обращает наше внимание на то, что «сам по себе факт формирования произвольной памяти в дошкольном возрасте закономерен, но самое важное заключается в том, как протекает этот процесс и чем он внутренне обусловлен. В старшем дошкольном возрасте (5 и 6 лет) совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. При этом происходит дифференциация особого рода действий, соответствующих целям запомнить, припомнить, которые ставятся перед детьми» [2].

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

В период взросления ребенка меняется не только он сам, но и методы его запоминания. Уже к 6 годам на смену произвольному запоминанию приходит механическое запоминание. Со слов Г.А. Урунтаевой, это происходит, «при помощи повторений (от повторения вслух дети переходят к повторению шепотом или про себя) и при использовании картинок. Используя картинки, старшие дошкольники запоминают в 2,5-3 раза больше слов, чем без них. Для лучшего запоминания материала ребенку, развивающемуся в норме, требуется 2-3 его повторения» [5, с. 143].

Более эффективного развития памяти детей можно добиться, используя «специальные - мне-мические - приемы обучения: «повторение», «группировка», «смысловое соотнесение», «ассоциации», «схематизация», «самопроверка». Все они направлены на развитие запоминания, сохранения и воспроизведения необходимого материала» [3, с. 147].

Исходя из опыта В.С. Мухиной, «до самого конца дошкольного детства основным видом запоминания остается непроизвольное запоминание. К произвольному запоминанию дети обращаются редко и главным образом по требованию взрослых. Сравнительная успешность, продуктивность непроизвольного и произвольного запоминания зависит от того, что дети конкретно делают с запоминаемым материалом» [4, с. 127]. Детям намного проще и интересней запоминать изображение на картинках в процессе игры. Например, им гораздо проще запомнить, что нарисовано на карточках, если попросить отсортировать их по группам, объясняя при этом свой выбор. В ходе такого творческого процесса они не только рассматривают картинки, но и на подсознательном уровне думают о смысле каждого конкретного изображения. Благодаря умственной работе стимулирующей процесс запоминания, ребятам гораздо проще запомнить, что изображено на каждой конкретной карточке, этот способ показывает себя более эффективным, нежели обычное заучивание. Исходя, из этого можно утверждать, что непроизвольное запоминание гораздо продуктивнее произвольного.

Память ребенка носит непроизвольный характер, в младшем дошкольном возрасте он не может поставить себе задачу запомнить что либо, но для него не составляет труда запомнить 5-6 слов, цифр, образов. Ближе к школьному возрасту у ребенка появляется возможность ставить себе задачи запомнить что-либо, этому он обязан проявлениям произвольной кратковременной памяти. Эти проявления необходимо поощрять и заинтересовывать ребенка с помощью игр и упражнений.

Рассматривая, опыты работ практиков системы образования мы заметили, что ими активно используются мнемические методы, благодаря ко-5 торым им удается добиться хороших результатов § в работе по развитию памяти дошколят. Основное Я действие этих приемов направлено на развитие ° запоминания, сохранения, а также воспроизведе-5в ния материала.

Наше эмпирическое исследование кратковременной памяти мы проводили на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Снежинка» МР «Алданский район» РС (Я) г. Алдан.

Для исследования нами была взята группа «Колокольчик» состоящая из 20 ребят (9 мальчиков и 11 девочек). Возрастная группа 5-6 лет.

Перед нами стояла задача дать объективную оценку уровню развития памяти у детей из группы «Колокольчик». Для решения этой задачи были использованы пять методик:

1) тест слуховой памяти (вариант З.М. Истоминой)

Цель: определить объем слуховой вербальной кратковременной памяти.

2) методика А. Р. Лурия «Запоминание 10 слов»

Цель: исследование объема и скорости запоминания слуховой памяти у

детей дошкольного возраста.

3) тест зрительной памяти «Узнавание фигур» (вариант теста Н.А. Бернштейна)

Цель: оценить объем зрительной памяти.

4) тест скорости запоминания смысловой памяти (вариант Р.В. Овчаровой)

Цель: определение скорости запоминания смысловой памяти у детей старшего дошкольного возраста.

5) методика Т.Д. Марцинковской «10 предметов»

Цель: исследование объема и скорости запоминания образной памяти у

детей дошкольного возраста.

В таблицу 1 внесены начальные результаты нашего исследования.

Таблица 1

Название Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Тест слуховой памяти (вариант З.М. Истоминой) 20% 45% 35%

Методика А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов» 20% 40% 40%

Тест зрительной памяти «Узнавание фигур» (вариант теста Н.А. Бернштейна) 20% 45% 35%

Тест скорости запоминания смысловой памяти (вариант Р.В. Овчаровой) 10% 55% 35%

Методика Т.Д. Марцинковской «10 предметов» 15% 60% 25%

По результатам диагностики мы выявили общий уровень развития памяти у детей, представленный на рисунке 1.

Рисунок 1 показывает уровень развития памяти при начальном исследовании: выше среднего 20% детей (4 человека); ниже среднего 30% детей (6 человек); средний уровень - 50% детей (10 человек).

Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень

20%

30%

50%

Рис. 1. Уровень общего развития памяти у старших дошкольников

Дадим краткую характеристику каждой группе.

К 1 группе отнесем дошкольников уровень развития памяти, которых ниже средней отметки. В ее состав вошли 6 человек (Вова Б., Вика, Леонид, Полина, Мирослава, Тимофей). Уровень развития их памяти ниже сверстников. Они способны удержать в памяти (запомнить) всего по 1-3 элемента (слов, фигур). Скорость запоминания у детей из этой группы ниже, чем у остальных и поэтому им требуется, 7-9 повторений текста, но даже после этого для них трудно запомнить и воспроизвести текст, они допускают множество ошибок при рассказе текста.

Во 2 группу вошли ребята уровень развития памяти, которых находится на среднем уровне. Эта группа включает в себя 10 человек (Даниил, Богдан, Герман, Маша, Катя, Глория, Анна, Вова Н., Стефания Максим). Уровень развития их памяти показал средние результаты, они могут без проблем запомнить 4-6 слов и фигур, приложив к этому меньше усилий. Для того чтобы запомнить текст им нужно 4-5 повторений.

Третья группа собрала в себе ребят с результатом выше, чем у других испытуемых. В состав группы вошли 4 человека (Самира, Никита, Денис, Степан). У этих ребят высокий объем слуховой вербальной, зрительной и образной памяти. Они без проблем могут запоминать 8-9 слов и фигур. Благодаря высокой скорости запоминания достаточно 1-3 повторения.

Исходя, из результатов проведенной нами диагностики можно сделать вывод, что развитие памяти у старших дошкольников нашей группы на начальном этапе обследования не высок. Для этого нам необходимо разработать и внедрить в образовательную деятельность психолого-педагогическую программу по развитию памяти детей. Что мы и сделали.

Психолого-педагогическая программа «Мне-мо», разработана для развития памяти у детей старшего дошкольного возраста и включает в себя: цели, задачи, принципы работы. В ее состав входит 28 занятий по развитию речевых и познавательных процессов, эти занятия образуют 2 блока.

В первом блоке собраны занятия, направленные на обучение детей имеющимся приемам запоминания на развитие слуховой, зрительной, образной и смысловой памяти.

Второй блок научит ребят приемам мнемотехники с использованием мнемотаблиц.

Наша работа была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием.

В качестве примера рассмотрим некоторые используемые в нашей работе с обучающимися методы и приемы подробнее. Игра «Запомни предметы» Описание: детям кратковременно показывают предметы, которые они хорошо знают, со временем задача усложняется и количество (от 3 до 10) предметов растет. Задача детей заключается в том, чтобы запомнить и назвать все предметы, которые им показали. Заинтересовать и сконцентрировать внимание детей на предметах поможет то, что в момент, когда они произносят его название вслух, мы даем его им в руки. Этим мы добьемся большей эффективности при запоминании, так как задействуем еще один канал (тактильный) для поступления информации в мозг ребенка.

Игра «<Дорожки-загадки» Описание: педагог-психолог детям говорит, что приготовила для них интересный способ отгадывания загадок с помощью картинок (показ мнемодорожек и объяснение значения каждого мнемоквадрата, находя между ними логическую связь.)

1. Сидит девица, в темнице, а коса на улице (морковь)

2. Без окон, без дверей, полна горница людей (огурец)

3. Не куст, а с листочками

Не человек, а разговаривает (книга) Упражнение «Станция стихотворная» Описание: дети совместно с педагогом-психологом находят записку с заданием, где стихотворение зашифровано в картинках. Они разгадывают шифр, что обозначает каждая из картинок (Одновременное чтение стихотворения и показ по мнемотаблице). После педагог читает стихотворение, показывая картинки, и просит детей внимательно на них посмотреть и запомнить, потом дети совместно с педагогом рассказывают его, а после пытаются рассказать по мнемотаблице уже без помощи педагога.

Стихотворение «Весна» И. Токмакова

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Видно очень теплые

Ноги у весны.

После проведения всех занятий запланированных по плану нами была проведена итоговая диагностика с целью определения динамики улучшения уровня развития памяти по аналогичным методикам, что и при первичной диагностики. Результаты исследования в процентном соотношении приведены в таблице 2.

Для большей наглядности и простоты отслеживания динамики развития памяти у старших дошкольников на рисунке 2 изображены результаты обоих исследований.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Таблица 2

Название Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

тест слуховой памяти (вариант З.М. Истоминой) 35% 65% 0%

методика А.Р. Лурия «Запоминание 10 слов» 40% 50% 10%

тест зрительной памяти «Узнавание фигур» (вариант теста Н.А. Бернштей-на) 35% 65% 0%

тест скорости запоминания смысловой памяти (вариант Р.В. Овчаровой) 40% 50% 10%

методика Т.Д. Марцинков-ской «10 предметов» 35% 65% 0%

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

средним уровень

первичная диагностика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

низким уровень

итоговая диагностика

Рис. 2. Сравнительные данные исходного и итогового общего уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Рассмотрев гистограмму, изображенную на рисунке 2 мы наглядно видим изменения соотношений во всех трех группах. Если до этого группа с уровнем развития ниже среднего включала в себя 30%, то теперь она пуста. Группа, в которую входили наши середнячки, так же претерпела изменения, ее численность выросла с 50% до 60% -12 человек (Вова Б., Даниил, Герман, Вика, Маша, Леонид, Глория, Анна, Полина, Мирослава, Тимофей, Стефания). Остальные 40% - 8 человек (Са-мира, Богдана, Никита, Денис, Катя, Вова Н., Степан, Максим), заняли свое место в группе показатели участников, которой выше средних.

На основании данных исследования можно сделать вывод, что примененная нами психолого-педагогической программа «Мнемо» помогла достичь положительных результатов в развитии зрительной, смысловой, слуховой и образной кратковременной памяти.

Литература

1. Запорожец А. В., Эльконина Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 226 с.

2. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников [Электронный ресурс]

URL: http://www.psychology-online.net/articles/ doc-1683.html (Дата обращения 19.05.2022).

3. Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПБ.: Питер, 2014. - 483 с.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов. - М.: Академия, 2013. - 218 с.

5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2015. - 336 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] URL: https://de-mo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=tWG-6dGT6RkvLRGcl&cacheid=BC29CED6B3EBE-5FF6C287914632CA310&mode=splus&rnd=K-C3Gzg&base = LAW&n = 31 81 7 2 & d-st=100014#C5J6dGTNNXcTIfn6 (Дата обращения 16.05.2022).

MEMORY DEVELOPMENT IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN THROUGH MNEMONICS

Shirokova A.A., Mamedova L.V.

North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova in Neryungri

The analysis of psychological and pedagogical literature draws attention to the fact that the main indicators of a well-developed memory are its volume and the speed with which a person can memorize material, this can also include not only the duration of storing information, but also the ability and, most importantly, the accuracy of its reproduction. The main processes of memory include memorization, preservation, recognition and reproduction. Each person is strictly individual, we all have our own unique features, our memory is no exception, each person has their own memory parameters. They all differ in their characteristics, it is difficult to find two different people with exactly the same speed of memorization, durability of preservation, as well as ease of reproduction. Most often, memory owes its uniqueness to the peculiarities of the higher nervous activity of each individual, as well as his upbringing and the environment that surrounded him during his growing up. That is why any type of memory can prevail in different people, it can be both visual-figurative, verbal-logical and emotional type of memory. For the overwhelming number of preschoolers, imaginative memory is a priority. At an earlier age, their memory is more correctly attributed to an involuntary form. However, later in the process of growing up a preschooler and using mnemonics, the process of involuntary memorization begins to come to the fore. Closer to the age of five, children have not only an arbitrary form of memorization, but also the possibility of arbitrary reproduction. Undoubtedly, mnemonics will help to make an invaluable contribution to the development of these processes.

Mnemonics is a unique system of memory training. It also allows you to: expand the amount of memorized information, improve logical thinking, increase attentiveness and the ability to visualize, become an incentive for the development of imaginative and creative thinking.

The article considers an empirical study of the primary diagnosis of the level of development of short-term memory in older preschool children. It was established on the basis of MBDOU «Child Development Center - kindergarten «Snowflake» MR «Aldansky district» RS (Ya) Aldan. After studying the children, we compiled a psychological and pedagogical program «Mnemonic», aimed at developing memory using mnemonics, in order to increase the level of memory development. Our program uses various techniques of mnemonics («Repetition», «Semantic correlation», «Grouping» and others), it also uses game methods aimed at developing memory. At the end of the full course included in our program, we conducted a final

study of children, which showed positive dynamics in the development of short-term memory.

Keywords: memory development, senior preschool age, mnemonics, diagnostics, program, mnemotable, memorization, memory capacity, memory speed.

References

1. Zaporozhets A.V., Elkonina D.B. Psychology of preschool children: the development of cognitive processes. - M.: Detstvo-Press, 2011. - 226 p.

2. Istomina Z.M. The development of voluntary memorization in preschoolers [Electronic resource] URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1683.html (Accessed 19.05.2022).

3. Kolominsky Ya.L. Mental development of children in norm and pathology: psychological diagnosis, prevention and correction /

Ya.L. Kolominsky, E.A. Panko, S.A. Igumnov. - SPB.: Peter, 2014. - 483 p.

4. Mukhina V.S. Age psychology: phenomenology of development, childhood, adolescence: studies. for students. universities. - M.: Academy, 2013. - 218 p.

5. Uruntaeva G.A. Preschool psychology. - M.: Academy, 2015. -336 p.

6. Federal State Educational Standard of Preschool Education, approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1155 dated October 17, 2013 [Electronic resource] URL: https://demo.consultant.ru/cgi/online. cgi?req=doc&ts=tWG6dGT6RkvLRGcl&cacheid=BC29CED-6B3EBE5FF6C287914632CA310&mode=splus&rnd=KC3G-zg&base=LAW&n=318172&dst=100014#C5J6dGTNNXcTIfn6 (Accessed 16.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.