Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ'

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1446
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТЬ СЛУХОВАЯ И ЗРИТЕЛЬНАЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ / ИГРА / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богомолова Анна Олеговна, Трач Наталья Валентиновна, Гут Юлия Николаевна

В данной статье раскрываются особенности развития памяти младших школьников средствами игротерапии. В образовательных учреждениях появляется много инновационных технологий, программ, направлений, способных осуществлять развитие памяти младших школьников средствами игротерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MEMORY OF YOUNGER PUPILS BY MEANS OF GAME THERAPY

This article reveals the peculiarities of the development of memory of primary schoolchildren by means of game therapy. In educational institutions, there are many innovative technologies, programs, directions that are capable of developing the memory of primary schoolchildren by means of game therapy.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ»

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ Богомолова Анна Олеговна, учитель-дефектолог (e-mail: anna.bogomolova1997@mail.ru) Трач Наталья Валентиновна, учитель-дефектолог

(e-mail: natulya2502@yandex.ru) Муниципальное общеобразовательное учреждение «Северная средняя общеобразовательная школа №1 Белгородского района Белгородской области», г.Белгород, Россия Гут Юлия Николаевна, к.психол.н., доцент (e-mail: gut.julia@mail.ru) Психологический институт Российской академии образования,

г.Москва, Россия Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г.Белгород, Россия

В данной статье раскрываются особенности развития памяти младших школьников средствами игротерапии. В образовательных учреждениях появляется много инновационных технологий, программ, направлений, способных осуществлять развитие памяти младших школьников средствами игротерапии.

Ключевые слова: память слуховая и зрительная, младший школьный возраст, учитель-дефектолог, игра, педагог-психолог.

Методики исследования

1. методика опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева;

2. диагностика зрительной памяти дошкольников по методике Д.Векслера (У1субтест);

3. диагностики слуховой памяти «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия.

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что согласно

данным полученным из психологических источников, а так же по данным статистики полученной посредством опросов учителей начальных классов, учителей-дефектологов, психологов-педагогов школ и детских садов, современные младшие школьники не достаточное количество времени посвящают игровой деятельности, что еще хуже количество таких детей неизменно увеличивается.

Развитие памяти и формирование психики ребёнка — тесно взаимосвязанные процессы. Вопросы развития памяти анализируются и изучаются в работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, П.П. Блонского и других авторов. П.П. Блонский, изучая процессы формирования памяти, открыл этапы её генезиса в младшем школьном возрасте и показал их взаимосвязь, и влияния друг на друга. Он писал о том, что в младшем школьном возрасте память влияет на мышление и определяет его

ход. Поэтому можно сказать, что для младшего школьника думать и припоминать похожие процессы [2].

К использованию игротерапии непосредственно в психологических кор-рекционных целях обращались многие отечественные исследователи А.А. Абрамян, А.Я. Варга, А.И. Захаров, А.С. Сливаковская. Авторы сходятся во мнении, обучающая функция игры состоит в перестройки отношений, расширение диапазона общения и жизненного кругозора [1].

Теоретической базой исследования стали: идеи, изложенные в работе А.Р. Лурия, «Маленькая книжка о большой памяти» где он писал о связи эйдетической памяти с воображением и её значение для творческой деятельности [9]. Теоретические положения изложенные в избранных психологических произведениях А.Н. Леонтьева о младшем школьном возрасте [8].

Опыты А.Н. Леонтьева показали, что у младших школьников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причём его развитие идёт быстрее, чем развитие опосредованного запоминания. Начиная со школьного возраста идёт процесс одновременного развития непосредственного и опосредствованного запоминания, а далее более быстро совершенствования опосредствованной памяти [10].

С.Л. Рубинштейн писал: «Без памяти — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». [13]

В.А. Межеряков даёт определение, «опосредованное запоминание-это произвольное, поэтапное запоминание, опирающееся на специальные средства (знаки, символы, схемы и др.)» [11].

Американский психолог Дж. Миллер, установил интересное свойство запоминания информации: скорость запоминания сообщения зависит от длины, а не от количества информации, которую оно содержит. Сообщения, которые содержат разное количество информации, но являющиеся одинаковыми по длине — одинаково запоминаемые. Используя это свойство можно составлять программы для запоминания, в которых короткое предложение будет включать большое количество информации [5].

«Данный возраст продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения», — пишет В. С. Мухина [12].

В.А. Белых говорит о том, что это важный отрезок жизни ребёнка, ха-растеризующийся насыщенным сенсорным развитием. Последовательное ознакомление детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизация — одна из основных задач сенсорного воспитания младших школьников» [3].

Восприятие рисунка. Развитие восприятие рисунка в младшем школьном возрасте происходит по трём направлениям: во- первых формируется отношение к рисунку как к отображению действительности; во-вторых

развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нём изображено; наконец совершенствуется интерпретация рисунка, т.е. понимание его содержания [4].

При грамотно выстроенной организации учебной работы младший школьник начинает понимать причины отношения между явлениями, которые он наблюдает и рассуждать о них без противоречий [6].

Исследования 3.М. Истоминой говорят, о том, что перед ребёнком ставится сознательная цель запомнить и он научается активно достигать эту цель [7].

А.Н. Леонтьевым произвольное запоминание, было раскрыто, как целенаправленный и опосредованный процесс, включающих в себя различные средства запоминания [10].

В нашем исследовании мы провели анализ теоретических подходов к изучению психологических особенностей развития памяти у детей младшего школьного возраста. А так же мы систематизировали и обобщили представления о памяти. Память — это основа нашей психической жизни. Проблема развития памяти является одной из наиболее глобальных и фундаментальных проблем общей психологии. Учёные, педагоги, психологи всегда задавались вопросом хорошая память, это природный дар или результат постоянных тренировок памяти. Исследование памяти открывает огромные возможности для понимания и объяснения общих закономерностей её функционирования. Память играет важную роль в обучении. Благодаря хорошо развитой памяти мы сохраняем наш прошлый опыт, для нашего будущего. В нашем исследовании мы изучили компоненты и уровни развития памяти. В нашем исследовании мы выделили память слуховую, зрительную, как основные источники получения информации любого характера из окружающего нас мира. Так же в нашем исследовании мы выделили память, которая при запоминании информации, опирается на ассоциативные образы. Любая информация, не важно посредством каких органов чувств, поступает человеку в сознание, имеет опорные точки, на которые можно опираться при запоминании новой информации.

Проанализировав по общей выборке уровень долговременной памяти у детей младшего школьного возраста у 52,38% детей на уровне норма, а у 47,62% детей ниже нормы. По уровню опосредованного запоминания у 50% детей уровень высокий, у 38,1 % детей уровень памяти средний и у 11,9 % уровень памяти низкий. Уровень зрительной памяти у 64,29% низкий, у 14,28% уровень памяти средний, и 21,43% высокий уровень.

Исходя из полученных результатов мы разработали и реализовали программу формирующего эксперимента по развитию памяти детей младшего школьного возраста с помощью мнемотехник в процессе игротерапии.

После проведения игротерапии, мы проанализировали и проинтерпретировать результаты формирующего эксперимента. После обработки данных нами были получены следующие результаты: по уровню слуховой памяти практически у всех детей, входящих в экспериментальную группу наблю-

дается изменение показателей в сторону их повышения. В данной выборке после воздействия 95,24 % детей проявили нормальный уровень развития слуховой памяти, а был 33,33%. С показателем ниже нормы развития слуховой памяти осталось 4,76 % испытуемых, а было 66,67%. У детей младшего школьного возраста таких результатов в контрольной группе не наблюдается, хотя результаты тоже визуально улучшились. После итогового тестирования детей с показателями норма, составило 95,24%, а было 61,91%. Количество детей с показателем ниже нормы, составило 4,76%, а было 38,9%. Возможной причиной данных изменений в контрольной группе могло послужить, то что дети на несколько месяцев стали старше, а в этом возрасте каждый месяц взросления имеет огромное значение в умственном развитии.

Анализируя полученные данные, мы можем отметить, что дети, у которых показатели улучшились, стали более активными во время проведения эксперимента, увлечёнными, а также они смогли использовать новые приёмы запоминания, которые были предложены в рамках экспериментальной программы. Также возросло стремление к играм связанным с запоминанием. Что же касается тех детей, которые по-прежнему имеют показатели ниже нормы, то мы можем предположить, что это связано с тем, что данные испытуемые не прошли весь курс программы и имели пропуски занятий, в связи с заболеваниями и прочими причинами.

Анализируя полученные данные в целом по компоненту слуховая память, мы можем говорить, что в результате осуществления экспериментальной программы у детей, входящих в экспериментальную группу, наблюдается изменение показателей в сторону их улучшения.

После экспериментального воздействия нами были получены следующие результаты: по уровню опосредованного запоминания практически у всех детей, входящих в экспериментальную группу наблюдается изменение показателей в сторону их повышения. В данной выборке после воздействия 61,9 % детей показали высокий уровень опосредованного запоминания, а был 42,86%. С показателем средний уровень развития опосредованного запоминания 38,1 % испытуемых, а было 42,86%. А вот с низким показателем опосредованного запоминания, после воздействия не было ни одного ребёнка, а до воздействия программы развития было 14.28%. Анализируя полученные данные, мы можем сказать, дети стали более азартными при выполнении заданий, внимательными к мелочам, увлечёнными, а также они смогли использовать приёмы запоминания. В контрольной группе детей подобных ярко выраженных изменений не наблюдалось.

Обработав полученные данные, мы видим следующие результаты: по уровню зрительной памяти практически у всех детей, входящих в экспериментальную группу наблюдается изменение показателей в сторону их повышения. В данной выборке после воздействия 28,58% детей показали высокий уровень, тогда как данные до применения программы составили 23,81 %; средний уровень развития памяти составил 38,09%, а был 14,28%;

с низким уровнем развития зрительной памяти после проведения программы были выявлены 33,33% детей, тогда как до 61,9% детей.

Анализируя полученные данные, мы можем отметить, что дети, у которых показатели улучшились, стали более внимательными во время проведения эксперимента и заинтересованными в процессе проведения эксперимента. Также дети стали более инициативными и изобретательными в применение способов запоминания. Что же касается тех детей, которые по-прежнему имеют показатели ниже нормы, то мы можем предположить, что это связано с тем, что к этим детям необходим индивидуальный подход и более длительно воздействие. В контрольной группе детей, после итогового тестирования детей с высоким уровнем зрительной памяти составило 23,82%, а было 19,05%. Количество детей со средним показателем составило 14,28%, как и было. Количество детей с низким показателем 61,9%, а было 66,67%. Эти показатели говорят, что результаты незначительно улучшились.

В результате проведенных корреляционного и статистического анализа, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что младшие школьники обладают не равномерно сформированными видами памяти и специально организованная работа с использованием средств воздействия на все органы чувств и обучение мнемотехникам, средствами игротерапии, будет способствовать более равномерному и высокому уровню развития всех видов памяти.

Список литературы

1. Абрамян, Л. А. Игра дошкольника [Текст] / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Артё-мова ТВ. — М:. Просвещение, 1989. - 286 с.

2. Блонский, П. П. Основные предположения генетической теории памяти [Текст] / П. П. Блонский. — М.: 1964.- 370 с.

3. Белых, В. А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление. [Текст] / В. Белых. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 64 с.

4. Бозиева, С. К. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста[Текст] /С. К. Бозиева, Н. Т. Ногерова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.- 2015. - №44, - С. 17-25.

5. Гиппентрейтер, Ю. Б. Психология памяти [Текст] / Ю.Б.Гиппенрейтер, В. Я. Романова — М.: Черо, 2000. — 656 с.

6. Дубровина, И.В. Практическая психология образования [Текст] / И.В. Дубровина - М.: Сфера, 2010 - 528с.

7. Истомина,З.М. Развитие памяти [Текст]/ 3.М.Истомина. - М.: Психология, 1977.120 с.

8. Коннор, К. О. Теория и практика игровой психотерапии [Текст] / К. О. Коннор — СПб.: Питер, 2002.- 760 с.

9. Кляйн, М. Детский психоанализ [Текст] / М. Кляйн — М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2010.-160 с.

10. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии дошкольного возраста [Текст]/ А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец — М.: Международного образовательного и психологического колледжа, 1995. — 144 с.

11. Мижериков, В. А. Большой психологический словарь[Текст] / Мижериков В. А.-М.:Сфера, 2004. — 439с.

12. Мухина, В.С. Возрастная психология. [Текст] / В. С. Мухина М.: Академия, 1999. — 456 с.

13. Романова, В. А. Сборник психологических тестов [Текст]/ В. А. Романова. - М.: Генезис, 2013 - 374 с.

14. Дополнительное образование как средство профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних/ Муромов В. А.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.14-16

15. Ориентация на активные методы овладения знаниями/ Мутешко Н.С.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 17-19

16. Модели инновационного обучения, необходимых для решения практических проблем/ Покрамова О.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.24-27

17. Опыт применения технологии игрового и имитационного моделирования/ Са-вельникова Ж.Н.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.2831

18. Вопросы инновационных технологий обучения, пришедших на смену традиционным методам обучения/ Суворова М.О.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 32-36

19. Роль художественной детали в понимании центральной идеи произведения/ Усольцова Г. А.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.37-41

Bogomolova Anna Olegovna, teacher-defectologist

Municipal General Education Institution "Northern Secondary General Education School No. 1 of the Belgorod district of the Belgorod region", Belgorod, Russia Trach Natalya Valentinovna, teacher-defectologist (e-mail: natulya2502@yandex.ru)

Municipal General Education Institution "Northern Secondary General Education School No.

1 of the Belgorod district of the Belgorod region", Belgorod, Russia

Gut Yulia Nikolaevna, PhD of Science in Psycology

Psychological institute Russian academy of education, Moscow, Russia

Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia

«DEVELOPMENT OF MEMORY OF YOUNGER PUPILS BY MEANS OF GAME THERAPY»

Abstract. This article reveals the peculiarities of the development of memory of primary schoolchildren by means of game therapy. In educational institutions, there are many innovative technologies, programs, directions that are capable of developing the memory of primary schoolchildren by means of game therapy.

Keywords: auditory and visual memory, primary school age, teacher-defectologist, game, teacher-psychologist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.