Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1313
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Роговенко А.И.

В данной статье рассмотрены психологические особенности видов памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, представленные в работах ведущих отечественных и зарубежных ученых. В статье представлена диагностическая программа, предназначенная для изучения особенностей памяти детей младшего школьного возраста с данным заключением, а также выводы, сделанные на основе результатов, полученных в ходе реализации экспериментального изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Роговенко А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

© Роговенко А.И.1

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, г. Тула

В данной статье рассмотрены психологические особенности видов памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, представленные в работах ведущих отечественных и зарубежных ученых. В статье представлена диагностическая программа, предназначенная для изучения особенностей памяти детей младшего школьного возраста с данным заключением, а также выводы, сделанные на основе результатов, полученных в ходе реализации экспериментального изучения.

В настоящее время проблема развития памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью является одной из актуальных проблем в специальной психологии и коррекционной педагогике, так как возможности социальной адаптации данной категории детей обусловлены успешностью их обучения, зависящей от слаженной работой всей когнитивной сферы.

В когнитивной сфере память занимает особое место, без нее невозможно познание окружающего мира, а все обучение опирается на процессы памяти, которые дают возможность овладеть различными областями знаний. Деятельность памяти необходима при решении любой познавательной задачи, так как память лежит в основе каждого психического явления. Без включения памяти в акт познания все ощущения и восприятия будут восприниматься как впервые возникшие, и постижение окружающего мира станет невозможным [3, с. 243].

Накоплением в науке теоретических и эмпирических исследований в области психологии изучения памяти, занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.И. Зинченко, П.П. Блонский, Л.В. Занков, Л.М. Житникова, Э. Браун, Э. Тульвинг и др.).

В общей психологии изучению памяти большое значение отводил А.Р. Лурия, советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии. Лурия А.Р. писал: «... под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта,

1 Студент кафедры Специальной психологии и дефектологии.

после того как вызвавшие их явления исчезли» [7, с. 54]. Его работы в области исследований памяти отражены в книге «Нейропсихология памяти» (1976).

Доктор психологических наук в области общей психологии, А.Г. Маклаков подразумевал под памятью процессы запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов [3].

Блонский П.П. впервые предложил классификацию видов памяти по характеру психической активности.

Выготский Л.С. характеризовал память как «одну из важнейших глав детской психологии» и выделял две линии её развития - биологическую и культурную. Автор раскрывает возникновение высшей формы памяти человека, развивающейся в процессе активной мыслительной деятельности ребёнка, опирающейся на вспомогательные средства. Историческое развитие памяти, по мнению Л.С. Выготского, начинается с момента, когда человек «переходит впервые от пользования своей памятью к господству над ней». Под господством подразумевается им как накопление человеком достаточного опыта, знание законов памяти и умение эти законы использовать [1, с. 68-69].

Анализируя работы отечественных ученых, можно увидеть, что процесс развития памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью протекает по тем же механизмам, что и у их нормально развивающихся сверстников, но имеет ряд специфических особенностей. Отличительной особенностью памяти детей с умственной отсталостью является то, что они усваивают новый материал очень медленно, только после многократных повторений и быстро забывают воспринятое [4, с. 323-351].

Нарушения памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью объясняется слабостью замыкательной функции коры головного мозга и из-за этого малым объемом и замедленным темпом формирования новых условных связей, а так же их непрочностью. Ослабление активного внутреннего торможения, дающее недостаточную концентриро-ванность очагов возбуждения, приводит к тому, что воспроизведение запечатленного материала становиться неточным. Об этом же говорил Л.С. Выготский, называя данные свойства памяти - «ядерными», у умственно отсталых детей - это замедленный темп усвоения нового материала, непрочность сохранения и неточность воспроизведения материала [8].

Дети с нарушениями интеллекта с трудом запоминают внутренние логические связи и отношения, не могут вычленить их, не понимают и не запоминают отвлеченные словесные объяснения. Точность и прочность непроизвольного запоминания у детей данной категории значительно ниже, чем у их сверстников в норме. Слабость целенаправленной деятельности детей с умственной отсталостью выражается и в том, что они не умеют припоминать заученный материал. Ведущим и наиболее сохранным видом памяти у умственно отсталых младших школьников является зрительная память, при этом обнаруживается отставание в развитии зрительно - вербаль-

ных функций (исследования О.А. Красовской (1980) и Э.Г. Симерницкой (1985)), которое вызвано недостаточным развитием способности к переработки зрительной информации, ее анализа и синтеза; зрительного внимания, как основы зрительного действия; номинативной функции речи (функции называния) [5].

Таким образом, опираясь на анализ изученной литературы можно выделить общие критерии памяти, к ним относятся: запоминание, сохранение, воспроизведение. У умственно отсталых младших школьников основные критерии памяти имеют свою специфику, это проявляется в замедленном темпе усвоения, непрочности сохранения и неточности воспроизведения материала.

На основе теоретических данных разработана экспериментально-диагностическая программа, предназначенная для изучения особенностей видов памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Экспериментально диагностическая программа проводилась на базе ГОУ ТО «Тульский областной центр образования» города Тулы. В исследовании приняли участие 10 детей.

В диагностическую программу вошли методики: «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Узнай кто это?» (Р.С. Немов); «Запомни фразы» (адаптированная методика по М.Н. Ильиной); «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия); «Шесть фигур» (А.В. Семенович).

В результате диагностического исследования получены экспериментальные данные, которые проанализированы по следующим критериям: 1) объем произвольной памяти; 2) скорость запоминания; 3) точность воспроизведения; 4) длительность сохранения [5]. Так же для определения уровня развития памяти выделены четыре уровня: высокий, средний, низкий, очень низкий. Высокий уровень у детей с умственной отсталостью можно условно принять за нижнюю границу возрастной нормы.

Количественный и качественный анализ результатов подтвердил теоретические выводы: развитие объема произвольной памяти, точности воспроизведения материала, скорости запоминания, развитие длительности сохранения предъявляемого материала, находиться на среднем уровне у 10 % испытуемых. Для среднего уровня характерны: нарушения последовательности высказывания, бедные синтаксические конструкции, большое количество ошибок по типу замен на сходные образы. Низкий уровень памяти выявлен у 70 % испытуемых, при воспроизведении фраз отвечают однословно, затрудняются в целостном восприятии и анализе зрительной информации, отмечается фрагментарность восприятия, несформированность слухового и зрительного восприятия инструкций, нарушены процессы запоминания, испытуемые легко отвлекались на посторонние стимулы, не проявляли интереса к заданию, не дослушивали инструкцию до конца. У 20 % испытуемых, отмечается очень низкий уровень памяти, для данной группы

детей задания оказались не доступными. У всех обследуемых детей отмечается низкая помехоустойчивость.

Данные результаты наглядно представлены на рис. 1.

Рис. 1. Общие результаты выполнения методик (количество детей отнесенных к тому или иному уровню, показано в процентах от их общего числа)

Таким образом, можно говорить о недостаточном объеме, прочности, точности запоминания и воспроизведения, т.е. несформированность слуховой и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Экспериментально-диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление специалистами психологических особенностей памяти детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста и позволяет разработать рекомендации по оказанию психолого-педагогической помощи, а так же разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на увеличение объема, точности и прочности запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Проблема возраста. Т. 4. Ч. 2. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1984. -433 с.

2. Богословский В.В. Общая психология: учеб. пособие для пед. ин-тов / В.В. Богословский. - М.: Просвещение, 1973. - 351 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г.Маклаков. - СПб., 2008. -583 с.

4. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века: Приложение: Дневник Е.К. Грачевой / Х.С. Замский. - М., 1995. - 400 с.

5. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Учимся видеть и называть. Методика развития зрительно-вербальных функций у дошкольников. Методическое руководство / Н.М. Пылаева, Т.В.Ахутина. - М.: В.Секачев, 2014. - 24 с.

6. Введенский Б.А. Малая советская энциклопедия / Б.А. Введенский. -М.: изд. «Большая советская энциклопедия», 1961. - 627 с.

7. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

8. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. - М.: Генезис, 2008. - 474 с.

10. Покровский В.М. Физиология человека / В.М. Покровский, Г.Ф. Ко-ротько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2003. - 656 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.