Научное обеспечение ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ
удк 3432/7 Развитие ответственности
за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, в отечественном уголовном праве (от Соборного уложения 1649 г. до Уголовного кодекса РСФСР 1960 г.)
© В. В. Головко *, 2009
Статья посвящена проблемам обеспечения безопасности дорожного движения. Проведен анализ зарубежного уголовного законодательства в области дорожного движения и предупреждения дорожно-транспортных происшествий, сделан краткий исторический обзор его возникновения.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, правила дорожного движения, участники дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, причинение вреда здоровью потерпевшего, гибель людей,
зарубежное законодательство.
Человек всегда стремился к быстрому перемещению в пространстве. Это стремление прослеживается на протяжении всей истории развития человеческого общества, начиная с момента изобретения колеса до создания современных видов транспорта. Но увеличение скорости передвижения всегда порождает проблему обеспечения безопасности этого процесса. Поэтому желание ускорить перемещение в пространстве людей, грузов и технологического оборудования всегда было связано с обеспечением общественной безопасности в этой области. На определенном этапе развития нашего общества проблема обеспечения безопасности движения получила свое отражение в праве как «регуляторе» общественных отношений, а за грубые нарушения установленных правил безопасности стали предусматриваться суровые санкции.
Развитие правовых норм, включая нормы уголовного права в области безопасности движения и эксплуатации транспорта, шло вслед за появлением и развитием новых видов транспорта (автомобильный, воздушный, трубопроводный), хотя их вклад в формирование самостоятельного транспортного направления в уголовной политике далеко не однозначен. В ин-
* Постоянный автор нашего журнала.
тересующем нас аспекте он определяется рядом обстоятельств. Основные из них, как отмечает В. И. Жу-лев, заключаются, во-первых, в массовости того или иного вида транспорта, во-вторых, в среде и условиях его функционирования, определяющих возможность причинения ущерба окружающим, в-третьих, в характере и тяжести последствий нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Все эти составляющие взаимосвязаны и в конечном счете в совокупности определяют степень общественной опасности рассматриваемых деяний 1.
Современная трактовка понятия «транспортное преступление» предполагает необходимость исторического анализа не только социальной обусловленности выделения отдельной группы преступлений, условий, в которых происходило формирование уголовного законодательства в области борьбы с этими деяниями, но и особенностей развития самого законодательства, его направлений, тенденций.
Впервые уголовная ответственность за транспортные правонарушения была предусмотрена в Соборном уложении 1649 г. В статье 17 гл. XXII этого законодательного акта впервые была установлена уголовная ответственность лица, которое «с похва-
Головко В. В. Развитие ответственности за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу..
лы или с пьянства, или умыслом наскачет на лошади на чью жену, и лошадью ея стопчет и повалит, и тем ее обесчестит, или ся тем боем изувечит...» 2. В 1732 г. для лихачей была введена смертная казнь 3.
Позднее для определения меры наказания в отношении крестьян, которые нередко становились виновниками дорожно-транспортных происшествий, 23 марта 1839 г. был Высочайше утвержден Сельский Судебный Устав для государственных крестьян. В его IV отделе «О наказаниях за проступки против законов и личной безопасности» устанавливались наказания «за скорую езду по улицам, базарам, ярмаркам и другим местам, часто людьми посещаемым, в случае происшедшего от сего вреда другому, взыскивать с виновного от 25 до 50 копеек серебром, независимо от вознаграждения за нанесенный вред, а если от скорой езды будет кто-либо ушиблен, то виновного заключать под стражу» 4.
К середине XIX в. были созданы первичные (элементарные) правовые основы организации дорожного движения и обеспечения его безопасности. Они объединяли ряд специальных статей Уложения о наказаниях уголовных и исправительных и 87 статей Уголовного уложения о маловажных преступлениях и проступках, в них определялись наказания за нарушение правил, установленных для сохранения дорог и обеспечения безопасности движения.
В Уголовном уложении 1903 г. ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, была представлена преступлениями, совершенными:
а) пассажирами (нарушение правил для публики на железных дорогах);
б) иными лицами (переезд, переход или перетаскивание чего-либо через железную дорогу в то время, когда это не дозволено, загромождение железнодорожного полотна, нарушение правил о сооружениях и работах вблизи линии железной дороги) 5.
Проследим основные этапы формирования норм уголовного права, устанавливающих ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта в советское время в России.
Уголовное законодательство первых лет советской власти нельзя оценивать однозначно. Его анализ позволяет прийти к выводу, что имела место переоценка значения роли уголовного права в обеспечении безопасности функционирования транспорта, делался неоправданный упор на неадекватно жестокие меры воздействия к правонарушителям, при определении ответственности игнорировалось основополагающее начало уголовного права — принцип виновной ответственности. Кроме того, уголовно-правовые запреты содержались не только в уголовном законе, но и в подзаконных актах, принимавшихся различными органами (обращения к населению, декреты, воззва-
ния, постановления съездов, наказы местных советов, инструкции Наркомюста и т. д.) 6.
Нормы об ответственности за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, содержались, в частности, в Декрете СНК РСФСР от 16 мая 1921 г. «О мерах взыскания, налагаемых судебными органами за нарушение запрещения провоза пассажирами в качестве багажа и ручной клади при себе легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ» 7 и др.
Важным шагом в развитии отечественного уголовного законодательства стало принятие в 1922 г. УК РСФСР. Краткий обзор данного Кодекса позволяет сделать вывод о том, что первоначально в нем не предусматривались специальные составы преступления, устанавливающие ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Однако в УК РСФСР 1922 г. была одна статья, наличие которой несколько «смягчало» указанные недостатки. Больше того, эта статья в определенной мере послужила своего рода катализатором для последующего теоретического осмысления всех транспортных преступлений и совершенствования законодательства.
Речь идет о ст. 218, помещенной в гл. VIII УК РСФСР «Нарушение правил, охраняющих народное здоровье, общественную безопасность и публичный порядок». «Неисполнение или нарушение правил, установленных законом или обязательным постановлением для охраны порядка и безопасности движения по сухопутным, водным и воздушным путям сообщения, — карается штрафом до трехсот рублей или принудительными работами».
Введенный в действие Постановлением ВЦИК Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. сделал новый шаг в развитии уголовно-правового регулирования обеспечения безопасности дорожного движения и положил начало его совершенствованию 8. Существенные позитивные изменения в этом смысле произошли и в последующие годы, так как Кодекс действовал более тридцати трех лет, включая годы индустриализации, Великую Отечественную войну и послевоенный период 9. К сожалению, в УК РСФСР 1926 г. не нашла дальнейшего развития ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.
Дальнейшее развитие уголовного законодательства в области развития ответственности за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, происходило в рамках УК РСФСР 1960 г. В данном Кодексе была сконструирована ст. 213 «Нарушение действующих на транспорте правил», в ней устанавливалась ответственность за нарушение действующих на транспорте правил об охране порядка и безопасности движения, если это повлекло гибель
12
Научный вестник омской академии мВД россии № 3(34), 2009
людей или иные тяжкие последствия. Вышеназванная статья предусматривала нарушение правил, регулирующих взаимодействие с механическими видами транспорта лиц, не участвующих в управлении последним, — пешеходов, пассажиров транспорта, рабочих, ремонтирующих улицу, лиц, использующих гужевой транспорт, и т. д.
Последующее развитие уголовная ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, получила с появлением УК РФ 1996 г.
1 См.: Жулев В. И. Транспортные преступления: (Комментарий законодательства). — М., 2001. — С. 29.
2 Российское уголовное законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. / под ред. О. И. Чистякова. — М., 1985. — Т. 3: Акты Земских соборов. — С. 249-250.
3 См. подробнее: Рогов В. А. История государства и права России IX — начала ХХ вв. — М., 1995. — С. 321.
4 Российское уголовное законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. / под ред. О. И. Чистякова. — Т. 6: Законодательство первой половины XIX века. — С. 160.
5 См.: Познышев С. В. Русское уголовное право: (Особенная часть). — М., 1909. — С. 146-147.
6 См.: Чучаев А. И. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта: научно-практический комментарий. — Ульяновск, 1997.
7 Цит. по: Курс уголовного права: (Особенная часть) / под ред. Г. Н. Борзенкова, В. С. Комиссарова. — М., 2002. — Т. 2. — С. 577.
8 См.: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917-1952 гг. — М., 1953. — С. 328.
9 См.: Уголовное право: (Особенная часть): учебник для вузов / отв. ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамова, Г. П. Новоселов. — М., 1998. — С. 141.