Научная статья на тему 'Уголовная ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, по Уголовному кодексу Российской Федерации 1996 г. И Уголовному кодексу Российской советской Федеративной социалистической Республики 1960 г. : сравнительный аспект'

Уголовная ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, по Уголовному кодексу Российской Федерации 1996 г. И Уголовному кодексу Российской советской Федеративной социалистической Республики 1960 г. : сравнительный аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
345
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ / TRAFFIC SAFETY RULES / ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / THE RULES OF OPERATION OF THE VEHICLE / БЕЗОПАСНАЯ РАБОТА ТРАНСПОРТА / SAFE WORK OF TRANSPORT / ПЕШЕХОД / PEDESTRIAN / ПАССАЖИР / PASSENGER / УЧАСТНИКИ ДВИЖЕНИЯ / THE PARTICIPANTS OF ROAD MOVEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенов В. Р.

В статье изложено ретроспективное сравнительное исследование особенностей уголовной ответственности участников дорожного движения, не осуществляющих управление механическими транспортными средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal liability for the violation of the rules to ensure safe work of transport under the Criminal Code of the Russian Federation, 1996 and the Criminal Code of the Russian Soviet Federative Socialist Republic, 1960: a comparative perspective

A retrospective comparative study of criminal reliability of road users not exercising motor vehicles is provided.

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, по Уголовному кодексу Российской Федерации 1996 г. И Уголовному кодексу Российской советской Федеративной социалистической Республики 1960 г. : сравнительный аспект»

О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5557. О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (утратил силу) // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

Дмитриев С.А. К вопросу о понятии «акт незаконного вмешательства в законодательстве

о транспортной безопасности» // Транспортное право. 2009. № 1.

10. Проценко С.В. Влияние психофизиологических и возрастных особенностей субъекта на деятельность, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности // Юридическая психология. 2009. № 4.

E-mail: [email protected]

В.Р. СЕМЕНОВ,

адъюнкт* кафедры уголовного права, криминологии и психологии (Орловский юридический институт МВД России)

Уголовная ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, по Уголовному кодексу Российской Федерации 1996 г. и Уголовному кодексу Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1960 г.: сравнительный аспект

В статье изложено ретроспективное сравнительное исследование особенностей уголовной ответственности участников дорожного движения, не осуществляющих управление механическими транспортными средствами.

Транспорт, правила безопасности движения, правила эксплуатации транспортных средств, безопасная работа транспорта, пешеход, пассажир, участники движения.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения привлекает особое внимание и ученых, и практиков. Соблюдение установленных правил всеми участниками движения, оказывающимися в сфере действия системы «транспорт-дорога-человек», является непременным условием безопасного функционирования транспорта в целом [9, с. 177].

Изучение следственной практики по делам о дорожно-транспортных преступлениях прямо свидетельствует о том, что их причиной часто является противоправное поведение

Ранее — главный инспектор штаба УВД по Оренбургской области.

пешеходов, пассажиров и иных участников дорожного движения, не осуществляющих управление механическими транспортными средствами. Так, по данным ГИАЦ МВД России за 2010 г., по фактам нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ), было возбуждено 197 уголовных дел, по которым выявлены и привлечены к уголовной ответственности 161 человек.

По оценкам Л.В. Гридасовой, с нарушениями Правил дорожного движения пешеходами связано практически каждое третье дорожно-транспортное происшествие [3, с. 48]. Ранее В. И. Жулев приводил данные о том, что удельный вес количества пешеходов среди лиц, пострадавших от дорожно-транспортных преступлений, колеблется в пределах 35 % от общего их числа, причем три четверти из них сами виновны в причинении им вреда [5, с. 145].

Действующее уголовное законодательство нормой, закрепленной в ст. 268 УК РФ, устанавливает ответственность пассажира, пешехода или другого участника дорожного движения (кроме лиц, указанных в ст. 263, 264 УК РФ) за нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных

средств, повлекшее по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть человека, смерть двух и более лиц [1, с. 129].

Ранее действовавший аналог ст. 268 УК РФ - ст. 213 УК РСФСР 1960 г. устанавливала уголовную ответственность за нарушение действующих на транспорте правил об охране порядка и безопасности движения, если это повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия [11, с. 116]. Эта норма наряду со ст. 211, 212 данного Кодекса была отнесена советским законодателем к гл. Х «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения» и тем самым отделена от остальных составов, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 84, 85, 86 УК РСФСР 1960 г.), закрепленных частью второй «Иные государственные преступления» гл. I Особенной части УК РСФСР. Объект уголовно-правовой охраны ст. 213 УК РСФСР был определен как общественные отношения, образующие общественный порядок и общественную безопасность [6, с. 517].

Последующее коренное реформирование уголовного законодательства, принятие нового УК РФ, которое внесло существенное изменение в приоритеты охраны социальных благ, приняв за основу общепризнанную в мире систему ценностей (обеспечение охраны прав и свобод человека, демократических институтов правового государства, конституционного строя, общественной безопасности), позволило законодателю определить состав ст. 268 УК РФ «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта» в гл. 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» раздела IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», что сузило и конкретизировало объект уголовно-правовой охраны. В качестве основного объекта преступного посягательства теперь выступает безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, водного, автомототран-спорта, а равно городского автомобильного и электротранспорта [4].

Объективная сторона преступлений, предусмотренных и ст. 268 УК РФ, и ст. 213 УК РСФСР, традиционно характеризуется тремя основными признаками: общественно опасным деянием, общественно опасным последствием и причинно-следственной связью между ними.

1. Диспозиция ст. 268 УК РФ формулирует общественно опасное деяние в виде наруше-

ния правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Советский же законодатель в ст. 213 УК РСФСР определял данное деяние как нарушение действующих на транспорте правил об охране порядка и безопасности движения.

Несмотря на существующие различия в определениях общественно опасного деяния современной и предыдущими редакциями Уголовного кодекса, его смысл остается неизменным на протяжении 50 лет и состоит в преступном нарушении соответствующих правил, действующих на всех видах механического транспорта - железнодорожном, водном, воздушном, автомототранспорте, а также городском электротранспорте.

Определить исчерпывающий перечень этих правил, несоблюдение которых при наличии соответствующих последствий образуют состав оконченного преступления, достаточно сложно. Такие правила устанавливаются для каждого вида транспорта отдельно, и они весьма разнообразны. Кроме того, в конкретный исторический период действовали свои правила и нормативы. Разнообразны и нарушения названных правил [8].

Диспозиция ст. 268 УК РФ, как и диспозиция утратившей силу ст. 213 УК РСФСР, носит бланкетный характер, и обращая внимание на бланкетность рассматриваемых норм, следует отметить неоднозначное отношение специалистов науки уголовного права к этому юридическому феномену. Сторонники положительного мнения о бланкетности связывают ее со стремлением законодателя сделать текст уголовного закона более кратким и лаконичным. Профессор Л.Д. Гаухман считает это явление в уголовном праве одним из главных препятствий правопримения [2, с. 48-53]. Полагаем необходимым согласиться с мнением о том, что использование законодателем бланкетной диспозиции как в целом, так и применительно к ст. 268 УК РФ, существенно усложняет процесс применения данной нормы, в частности, за счет увеличения объема и степени определенности правовой информации.

2. Поскольку состав преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ, сконструирован законодателем как материальный, то в объективную сторону помимо общественно опасного деяния входят общественно опасные последствия в виде вреда, причиняемого охраняемым законом общественным отношениям. В ч. 1 ст. 268 УК РФ (основной состав) предусматривается причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человеку, в ч. 2 ст. 268 УК РФ (квалифицированный состав) - причинение по неосторожности

смерти человеку, в ч. 3 ст. 268 УК РФ (особо квалифицированный состав) - причинение по неосторожности смерти двум или более лицам.

В отличие от ныне действующей ст. 268 УК РФ, последствия, закрепленные в ст. 213 УК РСФСР, являлись менее конкретными, основанными на оценочных признаках и, как результат, более сложными для применения в ходе расследования конкретных уголовных дел. Нарушения действовавших на транспорте правил могли рассматриваться как преступление лишь в том случае, если они «повлекли за собой гибель людей или иные тяжкие последствия» [11, с. 116]. В уголовно-правовой доктрине к иным тяжким последствиям относится причинение одному или нескольким гражданам тяжких или менее тяжких телесных повреждений; уничтожение или повреждение транспортных средств, путевых сооружений, средств сигнализации и связи, иных технических средств регулирования движения, перевозимого ценного груза; дезорганизация движения транспорта на продолжительный срок; срыв на длительное время графика движения поездов, судов, самолетов; загрязнение обширных морских или речных пространств и т. д. [7, с. 56-57].

3. Уголовная ответственность за совершение рассматриваемого преступления как в современной, так и прежней редакции уголовного закона наступает и наступала лишь в том случае, если между нарушениями правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта и наступившими последствиями устанавливается причинная связь. При этом необходимо конкретезировать правила, нарушенные виновным и факты их нарушения. В процессе исследования причинной связи по данной категории дел нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда виновное поведение пешехода или иного участника движения во взаимодействии с поведением водителя не только детерминирует наступление соответствующих последствий, но и самого субъекта из виновного лица превращает в жертву им же совершенного преступления [9, с. 181].

Субъективная сторона преступления в редакции действующего и утратившего силу уголовных кодексов не имеет существенных различий и характеризуется неосторожной формой вины в виде преступного легкомыслия или преступной небрежности по отношению к наступившим общественно опасным последствиям. Цели и мотивы даже осознанных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта находятся за пределами состава данного преступления и на квалификацию не влияют, однако могут

учитываться судом при назначении наказания [10, с. 467].

Следует также отметить, что общественная опасность нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, не была бы так высока при отсутствии общественно опасных последствий, которые предусмотрены в диспозиции ст. 268 УК РФ. В случае отсутствия таких последствий сам факт нарушения утратил бы материальный признак общественной опасности и перешел в категорию административного правонарушения.

Одна из немногих в уголовном законе, ст. 268 УК РФ, диспозиция которой начинается с перечисления субъектов преступления (пассажиры, пешеходы и другие участники движения, кроме лиц, указанных в ст. 263, 264 УК РФ). Диспозиция ранее действовавшей ст. 213 УК РСФСР не содержала подобного перечисления, оставляя вопрос об определении субъекта преступления открытым для правоприменителя.

В целях правильного применения действующей ст. 268 УК РФ необходимо уяснить, кого понимает законодатель под другими участниками движения. В дорожном движении такими лицами могут быть велосипедисты и водители иных транспортных средств, которые не относятся к числу механических (сюда относятся также погонщики, ведущие по дороге вьючных и верховых животных или стада). На железных дорогах субъектами преступления могут быть дежурные по переездам, кондукторы, проводники и другие работники, не относящиеся к лицам, ответственность которых наступает по ст. 263 УК РФ. На водном транспорте кроме пассажиров и «посторонних» лиц субъектами преступления могут оказаться члены экипажа, обслуживающий персонал и сотрудники других служб, например уборщики кают, работники ресторана и другие. Такое же положение и на воздушном транспорте, где немало профессий, представители которых не связаны с выполнением работ по вождению или безопасной эксплуатации транспортных средств (стюарды, грузчики и другие) [5, с. 143-144].

По общему правилу не могут быть субъектами рассматриваемого преступления не только лица, непосредственно упомянутые в диспозиции данной нормы и несущие ответственность по ст. 263, 264 УК РФ, но и военнослужащие и военнообязанные, нарушающие правила вождения и эксплуатации боевых (специальных) машин, а также правила полетов или подготовки к ним, правила кораблевождения. За совершение указанных преступлений виновные лица отвечают по ст. 350, 351 или 352 УК РФ.

Эволюция уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, не имеет явно выраженного, переломного характера, несмотря на существенную переориентацию социальных ценностей, выступающих объектами уголовно-правовой охраны. Ранее действовавшая норма ст. 213 УК РСФСР 1960 г. по своей конструкции и содержанию в целом отвечала достигнутому на тот период уровню развития общественных отношений и явилась основой для сохранения уголовной ответственности за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, путем включения в УК РФ 1996 г. аналогичной нормы ст. 268.

Вместе с тем современный уровень развития уголовного законодательства не в полной мере обеспечил эффективный механизм применения рассматриваемой нормы, сохранив ее бланкетность, следовательно, неопределенность и возможность расширительного толкования.

Список литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации.

2. Таухман Л.Д. Проблемы УК РФ: бланкет-ность, декларативность, казуистичность // Уголовное право в XXI в.: матер. междунар. науч. конф. М., 2002.

3. Гридасова Л.В. Криминологическое исследование дорожно-транспортных преступлений, связанных с нарушением дорожного движения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Барнаул, 2005.

4. Головлев Ю.В., Воробьев В.В., Булавин В.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред.

A.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

5. Жулев В.И. Транспортные преступления. М., 2001.

6. Загородников Н.И. Советское уголовное право. Общая и Особенная части. М., 1976.

7. Замосковцев П.В., Коробеев А.И. Квалификация транспортных преступлений органами внутренних дел: учеб. пособие. Хабаровск, 1988.

8. Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003.

9. Тяжкова И.М. Неосторожные преступления с использованием источников повышенной опасности / под ред. докт. юрид. наук, проф.

B.С. Комиссарова. СПб., 2002.

10. Уголовный закон в практике мирового судьи: науч.-практ. пособие / под ред. канд. юрид. наук, доц. А.В. Галаховой. М., 2005.

11. Уголовный кодекс РСФСР (с постатейными материалами).

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.