УДК 343.346 ББК 67.408.1
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10354
АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ, СОЗДАННАЯ ПАССАЖИРОМ ИЛИ ПЕШЕХОДОМ, КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Сергей Анатольевич ПЕТРОВ, старший преподаватель кафедры криминалистики Дальневосточного юридического института МВД России E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье рассматривается противоправное поведение пассажиров и пешеходов, при которых наступают общественно опасные последствия. Автор утверждает, что пассажир и пешеход, нарушив Правила дорожного движения, могут причинить вред здоровью человека или наступление его смерти, если своими неправомерными действиями создадут аварийную обстановку с участием транспортных средств.
Ключевые слова: пассажир, пешеход, поведение, правила движения, общественная опасность, аварийная обстановка.
Annotation. The article discusses the unlawful behavior of passengers and pedestrians under which socially dangerous consequences occur. The author claims that a passenger and a pedestrian, violating traffic Rules, may cause harm to human health or death if their illegal actions create an emergency situation involving vehicles.
Keywords: passenger, pedestrian, behavior, traffic rules, public danger, emergency.
Рецензент: Р.М. Кашапов, начальник кафедры уголовного права и криминологии Дальневосточного юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент
Безопасность движения на дорогах обеспечивается соблюдением Правил дорожного движения лицами, управляющими механическими транспортными средствами, а также пассажирами, пешеходами и другими участниками движения. Поведение пассажиров и пешеходов регламентированы в отдельных главах Правил дорожного движения, и нарушение любого из предписаний при определенных обстоятельствах может привести к общественно опасным последствиям в виде причинения тяжкого вреда здоровью или гибели людей, что влечет уголовную ответственность по ст. 268 УК РФ.
Рассматривая поведение пешеходов на дорогах, можно заметить, что «пешеход является наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения»1. В повседневной жизни большинство граждан ежедневно передвигаются по улицам городов и поселков, пересекая бесчисленное множество проезжих частей одновременно с движущимся транспортом. При этом каждому пешеходу как участнику движения приходится взаимодействовать с транспортными средствами.
Очевидно, что большинство нарушений в сфере безопасности дорожного движения пешеходами совершается путем выполнения конкрет-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019
ных действий. Наиболее распространенным нарушением Правил дорожного движения среди пешеходов является переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода. К другим часто встречающимся нарушениям Правил дорожного движения, относятся: переход проезжей части в опасной близости перед движущимся транспортным средством, неподчинение сигналам регулирования дорожного движения, ходьба вдоль края проезжей части при наличии тротуара, неадекватное поведение пешехода при пересечении проезжей части в связи с нетрезвым состоянием.
В повседневной жизни эти правонарушения случайны и многочисленны, зачастую не замечаются, и сами нарушители им не придают особого значения. Латентность этих правонарушений весьма высока, так как они не затрагивают существенным образом общественных отношений в сфере функционирования автомобильного транспорта и, самое важное, эти нарушения, как правило, остаются без последствий. Например, пешеход пересек проезжую часть в неположенном месте или пассажир не был пристегнут ремнем безопасности при движении транспортного средства.
Нарушение пассажиром или пешеходом Правил дорожного движения предусмотрено Кодексом РФ об административных правонарушениях, и только в случае, повлекшем общественно опасные последствия, наступает ответственность по ст. 268 УК РФ. Основным критерием общественной опасности действий пассажира или пешехода являются наступившие последствия от этих действий.
При совершении дорожно-транспортного происшествия с участием пешехода правоприменителю всегда необходимо устанавливать роль пешехода в создании аварийной ситуации и причинную связь между его поведением и наступившими последствиями. Замечено, что «сами по себе нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, реально угрожающие опасностью и содержащие... возможность гибели людей либо причинения крупного ущерба, уголовно не наказуемы»2.
Нужно иметь в виду, что неправомерные действия пассажира или пешехода причиняют вред опосредованно, через других участников движения.
Как отмечает В.И. Жулев, «сложность установления причинной связи между допущенными пешеходами нарушениями и наступившими тяжкими последствиями заключается в том, что
эти последствия причиняет не пешеход-нарушитель, а транспортное средство, на пути которого он оказался. Избегая наезда на пешехода, водитель вынужден резко тормозить, круто поворачивать или совершать иное экстремальное действие по управлению транспортным средством»3.
Обязательным условием совершения дорожно-транспортного происшествия с участием пассажира или пешехода является наличие транспортного средства и, что немаловажно, транспортное средство должно быть в движении. На это указывает Л.В. Любимов, который исследовал уголовно-правовые аспекты дифференциации ответственности участников дорожного движения: «Непременным участником каждого дорожно-транспортного происшествия является водитель и управляемый им автомобиль или иное транспортное средство»4.
Зачастую пешеходы сами являются потерпевшими при нарушении ими Правил дорожного движения, но к ответственности привлекаются водители транспортных средств, которые не приняли мер к предотвращению наезда. Само появление пешехода на проезжей части в неположенном месте еще не является аварийной ситуацией и в большинстве случаев водители транспортных средств могут предотвратить дорожно-транспортное происшествие. Однако если водитель двигается с превышением скорости, отвлекается от дороги или пешеход выскочит на проезжую часть внезапно, то создание аварийной ситуации предсказуемо. «Именно через создание помех безопасному движению или эксплуатации транспорта причиняется вред безопасности функционирования транспорта при его движении или эксплуатации»5.
В свое время В.В. Лукьянов утверждал, что нарушения, допускаемые пешеходами, имеют свои специфические особенности, так как они связаны с созданием аварийной обстановки, т.е. такой ситуации, при которой тот или иной водитель транспортного средства лишается возможности нормального управления транспортным средством6.
Изучение судебной практики показывает, что нарушители-пешеходы, как правило находясь в состоянии алкогольного опьянения, своими очевидно неправомерными и явно непредсказуемыми для водителей транспортных средств действиями на дорогах создают аварийную ситуацию, которая с закономерностью приводит к наступлению тяжких последствий.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019
Приведем пример.
По приговору Тосненского городского суда Ленинградской области осуждена Л. за нарушение пешеходом правил безопасности движения, повлекшее по неосторожности смерть человека. Пешеход Л., находясь в состоянии алкогольного опьянения, вне населенного пункта и вне зоны пешеходного перехода, внезапно стала пересекать бегом проезжую часть непосредственно вблизи перед движущимся транспортом. Водитель транспортного средства И., с целью предотвращения наезда на пешехода, выехал на полосу встречного движения с одновременным применением экстренного торможения и совершил столкновение со следовавшим во встречном направлении автомобилем с полуприцепом. В результате столкновения водителю И. были причинены телесные повреждения, повлекшие смерть7.
Рассматривая объективную сторону преступления, совершенного пешеходом (пассажиром), необходимо выделить такой важный элемент, как причинную связь между действиями нарушителя и действиями водителя транспортного средства, результатом которых стало общественно опасное последствие. Как замечено, «причинную связь в транспортных преступлениях следует считать установленной в тех случаях, когда нарушение указанных правил предшествовало наступлению вредного результата и непосредственно повлекло его наступление либо создало реальную возможность его наступления или превратило такую возможность в действительность»8.
Пассажир является пассивным участником движения и при совершении дорожно-транспортного происшествия, как правило, является потерпевшим.
Например, действия пассажира, связанные с открыванием дверей транспортного средства и выпрыгиванием на ходу, при получении тяжкого вреда здоровью будет квалифицироваться как несчастный случай, поскольку в этом случае пассажир в результате нарушения Правил дорожного движения сам себе причинил травму. Если же в результате неправомерных действий пассажира и по его вине возникла ситуация, в результате которой транспортным средством причинены общественно опасные последствия, ответственность виновного лица наступит по ст. 268 УК РФ.
В большинстве случаев неправомерные действия пассажира могут привести к общественно
опасным последствиям, когда создаются помехи водителю транспортного средства, в результате чего совершается дорожно-транспортное происшествие. Однако нарушение пассажиром установленных правил безопасности дорожного движения является лишь условием совершения дорожно-транспортного преступления, но еще не причиной.
Например, при движении автобуса пассажир обратился с вопросом к водителю, и тем самым отвлек его внимание от управления транспортным средством. Однако его действия, нарушающие Правила дорожного движения, еще не являются основанием совершения аварии. Несомненно, при совершении транспортного преступления по вине пассажира необходимо устанавливать общественно опасное поведение виновного и причинную связь этого поведения с наступившими последствиями.
Общественно опасное поведение должно выражаться в таких конкретных неосторожных или умышленных действиях, которые непосредственно воздействовали на водителя или на транспортное средство, создали аварийную ситуацию и повлекли дорожно-транспортное происшествие.
Так, приговором Железногорского городского суда Красноярского края по ч. 2 ст. 268 УК РФ осужден Д. за то, что он, находясь в автомобиле в качестве пассажира, при движении транспортного средства двумя руками схватил рулевое колесо и резко повернул его влево, удерживая его некоторое время в этом положении. В результате действий пассажира Д. водитель утратил контроль над управлением транспортным средством, автомобиль выехал на полосу встречного движения, потом на обочину и опрокинулся. Находившийся в автомобиле второй пассажир (женщина) получил телесные повреждения, от которых впоследствии скончался9.
Причиной к трансформации административного правонарушения в транспортное преступление будет создание пассажиром или пешеходом непосредственных условий для совершения общественно опасного деяния, повлекшего за собой тяжкий вред здоровью человека или смерть одного или более лиц.
И здесь нужно учитывать такие действия пассажира или пешехода, нарушивших правила, обеспечивающих безопасную работу транспорта, которые неизбежно привели к аварийной
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019
обстановке, когда транспортное средство становится неуправляемым и в процессе его неконтролируемого движения причиняется вред жизни и здоровью людей. Давно замечено, что в уголовном праве нас интересует не вообще причинная связь между событиями и последствиями, а только причинная связь между общественно опасными уголовно-противоправными действиями лица и вредными последствиями10.
Подводя итог, мы констатируем, что нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения установленных на транспорте правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств является всего лишь административным деликтом, который при наступлении определенных, уголовно наказуемых последствий трансформируется в преступление. Для пассажиров и пешеходов определяющим условием указанного преобразования выступает аварийная ситуация, созданная этими участниками движения.
1 Кузъменко Д.О. Криминологический анализ дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2009. С. 5.
2 Проценко С.В. Предмет и объект уголовно-правовой охраны в составе транспортного преступления // Рос. следователь. 2010. № 14. С. 22—25.
3 Жулев В.И. Транспортные преступления. М., 2001. С. 146.
4 Любимов Л.В. Дорожно-транспортные преступления: проблемы законодательного конструирования составов и дифференциации ответственности участников дорожного движения. Воронеж, 2015, С. 93.
5 Козун A.B. Некоторые аспекты оптимизации признаков объективной стороны составов преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Рос. следователь. 2012. № 3. С. 18—22.
6 Лукъянов В.В. Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений. М., 1979. С. 136.
7 Приговор Тосненского городского суда Ленинградской обл. от 01.02.2011 г. по уголовному делу 1-81/11 по обвинению Лукьяновой // URL: http: // rospravosudie.com (Дата обращения: 25.07.2017)
8 Бурлаков В.Н. Сложные вопросы квалификации транспортных преступлений // Правоведение. 2009. № 1. С. 121—129.
9 Приговор Железногорского городского суда Красноярского края от 16.03.2011 г. по уголовному делу 1-31/ 2011 в отношении Дорош // URL: http: // rospra-vosudie.com (Дата обращения: 05.08.2017)
10 Куриное Б.А. Квалификация транспортных преступлений. М., 1965. С. 95.
Библиографический список
1. Бурлаков В.Н. Сложные вопросы квалификации транспортных преступлений // Правоведение. 2009. № 1. С. 121—129.
2. Жулев В.И. Транспортные преступления. М., 2001. 190 с.
3. Козун А.В. Некоторые аспекты оптимизации признаков объективной стороны составов преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Рос. следователь. М., 2012. № 3. С. 18—22.
4. Кузъменко Д.О. Криминологический анализ дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2009. 26 с.
5. Куринов Б.А. Квалификация транспортных преступлений. М., 1965. 243 с.
6. Лукъянов В.В. Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений. М., 1979. С. 168 с.
7. Любимов Л.В. Дорожно-транспортные преступления: проблемы законодательного конструирования составов и дифференциации ответственности участников дорожного движения. Воронеж, 2015. 166 с.
8. Приговор Тосненского городского суда Ленинградской обл. от 01.02.2011 г. по уголовному делу 1-81/11 по обвинению Лукьяновой // URL: http: // rospravosudie.com (Дата обращения: 25.07.2017)
9. Приговор Железногорского городского суда Красноярского края от 16.03.2011 г. по уголовному делу 1-31/2011 в отношении Дорош // URL: http: // rospravosudie.com (Дата обращения: 05.08.2017)
10. Проценко С.В. Предмет и объект уголовно-правовой охраны в составе транспортного преступления // Рос. следователь. 2010. № 14. С. 22—25.
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019