Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ'

РАЗВИТИЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ РАСХОДЫ / КРИТЕРИИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каратаева Г.Е., Чернова С.В.

Рассмотрены критерии проведения оценки эффективности налоговых расходов, разработана их классификация. В результате определены 4 группы критериев: методологические, математические, координационные и консультативные. Выделенные группы критериев коррелируют с эффектами от применения налоговых льгот, формируют системный подход для осуществления мониторинга и оценки налоговых льгот, а также способствуют повышению точности расчетов их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каратаева Г.Е., Чернова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING CRITERIA FOR ASSESSMENT OF THE TAX EXPENDITURES EFFECTIVENESS

The article studies and classifies the criteria for assessing the effectiveness of tax expenditures. As a result of the study, four groups of criteria are identified: methodological, mathematical, coordinating, and consultative. These groups correlate with the effect of tax exemptions, form a systematic approach to providing monitoring and assessment of tax expenditures, and favor an increase in the accurate assessment of their effectiveness.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ»

Научная статья УДК 336.225.66

doi: 10.34822/2312-3419-2022-4-45-51

РАЗВИТИЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ

Галина Евгеньевна Каратаева1, Светлана Викторовна Чернова 23

12 Сургутский государственный университет, Сургут, Россия

1 galilina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4357-3127

2 chernovasvetlana1989@yandex.ru 3, https://orcid.org/0000-0002-2932-4848

Аннотация. Рассмотрены критерии проведения оценки эффективности налоговых расходов, разработана их классификация. В результате определены 4 группы критериев: методологические, математические, координационные и консультативные. Выделенные группы критериев коррелируют с эффектами от применения налоговых льгот, формируют системный подход для осуществления мониторинга и оценки налоговых льгот, а также способствуют повышению точности расчетов их эффективности.

Ключевые слова: налоговые расходы, критерии проведения оценки эффективности налоговых расходов

Для цитирования: Каратаева Г. Е., Чернова С. В. Развитие оценки эффективности налоговых расходов // Вестник Сургутского государственного университета. 2022. № 4 (38). С. 45-51. DOI 10.34822/2312-3419-2022-4-45-51.

Original article

DEVELOPING CRITERIA FOR ASSESSMENT OF THE TAX EXPENDITURES EFFECTIVENESS

Galina E. Karataeva1, Svetlana V. Chernova 23

12 Surgut State University, Surgut, Russia

1 galilina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4357-3127

2 chernovasvetlana1989@yandex.ru 3, https://orcid.org/0000-0002-2932-4848

Abstract. The article studies and classifies the criteria for assessing the effectiveness of tax expenditures. As a result of the study, four groups of criteria are identified: methodological, mathematical, coordinating, and consultative. These groups correlate with the effect of tax exemptions, form a systematic approach to providing monitoring and assessment of tax expenditures, and favor an increase in the accurate assessment of their effectiveness.

Keywords: tax expenditures, criteria for assessing the effectiveness of tax expenditures

For citation: Karataeva G. E., Chernova S. V. Developing Criteria for Assessment of the Tax Expenditures Effectiveness // Surgut State University Journal. 2022. No. 4 (38). P. 45-51. DOI 10.34822/23123419-2022-4-45-51.

ВВЕДЕНИЕ

Налоговые органы последовательно решают задачу повышения поступлений в бюждет без существенного увеличения налоговой нагрузки на субъекты экономики и с учетом такого направления последних лет, как налоговые льготы. В целях включения налоговых льгот в зону бюджетного контроля они пере-

именованы в налоговые расходы для формирования единых подходов к оценке их эффективности, которые предполагают ее проведение по двум направлениям: целесообразность (соответствие целям госпрограмм и востребованность налогоплательщиками) и результативность (количественный вклад в достижение целевых показателей госпрограмм, бюд-

жетная эффективность налоговых расходов, совокупный бюджетный эффект (самоокупаемость) стимулирующих налоговых расходов). Отмечая определенный прогресс в этом направлении говорить о сформировавшейся системе оценки пока рано. Требует теоретического развития как описание всей системы, так и отдельных ее элементов, в частности показателей и критериев их оценки. На практике, особенно в регионах и муниципалитетах, острой проблемой является информационное сопровождение оценки.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Объектом исследования является оценка эффективности налоговых расходов. Теоретической и методической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области налогов и налогового администрирования. Методологической основой исследования явились системный подход, логическое обобщение, статистический и графический анализ.

Систему управления экономикой сложно назвать достижением России в ее новейшей истории. Однако даже самые отчаянные критики признают эффективность работы Федеральной налоговой службы. За короткий временной отрезок удалось создать надежную систему сбора налогов, обеспечивающую казну необходимыми финансовыми ресурсами, и это при том, что СССР был государством без налогов. Темпы прироста налоговых поступлений при неизменном уровне налоговой нагрузки подтверждают этот тезис [1]. Налоговое администрирование последовательно охватывает все звенья налоговой системы, где возможно существование резервов повышения налоговых поступлений, и налоговые льготы - объективно первостепенное звено. Понимая особый характер этого элемента, налоговые органы не спеша, можно сказать аккуратно, но вместе с тем последовательно увеличивают свое внимание к нему. С 2018 г. реализуется концепция налоговых расходов. Понятие «налоговые расходы» введено в Бюджетный кодекс (ст. 6), с перспективой включения в объекты бюджетного контроля.

В теории государственных и муниципальных финансов вопросам регулирующей функции налогов, в частности налоговых льгот, посвящены работы И. А. Майбурова [2, с. 21], З. С. Боташевой, Е. Н. Воробей, Т. Е. Гварлиани [3, с. 47], Д. Г. Черника [4, с. 128], М. Е. Антоновой [5, с. 54] и др. Признавая их значимость, авторы считают ее вторичной, отдавая первенство фискальной функции налогов. Соглашаясь с этим, следует отметить, что значимость обоснованности решений по введению/отмене льгот данный факт нисколько не умаляет. При этом важно соблюсти баланс бюрократии процесса оценки, его трудозатратности и значимости результатов оценки. Соблюдается ли он сейчас, можно понять, изучив нормативные документы, регламентирующие этот процесс.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ нормативных документов федерального уровня свидетельствует о необходимости проведения оценки эффективности налоговых расходов, под которой подразумевается комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот, исходя из целевых характеристик налоговых расходов [6].

Оценка эффективности налоговых расходов публично-правовых образований на всех уровнях бюджетной системы содержит единые подходы и включает следующие элементы:

1. Оценка целесообразности налоговых расходов:

- оценка соответствия налоговых расходов целям госпрограмм;

- оценка востребованности плательщиками предоставленных льгот.

2. Оценка результативности налоговых расходов:

- количественный вклад налоговых расходов в достижение целевых показателей госпрограмм;

- бюджетная эффективность налоговых расходов;

- совокупный бюджетный эффект (самоокупаемость) стимулирующих налоговых расходов.

Оценка эффективности налоговых расходов направлена на пересмотр льгот, в отношении которых по результатам проведения оценки выявлена хотя бы одна из следующих характеристик:

- несоответствие целям госпрограмм;

- низкая востребованность;

- отсутствие значимого вклада в достижение целевых показателей госпрограмм;

- имеется менее затратный способ достижения целевых показателей госпрограмм;

- отрицательный бюджетный эффект, т. е. на прогнозном горизонте не обеспечивается выход на «самоокупаемость» [7].

На федеральном уровне за последние 5 лет было предоставлено около 100 новых льгот (налоговых расходов), выпадающие доходы по которым к 2019 г. превысили 1 трлн руб. В первую очередь рост выпадающих доходов приходится на налоговые льготы нефтегазовому сектору [8]. В целом же в настоящее время действует более 3,5 тыс. налоговых льгот и преференций (налоговых расходов), установленных на федеральном и на региональном уровнях, общим объемом более 4,5 трлн руб. [9].

На федеральном уровне проведена оценка эффективности налоговых расходов РФ, состоящая из оценки целесообразности и востребованности, а также расчета совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов. В том числе на основе проведенной оценки приняты решения по повышению эффективности льгот в сфере нефтедобычи:

- отменены льготы по добыче нефти на выработанных месторождениях с предоставлением права перехода соответствующих участков недр в режим налога на дополнительный доход (далее - НДД);

- отменены льготные ставки по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) и экспортной пошлине для месторождений сверхвязкой нефти;

- пересмотрены параметры налоговых льгот в рамках применения режима НДД;

- отменена льготная ставка НДПИ (0,7 % от полной) для организаций, самостоятельно

осуществивших геологоразведку участков недр до 1 июля 2001 г. [8].

Установление налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков является действенным механизмом регулирования финансовых и экономических процессов на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации [10]. Определение эффективности налоговых расходов на региональном уровне всегда входило в повестку обсуждения на стадии формирования бюджетов субъектов Российской Федерации, так как полученные результаты влияют на распределение межбюджетных трансфертов (дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности) региональным бюджетам из федерального центра.

Почти все субъекты РФ разработали собственный порядок оценки налоговых расходов в связи с внедрением программ реформирования региональных и муниципальных финансов.

Так, оценка эффективности налоговых расходов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (ХМАО-Югры) и г. Сургуте осуществляется в отношении налоговых льгот, пониженных ставок и иных преференций по региональным (налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) [11]) и местным налогам (земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, торговому сбору).

В результате проведенной оценки эффективности налоговых расходов в ХМАО-Югре, положенной в основу приоритетных направлений налоговой, бюджетной и долговой политики региона на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг., приняты следующие решения:

1) продлить действие пониженной ставки в размере 1 % по УСН для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих определенные виды деятельности и принявших в качестве объекта налогообложения «доходы»;

2) пересмотреть механизм предоставления налоговой преференции по налогу на имущество организаций субъектам малого и среднего предпринимательства, заменив

пониженные ставки на налоговую льготу в виде уменьшения исчисленной суммы налога на имущество;

3) пересмотреть условия предоставления налоговой льготы налогоплательщикам, применяющим УСН, в виде уменьшения налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества на величину кадастровой стоимости 300 кв. м площади здания (строения, сооружения) или 100 кв. м площади помещения, снизив показатели: по учету в налоговых органах до 1 года, по среднесписочной численности - до 3 человек, по размеру заработной платы - до однократного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, с применением к нему районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

4) предоставить льготу по налогу на имущество для аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационно-коммуникационных технологий, в отношении объектов связи и центров обработки данных в размере 50 % [12].

Стоит отметить, что порядки оценки эффективности налоговых расходов в ХМАО-Югре и городе Сургуте [13] по своей сути дублируют оценку эффективности налоговых расходов на федеральном уровне, что, в свою очередь, свидетельствует о формальном подходе при проведении оценочных мероприятий.

К тому же процесс проведения оценки эффективности налоговых расходов на региональном и муниципальном уровнях не автоматизирован: отсутствуют единые формы отчетности по результатам оценки, нет программного обеспечения, позволяющего надежно и оперативно осуществлять сбор необходимой информации, а также принимать экономически обоснованные решения по применению эффективных налоговых льгот и их отмене (в случае неэффективности).

Особое внимание, на наш взгляд, стоит уделить критериям целесообразности и результативности налоговых расходов. Так, вос-

требованность плательщиками предоставленных льгот априори подразумевает, что в случае невостребованности налоговых льгот налоговый расход будет отсутствовать.

Такой критерий целесообразности налоговых расходов, как их соответствие целям региональных, муниципальных программ и (или) целям социально-экономической политики региона, города вызывает большие сомнения в части объективной увязки налоговой льготы и показателей программ. Например, региональные налоговые льготы по налогу на имущество для медицинских организаций проблематично связать с показателями государственной программы ХМАО-Югры «Современное здравоохранение», такими как ожидаемая продолжительность жизни при рождении, младенческая смертность; доля граждан, ежегодно проходящих профилактический медицинский осмотр и (или) диспансеризацию, от общего числа населения; доля поликлиник и поликлинических подразделений, участвующих в создании и тиражировании «Новой модели организации оказания медицинской помощи», от общего количества таких организаций; укомплектованность медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях [14].

Аналогичные трудности возникнут в процессе оценки результативности предоставляемых налоговых расходов в части оценки вклада в изменение значения показателя региональных, муниципальных программ и (или) целей социально-экономической политики [6] региона, города.

Выявленные недостатки критериев целесообразности и результативности налоговых расходов обусловили необходимость их совершенствования. Разработка критериев оценки эффективности налоговых льгот на всех уровнях бюджетной системы сопряжена с существенными трудностями, возникающими на практике.

В первую очередь, критерии оценки эффективности налоговых расходов должны коррелировать с эффектами от применения налоговых льгот [15, с. 58].

В зависимости от области реализации можно выделить три вида эффектов:

1) бюджетный эффект, который состоит в приросте будущих налоговых доходов над текущими налоговыми расходами;

2) экономический эффект, проявляющийся в приросте финансовых ресурсов налогоплательщика в связи с сокращением или отсутствием необходимости оплаты налоговых платежей. Данные финансовые ресурсы могут быть направлены на покупку оборудования, расширение или обновление производственных мощностей, приобретения новых технологий, и, как результат, происходит увеличение прибыли, расширение производства и создание новых рабочих мест;

3) социальный эффект, который проявляется в повышении качества уровня жизни,

Критерии оценки

обеспеченности населения, создании новых рабочих мест и других показателях. Отличительными особенностями данного эффекта являются сложность его точной оценки, отсутствие универсального показателя, совокупное положительное влияние на социальные показатели не только налоговых льгот, но и бюджетного финансирования программ, а также общего повышения уровня жизни населения [16].

На наш взгляд, необходимо сопоставлять налоговые льготы и полученные эффекты, несмотря на то, что налог - это поливекторный инструмент. Для этого мы разработали и сгруппировали критерии оценки налоговых расходов. Результаты исследования представлены в таблице.

Таблица

Роговых расходов

№ Наименование критериев Содержание способов оценки

1 Методологические 1. Определение конкретной цели предоставления налоговой льготы, планируемых результатов от ее применения. 2. Выявление источников информации для анализа и оценки налоговых льгот, в частности выпадающих бюджетных доходов в результате применения налоговой льготы. К таким источникам информации относятся: статистическая налоговая отчетность, статистическая информация Федеральной службы государственной статистики. 3. Разработка порядка проведения мониторинга и оценки эффективности налоговых расходов.

2 Математические 1. Определение времени проявления ожидаемых эффектов от применения налоговых льгот. 2. Дисконтирование сопоставляемых налоговых расходов с ожидаемыми эффектами для приведения к одному периоду времени. 3. Проведение регрессионного анализа в целях отбора факторов и расчетов коэффициентов корреляции ожидаемых эффектов с налоговыми льготами.

3 Координационные 1. Определение ответственных структур и закрепление за ними обязанностей осуществления анализа обоснованности введения, необходимости и целесообразности сохранения налоговых льгот. 2. Наличие программного обеспечения для надежного и оперативного сбора необходимой информации для мониторинга и оценки налоговых расходов. 3. Разработка единых форм отчетности для оценки налоговых расходов.

4 Консультативные 1. Выяснение мнения получателей налоговых льгот по вопросу введения, необходимости и целесообразности сохранения налоговых льгот путем проведения опроса, анкетирования. 2. Привлечение высококвалифицированных специалистов, экспертов при введении налоговых льгот, анализе результативности и целесообразности сохранения налоговых льгот.

Примечание: составлено авторами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, при проведении оценки налоговых расходов методологические критерии оценки

являются базой для математических критериев. Математические критерии позволяют увязать налоговые расходы с бюджетным,

экономическим и социальным эффектами. В совокупности методологические, математические, координационные и консультативные критерии оценки налоговых расходов

позволяют системно осуществлять мониторинг и оценку налоговых льгот, точно рассчитывать эффективность налоговых льгот.

Список источников

1. С России берут пример, к нам приезжают учиться. 21.11.2019. URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 4165008 (дата обращения: 01.10.2022).

2. Майбуров И. А. Налоги и налогообложение. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 558 с.

3. Боташева З. С., Воробей Е. Н., Гварлиани Т. Е. Налоговые льготы: методология, практика применения, эффективность : моногр. Сочи : РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2014. 144 с.

4. Черник Д. Г. Налоги и налогообложение. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 236 с.

5. Антонова М. Е. Роль регулирующей функции налогов в налоговой системе Российской Федерации : дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. 159 с.

6. Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов и оценки налоговых расходов города Пыть-Яха : постановление администрации г. Пыть-Яха Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.07.2020 № 290-па. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74626 236/?ysclid=lac0p5ms5i977801933 (дата обращения: 01.10.2022).

8. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/0 9/main/ONBNiTTP_2022-2024.pdf (дата обращения: 01.10.2022).

9. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2019/10/ main/0NBNiTTP_2020-2022.pdf?ysclid=lam0buw9ib 628069581 (дата обращения 01.10.2022).

10. Иманшапиева М. М. Анализ применения налоговых льгот как инструмент повышения инвестиционной активности региона // Междунар. бухгалтер. учет. 2014. Т. 17, № 12. С. 44-54.

11. О порядке оценки налоговых расходов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и признании утратившими силу некоторых постановлений правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры : постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 18.10.2019 № 394-п. URL: https://depfin. admhmao.ru/dokumenty/hmao/4372405/ (дата обращения: 01.10.2022).

References

1. S Rossii berut primer, k nam priezzhaiut uchitsia. 21.11.2019. URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 4165008 (accessed: 01.10.2022). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Maiburov I. A. Nalogi i nalogooblozhenie. Moscow : IuNITI-DANA, 2011. 558 p. (In Russian).

3. Botasheva Z. S., Vorobey E. N., Gvarliani T. E. Nalogovye lgoty: metodologiia, praktika primeneniia, effektivnost : Monograph. Sochi : Publishing House Sochi State University, 2014. 144 p. (In Russian).

4. Chernik D. G. Nalogi i nalogooblozhenie. Moscow : IuNITI-DANA, 2011. 236 p. (In Russian).

5. Antonova M. E. Rol reguliruiushchei funktsii nalogov v nalogovoi sisteme Rossiiskoi Federatsii : Cand. Sci. Dissertation (Economics). Moscow, 2009. 159 p. (In Russian).

6. On Approval of Procedure of Compiling a List of Tax Expenditures and Assessment of Tax Ex-penditues of Pyt-Yakh : Resolution of the Municipal Administration of Pyt-Yakh of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra No. 290-pa of July 16, 2020. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).

7. Main Directions of Budget, Tax and Customs Tariff Policy for 2021 and for Planning Period of 20222023. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/74626236/?ysclid=lac0p5m s5i977801933 (accessed: 01.10.2022). (In Russian).

8. Main Directions of Budget, Tax and Customs Tariff Policy for 2022 and for Planning Period of 20232024. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/ library/2021/09/main/0NBNiTTP_2022-2024.pdf (accessed: 01.10.2022). (In Russian).

9. Main Directions of Budget, Tax and Customs Tariff Policy for 2020 and for Planning Period of 20212022. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/ library/2019/10/main/0NBNiTTP_2020-2022.pdf? ysclid=lam0buw9ib628069581 (accessed: 01.10.2022). (In Russian).

10. Imanshapieva M. M. Analysis of Application of Tax Privileges as a Tool to Increase Investment Activity of the Region (Republic of Dagestan) // International Accounting. 2014. Vol. 17, No. 12. P. 44-54. (In Russian).

11. On Procedure of Assessment of Tax Expenditures in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra and Invalidation of Some Resolutions of the Government of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra : Resolution of the Government of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra No. 394-p of October 18, 2019. URL: https://depfin.admhmao.ru/doku menty/hmao/4372405/ (accessed: 01.10.2022). (In Russian).

12. Об основных направлениях налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, характеристиках бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (проект) : распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.09.2022 № 565-рп. URL: http s: //depfin. admhmao. ru/otkrytyy -byudzhet/plani rovanie-byudzheta/osnovnye-napravleniya-nalogovoy-byudzhetnoy-i-dolgovoy-politiki-avtonomnogo-okruga/ 7827317/ob -o snovnykh-napravleniyakh-nalogovoy-byudzhetnoy-i-dolgovoy-politiki-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo/ (дата обращения: 01.10.2022).

13. Об утверждении порядка формирования перечня налоговых расходов и оценки налоговых расходов города Сургута : постановление Администрации города Сургута от 28.08.2020 № 6034. URL: https://docs.cntd.ru/document/570905268 (дата обращения: 01.10.2022).

14. Медицина и здравоохранение: проблемы, перспективы, развитие // Ежемесячный дайджест материалов из периодических изданий, поступивших в областную научную медицинскую библиотеку МИАЦ. 2021. № 5 (май). URL: http://miac.samre gion.ru/sites/default/files/upload_files/upload_iiles/%D 0%94%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0% B5%D 1 %81 %D 1 %82%20-%20%E2%84%965%20% 28%D0%BC%D0%B0%D0%B9%29%2C%202021. pdf (дата обращения: 01.10.2022).

15. Грошев А. Р., Каратаев А. С., Каратаева Г. Е. Оценка влияния макроэкономических факторов на налоговые поступления в бюджет и построение модели прогнозирования доходов бюджета // Инновационное развитие экономики. 2016. № 3-1 (33). С. 42-73.

16. Жаруллина Э. И. Основные требования, необходимые для мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот // Экономика и управление: проблемы и решения. 2017. Т. 1, № 6. С. 31-35.

Информация об авторах

Г. Е. Каратаева - доктор экономических наук,

профессор.

С. В. Чернова - кандидат экономических наук.

12. On Main Directions of Tax, Budget and Debt Policy of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra, Characteristics of Budget of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra for 2023 and for Planning Period of 2024 and 2025 (Project) : Order of the Government of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra No. 565-rp of September 16, 2022. URL: https://depfin.admhmao.ru/otkrytyy-byudzhet/ planirovanie-byudzheta/osnovnye-napravleniya-nalo govoy-byudzhetnoy-i-dolgovoy-politiki-avtonomno go-okruga/7827317/ob-osnovnykh-napravleniyakh-nalogovoy-byudzhetnoy-i-dolgovoy-politiki-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo/ (accessed: 01.10.2022). (In Russian).

13. On Approval of Procedure of Compiling a List of Tax Expenditures and Assessment of Tax Expenditures in Surgut : Resolution of the Municipal Administration of Surgut No. 6034 of August 28, 2020. URL: https://docs.cntd.ru/document/570905268 (accessed: 01.10.2022). (In Russian).

14. Meditsina i zdravookhranenie: problemy, perspek-tivy, razvitie. Ezhemesiachnyi daidzhest materialov iz periodicheskikh izdanii, postupivshikh v oblast-nuiu nauchnuiu meditsinskuiu biblioteku MIATs. 2021. No. 5 (May). URL: http://miac.samregion.ru/ sites/default/files/upload_fíles/upload_files/%D0%94% D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D 1%81%D 1%82%20-%20%E2%84%965%20%28% D0%BC% D0%B0%D0%B9%29%2C%202021 .pdf (accessed: 01.10.2022). (In Russian).

15. Groshev A. R., Karataev A. S., Karataeva G. E. Otsenka vliianiia makroekonomicheskikh faktorov na nalogovye postupleniia v biudzhet i postroenie modeli prognozirovaniia dokhodov biudzheta // Innovative Development of Economy. 2016. No. 3-1 (33). P. 42-73. (In Russian).

16. Zharullina E. I. The Fundamental Requirements for the Relevance of Tax Advantages and Effectiveness Evaluation and Monitoring // Economics and Management: Problems, Solutions. 2017. Vol. 1, No. 6. P. 31-35. (In Russian).

Information about the authors

G. E. Karataeva - Doctor of Sciences (Economics),

Professor.

S. V. Chernova - Candidate of Sciences (Economics).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.