Научная статья на тему 'Анализ влияния действующих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре налоговых льгот по налогу на прибыль организаций на повышение доходной части бюджета'

Анализ влияния действующих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре налоговых льгот по налогу на прибыль организаций на повышение доходной части бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ЮГРА / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / TAXATION / TAX INCENTIVES / INCOME TAX / BUDGET REVENUES / KHANTY-MANSI AUTONOMOUS AREA YUGRA / FISCAL REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грошев Александр Романович, Каратаева Галина Евгеньевна, Казимова Гюльпери Джабраиловна

В статье освещается вопрос налогового регулирования в части налога на прибыль организаций в Ханты-Мансийском автономном округе Югре. Проблема балансирования бюджета субъектов Российской Федерации в условиях сокращения бюджетных доходов остро стоит перед региональными органами власти. Это и определяет потребность в планомерной и продуктивной работе по повышению эффективности бюджетных расходов. В рамках заявленной темы согласно результатам исследования, проведенного по заказу Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа Югры, рассмотрены и проанализированы льготы по налогу на прибыль организаций в части влияния на налоговую базу и эффективности применяемого механизма предоставления данных льгот. Исследование проводилось на основе широкой базы нормативных актов и официальных статистических данных по Ханты-Мансийскому автономному округу Югре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzing the impact of corporate income tax relief on budget revenues growth in Khanty-Mansi Autonomous Area - Yugra

The article is intended to consider the issues of income tax regulation in the companies of Khanty-Mansi Autonomous Area Yugra. Regional authorities today have to tackle the problem of balancing the budget of subjects of the Russian Federation in terms of reducing budget revenues. This determines the need for systematic and efficient work aimed to improve the efficiency of budget expenditures, The incentives of corporate income tax in terms of their impact on the tax base and their application efficiency are reviewed and analyzed in accordance with the research conducted by the Department of Finance of Khanty-Mansi Autonomous Area Yugra. The study was conducted on the basis of a large number of normative acts and official statistics on Khanty-Mansiysk Autonomous Area Yugra.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния действующих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре налоговых льгот по налогу на прибыль организаций на повышение доходной части бюджета»

ФÈÍÀÍC0ВÀЯ, ÍÀЛOГOВÀЯ È ДEÍEЖÍ0-КPEДÈТÍÀЯ П0ЛÈТÈКÀ

FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY

УДК 336.225.66

DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(4).630-636

А. Р. ГРОШЕВ

Сургутский государственный университет, г. Сургут, Российская Федерация Г. Е. КАРАТАЕВА Сургутский государственный университет, г. Сургут, Российская Федерация Г. Д. КАЗИМОВА Сургутский государственный университет, г. Сургут, Российская Федерация

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ — ЮГРЕ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА

Аннотация. В статье освещается вопрос налогового регулирования в части налога на прибыль организаций в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. Проблема балансирования бюджета субъектов Российской Федерации в условиях сокращения бюджетных доходов остро стоит перед региональными органами власти. Это и определяет потребность в планомерной и продуктивной работе по повышению эффективности бюджетных расходов. В рамках заявленной темы согласно результатам исследования, проведенного по заказу Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, рассмотрены и проанализированы льготы по налогу на прибыль организаций в части влияния на налоговую базу и эффективности применяемого механизма предоставления данных льгот. Исследование проводилось на основе широкой базы нормативных актов и официальных статистических данных по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре.

Ключевые слова. Налогообложение; налоговые льготы; налог на прибыль; доходы бюджета; Ханты-Мансийский автономный округ — Югра; налоговое регулирование.

Информация о статье. Дата поступления 2 июня 2015 г.; дата принятия к печати 30 июня 2015 г.; дата онлайн-размещения 31 августа 2015 г.

A. R. GROSHEV

Surgut State University, Surgut, Russian Federation G. E. KARATAEVA

Surgut State University, Surgut, Russian Federation G. DZH. KAZIMOVA Surgut State University, Surgut, Russian Federation

ANALYZING THE IMPACT OF CORPORATE INCOME TAX RELIEF ON BUDGET REVENUES GROWTH IN KHANTY-MANSI AUTONOMOUS AREA — YUGRA

Abstract. The article is intended to consider the issues of income tax regulation in the companies of Khanty-Mansi Autonomous Area — Yugra. Regional authorities today have to tackle the problem of balancing the budget of subjects of the Russian Federation in terms of reducing budget revenues. This determines the need for systematic and efficient work aimed to improve the efficiency of budget expenditures, The incentives of corporate income tax in terms of their impact on the tax base and their application efficiency are reviewed and analyzed in accordance with the research conducted by the Department of Finance of Khanty-Mansi Autonomous Area — Yugra. The study was conducted on the basis of a large number of normative acts and official statistics on Khanty-Mansiysk Autonomous Area — Yugra.

Keywords. Taxation; tax incentives; income tax; budget revenues; Khanty-Mansi Autonomous Area — Yugra; fiscal regulation.

Article info. Received June 2, 2015; accepted June 30, 2015; available online August 31, 2015.

© А. Р. Грошев, Г. Е. Каратаева, Г. Д. Казимова, 2015

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 4, pp. 630-636. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 4. С. 630-636. ISSN 1993-3541

A. R. GROSHEV, G. E. KARATAEVA, G. DZH. KAZIMOVA

Сокращение бюджетных доходов на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации [3] предопределило необходимость пересмотра направлений государственной бюджетной политики. В сфере повышения эффективности бюджетных расходов эта работа ведется достаточно давно. Завершены программы повышения эффективности бюджетных расходов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, их элементы нашли отражение в новых государственных программах в сфере государственных финансов, рассчитанных до 2020 г. [4]. Проблема повышения доходной базы территорий получила новый импульс несколько позже, обозначив спектр проблем, требующих первоочередного решения. Особую актуальность приобрела задача формирования взвешенной и обоснованной политики в части предоставления налоговых льгот [7]. В 2012-2013 гг. по поручению президента В. В. Путина была проделана большая научно-аналитическая работа в этой области. В частности, на сайте Минфина РФ опубликован итоговый отчет «О результатах деятельности экспертных групп по проведению оценки эффективности расходов федерального бюджета и представлению предложений по их оптимиза-ции»1, подготовленный в 2013 г. Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Второй раздел отчета посвящен вопросам оптимизации и повышения эффективности налоговых льгот. Эксперты едины во мнении, что большая часть мер по оптимизации и повышению эффективности налоговых льгот лежит в плоскости их учета как налоговых расходов бюджета.

В качестве основных направлений оптимизации и повышения эффективности налоговых льгот экспертным сообществом предлагается:

- применение усовершенствованных методов мониторинга действующих налоговых льгот с постепенной отменой части льгот (прежде всего входящих в категорию налоговых расходов бюджета);

- утверждение определенных правил для введения новых налоговых льгот;

- введение в бюджетный процесс этапа оценки налоговых расходов.

Ханты-Мансийский автономный округ одним из первых среди субъектов Российской Федерации внедряет передовые разработки в сфере управления государственными финансами. Оценка эффективности налоговых льгот проводится в субъекте с 2009 г., что позволило создать значительную информационную базу о предоставленных региональных льготах [2].

Налог на прибыль в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, как и в некоторых других регионах России [6; 11], относится к категории льготируемых с момента вступления в силу закона «О ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа — Югры»2 в сентябре 2011 г. Данным законом предусмотрено снижение ставки налога на прибыль организаций на 4 процентных пункта, а также на 3 и 2 процентных пункта, в зависимости от категории плательщиков. Льгота применяется для организаций, осуществляющих следующие виды экономической деятельности: добыча бурого угля (лигнита) открытым или подземным способом, его обогащение и агломерация; добыча пьезокварца, гранулированного кварца [12], природных графитов; разделение и извлечение фракций из нефтяного (попутного) газа; предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа; обрабатывающие производства; строительство; деятельность сухопутного, водного, воздушного транспорта, за исключением трубопроводного транспорта; научные исследования и разработки; технические испытания и исследования, анализ и сертификация [10]; распределение электроэнергии и газообразного топлива по газораспределительным сетям; сбор и обработка сточных вод; сбор, обработка и утилизация отходов; уборка улиц и др.3

Снижение ставки на прибыль на 4 % применяется для организаций:

- осуществляющих перечисленные виды деятельности и вкладывающих в текущем отчетном (налоговом) периоде инвестиции в основной капитал на территории автономного округа в размере не менее суммы, высвобождающейся в результате применения этой ставки;

1 Итоговый отчет о результатах деятельности экспертных групп по проведению оценки эффективности расходов федерального бюджета и представлению предложений по их оптимизации. URL : http://www.minfin.ru/ru/reforms/ budget/index.ph.

2 О ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа — Югры : закон ХМАО — Югры от 30 сент. 2011 г. № 87-оз (ред. от 17 окт. 2014 г.).

3 Налоговое законодательство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. URL : http://www. rnk.ru/article/70985-nalogovoe-zakonodatelstvo-hanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 4, pp. 630-636. ISSN 1993-3541

FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY

- занимающихся инновационной деятельностью в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» и одновременно являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

- работающих в области жилищно-коммунального хозяйства и вкладывающих в текущем отчетном (налоговом) периоде инвестиции в основной капитал (основные средства) на территории автономного округа в соответствии с инвестиционными программами организаций, принятыми на основании Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и (или) государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2014-2020 годы»;

- предоставляющих услуги в области добычи нефти и природного газа и являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков в соответствии с гл. 3.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в этот список включаются региональные социально ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, доходы которых в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений составляют не менее 90 % в сумме всех доходов.

Снижение ставки на прибыль на 4 % применяется также для организаций, являющихся владельцами лицензий на пользование участками недр на территории автономного округа, которые содержат месторождения углеводородного сырья, если объем инвестиций в основной капитал и расходы на проведение геологоразведочных работ на территории автономного округа в предыдущем налоговом периоде превысили среднюю величину данного показателя за два налоговых периода, предшествовавших предыдущему налоговому периоду. Если же объем средств, высвобожденных в результате применения данной ставки, не превысил 10 % объема инвестиций в основной капитал и расходов на проведение геологоразведочных работ на территории автономного округа за отчетный (налоговый) период, то применяется льгота на 3 процентных пункта.

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015. Т. 25, № 4. С. 630-636. ISSN 1993-3541

Для организаций, осуществляющих производство электроэнергии тепловыми электростанциями, предусмотрено снижение ставки на 2 % в случае, если ими производились вложения в отчетном (налоговом) периоде в основной капитал на территории автономного округа в размере не менее суммы, высвобождающейся в результате применения этой ставки1.

По итогам 2013 г., пониженная ставка по налогу на прибыль организаций была применена всего к 7 категориям налогоплательщиков, включающим 51 организацию [10]: владельцы лицензий на пользование участками недр на территории автономного округа, содержащих месторождения углеводородного сырья; обрабатывающие производства; организации, занимающиеся разделением и извлечением фракций из нефтяного (попутного) газа, строительством, производством электроэнергии тепловыми электростанциями; организации, осуществляющие сбор, очистку и распределение воды и управляющие деятельностью сухопутного, водного и воздушного транспорта, за исключением трубопроводного транспорта.

Основные результаты хозяйственной деятельности перечисленных организаций за 2013 г. можно представить следующим образом:

1. Налоговая база составила 402 561,1 млн р., снизилась относительно 2012 г. на 58 766,6 млн р. (12,7 %). Сумма высвобожденных средств организаций составила 15 511,0 млн р.

2. Объем инвестиций — 439 860,8 млн р., увеличился относительно 2012 г. на 5 889,0 млн р. (1,4 %).

3. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг — 6 230 101,6 млн р., что на 1 001 457,4 млн р. (19,2 %) больше, чем за 2012 г.

4. Объем добычи нефти — 234 157 тыс. т. относительно 2012 г. снизился на 5 793 тыс. т (2,4 %).

5. Среднесписочная численность работников равна 138 280 чел., увеличилась относительно 2012 г. на 856 чел. (0,6 %).

В рамках исследования, проведенного по заказу Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, с учетом представленной информации, на основе сопоставления налоговых расходов бюджета и изменения налогового потенциала (налоговой

1 URL : http://www.rnk.ru/article/70985-nalogovoe-zakonodatelstvo-hanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 4, pp. 630-636. ISSN 1993-3541

A. R. GROSHEV, G. E. KARATAEVA, G. DZH. KAZIMOVA

базы) налогоплательщиков [9] (рис. 1-3) проанализировано, как действующие региональные налоговые льготы по налогу на прибыль организаций [1] Ханты-Мансийского автономного округа — Югры влияют на повышение доходной части его бюджета.

В качестве основных инструментов исследования использованы кросс-корреляция и стандартный коэффициент корреляции Пирсона. С целью выявления и оценки «ложной корреляции» использовался содержательный анализ. Для исключения ошибок, связанных с автокорреляцией рядов при вычислении коэффициентов ковариации использовался метод перехода от корреляции уровней ряда к корреляции остатков — отклонений фактических уровней от тренда. Издержки на налогообложение как налогоплательщиков, так и регулирующих органов [5] в рамках данного исследования не учтены.

В соответствии с соглашением об условиях публикации результатов исследований все переменные приведены в относительных единицах.

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Рис. 1. Изменение налоговой базы налога на прибыль в квартальном исчислении в 2005—2013 гг., % (Составлено по данным Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. URL: http://www.depfin.admhmao.ru/wps/portal/fin/home)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Рис. 2. Изменение предоставленных льгот по налогу на прибыль в квартальном исчислении в 2005-2013 гг., %

(Составлено по данным Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. URL: http://www.depfin.admhmao.ru/wps/portal/fin/home)

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015. Т. 25, № 4. С. 630-636. ISSN 1993-3541

Проведенный анализ выявил присутствие ковариации налоговых льгот в части налогообложения прибыли, предоставляемых организациям округа в соответствии с окружным законодательством, на изменение налоговой базы с временным лагом -4, 0 в IV кв.

Содержательный анализ исследуемых явлений позволяет сделать вывод о наличии «ложной корреляции» (лаг -4, 0), которая объясняется тенденцией одновременного изменения уровней анализируемых величин и вызвана очевидной зависимостью предоставляемых налоговых льгот от размера налоговой базы.

Дальнейшее исследование факторно-временных функций зависимости с временным лагом в IV кв. показало наличие статистической значимости параметров, что свидетельствует о влиянии налоговых льгот в части налогообложения прибыли, предоставляемых в соответствии с окружным законодательством, на изменение налогооблагаемой базы. Однако данное влияние проявляется достаточно слабо.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 4, pp. 630-636. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 4. С. 630-636. ISSN 1993-3541

FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY

Lag -15 -14 -13 -12 -11 -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2

3

4

5

6

7

8

9

10 11 12

13

14

15

Corr. -0,0300 0,0569 0,0191 0,1459 -0,1120 0,0397 -0,0680 0,2496 -0,4100 -0,0640 -0,3220 0,5647 -0,4230 0,1587 -0,2870 0,9602 -0,3020 0,1 488 -0,4880 0,5856 -0,3440 -0,0310 -0,4370 0,3209 -0,0400 0,0911 -0,1210 0,1 889 -0,0160 0,0531 -0,0860

S.E. 0,4472 0,4082 0,3780 0,3536 0,3333 0,31 62 0,3015 0,2887 0,2774 0,2673 0,2582 0,2500 0,2425 0,2357 0,2294 0,2236 0,2294 0,2357 0,2425 0,2500 0,2582 0,2673 0,2774 0,2887 0,3015 0,31 62 0,3333 0,3536 0,3780 0,4082 0,4472

0

Рис. 3. Оценка влияния налоговых льгот по налогу на прибыль организаций на налоговую базу (исследование взаимной зависимости временных рядов с использованием критерия Пирсона) (Составлено по данным Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (с использованием программы Sfafisfika). URL : http://www.depfin.admhmao.ru/wps/portal/fin/home)

Таким образом, можно утверждать, что имеются значительные резервы, позволяющие повысить эффективность и результативность предоставляемых региональных льгот, а методика расчета льгот по налогу на прибыль организаций не обеспечивает достижения результатов, ожидаемых от их предоставления, и требует изменения. Необходима регулярная оценка результатов применения различных налоговых льгот в полном объеме в отношении всех компаний и во всех отраслях, где они использовались [8], должна быть обеспечена комплексная оценка последствий и результатов применения налоговых льгот с целью повышения их эффективности.

При анализе механизма предоставления льгот по налогу на прибыль организаций выявлено, что объем налоговых льгот не соотносится с текущими потребностями экономики, т. е. не учитывается цикличность экономического развития. В периоды экономического спада усиливается потребность компаний в государственной поддержке, при этом балансовая прибыль зачастую падает, и соответственно, снижается объем высвобожденных средств от применения льготы. Напротив, в периоды экономического роста компании не имеют настолько сильных потребностей в государственной поддержке, какую получают за счет высокой налоговой базы. Кроме того, данный ме-

ханизм «отключает» процесс амортизационного стимулирования инвестиционной деятельности, что, скорее всего, отрицательно отражается на величине налога на имущество. Решение вопроса перераспределения объемов данной льготы может лежать в области фондирования, когда при экономической стабильности наращиваются запасы, которые точечно расходуются в периоды стагнации. Такого рода подход требует пересмотра самого механизма реализации льготы по налогу на прибыль, которая может принять компенсационный характер.

Основываясь на общих принципах, обеспечивающих эффективность применения налоговых льгот, а также результатах проведенного анализа, при разработке основных направлений региональной налоговой политики необходимо учитывать, что налоговые льготы работают эффективно (в тех направлениях, для которых они вводились) только при наличии достаточной конкуренции на рынке. Если налоговые льготы воздействуют преимущественно на компании, имеющие доминирующее положение на рынке, то существенны риски имитаций и замещения. Эффект от вводимых льгот не наступает немедленно в первый год их применения, отложенное влияние важно учитывать как при оценке потерь для бюджета, так и при оценке эффекта для экономического развития.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 4, pp. 630-636. ISSN 1993-3541

A. R. GROSHEV, G. E. KARATAEVA, G. DZH. KAZIMOVA

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015. Т. 25, № 4. С. 630-636. ISSN 1993-3541

Список использованной литературы

1. Быков С. С. Классификация налоговых льгот как условие и этап оценки их эффективности / С. С. Быков // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2013. — № 5 (91). — С. 20-26.

2. Грачева Е. Ю. Налоговое льготирование энергоэффективности как направление экологической и налоговой политики Российской Федерации (финансово-правовые аспекты) / Е. Ю. Грачева, А. В. Карташов // Юрист. — 2013. — № 13. — C. 7-11.

3. Каратаева Г. Е. Система государственного стратегического планирования / Г. Е. Каратаева, А. С. Каратаев, Т. А. Грошева // Актуальные вопросы экономических наук : материалы III Междунар. науч. конф. Уфа, июнь 2014 г. — Уфа : Лето, 2014. — С. 27-32.

4. Киреенко А. П. Издержки налогообложения в Российской Федерации / А. П. Киреенко, С. С. Быков. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — 189 с.

5. Киреенко А. П. Проявления региональной налоговой политики в условиях российского бюджетного федерализма / А. П. Киреенко, Е. Н. Орлова // Регион: экономика и социология. — 2014. — № 1. — С. 193-217.

6. Комарова Г. П. Налоговые льготы и их значение / Г. П. Комарова // Актуальные проблемы формирования государственных доходов в России : сб. науч. тр. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — С. 109-115.

7. Орлова Е. Н. Региональная налоговая политика: границы самостоятельности и формы проявления / Е. Н. Орлова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014. — № 2 (94). — С. 23-31.

8. Основные тренды социально-экономического развития современной России / А. Р. Грошев, Г. Е. Каратаева, А. С. Каратаев, Т. А. Грошева // Наука и образование в современном обществе: вектор развития : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. 3 апр. 2014 г. : в 7 ч. — М. : АР-Консалт, 2014. — Ч. II. — С. 146-152.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Савина О. Н. Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций: актуальные вопросы оптимизации / О. Н. Савина, М. А. Жажин // Бухгалтер и закон. — 2014. — № 4. — С. 30-37.

10. Савицкий М. Н. Применение налогового вычета как стимулирование геологоразведочных работ в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре / М. Н. Савицкий, Н. В. Чепурных // Экономические и социальные факторы развития народного хозяйства : материалы II регион. науч.-практ. конф. аспирантов и магистрантов. — Ханты-Мансийск, 2014. — С. 145-151.

11. Сорокина Т. В. Мониторинг качества бюджетного процесса в регионе (на примере Иркутской области) / Т. В. Сорокина // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2011. — № 3 (77). — С. 31-35.

12. Юмаев М. М. Налоговое стимулирование инвестиций в разработку техногенных месторождений минерального сырья / М. М. Юмаев // Финансы. — 2014. — № 8. — С. 33-37.

References

1. Bykov S. S. Tax incentives classification as a step for tax expenditure estimation. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2013, no. 5, pp. 20-26. (In Russian).

2. Gracheva E. Yu., Kartashov A. V. Tax relief for energy efficiency purposes as the direction of environmental and tax policy of the Russian Federation (financial and legal aspects). Yurist = The Lawer, 2013, no. 13, pp. 7-11. (In Russian).

3. Karataeva G. E., Karataev A. S., Grosheva T. A. The system of state strategic planning. Aktual'nye vo-prosy ekonomicheskikh nauk. Materialy III mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Ufa, iyun' 2014 g. [Topical issues of economic sciences. Materials of Scientific Conference, Ufa, June 2014]. Ufa, Leto Publ., 2014, pp. 27-32. (In Russian).

4. Kireenko A. P., Bykov S. S. Izderzhki nalogooblozheniya v Rossiiskoi Federatsii [The expenses of taxation in the Russian Federation]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012. 190 p.

5. Kireenko A. P., Orlova E. N. Regional tax policy manifestations under Russian fiscal federalism. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2014, no. 1, pp. 193-217. (In Russian).

6. Komarova G. P. Tax reliefs and their purpose. Aktual'nye problemy formirovaniya gosudarstvennykh dokhodov v Ros-sii [Urgent problems of government revenue formation in Russia]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012, pp. 109-115. (In Russian).

7. Orlova E. N. Regional tax policy: limits of independence and forms of manifestation. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 2, pp. 23-31. (In Russian).

8. Groshev A. R., Karataeva G. E., Karataev A. S., Grosheva T. A. The main trends of social and economic development of modern Russia. Nauka i obrazovanie v sovremennom obshchestve: vektor razvitiya. Materialy mezhdunarodnoi nauch-no-prakticheskoi konferentsii, 3 apr. 2014 g. [Science and education in the contemporary society: development trends. Materials of International Research and Practical Conference. Aрril 3, 2014]. Moscow, AR-Konsalt Publ., 2014, pr. II, pp. 146-152. (In Russian).

9. Savina O. N., Zhazhin M. A. Income tax relief: the current issues of optimization. Bukhgalter i zakon = The Accountant and Law, 2014, no. 4, pp. 30-37. (In Russian).

10. Savitskii M. N., Chepurnykh N. V. The use of tax deduction as Khanty-Mansi Autonomous Area — Yugra exploration stimulation method. Ekonomicheskie i sotsial'nye faktory razvitiya narodnogo khozyaistva. Materialy II Regional'noi nauch-no-prakticheskoi konferentsii [Economic and social factors of economic development. Materials of the 2nd Regional Research and Practical Conference]. Khanty-Mansiysk, 2014, pp. 145-151. (In Russian).

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 4, pp. 630-636. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 4. С. 630-636. ISSN 1993-3541

FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY

11. Sorokina T. V. Quality monitoring of budget process in region (By the example of the Irkutsk Region). Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2011, no. 3, pp. 31-35. (In Russian).

12. Yumaev M. M. Tax incentives for investing in development of technogenic deposits of mineral raw materials. Finansy = Finance, 2014, no. 8, pp. 33-37. (In Russian).

Информация об авторах Грошев Александр Романович — доктор экономических наук, профессор, кафедра финансов, денежного обращения и кредита, Сургутский государственный университет, 626400, г. Сургут, просп. Ленина, 1, e-mail: arg.sochi@yandex.ru.

Каратаева Галина Евгеньевна — доктор экономических наук, профессор, кафедра финансов, денежного обращения и кредита, Сургутский государственный университет, 626400, г. Сургут, просп. Ленина, 1, e-mail: galilina@mail.ru.

Казимова Гюльпери Джабраиловна — аспирант, кафедра финансов, денежного обращения и кредита, Сургутский государственный университет, 626400, г. Сургут, просп. Ленина, 1, e-mail: kazimovagd@mail.ru.

Библиографическое описание статьи Грошев А. Р. Анализ влияния действующих в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре налоговых льгот по налогу на прибыль организаций на повышение доходной части бюджета / А. Р. Грошев, Г. Е. Каратаева, Г. Д. Казимова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 4. — С. 630-636. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(4).630-636.

Authors

Aleksandr R. Groshev — Doctor habil. (Economics), Professor, Department of Finance, Monetary Circulation and Credit, Surgut State University, 1 Lenin Prospect, 626400, Surgut, Russian Federation, e-mail: arg.sochi@yandex.ru.

Galina E. Karataeva — Doctor habil. (Economics), Professor, Department of Finance, Monetary Circulation and Credit, Surgut State University, 1 Lenin Prospect, 626400, Surgut, Russian Federation, e-mail: galilina@mail.ru.

Gyulperi Dzh. Kazimova — PhD student, Department of Finance, Monetary Circulation and Credit, Surgut State University, 1 Lenin Prospect, 626400, Surgut, Russian Federation, e-mail: kazimovagd@mail.ru.

Reference to article

Groshev A. R., Karataeva G. E., Kazimova G. Dzh. Analyzing the impact of corporate income tax relief on budget revenues growth in Khanty-Mansi Autonomous Area — Yugra. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 4, pp. 630-636. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(4).630-636. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.