Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ РЕЧЕВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ РЕЧЕВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
19
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / РЕЧЕВЕДЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / АНАЛИЗ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Камолова Муаззам Файзуллаевна, Масиёходжаева Машхура

Статья посвящена формированию коммуникативно-речевых умений при работе с текстом, целью которой является повышение уровня развития речевой культуры студентов (устной и письменной). Указывается на необходимость выполнения комплексных заданий, которые способствуют повышению языковой компетентности обучающихся при условии учета специфики факультета. Подчеркивается важность работы над текстом, для осмысления которого используются задания различного характера, и их окончательной целью является - научить студентов не просто анализировать, но и создавать текст. Также представлены виды упражнений, направленных на развитие коммуникативной компетенции обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Камолова Муаззам Файзуллаевна, Масиёходжаева Машхура

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF SOME ASPECTS OF ORAL DISCOURSE IN SPEECH AND COMMUNICATION STUDIES

The article is devoted to the formation of communicative skills while working with a text, the purpose of which is to increase the level of development of students' speech (oral and written). The need to perform complex tasks that contribute to the improvement of students' linguistic competence depending on the specifics of the faculty is mentioned in the article. The importance of working on the text is emphasized, for the understanding of which tasks of a different nature are used, and their final goal is to teach students not only to analyze, but also to create a text. Types of exercises aimed at developing students' communicative competence are also presented.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ РЕЧЕВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

УДК 371.01

РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ КУЛЬТУРЫ1 РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ РЕЧЕВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Камолова Муаззам Файзуллаевна, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы; Масиёходжаева Машхура, магистрант 2-го курса факультета русской филологии ГОУ "ХГУ имени акад. Б.Гафурова" (Таджикистан, Худжанд)

НАЩШИ ФАНХОИ НУЩШИНОСЙ ДАР ШАКЛГИРИИ МАХОРАТХОИ ИРТИБОТЙ ВА ГУФТОРИИ ДОНИЩУЁНИ ФИЛОЛОГ Камолова Муаззам Файзуллоевна, дотсенти кафедраи методикаи таълими забон ва адабиёти рус; Масиёходжаева Машхура, магистранти курси 2-и факултаи филологияи руси МДТ "ДДХ ба номи акад. Б.Fафуров" (Тоцикистон, Хуцанд)

ROLE OF SPEECH DISCIPLINE INFORMATION COMMUNICATIVE AND SPEECH SKILLS OF STUDENTSPHILOLOGIST Kamolova Muazzam Faizullaevna, Associate Professor of the department of the Russian language and its methods of teaching; Masiyokhodzhaeva Mashkhur, 2nd year undergraduate student of the Faculty of Russian Philology, State Educational Institution "KhGU named after acad. B. Gafurov" (Tajikistan, Khujand)

Ключевые слова: профессиональное образование, коммуникативная компетенция, лингвистические навыки, речеведческие дисциплины, анализ текстов различного характера, функционирование языковых средств

Статья посвящена формированию коммуникативно-речевых умений при работе с текстом, целью которой является повышение уровня развития речевой культуры студентов (устной и письменной). Указывается на необходимость выполнения комплексных заданий, которые способствуют повышению языковой компетентности обучающихся при условии учета специфики факультета. Подчеркивается важность работы над текстом, для осмысления которого используются задания различного характера, их окончательной целью является -научить студентов не просто анализировать текст, но и создавать свой. Также представлены виды упражнений, направленных на развитие коммуникативной компетенции обучающихся.

Вожаком калиди: тацсилоти касби, салоцияти иртиботи, малакацои забоншиноси, фащои нущшиносй, тацлили мутуни гуногунхусусият , фаъолияти воситацои забони

Мацола ба ташаккули малакацои муоширати ва гуфтори цангоми кор бо матн бахшида шудааст, ки цадафи он баланд бардоштани сатци инкишофи фарцанги нутци хонандагон (шифоци ва хатти) мебошад. Зарурати щрои вазифацои мураккабе зикр шудааст, ки ба такмили салоцияти забонии донишчуён вобаста ба хусусиятцои факултет мусоидат мекунанд. Ацамияти кор бо матн таъкид карда мешавад, ки барои дарки кадом вазифацо гуногунхусусият истифода мешаванд, мацсади ницоии онцо ба талабагон на танцо тацлили матн, балки сохтани худи матн низ омузондан аст. Намудцои машкцое, ки ба рушди салоцияти муоширатии хонандагон нигаронида шудаанд, низ оварда шудаанд.

Key words: vocational education, communicative competence, linguistic skills, speech science disciplines, analysis of texts of various nature, functioning of language tools

The article is devoted to the formation of communicative and speech skills when working with a text, the purpose of which is to increase the level of development of students' speech culture (oral and written). It is pointed out the need to perform complex tasks that contribute to the improvement of the language competence of students, subject to the specifics of the faculty The importance of working on the text is emphasized, for the understanding of which tasks of a different nature are used, their ultimate goal is to teach students not only to analyze the text, but also to create their own. The types of exercises aimed at developing the communicative competence of students are also presented.

Современное мировое сообщество стремительно развивается и изменяется, поэтому каждому обществу необходимы квалифицированные, или, как мы говорим, компетентные специалисты, способные решать сложные задачи своевременно и весьма осмысленно. Такие требования определяют цели образовательного процесса, начиная уже со школьной скамьи, где и осуществляется выбор будущей профессии. Высшее профессиональное образование также ставит своей целью подготовку такого специалиста, который востребован в обществе. Профессионал своего дела, прекрасно владеющий соответствующими знаниями, умениями и навыками, для своей успешной деятельности должен достичь такого уровня, чтобы мог на

рынке труда получить оценку как универсальный и конкурентоспособный специалист со специализированными компетенциями.

Так как для продвижения личности в собственном развитии, да и в обществе в целом, необходима грамотная и осмысленная речь, каждый вуз должен работать в этом направлении, и, естественно, учебные учреждения филологического направления не исключение. Такое требование ставится и перед вузами филологического направления. Теперь задача вузов, готовящих будущих учителей-словесников, состоит в параллельном формировании и развитии всех видов компетенций.Но главной остается формирование всех компонентов коммуникативной компетенции, которые предполагают формирование как чисто лингвистических навыков, так и правильное использование их в устной и письменной речи.

Практика и многолетние наблюдения за речью студентов показывают, что половина поступающих на факультет русской филологии плохо владеет русской речью и имеет очень скудный словарный запас. Данная проблема является следствием недостаточного владения русским языком выпускниками филологических факультетов педагогических вузов, ведь учитель, не владеющий практическими коммуникативными навыками, не может научить детей русской речи в её устной и письменной формах. В результате обучающей деятельности такого учителя увеличивается количество молодёжи, не владеющей русским языком.

Языковые вузы, кроме формирования коммуникативной компетентности учащихся, указанных выше задач, имеют другие специфические задачи, которые заключаются в повышении общей культуры и культуры речи, уровня гуманитарной образованности, т.е. воспитании полноценной языковой личности.

Развитие и специальная отработка отдельных аспектов культуры речи может осуществляться на различных спецкурсах языковых факультетов, например: «Основы культуры речи», «Стилистика», «Лингвистический анализ художественного текста».

Задачи данных курсов состоит в развитии у обучающихся умения восприятия, анализа текстов и создания своих в соответствии с речевыми ситуациями (непринужденная беседа, написание эссе и рефератов, заполнение деловых бумаг).

Как видим, основным средством реализации этих задач является текст, так как считается основной коммуникативной единицей. Овладение языковой системой происходит при изучении и анализе текстов различного характера.

Для изучения на занятиях по культуре речи подбираются тексты с учетом специфики факультета. В основном это отрывки из художественных произведений, которые имеют художественное достоинство и являются образцовыми со стороны речевого оформления.

При работе над текстом на занятиях по этому предмету используются задания различного характера, которые можно разделить на пять групп:

1. Задания аналитического характера по готовому тексту. Например: определить основную мысль текста, разделить его на смысловые части, определить часть, в которой содержится описание, рассуждение и т.д;

2. Задания аналитико-синтетического характера по готовому тексту. Например: сформулировать основную мысль автора, составить тезисы и т.д.;

3. Задания на совершенствование текста. Например: исправить ошибки в содержании и речевом оформлении высказывания, выявить неверные факты и т.п.;

4. Задания на создание нового текста на основе изученного. Например: дополнить текст своими суждениями, записать услышанный рассказ, составить свой рассказ;

5. Задания на составление собственного текста. Например: составить тезисы выступления, подготовить сообщение на определенную тему, доклад и т.д.

По нашим наблюдениям, студенты, изучая курсы культуро-речевой направленности, традиционно сталкиваются с рядом трудностей при овладении лексической нормой русского языка, которая предполагает «использование слов (в том числе пассивного запаса и заимствований) в тех значениях, которые они имеют в системе языка, знание и различение смысловых оттенков синонимов, антонимов, паронимов, многозначных слов и омонимов; соблюдение лексико-семантической сочетаемости» [7, с. 6].

В качестве примера рассмотрим систему заданий, направленных на овладение лексической парадигматической нормой (норма, регулирующая использование синонимов, антонимов, паронимов, многозначных слов и омонимов).

Среди представленных формулировок можно выделить четыре группы заданий, направленных на овладение лексической парадигматической нормой:

1) языковые задания (задания на определение значения слова, его схожести и различий; задания на подстановку, замену и подбор; составление словосочетаний и предложений), направленные на усвоение значения и формы лексической единицы, ее системных свойств и употребление в минимальном контексте;

2) задания на нахождение и исправление ошибок в предложении;

3) задания на развитие анализаторских навыков, связанных с умением интерпретировать те или иные лексические явления (задания типа «определите функцию», «определите прием, используемый автором»; «объясните тип ошибки»; «самостоятельно подберите примеры»; «проанализируйте словарную статью» и «проведите анализ редакторской правки»);

4) речевые задания, приближенные к условиям реального общения и позволяющие учащимся выразить свои языковые вкусы и предпочтения (задания типа «составьте рассказ»).

При преподавании дисциплины «Стилистика» большое внимание отводится текстам различного стиля. Сначала студенты учатся различать и анализировать тексты, а затем выполняют специальные упражнения на выработку навыков правильного использования стилей речи в реальной речевой практике, т.е. правильно оформлять официально-деловые бумаги (доверенность, заявление, протокол и другие), готовить тексты научного стиля (рефераты, курсовые, статьи), писать публицистические статьи и вести официальные беседы.

Развитие речевой деятельности студентов осуществляется в ходе выполнения специальных упражнений, работая над которыми узнают об особенностях функционирования языковых средств в разных стилях речи, о специфических чертах стиля, средствах выразительности речи, правильном оформлении текстов.

Приведем примеры заданий по дисциплине «Стилистика»:

I. Задания репродуктивного типа.

I.К какому функциональному стилю относятся данные тексты? Какие экстралингвистические признаки текстов помогают определить их стилевую принадлежность?

2.Определите стиль текста. Определите, какие средства выразительности используются в нем.

II. Задания реконструктивного типа.

1. Составьте кластер на тему «Стили языка и стили речи (жанровоситуативные стили)».

III. Задания творческого типа.

1. Выразите одну и ту же мысль в разных ситуациях общения: в научном исследовании; в публичном выступлении перед аудиторией; в непринужденном разговоре с другом: Учитель -это человек, который делает сложные вещи простыми (А. Дюррер); Воспитывать ребенка необходимо не словами, а своим примером; С книгой нужно уметь работать;

2. Напишите одну из деловых бумаг (автобиографию, характеристику), используя характерные для деловых документов языковые средства;

3. Подберите публицистический текст (заметка в газете, статья, очерк, репортаж, зарисовка или др.), выполните его стилистический анализ.

Такие задания дают возможность реализовать задачи речеведческих дисциплин, совершенствовать речевую коммуникацию.

Таким образом, в практике обучения русскому языку, формирования коммуникативно-речевых умений студентов речеведческие дисциплины играют большую роль. Подбор и организация выполнения различных видов упражнений, направленных на формирование коммуникативной компетенции, на совершенствование культуры во всех сферах общения, является основной задачей преподавателя данных курсов. Также, исходя из вышесказанного, следует, что, кроме тщательного отбора текстового материала и хорошо продуманной работы над текстами, необходима и красивая и правильная речь самого преподавателя, так как в отсутствии речевой среды она представляет собой образец русской литературной речи.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Виноградов, В.Д. О воспитании речевой культуры у будущих учителей /В.Д.Виноградов//

Языки национальная культура. - СПб., 1995. - С. 11-12.

2.Кротова, А. Г. Лексическая норма и ее отражение в языковом сознании носителей языка (опыт

экспериментального исследования): автореф. дис...канд. филол. наук/А. Г.Кротова. -

Красноярск, 2011. - 21 с.

3.Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.2-е изд./Е.И.

Пассов.-М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

4.Рождественский, Ю.В. Введение в культуроведение/Ю.В.Рождественский. -М., 2002.-239 с.

5.Черняк, В. Д. Лексическая компетенция и современное состояние речевой культуры // Языковая компетенция: грамматика и словарь: Межвуз. сб. науч. трудов/ В. Д. Черняк.-Новосибирск, Изд-во НГПУ, 1998. - С. 12-23.

REFERENCES:

1.Vinogradov, V.D. On the upbringing of speech culture among future teachers / V.D. Vinogradov / / Languages of National Culture. - SPb., 1995. - Р.11-12.

2. Krotova, A. G. Lexical norm and its reflection in the linguistic consciousness of native speakers (experimental research experience): Abstract of the thesis. diss...cand. philol. the science. G. Krotova. - Krasnoyarsk, 2011. - 21 p.

3. Passov, E.I. Communicative method of teaching foreign speaking. 2nd ed. / E.I. Passov.-M.: Enlightenment, 1991. - 223 p.

4. Rozhdestvensky, Yu.V. Introduction to cultural studies / Yu.V. Rozhdestvensky. -M., 2002.-239 p.

5. Chernyak, V. D. Lexical competence and the current state of speech culture // Language competence: grammar and dictionary: Interuniversity. Sat. scientific Proceedings / V. D. Chernyak. - Novosibirsk, Publishing House of the National State Pedagogical University, 1998. - P. 12-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.