Научная статья на тему 'Развитие осознания субъективного отражения объективного мира у будущих педагогов'

Развитие осознания субъективного отражения объективного мира у будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
140
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие осознания субъективного отражения объективного мира у будущих педагогов»

ховная обработка (структурирование) воспринимаемого содержания» (В. С. Степин), «очеловечение» (В. В. Краевский), что вскрывает сущность гуманизации знаний. Гуманизация знания не означает отказа от объективности, природа «проговаривает» себя через человека.

С этих позиций педагогическая деятельность значима приобретением ценностно-смыслового опыта познания личности другого человека и самопознания в процессе взаимодействия по освоению содержания обучения, которое наделяет нас высоконравственным и гуманным отношением ко всему окружающему. Педагогика, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития образовательного процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни, обеспечивает человека стратегическим знанием. Оно налагает ответственность за каждый поступок, идею, мысль, решение. Следовательно, для человечества в глобальном смысле педагогическое знание является одним из источников осознания угрозы самоуничтожения, хрупкости окружающего мира и внутренней природы человека, уникальности и неповторимости каждой личности, поэтому должно стать «сопровождающим» знанием, которое выражается в готовности современного человека к стратегическому и тактическому планированию своей жизни и деятельности, осмысленному выбору и построению своего профессионального пути. Такое понимание педагогического знания не имеет силы без социально-правовой поддержки на государственном и, в силу процесса интеграции образовательных систем, международном уровне. Игнорирование проблем низкого социального статуса педагогов, а порой и сомнения по поводу необходимости педагогического образования вообще, не способствуют решению вопросов образования, какими бы глобальными они ни считались, а разговор о прогрессивных информационных, био- и нано- технологиях вне ценностно-смыслового и нормативно-правового контекста ведет к неизбежным потерям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байденко В. И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 2.

2. Баиденко В. И. Болонский процесс. - М., 2004.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М., 2004.

4. Кохановский В. П. Философия и методология науки. -Ростов н/Д, 1999.

5. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. - М., 2005.

6. Попков В. А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -2-е изд., испр. и доп. - М., 2004.

7. Романовская Т. Б. Рациональное обоснование вненауч-ного // Вопросы философии. - 1994. - № 9.

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2005 г. № 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высш. и сред. проф. образование. - 2005. - № 4.

9. Решение коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 января 2004 г. № ПК-8 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» // Официальные документы в образовании. - 2005. - № 7.

10. Субетто А. И. Приоритеты и философия целеполагания фундаментальной науки в XXI веке. Трансформация парадигмы университетского образования // «Академия Тринитаризма»: Эл № 77-6567, публ.13348. <http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001b/ 00161250.Мш>. - 2006. - 25 мая.

11. Фрейнберг Е. Л. Эволюция методологии в XX веке // Вопросы философии. - 1995. - № 7.

12. Шленов Ю., Мосичева И., Пахомов С. Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. - 2005. -№ 3.

13. Birzea C. et al. All-European Study on Education for Democratic Citizenship Policies. - Strasbourg, 2004.

14. Huddleston T. Teacher training in citizenship education: training for a new subject or for a new kind of subject // Journal of Social Science Education // <http://www.jsse.org/2005-se/ huddleston_citizenship_education.htm>. - 2005.

15. Kerr D. Regional Report on the Western Europe region in the framework of the All-European Study on EDC Policies. -Strasbourg, 2003.

РАЗВИТИЕ ОСОЗНАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОТРАЖЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Доктор психол. наук, профессор А. П. Щербаков

Омская академия МВД России,

Л. А. Богунов, преподаватель

Северо-Казахстанский государственный университет,

г. Петропавловск

Сегодня общество развивается с высокой степенью динамичности и интенсивности. Новое социальное устройство формирует новые формы межличностного взаимодействия. Изменившееся экономико-политическое положение государства по-новому определяет социальный статус каждого конкретного гражданина - делая его одновременно и более свободным, и менее защищенным. Противоречие заключается в том, что от субъекта требуются знания, умения и навыки, способные обеспечить его эффективную адаптацию в этих меняющихся условиях, а стереотипы и установки остаются старыми.

Субъективное отражение объективного мира (далее -СООМ) как представление субъекта о мире, основой которого является индивидуальный социокультурный опыт личности, в значительной степени детерминирует эффективность жизнедеятельности субъекта, определяет ощущение им собственного благополучия. Мировоззренческие стратегии, которые передаются из поколения в поколение, зачастую не всегда способны обеспечить эффективность социальной адаптации. Это обусловлено, с одной стороны, их несоответствием новым реалиям, а с другой, что, по-нашему мнению, еще более важно, - их неосознанностью, отсутствием понимания их возможной субъективности, их неадекватности изменившимся условиям.

Неосознание СООМ делает субъекта менее гибким в плане приспособления к окружающей действительности и ее освоения (А. Адлер, Р. Мэй, Ф. Перлз, К. Роджерс и др.). Таким образом, проблема заключается в слабой развитости осознания СООМ и, как следствие, неспособности субъекта гибко реагировать на изменившуюся ситуацию, эффективно разрешать возникающие противоречия. Необходимо создание методов обучения выживанию, методов обучения реагирования на воздействие внешних факторов - методов развития осознания СООМ.

Субъект нового социального устройства, сталкиваясь с проблемой, не может эффективно ее разрешить. Это лишает его возможности выстраивать жизнь в желаемых им характеристиках, а следовательно, лишает его удовлетворенности жизнью и даже желания жить. Возникает необходимость обращаться за помощью к психологу или психотерапевту, в то

время как специальные знания давали бы возможность найти пути разрешения проблемы и, не усугубляя ее, реализовывать себя, формируя желаемые установки. Умение субъекта осознать субъективность отражения явлений окружающего мира способно разрешить множество проблем подобного рода.

Вторым противоречием является необходимость развития осознания СООМ, которое целесообразно осуществлять в условиях планомерно организованного учебно-воспитательного процесса в вузе и неспособностью сегодняшних учебных программ дать соответствующие знания, что обусловлено их неразработанностью в направлении решения данной проблемы, а также полным отсутствием специализированных программ по развитию осознания СООМ.

Акцент следует сделать на развитии осознания СООМ у студентов педагогических специальностей, поскольку им в скором будущем предстоит осуществлять целенаправленный воспитательный процесс в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях. Осуществлять развитие осознания СООМ они смогут как в процессе межличностного взаимодействия, предлагая-проецируя соответствующие паттерны мыследействия для разрешения возникших противоречий, так и целенаправленно, через организацию специализированного курса со своими воспитанниками, при условии первоначального прохождения курса самим педагогом.

Данный акцент, по нашему мнению, будет способствовать более широкому охвату возможностей разрешения названных проблем и быстрому приобретению субъектом необходимых знаний, умений и навыков.

Таким образом, проблема нашего исследования заключается в поиске психолого-педагогических условий развития осознания СООМ у будущих педагогов.

Цель: определить и экспериментально проверить психо-лого-педагогические условия развития осознания субъективного отражения объективного мира у будущих педагогов.

Гипотеза исследования. Развитие осознания СООМ будет осуществляться, если:

- развивать осознание и осмысление стереотипов, установок, образов и представлений, составляющих структуру знаний об окружающей действительности;

- формировать установки на восприятие окружающей действительности с точки зрения феномена СООМ;

- развивать умение изменять и направлять собственное мышление и поведение с учетом актуальной ситуации.

Задачи исследования:

1) изучение и анализ психолого-педагогической, философской, социально экономической, исторической литературы по проблеме субъективного отражения объективного мира, изучение влияния стереотипов и установок, образов и представлений на возможности мыследействия субъекта и его социального самоопределения;

2) раскрыть понятие осознания СООМ для построения процесса его развития у будущих педагогов в условиях образовательного процесса в вузе;

3) определить психолого-педагогические условия и разработать альтернативные программы развития осознания СООМ у будущих педагогов;

4) разработать критерии развития осознания СООМ и апробировать их.

Проанализировав литературу по проблеме субъективного отражения объективного мира и возможности развития его осознания, можно сделать некоторые обобщения относительно данных категорий.

Совокупность естественных и общественных наук образует научную картину мира, религиозные учения и обыденные знания людей - эмпирическую картину мира, т. е. принадлежащее субъекту познания и деятельности неадекватное, предвзятое, одностороннее представление об объекте познания и деятельности. Если первая в значительной степени детерминирует целенаправленную, рационально опосредованную деятельность субъекта, то эмпирическая картина мира

опосредована сферой неосознанного и определяет личностно обусловленное поведение субъекта.

Как определено выше, субъективное отражение объективного мира есть сплав идей и смыслов, основой чего является индивидуальный социокультурный опыт личности, который, в свою очередь, также в значительной степени детерминирует эффективность жизнедеятельности субъекта и определяет ощущение им собственного благополучия (рис.). Следовательно, необходимо осознать и обозначить те силы, которые детерминируют жизнедеятельность субъекта.

«Чувственный опыт»

«Семантика»

I Явленое I

«Чувственный опыт / Семантика»

Рис. Субъективное отражение объективного мира

Таким образом, основная задача, связанная с улучшением благополучия субъекта, может быть решена посредством развития у него осознания СООМ.

Осознание субъективного отражения объективного мира является важным элементом в определении эффективности жизнедеятельности субъекта. Представление об окружающей действительности складывается под воздействием конкретных условий социокультурной и естественной среды. Несмотря на то, что любой субъект включен в систему объективных условий, независимо складывающихся и влияющих на жизнь человека, он в то же время активен, поскольку наделен сознанием и волей, способен принимать собственные решения. Общечеловеческая проблема заключается в необходимости ’OъодЛалия.субъеKтом собственного субъективного отражения обре^ти того\щра, что дает ему возможность осознавать нал/ч / о\*и\делаться ответственным за данный выбор.

^ ожение приводит нас к проблеме развития ' Наша задача - вернуть в фокус сознания йание феномена осознания как мощнейшего зственного самоопределения и саморегуляции: Ст имул------► Осознание Реакция.

Осознание должно ассоциироваться с бдительностью и осведомленностью; бдительность - как установка на восприятие явлений объективного мира в контексте осведомленности о СООМ. Способность к осознанию лежит в основе ряда возможностей, которые есть у человека по отношению к его миру, и составляет базу психологической свободы. Осознание помогает человеку выходить за границы данной конкретной ситуации, жить в терминах возможного; оно также лежит в основе человеческой способности использовать абстракции и универсалии, обладать языком и символами.

Осознание предполагает бдительность человека относительно того, что нечто из внешнего мира угрожает его целостности. Угрозой может быть, например, однозначно воспринятая идея или представление о каком-либо явлении окружающей действительности, воспринятая в определенном контексте, но принимаемая как данность, как объективность.

Осознание поднимает жизнедеятельность субъекта на принципиально новый уровень: теперь он видит, что является человеком, целостности которого что-то угрожает, что он есть бытие, которое остается в мире, который представлен в его собственном сознании элементами субъективного. Понимание этого дает человеку возможность по-новому взглянуть на ситуацию, видение мира и проблем по отношению к самому себе, а также найти пути решения этих проблем.

Сделанный нами анализ психолого-педагогической литературы позволяет обозначить в качестве критериев развития осознания СООМ рациональный, эмоционально-апперцептивный и деятельностно-поведенческий уровни. Показателями выступят знания о феномене осознания СООМ, о влиянии субъективного отражения объективного мира на жизнедеятельность субъекта, а также изменение в сторону позитивного отношения к различным сторонам жизнедеятельности, улучшение самочувствия и настроения, увеличение активности субъекта, снижение его уровня тревожности и эффективное разрешение конфликтов.

По логической структуре доказательства гипотезы в исследовании использовался эксперимент с тремя экспериментальными группами: 45, 49, 48 испытуемых соответственно (каждая экспериментальная группа подвергалась воздействию по одной из предложенных программ; студенты четырех учебных групп составляли одну экспериментальную группу) и контрольной группой: 48 человек (которая также состояла из четырех учебных групп). Было произведено предварительное тестирование (до экспериментального воздействия) с целью выявления исходного состояния испытуемых и повторное тестирование спустя две недели после экспериментального воздействия и примерно 1,5-2 месяца после первоначального тестирования с целью сравнения полученных результатов. Статистически достоверная значимость полученный результатов определялась посредством Т-критерия Вилкоксо-на (далее - «В») и 1-критерия Колмогорова-Смирнова (далее - «К-С») в компьютерной обработке при помощи программы ВТАПБПКА. По критерию «В», гипотеза Н1: интенсивность сдвигов в сторону увеличения активности, улучшения самочувствия и настроения, уменьшения тревожности, увеличения положительного отношения к различным сторонам жизнедеятельности, увеличения предпочтения выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях сотрудничество и компромисс и уменьшения предпочтения выбора стратегий поведения соперничество, приспособление и избегание превышает интенсивность сдвигов на статистически значимом уровне (от п < 0,05 до п = 0,001). По критерию «К-С» Н1: эмпирическое распределение экспериментальной группы по показателям самочувствия, активности, настроения, тревожности, отношения к различным сторонам жизнедеятельности, предпочтения выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях отличается от контрольной группы на таком же уровне значимости.

В результате изучения психолого-педагогической, философской и социальной литературы по проблеме и определения психолого-педагогических условий нами были разработаны три программы по развитию осознания СООМ. Программа № 1 (экспериментальная группа № 1, далее - группа № 1) предполагала лекционные занятия. Были рассмотрены такие темы, как: «исторический экскурс в феномен осознания», «роль осознания в жизни человека», «феномен осознания с точки зрения различных направлений и школ», «субъективное отражение объективного мира как феномен жизнедеятельности субъекта», «влияние субъективного отражения объективного мира на жизнедеятельность человека», «направление - экзистенциональная психология», «философская категория выбора как возможность формирования нового мыс-ледействия», «изменение мышления и поведения». Всего 24 часа.

Программа № 2 (экспериментальная группа № 2, далее -группа № 2) была построена по следующему принципу: лекционная и семинарская работа по темам программы № 1 и примерно по 20-30 мин. каждого занятия выполнение упражнений согласно программе № 3. Всего 24 часа.

Программа № 3 (экспериментальная группа № 3, далее -группа № 3) предполагала только выполнение упражнений (тренинг). Теоретический материал подавался в ходе выполнения упражнений. Количество упражнений 33. Всего 24 часа.

После проведения заключительного тестирования было установлено, что на рациональном уровне произошли изменения во всех трех экспериментальных группах, в контрольной группе представления о феномене осознания СООМ остались на прежнем уровне. Следовательно, данные изменения есть следствия экспериментального воздействия, т. е. у испытуемых в экспериментальных группах вне зависимости от предложенной программы по развитию осознания СООМ сформировалось представление о влиянии субъективного отражения объективного мира на жизнь человека, о возможности осознания, изменения и формирования паттернов мыс-ледействия как у себя, так и у субъекта межличностного взаимодействия, о влиянии СООМ на эмоциональное состояние человека.

По критерию эмоционально-апперцептивного уровня выражено отличие показателей в экспериментальных группах. В группе № 1 по критерию «В» и «К-С» статистически достоверных изменений не наблюдается. В группе № 2 по критерию «В» имеется статистически достоверная интенсивность сдвига, подтверждающая гипотезу, по 10 показателям из 19; по критерию «К-С» статистически достоверные различия эмпирических распределений по 3 показателям из 19. В группе № 3 имеются статистически достоверные различия по 19 показателям из 19 по критерию «В» и «К-С».

По критерию деятельностно-поведенческого уровня также выражено отличие показателей в экспериментальных группах. В группе № 1 по критерию «В» статистически достоверных изменений наблюдается только по показателю «избегание», то же и в группе № 2. В группе № 3 имеются статистически достоверные различия по 4 показателям из 5 по критерию «В» и «К-С».

В контрольной группе наблюдается статистически достоверная интенсивность сдвига по показателю «отношение к себе», что не подтверждается по критерию «К-С». По остальным показателям эмоционально-апперцептивного и деятельностно-поведенческого уровней достоверных различий не наблюдается. Также во всех четырех группах не наблюдается статистически достоверных сдвигов или различий эмпирических распределений, противоречащих гипотезе.

Результаты, полученные в ходе собственного экспериментального исследования по развитию осознания СООМ, свидетельствуют о положительной динамике развития осознания на рациональном уровне в трех экспериментальных группах; на эмоционально-апперцептивном уровне статистически достоверные изменения (10 из 19 показателей «В», 3 из 19 показателей «К-С») в группе № 2 и (19 из 19 показателей «В», «К-С») в группе № 3; на деятельностно-поведенческом уровне статистически достоверные изменения (1 из 5 показателей «В» в группе № 1, № 2 (4 из 5 показателей, «В», «К-С») в группе № 3.

Таким образом, наиболее эффективными психолого-пе-дагогическими условиями по развитию осознания СООМ являются условия, предложенные в программе № 3. Подтверждается гипотеза о том, что развитие осознания СООМ способствует изменению в сторону положительного отношения к различным сторонам жизнедеятельности субъекта, улучшению самочувствия и настроения, увеличению активности субъекта, снижению уровня тревожности и более эффективному разрешению конфликтных ситуаций. Так, увеличилось предпочтение выбора стратегии поведения сотрудничества и компромисса в конфликтных ситуациях, которые могут характеризоваться как более предпочитаемые, и произошло снижение выбора соперничества и приспособления, которые характеризуются как менее предпочитаемые в ситуации конфликта.

Подтверждается гипотеза о том, что предложенные пси-холого-педагогические условия, реализуемые в программе № 3, обеспечивают развитие осознания СООМ у студентов педагогических специальностей: у испытуемых значительно повысилась степень информированности о специфике осоз-

нания СООМ (рациональный уровень), имеются также статистически достоверные изменения по показателям эмоционально-апперцептивного и деятельностно-поведенческого уровней.

В заключение нашего исследования подведены итоги и определены перспективы развития данной проблемы, сформулированы выводы.

1. Теоретически установлено, что субъективное отражение объективного мира является фактором, определяющим жизнедеятельность человека. И то, насколько человек осознает субъективность собственного восприятия, определяет эффективность его жизнедеятельности. Анализ литературы по проблеме феномена осознания СООМ позволил определить его как процесс развития осознания на рациональном, эмоционально-апперцептивном и деятельностно-поведенческом уровнях. Проследить процесс развития осознания СООМ у студентов педагогических специальностей можно по критериям названный выше уровней.

2. Основной путь повышения эффективности жизнедеятельности субъекта - это развитие у него осознания субъективного отражения объективного мира. Пути развития осознания СООМ мы видим в соответствующих психолого-педа-гогических условиях, включающих в себя работу с мышлением и поведением субъекта. Преобладающая часть данной работы должна осуществляться практически, т. е. в форме тренингов. Динамика критериев и показателей развития осознания СООМ у студентов педагогических специальностей подтвердила эффективность предложенных психолого-педагоги-ческих условий.

3. Психолого-педагогические условия развития осознания СООМ дают человеку возможность научиться видеть субъективность собственного отношения к различным сторонам жизнедеятельности, а, следовательно, дают возможность пересматривать собственные неэффективные стереотипы и установки и формировать новые, более эффективные паттерны мышления и поведения с учетом актуальной ситуации.

4. Развитие осознания СООМ не только способствует увеличению положительного отношения к различным сторонам жизнедеятельности, но и, как следствие, улучшению самочувствия, активности и настроения субъекта, снижению уровня его тревожности. А изменение показателей выбора стратегии поведения в конфликтных ситуациях говорит о том, что меняется мышление индивида, и теперь он способен более конструктивно разрешать конфликты собственных противоречивых установок.

5. Несомненным плюсом предлагаемого курса являются его краткосрочность и интенсивность. Последнее, в свою очередь, обусловлено оптимально сформированным тренинговым воздействием, направленным прежде всего на формирование личностного компонента, который и определяет возможность развития осознания СООМ в системе субъект-субъектных отношений.

6. Применение данного курса открышает широкие возможности в плане улучшения адаптации личности, научения субъекта эффективному разрешению конфликтов и внутри-личностных противоречий, а также профессиональной подготовке педагогов. Однако дальнейшей проработки требуют вопросы:

а) возможности распространения эффективности данного курса на различные стороны жизнедеятельности человека, в том числе - использование возможностей осознания СООМ в совершенствовании индивидуальных способностей, например, в спорте, искусстве, бизнесе, политике и т. п.;

б) поиска корреляций между развитием осознания СООМ и проявлением симптомов соматических заболеваний;

в) эффективность и особенности развития осознания СООМ применительно к различным возрастным периодам, в том числе к детям;

г) возможности самообучения развитию осознания СООМ;

д) возможности использования предложенной программы для повышения эффективности психотерапевтической работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993.

2. Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С. Основы психотерапии: учебное пособие для студентов вузов, которые обучаются по спец. «Психология», «Соц. педагогика». - Киев-Москва, 1999.

3. Гуманистическая и трансперсональная психология: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. - Минск-Москва, 2000.

4. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / пер. с англ. - М., 2000.

5. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других / сост. Р. Римская, С. Римский. - М., 2000.

6. Роджерс К. Клиент-центрированная терапия / пер. с англ. -Москва-Киев, 1997.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

8. Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу // Человек и его ценности. - М., 1988.

9. Экзистенциальная психология: Экзистенция / пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. - М., 2001.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

Доктор мед. наук, доктор психол. наук, профессор В. Ю. Рыбников

Санкт-Петербургский университет МВД России,

Д. А. Волохов, ст. психолог-инспектор

Московский университет МВД России

С целью выявления психологических особенностей личности курсантов вузов МВД России с различным уровнем мотивации учения обследовано 110 курсантов вузов МВД России с различным (высоким и низким, соответственно 67 и 43 курсанта) уровнем мотивации учения. При обследовании использовались анкетирование для оценки ценностных ориентаций личности, а также психологические тесты «Якоря карьеры», КОС, КОТ, 16-факторный личностный опросник.

Оценка направленности интересов и ценностных ориентаций личности курсантов выполнена по данным анкетирования 313 человек (67 - с низким уровнем, 111 - со средним и 86 - с высоким уровнем мотивации учения).

Установлено, что у курсантов с высоким уровнем мотивации учения жизненные ценности ориентированы, прежде всего, на профессионально-личностное развитие - первое ранговое место (К) = 0,820) и культурное развитие - второе место (К) = 0,783), на третьем месте (К) = 0,749) - материальное благополучие. Значимость физического развития (Кт-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4, К) = 0,689); ценность любви, брака, семьи (Кт-5, К) = 0,551); досуг, развлечения (Кт-6, К) = 0,503) - значительно ниже.

У курсантов со средним уровнем мотивации учения жизненные ценности ориентированы на материальное благополучие (К)=0,812) и профессионально-личностное (К)=0,712) и физическое развитие (К)=0,654). Значимость ценностей «досуг, развлечения» (К)=0,653), «любовь, брак, семья» (К)=0,571), «культурное развитие» (К)=0,513) - значительно ниже.

Для курсантов с низким уровнем мотивации учения наиболее важными являются материальное благополучие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.