нания СООМ (рациональный уровень), имеются также статистически достоверные изменения по показателям эмоционально-апперцептивного и деятельностно-поведенческого уровней.
В заключение нашего исследования подведены итоги и определены перспективы развития данной проблемы, сформулированы выводы.
1. Теоретически установлено, что субъективное отражение объективного мира является фактором, определяющим жизнедеятельность человека. И то, насколько человек осознает субъективность собственного восприятия, определяет эффективность его жизнедеятельности. Анализ литературы по проблеме феномена осознания СООМ позволил определить его как процесс развития осознания на рациональном, эмоционально-апперцептивном и деятельностно-поведенческом уровнях. Проследить процесс развития осознания СООМ у студентов педагогических специальностей можно по критериям названных выше уровней.
2. Основной путь повышения эффективности жизнедеятельности субъекта - это развитие у него осознания субъективного отражения объективного мира. Пути развития осознания СООМ мы видим в соответствующих психолого-педа-гогических условиях, включающих в себя работу с мышлением и поведением субъекта. Преобладающая часть данной работы должна осуществляться практически, т. е. в форме тренингов. Динамика критериев и показателей развития осознания СООМ у студентов педагогических специальностей подтвердила эффективность предложенных психолого-педагоги-ческих условий.
3. Психолого-педагогические условия развития осознания СООМ дают человеку возможность научиться видеть субъективность собственного отношения к различным сторонам жизнедеятельности, а, следовательно, дают возможность пересматривать собственные неэффективные стереотипы и установки и формировать новые, более эффективные паттерны мышления и поведения с учетом актуальной ситуации.
4. Развитие осознания СООМ не только способствует увеличению положительного отношения к различным сторонам жизнедеятельности, но и, как следствие, улучшению самочувствия, активности и настроения субъекта, снижению уровня его тревожности. А изменение показателей выбора стратегии поведения в конфликтных ситуациях говорит о том, что меняется мышление индивида, и теперь он способен более конструктивно разрешать конфликты собственных противоречивых установок.
5. Несомненным плюсом предлагаемого курса являются его краткосрочность и интенсивность. Последнее, в свою очередь, обусловлено оптимально сформированным тренинговым воздействием, направленным прежде всего на формирование личностного компонента, который и определяет возможность развития осознания СООМ в системе субъект-субъектных отношений.
6. Применение данного курса открывает широкие возможности в плане улучшения адаптации личности, научения субъекта эффективному разрешению конфликтов и внутри-личностных противоречий, а также профессиональной подготовке педагогов. Однако дальнейшей проработки требуют вопросы:
а) возможности распространения эффективности данного курса на различные стороны жизнедеятельности человека, в том числе - использование возможностей осознания СООМ в совершенствовании индивидуальных способностей, например, в спорте, искусстве, бизнесе, политике и т. п.;
б) поиска корреляций между развитием осознания СООМ и проявлением симптомов соматических заболеваний;
в) эффективность и особенности развития осознания СООМ применительно к различным возрастным периодам, в том числе к детям;
г) возможности самообучения развитию осознания СООМ;
д) возможности использования предложенной программы для повышения эффективности психотерапевтической работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993.
2. Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С. Основы психотерапии: учебное пособие для студентов вузов, которые обучаются по спец. «Психология», «Соц. педагогика». - Киев-Москва, 1999.
3. Гуманистическая и трансперсональная психология: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. - Минск-Москва, 2000.
4. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / пер. с англ. - М., 2000.
5. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других / сост. Р. Римская, С. Римский. - М., 2000.
6. Роджерс К. Клиент-центрированная терапия / пер. с англ. -Москва-Киев, 1997.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
8. Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу // Человек и его ценности. - М., 1988.
9. Экзистенциальная психология: Экзистенция / пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. - М., 2001.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ У КУРСАНТОВ БУЗОВ МВД РОССИИ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ
Доктор мед. наук, доктор психол. наук, профессор В. Ю. Рыбников
Санкт-Петербургский университет МВД России,
Д. А. Волохов, ст. психолог-инспектор
Московский университет МВД России
С целью выявления психологических особенностей личности курсантов вузов МВД России с различным уровнем мотивации учения обследовано 110 курсантов вузов МВД России с различным (высоким и низким, соответственно 67 и 43 курсанта) уровнем мотивации учения. При обследовании использовались анкетирование для оценки ценностных ориентаций личности, а также психологические тесты «Якоря карьеры», КОС, КОТ, 16-факторный личностный опросник.
Оценка направленности интересов и ценностных ориентаций личности курсантов выполнена по данным анкетирования 313 человек (67 - с низким уровнем, 111 - со средним и 86 - с высоким уровнем мотивации учения).
Установлено, что у курсантов с высоким уровнем мотивации учения жизненные ценности ориентированы, прежде всего, на профессионально-личностное развитие - первое ранговое место (К = 0,820) и культурное развитие - второе место (К) = 0,783), на третьем месте (К) = 0,749) - материальное благополучие. Значимость физического развития (Дт-
4, К) = 0,689); ценность любви, брака, семьи (Дт-5, К) = 0,551); досуг, развлечения (Дт-6, К) = 0,503) - значительно ниже.
У курсантов со средним уровнем мотивации учения жизненные ценности ориентированы на материальное благополучие (К)=0,812) и профессионально-личностное (К)=0,712) и физическое развитие (К)=0,654). Значимость ценностей «досуг, развлечения» (К)=0,653), «любовь, брак, семья» (К)=0,571), «культурное развитие» (К)=0,513) - значительно ниже.
Для курсантов с низким уровнем мотивации учения наиболее важными являются материальное благополучие
(К)=0,844); физическое развитие (К)=0,812); профессионально-личностное развитие занимает третье место (К)=0,603) в общей структуре ценностей; досуг, развлечения как приятное времяпрепровождение занимают четвертое место (К) = от 0,558).
Для них мало значимы такие ценности, как «любовь, семья, брак» - пятое место (К) =0,533), а культурное развитие занимает последнее, шестое ранговое место (К) =0,501) в структуре их жизненных ценностей.
Следовательно, структура направленности интересов и жизненных ценностей имеет выраженные черты различий у курсантов с разным уровнем мотивации учения. Эти важные особенности направленности интересов и жизненных ценностей должны учитываться при планировании и проведении мероприятий психологического сопровождения курсантов и индивидуальной воспитательной работе с ними.
С помощью теста «Якоря карьеры» были выявлены ведущие карьерные ориентации курсантов, а также установлены их особенности у курсантов с высоким и низким уровнем профессиональной мотивации учения.
Результаты сравнительного анализа психологических особенностей личности у курсантов с разным уровнем мотивации учебно-профессиональной деятельности по данным тестов МЛО «Адаптивность», КОС, КОТ, 16 ФЛО позволили выявить значимость коммуникативного потенциала, морально-нравственной нормативности, личностного адаптационного потенциала, а также продуктивности интеллектуальной деятельности, организаторских способностей и характерологических свойств личности как психологических факторов профессиональной мотивации учения курсантов вузов МВД России.
Эти данные позволили определить паттерн актуальных психологических признаков у курсантов вузов МВД России с высоким и низким уровнем учебно-профессиональной мотивации, дать им вербальную психологическую характеристику и указали на информативность показателей психологических тестов для оценки и прогноза профессиональной мотивации учения курсантов вузов МВД России.
Завершающий этап работы был посвящен многомерному математико-статистическому анализу полученных данных и обоснованию психодиагностической модели прогнозирования профессиональной мотивации учения курсантов вузов МВД России на основе информативных показателей психодиагностических тестов.
С помощью многомерного регрессионного анализа на основе информативных психодиагностических тестов был разработан психодиагностический алгоритм (в составе регрессионной модели), который позволяет с высокой точностью прогнозировать уровень профессиональной мотивации учения курсантов вузов МВД России. На контрольной выборке курсантов вузов МВД России была проведена его экспериментальная апробация.
КУЛЬТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВВ МВД РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
Ю. Я. Костенко, зам. начальника отдела
ДКО МВД России, г. Москва
Задача повышения культуры воспитательной деятельности различных категорий командиров и начальников всегда была в центре внимания педагогической общественности.
И это не случайно. Именно от командира-единоначальника зависит успех воспитания подчиненных. Роль профессионально-педагогической культуры офицеров в решении воспитательных задач в современных условиях возросла, сейчас требуется в короткие сроки сформировать и развить у подчиненных необходимые для успешного выполнения служебно-боевых обязанностей личностные и профессиональные качества.
Как свидетельствует практика, осуществление коренных преобразований в различных областях общественной жизни происходит на фоне возникновения значительного количества общественных конфликтов, характеризующихся непредсказуемостью развития ситуации. Поэтому реальностью современности является потребность российского государства в повышении эффективности функционирования силовых структур, призванных защищать жизнь и здоровье, права и свободы граждан, их собственность, а также интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. К таким структурам, наделенным правом применения мер принуждения, относятся и внутренние войска МВД России.
Сложность решаемых ими задач определяет необходимость пересмотра подходов к организации воспитательной деятельности офицеров частей и подразделений. Прежде всего это связано с изменением взглядов на военнослужащего как на человека, который должен стать «мерой всех вещей». Солдат, сержант, прапорщик и офицер внутренних войск, выполняющий одну из самых гуманных миссий, выражающуюся в защите жизни, здоровья, прав, свобод и собственности граждан, в первую очередь сам должен стать объектом гуманного отношения и высокой культуры воспитательных воздействий.
В то же время практика свидетельствует, что более чем для трети офицеров подразделений внутренних войск характерны: незнание того, какие педагогические действия следует осуществлять в той или иной сложившейся ситуации; прямолинейность, шаблон и диктат во взаимоотношениях с подчиненными; формализм, незнание реальных проблем и запросов военнослужащих, особенностей их личностного развития, влияющих на формирование подчиненных факторов. Многие командиры подразделений не знают технологии воспитательной деятельности, не анализируют результаты осуществляемых педагогических воздействий, не корректируют свои действия.
Все это выдвигает проблему научного поиска путей решения проблемы повышения культуры воспитательной деятельности офицеров подразделений внутренних войск МВД РФ в число наиболее актуальных педагогических проблем.
Как показывает изучение научной литературы, понятие культуры воспитательной деятельности офицеров подразделений внутренних войск МВД России является производным от понятий педагогической культуры и воспитательной деятельности и представляет собой характеристику степени ее совершенства, выраженную в качестве определения воспитательных целей, применяемых способов и приемов педагогических действий, в утверждаемых и используемых ценностях и принципах, а также в достигаемой результативности. Повышение культуры воспитательной деятельности связано с ростом ее научной обоснованности, диагностируемости воспитательных целей и задач, совершенствованием применяемых технологий, что обусловливает результативность.
Изучение в десяти войсковых частях уровня воспитательной деятельности позволяет сделать вывод, что она осуществляется с серьезными недостатками, снижающими ее эффективность и качество. Мы объединили их в несколько групп, к которым относятся: нарушения логики воспитательной деятельности, искажения методики воспитательной работы, недостатки в организации воспитательных воздействий на военнослужащих, нарушения норм профессиональной этики (табл. 1).