сывается больше функций, люди более активно обращаются с деньгами, совершают больше операций.
Итак, пол и возраст влияют на положение денег в семантическом пространстве, т.е. в зависимости от пола и возраста меняется отношение людей к деньгам по факторам «сила», «оценка» и «активность», однако статистической значимости этих отношений не выявлено.
Заключение
Целью статьи было представление эмпирических исследований понятий "деньги" в семантическом пространстве человека. Полученные результаты говорят о том, что отношение к деньгам — явление динамичное, формирующееся в процессе развития человека и определяющееся психосоциальными факторами. В заключение отметим, что в ходе нашего исследования были получены достаточно интересные результаты, которые могут быть использованы не только в психолингвистике, но и в экономической психологии.
Библиографический список
1. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / под. ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999. — 350 с.
2. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: В 8 т,- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.
3. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988.
4. Проблемы экономической психологии в изменяющейся России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Владимир, ВГПУ, 2005. — 297 с.
5. Семенов М.Ю. Представленность денег в образе мира // Сибирский психологический журнал. 2С00. Вып. 12. С. 66-6?.
6. Семенов М.Ю.Особенности отношения к деньгам у людей с разным уровнем личностной зрелости. Автореф.... канд. психол. н. Ярославль, 2004.
7. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 350 с.
8. Фенько А.Б. Проблема денег в зарубежных исследованиях// Психологический журнал. Т. 21. № 1. 2000. - С. 50-62.
9. Шмелев А. Г. Введение ь экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основы ч психодиагностические возможности. М.: МГУ, 1983.
10. Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные ироблемы: Материалы шестой науч.-практ. конф., г. Иркутск, 22-23 июня 2005 г./Подобщ. ред. А.Д. Карны-шева. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005,- 302 с.
СЕМЕНОВ Михаил Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии.
Дата поступления статьи в редакцию: 08.09.006 г. © Семенов М.Ю.
УДК 37 013 42 31« 35 Е< п ЩЕРБАКОВ
Л. Л. БОГУНОВ
Омский государственный педагогический университет
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
В статье актуализирована проблема необходимости формирования умений и навыков позитивного отношения к жизни в курсе психолого-педагогического образовательного процесса в вузе, сделан акцент на формировании данных умений и навыков у будущих педагогов, определены оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие более успешному формированию, обозначены критерии и показатели, поставлены вопросы, требующие дальнейшего изучения.
Сегодня общество развивается с высокой степенью динамичности и интенсивности. Изменившее-ся экономико-политическое положение государства по-новому определяет социальный статус каждого конкретного гражданина - делая его одновременно и более свободным, и менее защищенным. От субъекта требуются знания, умения и навыки, обеспечивающие эффективное поведение в быстро меняющихся условиях. Не обладая таковыми, субъект нового социального устройства, сталкиваясь с проблемой, не может ее эффективно разрешить, потому что не знает, как! Это несправедливо лишает его возможности выстраивать жизнь в желаемых им характери-
стиках, формирует негативное отношение к жизни, лишает его удовлетворенности жизнью и даже желания жить.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», главная задача российской образовательной политики определена как обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потреб-нос-тям личности, общества и государства. Поэтому в последние годы одним из приоритетных направ-ле-ний образовательной политики, как это определено в «Стратегии Российской Федерации в области на-
уки и инноваций до 2010 года» является «повышение уровня «человеческого капитала», — одного из основных конкурентных преимуществ России».
Мировоззренческие стратегии, которые пере-да-ются из поколения в поколение, зачастую не всегда способны обеспечить эффективность социальной адаптации. Это обусловлено, с одной стороны, их несоответствием новым реалиям, а с другой, что, по нашему мнению, еще более важно, — их неосознанностью, отсутствием ясного понимания их неадек-ват-ности изменившимся условиям. Умения и навыки позитивного отношения к жизни в значительной степени определяют эффективность жизнедеятельности субъекта, поскольку дают возможность осознанного формирования собственного благо-получия.
Формирование умений и навыков позитивного отношения к жизни целесообразно осуществлять в условиях планомерно организованного учебно-воспитательного процесса в школе и вузе, но отсут-ству-ют специализированные программы, отсут-ствуют кадры для проведения данной работы. Поэтому акцент следует сделать на обучении сту-дентов педагогических специальностей, поскольку им в скором будущем предстоит осуществлять целе-направленный воспитательный процесс в средних, средних специальных и высших учебных заведениях.
Осуществлять формирование умений и навыков позитивного отношения к жизни они смогут как в процессе межличностного взаимодействия, пред-ла-гая-проецируя соответствующие паттерны мыш-ле-ния и поведения, так и целенаправленно через организацию специализированного курса со своими воспитанниками — при условии первоначального прохождения данного курса самим педагогом. Это, по нашему мнению, будет способствовать более широкому охвату возможностей разрешения выше-на-званных проблем и быстрому приобретению субъектом необходимых знаний, умений и навыков.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующими существующими противоречиями:
— между повышенными требованиями совре-мен-ного общества к знаниям, умениям и навыкам, обеспечивающим эффективное поведение и фор-мирую-щим позитивное отношение к жизни в быстро меняющихся условиях и отсутствием таковых;
— между необходимостью формирования умений и навыков позитивного отношения к жизни и отсутствием специализированных учебных программ в школах и вузах;
— между необходимостью обучения необходимым знаниям, умениям и навыкам в школах и вузах и неподготовленностью педагогов к этой деятельности.
Проблема исследования заключается в поиске психолого-педагогических условий формирования умений и навыков позитивного отношения к жизни у будущих педагогов. Цель исследования: определить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования умений и навыков позитивного отношения к жизни у будущих педа-го-гов. Объект исследования — процесс формирования умений и навыков позитивного отношения к жизни у будущих педагогов в курсе психолого-педагогического образовательного процесса в вузе. Предмет исследования — психолого-педагогические условия формирования умений и навыков позитив-ного отношения к жизни.
В качестве исследовательских гипотез выступают следующие положения:
1) Формирование умений и навыков позитивного отношения к жизни у будущих педагогов будет осуществляться, если:
— развивать осознание стереотипов восприятия окружающей действительности;
— формировать установки на восприятие окружающей действительности с осознанием отношения к ней;
— развивать умение изменять собственное отношение к окружающей действительности и формировать позитивное отношение к ней.
2) Если выявить оптимальные психолого-педаго-ги-ческие условия формирования умений и навыков позитивного отношения к жизни у будущих педа-гогов, то можно ожидать увеличения позитивного отношения к различным сторонам жизни, улучшения эмоционального состояния будущих педагогов, увеличение их активности, а также предпочтение позитивных стратегий поведения в ситуациях конфликта.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую, философскую, социально-экономическую, историческую литературу по проблеме формирования отношения субъекта к жизни, изучение влияния стереотипов и установок восприятия окружающей действительности на отношение к ней;
2) раскрыть понятие «умения и навыки позитивного отношения к жизни» для построения процесса его формирования у будущих педагогов в условиях образовательного процесса в вузе;
3) определить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования умений и навыков позитивного отношения к жизни у будущих педагогов;
4) проследить изменения в личностных характеристиках будущих педагогов, происходящие в результате формирования у них умений и навыков позитивного отношения к миру.
Сделанный нами анализ психолого-педагоги-чес-кой литературы по проблеме формирования умений и навыков позитивного отношения к жизни позволяет обозначить в качестве его критериев рациональный, эмоционально-апперцептивный и деятельност-но-поведенческий уровни. Показателями выступят знания о возможностях форми-рования умений и навыков позитивного отношения к жизни, о влиянии стереотипов и установок на отношение к жизни, а также изменению в сторону позитивного отношения к различным сторонам жизнедеятельности, улучшению самочувствия и настроения, увеличению активности субъекта, снижению его уровня тревожности и предпочтение позитивных стратегий поведения в ситуациях конфликта.
По логической структуре доказательства гипотезы в исследовании использовался эксперимент с тремя экспериментальными группами: 45, 49, 48 испытуемых соответственно (каждая экспериментальная группа подвергалась воздействию по одной из предложенных программ; студенты четырех учебных групп составляли одну экспериментальную группу) и контрольной группой — 48 человек (кото-рая также состояла из четырех учебных групп). Было произведено предварительное тестирование (до экспериментального воздействия) с целью выявления нынешнего состояния испытуемых и повторное тестирование спустя две недели после экспериментального воздействия и примерно 1,5-2 месяца после первоначального тестирования с целью сравнения
полученных результатов. Статистически достоверная значимость полученных результатов определялась посредством Т-критерия Вилкоксона (далее «В») и 1-критерия Колмогорова-Смирнова (далее «К-С») в компьютерной обработке при помощи программы STATISTIKA. По критерию «В», гипотеза Н,: интенсивность сдвигов в сторону увеличения активности, улучшения самочувствия и настроения, уменьшения тревожности, увеличения положи-тельного отношения к различным сторонам жизне-деятельности, увеличения предпочтения выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях, сотрудничество и компромисс и уменьшения предпочтения выбора стратегий поведения: соперничество, приспособление и избегание превышают интенсивность сдвигов в противоположном направлении. По критерию «К-С» Н,: эмпирическое распределение экспериментальной группы по показателям самочувствия, активности, настроения, тревожности, отношения к различным сторонам жизнедеятельности, предпочтения выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях отличается от эмпирического распределения контрольной группы. Сравнение ^лирических распределений экспериментальных групп и контрольной группы происходило, как на этапе ДО экспериментального воздействия, так и на этапе ПОСЛЕ экспериментального воздействия.
В результате изучения психолого-педагогической, философской и социальной литературы по проблеме и определению психолого-педагогических условий нами были разработаны три программы по формированию умений и навыков позитивного отношения к жизни. Программа №1 (экспериментальная группа №1, далее «группа №1») предполагала лекционные и семинарские занятия. Были рассмотрены такие темы, как: «Исторический экскурс в феномен «образ жизни, отношение к жизни», «Роль умений и навыков позитивного отношения к жизни в жизни человека», «Формирование умений и навыков позитивного отношения к жизни с точки зрения различных направлений и школ», «Отношение к жизни как феномен жизнедеятельности субъекта», «Влияние отношения к жизни на успешность жизнедеятельности человека», «Направление — экзистен-циональная психология», «Философская категория выбора как возможность формирования нового мыследействия», «Изменение мышления и пове-дения». Всего 24 часа.
Программа №2 (экспериментальная группа №2, далее «группа №2») была построена по следующему принципу: лекционная и семинарская работа по темам программы № 1 и примерно 20-30 мин. каждого занятия - выполнение упражнений согласно программы №3. Всего 24 часа.
Программа №3 (экспериментальная группа №3, далее «группа №3») предполагала только выполнение упражнений (тренинг), Теоретический материал подавался в ходе выполнения упражнений. Количество упражнений — 33. Всего 24 часа.
После проведения заключительного тестирования было установлено, что на рациональном уровне произошли изменения во всех трех экспериментальных группах, в контрольной группе представ-ления о возможностях формирования умений и навыков позитивного отношения к жизни остались на прежнем уровне. Следовательно, данные изменения есть следствие экспериментального воздействия, т.е. у испытуемых в экспериментальных группах вне зависимости от предложенной программы сформировалось представление о влиянии отношения к жизни на успешность жизнедеятельности, о возможности осоз-
нания, изменения и формирования отношения к жизни как у себя, так и у субъекта межличностного взаимодействия.
По критерию эмоционально-апперцептивного уровня выражено отличие показателей в экспериментальных группах. В группе №1 по критерию «В» и «К-С» статистически достоверных изменений не наблюдается. В группе №2 по критерию «В» имеется статистически достоверная интенсивности сдвига, подтверждающая гипотезу, по 10 показателям из 19; по критерию «К-С» статистически достоверные различия эмпирических распределений по 3 пока-зате-лям из 19. В группе №3 имеются статистически достоверные различия по 1С показателям из 19 по критериям «В» и «К-С».
По критерию деятельностио-поведенческого уровня также выражено отличие показателей в экспериментальных группах. В группе №1 по критерию «В» статистически достоверных изменений наблюдается только по показателю «избегание», то же и в группе №2. В группе №3 имеются статистически достоверные различия по 4 пока-зателям из 5 по критериям «В» и «К-С».
В контрольной группе наблюдается статистически достоверная интенсивность сдвига по показателю «отношение к себе», что не подтверждается по критерию «К-С». По остальным показателям эмоционально-апперцептивного и деятельностно-поведенческого уровней достоверных различий не наблюдается. Также во всех четырех группах не наблюдается статистически достоверных сдвигов или различий эмпирических распределений, противоречащих гипотезе.
Результаты, полученные в ходе собственного экспериментального исследования по формированию умений и навыков позитивного отношения к жизни, свидетельствуют о положительной динамике на рациональном уровне в трех экспериментальных группах; на эмоционально-апперцептивном уровне статистически достоверные изменения (Юиз 19ноказателей «В», 3 из 19 показателей «К-С») в группе №2 и (19 из 19 показателей «В», «К-С») в группе №3; на деятельност-но-поведенческом уровне статистически достоверные изменения (1 из 5 показателей «В») в группах №1 и 2 (4 из 5 показателей «В», «К-С») в группе №3.
Таким образом, наиболее эффективными психолого-педагогическими условиями по формированию умений и навыков позитивного отношения к жизни являются условия, предложенные в программе №3. Формирование умений и навыков позитивного отношения к жизни способствует изменению в сто-рону положительного отношения к различным сторонам жизнедеятельности субъекта, улучшению самочувствия и настроения, увеличению активности субъекта, снижению уровня его тревожности и предпочтению позитивных стратегий поведения в ситуациях конфликта. Так, увеличилось предпочтение выбора стратегии поведения сотрудничества и компромисса в конфликтных ситуациях, которые могут характеризоваться как более позитивные, и произошло снижение выбора соперничества и приспособления, которые характеризуются как менее предпочитаемые в ситуации конфликта и более негативные.
Подтверждается гипотеза о том, что предложенные психолого-педагогические условия, реализуемые в программе №3, обеспечивают форми-рование умений и навыков позитивного отношения к жизни у студентов педагогических специальностей: у испытуемых значительно повысилась степень информированности о возможностях формирования позитивного отношения к жизни (рациональный уровень),
также имеются статистически достоверные изменения по показателям эмоционально-апперцептивного и деятельностно-поведенческого уровней.
В заключении нашего исследования подведены итоги и определены перспективы развития данной проблемы, сформулированы выводы.
1. Теоретически установлено, что отношение субъекта к жизни является фактором, определяющим жизнедеятельность человека. Анализ литературы по проблеме формирования умений и навыков позитивного отношения к жизни позволил определить процесс формирования на рациональном, эмоционально-апперцептивном и деятельностно-поведенческом уровнях. Проследить процесс форми-рования умений и навыков позитивного отношения к жизни у студентов педагогических специальностей можно по критериям вышеназванных уровней.
2. Пути формирования умений и навыков позитивного отношения к жизни мы видим в соответствующих психолого-педагогических условиях, включающих в себя работу с мышлением и поведением субъекта. Преобладающая часть данной работы должна осуществляться практически — т.е. в форме тренингов. Динамика критериев и показателей формирования умений и навыков позитивного отношения к жизни у студентов педагогических специальностей подтвердила эффективность предложенных психолого-педагогических условий.
3. Умения и навыки позитивного отношения к жизни дают человеку возможность пересматривать собственное отношение к жизни и формировать позитивное отношение. Несомненным плюсом предлагаемого курса являются его краткосрочность и интенсивность. Последнее, в свою очередь, обусловлено оптимально сформированным тренин-говым воздействием, направленным прежде всего на формирование личностного компонента, который и определяет возможность формирования умений и навыков позитивного отношения к жизни в системе субъектных отношений.
4. Применение данного курса открывает широкие возможности в плане профессиональной подготовки педагогов.
ЩЕРБАКОВ Евгений Павлович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии детства ОмГПУ, академик Петровской академии наук и искусств.
БОГУНОВ Леонид Александрович, преподаватель кафедры психологии Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева, соискатель ОмГПУ.
Поступила в редакцию : 12.10.2006 г. © Щербаков Е. П., Богунов Л. А.
УДК 373.7 о. В. САБЕЛЕВА
Учебно-методический центр работников культуры и искусства Кемеровской области
ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕТОД ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ИСКУССТВ
В статье рассматриваются методы интегрированного образования, которые дают возможность объединить различные виды искусства в единый образовательный комплекс. Новизна изложенного материала заключается в том, что предложенный академиком Б.П. Юсовым метод полихудожественного обучения в общеобразовательных школах рассматривается применительно к школам искусств. В статье предложены практические методы использования смежных видов искусства для обучения в полихудожественной среде, в которой прослеживаются внутренние, образные связи слова, звука, цвета, пространства, движения, жеста, дающие возможность создания единых духовных оснований сферы творчества на уровне основополагающих категорий художественного процесса.
Рассматривая художественную культуру в куль- надлежит к важнейшей проблеме художественного
турологическом аспекте, можно говорить о единстве образования. Взаимодействие между искусствами
исторически сложившихся видов художественной де- существенно влияет на полноценность результатов
ятельности, о комплексе искусств. Виды искусств не художественного образования, только существуют в соответствии с внутренними Ни одно искусство не существует само по себе,
импульсами, но и развиваются на основе общих ис- Каждое из них связано с множеством явлений куль-
торических закономерностей становления художе- туры, атакжесо всеми видами художественного твор-
ственной культуры. чества. Эти связи всегда существуют и во многом
Проблема взаимодействия между искусствами — определяют характер и состояние искусства. Каки-
их соотношения, взаимосвязи, взаимовлияния — при- ми бы путями виды искусства не развивались, в ко-