Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН В УЗБЕКИСТАНЕ'

РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
347
57
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МАХАЛЛЯ / СХОД ГРАЖДАН / СОВЕТ ПО КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН / ВЫБОРЫ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / MAHALLA / CITIZENS 'ASSEMBLY / COUNCIL FOR COORDINATING THE ACTIVITIES OF CITIZENS' SELF-GOVERNMENT BODIES / ELECTIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Раупов С. С.

В данной статье анализируется проблемы становления и развития органов самоуправления в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SELF-GOVERNMENT BODIES OF CITIZENS IN UZBEKISTAN

This article analyzes the problems of formation and development of self-government bodies in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН В УЗБЕКИСТАНЕ»

UDK 35

Раупов С.С., к.и.н.

доцент БухГУ

Узбекистан, г. Бухара

РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН В

УЗБЕКИСТАНЕ

Аннотация: В данной статье анализируется проблемы становления и развития органов самоуправления в Узбекистане.

Ключевые слова: местное самоуправление, махалля, сход граждан, совет по координации деятельности органов самоуправления граждан, выборы.

Raupov S. S., Ph. D.

docent BSU

Uzbekistan, Bukhara

DEVELOPMENT OF SELF-GOVERNMENT BODIES OF CITIZENS IN

UZBEKISTAN

Annotation: This article analyzes the problems of formation and development of self-government bodies in Uzbekistan.

Key words: local self-government, mahalla, citizens 'Assembly, Council for coordinating the activities of citizens' self-government bodies, elections.

Узбекистан поставил перед собой цель - войти в число современных развитых демократических государств, обеспечить своему народу достойные условия жизни и достойное место в мировом сообществе. При этом страна избрала собственный путь развития - политических, экономических и социальних реформ. Одной из приоритетных задач в этом процессе стало создание и развитие институтов гражданского общества, выступающих защитниками прав и свобод самых разных слоев населения, тем самым поддерживая баланс интересов в социуме, а особое внимание в данном направлении было уделено формированию уникальной системы местного самоуправления — института Махалли.

Слово махалля или махалла дословно переводится с арабского языка как смежный лагерь/привал, или городской стан. В Средней Азии, в том числе в Узбекистане под махаллей, как правило, понимается традиционный социальный институт общинного типа или квартальная форма организации общественной жизни. То есть это квартал или микрорайон, жители которого осуществляют местное самоуправление путём выбора комитета махалля и его председателя, решающих вопросы

организации быта и досуга жителей своей махалле, а также несущих ответственность перед вышестоящими органами городского управления за обеспечение правопорядка в своей махалле.

Махалля - это особая традиция, сохраняющая национальные традиции. Эта традиция существовала на протяжении столетий и способствовала сохранению национальной принадлежности и единства народа. Можно сказать, что это центр общины. Традиционно ее центром считается минарет или чайхана. Кроме того, под махаллей понимается местная административная единица.

Большинство таких единиц образовалось из ремесленных общин. Некоторые получили название именно от наименований поселения ремесленников. Особенностью этой древней традиции является уважительное и спокойное отношение жителей друг к другу. Все жители махалли помогают друг-другу во всех важных домашних делах, в организации свадебных мероприятий или похорон. В годы независимого развития нашей страны впервые в истории национальной государственности сходы граждан закреплены в статье 105 Конституции Республики Узбекистан как территориальные единицы самоуправления граждан, а также отражены их организационно -правовые основы. На сегодняшний день созданы нормативно - правовые условия для полноценной деятельности махаллей. Так, в статье 32 Основного Закона закреплена норма о том, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства и общества как непосредственно, так и через своих представителей [1]. Подобного рода участие наряду с демократическим формированием государственных органов, а также развитием и самоуправления. Важным этапом становления и развития институтов махали стало принятие в 1993 году Закона Республики Узбекистана «Об органах самоуправления граждан», а также его новой, усовершенствованной редакции в 1999 г [2].

В соответствии с этим законом органы самоуправления граждан состоят из:

-схода граждан поселка, кишлака, аула, а также махалли города, поселка, кишлака;

-кенгаша схода;

-комиссий по направлениям работы;

-административной комиссии;

-ревизионной комиссии.

Сход граждан является высшим органом самоуправления, который обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории соответствующего поселка, кишлака, аула, махалли. Сход граждан поселка, кишлака, аула, махалли города осуществляет контроль за выполнением нормативных актов государства, утверждает программу своей деятельности, планы мероприятий, направленных на обеспечение комплексного развития

территории, благоустройство и улучшение санитарного состояния населенных пунктов.

Сход формирует кенгаш и его аппарат, комиссии, назначает ответственного секретаря, определяет основные направления деятельности и создает собственные средства, владеет, пользуется и распоряжается ими.

В целях развития инфраструктуры своей территории, ее благоустройства и санитарной очистки, а также оказания помощи малообеспеченным семьям в ремонте их домов и квартир, сход может организовать сбор денежных средств с населения, привлекать на добровольной основе средства предприятий, организаций, кооперировать средства физических и юридических лиц.

Сходу предоставлено право создавать, реорганизовывать и ликвидировать собственные малые предприятия, парикмахерские, мастерские по пошиву и ремонту обуви, цеха народных промыслов и другие предприятия бытового обслуживания населения. Значительно меньшими полномочиями наделены махалли поселков, кишлаков, аулов. Их права ограничены лишь контролем за исполнением нормативных актов государства, решений схода поселка, аула, кишлака, расходом денежных средств, избранием председателя и его советников, председателей и членов комиссий, утверждением планов мероприятий по благоустройству территории.

Сходы всех уровней наделены правом назначать материальную помощь малообеспеченным семьям и пособия нуждающимся семьям с детьми, обеспечивать целевое использование средств, выделяемых на цели государственной социальной поддержки семей.

Кенгаш образуется для выполнения решений схода и осуществления повседневной практической деятельности в составе председателя (аксакала), его советников, председателей комиссий по основным направлениям деятельности и ответственного секретаря.

Кенгаш формирует рабочий аппарат, созывает сход граждан, координирует работу комиссий, способствует органам власти на местах в проведении массово-политических, духовно-просветительных, культурных, спортивных и других мероприятий, а депутатам Советов народных депутатов в организации их встреч с гражданами, в осуществление мер, направленных на защиту интересов женщин, обеспечении прав граждан на свободу вероисповедания, своевременной выплаты назначенной сходом материальной помощи малообеспеченным семьям, семьям с детьми, назначает и выплачивает пособия неработающим матерям, имеющим детей в возрасте до трех лет, содействует занятости граждан и осуществлению патронажа одиноких престарелых граждан, нуждающихся в постоянном уходе

Новым этапом формирования гражданского общества и дальнейшего совершенствования системы обеспечения эффективного исполнения задач, возложенных на органы самоуправления граждан. Является указ Президента

Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию института махалли» [3] определяющего организационно-правовые меры, направленные на повышение роли органов самоуправления граждан в эффективном решении вопросов местного значения, реализацию прав на объединение в ассоциацию, представляющую общие интересы сходов граждан, укрепление их материально-технической базы, а также дальнейшее развитие их взаимодействия с государственными органами и институтами гражданского общества.

В частности, приоритетными направлениями дальнейшего совершенствования института махалли были определены:

> усиление места и роли органов самоуправления граждан в обществе, превращение их в структуру на местах, оказывающую реальную помощь и содействие народу;

> дальнейшее повышение значимости и авторитета махаллей в формировании атмосферы взаимного уважения, доброты и милосердия, сплоченности общества, сохранении и развитии национальных и общечеловеческих ценностей;

> укрепление взаимодействия органов самоуправления граждан с государственными и негосударственными организациями в воспитании молодежи духовно развитыми и физически здоровыми личностями, обеспечении ее занятости, защите молодого поколения от идеологических угроз, социальной поддержке уязвимых слоев населения, представителей старшего поколения;

> расширение непосредственного участия махаллей в обеспечении общественного порядка и безопасности, раннем предупреждении правонарушений, усилении у граждан чувства уважения к закону;

> внедрение эффективных механизмов защиты прав и законных интересов, координации деятельности органов самоуправления граждан, обеспечение единой правоприменительной практики в системе махалли.

Предусмотрено придать Республиканскому совету по координации деятельности органов самоуправления граждан статус юридического лица с образованием его в форме ассоциации сходов граждан, образование территориальных советов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов и городов в качестве структурных подразделений Республиканского совета.

В целях повышения авторитета и статуса советов, доведения до руководителей исполнительных органов вопросов, поднимаемых населением на местах, а также расширения их непосредственного участия в разрешении данных вопросов на Премьер-министра Республики Узбекистан, председателя ЖокаргыКенеса Республики Каракалпакстан, хокимов областей, города Ташкента, районов и городов возложены обязанности председателя соответственно Республиканского совета, территориальных советов на общественных началах.

Для эффективного обеспечения исполнения возложенных на советы задач, укрепления материально-технической базы органов самоуправления граждан, повышения эффективности работы по финансированию осуществляемых в сфере социально-экономических программ поддержана инициатива об установлении порядка, в соответствии с которым первые заместители председателей Республиканского совета и территориальных советов одновременно являются председателями соответственно республиканского правления, территориальных отделов и отделений фонда «Махалла».

Указом с целью дальнейшего повышения эффективности осуществляемых на местах мер по воспитанию молодежи в духе любви к Родине, уважения многовековых традиций нашего народа, обеспечению мира и спокойствия в махаллях, поддержке социальной активности представителей старшего поколения предусмотрено введение в Республиканском совете должности заместителя председателя по организационным делам и методическим вопросам, в Республиканском совете и территориальных советах — должностей заместителей председателя по делам молодежи, религиозно-просветительским вопросам, делам престарелых и ветеранов, а также, в органах самоуправления граждан, на общественных началах, должности заместителя председателя схода граждан — консультанта по вопросам молодежи.

Кроме того, с целью усиления взаимодействия органов самоуправления граждан с государственными и общественными организациями в решении социально значимых вопросов предусмотрено включить в состав коллегиальных органов советов соответственно представителей представительных органов государственной власти, должностных лиц министерств финансов, внутренних дел, труда, народного образования, здравоохранения, общественного движения молодежи «Саюз молодежи», фонда «Нуроний», Комитета женщин, других государственных и негосударственных организаций и их территориальных структур на общественных началах.

Вместе с тем на компетентные министерства, ведомства и организации возложена задача по разработке проектов соответствующих нормативно-правовых актов, предусматривающих взаимодействие сходов граждан с районными (городскими) центрами содействия занятости, правоохранительными органами, образовательными учреждениями, финансовыми органами и органами здравоохранения.

Кроме того, в целях обеспечения самостоятельности сходов граждан махалли в решении вопросов местного значения, устранения лишних звеньев в системе самоуправления будут осуществлены меры, направленные на преобразование сходов граждан поселков, кишлаков и аулов, в составе которых образованы махалли, в сходы граждан махаллей путем их объединения и разделения.

Наряду с этим учреждено нагрудный знак «Махаллаифтихори», которым будут награждаться инициативные граждане и представители общественных структур, внесшие достойный вклад в осуществление задач, возложенных на органы самоуправления граждан.

Реализация мер, предусмотренных в Указе и утвержденной им Программе комплексных мер, будет способствовать эффективному выполнению задач, возложенных на органы самоуправления граждан, координации их деятельности, дальнейшему укреплению их взаимодействия с государственными органами и институтами гражданского общества.

Перспективным этапом в развитии института махали стали выборы председателей (аксакалов) махаллинских сходов граждан которые проводились в мае 2019 г., предусмотренные законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с совершенствованием выборов председателя (аксакала) схода граждан» от 15 октября 2018 года [4] и в нововведениях в новой редакции Закона Республики Узбекистан «О выборах председателя (аксакала) схода граждан» [5].

Согласно Закону Республики Узбекистан «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием выборов председателей (аксакалов) махаллинских сходов граждан», отныне председатели (аксакалы) избираются сроком на три года вместо 2,5 лет. Вопросами, связанными с организацией и проведением выборов, занимается специально образованная Республиканская комиссия содействия проведению выборов председателей махаллинских сходов граждан. Ранее подобными вопросами занималась Комиссия Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, которая действовала только во время выборов — 2-3 месяца. В состав Республиканской комиссии по содействию выборам включены члены Сената, депутаты Законодательной палаты парламента, представители государственных органов управления, научных учреждений. В отличие от предыдущих выборов утверждена минимальная норма (не менее 12 % от общего числа граждан) представителей от домов, улиц, дворов для участия в выборах, что призвано содействовать массовому участию граждан. Раньше председатели сходов граждан избирались собранием представителей сходов граждан, а количество участников собрания определялось районными и городскими комиссиями по содействию выборам председателей сходов граждан.

Еще одно отличие проведенных выборов от предыдущих в том, что отныне избирается только председатель (аксакал) сходов граждан. Раньше вместе с ним избирались и 8 его консультантов, что создавало определенные трудности в данном процессе. Учитывая все это, в законодательные акты внесены изменения, согласно которым через месяц после выборов председателей (аксакалов) сходов граждан будут избраны консультанты и сформированы составы общественных комиссий.

Голосование проходит закрыто, как на выборах депутатов Законодательной палаты и местных кенгашей, потому что, как показала

практика, прежде действующее открытое голосование на выборах председателей (аксакалов) сходов граждан отрицательно влияло на свободное выражение воли избират

В ходе майских выборов 2019 года председателей (аксакалов) сходов граждан, серьезных нарушений законодательства не зафиксировано, а процесс прошел на основе принципов гласности, альтернативности и равного избирательного права.

В выборах в 9093-х сходах граждан приняли участие более 2 миллионов 58 тысяч граждан, имеющих право выбора, и 22264 кандидата. На должность аксакала в среднем приходилось 2,4 кандидата.

6208 аксакала, были впервые избраны на эту должность, 57,6% имеют высшее образование. Среди избранных председателей 11,2% составляют женщины, 164 являются депутатами местных кенгашей. Большая часть избранных аксакалов по профессии являются учителями [6].

Проведенные выборы еще раз доказали правильность выбранного пути по последовательной передачи части функций органов государственной власти органам самоуправления граждан, их возрастающую роль в либерализации и демократизации всех сфер нашей жизни, решении актуальных социально -экономических вопросов на местах, к сильному гражданскому обществу.

Использованные источники:

1. Конституция Республики Узбекистан. Ташкент, «Узбекистан», 2019.

2. Новая редакция закона Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан» от 14 апреля 1999 г. //Ведомости ОлийМажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 5.

3. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию института махали» от 3 февраля 2017 г.//Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 6.

4. Закон Республики Узбекистан «Обнесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с совершенствованием выборов председателя (аксакала) схода граждан» от 15 октября 2018 г. // Народная слова, 16 октябрь 2018 г.

5. Новая редакция закона Республики Узбекистан «О выборах председателя (аксакала) схода граждан» от 15 октября 2018 г. // Народная слова, 16 октябрь 2018 г

6. На махаллинских выборах серьезных нарушений не было -Сенат.//gazeta.uz/ru/2019/06/28/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.