Научная статья на тему 'Основные направления и реформирования органов самоуправления Республики Узбекистан'

Основные направления и реформирования органов самоуправления Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1142
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЯ / ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / REFORMATIONS / ORGANS OF SELF-GOVERNMENT / SYSTEM OF LOCAL SELF-GOVERNMENT / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мухитдинова Ф. А.

В статье рассмотрены основные направления и реформирования органов самоуправления Республики Узбекистан. Развития законадательства органов самоуправления. Полномочия и органов самоуправления. Также рассмотрены развитие понятие «система органов самоуправления и их правовой статус». Изучены развитие институтов гражданского общества, выступающих защитниками прав и свобод самых разных слоев населения, тем самым поддерживая баланс интересов в социуме, а особое внимание в данном направлении было уделено формированию уникальной системы местного самоуправления института Махалли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic directions and reformations of organs of self-government of Republic of Uzbekistan are considered in the article. Development of законадательства organs of self-government.Authority and organs of self-government. Also considered development concept "System of organs of self-government and their legal status". Studied development of institutes of civil society, salient the defenders of rights and freedoms of the most different layers of population, supporting balance of interests the same in society, and the special attention in this direction was spared to forming of the unique system of local self-government institute of Махалли.

Текст научной работы на тему «Основные направления и реформирования органов самоуправления Республики Узбекистан»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

BASIC DIRECTIONS AND REFORMATIONS OF ORGANS OF SELF-GOVERNMENT OF REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Доктор юридических наук, Мухитдинова Фирюза Абдурашидовна доцент кафедры «Истории и теории государства и права» Ташкентского государственного юридического университета Узбекистан, Ташкент

e-mail: feruza. mukhitdinova@gmail. com Аннотация

В статье рассмотрены основные направления и реформирования органов самоуправления Республики Узбекистан. Развития законадательства органов самоуправления.Полномочия и органов самоуправления. Также рассмотрены развитие понятие «система органов самоуправления и их правовой статус». Изучены развитие институтов гражданского общества, выступающих защитниками прав и свобод самых разных слоев населения, тем самым поддерживая баланс интересов в социуме, а особое внимание в данном направлении было уделено формированию уникальной системы местного самоуправления — института Махалли.

Ключевые слова; реформирования, органы самоуправления, система местного самоуправления, гражданское общество.

Annotation

Basic directions and reformations of organs of self-government of Republic of Uzbekistan are considered in the article. Development of законадательства organs of self-government.Authority and organs of self-government. Also considered development concept "System of organs of self-government and their legal status". Studied development of institutes of civil society, salient the defenders of rights and freedoms of the most different layers of population, supporting balance of interests the same in society, and the special attention in this direction was spared to forming of the unique system of local self-government -institute of Махалли.

Keywords; reformations, organs of self-government, system of local self-government, civil society.

С обретением независимости в Республике Узбекистан началось коренное реформирование как политической системы,так и органов самоуправления одним из важнейших направлений которой явилось формирование демократического избирательного права.

Например, в статье 105 Конституции Республики Узбекистан органам самоуправления дается следующая правовая формулировка: «Органами самоуправления в поселках, кишлаках и аулах, а так же в махаллях городов, поселков, кишлаков и аулов являются сходы граждан, избирающие на 2.5 года председателя (аксакала) и его советников. Порядок выборов, организация деятельности и объем полномочий органов самоуправления регулируется законом». В статье 1 Закона «Об органах самоуправления граждан», принято 14 апреля 1999 года, понятие самоуправления граждан формулируется следующим образом: «самоуправление граждан - это, гарантированная Конституцией и Законами Республики Узбекистан, самостоятельная деятельность граждан, направленная на решение вопросов местного значения, исходя из интересов граждан, исторических особенностей развития, а так же их национальных и духовных ценностей, традиций и обычаев». Как видно, в нашей стране получило развитие понятие «система органов самоуправления и их правовой статус», и оно находит свое отражение на уровне правовых критериев передовых демократических стран. По истории нам известно о том, что еще в древние времена были очевидны первые признаки органов самоуправления. Если на Востоке этот процесс развивался в виде махаллей, имеющих тысячелетнюю историю, то в Западных странах, в целях выражения людьми своих интересов в общественных отношениях и защиты их, была заложена основа появлению различных союзов, партий, обществ, движений и других структур. Например, на всех уровнях административно-территориального деления Соединенного Королевства местная власть представлена органами местного самоуправления. Самоуправление в административно-территориальных единицах осуществляется советами,избираемыми

населением. Исключение составляют графства Северной Ирландии и столичные графства Англии, а также Большой Лондон. В июне 1997 года Великобритания подписала Европейскую хартию о местном самоуправлении, которая предусматривает определенные стандарты прав органов местного самоуправления в европейских странах. И хотя крупная реформа местного управления была проведена в 1974 - 1975 гг., присоединение Великобритании к Европейской хартии предполагало новые изменения. Так, в рамках конституционной реформы, проведенной лейбористами, 2 мая 1998 г. состоялся референдум по вопросу о воссоздании Городского собрания и избрании мэра Лондона. Большинство жителей столицы высказалось в пользу таких изменений. После принятия Парламентом соответствующего закона выборы были назначены на май 2000 года.

В эпоху независимости осуществляются глубокие реформы по укреплению организационного, социального, правового статуса махалли. В первую очередь, термин «махалля» впервые в истории введен в Конституцию. Ей дан правовой статус в качестве уникальной формы самоуправления населения. Подтверждением тому являются Указы Президента Узбекистана « О мерах совершенствования деятельности благотворительного фонда республики « Махалля» от 1992 года, «О поддержке органов самоуправления граждан» от 1998 года, «О повышении роли органов самоуправления граждан в обеспечении населения четко направленной поддержкой» от 1999года, а так же объявления рядов указов, постановлений, законов и других нормативных документов, направленных на социальную защиту малообеспеченных и многодетных семей. При этом страна избрала собственную, «узбекскую модель» развития -политические, экономические и социальные реформы, базирующиеся на таких принципах, как деидеологизация экономики и ее приоритет над политикой, возложение на государство роли главного реформатора, обеспечение верховенства закона, осуществление сильной социальной политики, поэтапность и постепенность реформ, т.е. отказ от различных моделей «шоковой терапии».

Одной из приоритетных задач в этом процессе стало создание и развитие институтов гражданского общества, выступающих защитниками прав и свобод самых разных слоев населения, тем самым поддерживая баланс интересов в социуме, а особое внимание в данном направлении было уделено формированию уникальной системы местного самоуправления — института Махалли. Благодаря Махалле в нашей стране веками формировались и сохранились особые принципы мотивации социального и экономического поведения населения, уважения общественных ценностей, этики взаимоотношений, гарантирующей безусловное выполнение принятых на себя обязательств и ответственности перед обществом. Все это вкупе с высоким уровнем доверия между гражданами, который наблюдается в махаллях, является необходимым условием формирования гражданского общества.

В настоящее время на территории республики действует около десяти тысяч сходов граждан. В своей деятельности, которая гарантируется Конституцией и законами, они опираются на принципы законности, приоритета прав, свобод и интересов человека, демократизма, социальной справедливости, самостоятельности в решении вопросов местного значения, общественной взаимопомощи, социального партнерства с учетом местных обычаев и традиций.

Развитию роли и место Махалли в жизни страны и общества повлияла большая поддержка оказываемая со стороны государства. Так согласно указу

Президента страны в 1992 году был создан фонд «Махалла» и его региональные подразделения. Важной вехой в истории становления и развития институтов Махалли стало принятие в 1993 году Закона «Об органах самоуправления граждан», его новой усовершенствованной редакции в 1999-м, а также в 2004 году - Закона «О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников». А в выдвинутой Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым в 2010 году Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране были поставлены задачи, связанные с реформированием института Махалли. Они включили такие важные аспекты, как совершенствование организационных основ функционирования этого института, расширение функций и обеспечение его тесного взаимодействия с органами государственной власти и управления. Сход граждан махалли, совместно с органами обеспечения и другими благотворительными организациями, самостоятельно решает все организационные моменты оказания бескорыстной материальной помощи малообеспеченным семьям и одиноким гражданам. Вместе с этим, махалля ответственна за решение экологических проблем на своей территории и улучшение материального состояния населения, путем хашара, привлечения их к работам по благоустройству, проведения среди местного населения разъяснительных и воспитательных работ по охране окружающей среды. Безусловно, такая деятельность осуществляется посредством подъема активности граждан. В месте с этим, многие проекты законов, подготовка и проведение общенародных референдумов, отражающих в себе дополнения и изменения, вносимые в Конституцию, сначала обсуждаются и одобряются населением и активами махалли. Иначе говоря, жизнь сама доказала, что махалля является важным средством активизации участия общественности в принятии политических решений. Основным звеном в политической жизни страны, обеспечивающим участие граждан в принятии политических решений, является сход граждан махалли. А также, одной из управленческих систем, способной повысить активность граждан в социальной жизни тоже является сход граждан махалли. Свое отражение эти инициативы нашли в принятых в апреле 2013 года новых редакциях вышеуказанных законов. Принятые меры позволили значительно усовершенствовать институт Махалли. Если в начале независимости этот орган самоуправления выполнял всего 2 задачи, то сегодня Махалля выполняет более 30 функций социально-экономического характера, которые ранее находились в компетенции местных органов государственной власти. Здесь решаются самые различные вопросы — проблемы занятости населения, особенно среди молодежи, путем создания малых, семейных предприятий и организации надомного труда, рациональное и эффективное использование приусадебных участков, улучшение экологической ситуации и др.Например, В статье 1 Закона Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан» говорится, что: «Самоуправление граждан — гарантируемая Конституцией и законами Республики Узбекистан самостоятельная деятельность граждан по решению

вопросов местного значения исходя из своих интересов, исторических особенностей развития, а также национальных и духовных ценностей, местных обычаев и традиций». Реформирование органов самоуправления в качестве института гражданского общества дало свои результаты - махалля, создавая возможности для участия населения в процессах самоуправления, учёта пожеланий граждан при принятии решений, всё больше превращается в институт гражданского общества. Так же махалле дано полномочие социальной защиты населения, определение семей, нуждающихся в социальной защите. Также основными направлениями схода граждан является обеспечение спокойной мирной жизни в махалле, принятие мер по укреплению семей, оказанию помощи сиротам и одиноким гражданам, реализации стремления граждан к самоуправлению .В статье 12. этого закона гласит о « Полномочиях кенгаша схода граждан котрые состоят из следующего: Полномочия кенгаша схода граждан. Для выполнения решений схода граждан и осуществления текущей деятельности органов самоуправления граждан в период между сходами граждан образуется кенгаш схода граждан в составе председателя (аксакала) схода граждан, его советников, председателей комиссий по основным направлениям деятельности схода граждан и ответственного секретаря.Кенгаш схода граждан: созывает сход граждан; координирует работу комиссий по основным направлениям деятельности схода граждан, проводит совместные мероприятия с благотворительными и другими организациями; формирует аппарат кенгаша схода граждан по представлению председателя (аксакала) схода граждан;содействует депутатам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов в организации их встреч с избирателями, приема граждан, осуществлении ими других полномочий в своих избирательных округах,содействует органам государственной власти на местах в проведении массово-политических, духовно-просветительских, культурных, спортивных и других мероприятий; принимает меры, направленные на защиту интересов женщин, повышение их роли в общественной жизни, формировании духовно-нравственной атмосферы в семье, воспитании молодого поколения; принимает меры по пресечению деятельности незарегистрированных религиозных организаций, обеспечению соблюдения права граждан на свободу вероисповедания, недопущению принудительного насаждения религиозных взглядов, рассматривает иные вопросы, связанные с соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных организациях; взаимодействует с образовательными учреждениями по вопросам воспитания; назначает и выплачивает в установленном порядке пособия неработающим матерям, имеющим детей в возрасте до двух лет, из средств государственного бюджета, выделенных на эти цели;

содействует осуществлению патронажа одиноких престарелых граждан, нуждающихся в постороннем уходе, за счет средств государственного бюджета, выделенных на эти цели;

содействует занятости граждан, проживающих на данной территории, включая организацию надомного труда;

принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации в установленном законодательством порядке малых предприятий, парикмахерских, мастерских по ремонту и пошиву обуви, цехов народных промыслов и других предприятий бытового обслуживания населения с последующим утверждением этого решения на сходе граждан;

организует на добровольных началах участие жителей в работе по благоустройству, озеленению и образцовому содержанию жилых домов, надворных построек, дворовых и придомовых территорий, оборудованию детских, спортивных площадок, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию в исправном состоянии дорог, мостов, улиц, тротуаров, коммунальных сетей, памятников истории и культуры, кладбищ, использует в этих целях выделяемые материальные и иные средства хокимията района, города, собственные средства, организует общественную помощь (хашар), проводит смотры и конкурсы;

проводит мероприятия, направленные на экономное использование и снижение потерь топлива, электрической, тепловой энергии и воды;

оказывает содействие развитию дехканских и фермерских хозяйств; осуществляет общественный контроль за использованием и охраной земель на соответствующей территории;

содействует осуществлению контроля за работой предприятий торговли и бытового обслуживания, за соблюдением правил торговли и культуры обслуживания граждан;

оказывает содействие правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка на соответствующей территории, в том числе в организации учета прибытия и убытия граждан, в работе по профилактике правонарушений среди подростков и молодежи, защите прав несовершеннолетних;

содействует осуществлению контроля за санитарным и экологическим состоянием населенных пунктов, источников водоснабжения, жилищ, школ и других образовательных учреждений;

содействует осуществлению контроля за соблюдением требований противопожарной безопасности, ветеринарных правил содержания животных;

осуществляет общественный контроль за соблюдением правил застройки и содержания дворовых и придомовых территорий;

оказывает содействие гражданам в эксплуатации жилищного фонда и обеспечении его сохранности;

содействует своевременному поступлению от населения налогов и других обязательных платежей.

организует и контролирует совместно с предприятиями коммунального обслуживания, товариществами частных собственников жилья полноту и своевременность оплаты гражданами коммунальных услуг и внесения обязательных взносов с осуществлением расчетов через учреждения банка. В установленном порядке использует средства, отчисляемые органу самоуправления граждан за обеспечение полноты оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, для оказания помощи малообеспеченным семьям в оплате жилищно-коммунальных услуг, поощрения работников органа самоуправления граждан, а также на проведение работ по благоустройству;

привлекает граждан на борьбу со стихийными бедствиями и на ликвидацию их последствий;

привлекает население к проведению мероприятий по гражданской защите, содействует в организации оповещения и вызова военнообязанных и призывников в отделы по делам обороны, а также ведет их персонально-первичный учет в поселках, кишлаках и аулах;

образует при органах самоуправления граждан примирительную комиссию;

назначает руководителя и принимает в члены общественного формирования «Махалла посбони»;

назначает консультанта схода граждан по вопросам религиозного просвещения и духовно-нравственного воспитания;

осуществляет совместно с центрами социальной адаптации мероприятия по социально-трудовой реабилитации лиц, освобожденных из учреждений по исполнению наказания, и предупреждению преступности;

создает комиссию из числа ветеранов, женщин и молодежи, представителей культуры и духовенства для оказания воспитательного воздействия на лиц, ранее судимых, и других, склонных к совершению правонарушений.

Кенгаш схода граждан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Также в новой редакции законов "Об органах самоуправления граждан" и "О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников", направленные на совершенствование организационных основ функционирования органов самоуправления граждан. В них предусмотрены, в частности, превращение махаллей (микрорайонов) в центры адресной социальной поддержки населения, развитие частного предпринимательства и семейного бизнеса, а также расширение функций махалли в системе общественного контроля за деятельностью государственных органов. Кроме того, кенгашам (советам) сходов граждан предоставляются дополнительные полномочия в вопросах социальной защиты населения, в том числе одиноких престарелых граждан, пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке, содействие в трудоустройстве молодежи.

Новая редакция закона "О выборах председателя схода граждан и его советников" предусматривает, в свою очередь, большую прозрачность и открытость системы выборов председателя схода и его советников.

Законом также устанавливаются дополнительные требования к кандидатам на должность председателя схода граждан, в частности, определен срок проживания кандидата в данной махалле не менее пяти лет, учитывается опыт работы в госорганах, негосударственных некоммерческих организациях или в сфере хозяйственной, предпринимательской деятельности, а также вводится порядок, согласно которому кандидаты на должность председателя схода граждан в своих выступлениях должны объявить программу своей будущей деятельности.

Выборы председателей (аксакалов) сходов граждан и их советников пройдут в мае-июне этого года. Всего сроком на 2,5 года, в соответствии с законодательством.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что сегодня, благодаря принимаемым мерам, нет другой структуры, которая лучше бы знала истинное материальное положение семей, круг их духовных и культурных интересов. Махалля является наиболее справедливым, пользующимся народным доверием каналом и механизмом социальной поддержки населения. Подлинное гражданское общество должно, прежде всего, основываться на принципах человечности, взаимной помощи и сотрудничества, любви и уважения к ближнему. Махалля, олицетворяющая все эти качества, уверенно презентовала себя

Список литературы

1. Конституция Республики Узбекистан. Т. «Узбекистан», 2015г.

2. Каримов И. А. «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса». Т.«Узбекистан», 1997г. стр. 131-181.

3. Каримов И. А. «Узбекистан, устремленный в XXI век». Т.«Узбекистан», 1999г. стр. 6-9, 14-22, 27-36, 43-47.

4. Каримов И. А. Основные принципы общественно-политического и экономического развития Узбекистана. Т.3. Т. Узбекистан стр. 3-48.

5. Узбекистан на пути к гражданскому обществу. Т. Шарк, 2003г. стр.126137, 171-185.

6. Каримов И.А. Основные направления дальнейшего углубления демократических реформ и формирование основ гражданского общества в Узбекистане. Т.11, Т. Узбекистан, 2002г. стр. 3-43.

7. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ОБ ОРГАНАХ САМОУПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН (новая редакция)

(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 5, ст. 110;

2003 г., № 9-10, ст. 149; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 37, ст. 408, № 51, ст. 514; 2007 г, № 39, ст. 399; 2008 г., № 16, ст. 117; № 52, ст. 513; 2010 г., № 37, ст. 313)

Лех.уз.

закон ""О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников

Лех.уз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.