Научная статья на тему 'МАХАЛЛЯ КАК ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

МАХАЛЛЯ КАК ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
276
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАШАР / МАХАЛЛЯ / МАХАЛЛИНСКИЕ КОМИТЕТЫ / ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МАХАЛИ / СБОР ГРАЖДАН / СОБРАНИЯ / МЕДЖЛИС / МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / HASHAR / MAHALLA / MAKHALLA COMMITTEES / CHAIRMAN OF MAKHALI / GATHERING OF CITIZENS / ASSEMBLY / MAJLIS / MATERIAL ASSISTANCE / SOCIAL ASSISTANCE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зиётова А.Э., Бозоров Э.

В этой статье описываются о махалле как основа местного самоуправления в Узбекистане

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAHALLA AS THE BASIS OF LOCAL GOVERNMENT

This article describes the Mahalla as the basis of local government in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «МАХАЛЛЯ КАК ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

УДК: 07.00.02

Зиётова А.Э. старший преподаватель Бозоров Э. студент

Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт

Россия, г. Самара МАХАЛЛЯ КАК ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: В этой статье описываются о махалле как основа местного самоуправления в Узбекистане

Ключевые слова: Хашар, махалля, махаллинские комитеты, председатель махали, сбор граждан, собрания, меджлис, материальная помощь, социальная помощь, образование.

Ziyotov AE Senior Lecturer Bozorov E. student

Samarkand State Institute of Architecture and Construction

Russia, Samara MAHALLA AS THE BASIS OF LOCAL GOVERNMENT

Annotation: This article describes the Mahalla as the basis of local government in Uzbekistan.

Key words: Hashar, mahalla, makhalla committees, chairman of makhali, gathering of citizens, assembly, majlis, material assistance, social assistance, education.

Махалля - это общинные группы, которые существовали веками в узбекской культуры. В каждом сообществе нашего народа есть группа аксакалов, от которых ожидается помощь в решении любых социальных проблем и конфликтов, возникающих в общине. Хотя махалли не являются религиозными организациями, они содействуют распространению традиционных исламских идей о социальных ролях и поведении. Они помогают организовать свадьбы, похороны и обрезания - основные мероприятия в жизни народа. Они также стараются предотвратить разводы (супружеские пары должны предстать перед махаллей до начала юридической процедуры развода), махалля также должна наблюдать за тем, чтобы о пожилых людях заботились, а преступники были наказаны (преступников могут заставить покинуть махаллю) [3,42].

Узбекский махаллинский комитет организует различные формы общественных работ. Например, махалля организует очистку улиц от мусора, наблюдает за операциями по очистке ирригационных каналов. Еще одной важной функцией махалли является организация "хашара". Это традиционный узбекский способ взаимопомощи, когда члены общины

формируют группу, помогающую той или иной семье построить дом или собрать урожай. Самое важное с точки зрения социальной помощи - то, что махалля традиционно обеспечивает заботу о пожилых жителях и детях общины.

В стране существуют около 14 тыс. махаллинских комитетов, количество семей в них варьируется от 150 до 5,5 тыс. Махалли не закрывались в советский период, но их деятельность не поощрялась. С 1992 года они были официально поддержаны государственными властями и на них были возложены административные обязанности. Председатели и секретари комитетов махаллей, в которых более 500 семей, сейчас получают зарплату от местных властей (хокимиятов). Председатель выбирается общиной, но кандидаты должны быть одобрены местным районным хокимом.

Следует отметить, что махалля в силу того, что в ней заложены демократические принципы местного самоуправления, представляет собой важную историческую ценность, требующую крайне бережного к себе отношения. Любые непродуманные эксперименты с таким социальным институтом как махалля могут привести к непоправимым ошибкам. На базе махалли, её самобытной структуры можно успешно развивать новые принципы местного самоуправлении — это более практическое и открытое ведение дел, большая доброжелательность к людям, изживание различных проявлений бюрократизма и т. д.

Именно махалля как орган самоуправления на местах может являться основой здорового гражданского общества, а значит и основой сильного и демократического государства [2,78]. Стоит отметить, что существуют и отличные от изложенной выше точки зрения на роль института махалли в современном обществе. Хотя мы ссылаемся в этой работе на Махаллинские комитеты, юридические документы, регулирующие выплаты социальной помощи, ссылаются на органы самоуправления - "сход граждан, поселков, кишлаков, аулов и махаллей" или (для назначения детских пособий) на организации представителей улицы или квартала (по одному представителю от каждых 20-50 взрослых, обладающих правом голоса). Точное количество представителей устанавливается местным районным (городским) хокимиятом. Многие традиционные общинные организации были переименованы в махалли после 1992 года для того, чтобы создать стандартную единицу нижнего уровня власти в стране и заместить местные советы. Следует проводить различия между термином махалля, используемым после 1992 года, и махаллей как старинной традиционной организацией. Существуют традиционные общинные группы среди большинства других этнических культур Узбекистана. В Каракалпакстане не существует традиции "махалли", но существует традиция "кошебий" -местного лидера небольшой общинной группы. В Хорезме существуют общинные группы, называющиеся "элатами", которые всегда функционировали подобно махаллям.

Начиная с 1997 года детские пособия также распределяются через махаллю. Детские пособия даются семьям на период 6 месяцев. Для этого один из родителей должен подать официальное письменное заявление в махаллю с указанием причины его подачи, размера и состава семьи, среднего семейного дохода на одного человека за последние 12 месяцев, включая доход от земельных участков. Как и при выплате социальных пособий, председатель махаллинского комитета также может представить семью, которую он считает имеющей право на получение социального пособия, даже если семья не подала официальной заявки. По истечении шестимесячного срока процедура повторяется.

Таким образом, схемы детских пособий имеют много общего со схемой социальной помощи. Но если право на получение социальной помощи должно быть основано на большом количестве различных показателей (и это считается одним из главных преимуществ системы), то основным показателем на право получения детских пособий является ежемесячный средний доход на одного человека в семье. На махалли в данный момент возложено осуществление проверки доходов семей, что представляет собой не только значительное увеличение административного бремени, но и новую попытку центральных властей (в данном случае Министерства труда) ввести централизованно установленную формулу для оценки жизненного уровня. Одной из причин этого может быть желание уменьшить субъективность махаллинской схемы, а также желание ввести более объективные критерии , которые легче отследить. В этой связи должно быть отмечено, что введение новой схемы детских пособий сопровождалось новым требованием, предписывающим, чтобы один сотрудник местного отделения министерства труда был прикреплен к каждой махалле для наблюдения и оказания помощи. Работник местного отделения министерства труда (на уровне района называемый инспектором) на данный момент прикреплен к каждой махалле и обязан помогать определению семей, имеющих право на получение помощи, контролировать использование финансовых ресурсов, предназначенных для выплаты пособий, помогать с бумажной работой, присутствовать на заседаниях контрольного комитета и проверять информацию, предоставленную заявителем.

Для рассмотрения каждого случая и для посещения каждой семьи должна быть сформирована специальная комиссия, при этом она должна обращать внимание на несоответствие между активами, которыми владеет семья, и заявленным уровнем дохода. Ежемесячный средний уровень дохода подсчитывается за последние 12 месяцев, но доходы не включают в себя алиментные выплаты, пособия на похороны, на рождение ребенка, детские пособия или помощь со стороны благотворительных организаций.

Контрольная комиссия должна изучить дело каждого заявителя в течение 2-х недель с момента получения заявления, после чего решение по каждому делу должно приниматься на открытом собрании, простым большинством голосов. Официальными причинами отказа может быть

превышение уровня дохода на человека, установленного махаллей, и, как в случае с выплатами социальной помощи, наличие в семье неработающих членов трудоспособного возраста (за исключением тех, кто зарегистрирован в качестве безработных, или матерей, заботящихся о детях до 3 -х лет), которые могут работать и повысить доход семьи.

В то время, как инструкции по детским пособиям дают махалле меньше возможности выбора критерия при оценке права семьи на получение помощи (критерий отбора очень тесно связан с доходом на душу населения), инструкции по определению размера пособия дают махаллям определенную гибкость, принимая во внимание региональные различия в уровне дохода на душу населения.

Современное использование термина махалля, таким образом, не всегда означает только традиционную узбекскую общинную организацию [3,82]. Более того, эти группы больше не отделены от государства, так как на данный момент на них возложено выполнение многих задач местной государственной власти. Эти моменты важны, так как они предполагают, что хотя махаллинская система распределения социальной помощи была введена на основе узбекских традиционных общинных групп, это нововведение не должно рассматриваться как возможное только в контексте Узбекистана. Схема актуальна и может быть применима в других постсоветских странах на основе их традиционных общинных групп.

Использованные источники:

1. Носир Хисрав. Сафарнома. Ташкент. «Шарк». 2003.

2. Саидова Г. Человеческое развитие в Узбекистане. Ташкент. 2000.

3. Убайдуллаева А.Т. Социология как наука. Курс лекций. Ташкент. 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.