Научная статья на тему 'Опыт узбекского самоуправления для Российской Федерации'

Опыт узбекского самоуправления для Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
322
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАХАЛЛЯ / СХОД ГРАЖДАН / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ / MAHALLA / DESCENT OF CITIZENS / SOCIAL SECURITY / THE RECONCILIATORY COMMISSION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Исмаилова Гулноза Сайдиганиходжаевна

Исследуется практический опыт деятельности органов самоуправления граждан в Республике Узбекистан. Показаны особенности решения ими вопросов социального обеспечения и укрепления семейных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Experience of the Uzbek Self-Government for the Russian Federation

The practical experience of citizens' self-government institutions in the Republic of Uzbekistan is researched. Peculiarities of their solving the issues of social security and strengthening family relations are revealed.

Текст научной работы на тему «Опыт узбекского самоуправления для Российской Федерации»

Библиографический список

1. Хренков В.П. Профессионализм и управленческая культура муниципальных служащих: социологический анализ: автореф. дис.... канд. социол. наук. М., 2003.

2. Мяготина И.А. Управленческая культура личности руководителя современной России: социально-философский анализ: дис.... канд. филос. наук. М., 2005.

3. Нечепуренко Ю.С. Управление развитием профессиональной компетентности персонала в российских трудовых организациях (на примере Европейского региона России): дис. ... канд. социол. наук. М., 2007.

4. Субботина Ю.А. Особенности формирования управленческой культуры в организациях государственного и муниципального управления региона // Социально-технологическая культура как феномен XXI века: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Белгород, 29-31 мая 2006 г.: в 2 ч. / отв. ред. Л.Я. Дятченко. Белгород, 2006. Ч. 1.

G.S. Ismailova

The Experience of the Uzbek

Self-Government

for the Russian Federation

The practical experience of citizens' self-government institutions in the Republic of Uzbekistan is researched Peculiarities of their solving the issues of social security and strengthening family relations are revealed.

Key words and word-combinations: mahalla, descent of citizens, social security, the reconciliatory commission.

Исследуется практический опыт деятельности органов самоуправления граждан в Республике Узбекистан. Показаны особенности решения ими вопросов социального обеспечения и укрепления семейных отношений.

Ключевые слова и словосочетания: махалля, сход граждан, социальное обеспечение, примирительная комиссия.

УДК 352/353

ББК66.3( 0) ,124( 5Узб)

Г.С. Исмаилова

ОПЫТ УЗБЕКСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

я

4,/аконодательство закрепляет органы самоуправления граждан как основной инструмент решения важных проблем экономического, социально-культурного, политического характера в масштабе всей страны. Самостоятельные государства, образовавшиеся на постсоветском пространстве, строят национальные модели организации местного самоуправления, отражающие специфику оп-ределенногообщества. Тем не менее представляется интересным не только проанализиро-ватьособенности местного самоуправления в отдельныхстранах, но и рассмотреть возможности использования опытадругдруга в области организации местного самоуправления.

СовременноеУзбекское государство, как и многие другие, не имеет своих исполнительных органов в конкретных населенных пунктах или территориях. Управленческие

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 3 7

функции здесь выполняют органы самоуправления граждан, то есть выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти ( в том числе -сход граждан) [1, с. 9]. В Узбекистане местное самоуправление осуществляется в административно-территориальных ( кишлаках, аулах, поселках) и территориальный махаллях) единицах.

Впереводесузбекского«махалля»( араб.- «махаллун»,«махаллатун») означает «территория». В современном управленческом понимании махалля -это объединение жителей определенной территории, обоснованное постоянным проживанием в пределах кишлака, поселка, аула, города. Махалля в комплексе решает различные вопросы повседневной жизни. Сегодня это касается не только духовно-нравственной, но и политической и экономической сторон. Именно на махаллю переносится основная нагрузка, связанная с реализацией самоуправления гражданами.

Действующее законодательство возлагает на органы самоуправления махалли решение многих задач, имеющих социальное значение. Так, они согласно постановлению Кабинета министров Республики Узбекистан от 26 июля 2001 г. № 318 [2] выступают поручителями в предоставлении гражданам образовательных кредитов для обучения на платно-контрактной основе в высших учебных заведениях. В предоставлении образовательных кредитов в период с 2010 по

2011 г. в Сурхандарьинской области круглым сиротам, воспитанникам домов-интернатов «Мехрибонлик», инвалидам детства I и II групп и выходцам из малообеспеченных семей органы самоуправления граждан стали поручителями для 11 семей [3], причем сумма данных кредитов составляет 527,2 млн сумов [4].

Кроме того, органы самоуправления махалли обеспечивают целевое и эффективное использование средств, выделяемых в рамках государственной социальной поддержки семей; решают вопросы об оказании материальной помощи малообеспеченным семьям и назначении пособий нуждающимся семьямсдеть-ми, о назначении и выплате пособий семьям с несовершеннолетними детьми. Они осуществляют адресное назначение и выплату пособий нуждающимся семьям. Это прежде всего связано с тем, что в махаллях все друг друга хорошо знают. Адресность в решении данного вопроса является основополагающим фактором еще и по причине того, что нельзя допускать иждивенчества среди взрослого трудоспособного населения. Сход граждан осведомлен о социальном положении каждого жителя, именно поэтому его участники могут реально оценить необходимость выдачи пособия той или иной семье.

Органы самоуправления махалли содействуют осуществлению патронажа одиноких престарелых граждан, нуждающихся в постороннем уходе; за счет выделенныхсредств государственного бюджета совместно с районными ( городскими) отделениями социального обеспечения выдают им бесплатно товары первой необходимости. Помимо этого, совместно с центрами социальной адаптации органы самоуправления осуществляют мероприятия по социальнотрудовой реабилитации лиц, освобожденных из учреждений по исполнению наказания, и предупреждению преступности. В целях социально-трудовой реабилитации лиц, освобожденных из учреждений по исполнению наказания, и

3 8 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

предупреждения преступности в 2011 г. только по городуТашкенту из 478 лиц вышедших на свободу 255 человек были трудоустроены при помощи органов самоуправления граждан. Для их семей сходами граждан были выделенысред-ства в сумме 31 млн 153 тыс. сумов [5].

Тема возрастания роли органов самоуправления граждан каксубъекта гражданского общества в последнее время достаточно актуальна. Особенно показательную картинудают результаты опросов общественного мнения. Так, поданным центра изучения общественного мнения ( май-июнь 2010 г.) [6, с. 75], на вопрос «В какие социальные и правовые институты Вы обратитесь в случае нарушения ваших прав и свобод ( в разрезе города и кишлака) ?» среди опрошенных в городе 25,5%, а в кишлаке - 49,3% ответили: «В махаллинские комитеты». Для сравнения: «в милицию» - ответили в городе 23,0%, в кишлаке - 17,8%; «в судебные органы» - ответили в городе 22,4%, в кишлаке -11,1%; «никуда, сами попробуем договориться» - ответили в городе 11,1%, в кишлаке - 7,5%; «в прокуратуру» - ответили в городе 6,6%, в кишлаке -7,1%; «кадвокату» - ответили в городе 5,8%, в кишлаке - 2,8%; «кавторитет-ным родственникам» - ответили в городе 2,3%, в кишлаке - 1,1%; «в районные, городские хокимияты ( органы государственной власти на местах) » -ответили в городе 2,5%, в кишлаке - 2,4%.

Результаты социологического опроса наглядно показывают, что органы самоуправления граждан имеют значительный потенциал доверия, что позволяет государству эффективно его использовать путем включения органов самоуправления в реализацию государственных программ. Например, в рамках осуществления «Года семьи» на институт самоуправления граждан возложен ряд функций: организация «Родительских университетов» с целью повышения правовых, этически-нравственных и физиологических знаний родителей по вопросам воспитания молодого поколения; оказание помощи одиноким престарелым, инвалидам, малообеспеченным гражданам, проживающим в махаллях, особенно в отдаленной сельской местности, путем проведения ремонта их домов и приобретения средств реабилитации ( инвалидных колясок, слуховых аппаратов) ; стимулирование создания рабочих мест в махаллях в сельской местности посредством освобождения индивидуальныхпредпринимателей, проживающих на территории махаллей и занимающихся оказанием там же бытовыхуслуг ( парикмахеры, швеи, мастера по ремонтуобуви, бытовой и оргтехники) , отуплаты фиксированного налога сроком на три года начиная с 1 апреля 2012 г. [7].

Сегодня на органы самоуправления возлагается ряд полномочий в сфере сохранения браков и примирении конфликтующих сторон. Благодаря примирительным комиссиям ( по Республике их насчитывается более 9 тысяч) , создаваемым при органах самоуправления граждан, удается сохранить семейные отношения. Всего за 2011 г. было зафиксировано 35 555 обращений в примирительные комиссии. Количествосемей, которыхудалось примирить, составило 21 060 ( 59,2%) [8]. Конечно, вопросы сохранения семейных отношений решает и государство, но оноделаетэто в стратегическом масштабе: например, принимая правовые акты и обеспечивая их исполнение средствами и методами, присущими государственной власти. Самоуправление граждан решаетсто-

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 3 9

ящие перед ним задачи посредством исследования проблем каждой отдельно взятой семьи.

Результаты опроса, проведенные общественным центром «Ижтимоий фикр» ( «Общественное мнение») [9, с. 32], показали, что, по мнению большинства респондентов, махаллинский комитетспособен помочьжителям в решении конфликтных ситуаций, ссор, разногласий между соседями ( 91,2%) и внутри семьи ( 69,0%) . Большинствограждан ( 81,2%) признаютза махаллей право вмешательства во внутреннюю жизнь семьи, тогда как только лишь каждый шестой считает, что махалля такого права не имеет. Комитет самоуправления, по мнению респондентов, влияет на решение вопросов по организации и проведению мас-совыхмероприятий ( 88,2%) , нравственномувоспитаниюмолодежи ( 64,8%) . Было установлено, что абсолютное большинство опрошенных ( 93,3%) считает своим долгом в той или иной степени согласовывать свои действия и поступки с правилами и нормами поведения, принятыми в махалле, гдеони проживают.

В настоящее время органы самоуправления граждан, будучи властью местного населения, решают различныевопросы комплексного социально-экономического и культурного развития подведомственной им территории. Они могут эффективно сглаживать социальные последствия некоторых конфликтов, оказывать общественную помощь наименее защищенным слоям населения, улучшать общиеусловия и качествожизнилюдей. Таким образом, в масштабе всей страны самоуправление граждан решает проблемы общегосударственной важности.

Государственная политика в области самоуправления должна преследовать две цели: обеспечивать максимально возможную материально-финансовую поддержку органам местного самоуправления и совершенствовать правовую базу осуществления самоуправления гражданами. Государство осознает свою миссию. Так, в 2011 г. на финансированиеорганов самоуправления граждан выделено 108,2 млрд сумов [10], а в рамках государственной программы «Год семьи» установлено введение изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан» [11].

Органы самоуправления граждан осуществляют свою власть непосредственно в обществе в постоянном взаимодействии с основными институтами социума и государства. Самоуправлениедолжнобыть поставлено в центр всех процессов реформирования общественного и государственного строя стран, выб-равшихдемократический путь развития.

Библиографический список

1. Ахмедов Д., Маликова Г. Организация деятельности органов самоуправления граждан. Ташкент, 2005.

2. О предоставлении образовательных кредитов для обучения в высшихучебных заведениях на плагно-контрактнойоснове: постановлениеКабинетаминистровРеспубликиУзбекистан от 26 июля 2001 г. № 318// СобраниепостановленийПравительстваРеспубликиУзбекистан. 2001. № 7. Ст.43.

3. Ответ Республиканского благотворительного общественного фонда «Махалля» от 6 дек. 2011 г. № 2-02/578 наофициальныйзапрос Академиигосударственного иобщественного стро-ительстваприПрезидентеРеспубликиУзбекистанот 5 окт. 2011 г. № 06/2-1524/ документация Академии гос. и общественного стр-ва при Президенте Республики Узбекистан.

4. ОтветЦентрального банкаРеспубликиУзбекистанот 5 янв. 2012 г. № 17-22/10 наофици-

4 0 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

Д.Б. Сайфуллаев

альный запрос Академии государственного и общественного строительства при Президенте РеспубликиУзбекистан от 17 дек. 2011 г. № 06/2-1887 / документация Академии гос. и общественного стр-ва при Президенте РеспубликиУзбекистан.

5. Официальныеданные, полученныеизписьмаотделаТашкентскогогородского правления благотворительного общественного фонда «Махалля» от 30 сент. 2011 г. №1/11-422 / документация Академиигос. и общественного стр-ваприПрезиденте РеспубликиУзбекистан.

6. Реформа судебно-правовой системы глазами общественности // Общественное мнение. Права человека. 2010. № 3.

7. Государственная программа «Год семьи»: приложение к постановлению ПрезидентаРес-публикиУзбекистан от 27 февр. 2012 г. № ПП-1717 // Собрание законодательстваРеспублики Узбекистан. 2012. № 10. Ст. 99.

8. Данныерезультатов мониторингаРеспубликанского благотворительного общественного фонда «Махалля», проведенногов 2011 г. поработе примирительныхкомиссийприсходахграждан: письмо Республиканского благотворительного общественного фонда «Махалля» от 14 мая 2012 г. №173 / документация Академиигос. иобщественного стр-ваприПрезидентеРеспубликиУзбекистан.

9. Общественный центр «Ижтимоий фикр»: аналит. докл. по результатам опроса общественного мнения «Общество и семья: духовный и нравственныймир». Ташкент, 2011.

10. Об исполнении государственного бюджета Республики Узбекистан за период 9 месяцев 2011 года: отчет Законодательной палатыРеспубликиУзбекистан№ 02/3-202 // Народное слово. 2011. 22 нояб.

11. Об органах самоуправления граждан: Закон РеспубликиУзбекистанот 14 апр. 1999 г.// Ведомости ОлийМажлисаРеспубликиУзбекистан. 1999. № 5. Ст. 110.

D.B. Saifullaev

Afghan Issue and Ensuring

Security in Central Asia

Problems of ensuring security in Central Asia by the world community are considered. Prospects of international cooperation in this aria are identified

Keywords and word-combinations: Afghanistan, the world community, security, international cooperation.

Рассматриваются проблемы обеспечения мировым сообществом безопасности в Центральной Азии. Обозначены перспективы международного сотрудничества в данном направлении.

Ключевые слова и словосочетания: Афганистан, мировое сообщество, безопасность, межгосударственное сотрудничество.

УДК 325/327( 51)

ББК66.4( 0) Д 54)

Д.Б. Сайфуллаев

АФГАНСКИЙ ВОПРОС И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

настоящее время социально-политическая ситуация в государстве Афганистан представляет собой одну из самых актуальных проблем для России и Узбекистана. Узбекистан, исходя из своих национальных интересов, подтверждает политику всестороннего сотрудничества с Россией и другими странами мира в целяхустановления мира и стабильности на территории этой страны, где уже несколько десятилетий действуют груп-

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 4 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.