Научная статья на тему 'ЎЗБЕК МАҲАЛЛАСИДА БОЛАЛАР СОЦИАЛИЗАЦИЯСИНИНГ ЭТНИК ХУСУСИЯТЛАРИ'

ЎЗБЕК МАҲАЛЛАСИДА БОЛАЛАР СОЦИАЛИЗАЦИЯСИНИНГ ЭТНИК ХУСУСИЯТЛАРИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

107
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Махалля / традиционность / дети / социализация / общественный контроль / авторитет / обряды / учеба / воспитание / сообщества ровесников и сверстников / независимость / молодое поколение / The makhalla institute / traditionality / children / socialization / social control / authority / ceremonies / training / education / community of peers / the younger generation.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Барно Машрабжоновна Убайдуллаева

Статья посвящена изучению роли узбекское махалли в социализации детей. В частности, представлен анализ факторов, влияющих на социализацию детей, таких как общественный контроль; влияние старейшин и авторитетов; роль обрядов, ритуалов и традиций; сообщества сверстников и т. д. Также в статье прослеживаются трансформации в эволюции института махалля в период Независимости Республики Узбекистан, в том числе роль махалли в социализации подрастающего поколения, установленная государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to studying the role of mahalla in the socialization of children. In part, it is presented an analysis of the factors influenced for the socialization of children, such as a social control; position and influence of elders' and authorities; the role of rites, rituals and traditions in the socialization of children; communities of peers, etc. Also, the article is traced the transformations in the evolution of the makhalla institute in the period of Independence of Republic of Uzbekistan, including the enhancement of its functions on the socialization of the younger generation.

Текст научной работы на тему «ЎЗБЕК МАҲАЛЛАСИДА БОЛАЛАР СОЦИАЛИЗАЦИЯСИНИНГ ЭТНИК ХУСУСИЯТЛАРИ»

УЗБЕК МАХДЛЛАСИДА БОЛАЛАР СОЦИАЛИЗАЦИЯСИНИНГ

ЭТНИК ХУСУСИЯТЛАРИ

Барно Машрабжоновна Убайдуллаева

Узбекистон Миллий Университети "Антропология ва этнология" кафедраси

доценти, тарих фанлари доктори

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению роли узбекское махалли в социализации детей. В частности, представлен анализ факторов, влияющих на социализацию детей, таких как общественный контроль; влияние старейшин и авторитетов; роль обрядов, ритуалов и традиций; сообщества сверстников и т. д. Также в статье прослеживаются трансформации в эволюции института махалля в период Независимости Республики Узбекистан, в том числе роль махалли в социализации подрастающего поколения, установленная государством.

Ключевые слова: Махалля, традиционность, дети, социализация, общественный контроль, авторитет, обряды, учеба, воспитание, сообщества ровесников и сверстников, независимость, молодое поколение.

ABSTRACT

The article is devoted to studying the role of mahalla in the socialization of children. In part, it is presented an analysis of the factors influenced for the socialization of children, such as a social control; position and influence of elders' and authorities; the role of rites, rituals and traditions in the socialization of children; communities of peers, etc. Also, the article is traced the transformations in the evolution of the makhalla institute in the period of Independence of Republic of Uzbekistan, including the enhancement of its functions on the socialization of the younger generation.

Keywords: The makhalla institute, traditionality, children, socialization, social control, authority, ceremonies, training, education, community of peers, the younger generation.

В образе жизни узбеков, как и у всех среднеазиатских народов, особое место занимают общинные отношения. В объединении людей, сохранении и развитии традиционных соседских отношений и общинных связей социально-экономическую,

April, 2022

945

National University of Uzbekistan Volume 3 | NUU Conference 2 | 2022

Google Scholar indexed Current Issues of Social Sciences and Humanities

^О1:^0.24412|2иии1и3ии|2оиий2йиии1ии3^^1(||

морально-воспитательную и организационную функции выполняет институт "махалля".

Одной из важных особенностей традиционной махалли, представляющей собой территориально-соседскую общинную организацию, является объединение соседей, несмотря на их экономическую и социальную принадлежность, на основе взаимного согласия и преданности к традиционным обычаям и обрядам

Термин "махалля" арабского происхождения, означает «место, где проживают люди». До первой четверти XX в. одна махалля объединяла в среднем 50 -60 домов и в крупных городах входила в состав даха (по -персидски «десятка»): несколько даха составляли города. Даха управлялась мингбоши, а махалля - выбранными аксакалами-элликбоши.[3, Б.12].

С установлением советской власти, национализацией земельной собственности и обобществлением средств производства экономическая основа махалли - общины в городе были ликвидированы, а в сельской местности видоизменены. Сохранению махалли в городах способствовало в очень большой степени признание ее в качестве структурной единицы города при советской власти[5, С.56].

Советский режим успешно использовал коллективное (общинное) свойство управления в махаллях для реализации своих целей. Как отмечалась в литературе, «в послевоенный период махалля использовалась советской властью в идеологической работе, в частности, в агитационно-массовой работе, при проведении лекций, различных агитационных мероприятий ... Однако махаллинское руководство не утратило свои традиционные функции и не было полностью вытеснено советскими местными и другими организациями" [6, С.429]. Махалля все-таки смогла сохранить свои традиционные особенности, не прерывая социально-экономических, духовных и нравственных взаимосвязей, сформированных на протяжении многих веков. Степень традиционности в махаллях советского периода так охарактеризована исследователем С.П.Поляковым: «Комитет махалля является регулятором всей общественной и личной жизни на своей территории. Он формирует общественное мнение, следит за соблюдением шариатских норм поведения, соблюдением адата и местных неканонизированных, но обязательных к исполнению норм поведения. За любое нарушение махаллинских порядков следует неотвратимое наказание в

April, 2022

946

виде общественного порицания, игнорирования на устраиваемый в махалля туй. Даже если житель покинет махаллю, то на новом месте «дурная» слава догонит его" [5, С.56-57].

Согласно сложившемуся национальному менталитету узбеков, человек, не участвовавший в общественной жизни махалли и общины, не признавался порядочным и не заслуживал уважительного к себе отношения. В традиционных взаимоотношениях в махалле почет и положение человека определяются не его материальным благополучием и социальным статусом, а другими критериями. Из них самый важный - активное участие в делах общины, что способствовало стремлению сплотиться в махаллю. Другим не менее важным критерием, определявшим положение человека в махалле, являлись взаимоотношения между членами его семьи и уровень воспитанности детей. Об этом гласит и узбекская поговорка: «Ребенок - дорог, но всего дороже его нравственное воспитание». Истоки формирования нравственного воспитания детей, особенно мальчиков, закладывались с определенного возраста вовлечением в жизнь махалли. Согласно литературным данным, раньше «родители, начиная с 7 -10 лет, призывали своих детей к активному участию в общественной жизни махалли, на хашарах, свадьбах и траурах» [2.Б.97].

Роль махалли в социализации детей проявлялась в том, что нравственные понятия детей определяли жизнь не только семьи, но и махалли. Как подчеркивал Н.С. Лыкошин, который изучал бытовую жизнь народов Туркестана в начале ХХв., местный мальчик хорошо знал, как вести себя в среде взрослых, т. е. знал свое место, не протягивал руку к пище на дастархане, не вмешивался в разговор взрослых, а когда у него спрашивали о чем-нибудь, отвечал тихо, чтобы не привлечь себе лишнее внимание гостей [4, С.4].

Факторы, влияющие на социализацию детей в махалле: а) наличие общественного контроля; б) роль авторитетов и аксакалов; в) обряды и обычаи, проходящие в рамках общины (свадьбы, гулянья, праздники, похоронные обряды хашары (коллективная помощь), собрания; г) собрания и сборы ровесников и сверстников в махалле.

Суть общественного контроля заключается в обеспечении частных контактов, между людьми в рамках общины, в том чтобы люди не были безразличными друг к другу для обеспечения быстрого распространения информации о каждом её члене. Многосторонний общественный контроль махалли охватывал

April, 2022

947

National University of Uzbekistan Volume 3 | NUU Conference 2 | 2022

Google Scholar indexed Current Issues of Social Sciences and Humanities

¿timoi^gumanita^^sla^iin^^l^a^masalala^

все отношения между её членами (одобрение и обвинение) и фиксировал почти все действия вне рамок общепринятых законов и норм.

Всякое общество, "заботясь о своей целостности и единстве, вырабатывает систему социальных кодов (программ) поведения, предписываемых его членам. ... При этом, чем более значимы сферы поведения, тем более жестко они регламентированы, тем сильнее контроль над соблюдением стандартов и образцов» [1.С.7-8]. У узбеков сформированы свои определенные нормы поведения и соблюдение их строго контролируются семьей и махаллой. Человек через системы самоуправления в махалле серьёзно относился к брачным и семейным отношениям, уделял особое внимание воспитанию детей и обеспечению их будущего. Как показали этнографические наблюдения, молодые из-за боязни опозориться перед людьми в махалле, а также быть порицаемыми отцом и другими близкими родственниками удерживали себя от совершения каких -либо непристойных действий и поступков [8].

По традиции у узбеков мало времени уделяется воспитанию словом. Основная нагрузка в воспитании приходится на пример и действие. Слово используется только для комментирования действий и поведения. В этом плане выработана система запретов, которые в основном объясняют, почему нельзя совершать те или иные поступки. В них детально детям сразу все не объясняется, а говориться просто «ёмон булади» - «будет плохо (или так не принято делать, это не хорошо)» [8]. Негативные действия и нормы поведения объяснялись примерами и словами и примеры приводились, в основном, из жизни конкретного жителя общины или пророка Мухаммада (на основе хадисов). Даже после шестидесятилетней атеистической и антитрадиционной пропаганды советской идеологии махалля стояла на позиции сохранения и передачи исламских ценностей из поколения в поколение.

Каждая семья перед тем, как провести какое-либо мероприятие, в первую очередь советовалась с авторитетными старейшинами махалли, прислушиваясь к их мнению. Между жителями общины устанавливались теплые добрососедские отношения. Старшие жители общины помогали молодым семьям в воспитании детей различными советами[7, Р.4831]. Немаловажным было то, что в жизни махалли принимали участие как мужчины, так и женщины, т. е. соблюдался гендерный баланс. Махалля оказывала содействие в улучшении семейного климата, примирении в конфликтных ситуациях в семье и проведении

April, 2022

948

семейных обрядов махалли. Позитивное влияние старейшины на решение семейных конфликтов было очень ощутимым и действенным. Самым важным было то, что все эти процессы осуществлялись на глазах у детей, а иногда даже дети сами активно участвовали в них. Каждый шаг детей находился под постоянным контролем старших. О том, что над каждым ребенком был установлен общинный контроль, свидетельствует поговорка «на одного ребенка семь соседей являются родителями».

Любой житель махалли может делать замечание детям, которые ведут себя неподобающим образом. Особым статусом в общинном контроле наделены авторитетные члены махалли и старейшины (аксакалы), что служит важным фактором в социализации детей по законам общины.

Авторитетными являются люди, особо почитаемые среди членов общины. Образ жизни и поведение таких людей полностью соответствуют требованиям и нормам узбекского этикета и убедительно служат примером для подражания. В большинстве случаев именно из таких людей выбирались старейшины (аксакалы) В каждой махалле обычно в среднем проживает около 3-6 таких авторитетных людей, которые оказывают заметную помошь аксакалу (старейшине) в его общественной деятельности. Наделенные организаторскими способностями, они были также одарены такими жизненно важными качествами, как самоотверженность и преданность, чем и заслужили уважительное к себе отношение жителей общины и были примером и идеалом для подростков. Между тем, чтобы заслужить авторитет в махалле, необходимо, во-первых, установить порядок, прежде всего, в своей семье, во-вторых, хорошо знать жителей махалли и быть преданным махалле, ее обычаям; в -третьих, хорошо знать и соблюдать традиционные обряды; в-четвертых, иметь особый талант - способность воздействия на других. Среди авторитетных членов махалли можно встретить представителей различных профессий и уровня образования. Например, в селе «Талкишлак» авторитетные лица тракторист, обычный дехканин, мясник [12], в селе «Миндон» -ветеринар с высшим образованием, сотрудник из сферы торговли со средним специальным образованием, педагог с высшим образованием [13].

Обряды и мероприятия, проводимые в рамках общины (свадьбы, гулянья, праздники, погребальные обряды, хашары- коллективные акты помощи, сборы) занимали важное место в социализации детей. Известно, что все свадебные церемонии и похоронные обряды народов проводятся при активном участии членов

April, 2022

949

National University of Uzbekistan Volume 3 | NUU Conference 2 | 2022

Google Scholar indexed Current Issues of Social Sciences and Humanities

¿timoi^gumanita^ianla^bin^^äl^a^Lmasalala^

общины. В этих церемониях и обрядах наравне со взрослыми принимают участие также и дети. Им поручаются особые задания на свадьбах, такие как помочь взрослым подготовить места для гостей, готовить воду гостям для мытья рук, помочь в раздаче горячего и второго блюда гостям[11]. Маленькие дети (5-6- летние) собирались вместе в одну команду и играли в различные игры, а также просто наблюдали за старшими. Участие в таких мероприятиях помогало, с одной стороны, дать детям трудовое воспитание, а с другой -формировать у них этические нормы, свойственные общине, а также такие чувства, как взаимопомощь, сострадание, сочувствие, толерантность. Особое место в развитии таких чувств занимают традиционные коллективные мероприятия, в частности, хашары (коллективная помощь в таких делах, как постройка дома, сбор урожая и т.п.). Хашары были обычные, в которых участвовали несколько соседей и близких родственников, крупные, в которых участвовали все члены общины (благоустроенность махалли, праздничные мероприятия и мн. др.). Во всех хашарах активно участвовали также дети -подростки. Через хашары дети получали экологическое воспитание и напрямую сталкивались с такими позитивными качествами, как равенство и солидарность.

Как отмечалось, в социализации детей важное место занимает сообщество ровесников и сверстников в махалле, формирующееся именно из детей одной улицы или одной махалли. Учитывая влияние улицы, ведь, согласно узбекской поговорке, «мальчика воспитывает улица»[9], махалля прилагает максимум усилий для создания таких сообществ. Мальчики, начиная с 6 -7 лет, в играх со своими сверстниками-ровесниками напрямую соприкасаются с человеческими отношениями, с окружающей средой и общественным порядком, делают первые шаги жить по законам общества, вести себя по-«мужски» [10].

С обретением независимости Узбекистаном, вставшим на путь развития демократического общества, восстанавливаются исторические традиции узбекского народа, в том числе возрождение махалли, которая ныне обрела новое содержание. «Сегодня традиционное социальное сообщество - махалля трансформировалась в орган местного самоуправления. Значительно расширились ее функции: она получила официальный статус одного из важнейших звеньев демократического государства, ... » [6.С.431]. Для развития деятельности махалли на местах был создан благотворительный фонд «Махалля». Основной целью

April, 2022

950

создания данного благотворительного фонда является оказание всесторонней поддержки сохранения и восстановления исторических национальных обрядов и традиций населения Узбекистана; пропаганда человечности и гуманности во взаимоотношениях с малообеспеченными семьями, инвалидами, сиротами и одинокими стариками, оказание им материальной и духовной помощи; помощь махалле в социально-экономическом и культурном развитии в условиях рыночной экономики.

Новые события в жизни общества ставят дополнительные задачи перед руководством махалли и её общественностью. Были созданы во многих махаллях опорные пункты правоохранительных органов, которые вместе с посбонами и сардорами (руководителями постовых), выбираемыми из населения махалли, занимаются профилактикой правонарушений, преступлений, обеспечением порядка, ведут воспитательную работу. Этот актив ведет воспитательно-патриотическую работу среди населения, особенно среди молодежи, проводит мероприятия по предотвращению правонарушений в махаллях, держит под контролем тех, кто был освобожден из мест заключения, т.е. ведет первентивную работу по улучшению социальной атмосферы в общине.

В последние годы были реализованы мероприятия, направленные на духовно-нравственную социализации молодого поколения, конечной целью которой является восстановление национальных традиций и обычаев.

Переход Узбекистана на рыночную экономику, миграционные процессы, усиление урбанизации, процессов глобализации и воздействия различной информации и других факторов способствовали тому, что махалля, как институт социализации, претерпела ряд своеобразных перемени. В частности, такие изменения коснулись норм традиционного поведения, этических норм, трансформирующихся как по объёму, так и по содержанию. Например, согласно повседневным законам традиционной махалли, вмешательство старших и авторитетных людей в дела других - в семейные вопросы, вопросы воспитания детей воспринимались всеми как вполне закономерное явление. Между тем на сегодняшний день очень многие считают, что семейные вопросы касаются только семьи, являясь личным делом членов семьи, и посторонние люди не вправе вмешиваться в них.

Обобщая результаты исследования, можно заключить, что в традиционной махалле для социализации детей, согласно нормам узбекской этики, созданы все условия. На

April, 2022

951

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-945-953

самом деле махалля и есть сама община. Мнение большинства жителей махалли имеет решающее значение. Большинство являются сторонниками и последователями традиционных отношений и традиционных норм поведения. Цель традиционной махалли в социализации детей почти полностью совпадала с целью традиционной семьи в социализации детей. Позиции многих семей нашли свое отражение в жизни махалли и через социализацию детей передавались из поколения в поколение.

На сегодняшний день основная цель махалли (точнее махаллинских комитетов) в социализации детей -воспитание гармонично развитой, физически здоровой личности, уважающей традицим, наделенной чувством национальной самосознательности и гордости. Махалля как среднее звено между общиной и государством выполняет важную миссию направленную на решение таких задач, как контролирование школьного обучения, политическо-правовое обучение молодежи, пропаганда здорового образа жизни, которые раньше не входили в перечень задач традиционной махалли.

REFERENCES

1. Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения. -Л.: Наука, 1985.

2. Буриев О., Шоймардонов И., Насриддинов К. Узбек оиласи тарихидан. -Тошкент: Укдтувчи, 1995.

3. Буриев О., Саидов Б. Махдлла -миллий тарихий институт. -Тошкент: Янги нашр, 2012.

4. Лыкошин Н.С. Хороший тон на Востоке. -Ташкент, 1915. - С. 4.

5. Поляков С.П.Традиционализм в современном среднеазиатском обществе. -М.,1989. - С. 56.

6. Узбеки .-М.: Наука, 2011. (Народы и культуры).

7. Убайдуллаева Б.М. The Traditions of Baby Nursing on the Example of Uzbek People International Journal of Engineering and Advanced Technology (IJEAT) ISSN: 2249 - 8958, Volume-9 Issue-1, October 2019. Р.4831- 4833

8. Записи автора. По материалам Сурхандарьнской, Наманганской областей и города Ташкента, 2010-17 гг.

9. Записи автора. Город Термез, махалля «Учкун». 2017 г.

10. Записи автора по Наманганской и Сурхандарьинской областям. 2010-17 гг.

April, 2022

National University of Uzbekistan Volume 3 | NUU Conference 2 | 2022

Google Scholar indexed Current Issues of Social Sciences and Humanities

^О1:^0.24412|2иии1и3ии|2оиий2йиии1ии3^^1(||

11. Записи автора. Город Денау, махалля «А.Жомий». 20019 г.

12. Записи автора. Денауский район, махалля «Толкишлак», 2019 г.

13. Записи автора. Ферганский область, село «Миндон», 2013 г.

14. Мухамеджанова, Лалихон Ашуралиевна (2019) «РОЛЬ НРАВСТВЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ», Научный вестник Наманганского государственного университета : Вып. 1: Вып. 9 , статья 17.

15. Мухамеджанова Л.А. (2021). РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ. Вестник Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева. Серия: Исторические науки. Философия. Религиоведение, (2 (135)), 123-133.

16. Muminov, A. (2017). Makhalla as the Center and the Conductor of Sociopolitical Development in Uzbekistan. ISJ Theoretical & Applied Science, 4(48), 103107.

April, 2022

953

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.