Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

80
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Фольклористика / этнография / историзм / литературоведение / народное творчество / филологическая фольклористика / культ / обряд / обычай / пафосность / гиперболичность / Folklore / ethnography / historicism / literary criticism / folk art / philological folklore / cult / rite / custom / ethnogenesis / pretentiousness / hyperbolicity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайёра Хамидовна Шералиева

В настоящей работе рассматриваются теоретические и практические вопросы использования фольклорного материала в учебном процессе в вузе, описываются значения понятий «фольклор», особенности данного фольклорного материала, а также методика использования фольклорного материала на занятиях русского языка на межфакультетских направления высшего учебного заведения. В работе фольклорный материал представлен как средство изучения русского языка в вузовской аудитории в целях развития познавательных способностей студенческой молодѐжи. В данной работе представлена система работы по использованию фольклорных материалов в учебном процессе в целях совершенствования русской речи студенческой молодѐжи, познавательно-воспитательного потенциала в обучении учащихся русскому языку. При этом разработаны задания специально для студентов межфакультетского направления, способствующие интенсификации учебного процессе в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This work the theoretical and practical issues of using folklore material in the educational process at the university, describes the meanings of the concepts of "folklore", the features of this folklore material, as well as the methodology for using folklore material in Russian language classes in interfaculty areas of a higher educational institution. In the work, folklore material is presented as a means of studying the Russian language in a university audience in order to develop the cognitive abilities of student youth. This paper presents a system of work on the use of folklore materials in the educational process in order to improve the Russian speech of student youth, cognitive and educational potential in teaching students the Russian language At the same time, tasks have been developed specifically for students of the interfaculty direction, contributing to the intensification of the educational process at the university.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ»

National University of Uzbekistan Google Scholar indexed

Volume 3 | NUU Conference 2 | 2022

Current Issues of Social Sciences and Humanities Ijtimoiy-gumanitar fanlarning dolzarb masalalari

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-1169-1172

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ

РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Сайёра Хамидовна Шералиева

Преподаватель Кокандского государственного педагогического института

В настоящей работе рассматриваются теоретические и практические вопросы использования фольклорного материала в учебном процессе в вузе, описываются значения понятий «фольклор», особенности данного фольклорного материала, а также методика использования фольклорного материала на занятиях русского языка на межфакультетских направления высшего учебного заведения. В работе фольклорный материал представлен как средство изучения русского языка в вузовской аудитории в целях развития познавательных способностей студенческой молодёжи. В данной работе представлена система работы по использованию фольклорных материалов в учебном процессе в целях совершенствования русской речи студенческой молодёжи, познавательно-воспитательного потенциала в обучении учащихся русскому языку. При этом разработаны задания специально для студентов межфакультетского направления, способствующие интенсификации учебного процессе в вузе.

Ключевые слова: Фольклористика, этнография, историзм, литературоведение, народное творчество, филологическая фольклористика, культ, обряд, обычай, пафосность, гиперболичность.

This work the theoretical and practical issues of using folklore material in the educational process at the university, describes the meanings of the concepts of "folklore", the features of this folklore material, as well as the methodology for using folklore material in Russian language classes in interfaculty areas of a higher educational institution. In the work, folklore material is presented as a means of studying the Russian language in a university audience in order to develop the cognitive abilities of student youth. This paper presents a system of work on the use of folklore materials in the educational process in order to improve the Russian speech of student youth, cognitive and

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

educational potential in teaching students the Russian language.

April, 2022

National University of Uzbekistan Google Scholar indexed

Volume 3 | NUU Conference 2 | 2022

Current Issues of Social Sciences and Humanities Ijtimoiy-gumanitar fanlarning dolzarb masalalari

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-1169-1172

At the same time, tasks have been developed specifically for students of the interfaculty direction, contributing to the intensification of the educational process at the university.

Keywords: Folklore, ethnography, historicism, literary criticism, folk art, philological folklore, cult, rite, custom, ethnogenesis, pretentiousness, hyperbolicity.

Безусловно, полем многогранного воплощения представлений является устное народное творчество. Возникая, трансформируясь или исчезая, фольклорные жанры и их частные многочисленные реализации активно транслируют представления.

Фольклор вид словесного искусства. Однако фольклор — это не только искусство слова, но и составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами, и в этом существенное различие между фольклором и литературой. Но и как искусство слова фольклор отличается от литературы. Эти различия не остаются незыблемыми на различных этапах исторического развития, и все же основные, устойчивые признаки каждого из видов словесного искусства отметить можно.

Фольклор - искусство коллективное. В фольклоре традиция выступает на первый план. Произведение фольклора воспроизводится устно и хранится в памяти народа. Произведение фольклора живет во множестве вариантов; при каждом исполнении оно воспроизводится как бы заново, при прямом контакте исполнителя-импровизатора с аудиторией, которая не только непосредственно воздействует на исполнителя (обратная связь), но подчас и сама подключается к исполнению. [12, с. 67].

Включение фольклорного материала в практику преподавания русского языка в вузовскую аудиторию требует создания определенного информационного минимума, а также выявления тех лакун, которые характерны для человека, живущего в этой стране, усвоение стереотипов речевого поведения.

Фольклор давно и прочно вошло в практику работ образовательных учреждений, особенно высших учебных заведений, и было обусловлено стремлением обучать языкам не только как способу выражения мыслей, но и как источнику познания своего края, страны. Ведь человек постигает культуру народа в тех условиях, в которых он живет. Социализация личности формируется и в родной среде. В связи с этим

April, 2022

National University of Uzbekistan Volume 3 | NUU Conference 2 | 2022

Google Scholar indexed Current Issues of Social Sciences and Humanities

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-1169-1172 Ijtimoiy-gumanitar fanlarning dolzarb masalalari

важно сохранение национальной культуры и самобытности народа.

Важным звеном в учебно-воспитательном процессе является ознакомление с реалиями страны, презентация узбекской и русской культурно-коннотативной, фоновой лексики, объяснение ее символико-эмоционального ареала. Для этого необходимо продуманная система усвоения слов и выражений, обознанающие наименования предметов и явлений традиционного быта народа, его жизни; образы национального фольклора, а также раскрытие семантики слова.

Фольклорные линии мифов и легенд с социально-экономическими сюжетами, наиболее тесно связанные с конкретной жизнью, видоизменяются быстрее, ситуации очерчиваются рельефнее, происходит поляризация положений. Фольклор действительно очень важный этнографический источник, сохраняющий ценные сведения о материальной и духовной культуре народов, их социальной организации, который, на наш взгляд, должен активно применяться на занятиях русского языка в вузе.

Студентов на занятиях русского языка в вузе можно познакомить с волшебными сказками, которые создал русский и узбекский народы. «Кто действует в этих сказках? Это крестьянский сын Иван, девочка-сирота, старик со старухой, младший третий сын в семье. Это люди добрые и трудолюбивые.

- Где они живут? В некотором царстве, в некотором государстве (или «Бир боракан, бир йук экан...») — значит, никто не знает, в каком месте, было или не было. . Но мы понимаем, что они живут на русской или узбекской землях, среди ее широких полей, степей, зеленых лугов.

- Чем они занимаются, что делают? Выращивают хлеб, косят траву на лугах, рубят лес, ходят на охоту с луком и стрелами; женщины занимаются домашним хозяйством, прядут пряжу, ткут холсты.

Наблюдения и мысли народа о подрастающем поколении и его воспитании воплотились в пословицах и в поговорках. У узбеков и русских, как и у других народов, пословицы и поговорки служили универсальным средством как обучения, так и воспитания. Они рельефно подчеркивают мысль: очень скупые в словах, пословицы и поговорки глубоки и разнообразны по содержанию, богаты яркими художественными образами.

Другой афористический жанр фольклора - загадки - отражают созданный народом поэтический образ окружающей действительности: различных предметов и явлений, людей, животных и т.д. Загадки развивают образное мышление и память студентов и

April, 2022

1171

National University of Uzbekistan Volume 3 | NUU Conference 2 | 2022

Google Scholar indexed Current Issues of Social Sciences and Humanities

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-1169-1172 Ijtimoiy-gumanitar fanlarning dolzarb masalalari

в то же время обогащают их сознание эстетическими представлениями об этих предметах и явлениях воспитывают эстетический вкус. В эпосе, сказках приведено много примеров воспитательного значения загадок. При помощи загадок испытывается герой народных произведений, если он правильно и остроумно ответит на загадку, он может победить злого врага, добыть счастье для своего народа.

Веками сложившиеся нравственные и эстетические представления народа, его бытовые и культурные традиции ярче всего выступают в декоративно-прикладном искусстве, которое в силу своей наглядности имеет важное значение в народной системе познавательно-эстетического воспитания. Оно воспитывает художественный вкус молодёжи, даёт возможность понять, оценить, а также изобразить богатство форм и цветовых сочетаний зрительного мира.

REFERENCES

1. Андриянова В.И., Давлятова Г.Н. и др. Обучение русскому языку в школах Узбекистана на современном этапе. - Ташкент: Укитувчи, 1996.

2.Норкузиева Дильрабо Шералиевна. (2021). ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Международный междисциплинарный исследовательский журнал Galaxy, -9(10), 666-669. Извлечено из https: //international] ournals.co .in/index.php/giirj/article/view/4174.

3. Kadirova Dilbar Salikhovna, Inagamova Feruza Khurshidovna, Agzamova Nilyufar Shukhratovna, Mukhamedzhanova Lalikhon Ashuraliyevna. (2019). CATEGORIES OF HARMONY IN THE CONCEPTIONS OF CLASSICAL SCHOLARS. International Journal of Research in Humanities, Arts and Literature, (2), 293-300

4. Мамаюсупова И. К. О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КРИТЕРИЯХ И ФАКТОРАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ МЕЖДУ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ / / Теоретическая и прикладная наука. - 2020. - №. 2. - С. 630-633

5.Мухамеджанова Л.А. (2021). РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ. Вестник Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева. Серия: Исторические науки. Философия. Религиоведение, (2 (135)), 123-133.

April, 2022

1172

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.