Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ НАВЫКОВ У МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ'

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ НАВЫКОВ У МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организационные навыки / музыкант-исполнитель / культурно-просветительская деятельность / обучение специалистов / organizational skills / musician-performer / cultural and educational activities / training of specialists

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н В. Анчутина

В настоящее время все большую актуальность приобретают культурно-просветительские мероприятия, проблема организации которых становится насущной как для учреждений культуры и искусства, так и для музыкантов-исполнителей. Сегодня технологии менеджмента становятся ведущими в организации культурно-просветительской работы, и практическое освоение этих технологий в подготовке конкретных мероприятий служит условием формирования культурно-просветительских компетенций у будущего музыканта-исполнителя. В работе исследована специфика процесса развития организационных навыков, определены причины, обусловливающие формирование культурно-просветительских компетенций именно в ходе практического освоения технологий менеджмента. Подготовка культурно-просветительского мероприятия – сложный и многоэтапный процесс, и в ходе практической разработки и реализации мероприятия в рамках освоения профессиональных дисциплин или прохождения практики внимание студентов обращается на каждый этап этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н В. Анчутина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL SKILLS OF MUSICIANS-PERFORMERS AS A CONDITION TO FORM CULTURAL AND EDUCATIONAL COMPETENCIES

At present, cultural and educational events are becoming more and more relevant, the organization of which is becoming an urgent problem for both cultural and art institutions and musicians. Today, management technologies are becoming leading in the organization of cultural and educational work, and the practical mastery of these technologies in preparation of specific events is a condition for the formation of cultural and educational competencies of a future musician-performer. The work investigates the specifics of the process of developing organizational skills, identified the reasons for the formation of cultural and educational competencies precisely during the practical development of management technologies. Preparation of a cultural and educational event is a complex and multi-stage process, and during the practical development and realization of the event in the framework of mastering professional disciplines or undergoing practice, students’ attention is drawn to each stage of this process.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ НАВЫКОВ У МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

формирующего этапа в экспериментальной группе свидетельствуют об эффективности проводимых занятий и мероприятий, проведенных в рамках проекта «Календарь безопасности» и приуроченных к определенной праздничной дате. Например, нами проводился вебинар в формате интервью «20 вопросов специалисту» ко Дню спасателя Российской Федерации, который отмечается 27 декабря.

Сравнительные результаты общей уровневой подготовки обучающихся в конце формирующего этапа исследования представлены на рис. 3. На диаграммах выделены результаты формирующего этапа исследования, которые свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе доминирует высокий уровень сформированности культуры безопасного поведения, что составляет 60% (18 человек), а в контрольной группе преобладает средний уровень, что составляет 44% (13 человек). Необходимо отметить, что в целом уровень сформированно-сти культуры безопасного поведения по результатам проведенного исследования можно оценить достаточно высоким.

Проверить, насколько обучающиеся заинтересовались проектом, позволил разработанный нами обобщающий культурологический тест, включающий 40 вопросов на знание дат и событий по информационным постам, размещаемым на электронной странице проекта «Календарь безопасности» в социальной сети «ВКонтакте». Результаты теста свидетельствуют о высокой степени заинтересованности в получении многоаспектной информации по различным направлениям безопасности (мотивация от 80% и выше).

В качестве рефлексивного отклика от студентов факультета безопасности жизнедеятельности нами получено предложение о разработке и апробации кве-ста на основе проекта «Календарь безопасности». Мы предполагаем, что обучающиеся осознали необходимость постоянного поиска информации, что сопровождалось появлением новых средств формирования компетенций. В понятии «квест» отражена современная интерпретация игры, которая трансформировалась в новый формат [4]. Анализируя проведение веб-квестов, Елохина Е.Н. пришла к выводу, что образовательные веб-квесты могут помочь обучающимся приобрести навыки работы с текстом и публичного выступления [5]. Реализация квестов в образовательном пространстве вуза позволяет охватить материал, который не рассматривается в рамках изучения дисциплинарных курсов; может проводиться в групповой форме организации квеста на факультете и индивидуальном прохождении маршрута в онлайн-пространстве, что представляется возможным при определении методики создания веб-квеста и необходимых ресурсов (источников информации и сервисов).

Суть любого квеста состоит в разгадке шифра (закодированной информации в виде букв, слов, знаков, символов) от одного этапа к другому при выполнении заданий. Рациональным аргументом от обучающихся в пользу такой инициативы стал пример телевизионной игры «Форд Боярд», которая представляет собой своего рода квест в определенной локации с прохождением маршрутного

Библиографический список

пути. Каждый участник команды должен выдержать то или иное физическое или интеллектуальное испытание для того, чтобы заполучить подсказки, ключи и открыть сокровищницу форта. В качестве другого распространенного формата проведения квеста была высказана идея создания компьютерной игры на основе проекта «Календарь безопасности». Обоснованием предложения разработки веб-квеста или компьютерной игры стал принятый 26 мая 2021 года депутатами Законодательного собрания Санкт-Петербурга законопроект о запрете на посещение квест-румов детьми, не достигшими 14 лет, о котором обучающиеся узнали из СМИ.

Образовательный квест, разработанный нами на основе проекта с одноименным названием «Календарь безопасности», включает прохождение маршрута по направлениям безопасности, которые рассматриваются в историческом контексте. Обучающиеся вуза выступают в роли исторических обозревателей, которым необходимо вспомнить исторические даты, события, увидеть в них аспекты безопасности, а знания и логика являются основополагающими факторами успешного прохождения квеста. Цель квеста заключается в проведении в игровой форме занятия, направленного на формирование ответственного отношения к культуре безопасного поведения. По каждому этапу установлен лимит правильных ответов, от которого зависит, получат ли обучающиеся две кодовые буквы для разгадывания шифра. Расшифровать закодированные буквы предполагается с помощью «Азбуки Морзе». Шифр квеста представляет собой набор следующих букв: СОНДЯФМАМИИА. Каждая буква соответствует названию первой буквы месяца календарного года. Шифр начинается с буквы С (цифра 9 на QR-коде обозначает месяц сентябрь), а заканчивается буквой А (цифра 8 на QR-коде обозначает месяц август). Всего букв 12 по числу месяцев в году. Для проведения квеста создаются команды, которым выдаются маршрутные листы. После прохождения каждого этапа обучающиеся получают два QR-кода с цифрами внутри (цифра обозначает номер месяца), перейдя по которым они расшифровывают буквы, закодированные «Азбукой Морзе». По завершении квеста, собрав на каждом этапе такие коды, студенты должны догадаться, в чем смысл этих цифр, букв и разгадать, как они соотносятся друг с другом. Именно в этом и заключается ключ к разгадке квеста. Результаты прохождения квеста и команду победителей определяет «исторический консилиум» во главе с председателем жюри в роли «Стража безопасности».

Таким образом, «Календарь безопасности» представляет собой взаимосвязь науки, образования и информационно-коммуникационных технологий и составляет основу научно-популярной проектно-преобразовательской деятельности, которая может стать основой для формирования культуры безопасного поведения. Такое сочетание способствует акцентированию внимания студентов на необходимости осмысленного, грамотного реагирования на потенциальные опасности, их предотвращение и контролирование своего поведения.

1. Попков А.В. Формирование безопасного поведения подростков во внеурочной деятельности. Автореферат диссертация ... кандидата педагогических наук. Ижевск, 2007.

2. Воробьев Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. МЧС России. Москва: Деловой экспресс, 2006.

3. Дурнев РА. Культура безопасности жизнедеятельности: дефиниция, уровни формирования, практические мероприятия. Проблемы безопасности при ЧС. 2006; Выпуск 3.

4. Чистякова К.В. Причины популярности квестов как формы досуга современных россиян. Работы молодых ученых - победителей конкурса. 2013: 20 - 22.

5. Елохина Е.Н. Критический анализ проведения веб-квеста на уроках английского языка в основной школе: достоинства и недостатки. Пермский педагогический журнал. 2018; № 9: 132 - 136.

References

1. Popkov A.V. Formirovanie bezopasnogo povedeniya podrostkov vo vneurochnoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Izhevsk, 2007.

2. Vorob'ev Yu.L. Osnovy formirovaniya kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti naseleniya. MChS Rossii. Moskva: Delovoj 'ekspress, 2006.

3. Durnev R.A. Kul'tura bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: definiciya, urovni formirovaniya, prakticheskie meropriyatiya. Problemy bezopasnostipri ChS. 2006; Vypusk 3.

4. Chistyakova K.V. Prichiny populyarnosti kvestov kak formy dosuga sovremennyh rossiyan. Raboty molodyh uchenyh - pobeditelej konkursa. 2013: 20 - 22.

5. Elohina E.N. Kriticheskij analiz provedeniya veb-kvesta na urokah anglijskogo yazyka v osnovnoj shkole: dostoinstva i nedostatki. Permskijpedagogicheskijzhurnal. 2018; № 9: 132 - 136.

Статья поступила в редакцию 25.07.21

УДК 378

Anchutina N.V., postgraduate, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL SKILLS OF MUSICIANS-PERFORMERS AS A CONDITION TO FORM CULTURAL AND EDUCATIONAL COMPETENCIES. At present, cultural and educational events are becoming more and more relevant, the organization of which is becoming an urgent problem for both cultural and art institutions and musicians. Today, management technologies are becoming leading in the organization of cultural and educational work, and the practical mastery of these technologies in preparation of specific events is a condition for the formation of cultural and educational competencies of a future musician-performer. The work investigates the specifics of the process of developing organizational skills, identified the reasons for the formation of cultural and educational competencies precisely during the practical development of management technologies. Preparation of a cultural and educational event is a complex and multi-stage process, and during the practical development and realization of the event in the framework of mastering professional disciplines or undergoing practice, students' attention is drawn to each stage of this process.

Key words: organizational skills, musician-performer, cultural and educational activities, training of specialists.

Н.В. Анчутина, аспирант, Российский государственный социальный университет, г. Москва,

E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ НАВЫКОВ У МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В настоящее время все большую актуальность приобретают культурно-просветительские мероприятия, проблема организации которых становится насущной как для учреждений культуры и искусства, так и для музыкантов-исполнителей. Сегодня технологии менеджмента становятся ведущими в организации культурно-просветительской работы, и практическое освоение этих технологий в подготовке конкретных мероприятий служит условием формирования культурно-просветительских компетенций у будущего музыканта-исполнителя. В работе исследована специфика процесса развития организационных навыков, определены причины, обусловливающие формирование культурно-просветительских компетенций именно в ходе практического освоения технологий менеджмента. Подготовка культурно-просветительского мероприятия - сложный и многоэтапный процесс, и в ходе практической разработки и реализации мероприятия в рамках освоения профессиональных дисциплин или прохождения практики внимание студентов обращается на каждый этап этого процесса.

Ключевые слова: организационные навыки, музыкант-исполнитель, культурно-просветительская деятельность, обучение специалистов.

Условием успешного проведения культурно-просветительского мероприятия (концерта, лекции, литературно-музыкального вечера, праздника и т.д.) является соблюдение ряда требований от определения целей и составления подробного плана до непосредственной реализации события и оценки результатов. При разработке мероприятия в центре внимания находятся интересы и ожидания потребителя услуг в области культуры, поэтому организатору необходимо сосредоточиваться на четком планировании своей работы, принятии конкретных решений, учитывать психологические факторы и эффект субъективного восприятия результатов деятельности.

Сегодня все большую актуальность приобретают культурно-просветительские мероприятия, проблема организации которых становится насущной как для учреждений культуры и искусства, так и для музыкантов-исполнителей. Современные технологии менеджмента являются ведущими в организации культурно-просветительской работы, и практическое освоение этих технологий в подготовке конкретных мероприятий служит условием формирования культурно-просветительских компетенций у будущего музыканта-исполнителя.

В настоящее время в России происходит активное развитие менеджмента в сфере культуры и искусства, формируется комплекс определенных требований к специалистам данной области. Знание технологий организации культурно-просветительских мероприятий позволяет понять специфику их разработки и реализации, однако только практическое освоение навыков организации конкретных мероприятий во время обучения в вузе служит условием формирования культурно-просветительских компетенций у будущих музыкантов-исполнителей. К сожалению, этому процессу в вузах культуры и искусства уделяется недостаточно внимания, а в научной литературе не исследована специфика процесса развития организационных навыков, определены причины, обусловливающие формирование культурно-просветительских компетенций именно в ходе практического освоения технологий менеджмента.

Отечественными и зарубежными учеными рассматриваются различные формы и виды мероприятий и принципы их организации на основе технологий менеджмента. В работе С.П Ермакова и др. отмечается, что менеджмент включает комплекс мер для создания ярких и запоминающихся мероприятий, не только удовлетворяющих потребности общества в познании, развитии, рекреации и получении новых впечатлений, но и способствующих продвижению услуг в области культуры [1]. И.М. Асанова утверждает, что подготовка мероприятий требует оригинальных творческих решений, согласованности целей и задач мероприятия и предпринимаемых действий, детальной организации работы [2]. Чем сложнее по форме, содержанию и количеству участников культурно-просветительское мероприятие, тем серьезнее должна быть подготовка к его проведению. Основные составляющие менеджмента социально-культурных событий - это исследование, разработка, планирование, координация, оценка, организация, контроль, проведение и подведение итогов работы [3]. Создание мероприятия начинается с фазы исследований и разработки проекта [4].

В работе Н.Н. Ярошенко указывается, что организатор обязан уделить должное внимание каждому пункту, чтобы оправдать все желания и ожидания заказчика:

1) планы всех участников, задействованных в организации мероприятия, в том числе партнеров и спонсоров;

2) постановка целей и ожидаемых результатов события, которых хотят достичь партнеры и спонсоры;

3) создание оригинальной идеи, для которой характерен творческий подход воплощения на практике;

4) погружение в опыт организации подобных мероприятий с изучением концепций, визуально-смысловых характеристик и методов постановки мероприятия, которые были организованы ранее;

5) создание четких временных рамок и сроков сдачи мероприятия, включение в рабочий график с учетом целевой аудитории, погодных условий;

6) качественная и количественная оценка всех имеющихся ресурсов (человеческие, материальные, технические, финансовые организационные),

необходимых для проведения запланированного мероприятия и их фиксирование [5].

По мнению Г.А. Аванесовой, разработка мероприятия делится на творческую (составление программы и содержания события в зависимости от цели и задач, потребностей аудитории, ожидаемых результатов) и административную части (создание брифа для участников, организатора и подрядчиков) [6]. Этап разработки связан с постоянным поиском новых идей, которому помогает метод мозгового штурма и mind map (диаграммы связей) [7], а также навыки кросс-культурной коммуникации [8]. На этапе планирования мероприятия решаются конкретные задачи организации, определяются сроки, предпринимаются действия для вызова общественного резонанса, привлекаются специалисты event-агент-ства и проходят переговоры с представителями СМИ.

Отечественный рынок менеджмента и маркетинга в области культуры только развивается, отсюда необходимость повышения уровня профессиональной подготовки деятелей искусства, от которой зависит результат проведения культурно-просветительских мероприятий. На сегодняшний день в России крайне мало специалистов в области организации культурно-просветительских мероприятий. Навыки профессии получают психологи, педагоги и деятели искусства. В России сегодня существует мало курсов, где готовят менеджеров в области культуры и искусства, дисциплина «Менеджмент» не входит в программы подготовки музыкантов-исполнителей, а между тем организация культурно-просветительских мероприятий является частью их работы. Поэтому освоение организационных навыков и технологий менеджмента в процессе практической разработки и реализации конкретных мероприятий выступает условием формирования культурно-просветительских компетенций у будущих музыкантов-исполнителей.

Специфика организации культурно-просветительского мероприятия требует практического освоения навыков и умений. Успех проведения музыкального концерта или праздника во многом зависит от умения разработать общую концепцию, провести подробный анализ потребностей аудитории, определить цели и задачи события, учесть все тонкости и особенности каждого типа мероприятий, навыка планирования бюджета, кадровой политики, обеспечения содержательной и технической составляющих. Чем сложнее формат события, тем более высокую ответственность и большое количество задач берет на себя организатор мероприятия. Музыкант-исполнитель должен обладать творческими и организаторскими способностями, лидерскими качествами, креативным и аналитическим мышлением, внимательностью к деталям, ответственностью, стремлением к получению новых знаний, коммуникативными навыками. Эти качества формируются только в практической деятельности, которая эффективнее теоретической подготовки в процессе освоения навыков организации культурно-просветительских мероприятий.

В настоящее время на государственном уровне происходит активная популяризация культуры в целом, происходит ее «внедрение» в жизнь людей, особенно молодого поколения. Проводятся различные мероприятия, которые делают культурную жизнь города разнообразной и придают ей образовательную и воспитательную ценность. В Москве проходит много популярных мероприятий, в которых посетители приобщаются к художественному наследию прошлого и настоящего: «Ночь в музее», «Библионочь», «Ночь в театре», «Ночь искусств», фестиваль «Круг света» и др. Данные по посещению людьми акций в Москве фиксирует сайт Института социально-культурных программ [9]. Обращаясь к статистическим данным, следует отметить, что акция «Ночь в музее» собирает с каждым годом все больше и больше участников. Это связано с тем, что часто людям просто не хватает свободного времени для посещения музеев, а в день акции в них можно побывать бесплатно и в удобное время. В такие дни мероприятия посещают люди, которые обычно не ходят в музеи и учреждения культуры.

«Ночь в музее» - акция, включающая в себя культурные и образовательные цели, проводимая уже на международном уровне в 42 странах. Она посвящена Всемирному дню музеев, который отмечается 18 мая. Ежегодно в эту дату музеи и культурные учреждения работают допоздна. В связи с пандемией в 2020

году в 14-й раз в столице «Ночь в музее» впервые проводилась в онлайн-фор-мате. Несмотря на это, мероприятие было зрелищным и ярким. С 16 по 17 мая 2020 года в акции приняли участие более 50 столичных галерей и музеев. Организатором акции выступил Департамент культуры города Москвы и агентство «Мосгортур». Событие смогло посетить 849 983 человека, что превысило число участников по сравнению с 2019 годом более чем в полтора раза. Такое событие было впервые в истории.

Онлайн-мероприятия акции были развернуты на официальных порталах галерей и музеев и страницах социальных сетей. Самым посещаемым музеем стал Мемориальный музей космонавтики, в котором мероприятие «60-е: наш космический квартирник» посетило 114 186 человек, а в онлайн-соревновании «Космос vs фантастика» принимали участие 108 332 пользователя Интернета. Среди лидеров оказался и Музей Москвы, театрально-семейный фестиваль которого назывался «Город в окне» и собрал 74 470 участников. Виртуальная выставка «Комикс», «Мастер и Маргарита» и акция «Михаил Булгаков в бумажном кино», проведенная в музее Булгакова, объединили 61 777 посетителей. Онлайн-экс-курсия Музея истории ГУЛАГа собрала 60 385 пользователей портала, а Музей зоопарка - 57 854 человека. Помимо этого, большая посещаемость была отмечена в таких музеях, как Музей-заповедник «Царицыно», Государственный музей А.С. Пушкина, Мультимедиа арт-музей, Музейно-парковый комплекс «Северное Тушино», Музей К.Г Паустовского. Многие мероприятия были предназначены для творческого развития детей [10].

Как показывает обзор мероприятий последних лет, культурно-просветительская деятельность специалистов в области культуры и искусства, в том числе музыкантов-исполнителей, становится все более востребованной. Поэтому с целью развития организационных навыков у музыкантов-исполнителей как условия формирования культурно-просветительских компетенций студенты направлений подготовки «Педагогическое образование» и «Социально-культурная деятельность» на факультете искусств в РГСУ были привлечены к организации и реализации культурно-просветительских мероприятий в рамках освоения профессиональных дисциплин и творческой практики. Студенты принимали участие в подготовке открытия Дома культуры РГСУ, в котором будут проходить концерты музыки разных стилей, литературные и танцевальные выступления, творческие конкурсы и фестивали, вечера КВН и городские праздники.

На первом этапе студенты проводили подробный анализ: определяли целевую аудиторию, изучали интересы публики и возможности учреждения, разрабатывали общую схему мероприятия, уточняли детали процесса организации. На втором этапе происходил процесс творчества: разработка идеи мероприятия; формирование визуальной концепции; проработка детального сценарного плана; составление сметы; подготовка площадки и дизайн-проекта мероприятия; оформление места проведения открытия; подбор необходимого оборудования; подбор персонала: ведущего, звукорежиссера, артистов, фотографа; составление программы, бронирование артистов.

Непосредственно само открытие было третьим этапом проведения мероприятия, полностью порученного обучающимся. В группе были распределены роли, начиная с координатора события, в обязанности которого входил учет каждой детали и контроль точного соответствия сценарию, соблюдения тайминга, работы с аудиторией и приглашенными артистами, действий персонала, создания праздничной атмосферы на протяжении всего мероприятия и т.д. Поскольку все студенты факультета искусств в ходе обучения осваивают навыки творческой деятельности (инструментальное исполнительство, вокал, актерское мастерство и т.д.), то часть ребят была задействована в подготовке художественной программы. Дизайн-проект и визуальную концепцию участники эксперимента разрабатывали совместно со студентами направления подготовки «Дизайн».

В целом студенты своими силами вели подготовку площадки и дизайн-проект мероприятия, оформляли место проведения открытия, подбирали необходимое оборудование, персонал и распределяли роли между собой, заказывали производство сувенирной продукции, составляли программу открытия и вели переговоры с артистами извне. В процессе организации открытия особая роль была отведена оформлению площадки и созданию атмосферы праздника.

При выборе формата мероприятия студентами был сделан выбор в пользу концерта студентов университета, проведения музыкальной викторины, выполнения зрителями конкурсного задания, выдачи призов победителям и проведения выставки об истории развития исполнительского искусства. Открытие -особое событие по поводу запуска нового проекта и формирования репутации учреждения. Поэтому разработчики уделили внимание СМИ и вели переговоры с журналистами местных газет и интернет-источников об освещении мероприятия и публикации репортажей. Также велись переговоры со спонсорами и партнерами. Было запланировано около 400 посетителей открытия Дома культуры.

Вторым мероприятием, которое полностью проводилось студентами с целью практического освоения организационных навыков, стала выставка образовательных услуг в области искусства и культуры, где экспоненты - музыкальные, театральные и хореографические училища, колледжи и вузы - имеют возможность наглядно представить результаты своей деятельности и рассказать абитуриентам о перспективах получения творческого образования. Эффективная организация данного формата - размещение столов с листовками

и брошюрами, экранов для просмотра видеороликов посетителями. Возможен показ презентаций вузов, посвященных программам подготовки и условиям поступления. Например, на российском форуме «Индустрия образования 2020» была осуществлена застройка отдельной зоны для вузов культуры и искусства. Выставку посетило 17 000 педагогов, выпускников школ и их родителей. На этом форуме была создана деловая гостиная, где студентами факультета искусств проводились познавательные и просветительские лекции, демонстрировались творческие достижения выпускников. Транслировались фрагменты концертных выступлений музыкантов, проводились консультации.

Выставка образовательных услуг в области искусства и культуры - эффективное мероприятие для привлечения абитуриентов и продвижения бренда учреждений. Все это возможно при правильном подходе к организации данного события. Для этого необходима соответствующая организация выставочной зоны, выбор формата общения с посетителями, подготовка раздаточных материалов и просветительской программы, оформление места проведения. Студенты факультета искусств РГСУ самостоятельно готовили собственную выставочную зону, тем самым приобретая навыки коллективной работы и переговоров с организаторами мероприятия разных уровней. Участие в таком мероприятии позволило:

- увеличить численность выпускников, знакомых с программами подготовки вуза;

- презентовать новые направления и формы обучения;

- изучить образовательные потребности современного поколения;

- оценить степень заинтересованности в новых программах;

- определить наиболее привлекательные для выпускников профессии.

Студенты также выбирали площадку для проведения; составляли план

мероприятия; анонсировали участие вуза в социальных сетях, на официальном сайте вуза; рассылали информацию руководству школ и колледжей; привлекали посетителей при помощи СМИ; проектировали, монтировали и художественно оформляли стенд вуза, стойки и выставочную зону; разработали фирменный стиль зоны; разработали и напечатали полиграфическую продукцию (листовки, объявления, баннер); сняли видеоролик для «круговой» прокрутки на экране в выставочной зоне; раздавали промо-материал и беседовали с выпускниками; провели торжественное открытие ярмарки - обеспечили музыкальное сопровождение и выступление вокалистов и инструменталистов.

В процессе полной подготовки события, а также во время его проведения внимание студентов обращалось на четкую координацию каждой из составляющих. Подготовка ярмарки была четко определена по целям и результату. Созданию имиджа университета, установлению партнерских отношений и информированию аудитории служила презентация - видеоролик, снятый студентами в ходе реализации проекта. Целью презентации стало пробуждение интереса молодежи к программам подготовки факультета искусств «Педагогическое образование» и «Социально-культурная деятельность».

По завершении процесса развития организационных навыков как условия формирования культурно-просветительских компетенций у будущих музыкантов-исполнителей в практической разработке и реализации мероприятий путем анализа и оценки количественных и качественных показателей результатов работы студентов над проектами (подсчет количества и опрос участников мероприятий для определения степени их удовлетворенности организацией и содержанием событий) были получены следующие результаты:

- оба мероприятия привлекли больше публики, чем планировалось (на открытии побывало больше 600 человек вместо ожидаемых 400; на ярмарке образования было роздано больше 800 рекламных листовок вместо запланированных 500);

- опрос посетителей мероприятий по их окончании показал, что зрителям открытие Дома культуры понравилось (65%), вызвало нейтральные чувства (32%) и не оставило впечатлений (3%), что можно считать успешным проведением; по завершении ярмарки образования каждый четвертый посетитель сообщил, что посетил зону РГСУ и получил раздаточный материал, что говорит о том, что 25% участников получили информацию об образовательных услугах вуза благодаря усилиям организаторов выставки;

- качественными показателям успешности организации и проведения студентами двух мероприятий стала характеристика посетителей концерта и ярмарки в социальных сетях, повышение уровня интереса публики к прошедшим социокультурным мероприятиям, увеличение числа подписчиков YouTube-кана-ла «РГСУ Life».

Проведенное исследование позволило достигнуть цели исследования -доказать эффективность практического освоения организационных навыков у музыкантов-исполнителей как неотъемлемых составляющих культурно-просветительской компетентности деятеля культуры и искусства. Разработка конкретного события здесь и сейчас является условием формирования организационных навыков специалиста, которому в его профессиональной деятельности предстоит разрабатывать и проводить культурно-просветительские мероприятия. Их подготовка представляет собой сложный и многоэтапный процесс, и только пройдя полный цикл организации и проведения события, студенты осваивают профессионально значимые навыки и умения.

Библиографический список

1. Ермаков С.Г, Макаренко Ю.А., Соколов Н.Е. Event-менеджмент: обзор и систематизация подходов к организации мероприятий. Управленческое консультирование. 2017; № 9: 140 - 148.

2. Асанова И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник. Москва: Академия, 2012.

3. Хальцбаур У., Йеттингер Э. Event-менеджмент. Москва: Эксмо, 2007.

4. Герасимов С.В., Тулыинский Г.Л., Лохина Т.Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: учебное пособие: Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2009.

5. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. Москва: МГУКИ, 2013.

6. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие. Москва: Аспект Пресс, 2006.

7. Барлоу Дж., Меллер К. Жалоба - подарок. Как сохранить лояльность клиентов в сложных ситуациях. Москва: Олимп-Бизнес, 2017.

8. Shafazhinskaya N.E., Shcherbinina V.M., Ivanova E.Y., Belyakova T.E., Pereverzeva M.V. Learning about world art culture as a method of forming a universal cross-cultural communication competence. Humanities and Social Sciences Reviews. 2019; № 7 (6): 1225 - 1229.

9. Официальный сайт Московского института социально-культурных программ. Available at: http://www.miscp.ru

10. Pereverzeva M.V., Kats M.L., Ovsyannikova V.A., Aksenova S.S., Yushchenko N.S. Technology and innovation in schoolchildren training: Development of musical and acting skills. Universal Journal of Educational Research. 2020; № 8 (7): 2766 - 2771.

References

1. Ermakov S.G., Makarenko Yu.A., Sokolov N.E. Event-menedzhment: obzor i sistematizaciya podhodov k organizacii meropriyatij. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2017; № 9: 140 - 148.

2. Asanova I.M. Organizaciya kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti: uchebnik. Moskva: Akademiya, 2012.

3. Hal'cbaur U., Jettinger 'E. Event-menedzhment. Moskva: 'Eksmo, 2007.

4. Gerasimov S.V., Tul'chinskij G.L., Lohina T.E. Menedzhmentspecial'nyh sobytij v sfere kul'tury: uchebnoe posobie: Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Lan'», 2009.

5. Yaroshenko N.N. Istoriya i metodologiya teorii social'no-kul'turnojdeyatel'nosti: uchebnik. Moskva: MGUKI, 2013.

6. Avanesova G.A. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost': teoriya i prakiika organizacii: uchebnoe posobie. Moskva: Aspekt Press, 2006.

7. Barlou Dzh., Meller K. Zhaloba - podarok. Kak sohranit' loyal'nost' klientov v slozhnyh situaciyah. Moskva: Olimp-Biznes, 2017.

8. Shafazhinskaya N.E., Shcherbinina V.M., Ivanova E.Y., Belyakova T.E., Pereverzeva M.V. Learning about world art culture as a method of forming a universal cross-cultural communication competence. Humanities and Social Sciences Reviews. 2019; № 7 (6): 1225 - 1229.

9. Oficial'nyj sajt Moskovskogo instituta social'no-kul'turnyh programm. Available at: http://www. miscp.ru

10. Pereverzeva M.V., Kats M.L., Ovsyannikova V.A., Aksenova S.S., Yushchenko N.S. Technology and innovation in schoolchildren training: Development of musical and acting skills. Universal Journal of Educational Research. 2020; № 8 (7): 2766 - 2771.

Статья поступила в редакцию 01.08.21

УДК 378

Anchutina N.V., postgraduate, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THE MEANING OF A MUSICIAN-PERFORMER'S APPLIED COMPETENCE IN THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION. In modern socio-cultural conditions, activities of the musician-performer become extensive and multifaceted: they include performing music, teaching singing or playing the musical instruments, organizing and realizing cultural and educational events, composing or arranging music, working in the media, producing, leading a creative collective, working in popular music genres. Therefore, the future specialist in the field of musical and performing arts needs to possess a variety of professional competencies acquired during the training at a university. However, modern education programs imply that students do not have all the competencies that modern life requires. The task of the study is to determine the degree of readiness of graduates of musical faculties to have professional activities in various fields most in demand in the labor market in Moscow, and to identify areas of activity in which graduates of music faculties themselves would like to work. Results of the study prove the assumption that modern training programs ensure that students master the "traditional" competencies of a musician-performer (pedagogy and performance), while others are not given enough attention. At the same time, students themselves prefer to own a variety of competencies that give them the opportunity to engage in various types of creativity, find their professional path and compete in the labor market.

Key words: musician-performer, professional competencies, musical pedagogics, cultural and education activity, creativity.

Н.В. Анчутина, аспирант, Российский государственный социальный университет, г. Москва, E-mail: [email protected]

ЗНАЧЕНИЕ ПРИКЛАДНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современных социально-культурных условиях деятельность музыканта-исполнителя становится обширной и многогранной: она включает в себя исполнение музыки, обучение пению или игре на музыкальных инструментах, организацию и проведение культурно-просветительских мероприятий, сочинение или аранжировку произведений, работу в СМИ, продюсирование, руководство творческим коллективом, работу в жанрах популярной музыки. Поэтому будущему специалисту в области музыкально-исполнительского искусства необходимо владеть разнообразными профессиональными компетенциями, приобретаемыми в процессе обучения в вузе. Однако современные программы подготовки подразумевают формирование у студентов не всех компетенций, которые требует современная жизнь. Целью исследования стало определение степени готовности выпускников музыкального факультета к ведению профессиональной деятельности в разных областях, наиболее востребованных на рынке труда в Москве, и выявление областей деятельности, в которых хотели бы работать сами выпускники музыкальных факультетов. Результаты исследования доказали предположение о том, что современные программы подготовки обеспечивают овладение студентами «традиционными» компетенциями музыканта-исполнителя (педагогика и исполнительство), в то время как другим уделяется недостаточно внимания. При этом сами обучающиеся предпочитают владеть разнообразными компетенциями, которые дают им возможность заниматься разными видами творчества, найти свой профессиональный путь и конкурировать на рынке труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: музыкант-исполнитель, профессиональные компетенции, музыкальная педагогика, культурно-просветительская деятельность, творчество.

Программы подготовки музыкантов-исполнителей в современных российских вузах (консерваториях, музыкальных факультетах университетов, институтах культуры и искусства) ориентированы большей частью на формирование «традиционных» навыков и умений, необходимых будущему артисту для выступления на сцене, ведения культурно-просветительской и педагогической деятельности [1]. Вместе с тем современная культура открывает перед музыкантом много других возможностей: сочинять или аранжировать произведения в разных стилях, работать в СМИ музыкальным критиком, телеведущим или журналистом, продюсировать музыкальные проекты, руководить творческим коллективом,

работать в области популярной музыки. Студенты вузов ожидают получить реальную возможность для трудоустройства в той области профессиональной деятельности, которая востребована в данный момент и я позволит реализовать их творческий потенциал и обеспечит развитие карьеры.

Профессиональное музыкальное образование имеет целью всестороннее развитие творческих способностей и формирование компетентности в области музыкально-исполнительского искусства. Однако действительно ли выпускники музыкальных вузов и факультетов оказываются готовыми к реальной жизни, конкуренции на рынке труда, требованиям современности, ведению многогранной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.