Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ПРИКЛАДНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЗНАЧЕНИЕ ПРИКЛАДНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкант-исполнитель / профессиональные компетенции / музыкальная педагогика / культурно-просветительская деятельность / творчество / musician-performer / professional competencies / musical pedagogics / cultural and education activity / creativity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н В. Анчутина

В современных социально-культурных условиях деятельность музыканта-исполнителя становится обширной и многогранной: она включает в себя исполнение музыки, обучение пению или игре на музыкальных инструментах, организацию и проведение культурно-просветительских мероприятий, сочинение или аранжировку произведений, работу в СМИ, продюсирование, руководство творческим коллективом, работу в жанрах популярной музыки. Поэтому будущему специалисту в области музыкально-исполнительского искусства необходимо владеть разнообразными профессиональными компетенциями, приобретаемыми в процессе обучения в вузе. Однако современные программы подготовки подразумевают формирование у студентов не всех компетенций, которые требует современная жизнь. Целью исследования стало определение степени готовности выпускников музыкального факультета к ведению профессиональной деятельности в разных областях, наиболее востребованных на рынке труда в Москве, и выявление областей деятельности, в которых хотели бы работать сами выпускники музыкальных факультетов. Результаты исследования доказали предположение о том, что современные программы подготовки обеспечивают овладение студентами «традиционными» компетенциями музыканта-исполнителя (педагогика и исполнительство), в то время как другим уделяется недостаточно внимания. При этом сами обучающиеся предпочитают владеть разнообразными компетенциями, которые дают им возможность заниматься разными видами творчества, найти свой профессиональный путь и конкурировать на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н В. Анчутина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEANING OF A MUSICIAN-PERFORMER’S APPLIED COMPETENCE IN THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

In modern sociocultural conditions, activities of the musician-performer become extensive and multifaceted: they include performing music, teaching singing or playing the musical instruments, organizing and realizing cultural and educational events, composing or arranging music, working in the media, producing, leading a creative collective, working in popular music genres. Therefore, the future specialist in the field of musical and performing arts needs to possess a variety of professional competencies acquired during the training at a university. However, modern education programs imply that students do not have all the competencies that modern life requires. The task of the study is to determine the degree of readiness of graduates of musical faculties to have professional activities in various fields most in demand in the labor market in Moscow, and to identify areas of activity in which graduates of music faculties themselves would like to work. Results of the study prove the assumption that modern training programs ensure that students master the “traditional” competencies of a musician-performer (pedagogy and performance), while others are not given enough attention. At the same time, students themselves prefer to own a variety of competencies that give them the opportunity to engage in various types of creativity, find their professional path and compete in the labor market.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ПРИКЛАДНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Библиографический список

1. Ермаков С.Г, Макаренко Ю.А., Соколов Н.Е. Event-менеджмент: обзор и систематизация подходов к организации мероприятий. Управленческое консультирование. 2017; № 9: 140 - 148.

2. Асанова И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник. Москва: Академия, 2012.

3. Хальцбаур У., Йеттингер Э. Event-менеджмент. Москва: Эксмо, 2007.

4. Герасимов С.В., Тулыинский Г.Л., Лохина Т.Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: учебное пособие: Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2009.

5. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. Москва: МГУКИ, 2013.

6. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие. Москва: Аспект Пресс, 2006.

7. Барлоу Дж., Меллер К. Жалоба - подарок. Как сохранить лояльность клиентов в сложных ситуациях. Москва: Олимп-Бизнес, 2017.

8. Shafazhinskaya N.E., Shcherbinina V.M., Ivanova E.Y., Belyakova T.E., Pereverzeva M.V. Learning about world art culture as a method of forming a universal cross-cultural communication competence. Humanities and Social Sciences Reviews. 2019; № 7 (6): 1225 - 1229.

9. Официальный сайт Московского института социально-культурных программ. Available at: http://www.miscp.ru

10. Pereverzeva M.V., Kats M.L., Ovsyannikova V.A., Aksenova S.S., Yushchenko N.S. Technology and innovation in schoolchildren training: Development of musical and acting skills. Universal Journal of Educational Research. 2020; № 8 (7): 2766 - 2771.

References

1. Ermakov S.G., Makarenko Yu.A., Sokolov N.E. Event-menedzhment: obzor i sistematizaciya podhodov k organizacii meropriyatij. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2017; № 9: 140 - 148.

2. Asanova I.M. Organizaciya kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti: uchebnik. Moskva: Akademiya, 2012.

3. Hal'cbaur U., Jettinger 'E. Event-menedzhment. Moskva: 'Eksmo, 2007.

4. Gerasimov S.V., Tul'chinskij G.L., Lohina T.E. Menedzhmentspecial'nyh sobytij v sfere kul'tury: uchebnoe posobie: Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Lan'», 2009.

5. Yaroshenko N.N. Istoriya i metodologiya teorii social'no-kul'turnojdeyatel'nosti: uchebnik. Moskva: MGUKI, 2013.

6. Avanesova G.A. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost': teoriya i prakiika organizacii: uchebnoe posobie. Moskva: Aspekt Press, 2006.

7. Barlou Dzh., Meller K. Zhaloba - podarok. Kak sohranit' loyal'nost' klientov v slozhnyh situaciyah. Moskva: Olimp-Biznes, 2017.

8. Shafazhinskaya N.E., Shcherbinina V.M., Ivanova E.Y., Belyakova T.E., Pereverzeva M.V. Learning about world art culture as a method of forming a universal cross-cultural communication competence. Humanities and Social Sciences Reviews. 2019; № 7 (6): 1225 - 1229.

9. Oficial'nyj sajt Moskovskogo instituta social'no-kul'turnyh programm. Available at: http://www. miscp.ru

10. Pereverzeva M.V., Kats M.L., Ovsyannikova V.A., Aksenova S.S., Yushchenko N.S. Technology and innovation in schoolchildren training: Development of musical and acting skills. Universal Journal of Educational Research. 2020; № 8 (7): 2766 - 2771.

Статья поступила в редакцию 01.08.21

УДК 378

Anchutina N.V., postgraduate, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THE MEANING OF A MUSICIAN-PERFORMER'S APPLIED COMPETENCE IN THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION. In modern socio-cultural conditions, activities of the musician-performer become extensive and multifaceted: they include performing music, teaching singing or playing the musical instruments, organizing and realizing cultural and educational events, composing or arranging music, working in the media, producing, leading a creative collective, working in popular music genres. Therefore, the future specialist in the field of musical and performing arts needs to possess a variety of professional competencies acquired during the training at a university. However, modern education programs imply that students do not have all the competencies that modern life requires. The task of the study is to determine the degree of readiness of graduates of musical faculties to have professional activities in various fields most in demand in the labor market in Moscow, and to identify areas of activity in which graduates of music faculties themselves would like to work. Results of the study prove the assumption that modern training programs ensure that students master the "traditional" competencies of a musician-performer (pedagogy and performance), while others are not given enough attention. At the same time, students themselves prefer to own a variety of competencies that give them the opportunity to engage in various types of creativity, find their professional path and compete in the labor market.

Key words: musician-performer, professional competencies, musical pedagogics, cultural and education activity, creativity.

Н.В. Анчутина, аспирант, Российский государственный социальный университет, г. Москва, E-mail: [email protected]

ЗНАЧЕНИЕ ПРИКЛАДНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современных социально-культурных условиях деятельность музыканта-исполнителя становится обширной и многогранной: она включает в себя исполнение музыки, обучение пению или игре на музыкальных инструментах, организацию и проведение культурно-просветительских мероприятий, сочинение или аранжировку произведений, работу в СМИ, продюсирование, руководство творческим коллективом, работу в жанрах популярной музыки. Поэтому будущему специалисту в области музыкально-исполнительского искусства необходимо владеть разнообразными профессиональными компетенциями, приобретаемыми в процессе обучения в вузе. Однако современные программы подготовки подразумевают формирование у студентов не всех компетенций, которые требует современная жизнь. Целью исследования стало определение степени готовности выпускников музыкального факультета к ведению профессиональной деятельности в разных областях, наиболее востребованных на рынке труда в Москве, и выявление областей деятельности, в которых хотели бы работать сами выпускники музыкальных факультетов. Результаты исследования доказали предположение о том, что современные программы подготовки обеспечивают овладение студентами «традиционными» компетенциями музыканта-исполнителя (педагогика и исполнительство), в то время как другим уделяется недостаточно внимания. При этом сами обучающиеся предпочитают владеть разнообразными компетенциями, которые дают им возможность заниматься разными видами творчества, найти свой профессиональный путь и конкурировать на рынке труда.

Ключевые слова: музыкант-исполнитель, профессиональные компетенции, музыкальная педагогика, культурно-просветительская деятельность, творчество.

Программы подготовки музыкантов-исполнителей в современных российских вузах (консерваториях, музыкальных факультетах университетов, институтах культуры и искусства) ориентированы большей частью на формирование «традиционных» навыков и умений, необходимых будущему артисту для выступления на сцене, ведения культурно-просветительской и педагогической деятельности [1]. Вместе с тем современная культура открывает перед музыкантом много других возможностей: сочинять или аранжировать произведения в разных стилях, работать в СМИ музыкальным критиком, телеведущим или журналистом, продюсировать музыкальные проекты, руководить творческим коллективом,

работать в области популярной музыки. Студенты вузов ожидают получить реальную возможность для трудоустройства в той области профессиональной деятельности, которая востребована в данный момент и я позволит реализовать их творческий потенциал и обеспечит развитие карьеры.

Профессиональное музыкальное образование имеет целью всестороннее развитие творческих способностей и формирование компетентности в области музыкально-исполнительского искусства. Однако действительно ли выпускники музыкальных вузов и факультетов оказываются готовыми к реальной жизни, конкуренции на рынке труда, требованиям современности, ведению многогранной

профессиональной деятельности? Насколько результаты обучения соответствуют ожиданиям самих студентов и их будущих работодателей? Ко всем ли видам деятельности музыканта-исполнителя, которыми хотели бы заниматься выпускники вузов, они подготовлены? В поисках ответа на эти вопросы было проведено исследование, в ходе которого определялась степень готовности выпускников факультета искусств РГСУ и музыкально-исполнительских факультетов МГИМ им. А. Шнитке к ведению профессиональной деятельности в разных областях, наиболее востребованных на рынке труда, и выявлялись области деятельности, в которых хотели бы работать сами выпускники вуза. Методами исследования послужили теоретический анализ программ подготовки по профилю вокального и инструментального исполнительства с точки зрения формируемых в ходе их освоения профессиональных компетенций, а также анкетирование и интервьюирование студентов вузов - будущих музыкантов-исполнителей. В исследовании приняло участие 76 обучающихся РГСУ и МГИМ.

Понятие «профессиональные компетенции» тесно связано с комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешную адаптацию выпускника к профессиональной деятельности и соответствие предъявляемым к специалисту требованиям. В контексте процесса глобализации в области образования профессиональные компетенции стали частью современной образовательной парадигмы [2; 3]. Различные определения понятия компетенции объединяет фактор интеграции профессиональных знаний, навыков, умений, ценностей и способностей человека к ведению деятельности в той или иной сфере [4]. Однако с развитием всех областей знания, экономики, культуры, искусства и жизни общества меняются как сами виды деятельности, так и требования к специалистам, вызывая необходимость получать новые знания, умения и навыки.

Программы подготовки музыкантов-исполнителей в учреждениях высшего образования главным образом ориентированы на формирование у студентов навыков и умений сольного, ансамблевого или оркестрового исполнения на сцене классической музыки, ведения культурно-просветительской деятельности, обучения игре на инструментах детей и взрослых, а также творческой работы. Однако в центре профессиональных интересов будущих музыкантов-исполнителей находятся и другие виды деятельности, требующие соответствующих компетенций [5]. По завершении обучения многие музыканты сталкиваются с проблемой невозможности решить профессиональные задачи, достичь карьерного роста, реализовать личные устремления и свой творческий потенциал. К тому же со временем они открывают для себя новые виды деятельности, к которым оказываются не готовыми.

Сегодня профессия музыканта охватывает не только разные стили (классика, авангард, поп, рок, джаз, этно-музыка и т.д.), но и разные виды деятельности (исполнение музыки, обучение пению или игре на музыкальных инструментах, организация и проведение культурно-просветительских мероприятий, сочинение или аранжировка произведений, работа в СМИ, продюсирование, руководство творческим коллективом, творчество в области популярной музыки), подготовку к которым современные программы по ряду причин не обеспечивают. С другой стороны, журналисты или продюсеры, руководители творческими коллективами, менеджеры в области культуры и искусства не изучают музыкальную культуру и исполнительское искусство на таком уровне, который им необходим для решения профессиональных задач в указанной области. Таким образом, очевидна необходимость расширения состава профессиональных компетенций, формируемых будущими музыкантами-исполнителями в вузах культуры и искусства [6].

Многолетнее наблюдение за судьбой выпускников факультета искусств РГСУ позволяет утверждать, что лишь один из трех музыкантов-исполнителей по завершении учебы в вузе работает солистом и занимается регулярной концертной деятельностью, тогда как более 1/3 трудоустроены не по основному (сольные и ансамблевые концертные выступления, преподавание в школе или колледже, организация и проведение культурно-просветительских мероприятий), а по смежным профилям (руководство камерным ансамблем, менеджмент или продюсирование музыкальных проектов, управление учреждением культуры, продажа музыкальных инструментов, разработка музыкально-компьютерных программ, работа ведущего программы, журналиста или репортера на телевидении или в печатном издании). Профессия музыканта-исполнителя сегодня требует «обширных знаний и универсальных навыков и умений, которые могут быть применены в различных видах деятельности и жизненных ситуациях» [7].

Анкетирование 76 выпускников факультета искусств РГСУ и исполнительских факультетов МГИМ им. А. Шнитке, целью которого было определение степени готовности будущих музыкантов-исполнителей к ведению профессиональной деятельности в разных областях, наиболее востребованных на рынке труда в Москве, показало, что наиболее подготовленными студенты считают себя к выступлениям на сцене (87%), ведению культурно-просветительской (68%) и педагогической деятельности (65%), наименее же подготовленными - к сочинению или аранжированию музыки в разных стилях, в том числе созданию медиамузыки для радио, телевидения, театра и кино (34%), руководству творческим коллективом (27%), работы в СМИ музыкальным критиком, телеведущим или журналистом (13%), продюсированию музыкальных проектов (10%), творчеству в области популярной музыки (8%).

Данные виды деятельности были выявлены как наиболее востребованные на рынке труда в результате анализа вакансий музыкально-творческой направленности, опубликованных на открытых сайтах «Работа.ру» и «Профи.ру», и

указаны в анкете, первым вопросом которой был следующий: «Считаете ли вы себя готовым к ведению следующих видов деятельности?» Второй вопрос анкеты касался того, к каким видам деятельности, по мнению выпускников, их готовили в течение обучения в вузе. Наибольшее число участников исследования полагало, что они приобретали знания, умения и навыки для исполнительской (73%) и педагогической деятельности (55%); значительно меньшее число опрашиваемых посчитало, что в вузе их готовили к музыкально-творческой (28%) и организационно-управленческой (17%) работе.

Наконец, третий вопрос, включенный в анкету выпускника, касался соотношения теории и практики в процессе формирования профессиональных компетенций, и ответы музыкантов-исполнителей однозначно свидетельствовали о достаточной сбалансированности теории и практики в освоении специальных дисциплин (67%) и отсутствии баланса в курсах дисциплин, обеспечивающих приобретение будущими специалистами прикладных компетенций, дающих возможность музыкантам-исполнителям заниматься разными видами профессиональной деятельности (33%).

Интервьюирование выпускников, целью которого было выявление областей деятельности, в которых хотели бы работать сами выпускники музыкальных факультетов, показало, что музыканты-исполнители по завершении вуза предпочитают заняться следующими видами деятельности (в порядке снижения предпочтения): сольные (83%) и коллективные (в составе ансамбля или оркестра) выступления на сцене (79%), творчество в области популярной музыки (71%), сочинение или аранжировка музыки в разных стилях для радио, телевидения, театра, кино (63%), руководство собственным творческим коллективом (56%), продюсирование музыкальных проектов (51%), музыкальный критик, телеведущий или журналист в СМИ (43%), культурно-просветительская работа (34%), педагогическая деятельность (25%).

Таким образом, очевидно несовпадение результатов обучения музыкантов-исполнителей в вузах культуры и искусства в виде профессиональных компетенций, приобретенных студентами в процессе освоения программы, и ожиданий самих обучающихся, выбирающих виды деятельности, которые требуют владения не основных, а прикладных профессиональных компетенций. Кроме того, помимо профессиональных качеств, музыканту-исполнителю также необходимы коммуникативные способности, умение организовать коллективную творческую деятельность и работать в команде, креативное и проектное мышление, навыки фандрайзинга и продвижения услуг в области культуры и искусства и др.

Причины, по которым выпускники выбирают в первую очередь сольное и коллективное исполнительство, творчество в области популярной музыки, сочинение или аранжировку музыки для радио, телевидения, театра, кино, руководство собственным творческим коллективом и продюсирование музыкальных проектов, имеют субъективный и объективный характер. Субъективными причинами можно считать отсутствие, по мнению самих респондентов, профессионально-личностных качеств, необходимых для ведения той или иной деятельности, отсутствие интереса как результат незнания возможностей профессии, убеждение в том, что именно данные виды деятельности обеспечат успех и высокий уровень заработной платы, а также профессиональную свободу и творческое развитие, неготовность к профессиональным трудностям, высоким требованиям, условиям и обязательствам, предъявляемым к специалистам; объективными -недостаток знаний, умений и навыков, а также практического опыта работы, несоответствие внутренних представлений о профессии и ожиданий обучающихся от полученного образования, актуальность профессии и конкурентоспособность специалиста на рынке труда, а также финансовая привлекательность, «популярность» и «мода» на те или иные виды деятельности (например, работу в СМИ или продюсирование).

Интервьюирование выпускников вузов также показало, что сами студенты стремятся приобрести «одну профессию на всю жизнь», которая обеспечивала бы их при любых социально-экономических изменениях и жизненных перипетиях. И предпочтение ими сольной или ансамблевой исполнительской карьеры, концертно-сценических выступлений, творческой деятельности в области популярной музыки, сочинения или аранжировки произведений для радио, телевидения, театра и кино, должности руководителя творческим коллективом или продюсера музыкальных проектов вызвано актуальностью данных видов деятельности в данный исторический период. Примечательно, что, поступая в вуз и выбирая ту или иную специальность, большинство студентов (57% опрошенных) наперед планирует свое будущее трудоустройство и профессиональную карьеру, тогда как меньшинство (43%) полагается на выбранную специальность и связанные с нею перспективы профессионального роста.

Анализ учебных планов образовательных программ вузов культуры и искусства (факультета искусств РГСУ и исполнительских факультетов МГИМ им. А. Шнитке) позволяет сделать вывод о том, что система музыкального образования недостаточно гибка и современна с точки зрения соответствия требованиям рынка труда и ожиданиям студентов в части приобретаемых навыков и умений, не предоставляет будущим специалистам возможности приобрести универсальные компетенции в области музыкального искусства и смежных с ним сферах, а значит - требует модернизации и совершенствования [6].

Решение вышеуказанной проблемы несоответствия результатов обучения музыкантов-исполнителей и ожиданий самих студентов, а именно - недостаточной подготовки обучающихся к сочинению или аранжировке музыки в разных сти-

лях для радио, телевидения, театра и кино, руководству творческим коллективом, работы в СМИ, продюсированию музыкальных проектов и творчеству в области популярной музыки - видится в пересмотре состава дисциплин общепрофессионального и профессионального блоков и введении современных, актуальных курсов, обеспечивающих формирование необходимых в наши дни музыкантам-исполнителям компетенций. При переходе системы высшего музыкального образования на уровень ФГОС 3++ программы обучения на факультете искусств РГСУ в ученые планы направлений подготовки «Народная художественная культура» и «Социально-культурная деятельность», а также в МГИМ им. А. Шнитке, готовящем исполнителей-вокалистов и инструменталистов в областях народной, классической и эстрадно-джазовой музыки, были введены новые дисциплины «Маркетинг в сфере культуры искусства и образования», «Арт-дирекшн», «Менеджмент в социокультурной сфере», «Фандрайзинг и краудфандинг в социокультурной сфере», «Продюсирование социокультурных программ», «Основы сценарного мастерства» и «Коммуникативная культура руководителя учреждения культуры искусства и образования» с целью формирования следующих компетенций: способность к организации творческо-производственной деятельности и к художественному руководству учреждениями культуры; способность к реализации технологий менеджмента и маркетинга в сфере социально-культурной деятельности; готовность к разработке сценарной основы, постановке и продю-сированию социально-культурных программ (концертов, фестивалей, смотров, праздников и форм массовой деятельности), в том числе с использованием технических средств (световое и сценическое оборудование учреждений культуры); готовность к выступлению в качестве ведущего и исполнителя в творческом проекте; готовность к выявлению и изучению культурных потребностей и запросов участников социально-культурной деятельности, определению основных тенденции её развития; готовность к поддержке современных форм массового художественного творчества, фестивального движения по жанрам искусств.

Важна также профориентационная работа с выпускниками школ и колледжей, консультирование абитуриентов и психолого-педагогическая помощь студентам, проходящим обучение в вузе по выбранной специальности. В процессе обучения студенты часто меняют свое отношение к профессии также по объ-

Библиографический список

ективным и субъективным причинам, и своевременная беседа, рекомендация или совет педагога помогает расширить представления о будущей профессии и возможностях обучающегося, повысить мотивацию, скорректировать ожидания студента от выбранной специальности. Профессиональная подготовка музыкантов-исполнителей должна «жить» не в прошлом, а настоящем и при этом «заглядывать» в будущее, ориентируясь на социально-культурные, экономические и иные изменения в мире, потребности и ожидания студентов, поступающих в вуз для приобретения профессии, которая стала бы прочной основой для полноценной и продуктивной жизнедеятельности и всесторонней творческой самореализации личности [6].

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что профессиональные ориентации студентов-музыкантов изменились и приблизились к современной действительности: с одной стороны, стремление освоить разные виды профессиональной деятельности обусловлено желанием обучающихся удачно трудоустроиться по окончании вуза и достичь карьерного роста, с другой - реальной оценкой собственных способностей, интересов, возможностей и главное -готовности к решению тех или иных профессиональных задач, выражающейся в наличии соответствующих компетенций. Не вызывает сомнений тот факт, что прикладные компетенции музыканта-исполнителя приобретают все большее значение в профессиональной деятельности специалиста, но все еще остаются недооцененными в современной системе высшего профессионального образования. Результатом исследования стало выявление недостаточно высокого уровня подготовки выпускников музыкально-исполнительских факультетов и вузов к ведению профессиональной деятельности в областях, наиболее востребованных на рынке труда и среди самих обучающихся. Современные программы обучения музыкантов-исполнителей обеспечивают овладение студентами «традиционными» компетенциями (исполнительство, педагогика, культурно-просветительская работа), в то время как другим (творческая деятельность, организация, управление и др.) уделяется недостаточно внимания. При этом сами обучающиеся предпочитают владеть разнообразными компетенциями, которые дают им возможность заниматься разными видами творчества, найти свой профессиональный путь и конкурировать на рынке труда.

1. Altwegg R. Soloist - Orchestral Player - Teacher. International Journal of Music Education. 1990; № 15 (1): 9 - 12.

2. Lisbon Starategy-2000. Available at: http://europa.eu/scadplus/glossary/lisbon_strategy_en.htm

3. European Commission. Common European principles for teacher competencies and qualifications. Brussels, 2005. Available at: http://www.seeeducoop.net/education_in/pdf/01-en_principles_en.pdf.

4. Hilden K., Ardila-Mantilla N., Bolliger T., Francois J. C., Lennon M., Reed G., Stolte T., Stone T. Instrumental and vocal teacher education: European perspectives. Amsterdam: Drukkerij Terts, 2010.

5. Переверзева М.В. Профиль удовлетворенности выпускника вуза образовательными программами. Социальная политика и социология. 2020; Т. 19, № 3 (136): 112 - 119.

6. Григорьева Е.И., Переверзева М.В. Оценка результатов обучения в вузе: мнение выпускников. Ученые записки РГСУ. 2020; Т. 19, № 3 (156): 76 - 84.

7. Smilde R. Musicians as Lifelong Learners: Discovery through Biography. Delft: Eburon Academic Publishers, 2009.

References

1. Altwegg R. Soloist - Orchestral Player - Teacher. International Journal of Music Education. 1990; № 15 (1): 9 - 12.

2. Lisbon Starategy-2000. Available at: http://europa.eu/scadplus/glossary/lisbon_strategy_en.htm

3. European Commission. Common European principles for teacher competencies and qualifications. Brussels, 2005. Available at: http://www.seeeducoop.net/education_in/pdf/01-en_principles_en.pdf.

4. Hilden K., Ardila-Mantilla N., Bolliger T., Francois J. C., Lennon M., Reed G., Stolte T., Stone T. Instrumental and vocal teacher education: European perspectives. Amsterdam: Drukkerij Terts, 2010.

5. Pereverzeva M.V. Profil' udovletvorennosti vypusknika vuza obrazovatel'nymi programmami. Social'naya politika i sociologiya. 2020; T. 19, № 3 (136): 112 - 119.

6. Grigor'eva E.I., Pereverzeva M.V. Ocenka rezul'tatov obucheniya v vuze: mnenie vypusknikov. UchenyezapiskiRGSU. 2020; T. 19, № 3 (156): 76 - 84.

7. Smilde R. Musicians as Lifelong Learners: Discovery through Biography. Delft: Eburon Academic Publishers, 2009.

Статья поступила в редакцию 01.08.21

УДК 378 (07)

Kuznetsova N.N., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: [email protected]

ABOUT TYPES OF WORK WITH NEOLOGISMS IN THE COURSE OF MODERN RUSSIAN LITERARY LANGUAGE AT A UNIVERSITY. The article discusses three thematic groups of neologisms, which are currently actively replenished and distributed in the language: "Sphere of Internet Communication", "Creating crafts like a hobby", "Pandemic". The last two groups, although they are very relevant and in demand, are very scarce. In contrast, among neologisms of the first group there is the highest diversity. From the viewpoint of formation of the main part consists of the actual lexical neologisms, among which a large proportion has slang words, and derivational neologisms; and, despite the novelty, there is already a whole word-forming nest. In addition, another task is to determine the most effective types of work with new words in lexicology classes in the course of "Modern Russian Literary Language" in a pedagogical university.

Key words: neologisms, actually lexical neologisms, word-forming neologisms, semantic neologisms, types of work, Internet communications, slang words.

Н.Н. Кузнецова, д-р филол. наук, проф., Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, E-mail: [email protected]

О ВИДАХ РАБОТЫ С НЕОЛОГИЗМАМИ

В КУРСЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

В статье рассматриваются три тематические группы неологизмов, которые в настоящее время активно пополняются и распространяются в языке: «Сфера интернет-коммуникации», «Создание поделок как хобби», «Пандемия». Две последние группы, хотя и являются очень актуальными и востребованными, тем не менее пока очень немногочисленны. В отличие от них, среди неологизмов первой группы наблюдается самое большое разнообразие. С точки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.