Научная статья на тему 'Развитие организационно-экономического механизма и внешнеторговой деятельности предприятий текстильной и швейной промышленности'

Развитие организационно-экономического механизма и внешнеторговой деятельности предприятий текстильной и швейной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ШВЕЙНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ВТО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / САНКЦИИ / TEXTILE INDUSTRY / APPAREL INDUSTRY / EXPORT / IMPORT / WTO / COMPETITIVENESS / GOVERNMENT REGULATION / SANCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бориев А.Э.

В статье рассматривается современное состояние и основные проблемы развития организационно-экономического механизма отрасли текстильной и швейной промышленности в условиях функционирования в ВТО и под влиянием экономических санкций. Разработана модель этапов формирования внешнеторговой деятельности на предприятиях отрасли. Дается оценка роли влияния государства на развитие организационно-экономического механизма. Определяются основные направления государственной поддержки отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING OF THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM AND EXTERNAL ECONOMIC ACTIVITY IN TEXTILE AND CLOTHING INDUSTRY

This article is about the current situation and main problems of development of the organizational and economic mechanism intextile and apparel industry in terms of functioning in WTO and under economic sanctions influence. Developed a model of the stages of formation of the foreign trade activity in industry. Assessed the role of the state ’s influence on the development of organizational and economic mechanism. Identified the main directions of the state support for the industry.

Текст научной работы на тему «Развитие организационно-экономического механизма и внешнеторговой деятельности предприятий текстильной и швейной промышленности»

УДК 339.9

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА И

ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ И

ШВЕЙНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Бориев А.Э., аспирант Национального Института Бизнеса, руководитель службы ВЭД ГАП «Ресурс», e-mail: anzorzu@icloud.com

В статье рассматривается современное состояние и основные проблемы развития организационно-экономического механизма отрасли текстильной и швейной промышленности в условиях функционирования в ВТО и под влиянием экономических санкций. Разработана модель этапов формирования внешнеторговой деятельности на предприятиях отрасли. Дается оценка роли влияния государства на развитие организационно-экономического механизма. Определяются основные направления государственной поддержки отрасли.

Ключевые слова: текстильная промышленность, швейная промышленность, экспорт, импорт, ВТО, конкурентоспособность, государственное регулирование, санкции.

DEVELOPING OF THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM AND

EXTERNAL ECONOMIC ACTIVITY IN TEXTILE AND CLOTHING INDUSTRY

Boriev A., the post-graduate student, National Institute of Business, head of the service of VED GAP «Resource», e-mail: anzorzu@icloud.com

This article is about the current situation and main problems of development of the organizational and economic mechanism intextile and apparel industry in terms offunctioning in WTO and under economic sanctions influence. Developed a model of the stages offormation of the foreign trade activity in industry. Assessed the role of the state's influence on the development of organizational and economic mechanism. Identified the main directions of the state support for the industry.

Keyword: Textile industry, apparel industry, export, import, WTO,competitiveness, government regulation, sanctions.

Развитие внешнеторговой деятельности связано с организационным и экономическим механизмом управления, уровнем подготовки кадров, их квалификацией, маркетинговыми исследованиями. В экономической литературе содержание управления трактуется по-разному.

Н.А. Пиличев считает, что «управление может быть определено как процесс целенаправленного воздействия на какую-либо систему с целью поддержания ее в определенном состоянии или перевода в новое состояние с учетом ее объективных свойств и закономерностей»1.

A.А. Шутьков указывает, что «управление - это звено, где организуются, трансформируются и реализуются экономические законы и закономерности общества, определяются формы организационно-экономических отношений, пропорции развития отраслей народного хозяйства, его региональные аспекты, вырабатываются формы и методы функционирования предприятий и организаций»2.

B.Ч. Федоров, М.Я. Якимов, Н.В. Федорова рассматривают управление как «процесс целенаправленного воздействия субъектов управления на объект управления для достижения желаемых результатов»3.

Ю.Б. Королев под управлением понимает «любую систему, обеспечивающей поддержание ее в определенном состоянии или перевод в новое состояние с присущими данной системе объективными законами и конкретными целями»4.

Исходя из возможности организационных и экономических методов управления, аспекты управления во внешнеэкономической деятельности рассматриваются как деятельность персонала основанная на формирование и использование организационно-экономических механизмов по их оптимизации для повышения конкурентоспособности предприятий текстильной и швейной промышленности в национальных интересах.

Организационный и экономический механизмы находятся во взаимосвязи компонентов или представляют собой сложную систему совокупности различных элементов - организационных, экономических, технологических, связанных между собой подсистем.

Во внешнеторговой деятельности организационные методы управления включают следующие основные направления: управление персоналом, институциональное управление, информационное управление, мотивационное управление (рис.1).

• Управление персоналом (распределения функций между ра-

ботниками, их подготовка и переподготовка);

• Институциональное управление (управление ограничениями и нормами деятельности);

• Мотивационное управление (материальные и моральные стимулы);

• Информационное управление (маркетинговые исследования рынка, управление базами данных).

Исследование особенностей деятельности предприятий отрасли свидетельствует о необходимости использования следующего методического подхода этапов формирования внешнеторговой деятельности: цели; исходя из цели решение задач; маркетинга рынков; разработки стратегии внешнеторговой деятельности; контроль и регулирование эффективности внешнеторговой деятельности (рис. 2).

Отсутствие или неэффективное проявление одного из перечисленных этапов разрушает всю систему модели.

Большое значение в системе управления внешнеторговой деятельностью имеет использование экономических методов ведения бизнеса, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий отрасли.

Управление персоналом

Институциональное управление

Мотивационное управление

Информационное управление

Рис 1 Основные направления организационных механизмом5

CQ

О

к S г*

M H

s s

9) e t!

CQ И Ф

M it

в и M

Л

s s

Щ s

M о

>fl M

s 3"

CQ О «

s M

«J s

О

1Пиличев Н.А. Управление агропромышленным производством. - М.: Колос, 2000 - С.18 2Шутьков А.А. Система управления агропромышленным комплексом. - М.: НИБ. 2005. С.19 3Федоров В.Ч., Якимов М.Я., Федорова Н.В. Из истории менеджмента - М.: ЧеРо - 2004 - С.6 "Королев Ю.Б. Управление в АПК - М.: Колос, 2002 - С.5 5Составлено автором

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №5 2014 | 83

Рис. 2 Модель этапов формирования внешнеторговой деятельности на предприятиях текстильной и швейной промышленности6

Среди проблем развития внешнеторговых отношений в контексте с национальными интересами страны ключевым является повышение роли государства в регулировании экономических отношений, включающее:

- корректировку законодательных и других нормативных документов, направленных на оптимизацию внешнеторговых отношений;

- финансовую поддержку модернизации производства с использованием налоговых, кредитных и других инструментов;

- создание условий для добросовестной конкуренции;

- разработку эффективных механизмов, снижающих отток капитала в зарубежные страны.

Развитию предприятий текстильной и швейной промышленности с учетом совершенствования внешнеторговых отношений должно способствовать:

- создание рынка сбыта продукции в сочетании с модернизацией собственного производства;

- оптимизация механизмов государственного управления и регулирования с хозяйственными органами регулирования и внешнеторговыми структурами;

- формирование внутреннего и внешнего рынка по сбыту продукции и материально-технического обеспечения через экономические инструменты;

- маркетинговое исследование рынка и мониторинг экономических инструментов;

- создание экономически обоснованных инструментов государственного и хозяйственного регулирования между субъектами рыночных отношений, направленных на увеличение эффективности экономики предприятий, инновационных и инвестиционных процессов, направленных на повышение конкурентоспособности продукции (рис. 3).

В современных условиях бизнеса с учетом требований ВТО и наложенными на страну санкциями основными задачами государства следует считать: первое - создание условий при которых предприятия были заинтересованы в модернизации производства; второе - оптимизации внешнеторговых отношений с ориентацией на обширное импортозамещение; третье - формирование эффективных экономических инструментов, способствующих активизации инновационных процессов. Необходимо, чтобы механизмы государственного регулирования и управления, в текстильной и швейной промышленности включали следующие направления:

1. В области нормативно-правового обеспечения. Принятие нормативно-правовых актов по реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года с разработкой механизма ее осуществления и оптимизации внешнеторговых отношений. Требуется корректировка Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» . В части организационных вопросов установления условий проведения процедур банкротства, возникающие при неспособности должника расплатиться в полной мере в срок по обязательствам.

2. В области налоговой политики. Корректировка налоговой политики должна быть направлена на модернизацию предприятий отрасли, формировании эффективной системы внешнеторговых отно-

шений по развитию инновационных и инвестиционных процессов, путем использования налоговых льгот в формах: частичного освобождения предприятий текстильной и швейной промышленности, производящих продукцию для внутреннего и внешнего потребления, от налогообложения на прибыль; освобождение предприятий от налогов на имущество нового оборудования на модернизационный период. Снижение налоговой ставки на прибыль определяет размеры собственных финансовых ресурсов, которые предприятия могут направить на модернизацию и развитие НИОКР.

3. В области кредитной политики. В настоящее время большинству предприятиям отрасли катастрофически не хватает дешевых кредитов для модернизации производства, обновления основных фондов, проведения научно-исследовательских работ и ведения расширенного воспроизводства. Необходимо введение льготного кредитования для активизации инновационных процессов с процентной ставкой не более 5-7% годовых, что будет стимулировать модернизацию производства.

4. В области таможенно-тарифной политики. Во внешнеторговых отношениях, деятельности страны в ВТО и под условием санкций, таможенно-тарифная политика имеет особое значение, являясь одним из основных механизмов по защите внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции. За годы социально-экономических преобразований низкие таможенные тарифы на готовую продукцию не способствовали развитию предприятий текстильной и швейной промышленности. Следует повысить тарифные импортные пошлины на готовую продукцию при снижении их на новое оборудование и технологии, способствующие повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

5. В области ценообразования. При либерализации экономики в стране произошли перекосы в ценообразовании. В наиболее выгодном положении оказались сырьевые отрасли, взвинчивающие цены на топливо и электроэнергию. Государство должно принимать меры, сдерживающие их экономически необоснованный уровень. Оптимизация в регулировании цен на энергоносители и сырье будет являться базой для оживления инвестиционной и инновационной активности предприятий отрасли.

6. В области научно-технической политики. Необходимо пересмотреть механизм стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций на основе их финансовой поддержки. Создание системы приоритетов развития науки и техники представляет собой решение комплекса задач, учитывающих: внешнеторговую деятельность, национальную безопасность, социальную стабильность, экологическое состояние, состояние отечественной экономики и здравоохранения и др. Для отрасли приоритетными направлениями следует считать: разработку новой техники и технологий, направленных на производство новой конкурентоспособной продукции, развитие инновационного менеджмента.

7. В области привлечения иностранных инвестиций. Целесообразно оптимизировать привлечение иностранных инвестиций в новое оборудование, технологии, «ноу-хау» на базе импортных закупок, создания совместных предприятий с иностранным капиталом. Необходимо повышать международную инвестиционную привлекательность путем предоставления налоговых льгот, пони-

84 ТЯЛШРОЯТ БШТКЕББ Ш ЯШБТЛ | №5 2014 |

Государственные органы регулирования и управления Хозяйственные органы регулирования и управления

Мониторинг экономических инструментов ^ у Маркетинговые исследования сынка

Рис. 3. Модель системы государственного регулирования и

жения ставки с регрессивной шкалой единого социального налога, государственными гарантиями защиты бизнеса и совершенствованием патентного права.

Меры государственного регулирования должны быть направленны на защиту внутреннего рынка и производителей, включающие:

• развитие кооперации интеграции, с созданием совместных предприятий и кластеров;

• инновационную поддержку через предоставление налоговых льгот и каникул, дешевых банковских кредитов, увеличение прямого субсидирования;

• улучшение организации управления внешнеторговой деятельностью.

В совокупности с государственными механизмами регулирования, должны более широко использованы внутренние ресурсы, включающие следующие направления:

• активизацию маркетинговых исследований;

• управление инновационной активностью;

• развитие внешнеторговых отношений;

• формирование международных кооперативных и интеграционных структур;

• подготовка и переподготовка кадров;

• развитие хозяйственных отношений.

Внутренние механизмы регулирования предприятий текстильной и швейной промышленности должны учитывать постоянно меняющиеся факторы внешней среды. Элементам такого меха-

саморегулирования рынка текстильнои и швейной продукции'

низма необходимо обладать свойствами подвижности, гибкости и регулируемости для обеспечения оперативного реагирования предприятий с целью обеспечения их устойчивого развития, повышения конкурентоспособности.

Таким образом, из всего спектра направлений государственной поддержки к наиболее важным следует отнести: целевое регулирование экономически обоснованных цен на энергоресурсы; льготное кредитование; корректировка налоговой системы (снижение налогов на добавленную стоимость, введение налоговых льгот на модернизацию); расширение системы субсидирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, новых технологий; корректировку таможенной политики снижением таможенных пошлин на импорт высокотехнологичного оборудования и повышением на готовую продукцию.

Литература:

1. Федеральный закон от 26.10.2002 Ш27-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации 28.10.2002, №43, ст.4190

2. Пиличев Н.А. Управление агропромышленным производством. - М.: Колос, 2000 - С.18

3. Шутьков А.А. Система управления агропромышленным комплексом. - М.: НИБ. 2005. С.19

4. Федоров В.Ч., Якимов М.Я., Федорова Н.В. Из истории менеджмента - М.: ЧеРо - 2004 - С.6

5. Королев Ю.Б. Управление в АПК - М.: Колос, 2002 - С.5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6Составлено автором 7Составлено автором

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №5 2014 | 85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.