Научная статья на тему 'Проблемы развития внешнеторговой деятельности предприятий текстильной и швейной промышленности'

Проблемы развития внешнеторговой деятельности предприятий текстильной и швейной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
756
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВО / КРИЗИС ОТРАСЛИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / MARKET RELATIONS / FOREIGN-ECONOMIC ACTIVITY / PRODUCTION / CRISIS OF INDUSTRIES / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казначеева Мария Евгеньевна

В статье рассмотрена динамика развития текстильной и швейной отраслей промышленности России в период перехода к рыночным отношениям. Выявлены существующие проблемы, рассмотрено участие государства и отраслевых союзов в судьбе успешного развития отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE FOREIGN TRADE ACTIVITY OF THE ENTERPRISES TEXTILE AND THE CLOTHING INDUSTRY

Development dynamics of Russian textile and clothing industry in time to change to market relations is considered in the article. Existing problems are revealed, participation of the government and the branch unions in destiny of successful development of branches are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития внешнеторговой деятельности предприятий текстильной и швейной промышленности»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ШВЕЙНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Казначеева Мария Евгеньевна, аспирантка Национального Института Бизнеса.

Место работы: ООО «Галерея Монмартр»

Контакты автора: e-mail: kaznacheeva@bk.ru

Аннотация. В статье рассмотрена динамика развития текстильной и швейной отраслей промышленности России в период перехода к рыночным отношениям. Выявлены существующие проблемы, рассмотрено участие государства и отраслевых союзов в судьбе успешного развития отраслей.

Ключевые слова: рыночные отношения, внешнеторговая деятельность, производство, кризис отрасли, государственное регулирование.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE FOREIGN TRADE ACTIVITY OF THE ENTERPRISES TEXTILE AND THE CLOTHING INDUSTRY

Kaznacheeva Maria, graduate student of National Institute of Business.

Place of employment: Montmartre Gallery LTD.

Contacts of the author: e-mail: kaznacheeva@bk.ru

Annotation. Development dynamics of Russian textile and clothing industry in time to change to market relations is considered in the article. Existing problems are revealed, participation of the government and the branch unions in destiny of successful development of branches are considered.

Keywords: market relations, foreign-economic activity, production, crisis of industries, government regulation.

При переходе на рыночные отношения предприятия текстильной и швейной промышленности стали активными участниками внешнеторговой деятельности, которая признана одним из приоритетных направлений их развития. Основная задача для предприятий и государства на сегодняшний день - налаживание экономических связей и восстановление сырьевой базы, а так же преодоление технологической отсталости отрасли.

Однако, по сравнению с развитыми странами, рынок легкой промышленности России наиболее уязвим, и ему не уделяется должного внимания. Например, по данным МИНПРОМТОРГа, В США текстильная и швейная промышленность занимают 3 и 4 позиции (после пищевой и табачной отраслей), для сравнения, в России данное направление занимает последние 10 и 12 места из 13 обрабатывающих отраслей экономики. По данным Федеральной службы статистики, удельный вес российской текстильной и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции, составляет 1,8% (1,2% в доходной части бюджета), в то время как в Турции она равна 20%, в Китае и Италии - более 13%.

Россия все еще считается текстильной державой по производственным мощностям, но использует их не достаточно эффективно. Согласно официальной статистики, Россия в производстве шерстяных тканей задействовала только 17% своих мощностей, в трикотажном и обувном направлении 28%, чулочноносочном - 49%, в производстве хлопчатобумажных тканей - 54%. 1

Из-за недостаточного внимания к развитию отрасли со стороны государства, существовавшие проблемы усугубились в 2008 году в связи с мировым финансовым кризисом, который наложил отпечаток на функционирование действующих предприятий, устоявших в сложных условиях 90-х годов пришлого века. Это обусловлено возникшими трудностями, связанными с привлечением банковских кредитов с одной стороны, и падением спроса в связи с вынужденным сокращением рабочих и специалистов в других отраслях промышленности - с другой стороны. Без внедрения новых технологий отрасль не сможет и дальше конкурировать с иностранными фирмами на внешнем и на внутреннем рынке без серьезного участия в развитии отрасли со стороны государства.

По данным Минпромторга, проводящего статистические исследования, в январе-апреле 2009 года индекс производства (к январю-апрелю 2008 года) составил в текстильном производстве - 73,9%, в производстве одежды; выделке и крашении меха - 87,9%.

Согласно данным статистики, опубликованной ФТС России, импорт текстиля, текстильных изделий и обуви в январе-марте 2009 года составил 90% (к январю-марту 2008 года). Снижение импорта способствует укреплению отечественных предприятий на российском рынке, сдерживает развитие производства наших предприятий только нехватка средств на закупку сырья (хлопок, кожа, шерсть). Но при этом стоит учитывать, что снижение импорта также идет на фоне мирового кризиса, когда многие компании, размещавшие заказы на производство текстильной и швейной промышленности обанкротились и не смогли оплатить свои заказы зарубежным партнерам2.

По результатам исследований Минпромторга, тенденция к снижению объемов выпуска прекращена. Показатели производства, сводные индексы цен производителей промышленных товаров в текстильном и швейном производстве в апреле 2009 года по отношению к марту 2009 года составили 100,3%, к декабрю 2008 года - 104,5%.. 3

На фоне сложившейся ситуации: жесткой конкуренции в отрасли, снижением покупательской способности населения, сокращения затрат на производство возросли и требования к отраслям текстильной и швейной промышленности. Специалисты комплексно и более пристально изучают существующие проблемы и влияние на их внутренних и внешних факторов и предлагают решение этих вопросов. Затрагиваются проблемы увеличения объемов производства с учетом интересов страны и основных направлений развития. При этом, принимаются во внимание условия глобализации и создания конкурентных преимуществ

1 Пояснительная Записка к Плану мероприятий по развитию легкой промышленности на 2006-2008 годы (Минпромэнерго России) по данным РОСЛЕГПРОМ. 2006

2 По данным ФТС России «Экспорт-импорт России важнейших товаров в январе-марте 2009 года»

3 По данным МИНПРОМТОРГа России, «Справка о состоянии промышленного производства и розничной торговли в январе-марте 2009 года» от 27.04.2009

Бизнес в законе

1 '2010

для производственных предприятий, как за рубежом, так и на территории России, учитываются процессы функционирования внутреннего рынка, как потенциальной площадки для торговли качественным импортным товаром. В ходе изучения вопроса были названы основные проблемы, тормозящие развитие отраслей текстильной и швейной промышленности, это:

- изношенность основных фондов предприятий,

- слабые маркетинговые программы и плохая изученность потребительских предпочтений,

- недостаточность финансирования,

- низкая степень инноваций,

- преобладание дешевого импорта готовых изделий на отечественном рынке.

Эти проблемы, ввиду тесной взаимосвязи легкой промышленности с другими отраслями, необходимо решать при участии государства, так как необходим всесторонний подход и контроль за осуществлением поставленных задач. Вмешательство государства в развития легкой промышленности обусловлено так же масштабностью разрабатываемых в настоящее время федеральных программ, с тем, чтобы рационально и экономно использовать выделенные средства и обеспечить комплексный подход к реализации программ. Поэтому, на государственном уровне должны решаться следующие задачи:

формирование жесткой протекционистской политики, направленной на формирование межрегионального и международного товарного рынка и его инфраструктуры;

- внесение изменений в законодательную базу в сфере производства, экспорта и импорта, тарифнотаможенного и налогового регулирования урегулирования внутренних отношений производителя и торговли и контроль их исполнения, а так же создание необходимых условий для предприятий во внешнеторговой деятельности. В рамках этой программы необходимо так же проработать государственную систему защиты отечественных товаропроизводителей от «теневого» производства и не санкционированного импорта;

- обеспечение поддержки инновационных процессов, технического перевооружения и модернизации производства, финансирования научных исследований и разработок в соответствии с принятыми государством приоритетами в области науки и техники, которая возможна только при государственном системном подходе к управлению финансовыми ресурсами;

- создание и регулирование работы современного логистического хозяйства, а также информационных систем, требующих больших капиталовложений на уровне государства.

Безусловно, участие государства в судьбе отраслей текстильной и швейной промышленностей оказывает огромное влияние на результат их деятельности. Одной из мер со стороны государства может быть предоставление им приоритета при проведении конкурсов на размещение государственного оборонного заказа.

Кроме государства, регулированием деятельности в текстильной и легкой промышленности занимается Союза Российских Производителей и Экспортеров товаров легкой и текстильной промышленности ("Союз-легтексэкспорт"), в состав которого входят текстильная и швейная промышленность. Союз был создан для поддержки отрасли во внешнеэкономической деятельности и промышленном производстве и координации работы российских предприятий взамен министерства, ранее курировавшего эти вопросы.

Среди основных задач "Союзлегтексэкспорта" - содействие российским предприятиям в выпуске экспортоориентированной и импортозамещающей продукции; упорядочение экспортно-импортных тарифов, обоснование квот, оформление лицензий, оказание помощи по сертификации и другие организационные вопросы.

Союз активно сотрудничает с предприятиями отрасли по вопросам осуществление лизинга, франчайзинговой деятельности. Проводит также маркетинговые исследования, принимает участие во многих важных международных, федеральных и региональных выставках и ярмарках.

Для ориентации российских предприятий в рыночных условиях Союз оперативно обеспечивает их актуальной информацией, полученной из первоисточников, дополняя ее аналитикой: сопоставительным анализом состояния рынка в динамике, тенденцией развития отрасли с учетом внутренней и внешней конъюнктуры, прогнозов по товародвижению.

Предприятия текстильной и швейной промышленности России масштабны и связаны коммерческими отношениями между собой и с другими отраслями, а так же связями с мировым сообществом. Координация работы этих предприятий и формирований строго регламентируется государством и всю ответственность за деятельность этих отраслей в системе российского хозяйства так же несет Государство. Поэтому, понимая всю ситуацию, которая сложилась в легкой промышленности, министерством промышленности и торговли России была разработана «Стратегия развития легкой промышленности до 2020 года» утвержденная правительством в июне 2009 года, где были обозначены задачи для первоочередного решения:

- повышение конкурентного уровня материальнотехнической базы, используя техническое перевооружение и модернизацию производства, внедряя передовые технологии, обеспечивающих активное использование инновационной деятельности предприятий, импортоза-мещение, снижение технологической и товарной зависимости отрасли от зарубежных стран;

- обеспечение экономической эффективности производства, существенного роста производительности труда, экологической безопасности технологических процессов и продукции, ресурсосбережения, повышение культуры производства;

- повышение конкурентоспособности и увеличение объемов выпуска наукоемкой продукции для населения;

- усиление борьбы с теневым производством и нелегальным импортом с целью доведения доли российских товаров на внутреннем рынке к 2020 году до 51%, повышение экономической и стратегической безопасности государства;

- обеспечение к 2020 году роста экспорта продукции в 4,0 и более раз, объем которого может составить свыше 3,5 млрд. долл. США, вовлечение организаций легкой промышленности в международное разделение труда;

- разработка эффективных механизмов стимулирования инвестиционной активности, повышения эффективности НИОКР и развитие наукоемких производств, переход отрасли на субконтрактную модель производства, привлечения инновационных фондов развития и иностранных инвестиций;

- создание основы для углубления процессов кооперации, интеграции и развития межтерриториальной и межотраслевой организации взаимодействия субъек-

тов науки, промышленности и малого предпринимательства;

- формирование цивилизованного потребительского рынка и рыночной инфраструктуры, развитие межрегиональной и межотраслевой товаропрово-дящей сети, коммерческих связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;

- развитие системы образования для подготовки и переподготовки рабочих, менеджеров и управленческих кадров, способных грамотно ориентироваться в условиях открытого рынка;

- оказание государственной поддержки на конкурсной основе в реализации высокоэффективных пробных инвестиционных и инновационных мега-проектов по реорганизации производства и выпуску продукции нового поколения;

- обеспечение финансирования научных исследований и разработок в соответствии с принятыми государством приоритетами по развитию в области науки и техники;

- законодательное обеспечение устойчивого поло-

жения отечественных производителей на внутреннем рынке, совершенствование таможенной и кре-

дитной политики, стимулирование экспорта продукции;

- создание межведомственной комиссии по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией и усилению таможенного контроля, по внесению изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в те его нормы, которые непосредственно направлены на правовое регулирование внешнеэкономических сделок купли-продажи товаров, в которых выражены результаты права интеллектуальной собственности.

Все действия участников рынка, связанного с текстильной и швейной промышленностью должны быть направлены на обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации, этим является создание благоприятной конкурентной среды для отечественных производителей за рубежом и формирование отечественного рынка для импортной продукции высокого качества. Так же развитие легкой промышленности связано с развитием экономических связей и восстановлением прежней сырьевой базы и формированием новой, основанной на новых разработках в области текстильной и швейной промышленности, а так же преодолением технологической отсталости отрасли.

Поставленные задачи осуществимы при грамотном руководстве, контроле за выполнением поставленных задач и своевременном финансировании, при использовании явные конкурентные преимущества таких как более дешевые по сравнению с Западом энергоресурсы, землю, профессиональные кадры, которые еще сохранились, мы можем добиться хороших результатов в реализации поставленных задач.

Список литературы:

1. Кураев А. Н., Текстильная и легкая промышленность России от зарождения до наших дней. - М., 2003,

- 110 с.

2. МАДИЯРОВА Д.М. Стратегия формирования вне-шеэкономической деятельности. - Алматы: Экономика, 1999,-184 с.

3. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, «Справка о состоянии промышленного производства и розничной торговли в январе-марте 2009 года» от 27.04.2009

4. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации Проект « Стратегия развития Легкой промышленности России на период до 2020 года».

- М.: 07.2009

5. Минпромэнерго России, «Пояснительная Записка к Плану мероприятий по развитию легкой промышленности на 2006-2008 годы, по данным РОСЛЕГПРОМ. -М.: 2006

6. Постановление Совета Министров СССР N 197 от 14 марта 1966 г. «О плане организационных мероприятий по переводу промышленности на новую систему планирования и экономического стимулирования» // СПП СССР. 1966 г. N 6. Ст. 62.

7. Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1987 г. N 1264 «О приведении условий хозяйствования объединений, предприятий и организаций системы министерства легкой промышленности СССР, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, в соответствие с законом СССР о государственном предприятии (объединении).

8. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993 - 896 с.

9. ФТС России, Статистика «Экспорт-импорт России важнейших товаров в январе-марте 2009 года» 06.05.2009.

РЕЦЕНЗИЯ

Актуальность статьи не вызывает сомнений, т.к. в ней рассмотрен широкий спектр проблем, сдерживающих повышение эффективности производства в исследуемых отраслях. Для обоснования рекомендаций по налаживанию внешнеторговой деятельности проанализированы существующие способы ее регулирования, предложены направления их решения.

Автором проведена большая аналитическая работа по изучению процесса развития внешнеторговых отношений отрасли в контексте существующих структур управления государством и влияния их на показатели повышения эффективности производства. Рассмотрен передовой опыт западных стран - участников внешнеторговой деятельности отечественной и швейной промышленности. Существующие проблемы рассмотрены комплексно и предложены варианты решения этих проблем при участии государственных и частных структур.

Научная статья М.Е. Казначеевой «Проблемы развития внешнеторговой деятельности предприятий текстильной и швейной промышленности» соответствует всем требованиям, предъявленным к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации в открытой печати.

Научный руководитель, Заведующий кафедрой Экономики и управления НИБ На предприятии д.э.н., профессор Миронова Н.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.